Научная статья на тему 'Роль политических партий в политической системе США'

Роль политических партий в политической системе США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая партия / политическая система / агитация / Республиканская партия / Демократическая партия / political party / political system / agitation / the Republican Party / the Democratic Party

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сиражутдин Расулович Рамазанов, Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов

Одной из самых сложных и запутанных политических систем в мире считается американская. Ее основами являются федерализм, разделение властей и конституционное правление. Политические партии тоже играют важную роль в политической системе, поскольку они отражают интересы многих социальных групп и формируют государственную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of political parties in the US political system

One of the most complex and confusing political systems in the world is considered to be American. Its foundations are federalism, separation of powers and constitutional rule. Political parties, on the other hand, play an important role in the political system, since they reflect the interests of many social groups and form state policy.

Текст научной работы на тему «Роль политических партий в политической системе США»

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 180—183.

State service and personnel. 2024;(1):180—1 83.

Научная статья УДК 347.9

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-180-183 NIION: 2012-0061-01/24-033

EDN: https://elibrary.ru/LSNIZG MOSURED: 77/27-008-2024-01-233

Роль политических партий в политической системе США

Сиражутдин Расулович Рамазанов1, Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 haruk-05@mail.ru

2 aibatov52@mail.ru

Аннотация. Одной из самых сложных и запутанных политических систем в мире считается американская. Ее основами являются федерализм, разделение властей и конституционное правление. Политические партии тоже играют важную роль в политической системе, поскольку они отражают интересы многих социальных групп и формируют государственную политику.

Ключевые слова: политическая партия, политическая система, агитация, Республиканская партия, Демократическая партия.

Для цитирования: Рамазанов С.Р., Айбатов М.М. Роль политических партий в политической системе США // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 180—183. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-180-183 EDN: https://elibrary.ru/LSNIZG

Original article

The role of political parties in the US political system

Sirajutdin R. Ramazanov1, Magomednabi M. Aibatov2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 haruk-05@mail.ru

2 aibatov52@mail.ru

Abstract. One of the most complex and confusing political systems in the world is considered to be American. Its foundations are federalism, separation of powers and constitutional rule. Political parties, on the other hand, play an important role in the political system, since they reflect the interests of many social groups and form state policy.

Keywords: political party, political system, agitation, the Republican Party, the Democratic Party.

For citation: Ramazanov S.R., Aibatov M.M. The role of political parties in the US political system // State service and personnel. 2024;(1):180—183. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-180-183 EDN: https://elibrary.ru/LSNIZG

Рассматривая современное состояние политической системы США, приходится согласиться с определением понятия «политическая система», данным французским политологом М. Дюверже. Политические структуры связаны с экономическими структурами, уровнем развития, культурными традициями, идеологиями и системами ценностей, утверждает автор. Политическая система каждой страны формируется как единое целое, в котором составные части взаимосвязаны [1].

В отличие от европейских, на становление и функционирование американской партийно-поли-

© Рамазанов С.Р., Айбатов М.М. М., 2024.

тической системы повлияли следующие факторы, которые сохранялись как в первые годы ее существования, так и много позже, оказывая влияние на деятельность политических партий и институтов власти:

Создание религиозных партий, особенно христианско-социальных и христианско-демократических, получивших широкое признание в Европе, не было обусловлено религиозной свободой и толерантностью.

Одним из главных факторов постоянного исхода обедневших и наиболее активных людей с северо-востока на запад, где они становились землевладельцами, фермерами и могли поддерживать свое хозяйство, была возможность приобре-

№ 1/2024

сти собственность в западных штатах. Это объясняет, почему леворадикальные политические партии не так заметны в США и почему социалистические и коммунистические идеи там непопулярны.

Свобода создания бизнеса или путешествий без бюрократических препятствий, что позволило высвободить сдерживаемую энергию, которая в других европейских странах приводила к бунтам, восстаниям, революциям, войнам и заговорщицким группам [5].

Установление в обществе всеобщего менталитета, который подчеркивал ответственность каждого человека за свое личное благополучие и запрещал возлагать вину на правительство или другие социальные классы. В результате популистские партии не смогли появиться.

Демократический избирательный закон, позволявший большинству мужского населения страны голосовать без ограничений уже в 1830-е годы.

Внутренне республиканская и демократическая политическая система, отличная от многих европейских монархий, которые обычно взаимодействовали с гражданским обществом.

Политический плюрализм, свобода мысли и разнообразие политических платформ институционализированы в Соединенных Штатах через партийную систему. Проблема институционализации также связана с растущим влиянием политических партий на политическую систему в целом. Поскольку не существует универсальных федеральных правил, регулирующих позиции политических партий, институционализация политических партий в США является уникальной.

