Научная статья на тему 'Роль пояснительной записки в повышении аналитичности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций'

Роль пояснительной записки в повышении аналитичности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1900
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А. Е.

Пояснительная записка к годовому отчету один из важнейших составных элементов, образующих вместе с остальными формами годовую бухгалтерскую отчетность. Как правило, пояснительная записка включает: 1. Структура и основные направления деятельности организации. 2. Информация для обеспечения сопоставимости данных за отчетный и предшествующий годы. 3. Основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации. 4. Существенные статьи бухгалтерской отчетности. 5. События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности. 6. Участие в природоохранных мероприятиях. 7. Финансовые результаты по видам деятельности и географическим рынкам сбыта. 8. Порядок расчета и динамика важнейших аналитических показателей. В статье автор дает рекомендации по содержанию перечисленных разделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль пояснительной записки в повышении аналитичности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций»

роль пояснительной записки

в повышении аналитичности бухгалтерской (финансовой) отчетности

организаций

А.Е. СУГЛОБОВ, кандидат экономических наук, профессор Государственного университета управления, заслуженный экономист Российской Федерации

Пояснительная записка к годовому отчету — один из важнейших составных элементов, образующих вместе с остальными формами годовую бухгалтерскую отчетность. Годовой отчет рассматривается как документ, позволяющий пользователям оценить реальные изменения финансового положения организации за год.

Объем информации, приводимой в пояснительной записке, и форму подачи материала (в виде текста, таблиц, схем и т.д.) организации определяют самостоятельно, соблюдая требования действующих нормативных актов.

Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:

• анализ требований к содержанию записки, установленных действующими нормативными актами;

• выбор необходимых разделов записки; сбор, обработка информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;

• заключительные процедуры.

Можно выделить восемь основных разделов записки и сгруппировать полученные данные в соответствующие разделы:

1. Структура и основные направления деятельности организации.

2. Информация для обеспечения сопоставимости данных за отчетный и предшествующий годы.

3. Основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.

4. Существенные статьи бухгалтерской отчетности.

5. События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности.

6. Участие в природоохранных мероприятиях.

7. Финансовые результаты по видам деятельности и географическим рынкам сбыта.

8. Порядок расчета и динамика важнейших аналитических показателей.

Раздел 1. Данный раздел включает сведения об организационной структуре хозяйствующего субъекта:

• состав и компетенция органов управления;

• наличие и функции обособленных подразделений;

• статус субъекта в объединенной группе компаний (основная, зависимая, дочерняя).

В этом разделе, в частности, указываются данные:

• о количестве акций, выпущенных акционерным обществом (в том числе полностью оплаченных, неоплаченных или оплаченных частично);

• о номинальной стоимости акций дочерних и зависимых обществ, находящихся в собственности организации.

Материалы данного раздела дают возможность сделать выводы о степени интеграции капитала взаимосвязанных компаний, о фактической величине уставного капитала организации и могут быть оформлены в виде таблицы, включающей следующие графы:

• категория акций (простые, привилегированные);

• номер выпуска;

• характеристика акций выпуска (бездокументарная, именная, номинал — 10 руб.);

• общий объем выпуска, тыс. руб.;

• размещено (оплачено), тыс. руб.;

• приобретено и выкуплено обществом, тыс. руб.;

• оплаченный уставный капитал, тыс. руб.;

• полученный эмиссионный доход, тыс. руб.;

• из графы 5 находится на балансе у дочерних и зависимых обществ, тыс. руб.

Значение эмиссионного дохода тесно связано с привлекательностью вложений в организацию по сравнению с аналогичными объектами инвестирования. Доля эмиссионного дохода в оплаченном капитале может быть использована в качестве базы для определения ожидаемой инвесторами нормы доходности. Процент эмиссионного дохода рассчитывается по формуле:

(Эмиссионный доход / Оплаченный уставный капитал + Эмиссионный доход) X 100%.

Значение данного показателя следует оценивать, используя при анализе сравнительные данные о фактической норме доходности (рентабельности инвестиций в акционерный капитал), которая рассчитывается по формуле:

(Чистая прибыль к распределению между акционерами / Оплаченный уставный капитал) X 100%.

Если расчетная величина рентабельности меньше процента эмиссионного дохода, она свидетельствует о том, что эмитент не оправдывает ожиданий инвесторов, вложивших средства в акции.

