Научная статья на тему 'Роль политики в творчестве Чарли Чаплина'

Роль политики в творчестве Чарли Чаплина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1273
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛИЗМ / КИНЕМАТОГРАФ НАЧ. ХХ В / КОМЕДИЯ / ЛЕВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ВОИНСТВЕННЫЙ ГУМАНИЗМ / CAPITALISM / CINEMA OF THE TWENTIETH CENTURY / COMEDY / LEFT-WING POLITICAL VIEWS / MILITANT HUMANISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серебренникова Т. А.

В данной статье анализируется кинематограф Чарли Чаплина как средство выражения определенных политических взглядов. Режиссер большую часть жизни являлся гражданином капиталистической Америки, тем не менее, не боялся наполнять свои фильмы идеями социального равенства, обличать буржуазную действительность. В статье обосновывается идея о том, что метод Чаплина кино, намного эффективнее, чем любая идеология. Через комедии, легкие для восприятия большинства людей, Чаплин поднимал серьезные актуальные проблемы своего времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the cinema of Charlie Chaplin as a means of expressing certain political views. The director most of his life was a citizen of capitalist America, however, he was not afraid to fill his films with ideas of social equality, denounce bourgeois reality. The article substantiates the idea that the Chaplin method cinema, is much more effective than any ideology. Through comedies, easy for the perception of a large number of people, Chaplin raised serious urgent problems of his time

Текст научной работы на тему «Роль политики в творчестве Чарли Чаплина»

Роль политики в творчестве Чарли Чаплина Role of policy in Charlie Chaplin's works

УДК 5527

Серебренникова Т.А.,

научный сотрудник, Государственный музей политической истории России, Россия, Санкт-Петербург

Аннотация: В данной статье анализируется кинематограф Чарли Чаплина как средство выражения определенных политических взглядов. Режиссер большую часть жизни являлся гражданином капиталистической Америки, тем не менее, не боялся наполнять свои фильмы идеями социального равенства, обличать буржуазную действительность. В статье обосновывается идея о том, что метод Чаплина - кино, намного эффективнее, чем любая идеология. Через комедии, легкие для восприятия большинства людей, Чаплин поднимал серьезные актуальные проблемы своего времени.

Summary: This article analyzes the cinema of Charlie Chaplin as a means of expressing certain political views. The director most of his life was a citizen of capitalist America, however, he was not afraid to fill his films with ideas of social equality, denounce bourgeois reality. The article substantiates the idea that the Chaplin method - cinema, is much more effective than any ideology. Through comedies, easy for the perception of a large number of people, Chaplin raised serious urgent problems of his time.

Ключевые слова: капитализм, кинематограф нач. ХХ в., комедия, левые политические взгляды, воинственный гуманизм.

Keywords: capitalism, cinema of the twentieth century, comedy, left-wing political views, militant humanism.

Прошел век, с того момента, когда фильмы Чарли Чаплина увидел мир. Однако, несмотря на новые технические возможности и фатальный прогресс, немой кинематограф Чаплина остается по-прежнему современным, что, бесспорно, доказывает гениальность режиссера. О его фильмах написано много статей и книг, его личность изучена досконально и, казалось бы, научному сообществу больше нечего добавить. Однако, огромное наследие, оставленное Чаплином, в сфере искусства имеет неисследованные лакуны. Мы все знаем Чарли Чаплина как смешного человечка, виртуозно выполняющего трюки. Он дурачится,

дает толстяку под зад, влюбляется, дерется. Сам Чаплин говорил: «Как ни парадоксально, но в процессе создания комедии, смешное рождается из трагического; вероятно, потому, что смех - это вызов судьбе: мы смеемся, сознавая свою беспомощность перед силами природы.. .смеемся, чтобы не сойти с ума». Важно отметить, что его фильмы, помимо комического эффекта, содержат определенные политические взгляды, которые, безусловно, не были проигнорированы власть имущими людьми. Изначально режиссер планировал снимать совсем не комедии, но именно посредством «легкого» жанра проще разговаривать с широкой аудиторией. Следовательно, смех становится оружием против лицемерия, ханжества, несправедливости. «Комический фильм должен был выражать «некомические» мысли». ГЦ