Федеральное законодательство 1974 г. регулирует только вопросы, связанные с финансированием политических партий и других организаций во время избирательных циклов и кампаний. Кроме того, в ряде юрисдикций действуют муниципальные законы, регулирующие деятельность политических партий.

В настоящее время в США доминируют Демократическая и Республиканская партии. Под их властью находится Конгресс США, а также законодательные собрания всех территориальных образований обсуждаемого штата. Представители этих двух партий, в порядке убывания старшинства, занимают пост президента, а также губернаторов штатов и мэров соответствующих городов. Другие партии не обладают реальным политическим влиянием не только на федеральном, но и на муниципальном уровне. Таким образом, вопрос о том, какая партийная система существует в США, имеет однозначный ответ: «двухпартийная».

Более того, в Соединенных Штатах принято делить штаты на сторонников демократов и республиканцев. В первую очередь, предпочтения

диктуются экономическими условиями, на которые в значительной степени влияют характер, занятость и уровень религиозности местного населения.

Большинство партий США имеют децентрализованную структуру, что является еще одной странностью системы. Это объясняется тем, что каждый штат, помимо федеральной системы управления штатами, по сути, преследует единственную цель — участие в выборах [2].

Для того чтобы отразить разнообразные точки зрения и общественные интересы, в США с самого начала стали создаваться политические партии. Первыми двумя значимыми партиями стали Федералистская партия и Демократическо-республиканская партия.

Политические партии появились в результате многочисленных изменений, происходивших в американской политической системе на протяжении XIX и XX вв.

Во второй половине 1800-х годов Республиканская партия расширилась и стала одной из двух главных политических партий страны, в то время как Демократическая партия продолжала укреплять свою власть. Структуры и стратегии политических партий претерпели множество значительных изменений в течение XX в. [4].

Также стоит отметить, что устройство партийной системы облегчает создание форума для обсуждения и воплощения политических идей в жизнь. Члены партии могут выражать свое мнение, участвуя во внутренних выборах, обсуждая политические инициативы и разрабатывая стратегические планы.

Как правило, партии объединяют множество партийных групп, которые совместно работают над избранием своих членов в Конгресс, на пост президента или на другие выборные должности. Из-за развитой структуры федерализма в США второстепенные партии укрепляются на местах. Только во время Гражданской войны цели двух основных партий разошлись. Внутри обеих партий существует множество точек зрения, которые могут быть диаметрально противоположны тем, что выражает партия. Члены партии идут на уступки в этом отношении при разработке программы. Отношение к кандидату, а не его платформа, определяет исход выборов.

Важно также помнить, что партии оказывают значительное влияние на то, как организован Конгресс. Фракция, состоящая из членов каждой партии, выбирает лидера на закрытой конференции. В Конгрессе лидеры меньшинства организуют оппозицию, а лидеры большинства следят за процессом выборов в своей палате. Так называемые «кнуты», которые работают под руководством этих лидеров, в первую очередь отве-

№ 1/2024

чают за поддержание дисциплины и проведение необходимого голосования. На конференции фракции выбирается «руководящий комитет», который следит за деятельностью фракции и разрешает внутренние споры [3].

Политическая элита способна эффективно управлять страной благодаря мажоритарной структуре двухпартийной системы. В этом случае политическая система напоминает маятник, определяющий передачу власти от одной доминирующей партии к другой. Большее отклонение от радикальной либерально-демократической платформы Демократической партии неизбежно означает больший отход от радикальной консервативно-республиканской платформы Республиканской партии, и наоборот.

Таким образом, идеологическая позиция последующей правящей партии определяется степенью отклонения предыдущей правящей партии от гипотетической идеологической оси. Партии, которые не являются крупными политическими партиями, или третьи партии, — это небольшие политические организации, которые мало влияют на функционирование партийной системы. Влияние групп давления через лоббистские организации гораздо выше. В течение длительного периода американская партийно-политическая система в целом функционирует достаточно стабильно. Режимы совместного правления, при которых члены правящей партии доминируют в законодательной и исполнительной ветвях власти, могут привести к нестабильности.

Политические партии также оказывают значительное влияние на общественное мнение. Они прилагают усилия для привлечения новых сторонников и распространяют свои убеждения через социальные сети и СМИ. Кроме того, политические партии имеют возможность заставить правительство действовать так, как выгодно их членам.

Подводя итог, можно сказать, что политические партии очень важны для политической системы США. Они влияют на общественное мнение, участвуют в выборах, влияют на законодательную политику и представляют интересы различных групп населения. Без политических партий политическая система США была бы гораздо менее демократичной и успешной.

Хотя многие внешние характеристики политических организаций, участвующих в выборах, контролируются, в США партии не имеют специальной законодательной защиты. В результате их партийные программы не ясны. Частично их функцию выполняют предвыборные лозунги и манифесты.

