Научная статья на тему 'Роль потребительского кредита в обеспечении экономического роста'

Роль потребительского кредита в обеспечении экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7839
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / PERSONAL LOAN / ECONOMIC GROWTH / CONSUMER DEMAND / INVESTMENT ACTIVITY / GOVERNMENT SPENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостина С.А.

Предмет. Отношения, формирующиеся в процессе развития рынка потребительского кредита, учитываемого в создании общественного продукта страны и, как следствие, оказывающие влияние на динамику экономического роста. Цели. Исследование роли потребительского кредита в общественном воспроизводстве посредством стимулирования потребительской активности, инвестиционного спроса и государственных расходов. Методология. На основе анализа статистических данных за период с 2009 по 2015 г., их корреляционного анализа осуществлено исследование внутренних и внешних факторов развития рынка потребительского кредита и его влияния в создании общественного продукта. Результаты. Взаимодействие потребительского кредита с экономическим ростом определяется его количественной характеристикой в создании общественного продукта посредством воздействия на показатели спроса и предложения в экономике. В исследовании выполнена оценка влияния потребительского кредитования на экономический рост в России за период с 2009 по 2015 г. через динамику показателя доли розничных кредитов в ВВП. Исследование доказало наличие внешних и внутренних факторов влияния потребительского кредита на развитие экономики и определило двусторонний характер их воздействия. Выводы. Потребительский кредит: 1) не только стимулирует платежеспособный спрос на товары и услуги длительного пользования, но и имеет влияние на другие составляющие ВВП инвестиционный и государственный спрос; 2) обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса; 3) стимулирует предложение товаров на рынке; 4) обеспечивает доступность важных экономических благ, повышает уровень и качество жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A role of personal loans in economic growth

Importance The article investigates relationships emerging in the course of the personal loan market development, as the market is important for social product creation and, as a result, has an impact on economic growth. Objectives The purpose of the study is to review the role of personal loans in social reproduction through encouraging the consumption, investment demand and government expenditures. Methods I analyzed statistical data for 2009-2015 to study internal and external factors of the personal loan market development and its influence on the social product creation. Results The paper assesses the impact of consumer lending on economic growth in Russia based on the changes in the share of retail loans in GDP over 2009-2015. The study demonstrates the existence of external and internal factors of the impact of personal loans on economic growth, and defines their two-sided effect. Conclusions and Relevance The findings prove that personal loans stimulate the effective demand for durable goods and services and have an impact on other components of GDP, i.e. investment and government demand; provide consistency of reproduction process; increase goods supply in the market; provide access to significant economic goods and enhance the quality of living.

Текст научной работы на тему «Роль потребительского кредита в обеспечении экономического роста»

ISSN 2311-8709 (Online) Финансовая система

ISSN 2071-4688 (Print)

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА* Светлана Александровна СТАРОСТИНА

аспирантка кафедры финансов и кредита, Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Российская Федерация 9278051611@mail.ru

История статьи:

Принята 31.08.2016 Принята в доработанном виде 14.09.2016

Одобрена 29.09.2016

УДК 336.77.01 JEL: Е52, G21, Н81

Ключевые слова:

потребительское кредитование, экономический рост, потребительский спрос, инвестиционная активность, государственные расходы

Аннотация

Предмет. Отношения, формирующиеся в процессе развития рынка потребительского кредита, учитываемого в создании общественного продукта страны и, как следствие, оказывающие влияние на динамику экономического роста.

Цели. Исследование роли потребительского кредита в общественном воспроизводстве посредством стимулирования потребительской активности, инвестиционного спроса и государственных расходов.