Фильмы Чаплина, прежде всего, для простого человека. Они должны быть понятны большому количеству людей, не только привилегированному классу. В фильмах Чарли Чаплина герои не делятся на плохих и хороших, его персонажи - живые люди. Довольно часто художники в своем творчестве используют шаблонные образы героев-носителей одной черты. Чаплин был далек от стереотипов, и все его персонажи обладают разными чертами характера. Умиление, сострадание может вызвать не только брошенный ребенок, но и «злой» босс. Главный герой не чудесный рыцарь, а человек-чудак, поступающий, откровенно говоря, часто аморально. Зрителю за ним весело наблюдать, он видит человека без прикрас. Картины Чаплина учат выходить за пределы собственного эго. Люди, на которых зритель каждый день злится, с которыми спорит, ругается, в зале кинотеатра представляются ему такими же людьми, как и он сам: слабыми, несовершенными, порой смешными. Глядя на них, у зрителя не возникает неприязни, он сочувственно сострадает каждому персонажу. Таким образом, Чаплин дает возможность увидеть, что если не относится к жизни так серьезно, то возможно, удастся стать счастливее. «Жизнь - это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали» — Чарли Чаплин. Его основной призыв - улыбайтесь, не сдавайтесь, живите с «открытым» сердцем.

Важно подчеркнуть, что Чаплин не боялся поднимать актуальные темы, говорил прямо, не опасаясь за свою репутацию. Иногда накал был слишком высок. «Нелегкая жизнь Чарли Чаплина в капиталистической Америке, постоянная борьба с цензурой и с так называемым общественным мнением, представляющим собой не что иное, как злобную ненависть сытых и богатых пуритан, больно задетых острием сатиры «маленького бродяги», была всегда уделом Чарли Чаплина. Главной и отличительной чертой творческой индивидуальности Чаплина является его гражданственность, громадное чувство

ответственности за судьбы людей, постоянная и неустанная борьба за мир. Гуманизм Чаплина - это воинственный гуманизм».[2] В конце 1940-х, как раз в период творческого расцвета режиссера, в Америке набирает мощь общественное движение - маккартизм. Этот политический процесс был вызван сенатором-республиканцем Джозефом Маккарти. Его основная направленность заключалась в обнаружении советской пропаганды на территории США. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности давно занималась «внутренней безопасностью», но именно при Маккарти произошло обострение антикоммунистических настроений. Маккартизм проник в самые разные сферы жизни, выявляя малейшие поводы к подрыву государственных ценностей. Под колеса политической машины попадали профсоюзы, университеты, либерально настроенная интеллигенция. Чарли Чаплин - приверженец левых взглядов, также находился под чутким наблюдением государственных служащих. С 1936 года Чаплин снимает фильмы, явно отображающие определенную политическую позицию. Это полнометражные фильмы: «Новые времена», «Великий диктатор», «Месье Верду», «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке», «Графиня из Гонконга». «Я не коммунист, я только поджигатель мира» — говорил Чаплин; но его фильмы наполнены идеями социального равенства, что не соответствовало экономической формации - капитализм. Рассмотрим фильм Чарли Чаплина «Новые времена». Главный герой трудится на заводе. В его обязанности входит закручивать в очень быстром темпе конвейерные гайки. Такая деятельность неожиданно превращает самого человека всего лишь в маленький винтик в большом маховике крупных корпораций, трестов, заводов, которые в начале ХХ века масштабно разрастаются.

