Научная статья на тему 'Роль польцевской культуры в формировании тунгусо-маньчжурской общности'

Роль польцевской культуры в формировании тунгусо-маньчжурской общности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬЦЕВСКАЯ КУЛЬТУРА / МОХЭСКАЯ КУЛЬТУРА / БОХАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / BOHAI CULTURE / КУЛЬТУРА АМУРСКИХ ЧЖУРЧЖЭНЕЙ / ПРИАМУРЬЕ / AMUR / ЦЗИНЬ / JIN / ПРИМОРЬЕ / PRIMORYE / НАЙФЕЛЬДСКАЯ КУЛЬТУРА / БЛАГОСЛОВЕННИНСКАЯ КУЛЬТУРА / POLTSEVSKAYA CULTURE / MOCHE CULTURE / JURCHEN / NAYFELDSKAYA CULTURE / BLAGOSLOVENNINSKAYA CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьякова Ольга Васильевна

Статья посвящена ключевой в дальневосточной археологии проблеме контакта древних и средневековых культур. Одной из основных древних культур в дальневосточном регионе, предшествующих эпохе средневековья, является польцевская культура, длительное время занимавшая обширную территорию Приамурья, Приморья, Маньчжурии и относящаяся одними исследователями к сушеням (древним тунгусам), другими к илоу (палеоазиатам). Носители польцевской культуры дожили до эпохи раннего средневековья, т.е. до появления на этой территории в III-IV вв. мохэских племён. На археологическом материале прослеживается тесный контакт польцевцев с сумо мохэ, оставившими после себя синкретичные группы памятников мохэской культуры (благословеннинскую и найфельдскую) и создавшими в VII в. первое тунгусо-маньчжурское государство Бохай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaeological sources on the role of Polzevskaya culture in formation of the Tungus-Manchu community

The article deals with the key problem of Far Eastern archeology contacts between the ancient cultures and medieval ones. One of the main ancient cultures in the Far East region preceding the Middle Ages era is the Poltsevskaya culture. During the long time people of this culture dwelled on vast territory of Priamurye, Primorye, and Manchuria. One group of researchers treats it as sushen (the ancient Tungus), others as iloy (the Paleo-Asiatic people). Poltsevskaya culture people lived up to early Middle Ages, namely, up to emergence in this territory in the 3-4th centuries of Moche tribes. According to the archaeological materials, there was traced close contact between Poltsevskaya culture people and sumo of Moche tribes. Sumo of Moche left behind syncretic groups of monuments of Moсhe culture Blagoslovenninskaya and Nayfeldskaya, and in the 7th century they have created the first Tungus-Manchurian state of Bohai.

Текст научной работы на тему «Роль польцевской культуры в формировании тунгусо-маньчжурской общности»

ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

О.В. Дьякова*

Роль польцевской культуры в формировании тунгусо-маньчжурской общности

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена ключевой в дальневосточной археологии проблеме контакта древних и средневековых культур. Одной из основных древних культур в дальневосточном регионе, предшествующих эпохе средневековья, является польцевская культура, длительное время занимавшая обширную территорию Приамурья, Приморья, Маньчжурии и относящаяся одними исследователями к сушеням (древним тунгусам), другими к илоу (палеоазиатам). Носители польцевской культуры дожили до эпохи раннего средневековья, т.е. до появления на этой территории в Ш-IV вв. мохэских племён. На археологическом материале прослеживается тесный контакт польцевцев с сумо мохэ, оставившими после себя синкретичные группы памятников мохэской культуры (благословеннинскую и найфельдскую) и создавшими в VII в. первое тунгусо-маньчжурское государство Бохай.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: польцевская культура, мохэская культура, бохайская культура, культура амурских чжурчжэней, Цзинь, Приморье, Приамурье, найфельдская культура, благословеннинская культура.