Методология. На основе анализа статистических данных за период с 2009 по 2015 г., их корреляционного анализа осуществлено исследование внутренних и внешних факторов развития рынка потребительского кредита и его влияния в создании общественного продукта. Результаты. Взаимодействие потребительского кредита с экономическим ростом определяется его количественной характеристикой в создании общественного продукта посредством воздействия на показатели спроса и предложения в экономике. В исследовании выполнена оценка влияния потребительского кредитования на экономический рост в России за период с 2009 по 2015 г. через динамику показателя доли розничных кредитов в ВВП. Исследование доказало наличие внешних и внутренних факторов влияния потребительского кредита на развитие экономики и определило двусторонний характер их воздействия. Выводы. Потребительский кредит: 1) не только стимулирует платежеспособный спрос на товары и услуги длительного пользования, но и имеет влияние на другие составляющие ВВП - инвестиционный и государственный спрос; 2) обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса; 3) стимулирует предложение товаров на рынке; 4) обеспечивает доступность важных экономических благ, повышает уровень и качество жизни.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Влияние кредита на социально-экономическое развитие общества весьма разнообразно. Современный кризис показал, что и кредитная экспансия, и кредитная рестрикция, а также расширение и сжатие кредита оказывают огромное воздействие на экономическую конъюнктуру, способны как расширить производство, так и сдерживать его развитие1.

Для определения взаимосвязи роли кредита с экономическим ростом необходимо обратиться к терминологической стороне вопроса. В экономической литературе роль кредита понимается как результат его применения и мера воздействия на социально-экономические процессы. Результаты применения кредита, по мнению О.И. Лаврушина, важны и разнообразны, и таковыми являются воздействие на бесперебойность процессов производства и

* Автор выражает благодарность и глубокую признательность доктору экономических наук, профессору кафедры финансов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана Зайтуне Латиповне ГАРИПОВОЙ за советы при работе над данной статьей.

1 Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере

кредитования: учеб. пособ. / под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2013. С. 9.

реализации продукции, удовлетворение временной потребности в средствах, расширение производства, воздействие на сферу денежного оборота [1].

Роль кредита в общественном воспроизводстве раскрывается концепцией народного хозяйственного кругооборота. Между фирмами и домохозяйствами происходит постоянный обмен экономическими благами и деньгами2. Домохозяйства в процессе общественного воспроизводства (рис. 1) снабжают экономику финансовыми ресурсами, которые формируются за счет собственных и заемных средств. Но несмотря на очевидную значимость потребительского кредитования в бесперебойном обеспечении воспроизводственных процессов, исследование роли потребительского кредита в социально-экономическом развитии общества, к сожалению, недостаточно, и, как правило, предметом изучения становится лишь его количественная характеристика, не раскрывается при этом роль потребительского кредита в динамике экономического роста.

Взаимодействие потребительского кредита с экономическим ростом определяется его

2 Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб. / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. М.: КНОРУС, 2004. С. 10.

количественной характеристикой в создании общественного продукта посредством воздействия на показатели спроса и предложения в экономике.

Основная формула для расчета ВВП экономики [2]:

ВВП=С +1+G + (X -М) ,

где С - личные потребительские расходы (потребительский спрос);

I - валовые инвестиции (инвестиционный спрос);

G - государственные закупки товаров и услуг (спрос со стороны государства);

X - М - чистый экспорт.

Влияние потребительского кредита на величину ВВП происходит за счет стимулирования платежеспособного спроса домашних хозяйств на товары и услуги длительного пользования, который в свою очередь активизирует спрос со стороны других субъектов экономики.

Представлена динамика объемов предоставленных потребительских кредитов и их доля в валовом внутреннем продукте за период с 2009 по 2015 г. (табл. 1).

Данная таблица показывает, что названный период характеризуется впечатляющими темпами роста доли розничных кредитов в ВВП, она достигает в 2013 г. показателя 12,36%, затем темпы роста начинают снижаться. Объем выданных потребительских кредитов в 2015 г. составил 5 861,4 млрд руб., что меньше на 33% аналогичного показателя 2014 г. Схожая тенденция наблюдается и в отношении темпов роста доли кредитов, предоставленных физическим лицам, в объеме ВВП, а именно: достигнув максимального значения за анализируемый период, в последующем данный показатель имеет тенденцию к снижению. В период экономического кризиса темпы роста доли розничных кредитов в ВВП по сравнению с темпами роста ВВП существенно ниже, что свидетельствует о спаде влияния потребительского кредитования на экономическое развитие страны.

Роль потребительского кредитования в обеспечении экономического роста (рис. 2) определяется, во-первых, внутренними и внешними факторами, во-вторых, двусторонним характером воздействия.

