Научная статья на тему 'Роль постмодернизма в формировании современной художественной культуры'

Роль постмодернизма в формировании современной художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1939
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль постмодернизма в формировании современной художественной культуры»

А. Н. Тарасов

Роль постмодернизма в формировании современной художественной культуры

Проблема сущности постмодернизма является одной из центральных в разработке современных наук о культуре. Решение этой проблемы имеет важное методологическое значение, поскольку будет способствовать более чёткому и системному пониманию процессов, происходящих в культуре в конце ХХ - начале XXI веков. Не претендуя на окончательность выводов по этой проблеме, в данной статье попытаемся представить характерные черты постмодернизма, на примере их проявления в постмодернистском типе художественной культуры и выявить, какова роль этих характерных особенностей в формировании современной художественной культуры. Основными среди этих черт, на наш взгляд, являются следующие:

• игровое отношение к действительности;

• плюрализм;

• эклектизм;

• решительный разрыв со всей предшествующей культурой.

Игра как характерная черта постмодернистского типа художественной культуры.

Характерной чертой художественной культуры постмодернизма является игровое отношение к действительности и соответствующая ему интерпретация в художественных произведениях. Традиционно игра была одной из главных форм эстетической действительности, т.е. неутилитарной, совершаемой ради неё самой и доставляющей, как правило, её участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Игра не несёт в себе каких-либо внешних запретов и не предполагает оценки действий играющих с позиций добра и зла. В отличие от деятельности она содержит смысл сама в себе.

Современная художественная культура всё чаще и чаще отождествляется с игрой. Игра стала ключевым понятием постмодернистского типа художественной культуры. Как отмечает В. А. Кутырев, «хотя нельзя сказать, что игра стала парадигмой культуры, но тенденция к игротеза-ции нарастает».1 Заметим, что нарастает она из-за агрессивного влияния культуры постмодернизма. Однако постмодернисты пропагандируют игру, доставляющую не эстетическое, а животное наслаждение. Это проявляется во множестве хэппенингов, перформансов, в которых наблюда-

1 Кутырёв В. А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. - 1994. - № 7-8. - С. 76.

ется тенденция к освобождению инстинктов, культ телесности, «рай немедленно». В этих «постмодернистских практиках» беспредельный плюрализм вкусов и культур, безграничное манипулирование любыми персонажами в итоге образуют художественный беспредел.

Один из теоретиков постмодернизма Ж. Деррида развивает концепцию игры как игры повторения, которая полностью замкнута в себе.1 В итоге Деррида приходит к игре различий и «игре различаний», которую понимает как бесконечное откладывание и ускользание. Данная постмодернистская интерпретация игры легла в основу метода деконструкции. Целью постмодернистских художественных произведений объявляется ироническое отношение ко всему ранее созданному, а высшей ценностью их становится новизна, способная принести удовольствие.

Характеризуя существующее положение в целом, и в художественной культуре в частности, теоретик постмодернизма Ж. Бодрийар в «Прозрачности зла», не скрывает своей иронии, переходящей в сарказм: «если попытаться дать определение существующему положению вещей, то я назвал его состоянием после оргии. Оргия - это любой взрывной элемент современности, момент освобождения во всех областях».2 Проблема освобождения человека буквально ото всех ограничителей поднималась постмодернистами не раз. Эту идею они ставили в заслугу своей теории. Так П. Козловски утверждает: «понятие постмодернизма является освобождающим, т.к. оно избавляет от стальных оков истории и необходимости».3 Апологет постмодернизма настолько увлекается восхвалением своей теории, что начинает, уже в другой своей работе, распространять постмодернистский бред на науку: «Всё чаще встречается симулирование как научный метод, наука становится всё более фиктивной».4 Суть постмодернистской концепции научного знания, на наш взгляд, чётко выразил Ж.-Ф. Лиотар: «война целому».5

Пропаганда освобождения инстинктов, культ телесности, «рай немедленно», в которых беспредельный плюрализм вкусов и культур, доведённый до абсурда, манипулирование любыми персонажами - всё это

1 См. Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб.: Академический проект, 2000.

2 Бодрийар Ж. Прозрачность зла. - М., 2000. - С. 11.

3 Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития: пер. с нем. - М.: Республика, 1997. - С. 32.

4 Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 89.

5 См., Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Иностранная литература. 1994. - № 1. - С. 47-61.

привело к образованию «художественной» химеры1 под названием «постмодернизм», адаптированной к массовым формам современного художественного сознания, что роднит художественную культуру постмодернизма с массовой культурой. Описанная тенденция находит яркое выражение в механизмах подгонки классических сюжетов к их «диснейлендовским» версиям, в опыте римейков произведений разных искусств, превращённых в телевизионные телесериалы. Однако, как справедливо отмечают современные исследователи В. И. Пантин и Т. Ф. Столярова, «всё нарастающий вал по большей части скороспелых и некачественных римейков есть свидетельство и симптом кризисного состояния нашей культуры».2

В литературе постмодернизм, способствует девальвации классического представления о значении художественного произведения. Это выражается в том, что автор может дописывать свои сочинения, либо сам читатель может пристраивать собственные опусы к классическим текстам. Постмодернизм в литературе стимулирует неограниченные возможности языковой игры. Ситуация, в которой нагромождаются приёмы художественного заимствования, экспериментов, поисковости, иронии -показательный и непременный атрибут художественной культуры постмодернизма.