Введение. В дальневосточной археологии проблема перехода от древних культур к средневековым до последнего времени не только не решалась, но и не была даже поставлена, хотя она является ключевой для определения этапов освоения территории разными этносами. Одной из основных культур в дальневосточном регионе, предшествую-

* Дьякова Ольга Васильевна, д.и.н., Лаборатория археологии Приамурья Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ ДВО РАН), Владивосток, Россия; E-mail: emelianova49 @ ma il.rn

© Дьякова О.В., 2018

6

щих эпохе средневековья, является польцевская культура. Проследить связь и характер преемственности польцевской археологической культуры эпохи раннего железного века с культурами средневековой тунгусо-маньчжурской общности, представленной мохэскими, бо-хайскими, чжурчжэньскими (амурскими и приморскими) памятниками, — основная задача данной работы.

Польцевская культура

Польцевская культура — одна из самых загадочных и важнейших культур Дальнего Востока, принявшая активное участие в формировании ряда этносов региона. Памятники польцевской культуры занимают достаточно обширный географический ареал, включающий Среднее и Нижнее Приамурье, южное, западное и восточное Приморье, Северо-Восток Китая; видимо, север Корейского полуострова. Своё название культура получила по памятнику Польце I, расположенному в Ленинском районе Еврейской автономной области вблизи с. Кукелево, стационарно исследовавшемуся Дальневосточной археологической экспедицией в 1960-е гг., руководимой академиком А.П. Окладниковым. В Приамурье известно около сотни памятников этой культуры. Поселения, состоявшие из 20-30 полуземлянок каркасного типа площадью 20-110 м2, располагались на высоких террасах по берегам рек и озёр. Одним из главных отличительных особенностей культуры являются сосуды типа яёй (с высокой горловиной и блюдовидным венчиком), что позволило А.П. Окладникову установить её связь с культурой яёй Японии. Большинство исследователей связывают происхождение польцевской культуры с урильской культурой Приамурья (А.П. Окладников, С.В. Глинский, А.П. Деревянко), что определённо подтверждается преемственностью керамических традиций [1; 9].

В Приморье памятники польцевского типа впервые выделил в 1959 г. А.П. Окладников, указав на существование связей между культурами раннего железного века Приамурья и Приморья. Позднее по материалам многослойного поселения Булочка было определено периодизационное положение польцевской культуры после янковской и кроуновской культур [8, с. 166-167; 9, с. 71]. Подробно эти положения были развиты А.П. Деревянко, сопоставившим керамические традиции, каменные изделия и типы жилищ Приамурья, Приморья и культуры яёй Японии и заключившим, что польцевская культура пришла в Приморье и в Японию в IV-Ш вв. до н.э. [1, с. 182-196].

Считается, что носители польцевской культуры проникли в IV-III вв. до н.э. в Приморье по северному речному коридору через р. Амур и далее по р. Уссури и её притокам (Глазовка-городище) [7, с. 381-393; 10].

7

Мохэская культура

В первой половине I тыс. н.э. на территории Приморья и Приамурья появляются племена уцзи-мохэ. Мохэской экспансией открывается эпоха средневековья на российском Дальнем Востоке, и вся его последующая история связана с тунгусо-маньчжурской культурной общностью: с племенем сумо мохэ, создавшим государством Бохай (698-926); с племенем хэйшуй мохэ, создавшим чжур-чжэньскую империю Цзинь (1115-1234), с чжурчжэнями, создавшими маньчжурскую империю Цин (1644-1911).