Потребительская активность увеличивается за счет заемных средств, предоставленных коммерческими банками. Причем если поначалу кредит рассматривался российскими домохозяйствами как вынужденный механизм финансирования, стимулирующий потребительскую активность и

способствующий достижению желаемого образа (но не уровня) жизни, то постепенно в связи с изменением системы ценностей и установок кредитование стало пониматься как удобная форма семейного финансирования, позволяющая приобретать необходимые товары [3]. Взаимодействие потребительского кредита с экономическим ростом раскрывается в динамике показателя роста объемов выданных кредитов. Однако количественная характеристика не обусловливает очевидный рост экономики. Так, в предкризисный период экономика будто из «последних сил» насыщалась кредитными потоками, в связи с этим население в России имеет серьезную долговую нагрузку [4], что в настоящее время привело к повышению уровня просроченной задолженности. Для защиты прав заемщиков в современных социально-экономических условиях финансовой нестабильности и снижения реальных доходов населения актуальной мерой является введение института банкротства физических лиц [5]. На графике (рис. 3) проиллюстрирована динамика просроченной задолженности за период 20102015 гг. Просроченная задолженность оказывает неоднозначное влияние на темпы экономического роста. С одной стороны, для заемщиков -физических лиц просроченная задолженность -это суммы, остающиеся в их распоряжении и временно поддерживающие их платежеспособный спрос на товары и услуги. Просроченная задолженность для кредитных организаций при приемлемом уровне риска оказывает умеренно-негативное влияние на их доходы и финансовую устойчивость. К тому же следует учитывать, что если речь не идет о безнадежной к взысканию задолженности, банки, возвращая себе долги в более поздние сроки, налагают на заемщиков штрафные санкции, что увеличивает их доходы [6]. С другой стороны, рост некачественных активов приводит к нарушению ликвидности банков и, как следствие, снижению роли банков в создании общественного продукта.

Потребительский кредит способствует повышению текущего дохода домашних хозяйств. Для удовлетворения собственных нужд потребителю не приходится ждать будущих доходов, период ожидания необходимого блага существенно сокращается за счет использования заемных средств. Приобретение товара с помощью кредитных средств предполагает оценку доходов домохозяйства, в том числе и доходов будущих периодов [7], достаточных для обеспечения бесперебойного возврата заемных средств. Однако в дальнейшем покупательская способность у заемщика снижается на сумму его обязательных платежей по кредитам до момента полного погашения предыдущих обязательств.

Определение оптимальной величины кредитного бремени позволяет задать такое направление развития кредитных отношений в государстве, которое обеспечивает усиление их социальной ориентации и соответствует требованиям инновационного экономического роста [8].

В экономической литературе рекомендованная сумма по кредитным обязательствам должна составлять не более 10-15% [9] от общего дохода заемщика.

Согласно данным диаграммы (рис. 4) предкризисный период характеризовался высоким удельным весом кредитных сделок в общем объеме розничных продаж: около 40% покупок было совершенно за счет кредитных средств, к концу 2015 г. данный показатель снизился до 20%, что соответствует периоду 2009 г. За анализируемый период коэффициент корреляции между объемами потребительского кредита и розничным товарооборотом составил 0,768. Это означает, что изменение объемов потребительского кредита оказывает заметное влияние на изменение объема розничного товарооборота.

Существует и обратная зависимость: рост доходов населения провоцирует повышение розничных цен, так как увеличивается платежеспособный спрос на товары и услуги длительного пользования. В краткосрочном аспекте производители товаров не успевают реагировать на возросший спрос со стороны покупателей, возникает временной лаг между предложением товаров и услуг и их покупкой. Таким образом, превышение спроса над предложением провоцирует повышение цен на товары и услуги длительного пользования.

Перед российской экономикой стоит проблема высокой зависимости спроса на товары иностранного производства. Покупательская активность на иностранные товары приводит к уменьшению спроса на отечественную продукцию, критичность в данной ситуации заключается в том, что добавленную стоимость при данных условиях получают иностранные производители, и, как следствие, это приводит к сокращению темпов экономического роста в России. Введение зарубежных санкций изменило картину потребительского поведения населения. В качестве защитных мер от санкционной политики США, ЕС и некоторых других стран правительство объявило курс на импортозамещение [10]. Однако предложения отечественных производителей существенно отличаются от иностранных товаров: искусственное поддержание предложения отечественного производителя приводит все равно к неудовлетворенному потребительскому спросу, в

связи с этим снижаются потребительская активность и темпы экономического роста.