Неизбежный прогресс, бесконечные технические видоизменения оказывают непосредственное воздействие на людей, особенно, живущих в больших городах. Все

направлено на улучшение качества жизни, облегчение труда, однако конфликт «человек-автомат» остается открытым. «Полное постепенное замещение ручного труда - машинным. Они не только должны будут выполнять «нечистые» виды труда, но и обеспечивать человечество всем необходимым. Такую картину будущего можно встретить как в фантастических книгах и фильмах, так и в среде учёных».[3] Эта новаторская провальная идея замечательно проиллюстрирована в сцене с «машиной для кормления». Начальник производства желает привнести на завод агрегат для автоматического кормления рабочих без отрыва от производства. Для апробирования устройства выбирают главного героя, наивного чудака, надеясь, что все пройдет гладко. Однако машина сбивается, программа путает действия, и весь процесс превращается в «выживание» человека.

Индустриальная эпоха знает много примеров, когда научные открытия не становились благом для человечества. Неизменная популярность картины показывает - времена все те же. Капиталистические структуры стремятся получить как можно больше прибыли, используя человеческий ресурс безжалостным образом. Чаплин высмеивает как правящий класс, который не обращает внимания на жизнь наемных подчиненных, так и рабочих, за нерешительность или наоборот бессмысленные забастовки, мешающие большому бизнесу снова встать на ноги. После фильма «Новые времена» ФБР завело на Чаплина дело. Однако режиссера это не остановило. В 1940 году он снимает фильм «Великий диктатор», в котором высмеивает вождя нацистской Германии Адольфа Гитлера. «После выхода «Диктатора» на экраны нью-йоркская газета «Дейли ньюс» писала, что «Чаплин тыкал в зрителей «коммунистическим пальцем». Нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем».[4]Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала выяснение национальной принадлежности актера. Нападение Германии на СССР приостановило давление сверху, а в Советском Союзе появился новый любимец. «Адольф Гитлер имеет

миллионы врагов, но один из самых страшных противников фюрера - маленький человечек, родившийся в том же самом году, что и вожак фашизма, - Чарли Чаплин».[5]

Чаплин общался с разными известными людьми и среди них был советский режиссер С.М. Эйзенштейн. Удивительным образом, два великих режиссера из разных, можно сказать противоборствующих, стран обладали общими взглядами на многие вопросы. В первую очередь их мировоззрение строилось на стремлении сделать мир лучше, второе -перфекционизм в работе, доведение каждого кадра до совершенства. «Хэлло, Чарли! Разгул фашистской агрессии, бесчеловечность фашизма и попрание им всех идеалов человечества не могли не волновать и не возмущать такого чудного и гуманного художника, каким являетесь ВЫ. И судя по тому, что мы издалека о Вас слышим, Вы все ближе и ближе движетесь к тому, что для нас, советских художников, является целью всей нашей деятельности, творчества, самой нашей жизни, — к активной борьбе за великие идеи справедливости, гуманности. За эту любовь к человеку, за Ваше стремление участвовать в борьбе этого человека, за человеческое достоинство и достойное человеческое существование, за Ваше прекрасное искусство хочется из-за всех сил хлопнуть Вас по спине, — как принято у Вас в Америке выражать теплоту чувств, - и от всей души приветствовать: «Хэлло, Чаплин... На многие и многие годы вперед, рука об руку за лучшие идеалы человечества!» Пусть это приветствие летит к Вам, отделенному от нас морями, океанами и кроваво-черными пятнами фашистских государств, позорящих лицо земного шара. Вперед, вместе с нами за великие идеалы, осуществляемые нашей страной!»[6]

Преимущество кинематографа в общедоступности для огромного количества людей. Несмотря на печальный опыт нереализовавшихся утопических идей о всеобщем равенстве и справедливости, такие великие умы как С.М. Эйзенштейн, Ч. Чаплин должны существовать в нашем мире. Благодаря установленным идеологиям, рассмотрены и преобразованы права рабочих, благодаря творчеству Чаплина кто-то улыбнулся.