Две основные политические партии в США согласны с основными принципами американской экономики, но различаются в подходах к их поддержанию и расширению. Демократическая

партия поддерживает перераспределение доходов в пользу бедных, усиление социальной справедливости, создание программ социального страхования и обеспечения, государственное регулирование экономики, защиту гражданских прав расового населения, усиление роли федерального правительства и расширение помощи развивающимся странам. Республиканцы же поддерживают максимальный экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики через поощрение частной инициативы и конкуренции, считая социально-распределительную роль государства скорее злом, чем благом.

Каждая из партий имеет свою электоральную базу: консервативные, хорошо образованные и состоятельные люди являются целевой аудиторией республиканцев, тогда как низкообразованные, меньшинства и либерально настроенные американцы составляют основную электоральную базу Демократической партии.

Партии не имеют установленных требований к членству или карточек, а избиратели, зарегистрировавшиеся как демократы или республиканцы, признаются их сторонниками. Партии создают предвыборные платформы для каждых президентских выборов, и у каждой партии есть профессиональный, постоянно действующий аппарат, который обеспечивает работу другой партии.

Национальные комитеты существуют у каждой партии, и они переизбираются в год президентских выборов. Национальные съезды Демократической и Республиканской партий являются их высшими органами, на которых выдвигаются кандидаты на пост президента США и принимаются партийные программы. Также в США существуют политические династии, связанные с определенными партиями.

Партии пользуются широкой поддержкой населения и доверием людей, однако между ними существуют значительные различия.

1. Относительно границ участия государства в контроле социально-экономических процессов. Исторически сложилось так, что демократы в большей степени, чем их соперники, выступают за то, чтобы государство играло более активную роль в этой сфере.

2. Социально-экономические проблемы представлены у них по-разному. Республиканцы воспринимаются обществом как партия «большого бизнеса», несмотря на то, что богатые люди, особенно владельцы крупных компаний, также поддерживают Демократическую партию. Демократы имеют глубокие и прочные связи с католической церковью, экологическими организациями и профсоюзами.

№ 1/2024

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующему выводу: политическая система и партийная система — это одно и то же, поскольку они взаимосвязаны. При мажоритарном методе партийной политики у власти находится только одна политическая партия, для которой характерно существование двух основных партий. Это позволяет политической элите успешно управлять страной.

Небольшие политические организации, известные как «третьи партии», практически не влияют на функционирование партийно-политической системы. Через лоббистские организации группы влияния имеют гораздо большее влияние. В течение длительного периода американская партийно-политическая система в целом функционировала достаточно последовательно. Режимы совместного правления, при которых члены правящей партии доминируют в законодательной и исполнительной ветвях власти, могут привести к нестабильности.

В целом основным компонентом американской политической системы является двухпартийная система, состоящая из республиканцев и демократов.

Центральное звено законодательной ветви власти — Конгресс — состоит в основном из представителей этих двух политических партий.

Основополагающие институты трех ветвей власти — Конгресс, Президент и Верховный суд — также являются наиболее значимым компонентом американской политической системы.

Вместе эти институты образуют систему «сдержек и противовесов», которая не позволяет по-

литической системе рухнуть и неоднократно предотвращала ее разрушение.

Список сточников

1. Согрин В.В. США в XX веке. Тенденции и итоги общественно исторического развития // Общественные науки и современность. 1999. № 9. С. 14—29.

2. Субботин ИЛ. Англосаксонская судебноправовая система: типичные и специфичные черты (на примере систем Великобритании, США и Канады) // Скиф. Вопросы студенческой науки.

2022. № 7 (71). С. 6—13.

3. Федералист. Политические эссе А. Гамил-тона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М., 1994. 326 с.

4. Харт Дж. Президентская ветвь власти: от Вашингтона до Клинтона. Чатем (Нью-Джерси): Издательство Chatham House, 1995.

References

1. Sogrin V.V. USA in the twentieth century. Trends and results of socio-historical development // Social sciences and modernity. 1999. № 9. Pp. 14—29.

2. Subbotin IA. The Anglo-Saxon judicial and legal system: typical and specific features (on the example of the systems of Great Britain, the USA and Canada) // Skif. Questions of student science. 2022. № 7 (71). Pp. 6—13.

3. Federalist. Political essays by A. Hamilton,

J. Madison and J. J. M., 1994. 326 p.

4. Hart J. The presidential branch of government: from Washington to Clinton. Chatham (New Jersey): Chatham House Publishing House, 1995.

Информация об авторах

Рамазанов С.Р. — магистрант

Айбатов М.М. — доктор юридических наук, профессор

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 25.12.2023; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Ramazanov S.R. — master's student Aibatov M.M. — doctor of law, professor

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 25.12.2023; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.