Снижение потребительской активности [11], ограничение банковского фондирования на международном рынке капитала [12], изменение денежно-кредитной политики Банком России [13], а также рост розничных цен [14] приводит к неудовлетворенному спросу на потребительский кредит. Спрос на кредит и предложение кредита связаны между собой издержками или ценой кредита [15]. В ответ на сложившуюся экономическую ситуацию банки повышают процентные ставки по потребительским кредитам. Высокая стоимость кредитных средств приводит к повышению расходов заемщиков по обслуживанию кредита, и, как следствие, происходит снижение потребительской активности и темпов экономического роста.

Зависимость спроса от динамики цен устанавливается «количественной теорией денег» [16]:

М-V=Р^ ,

где М - количество денег в экономике; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен в экономике;

Q - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.

Согласно данной теории потребительское кредитование является составной частью денежной массы, находящейся в обращении, которая влияет на изменения уровня цен и объема выпуска продукции. Рост потребительской активности за счет заемных средств активизируют производственные процессы в экономике и наоборот сокращение объемов денежной массы приводит к дефициту финансов предприятий, не позволяя им развиваться, затем сокращается производство [17]. В условиях перераспределения денежных потоков для формирования конкурентных преимуществ степень функционирования экономических субъектов во многом определяется их «инвестиционной привлекательностью и активностью» [18]. Высокий уровень продаж способствует высвобождению денежных средств из производственного процесса и направлению их в инвестиционную деятельность. В настоящее время наблюдается обратная ситуация: снижение потребительской активности за счет сокращения потребительского кредитования и уменьшения реальных доходов населения. Аналогичная тенденция отмечается и в инвестиционной деятельности. Инвестиционная активность

предприятий в I полугодии 2015 г. была низкой: внеоборотные активы увеличились на 1,1% за счет долгосрочных финансовых вложений, объем основных средств остался на уровне конца 2014 г. Доля предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность в условиях достаточности инвестиционных ресурсов снизилась с 71,3% в 2015 г.

Дефицит инвестиционных ресурсов увеличился на 27,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. - до 1,3 трлн руб. на 30.06.2015 г.3.

Государственные расходы являются важным элементом в создании общественного продукта. Очевидное увеличение показателя G (государственного спроса) приводит к росту ВВП, но изменение данного показателя также может влиять и на динамику другой составной части ВВП - С (потребительского спроса), а это возможно за счет представления потребительского кредитования с государственной поддержкой. Ипотечное кредитование как разновидность потребительского кредита с государственной поддержкой стимулирует платежеспособный спрос на жилье, а также уменьшает расходы потребителей на величину государственных субсидий. Взаимодействие ипотечного жилищного кредита с государственной поддержкой с ВВП возможно в трех направлениях: во-первых, посредством взаимосвязи со спросом потребителей на жилье; во-вторых, - с предложением производителей как в форме строительства жилья, так и в виде улучшения его потребительских свойств [1], в-третьих, за счет роста государственных расходов как составной части ВВП.

В связи с ухудшением макроэкономической ситуации сократилась доступность ипотечного кредитования для населения. Многие участники рынка приостановили прием заявок на ипотечные кредиты и перенесли сроки подписания кредитных договоров. Некоторые участники приостановили выдачу кредитов или установили ставки в 20% годовых и более (в 2014 г. средняя ставка по ипотечным жилищным кредитам составляла 12,5% годовых)4. В рамках поддержания потребительского спроса государство создало специальную программу лояльности - ипотечный кредит с государственной поддержкой.

3 Информационно-аналитические материалы. Финансовое состояние нефинансовых предприятий.