Эстетика постмодернизма - это эстетика, лишённая постоянного ядра традиционной эстетики, что, как отмечает Н. Б. Маньковская, позволяет «трактовать постмодернистское искусство как след, пепел художественных ценностей прошлого».3

Плюрализм как характерная черта постмодернистского типа художественной культуры.

Беспредельный плюрализм - ещё одна характернейшая черта постмодернистского типа художественной культуры. Как постмодернисты понимают проблему границ? Процитируем одного из теоретиков этой культуры - Ж.-Ф. Лиотара: «цель современной живописи заключается в том, чтобы представить, что имеется нечто представимое, чтобы помыслить о том, что нельзя видеть».4 Принципиально новая постмодернистская картина мира складывается на основе признания множественности

1 Такое обозначение постмодернизма принадлежит И.П. Ильину. См. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мира. - М.: Интрада, 1998.

2 Пантин В. И., Столярова Т. Ф. Вырождение или возрождение? Философские эссе о современной культуре... - М.: Культурная революция, 2006. - С. 83.

3 Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 28.

4 Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? А(1 Ма^теш. Ежегодник лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М.: ИФ РАН, 1994. - С. 317.

точек зрения, полифонии культурных миров. В мире столько миров, сколько представлений о них, и все они одновременны и равноправны в своем существовании.

По мнению Ж. Деррида, основная форма постмодернистского самовыражения - это коллаж. Современное искусство синтезирует разрозненные образы и несовместимые вещи, производя, по его мнению, «новый смысл, который не может быть ни однозначным, ни стабильным». Иными словами постмодернистский тип художественной культуры не желает говорить «одним голосом»: по самому своему стилю он призван быть зыбким и неоднозначным.1 Анализируя воззрения Ж. Деррида, отечественный исследователь В. Г. Арсланов справедливо отмечает, что в целом философия и эстетика Деррида - «рассеивание смысла»: не посев его, а утрата».2 Коллаж как технический приём представляет собой монтаж в произведения художественной культуры разностилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия. Однако постмодернисты этот приём превратили в основной метод построения своих художественных произведений, добавив его возможностью бесконечной, нескончаемой необходимостью интерпретаций. Но как справедливо отмечает современный эстетик и искусствовед Е. Ю. Андреева, «однако сама избыточность и бесконечная вариативность сочетаний... как раз и провоцирует убеждённость в том, что в качестве и средства и предмета репрезентации в поле действия ничтожения годится всё».3 В противовес использованию коллажа лишь как одного из способов достижения эстетической выразительности, «художники»-постмодернисты рассматривают его как нечто самодовлеющее, безуспешно пытаясь путём эпатажа и контраста разнофактурных материалов, найти новые способы обогащения художественного языка и эстетического сознания. Разрушив метафизику и обратившись к «поверхностному слою коммуникаций» (по выражению Ж. Бодрийяра), постмодернизм лишил культуру прежней символической глубины. Репрезентации в искусстве были заменены прямыми презентациями объектов, фактов, живого человеческого опыта.

Целью современного художественного творчества постмодернистами провозглашается разрушение внешних и внутренних границ в искусстве. Разрушая эти границы, постмодернизм призывает массового потребителя к запретному, ненормальному. Поэтому искусство постмодернизма спо-

1 См., Деррида Ж. О грамматологии. - М.: А(1 Ма^теш, 2000; Он же. Письмо и различие. - СПб.: Академический проект, 2000.

2 Арсланов В. Г. История западного искусствознания. ХХ век. - М.: Академический Проект, 2003. - С. 507.

3 Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ-ХХ1 века. -СПб.: Азбука-классика, 2007. - С. 26-27.

150

собствует нравственному разложению общества. Вообще, «в эпоху постмодернизма маргинальность становится нормой или, по крайней мере, равноправной среди традиционных форм художественного творчества».1 А И. П. Ильин, выявляя общее между постструктурализмом и постмодернизмом, полагает, что «в определённом смысле и постструктурализм, и постмодернизм могут быть охарактеризованы как проявление феномена маргинализма».2

Приведённые выше характеристики позволяют полностью согласиться с мнением В. П. Крутоуса, утверждающего, что «постмодернизм есть современная форма радикального социокультурного скептицизма».3 Развивая эту характеристику, тот же автор утверждает «одним из характерных признаков постмодернизма является перенос внимания с магистральных, стержневых культурных явлений на явления периферийные, «маргинальные» (пограничные)».4

Идеи постмодернизма разрушительным образом сказываются на художественной культуре, маргинализм становится характеристикой искусства постмодернизма. К сожалению, в последнее время таких примеров становится всё больше и больше. Касается это самых разных проблем, рассматриваемых в искусстве. Возьмем, к примеру, проблему человека в современной художественной культуре. По мнению современного исследователя Е. Ю. Андреевой, в условиях культуры постмодернизма «новый натуральный реализм» к концу 1990-х годов становится определяющим способом понимания человека и его места в мире... Эта жизнь представляется архаической, маргинальной и поразительно способной к воспро-изводству».5

Эклектизм как характерная черта постмодернистского типа художественной культуры.