Рис. 1. Мохэская культура: I — памятники мохэской культуры в Приморье; II — признаки мохэской культуры; III — керамика, доработанная на круге, найфельдской группы; ГУ-У — керамика благо-словеннинской группы

Но мохэсцы пришли не на пустые земли. Им предшествовали польцевцы. Как складывалась коммуникационная составляющая между аборигенами и новоявленными пришельцами? Основными археологическими маркерами мохэской культуры являются лепные сосуды с налепным валиком под венчиком (вазы, горшки, банки), за которыми закрепилось определение «типично мохэский сосуд»; комбинированные серьги, пояса амурского типа [8; 2; 4; 5; 6]. Первоначально мохэская культура рассматривалась как единое целое, но в 70-х — начале 1980-х гг., на основании различий в технике изготовления глиняной посуды, в наборе форм и декоре керамики в ней выделено пять локальных и локально-хронологических групп памятников: благословеннинская, найфельдская, троицкая, михайловская,

8

гладковская и показано разное их происхождение [4; 6]. В данном случае для установления преемственности и синкретичности традиций важны две группы памятников мохэской культуры: благосло-веннинская, найфельдская.

Благословеннинская группа. В Приамурье локализуется в пойме Биры, Биджана, Самарки, Икура (левые притоки среднего течения Амура, Еврейская автономная область). По С14 и аналогиям датируется IV в. н.э. Материал представлен лепными мохэскими вазами и горшками, отличительной особенностью которых является прочерченный и гребенчатый декор; а также керамикой, доработанной на круге, имеющей воронковидно-расширяющуюся горловину и содержащей черты посуды польцевской культуры. Памятники Приморья являются естественным продолжением поселений Приамурья и Маньчжурии, образуя единую зону, охватывающую левые и правые притоки Среднего Амура, а также Ханкайскую низменность и северо-восточные отроги Сихотэ-Алиня (Куркуниха, городище на мысе Тёплом и др.). Перекрёстная датировка (С14 и аналогии) позволяет отнести их к IV в. н.э. Таким образом, благословеннинская группа памятников мохэской культуры сочетает в керамике традиции мохэской и польцевской культур, т.е. наблюдается не просто их контакт, а определённый симбиоз культурных традиций. Заметим, что польцевская культура и культура яёй Японии — сёстры-близнецы, имеющие одну праматерь на континенте [8]. Естественно, что польцевская культура не могла миновать Корейский полуостров и неизбежно должна была получить некоторую «корейскую редакцию». Правда, в настоящее время эта проблема практически на Корейском полуострове не исследована. В письменных источниках сообщается, что сумо мохэ — это особый род Гаоли. Корейские исследователи считают, что «особость» связана с ассимиляцией когу-рёсцами сумо мохэ. Иначе это оценивают китайские исследователи, утверждающие, что сумо мохэ, как и гаолисцы, происходили от вэймо, потому их и назвали особым родом Гаоли. «Народ вэймо в древности распространялся очень широко, в разное время им были образованы государства и племенные союзы Фуюй, Когурё, Во-цзюй. Остальные племена вэймо обитали по рекам Сунгари, Хуй-фахэ, Туманган, Хуньчуньхэ в Китае и северной части Кореи. В разное время они по отдельности подчинялись Фуюй и Когурё» [11, с. 112]. Похоже, что археологическая ситуация благословеннинской группы памятников мохэской культуры документирует именно данный факт, т.е. процесс контакта польцевцев (вэймо) с мохэсцами (сумо мохэ).

9

Найфельдская группа. Занимает ту же территорию, что и благо-словеннинская, постепенно распространяясь в сторону низовий Амура (Сакачи-Алян и др.) и в Приморье. По аналогиям (керамика и металл) найфельдская группа датируется ГУ—К вв. Керамика най-фельдской группы характеризуется теми же признаками, что и бла-гословеннинская, но представляет следующий этап её развития. Польцевские традиции проявляются в сосудах, доработанных на круге, мохэские — в лепных типично мохэских вазах и горшках с прочерченным и гребенчатым декором. Памятники этого типа группируются в южной части Приморья (бухта Троица), занимают континентальные районы Приханкайской низменности, а также тянутся по побережью Японского моря вдоль восточных склонов Сихотэ-Алиня вплоть до залива Рында. Следовательно, смешение (слияние) польцевцев и мохэсцев благополучно продолжало развиваться.