URL: http://www.cbr.ru/analytics/default. aspx? Prtid=fm_c&ch=ITM_57017#CheckedItem

4 О Правилах предоставления субсидий российским кредитным организациям и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию на возмещение выпадающих доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам. URL: http://government.ru/docs/17206/

Образовательный кредит с государственной поддержкой стимулирует совокупный спрос, а также увеличивает государственные расходы на сумму предоставленных субсидий. Мировая практика показывает, что уровень образования населения определяется уровнем государственных расходов на него. Следовательно, уровень государственных расходов на образование должен оказывать влияние на уровень экономического развития [19]. Взаимодействия образовательного кредита с государственной поддержкой с ВВП возможны в двух направлениях: во-первых, посредством стимулирования потребительского спроса на образовательные услуги, во-вторых, за счет роста государственных расходов.

Образовательный кредит увеличивает доступность высшего образования для широкой категории населения вне зависимости от уровня доходов семьи. Он выдается на основании заключенных договоров между вузом и студентом, обучающимся на платной основе. Наиболее распространенный срок кредитования - 10 лет, из которых период обучения считается льготным: в период обучения заемщик оплачивает только проценты по кредиту. Рассмотрим преимущества образовательного кредита с государственной поддержкой на примере программы Сбербанка «Образовательный кредит». Кредитование по данной программе возможно на следующих условиях5: сумма кредита соответствует стоимости обучения (до 100% стоимости обучения); платежеспособность заемщика не учитывается; срок кредита - срок обучения, увеличенный на 10 лет; предусматривается льготный период по погашению кредита и части процентов; процентная ставка - совокупная процентная ставка по кредиту равна ставке рефинансирования Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на пять пунктов, при этом:

— % ставки рефинансирования Банка России, увеличенная на пять пунктов (7,5%) уплачивается заемщиком;

— % ставки рефинансирования Банка России (7,5%6) субсидируется государством.

Главное преимущество образовательного кредита с государственной поддержкой - сокращение расходов заемщика. С помощью кредитных инструментов возрастает возможность получения качественного высшего образования [20]. Представлен рейтинг вузов рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2016 г. (табл. 2).

5 Образовательный кредит с государственной поддержкой. URL: http://www.sberbank.ru/ru/person/credits/learn/learn_subsid

6 Ставка рефинансирования с 19.09.2016 составляет 10%.

Средняя стоимость обучения в топ-10 российских вузов 2016/2017 учебного года по дисциплине «Экономика» очной формы обучения составляет 238 213 руб. (в расчет не вошел Московский физико-технический институт (государственный университет) в связи с отсутствием данной дисциплины). Количество мест на бюджетной основе с каждым годом становится меньше, поэтому образовательный кредит является необходимой мерой поддержки семейного бюджета. Для удобства поступающих на сайтах высших образовательных учреждений предоставлена информация об образовательном кредите.

В качестве итога проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

— потребительский кредит не только стимулирует платежеспособный спрос на товары и услуги

длительного пользования, но и имеет влияние на другие составляющие ВВП: инвестиционный и государственный спросы;

— обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса;

— стимулирует предложение товаров на рынке;

— обеспечивает доступность важных экономических благ, повышает уровень и качество жизни.

Многогранность воздействия потребительского кредитования на экономический рост характеризуется внутренними и внешними факторами, такими как доходы населения, цены на розничном рынке, процентные ставки по потребительским кредитам, объемы потребительского кредитования и денежно-кредитная политика Банка России.

Таблица 1

Динамика объемов предоставленных потребительских кредитов и их доля в валовом внутреннем продукте за период с 2009 по 2015 г.

Table 1

Changes in the volume of issued personal loans and their share in GDP over the period from 2009 to 2015

Год Объемы предоставленных потребительских кредитов, млрд руб. Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд руб. Темпы роста валового внутреннего продукта, % Доля потребительских кредитов в валовом внутреннем продукте, % Темпы роста доли потребительских кредитов в валовом внутреннем продукте, %

2009 2 610,9 38 807,2 0,94 6,73 -

2010 3 649,1 46 308,5 1,19 7,88 1,17

2011 5 438,7 59 698,1 1,29 9,11 1,16

2012 7 226,4 66 926,9 1,12 10,8 1,19

2013 8 778,2 71 016,7 1,06 12,36 1,14

2014 8 629,7 77 945,1 1,1 11,07 0,9

2015 5 861,4 80 804,3 1,04 7,25 0,66

Источник: рассчитано автором по данным сайта Банка России. Статистика. Банковский сектор. Сведения о привлеченных и размещенных средствах. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors и по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Официальная статистика. Валовый внутренний продукт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm

Source: Authoring, based on the Central Bank of the Russian Federation website data. Information on attracted and placed funds. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors. (In Russ.). And the Federal State Statistics Service website data. Official statistics. Gross Domestic Product. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm. (In Russ.)