Можно также составить таблицу, которая содержит не только количественные данные по вложениям в дочерние и зависимые общества, но и позволяет пользователям отчетной информации понять структуру таких вложений по отраслевому признаку. Эта таблица должна содержать следующие графы:

• наименование общества (компания А, компания Б);

• место нахождения (Московская обл., Балаши-хинский район, Агрогородок);

• отрасль (вид деятельности) (торговля, бытовое обслуживание);

• величина уставного капитала, тыс. руб.;

• долевое участие, в том числе: доля обыкновенных акций, тыс. руб.; доля в уставном капитале.

С помощью такой таблицы можно оценить потенциальное влияние изменения цен на продукцию, работы и услуги дочерних и зависимых обществ на реальную стоимость вложений.

Раздел 2. В этом разделе отражаются последствия изменения учетной политики, для этого производится корректировка включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному, при этом никакие учетные записи не производятся. Раскрытие в пояснительной запис-

ке методики корректировки статей бухгалтерского баланса позволит выполнить следующее условие сопоставимости отчетных показателей: данные бухгалтерского баланса на конец отчетного периода должны совпадать с данными на начало следующего периода.

Кроме того, если организация в новом финансовом году считает нецелесообразным начислять резервы предстоящих расходов и платежей, по которым имеют место переходящие остатки, то они по состоянию на 1 января следующего за отчетным года присоединяются к финансовому результату и отражаются оборотами по дебету счета 89 «Резервы предстоящих платежей расходов и платежей» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Также не отражаются впоследствии в графе «На начало года» данные бухгалтерского баланса на 1 января по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Факты изменения показателей бухгалтерского баланса на начало года отражаются в пояснительной записке с объяснением причины таких изменений.

При сравнении отчетных данных, относящихся к различным моментам времени, должна учитываться инфляция. Отечественные правила ведения бухгалтерского учета не учитывают существование инфляции, в то время как в МСФО сформулированы подходы, позволяющие «сгладить» инфляционную составляющую отчетных показателей.

В российской практике сложились два основных метода, дающих возможность в определенной мере избежать инфляционного «обесценивания» статей бухгалтерской отчетности:

• отражение показателей основных отчетных форм в твердой валюте;

• включение в данный раздел сведений об уровне инфляции в отчетном году (индексы готовых цен на сырье, материалы и т.п., индексы-дефляторы, среднегодовой темп инфляции и другие характеристики), позволяющих заинтересованным пользователям отчетной информации оценить степень инфляционного изменения показателей бухгалтерской отчетности.

Раздел 3. Если компания достигла запланированного финансового результата и упрочила свое финансовое положение, можно говорить об умелой нейтрализации управленческим персоналом отрицательных воздействующих фактов и полном использовании положительных фактов — как внешних (рост покупательского спроса, снижение банковского процента за кредит и т.д.), так и внут-

ренних (улучшение качества продукции, совершенствование структуры управления и т.д.).

Важным показателем является общий объем налоговых выплат организации. Рациональное использование предусмотренных законодательством льгот в сочетании с продуманной учетной политикой дают возможность оптимизации расчетов с бюджетом. С 1 января 2006 г. все налогоплательщики должны проводить исчисление налогов и отражать в бухгалтерском учете и в налоговых декларациях данные исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (т. е. по методу отгрузки). Эти данные приводятся в разрезе существенных видов налогов и с отражением сумм отклонений. Более сложной для составителей записки будет ситуация, когда полученные в отчетном году значения итоговых показателей существенно ниже запланированных. Этот факт свидетельствует о наличии непредвиденных (чрезвычайных) обстоятельств, оказавших влияние на деятельность организации в целом.

Если полученный финансовый результат недостаточен для финансирования обязательных расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (определенных видов налогов и сборов, штрафных санкций в бюджет и внебюджетные фонды, дивидендов по привилегированным акциям), особую актуальность для пользователей приобретает вопрос об источниках этих выплат. В данном разделе записки должно содержаться указание на составляющие собственного капитала (нераспределенная прибыль, резервный фонд и т.д.), которые послужат источниками соответствующих начислений.

Раздел 4. В материалах данного раздела раскрывается информация о статьях бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках, данные которых являются существенными в общей сумме итогов форм № 1 и 2. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. В бухгалтерском балансе для определения уровня существенности должны быть рассчитаны доли статей, отражающих размеры определенных видов имущества и обязательств, в валюте баланса. Отчет о прибылях и убытках имеет иное строение, и здесь базой определения уровня существенности является прибыль (убыток) отчетного периода. В отчете раскрывается механизм ее формирования и направления использования. Таким образом, необходимо оценивать как «вклад» каждого из источников образования прибыли (текущей инвестиционной финансовой деятельности), так

и соотношение между двумя ее частями: первой, которая будет потребляться самой организацией, и второй, изымаемой в доход государства. Пользователям также важно дать возможность составить взаимосвязанные данные различных форм, рассчитать дополнительные показатели, характеризующие эффективность деятельности организации существенных финансовых вложений.

