Научная статья на тему 'Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения'

Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицкий Михаил Михайлович, Лутфуллин Юнир Рифович

Семья как экономический субъект играет огромную роль в формировании национального богатства. На основе развития потребительской кооперации показано влияние семьи (домашних хозяйств) на развитие экономики сельского хозяйства, повышение уровня жизни сельского населения. Представлен организационно-экономический механизм потребительской кооперации, позволяющий развивать социальную инфраструктуру на селе и обеспечивать повышение благосостояния сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения»

© Кислицкий М. М., Лутфуллин Ю. Р., 2011

КИСЛИЦКИЙ Михаил Михайлович

Аспирант кафедры экономики социальной сферы

Уральский государственный университет физической культуры

454091, РФ, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1 Контактный телефон: (908) 572-27-58 e-mail: mmk74@rambler.ru

ЛУТФУЛЛИН Юнир Рифович

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и экономического анализа

Уфимский государственный авиационный технический университет

450043, РФ, г. Уфа, ул. Мушникова, 3 Контактный телефон: (347) 239-67-63 e-mail: unir2007@mail.ru

Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения

Ключевые слова: потребительская кооперация; организационно-экономический механизм потребительской кооперации; домашние хозяйства; стимулирование деловой активности.

Аннотация. Семья как экономический субъект играет огромную роль в формировании национального богатства. На основе развития потребительской кооперации показано влияние семьи (домашних хозяйств) на развитие экономики сельского хозяйства, повышение уровня жизни сельского населения. Представлен организационно-экономический механизм потребительской кооперации, позволяющий развивать социальную инфраструктуру на селе и обеспечивать повышение благосостояния сельского населения.

Экономическое реформирование в области сельского хозяйства, начавшееся в России в начале 90-х годов прошлого столетия, предполагало перевод аграрного сектора на рыночные механизмы хозяйствования, для чего были созданы институциональные основы частной собственности и многоукладного производства. Однако вместо ожидаемого роста произошел спад производства; за годы аграрных преобразований объем валовой продукции во всех категориях хозяйств сократился почти наполовину. Объем инвестиций резко снизился; был подорван производственный потенциал аграрного сектора, и он в настоящее время продолжает снижаться. Данные негативные явления в экономике сельского хозяйства напрямую влияют на экономику семьи (имеются в виду семьи, непосредственно проживающие в сельской местности, чей доход складывается из заработной платы, которую выплачивают сельскохозяйственные предприятия за использование такого экономического фактора семьи, как труд).

Действительно, сельское хозяйство является источником роста доходов семьи, способным улучшить жизнь, как минимум, 40 млн людей, которые трудятся в этой сфере. Семья - не только ячейка общества, но и важный экономический субъект, играющий огромную роль в формировании национального богатства, так как домашние хозяйства - основной потребитель рыночных продуктов - являются собственниками факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствующие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения. К сожалению, в сельской местности домашние хозяйства имеют мало

возможностей для использования вышеперечисленных факторов и, соответственно, для получения семейного дохода, что обусловливает отток молодежи из сельской местности в большие города.

По итогам 2010 г. десятая часть населения России, большая часть которого проживает в сельской местности, находится за чертой бедности (как известно, доходы 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан страны различаются у нас в 16,7 раза). Решение проблем сельских территорий, небольших муниципальных образований по-прежнему остается насущным вопросом, но все предпринимаемые государством меры либо заключались в поддержке крупных компаний, либо так и не дали ощутимого результата. Процесс разрешения специфичных социально-экономических проблем затягивается из-за разобщенности домашних хозяйств, отсутствия интеграционных процессов в сфере сельскохозяйственного производства.

Одной из главных социальных проблем на селе является растущая безработица. Безработица порождает серьезные нравственно-психологические, социальные и политические проблемы, которые бывает очень трудно измерить количественно. Никакие деньги не могут адекватно выразить масштабы страданий и бедствий миллионов безработных: они чувствуют себя ненужными и лишними, у них формируется заниженная самооценка, что отрицательно сказывается на нравственном облике человека, вредит психическому и физическому здоровью, подрывает устои семейной жизни и т. д. По данным американских ученых, повышение уровня безработицы на 1%, сохраняющееся в течение 6 лет, вызывает рост практически всех явлений современной «социальной патологии»: общей смертности, самоубийств, убийств, психических заболеваний.