Таблица 2

ТОП-10 высших учебных заведений в России Table 2

Top 10 higher educational institutions in Russia

Место Название вуза Стоимость обучения по дисциплине «Экономика» для граждан РФ, очная форма обучения, 2016/2017 учебный год

1-е Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 385 000

2-е Московский физико-технический институт (государственный университет) -

3-е Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 137 000

4-е Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 194 500

5-е Санкт-Петербургский государственный университет 230 000

6-е Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 400 000

7-е Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ 450 000

8-е Национальный исследовательский Томский политехнический университет 108 300

9-е Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 109 120

10-е Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 130 000

Источник: Рейтинг вузов рейтингового агентства «Эксперт РА» 2016. URL: http://www.provuz.ru/rating/expert2016/ Source: Expert RA Rating of higher schools, 2016. Available at: http://www.provuz.ru/rating/expert2016/. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1

Простая схема народнохозяйственного кругооборота Figure 1

A simple model of national economy cycle

Источник: Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. М.: КНОРУС, 2004. C. 10.

Source: Makroekonomika. Teoriya i rossiiskayapraktika [Macroeconomics. Theory and the Russian practice]. Moscow, KNORUS Publ., 2004, p. 10.

Рисунок 2

Направления взаимодействия потребительского кредита с потребительским спросом Figure 2

Interaction of personal loan and customer demand

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 3

Темпы роста просроченной задолженности по потребительским кредитам, % к соответствующей дате предыдущего года Figure 3

Growth rates of past due debt on personal loans, in percentage to the corresponding date of the previous year

Источник: рассчитано автором по данным сайта Банка России. Статистика. Банковский сектор. Сведения о привлеченных и размещенных средствах. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors

Source: Authoring, based on the Central Bank of the Russian Federation website data. Statistics. Banking sector. Data on attracted and placed funds. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors. (In Russ.)

Рисунок 4

Выдачи потребительских кредитов и размер розничного товарооборота Figure 4

Personal loans issued and the retail turnover

Источник: Официальные данные сайта Банка России. Статистика. Банковский сектор. Сведения о привлеченных и размещенных средствах. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors и данные сайта Федеральной службы государственной статистики. Официальная статистика. Предпринимательство. Розничная торговля, услуги населению, туризм. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/

Source: Official data from the website of the Central Bank of the Russian Federation. Information on attracted and placed funds. Available at: http://wwwcbr.ru/statistics/?Prtld=sors. (In Russ.) and data from the website of the Federal State Statistics Service. Official statistics. Business activity. Retail trading, consumer services, tourism. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/. (In Russ.)

Список литературы

1. Гарипова З.Л. Роль ипотечного жилищного кредита в обеспечении экономического роста // Наука Красноярья. 2014. № 2. С. 23-29.

2. Удачина Е.Б. Влияние валютного рынка на изменение ставок потребительского кредита. Материалы международной научно-практической конференции «VII Найденовские чтения». М.: Научная библиотека, 2015. С. 41-43.

3. Белехова Г.В. Кредитное поведение населения: современные аспекты (на примере Вологодской области) // Вопросы территориального развития. 2014. № 1. С. 1-14.

4. Улюкаев А.В., Мау В.А. Глобальный кризис и вызовы экономической политики современной России // О мерах по преодолению кризисных процессов в экономике России. М.: Издание Государственной Думы, 2015. С. 11-40.

5. Старостина С.А. Влияние института банкротства физических лиц на развитие потребительского кредитования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4-7. С. 133-137.

6. Литвинова А.В., Черная Е.Г., Парфенова М.В. Влияние розничного кредитования на экономический рост в России // Вопросы безопасности. 2015. № 6. С. 70-102. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_17992.html. doi: 10.7256/2409-7543.2015.6.17992

7. Орлов Л.Ф. Теоретические основы формирования финансового потенциала домохозяйств // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2010. № 3. С. 36-41.

