Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ'

РОЛЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирзаева Н.А., Мирзаева Ш.Р., Минаварова Ш.А.

Статья посвящена проблемам новой и активно развивающейся отрасли психологии - психологии здоровья.В частности, рассматриваются роль позитивного мышления в данной отрасли. Автор подчеркивает, что психология здоровья претендует на изучение всех составляющих факторов здоровья в целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POSITIVE THINKING IN THE PSYCHOLOGY OF HEALTH

The article is devoted to the problems of the new and actively developing branch of psychology - the psychology of health. In particular, the role of positive thinking in this industry is considered. The author emphasizes that the psychology of health claims to study all the components of health factors in integrity.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ»

струйных вентиляторов следует рассчитывать сопротивление и турбулентность, вызываемых обтеканием балок и других препятствий. Надо отслеживать, чтобы количество вовлекаемого в движение воздуха не превышало возможности вентиляторов дымоудаления. Надо увязывать их расположение со спринклерными головками системы пожаротушения автостоянки, чтобы минимизировать влияние воздушных потоков на контур разбрызгивания воды. И еще множество факторов, на которые производители струйных вентиляторов пока не дают никаких рекомендаций.

Для широкого внедрения струйных вентиляторов в нашей стране целесообразным представляется строительство экспериментальной автостоянки, оснащенной струйными вентиляторами, и проведение на ней полного цикла испытаний. Если эти испытания покажут эффективность использования струйных вентиляторов для противодымной защиты автостоянок, можно будет рассмотреть вопросы нормативного обеспечения использования струйных вентиляторов.

Использованные источники:

1. Свод правил: СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности. - M: ФГБУ ВНИИПО МЧС России,2013. - С. 13;

2. Р НП «АВОК» 7.6-2013. Определение параметров продольной системы вентиляции автодорожных тоннелей. - Введ. 2013-05-23 - С. 10

Мирзаева Н.А. старший преподаватель Мирзаева Ш.Р. старший преподаватель Минаварова Ш.А.

студент ТашПМИ Узбекистан, г. Ташкент РОЛЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация: Статья посвящена проблемам новой и активно развивающейся отрасли психологии - психологии здоровья.В частности, рассматриваются роль позитивного мышления в данной отрасли. Автор подчеркивает, что психология здоровья претендует на изучение всех составляющих факторов здоровья в целостности.

Ключевые слова: психология здоровья, психосоматические болезни, позитивная психология, проактивность.

Mirzaeva N.A., senior teacher TashPMI, Tashkent, Uzbekistan MirzaevaSh.R., senior teacher TashPMI, Tashkent, Uzbekistan Minavarova Sh.A, student TashPMI, Tashkent, Uzbekistan THE ROLE OF POSITIVE THINKING IN THE PSYCHOLOGY OF

HEALTH

Abstract: The article is devoted to the problems of the new and actively developing branch ofpsychology - the psychology of health. In particular, the role of positive thinking in this industry is considered. The author emphasizes that the psychology of health claims to study all the components of health factors in integrity.

Keywords: psychology of health, psychosomatic diseases, positive psychology, pro-activity.

На сегодняшний день, психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся отраслью психологии. Данная отрасль определяется как наука о психологических причинах и факторах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления, профилактики и развития. Она сформировалась на стыке психологии и валеологии и все же в большей степени связана с медицинской психологией, в рамках которой может выступать в качестве отдельного направления. Также, психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти.

Психология здоровья охватывает разделы психогигиены и психопрофилактики, поскольку не ограничивается целью предупреждения развития заболеваний, а ориентирована на цели совершенствования. Задачей указанного направления является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Согласно, психологии здоровья физическое состояние здоровья или болезни определяется не только биологическими процессами, но и такими факторам как:

- психологические - психоэмоциональное состояние, выраженные черты акцентуациихарактера,образ мыслей, восприимчивость и мировоззрение.

- поведенческие - образ жизни, наличие здоровых или вредных привычек, типы реагирования и поведенческие стереотипы и т.д.

- культурные - социальная среда, этническая принадлежность, менталитет.

Понятие «здоровье» для большинства ассоциируется в основном с телом, с физическим состоянием. Для того, чтобы быть здоровыми люди стараются правильно питаться, ведут ЗОЖ, занимаются спортом. А культуру мыслей, эмоций, взаимоотношений с окружающим миром, как правило, не учитывают. Но зачастую именно разрушительные, негативные и деструктивные мысли, чувства, неправильное отношение к себе и

окружающим, к самой жизни являются причиной многих и многих заболеваний. Как мы знаем, наше здоровье, во многом зависит от наших эмоций и мыслей. Сначала у нас портится настроение, нами завладевает тоска, депрессия или злость на весь мир, а потом, если мы каким -то образом не справимся с нашими эмоциями, они начинаются разрушать наше тело. Так появляется стенокардия, астма, гипертония, артрит и много других заболеваний. Статистика говорит нам о том, что больше 50% посетителей сегодняшних поликлиник - это люди, у которых сначала нарушается психика, а потом психика начинает разрушать их организм. Психосоматические заболевания, такие как язвенная болезнь, гипертония, псориаз, мигрень, сахарный диабет и т. д. все они имеют психогенный фактор своего развития. В этой связи, психология здоровья претендует на изучение всех составляющих здоровья в целостности. В последние годы отмечается проникновение идей позитивной психологии в психологию здоровья (3). Одним из основных теоретических и прикладных вопросов встает проблема изучения личностных факторов, создающих потенциал для полноценного развития личности, успешного преодоления ею трудных жизненных обстоятельств(4) преодоления последствий соматических заболеваний и физических травм (5), формирования здорового образа жизни, полноценного функционирования в разные периоды онтогенеза (в том числе, в пожилом возрасте). Круг проблем действительно широк, и без всеобъемлющего учета роли личностных ресурсов в психологии здоровья, не возможны в полной мере ни психогигиена, ни психопрофилактика, ни психологическая коррекция. Одним из ключевых показателей здоровья и гармоничного развития личности является проактивность (1). Проактивность представляет собой устойчивую характеристику зрелой личности, проявляющуюся в следующих направлениях:

