Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЛА В ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ «РЕФЛЕКСИВНОСТЬ-ИНТУИТИВНОСТЬ»'

РОЛЬ ПОЛА В ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ «РЕФЛЕКСИВНОСТЬ-ИНТУИТИВНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные стили / рефлексивность / интуитивность / пол / гендер.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т Р. Хабиев

В статье приводятся результаты исследования роли пола в формировании когнитивных стилей «рефлексивность-интуитивность». В исследовании приняло участие 212 респондентов, среди которых 84 мужчин и 128 женщин. Было показано, что женщинам более свойственны высокие показатели по рефлексивности и интуитивности, по сравнению с мужчинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Т Р. Хабиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЛА В ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ «РЕФЛЕКСИВНОСТЬ-ИНТУИТИВНОСТЬ»»

РОЛЬ ПОЛА В ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ «РЕФЛЕКСИВНОСТЬ-ИНТУИТИВНОСТЬ»

Т. Р. Хабиев

Преподаватель Национального университета Узбекистана, кафедра педагогики

и общей психологии

АННОТАЦИЯ

В статье приводятся результаты исследования роли пола в формировании когнитивных стилей «рефлексивность-интуитивность». В исследовании приняло участие 212 респондентов, среди которых 84 мужчин и 128 женщин. Было показано, что женщинам более свойственны высокие показатели по рефлексивности и интуитивности, по сравнению с мужчинами.

Ключевые слова: когнитивные стили, рефлексивность, интуитивность, пол, гендер.

ABSTRACT

The article presents the results of a study of the role of gender in the formation of cognitive styles "reflexivity-intuitiveness". 212 respondents took part in the study, including 84 men and 128 women. It has been shown that women are more likely to have high levels of reflexivity and intuitiveness compared to men.

Keywords: cognitive styles, reflexivity, intuitiveness, sex, gender.

АННОТАЦИЯ

Маколада «рефлексивлик-интуитивлик» когнитив услубларини шакллантиришда жинснинг ролини урганиш натижалари келтирилган. Тадкикотда 212 респондентлар иштирок етди, шу жумладан 84 еркак ва 128 аёл. Аёлларда еркакларникига нисбатан юкори даражадаги рефлексивлик ва интуитивлик е^тимоли купрок еканлиги курсатилди.

Калит сузлар: когнитив услублар, рефлексивлик, интуитивлик, жинс, гендер.

Проблематика исследования «рефлексивности-интуитивности» как когнитивного стиля развивалась первоначально в рамках зарубежной когнитивной психологии. Рефлексивность предполагает способность человека осмысливать и анализировать свой опыт [3], а интуитивность означает способность воспринимать и понимать информацию на более глубоком уровне

255

без явного логического рассуждения [2]. Существуют различные аргументы в пользу того, что пол играет определенную роль в формировании рефлексивности и интуитивности. Некоторые исследования предлагают, что мужчины и женщины обладают разными типами мышления, что может отразиться и на их способности быть рефлексивными или интуитивными. Например, некоторые исследователи утверждают, что женщины чаще проявляют интуитивность, в то время как мужчины более склонны к рефлексивности [4]. Противники связывания пола с рефлексивностью и интуитивностью подчеркивают, что данные качества являются результатом не только биологических факторов, но и социального воспитания, образования и опыта [1].

В нашем исследовании приняло участие 212 респондентов: группу мужчин составили респонденты в общем количестве 84, а женскую выборку -128. В качестве методов сбора данных были использованы психологические методики: опросник рефлексивности А.В. Карпова, опросник интуитивного стиля Эпстайна (REI в русскоязычной адаптации Т.В. Корниловой и С.А. Корниловым). Мы считаем, что женщинам более свойственны высокие показатели по рефлексивности и интуитивности, а мужчинам - более низкие показатели.

Как показано, что, согласно сравнительному анализу рефлексивности и интуитивности между мужчинами и женщинами, существуют значимые различия между представленными группами. Выявлено, что мужчины отличаются от женщин по рефлексивности, интуитивной способности и использования интуиции (при p<0,05). Тем самым, мы может утверждать, что такой демографический фактор как пол оказывает влияние на проявление рефлексивности и интуитивности.

Выявлено, что между респондентами, разделенных по полу, существует различия по показателю рефлексивность. Обнаружено, что у женщин более высокие показатели рефлексивности, по сравнению с мужской выборкой. Рефлексивность относится к способности человека рефлектировать над своими мыслями, чувствами и действиями, анализировать их и извлекать уроки из своего опыта. Эта способность позволяет нам стать более гибкими в нашем поведении и принимать информированные решения. Результаты исследования указывают на то, что мужчины имеют более низкие показатели по рефлексивности по сравнению с женщинами.

Также было выявлено, что у женской группы более высокие показатели по использованию интуиции и интуитивной способности в отличии от групп

256

мужчин. Результаты данного психологического исследования показали, что женщины имеют более высокие показатели по интуитивной способности и использованию интуиции в сравнении с мужчинами. Эти результаты представляют значимую информацию о различиях между полами в данной области.

REFERENCES

1. Берулава Г.А. Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии: Сборник научных трудов / Под. ред. Г.А. Берулава - М.: Российское психологическое общество, 1995.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

3. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики // Психологический журнал. 2003, Т.24, № 5. - С. 45-57.

4. Карандашев В.Н. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.

5. Сагатова, Ш. Ф. (2021). ЭМОЦИОНАЛ ИНТЕЛЛЕКТ РИВОЖЛАНИШИНИНГ ШАРТ-ШАРОИТЛАРИ. Academic research in educational sciences, 2(NUU Conference 1), 124-127.

6. Сагатова, Ш. Ф. (2023). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ, ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Academic research in educational sciences, 5(NUU conference 3), 289-293.

7. SAGATOVA, S. (2022, April). CHARACTERISTICS OF INTERPERSONAL RELATIONS IN A FAMILY OF CHILDREN WITH DISABILITIES. In E Conference Zone (pp. 78-79).

8. Хабиев, Т. Р. (2020). Психолого-педагогические аспекты формирования метаког-нитивных процессов у учащихся образовательных учреждений [Электронный ресурс]. ББК 74.1 И 66, 520.

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.