8. Литвинов Е.О. Ценовая эластичность спроса на кредиты и ее влияние на кредитное бремя населения России // Инновационный Вестник Регион. 2013. № 3. C. 7-12.

9. Макарова О.Н., Погорелов И.З. Потребительский кредит как средство повышения уровня жизни // Современные проблемы экономического и социального развития. 2012. № 8. С. 98-102.

10. Денисова И.Н. Импортозамещение и экспортная оценка - современная стратегия потребительской кооперации: проблемы и пути решения // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 6. С. 13-21.

11. Поискова Т.Р. Потребительское ожидание как индикатор взаимодействия интернет-сектора продаж в период экономического кризиса // Прикладные экономические исследования. 2015. № 5. С. 62-65.

12. Юсупова О.А. Инвестиционное кредитование в условиях кризиса // Инновационная экономика и общество. 2015. № 2. С. 122-129.

13. Поздышев В.А. Банковское регулирование в 2015-2016 годах: основные изменения и перспективы // Деньги и кредит. 2015. № 12. С. 3-8.

14. Барковская Н.А., Минеева Л.Н. Государственное регулирование цен на продовольственные товары: проблемы и перспективы // Аграрный научный журнал. 2015. № 7. С. 63-67.

15. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Особенности кредитной активности банковского сектора в период роста плохих долгов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 1. С. 6-23.

16. Кропин Ю.А. Закон денежного обращения в исторической ретроспективе и в современных условиях // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 53-59.

17. Сухарев О.С. Экономический рост и денежно-кредитная политика // Вестник БИСТ. 2015. № 1. С.16-24.

18. Шикина С.А., Плужников В.Г. Инвестиционная активность предприятия и этапы его жизненного цикла. Показатель естественного уровня инвестиционной активности бизнеса как инструмент количественной оценки инвестиционной активности предприятия // Российское предпринимательство. 2010. № 5-2. С. 106-112.

19. Майорова Н.В. Государственные расходы на образование: необходимость и эффективность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 170-178.

20. Матросов М.Б. Образовательный кредит в России: Проблемы и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2007. № 7. С. 137-146.

ISSN 2311-8709 (Online) Financial System

ISSN 2071-4688 (Print)

A ROLE OF PERSONAL LOANS IN ECONOMIC GROWTH Svetlana A. STAROSTINA

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation 9278051611@mail.ru

Article history:

Received 31 August 2016 Received in revised form 14 September 2016 Accepted 29 September 2016

JEL classification: E52, G21, H81

Keywords: personal loan, economic growth, consumer demand, investment activity, government spending

Abstract

Importance The article investigates relationships emerging in the course of the personal loan market development, as the market is important for social product creation and, as a result, has an impact on economic growth.

Objectives The purpose of the study is to review the role of personal loans in social reproduction through encouraging the consumption, investment demand and government expenditures. Methods I analyzed statistical data for 2009-2015 to study internal and external factors of the personal loan market development and its influence on the social product creation. Results The paper assesses the impact of consumer lending on economic growth in Russia based on the changes in the share of retail loans in GDP over 2009-2015. The study demonstrates the existence of external and internal factors of the impact of personal loans on economic growth, and defines their two-sided effect.

Conclusions and Relevance The findings prove that personal loans stimulate the effective demand for durable goods and services and have an impact on other components of GDP, i.e. investment and government demand; provide consistency of reproduction process; increase goods supply in the market; provide access to significant economic goods and enhance the quality of living.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

I extend my gratitude and deep appreciation to Zaituna L. GARIPOVA, Doctor of Economics, Professor of Department of Finance of the Bauman Moscow State Technical University, for the valuable advice.

References

1. Garipova Z.L. [The role of mortgage loans in economic growth]. Nauka Krasnoyar'ya = Krasnoyarsk Science, 2014, no. 2, pp. 23-29. (In Russ.)