Раздел 5. Окончание финансового года, очевидно, не влечет автоматического завершения всех хозяйственных операций и процессов, имеющих место в организации. При определенных условиях завершение до истечения срока представления бухгалтерской отчетности некоторых событий, начавшихся в отчетном году или в период между отчетной датой и датой подписания отчета, может оказать влияние на размеры имущества, обязательств и капитал организации и, следовательно, на достоверность показателей основных отчетных форм.

Условным фактом признается имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность. При этом последствия условного факта оказывают существенное влияние на оценку пользователями бухгалтерской отчетности финансового положения, движения денежных средств или результатов деятельности организации по состоянию на отчетную дату.

Событие после отчетной даты — факт хозяйственной деятельности, который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год и оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности. Порядок отражения в отчетности результатов влияния событий после отчетной даты и условных фактов изложен в ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности». Информация, раскрываемая в записке, должна включать краткое описание характера события после отчетной даты (условного факта) и оценку его последствий в денежном выражении.

При отражении в пояснительной записке последствий, вызванных условными фактами, необходимо следовать принципу осмотрительности, согласно которому в каждом сомнительном случае должен быть рассмотрен тот из возможных вариантов, который приведет к худшим последствиям с точки зрения прогнозируемого состояния активов (обязательств) или ожидаемого финансового

результата. Кроме того, если раскрытие информации в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами, может нанести ущерб организации, организация имеет право указать в пояснительной записке лишь общий характер условного факта и причину, о которой более подробная информация не приводится.

Раздел 6. Данный раздел включает информацию об участии компании в природоохранных мероприятиях.

Раздел 7. Пользователи бухгалтерской отчетности многоотраслевых организаций либо компаний, имеющих широкую географию рынков сбыта, сталкиваются с проблемой оценки влияния, которое оказывают отдельные подразделения на общие финансовые результаты хозяйственной деятельности. Дополнительную информацию, необходимую для целей анализа и прогнозирования прибыли, целесообразно привести в пояснительной записке, так как структура активов, денежные потоки и рентабельность различных подразделений могут существенно различаться. Ведущие отечественные компании в этом случае ограничиваются представлением данных о вкладах (отраслевых, региональных) подразделений в совокупный финансовый результат. Однако учитывая интерес определенных групп пользователей к деятельности компании в конкретной сфере экономики либо на обособленной территории, нужно постараться максимально удовлетворить их запросы. Такая детализация дает возможность пользователям реально оценить степень пика инвестиций, полагаясь не только на обобщающие, но и на частные показатели бухгалтерской отчетности.

Раздел 8. Для получения более подробной информации об имущественном положении организации и результатах ее деятельности за отчетный период, а также планируемых путях развития и возможностях их реализации пользователи бухгалтерской отчетности должны располагать дополнительными сведениями, необходимыми для выполнения процедур финансового анализа, которые представляют собой:

• описание применяемых методик расчета основных финансово-экономических характеристик хозяйственной деятельности (аналитических коэффициентов);

• выполненные расчеты аналитических коэффициентов за истекший год, а также результаты расчетов за предыдущие отчетные периоды при условии обеспечения сопоставимости данных.

В настоящее время не установлены единые методики (стандарты) расчета указанных показа-

телей, утвержденные в установленном порядке, поэтому раскрытие информации о методах, применяемых конкретной организацией, является существенным условием для правильного восприятия заинтересованными лицами полученных значений аналитических коэффициентов, дающих возможность дальнейшего их использования в сравнительном анализе.

При проведении аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности аудитор обязан высказать мнение о достоверности данных, включенных не только в типовые формы № 1 — 5, но и в пояснительную записку, в которой необходимо расшифровать доходы и расходы по содержанию объектов социальной инфраструктуры предприятия. В то же время если бухгалтерская отчетность входит составной частью в более развернутый документ (отчет совета директоров акционерного общества, отчет наблюдательного совета, правления и т.п.), то прочая информация, содержащаяся в таком документе, в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» подвергается проверке аудитором лишь на предмет ее непротиворечия бухгалтерской отчетности, подвергнутой аудиту. Поэтому оценивая всю совокупность данных, которую организация намерена предоставить заинтересованным пользователям, необходимо определить, будет ли она полностью включена в состав пояснительной записки либо возможно размещение ее части в специальных разделах более общего документа, где не требуется жесткой увязки с показателями бухгалтерской отчетности.