а) в самодетерминированном поведении, т.е. поведении, обусловленном внутренними побуждениями личности, а не внешними стимулами;

б) в способности эффективно противостоять ситуациям и требованиям среды, которые потенциально могут вызвать дистресс;

в) в умении прогнозировать наступление определенного жизненного события, а также выстраивать поведенческие стратегии, ориентированные на будущее;

г) в способности ставить долгосрочные цели и стремиться к их достижению;

д) в готовности активно воздействовать на условия среды в противоположность пассивному приспособлению. К критериям и параметрам проактивности относятся: антиципация, саморефлексия, умение свободно выражать и проявлять себя в общении и деятельности, уверенность в себе, решительность, контроль эмоциональных реакций, постановка личностно-значимых целей и управление их достижением, стратегическое планирование, активное воздействие на обстоятельства жизни, поддержание

физического здоровья, стрессоустойчивость и личностный иммунитет, прочность взглядов, убеждений и системы ценностей вне зависимости от меняющихся условий и мнений окружающих и принятие ответственности за свои поступки. Тем не менее, приведенные выше критерии проактивного поведения, отвечают запросам позитивной психологии и формируют систему аспектов, через которые следует рассматривать психологическое здоровье.

Понятие «профессиональное здоровье» интегрирует сложные взаимоотношения человека со средой, и интерес к данной проблеме в мировом научном сообществе с каждым годом становится все более заметным. Целью нового научного направления является использование психологических знаний для улучшения качества профессиональной жизни, обеспечения безопасности профессиональной деятельности, повышения ее эффективности, а также сохранения и укрепления здоровья и психологического благополучия работающих людей. Как следствие, в рамках психологии профессионального здоровья активно развивается позитивная психология профессионального здоровья. Объектом исследований и практики нового направления являются сильные стороны человека, его здоровье и оптимальное функционирование, а также возможности достижения благополучия на уровне конкретной личности, группы или организации в целом. В круг интересов позитивной психологии профессионального здоровья входят исследования увлеченности работой; психологического благополучия; психологического капитала; счастья в деятельности и состояния «потока»; внутренней мотивации и самодетерминации и другие. При этом основной идеей позитивной психологии профессионального здоровья, на наш взгляд, является не столько формирование нового теоретического подхода, сколько изменение «повестки дня» и перенос акцентов с негативных и проблемных аспектов профессиональной деятельности на изучение источников субъективного благополучия человека в жизни. Ведущие представители позитивного направления в психологии неоднократно подчеркивают (2), что задачей психолога нового поколения должны стать не столько коррекция имеющихся психических и поведенческих нарушений и возвращение индивида к «нормальному» функционированию, сколько создание необходимых условий для того, чтобы человек не только чувствовал себя здоровым физически и психологически, но и находил пути для дальнейшего развития способностей и сильных сторон характера. В этой связи изучение проактивности как системного психологического конструкта, лежащего в основе гармоничного развития личности и способствующего раскрытию лучших ее сторон, на сегодняшний день представляется чрезвычайно актуальным.

Использованные источники:

1. Епанчинцева Г.А., Ерзин А.И. Аутоагрессия и проактивные ресурсы личности у больных параноидной шизофренией. // Теоретическая и

экспериментальная психология. —-2013.-Т. 6.-№ 3.-С. 24-32.

2. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. -М.: София, 2006.

3. Aspinwall LG, Tedeschi RG. The value of positive psychology for health psychology: Progress and pitfalls in examining the relation of positive phenomena to health. Ann Behav Med. (2010) 39: 35-42.

Мирзаева Н.А. старший преподаватель Мирзаева Ш.Р. старший преподаватель Каримова Н.М. студент ТашПМИ Узбекистан, г. Ташкент РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация: Рассматриваются основные психологические особенности освоения иностранного языка студентами вузов. Описывается процесс иноязычной подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: темперамент, индивидуальные особенности, установка, личность, характер, экстраверт, интраверт, степень нейротизма, когнитивные процессы, память, внимание.

Mirzaeva N.A., senior teacher TashPMI, Tashkent, Uzbekistan MirzaevaSh.R., senior teacher TashPMI, Tashkent, Uzbekistan Karimova N.M, student TashPMI, Tashkent, Uzbekistan Abstract: The main psychological features of mastering a foreign language by university students are considered. The process of foreign-language preparation of students and the main problems that they encounter when learning a foreign language are described.

Keywords: temperament, individual characteristics, attitude, personality, character, extrovert, introvert, degree of neuroticism, cognitive processes, memory, attention.

Известно, что овладеть иностранным языком - значит научиться мыслить на этом языке. Это справедливое утверждение, сформулированное Берлицем М.Д., предполагает совместный поиск способов преодоления «нарушения экстрапсихологическими факторами психологических закономерностей» [1] овладения и усвоения иностранного языка.

Существует связь между темпераментом ученика, особенностями его скорости мышления, особенностей восприятия, внимания и памяти и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.