Во всех видах постмодернистского типа художественной культуры присутствует грубая эклектика, т. е. несовместимое смешение стилей и жанров, в литературных произведениях отсутствуют герои, последова-

1 Сычёв С. Маргинальное кино // Маргинальное искусство. Сб. статей. Указ. изд.

- С. 49.

2 Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Указ. изд.

- С. 21.

3 См.: Крутоус В. П. Постмодернизм - современная форма скептицизма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Росс. филос. конгресса: в 5 т. Т. 4. - М., 2005. - С. 185.

4 Проблематизация понятия «искусство» в парадигме постмодернизма // Ба-син Е. Я., Крутоус В. П. Философская эстетика и психология искусства. - М.: Гардарики, 2007. - С. 27.

5 Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ - начала ХХ1 века. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - С. 333.

151

тельность и логика изложения в постмодернистской литературе постоянно нарушается. Художник, исповедующий нормы постмодернистской парадигмы, стремится к тому, чтобы его душевное состояние было отлично от душевного состояния «потребителей» его «творчества», поскольку постмодернизм провозглашает инаковость, новизну, инородность. Эти характеристики важны для художника-практика постмодернистского толка, потому, что его «художественное произведение» должно шокировать.

Шокирование «потребителей» художественной культура постмодернизма достигается за счёт эклектики, когда в одном произведении сочетаются несочетаемые элементы и стили. Например, постановки австрийца Германа Нитша, в которых он, по его собственному утверждению, следует словам Ницше о том, что оправданием человеческой жизни и деятельности может быть одно только искусство, и свои перформансы он называет «эстетическим способом молиться». В чём же заключается этот «эстетический способ молиться»? Е. Ю. Андреева, приводя соответствующее фото, описывает это «постмодернистское художество» следующим образом: «Нитш сближает языческий и христианский культы, совершая жертвоприношения, распиная тушу заколотого жертвенного животного и размазывая внутренности с кровью по телу привязанного к кресту участника или участницы перформанса».1 Как можно интерпретировать описанное? Сам автор утверждает, что он стремится разделить со зрителем позор снисхождения к экстремизму. Прямо скажем - странная попытка противостоять экстремизму.

Решительный разрыв с предшествующей культурной традицией.

Художественная культура постмодернизма крайне противоречива. С одной стороны, на практике - имитация всех стилей прошлого, а с другой, в теории - категорическое неприятие, решительный разрыв со всей предшествующей традиционной культурой. Шокирование в творчестве художника-постмодерниста достигается за счёт глумления над традицией. Роль в традиции в художественном творчестве крайне важна, она нужна хотя бы для того, чтобы было от чего отталкиваться, с чем вступать в плодотворный диалог.2

В художественной культуре постмодернизма любая традиция оценивается как неприемлемая. Более того, традиция, как известно, содержит и национальный дух, поэтому и последний подвергается в условиях постмодернизма остракизму, всячески проповедуется опыт забвения. Поэтому решительный разрыв с традиционной культурой - ещё одна характерная черта постмодернистского типа художественной культуры.

1 Там же. - С. 158-159.

2 Традиция и новаторство в искусстве // Эстетика. Словарь. Указ. изд. - С. 359.

152

В основе постмодернизма лежит сознательный отказ от фундаментальных идей и идеалов эпохи Нового времени. Но что постмодернисты предлагают в замен? - Избавить культуру от диктата разума и традиций.

Постмодернизм подвергает критике принцип выделения базового, центрального понятия как основной принцип европейской культуры Нового времени. Отсутствие субъекта как центра, вокруг которого строилось познание и культура, делают относительным любое знание и понятие. На этом основании постмодернисты доказывают невозможность существования целостной, универсальной системы знания. Именно с этим тезисом связана постмодернистская критика всей предыдущей культуры. Однако, если под культурой понимать систему исторически развивающихся программ человеческой жизни и деятельности, накапливаемый социальный опыт, то постмодернистская «культура», лишённая идеалов, принципов, традиций, культурой не является, а превращается в очередное постмодернистское «бормотание».1

Роль постмодернизма в формировании современной художественной культуры, к сожалению, является определяющей, поскольку все изложенные характеристики этого типа культуры в той или иной степени активно проявляются в современном художественном творчестве. В этой связи, обращение к классическому наследию художественной культуры будет способствовать утверждению принципов гуманизма и нравственности - тех принципов, которыми традиционно характеризовалось истинное искусство.

Изучение постмодернизма как одного из направлений в развитии современной художественной культуры показывает, что это явление не может быть объяснено с позиций традиционных научных методологических принципов. В этой связи, при изучении явления постмодернизма в современных науках о культуре, необходимо, на наш взгляд, руководствоваться научно-критическими методами исследования.

1 Данный термин принадлежит одному из теоретиков постмодернизма М. Фуко. См. Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт-Эксцентр. - 1991. - № 3. - С. 43.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.