Если организация обязана (приняла решение) публиковать годовой отчет, может быть подготовлен специальный (расширенный) вариант пояснительной записки. При объединении (консолидации) отдельных статей баланса и отчета о прибылях и убытках в публикуемой годовой финансовой отчетности пояснительная записка должна включать дополнительные данные, уточняющие содержание консолидированных статей, а также сведения об изданиях, в которых была опубликована отчетность организации за прошлые периоды, о месте нахождения контрольного экземпляра, годового отчета и т.п.

Рассмотренные структура и процесс подготовки пояснительной записки носят рекомендательный характер. Составители имеют полную свободу выбора формы и содержания записки, руководствуясь в первую очередь потребностями организации и действующими нормативными актами.

Порядок раскрытия учетной политики в пояснениях должен соответствовать правилам, изложенным в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

Обязательным условием составления пояснительной записки должно быть отражение в ней не только факта изменения учетной политики, но и последствий этих изменений для структуры баланса и финансовых результатов. Например, если предприятие решило воспользоваться возможностью использовать метод списания общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 «Продажи», минуя счет 20 «Основное производство», то это неизбежно затронет структуру показателей отчетности: бухгалтерского баланса, в части статей «Незавершенное производство» и «Готовая продукция» (себестоимость данных статей будет формироваться за вычетом общехозяйственных расходов), и отчета о прибылях и убытках, рассчитанного методом полной себестоимости только в случае неизменных запасов продукции, прошедшей и не прошедшей обработку. Эти изменения не связаны с эффективностью деятельности, наличием платежных средств и т.д. Их причиной являются изменения в учетной политике предприятия, о чем должен быть поставлен в известность внешний пользователь бухгалтерской информации во избежание ошибочных выводов.

Помимо изменений в отдельных пунктах учетной политики в пояснительной записке должны быть объяснены изменения в соотношении статей баланса или отчета о прибылях и убытках, которые связаны с общими изменениями в методологии бухгалтерского учета, повлекшими за собой изменения в методике расчета финансовых коэффициентов. Для того чтобы внешние пользователи не были введены в заблуждение изменившейся динамикой показателей (в случае перехода от учета по моменту оплаты на учет по моменту отгрузки доля ликвидных активов в составе имущества должна возрасти за счет включаемой в состав дебиторской задолженности нереализованной прибыли), в пояснительной записке должна быть раскрыта причина этих изменений.1

Необходимо отметить, что акционерные общества в пояснительной записке приводят фамилии и должности членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, а также общую сумму вознаграждения, выплаченного им в отчетном году. При этом отдельно указываются все виды выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, дивиденды и т.д.).

1 С 01.01.2006 только один способ — по отгрузке.

Важно, чтобы информация пояснительной записки не дублировала, а раскрывала содержание отчетных форм.

Для того чтобы оценить способность предприятия генерировать денежные средства, внешнему пользователю необходимо знать основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия и его изменения за прошедший период.

На финансовое состояние предприятия влияет структура активов и пассивов, ликвидность и платежеспособность, эффективность использования активов и доходность деятельности.

Структура активов может быть представлена в пояснительной записке разными способами. Одним из наиболее наглядных является составление таблицы, характеризующей изменения отдельных групп активов, участвующих в обороте.

При этом следует помнить, что в состав активов, названных оборотными, включаются некоторые статьи, таковыми по существу не являющиеся. В частности, это касается дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Согласно МСФО 5 долгосрочная дебиторская задолженность включается в состав прочих долгосрочных активов. Исключение составляет дебиторская задолженность по контрактам, заключенным на срок более одного года. Критерием отнесения статьи к текущим активам должен служить срок ее оборота в течение нормального производственного коммерческого цикла предприятия. В пояснительной записке следует объяснить внешним пользователям, почему дебиторская задолженность с длительным (более года) сроком погашения была включена в состав оборотных активов.

Целесообразно также выделить изменения по основным наиболее значимым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, готовая продукция и др.

Такие изменения следует представлять не только в абсолютной величине, например, дебиторская задолженность покупателей за анализируемый период возросла на 140 тыс. руб., но, что более важно, показать, как за это время изменилась доля дебиторской задолженности в общей величине активов. Если такую информацию дополнить данными о доле просроченной дебиторской задолженности в ее общем объеме, внешний пользователь будет располагать важными сведениями о «качестве» текущих активов.

Данные о структуре активов удобно представить в форме таблицы, характеризующей динамику показателей за несколько смежных периодов.