«Эйзенштейн всегда брался за сложнейшее, актуальнейшее, то есть необходимые народу темы. События двух русских революций, методика революционной борьбы, классовые бои в период коллективизации, образы крупнейших реформаторов русской истории, чья деятельность прямо перекликалась с современностью, были воплощены в его фильмах. Темой Эйзенштейна была революция. Оружием Эйзенштейна было кино. Революция, которую Эйзенштейн принял безоговорочно, восторженно, всем сердцем, дала художнику не только новую, неведомую до нее тематику, не только новые человеческие образы, но и нового зрителя». [7] Кинематограф в начале ХХ века только набирал обороты, что обрекало режиссеров на новаторство, на эксперимент. Эйзенштейн и Чаплин в своем творчестве раскрывали сложнейшие проблемы социума. Фильмы друга друга они хорошо знали, понимали и высоко ценили. «Чаплин назвал «Броненосец Потемкин» «лучшей кинокартиной в мире». [8]Американская киноакадемия признала его лучшим фильмом 1926 г. На Парижской выставке искусств он получил наивысшую награду - Супер гран-при. Одним из необычайно ярких свидетельств воздействия фильма на массы было восстание, вспыхнувшее после его просмотра среди моряков голландского парохода «Семь провинций». Чаплин восхищался советским режиссером, вел с ним дискуссии об актуальных вопросах современности. «Как-то, беседуя с Эйзенштейном о коммунизме, я спросил, считает ли он, что образованный пролетарий может по интеллектуальному уровню сравниться с аристократом, за которым стоят поколения культурных и образованных предков. Мне показалось, что его удивило мое невежество. Эйзенштейн, происходивший из семьи инженера, ответил: «Интеллектуальные возможности масс я бы сравнил с богатой целиной - дайте только им образование».[9] Все меняется, трансформируется, однако, именно в борьбе идей рождается человек осознанный. К. Маркс писал в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Если следовать одной из концепций марксизма, сформулированной в предисловии к «Критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», то мы понимаем, что плохих людей в принципе и нет, такими их делают обстоятельства. В фильме Чарли Чаплина «Золотая лихорадка» золотоискатель бегает с ножом за героем -Бродяжкой, представляя его огромной курицей. Он так голоден, что ему мерещится вместо напарника аппетитная птичка. Такая реакция является следствием нервного расстройства, помешательства, вызванного голодом.

Г ■ Л

р

Об этом Чаплин знает не понаслышке. Маленький Чарли рос в ужасающей бедности. Он видел, как страдает от нищеты, оставленная с двумя детьми мать. От изнуряющей работы без отдыха она буквально сходила с ума, утратив с реальностью всякую связь. Недоедание, стресс, плохие условия проживания отразились на здоровье молодой женщины, а для Чарли - это стало детской травмой, которую он сумел проанализировать и даже сделать одной из основополагающих тем его фильмов. «Использовав смешное, хотя и абсолютно реальное, предложение о том, что от голода человек может сойти с ума, начать галлюцинировать и дойти до каннибализма, Чаплин придумал сценку, в которой его герой ест ботинок так, словно это чудесный деликатес».£10]

Чаплин в своих фильмах эстетизирует бедность. Он умудряется сделать мир обычных вещей интересным, необычным, придать предметам новые функции и смысл. В фильме «Малыш» одеяло не только укрывает от холода, оно также может служить как пончо, благодаря проделанной в центре дырке для головы. Несмотря на то, что он в рваных ботинках, его манеры, как правило, благородные. «Маленький Бродяга - это потрепанный денди с претензией на аристократизм, истинный джентльмен, который просто проходит

через мир рабочего класса и находит себе временные занятия в ожидании корабля, который увезет его к заветной мечте». Г11] Конечно, тема бедности анализировалась во множестве научных трудов, тем не менее, в практическом плане даже в XXI веке проблема не решена. На улицах крупных городов, как мусор, валяются люди. Научно-технический прогресс неустанно движется вперед, а природа человека меняется едва ли. Чаплин остро чувствовал социальную несправедливость и отображал, как в кривом зеркале, серьезные социальные проблемы. «Более сорока лет своей творческой деятельности Чаплин посвятил осмеянию и обличению буржуазной действительности. Он испепелял огнем своей сатиры капиталистический мир, в котором жил, вскрывая в своих фильмах несправедливость существующих в нем законов». Г12]