2. Udachina E.B. [The influence of the foreign exchange market on the personal loan interest rates]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii VII Naidenovskie chteniya [Proc. Sci. Conf. 7th Naidenov Readings]. Moscow Nauchnaya biblioteka Publ., 2015, pp. 41-43. (In Russ.)

3. Belekhova G.V. [Credit behavior of the population: Modern aspects (the case study of the Vologda oblast)].

Voprosy territorial'nogo razvitiya = Territorial Development Issues, 2014, no. 1, pp. 1-14. (In Russ.)

4. Ulyukaev A.V., Mau VA. Global'nyi krizis i vyzovy ekonomicheskoi politiki sovremennoi Rossii. V kn.: O merakh po preodoleniyu krizisnykh protsessov v ekonomike Rossii [Global crisis and challenges to the present-day Russia's economic policy. In: On measures to overcome crisis processes in the Russian economy]. Moscow, Izdanie Gosudarstvennoi Dumy Publ., 2015, pp. 11-40. (In Russ.)

5. Starostina S.A. [The influence of the institution of bankruptcy of individuals on consumer lending development]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii = Modern Trends in Science and Technology Development, 2016, no. 4-7, pp. 133-137. (In Russ.)

6. Litvinova A.V., Chernaya E.G., Parfenova M.V. [The influence of retail lending on the economic growth in Russia]. Voprosy bezopasnosti, 2015, no. 6, pp. 70-102. (In Russ.) Available at: http://e-notabene.ru/nb/article_17992.html. doi: 10.7256/2409-7543.2015.6.17992.

7. Orlov L.F. [Theoretical bases of households capacity building]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Economics, 2010, no. 3, pp. 36-41. (In Russ.)

8. Litvinov E.O. [Price elasticity of demand for credits and its influence on the loan debt burden of the Russian population]. Innovatsionnyi Vestnik Region = Innovation Bulletin Region, 2013, no. 3, pp. 7-12. (In Russ.)

9. Makarova O.N., Pogorelov I.Z. [Personal loans as a tool to increase living standards]. Sovremennye problemy ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya = Modern Problems of Economic and Social Development, 2012, no. 8, pp. 98-102. (In Russ.)

10. Denisova I.N. [Import phaseout and export assessment as the modern strategy of consumer cooperation: Problems and solutions]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and Applied Studies of Cooperative Sector of Economy, 2014, no. 6, pp. 13-21. (In Russ.)

11. Poiskova T.R. [Consumers expectations as an indicator of interaction of internet sales during the crisis].

Prikladnye ekonomicheskie issledovaniya = Applied Economic Research, 2015, no. 5, pp. 62-65. (In Russ.)

12. Yusupova O.A. [Investment lending under crisis]. Innovatsiya ekonomika i obshchestvo = Innovative Economy and Society, 2015, no. 2, pp. 122-129. (In Russ.)

13. Pozdyshev V.A. [Banking regulation in 2015-2016: Key developments and prospects]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2015, no. 12, pp. 3-8. (In Russ.)

14. Barkovskaya N.A., Mineeva L.N. [State regulation of prices for food products: Challenges and prospects].

Agrarnyi nauchnyi zhurnal = Agricultural Scientific Journal, 2015, no. 7, pp. 63-67. (In Russ.)

15. Andryushin S.A., Kuznetsova V.V. [Specifics of lending activity of the banking sector during the period of bad debt increase]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property Relations in the Russian Federation, 2012, no. 1, pp. 6-23. (In Russ.)

16. Kropin Yu. A. [The law on currency circulation law in historical retrospective and in modern environment]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2015, no. 1, pp. 53-59. (In Russ.)

17. Sukharev O.S. [Economic growth and monetary policy]. Vestnik BIST = Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies), 2015, no. 1, pp. 16-24. (In Russ.)

18. Shikina S.A. Pluzhnikov V.G. [Investment activity of a company and its life cycle stages. Indicator of natural level of business investment activity as a tool of its quantification]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, no. 5-2, pp. 106-112. (In Russ.)

19. Maiorova N.V. [State expenditure on education: the need and efficiency]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2014, no. 10, pp. 170-178. (In Russ.)

20. Matrosov M.B. [Educational loans in Russia: Problems and prospects]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2007, no. 7, pp. 137-146. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.