Далее следует раскрыть финансовую структуру пассивов, что важно, в частности, и при оценке кредиторской степени риска, связанного с вложением средств в рассматриваемое предприятие и при наличии уже имеющихся у него обязательств.

Реальная величина собственного капитала предприятия может не совпадать с итогом раздела 3 баланса (имеется в виду концепция собственного капитала как остаточного интереса в активах после вычета обязательств). По существу реальную величину капитала характеризует величина чистых активов, представляющих собой имущество, свободное от обязательств перед третьими лицами. Ее экономический смысл и назначение состоят в том, чтобы отразить степень защищенности капитала кредиторов, с одной стороны, и величину имущества собственников — с другой.

Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» связывают с величиной стоимости чистых активов основные характеристики деятельности предприятий, включая саму возможность их существования. Так, если после второго и последующего года стоимость чистых активов окажется ниже величины уставного капитала, предприятие должно перерегистрировать уставный капитал, доведя его до величины чистых активов (при этом величина уставного капитала не должна опуститься ниже минимальной, предусмотренной законом).

Довольно часто при определении стоимости чистого имущества возникает вопрос о включении в состав активов, принимаемых к расчету, нематериальных активов. В расчете должны участвовать нематериальные активы, которые непосредственно используются и приносят доход; необходимо иметь документальное подтверждение затрат, связанных с их приобретением или созданием; право на владение нематериальным активом должно быть подтверждено документом, выданным в соответствии с законодательством.

Одна из главных задач анализа текущей платежеспособности для внешних пользователей финансовой отчетности — получение информации о способности предприятия обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами, а также о том, насколько постоянно такое превышение. С этой целью в состав бухгалтерского отчета включена форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», содержащая развернутую информацию о движении денежных средств, рассматриваемых в разрезе трех основных видов деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.

При представлении результатов анализа движения денежных средств в пояснительной записке ключевым показателем является изменение денежных средств от текущей деятельности (определяется как разность поступлений и платежей от текущей деятельности). При этом целесообразно указать основные суммы притока и оттока денежных средств.

Важное значение имеет также отдельное раскрытие движения денежных средств в результате инвестиционной деятельности. Оно позволяет отразить расходы, которые предприятие считает нужным произвести в целях обеспечения будущих поступлений денежных средств. Целесообразно раскрыть движение денежных средств, связанное с приобретением (созданием) материальных, нематериальных и других долгосрочных активов, включая долгосрочные финансовые вложения, а также их реализацией.

Под финансовой информацией понимают деятельность, результатом которой являются изменения в составе собственного капитала и займов предприятия.

Целесообразно отдельно раскрыть следующие виды движения денежных средств в рамках финансовой деятельности:

• поступления, полученные от реализации акций и других ценных бумаг;

• денежные выплаты, связанные с приобретением собственных акций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• денежные поступления от краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов и платежи по ним;

• выплаты арендаторов по обязательствам, связанным с финансовой арендой.

Отдельно даются разъяснения об изменении средств в иностранной валюте. Дело в том, что изменение курсовой стоимости иностранной валюты не является движением денежных средств. Однако такие изменения учитываются при составлении отчета, чтобы обеспечить соответствие между начальным и конечным состоянием денежных средств на предприятии.

Способность предприятия генерировать денежные средства непосредственно зависит от скорости оборота его активов и пассивов. Для исчисления коэффициента оборачиваемости (К) используется формула:

Ко = Выручка от реализации / Средняя величина активов.

При анализе оборачиваемости средств торгового предприятия в числителе формулы ис-

пользуется продажная стоимость реализованных товаров. Средняя величина активов по данным баланса может быть исчислена по финансовой отчетности по формуле средней арифметической.

Продолжительность одного оборота в днях (Т) определяется по формуле:

Т = Длительность анализируемого периода, в днях / Ко.

На основе приведенных формул могут быть рассчитаны как общие показатели оборачиваемости совокупных или текущих активов, так и частные показатели, отражающие скорость оборота отдельных статей актива.

При отражении в пояснительной записке информации о среднем сроке погашения обязательств предприятия целесообразно воспользоваться формулой:

То =(О Д)/П

где То — средний срок погашения обязательств в анализируемом периоде;

Ос — средняя величина обязательств;

Д — длительность анализируемого периода в днях.

Данный показатель может быть рассчитан по каждому виду обязательств.

При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться пока-

затели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). Оценивая платежеспособность организации, следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженности, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.

При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

вниманию кредитных организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90

http:\\www.financepress.ru E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.