Проблема социального неравенства была одной из центральных тем режиссера. Некоторые взгляды совпадают с идеями немецкого философа, социолога К.Маркса. «На верхах буржуазного общества проявлялись необузданные, на каждом шагу сталкивающиеся даже с буржуазными законами нездоровые и распутные вожделения, в которых нажитое спекуляцией богатство естественно ищет себе удовлетворения, где наслаждение становится распутством, где сливаются вместе золото, грязь и кровь». «По способу своего обогащения, как и по своим наслаждениям, финансовая аристократия есть не что иное, как возрождение люмпен-пролетариата на верхах буржуазного общества»Г13] Общественный деятель ратует за справедливость и равенство в правах и обязанностях, за достойное распределение общественных благ. Однако, в романе-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» доступным образом объясняется, почему человеческое общество обречено на бесконечное деление на страты. Люди не могут быть равноправными, всегда есть сильные и слабые. В государстве бесклассовое общество невозможно. История доказала провал данной идеологии. Но нам не нужна идеология, чтобы стать лучше: ни коммунизм, ни фашизм, породившие трудовые и концентрационные лагеря, не делают этот мир прекраснее. Через творчество каждый художник, музыкант, скульптор, режиссер выражает свое мировоззрение и у публики всегда остается возможность выбирать - остаться равнодушным, измениться, пройти мимо или влюбиться. Кинематограф обладает удивительной магией - создавать новые ценности, формировать новое мышление. Именно поэтому метод Чаплина эффективнее, чем любая идеология, именно поэтому поклонников Чаплина больше во всем мире, чем у любого философа, политика, социолога. Чарли Чаплина можно сравнить с Иисусом Христом ХХ века за их эквивалентную известность и благие намерения режиссера, поскольку «святым» он никогда не был. Он не пытался произвести впечатление на общественность и всегда оставался

верным своим идеалам. Все его творчество отличается качественным юмором, который вырастает из проблем реального социума. Кино Чарли Чаплина, в первую очередь, для простых людей, чья жизнь, зачастую, наполнена страданиями и унижениями. Чаплин верит в лучшее, он бодро шагает, невзирая ни на что.

«Вдали от линии фронта, в военных госпиталях, были устроены специальные вертикальные кинопроекторы, чтобы Маленький Бродяга Чаплина вселял в пациентов хирургических и других отделений волю к жизни. Фильмы на потолке показывали тем, кто был слишком слаб и болен, чтобы сидеть в постели. Сохранились свидетельства врачей, которые замечали, что комический экранный персонаж Чаплина способствовал более быстрому выздоровлению ряда пациентов. Даже такой вдумчивый писатель, как Александр Вулкотт, писал, что Чаплин - это «носитель целительного смеха.. .какого еще не видел мир». Неважно к какому политическому движению относился Чаплин, важно, что он желал перемен к лучшему и действовал посредством кинематографа. «Маленький Бродяга сам дает пинок жизни, и это нравится зрителям больше всего. Маленький Бродяга не работает, а причудливым образом играет с работой и посмеивается над теми, кому должен служить. Он надевает свой котелок и проигрывает тросточкой с уверенностью человека, который знает, что в ближайшем будущем его ожидает великая судьба и процветание». [14] Люди, обладающие воздействием на массы, как в СССР, так и в Америке неизбежно находятся под чутким наблюдением государственной власти. «Глава ФБР Эдгар Гувер дал указание активизировать работу по сбору на Чаплина обширного досье, начатого ещё в 1930-е годы, и пытался выдворить актёра из страны. Преследование Чаплина со стороны ФБР выросло после того, как он провёл в 1942 году кампанию в поддержку открытия второго фронта, и достигло критического уровня в конце 1940-х, когда конгрессмены угрожали привлечь его в качестве свидетеля на слушаниях в конгрессе. Этого не случилось, возможно, из опасения, что Чаплин мог сочинить сатиру на своих преследователей». [15] Тем не менее, 17 сентября 1952 года, когда Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру «Огней рампы», Эдгар