1 категория II категория III категория

Лепные типично мохэские сосуды Сосуды, доработанные на круге, польцевская традиция Сероглиняные круговые

Благословенокая группа О

Найфельдская группа б

Троицкая ^ г 1 группа п

Рис. 2. Мохэская культура: локально-хронологические группы

10

Выводы. Носители польцевской культуры дожили до эпохи раннего средневековья, т.е. до появления на этой территории в III-IV вв. мохэских племен и с одним из них, вероятно, сумо мохэ, вступили в тесный контакт, оставив после себя благословеннинскую и найфельдскую группы памятников мохэской культуры с синкретичными традициями (мохэ-польцевскими). Видимо, синкретичность традиций позволила отметить в письменных источниках сумо мохэ как особый род Гаоли, происходивший от вэймо. Именно этот род создал впоследствии государство Бохай (698-926).

Литература

1. Деревянко А.П. Приамурье (I тысячелетие до н.э.). Новосибирск: Наука, 1976. 384 с.

2. Деревянко Е.И. Мохэские памятники Среднего Амура. Новосибирск: Наука, 1975. 250 с.

3. Дьяков В.И. Приморье в эпоху бронзы. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1989. 296 с.

4. Дьякова О.В. Раннесредневековая керамика Дальнего Востока СССР как исторический источник (4-10 вв.). М.: Наука, 1984. 206 с.

5. Дьякова О. В. Мохэские памятники Приморья. Владивосток: Даль-наука, 1998. 318 с.

6. Дьякова О.В. Происхождение, формирование и развитие средневековых культур Дальнего Востока. Часть 1. Владивосток: Дальнаука, 1993. 176 с.

7. Коломиец С.А. Памятники польцевской культурной общности юга Дальнего Востока России // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток: Изд-во Даль-наука, 2005. С. 381-393.

8. Окладников А.П. Далёкое прошлое Приморья (Очерки по древней и средневековой истории Приморского края). Владивосток: Прим. кн. изд-во, 1959. 292 с.

9. Окладников А.П., Глинский С.В., Медведев В.Е. Раскопки древнего поселения Булочка у города Находка в Сучанской долине // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук, 1972, № 6, вып. 2, с. 67-72.

10. Хон Хён У. Керамика польцевской культуры на востоке Азии (V в. до н.э. - IV в. н.э.). Автореф. Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2008. 30 с.

11. Сунь Цзиньцзя, Ай Шэнъу, Чжуан Янь. Этническое происхождение бохайцев // История и археология Дальнего Востока. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000, с. 108-117.

O. V. Diakova*

Archaeological sources on the role of Polzevskaya culture in formation of the Tungus-Manchu community

11

ABSTRACT: The article deals with the key problem of Far Eastern archeology — contacts between the ancient cultures and medieval ones. One of the main ancient cultures in the Far East region preceding the Middle Ages era is the Poltsevskaya culture. During the long time people of this culture dwelled on vast territory of Priamurye, Primorye, and Manchuria. One group of researchers treats it as sushen (the ancient Tungus), others — as iloy (the Paleo-Asiatic people).

Poltsevskaya culture people lived up to early Middle Ages, namely, up to emergence in this territory in the 3-4th centuries of Moche tribes. According to the archaeological materials, there was traced close contact between Poltsevskaya culture people and sumo of Moche tribes. Sumo of Moche left behind syncretic groups of monuments of Moche culture — Blagoslovenninskaya and Nayfeldskaya and in the 7th century they have created the first Tungus-Manchurian state of Bohai.

KEYWORDS: Poltsevskaya culture, Moche culture, Bohai culture, Jin, Primorye, Jurchen, Amur, Nayfeldskaya culture, Blagoslovenninskaya culture.

* Diakova Olga Vasilievna, Dr. hab. (History), Institute of History, Archaeology and Ethnography of Peoples of the Far East, Far-Eastern Branch Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russian Federation. E-mail: emelianova49@mail.ru

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.