При сохранении негативной экономической ситуации в сельском хозяйстве село обречено на вымирание. Выходом из кризиса может послужить поддержка государством мер стимулирования деловой активности сельчан. В свое время государство уделяло большое внимание развитию института фермерства, способного, по мнению правительства, «прокормить Россию». Но, к большому сожаленю, данный проект провалился из-за высокой инфляции, низких объемов дотаций со стороны государства, диспаритета цен (цены на продукцию сельского хозяйства возросли в 4-5 раз меньше, чем цены на продукцию промышленного производства), в результате чего большинство фермерских хозяйств вынуждено было работать себе в убыток, что никоим образом не стимулировало деловую активность. Не стоит забывать, что в сельскохозяйственном производстве требуется высокая вооруженность труда, так как для возделывания сельскохозяйственных культур необходим полный перечень сельскохозяйственных машин и орудий, которые фермерская семья не способна ни приобрести, ни обслуживать. Кроме данного обстоятельства, снижающего конкурентоспособность фермерского хозяйства по сравнению с крупным сельскохозяйственным предприятием, проблемными для фермера являются сбыт и переработка сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время для повышения уровня жизни на селе, безусловно, необходимо стимулировать деловую активность домашних хозяйств; развитие в данном направлении должно осуществляться на интеграционной основе. Идеальной формой организации предпринимательства на селе, по нашему мнению, выступает кооперация домашних хозяйств. Мы исходим из того, что кооперация, будучи одним из компонентов социальных отношений в сельской местности, направляет и контролирует действия населения в экономической и социальной сфере, в культуре, в быту, в семье; она имеет социальный статус и выполняет определенные социальные роли, включает в себя стабильную совокупность форм социальной жизни; отражает специфику местных обычаев, а также традиции и правила поведения, социальные нормы и социальные статусы; наконец, кооперация представляет собой социально-экономическую и культурную организацию с комплексом учреждений, регуляторов общественных отношений на селе.

Кооперация как форма взаимодействия людей берет на себя ряд функций по удовлетворению материальных и духовных потребностей сельского населения. Социальная миссия кооперации проявляется в том, что осуществляемые в ее рамках сельскохозяйственное производство, торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции, производство товаров, платные услуги, капитальное строительство, развитие транспорта, образовательные, медицинские и санаторно-курортные услуги могут занять сельчан, дать им работу. Кроме того, деятельность по кооперации направлена на социальную поддержку и защиту сельского населения.

Проблемы интеграции домашних хозяйств в сфере АПК могут быть решены путем развития потребительской кооперации и объединения в системе Центросоюза России всех кооперативных образований, так как из всех выделенных видов кооперации только потребительская кооперация имеет структуру, выстроенную по горизонтали и вертикали.

Рынок, потребительская кооперация, финансово-кредитные учреждения, население, малые предприятия образуют организационно-экономический механизм развития сельской территории (см. рисунок), который позволяет определить экономическую базу для развития социальной сферы.

1. Рынок

2. Система потребительской кооперации

Перерабатывающие предприятия

3^ 4

Сельскохозяйственная кооперация

Потребительские общества

Бытовое обслуживание населения Кредитная кооперация

/ <

13 2 / 1

\

Личные подсобные хозяйства

4. Население

8*& § і & Я*

е

10

6. Социальная сфера

Органы власти

Органы правопорядка

Учреждения здравоохранения

Учреждения образования

Учреждения культуры

5. Малые предприятия

12

Организационно-экономический механизм потребительской кооперации:

1, 5, 7, 9 - движение товара; 2, 6, 8,10,11,13 - движение денежных средств;

3, 4 - движение сырья; 12 - спрос на социальные услуги (в том числе платежеспособный спрос на дополнительные услуги)

Экономическое взаимодействие между 1, 2, 3, 4, 5-м блоками позволяет решить ряд социально-экономических проблем сельской территории:

1) увеличивается объем производственных возможностей личных подсобных хозяйств (это достигается за счет сбыта излишков произведенной сельскохозяйственной продукции по выгодной цене, развития товарного кредита и договорных отношений);

2) обеспечивается занятость населения (за счет участия населения в работе потребительского общества, заготовительной деятельности и т. д.);

3) доходы населения (за счет кооперации и развития договорных отношений с ЛПХ и малыми предприятиями);

4) в полном объеме и в установленный срок уплачиваются налоги, в том числе в местный бюджет;

5) создается и содержится рыночная, социальная и иная инфраструктура населенного пункта;

6) повышается уровень культуры сельского населения (за счет общения (как правило, в отдаленных и малых сельских населенных пунктах это магазин райпо), спонсирования проведения культурно-массовых мероприятий, организации подписной компании на периодическую печать и др.).

Система потребительской кооперации позволяет преодолеть многие современные негативные тенденции и укрепить материальную базу агропромышленного комплекса, решать вопросы жизнеобеспечения сельских жителей.

Подчеркнем, что именно с развитием экономической базы потребительской кооперации будет развиваться и сфера услуг (6-й блок на рисунке): услуги здравоохранения, медицины, культуры, охраны правопорядка будут приближены к потребителю; ассортимент предлагаемых бытовых услуг сможет расшириться, а время их предоставления -сократиться (например, печать фотографий, ремонт обуви, пошив и ремонт одежды будут осуществляться на месте, а следовательно, не будет необходимости собирать заказы и вести их в город).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.