Гувер запретил иммиграционным властям впускать его обратно в страну. Таким образом, Чарли Чаплин покинул Америку навсегда и поселился вместе со своей семьей в прекрасном городе Веве, Швейцария. В социалистических странах, таких как СССР, Восточная Европа, Азия и Африка философия марксизма заняла место государственной идеологии. Миллионы людей жили и трудились по фиксированному канону, насаженному сверху. Не все факторы были учтены, что привело к кризису во многих сферах жизнедеятельности. Впрочем, определенная тенденция навсегда останется в истории человечества. Осознанность каждого гражданина, ответственность за свою жизнь и жизнь будущих поколений, человечность, к которой призывал Чарли Чаплин, могут привнести в этот мир радостные, светлые открытия.

Сэр Чарльз Спенсер Чаплин на протяжении долгого и плодотворного творческого пути открывал зрителю мир волшебного кинематографа. Он был одним из первых, кто осваивал профессию кинорежиссера и остался единственным универсальным мастером, сочетавшем в себе сценариста, композитора, монтажера, актера и режиссера в одном лице. По мере взросления, его темы становились все серьезнее, он все больше обращался к общественной жизни, к важным политическим вопросам. Комедии Чаплина занимают особое место в истории кино, и они еще долго не будут устаревать в нашем несовершенном мире. Из образа «маленького бродяги» Чарли Чаплин вырос в «короля», желающего мира и готового к войне.

Список использованной литературы

1. Вейсман С. «Чарли Чаплин. История великого комика немого кино». Эксмо, М., 2010 г.

2. Келле В.Ж. «Искоренение нищеты — императив XXI века». Человек, М., 2000 г.

3. Маркс К. «К критике политической экономики». Либроком, М., 2012 г.

4. Маркс К. «Тезисы о Фейербахе». Государственное издательство политической литературы, М., 1956 г.

5. Маркс К.и Энгельс Ф. «Сочинения в 39 томах». Т. VIII. Государственное издательство политической литературы. М., 1954 г.

6. Оруэлл Дж. «1984». АСТ, М., 2014 г.

7. Садуль Ж. «Жизнь Чарли». Прогресс, М., 1965 г.

8. Чаплин Ч. «Как заставить людей смеяться». АСТ, М., 2008 г.

9. Эйзенштейн С.М. «Избранные произведения. В шести томах». Искусство, М.,1968 г.

[1] Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В шести томах. М., 1968. Т.6, С.16.

[2] Садуль Ж. Жизнь Чарли. М.,1965. С.7.

[3] Келле В. Ж. Искоренение нищеты — императив XXI века. М., 2000. С.46.

[4] Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В шести томах. М., 1968. Т.5, С.15.

[5] Вейсман С. Чарли Чаплин. История великого комика немого кино. М., 2010. С.53.

[6] Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В шести томах. М., 1968. Т.5, С.414.

[7] Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В шести томах. М., 1968 Т.1, С.27.

[8] Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В шести томах. М., 1968 Т.1, С.37.

[9] Чаплин Ч. Как заставить людей смеяться. М., 2008. С.441.

[10] Вейсман С. Чарли Чаплин. История великого комика немого кино. М., 2010. С.61.

[11] Вейсман С. Чарли Чаплин. История великого комика немого кино. М., 2010. С.214.

[12] Чаплин Ч. Как заставить людей смеяться. М., 2008. С.43.

[13] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения в 39 томах. М., 1954. Т. VIII, С.5-6.

[14] Садуль Ж. Жизнь Чарли. М., 1965. С.56.

[15] Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В шести томах. М., 1968. Т.6, С.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.