Научная статья на тему 'Роль "пограничной зоны" в приграничных территориях Псковской области и Еврейской автономной области'

Роль "пограничной зоны" в приграничных территориях Псковской области и Еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
241
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧЬЕ / ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА / BORDER ZONE / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / DEVELOPMENT OF THE TERRITORY / BORDER AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калинина И.В.

Данная статья является продолжением исследования приграничных регионов западного и восточного рубежей РФ. В статье рассматривается влияние наличия пунктов пропуска на развитие территории. Выявлено, что, несмотря на удаленность, обе территории имеют некоторые черты сходства, проявляющиеся в слабом развитии культурного туризма и снижении количества поездок россиян с торговыми целями в сопредельные государства после повышения курса доллара. Показаны некоторые особенности приграничного положения областей, связанные с ЭГП регионов и особенностями менталитета населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Калинина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of frontier zone in the border areas of Pskov Region and Jewish Autonomous Region

This article proceeds with the study of border zones in a western and an eastern border regions of the Russian Federation. The paper examines an impact of checkpoints activity on the territorial development. It has been revealed that, despite their remoteness, the two areas have some common features a weak development of cultural tourism and a decline in shop tourism to neighboring countries among Russians citizens after appreciation of the dollar. The author shows some features of the situation in the border regions, connected with their economic geography and mentality of the population.

Текст научной работы на тему «Роль "пограничной зоны" в приграничных территориях Псковской области и Еврейской автономной области»

Региональные проблемы. 2016. Т. 19, № 1. С. 47-53.

УДК 911.3(470.25+571.621)

РОЛЬ ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЫ В ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

И.В. Калинина

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: gaevaiv@yandex.ru

Данная статья является продолжением исследования приграничных регионов западного и восточного рубежей РФ. В статье рассматривается влияние наличия пунктов пропуска на развитие территории. Выявлено, что, несмотря на удаленность, обе территории имеют некоторые черты сходства, проявляющиеся в слабом развитии культурного туризма и снижении количества поездок россиян с торговыми целями в сопредельные государства после повышения курса доллара. Показаны некоторые особенности приграничного положения областей, связанные с ЭГПрегионов и особенностями менталитета населения.

Ключевые слова: приграничье, пограничная зона, развитие территории.

Актуальность

Приграничные территории вызывают интерес у ученых по разным причинам. Именно данная местность наиболее подвержена влиянию внешних факторов, так называемых «заграничных», поскольку расположена «на фронтах». Приграничные территории находятся под взаимовлиянием природных, экологических, а частично и социально-экономических процессов, протекающих в сопредельных странах. Для данных территорий в девяностые годы ХХ в. была характерна активная бартерная торговля товарами. В настоящее время приграничье отражает не только общую обстановку в государстве, но и показывает, насколько соседствующие страны заинтересованы в приграничном сотрудничестве. Наличие пунктов пропуска может способствовать развитию занятости и самозанятости местного населения, а их упразднение - стать барьером даже для создания благоприятных условий жизнедеятельности местного населения. Статья посвящена исследованию роли отдельных элементов пограничной зоны (пунктов пропуска) в приграничных территориях северо-запада России и юга Дальнего Востока России.

Объект и методы

Несмотря на то, что понятие «пригранично-сти» мы рассмотрели в предыдущей статье [6], его необходимо дополнить еще одним определением, наиболее точно отражающим саму его суть. «Земли приграничных территорий - земли, расположенные в пределах административных районов в

составе субъектов РФ, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей» [11]. Однако и это определение несколько устарело, в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 и поправками, введенными в него в 2008-2010 гг. На наш взгляд, оно должно выглядеть так: «Земли приграничных территорий (приграничные территории) - это земли, расположенные в пределах муниципальных образований «Муниципальный район» в составе субъектов РФ, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Наличие пограничных переходов и таможенных пунктов на данной территории не является обязательным».

Для полноты знаний о приграничных территориях стоит уточнить определение «пограничная зона», поскольку эта местность является составной частью приграничья. Наличие пограничной зоны, а особенно таможенных пунктов и (или) пограничных переходов, обусловливает опосредованные возможности развития приграничной территории через формирование занятости и самозанятости населения (развитие собственного бизнеса или наемного труда в сфере обслуживания туристов и пр.).

Пограничная зона - «это полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью облегчения поиска

нарушителей границы, а также для исключения диверсий, но может сохраняться также и долгое время после нормализации отношений. Пограничную зону не следует путать с охраняемыми природными территориями (заповедниками и национальными парками), куда ограничен или закрыт доступ публики, а также автономными образованиями, куда может требоваться специальное разрешение» [12]. В советское время значительные территории страны входили в пограничную зону, которая на разных участках границы различалась своей шириной (в зависимости от плотности населения, политических или экономических факторов и пр.). Согласно постановлению Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г. «О мерах по обеспечению выполнения Закона СССР «О государственной границе СССР» к пограничной зоне было отнесено более 3640 тыс. км2 (около 16,4%) территории страны), а установленные в ней режимные меры сдерживали экономическое развитие приграничных районов, затрудняли общение между людьми и пр. Пограничная зона была введена в СССР с 1918 г., но к 1990 г. назрела необходимость ее упразднения, что и было сделано в первую очередь на границе со странами социалистического лагеря [11].

Согласно закону РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. понятие «пограничная зона» было отменено, но устанавливалась пограничная полоса вдоль всей границы Российской Федерации (на суше, морском побережье РФ, российских берегах пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах), ширина которой не должна была превышать пять километров, обозначенная предупреждающими знаками. В этой полосе была запрещена хозяйственная деятельность, осуществляемая без согласования с Федеральной службой безопасности (ФСБ), и ограничен доступ граждан. По предложениям органов местного самоуправления поселений в «пограничную зону» не включались отдельные территории населенных пунктов, поселений, учреждений или объектов здравоохранения (санаториев, домов отдыха и др.) и культуры (памятников культуры и природы), а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан [1, 9].

В 2000-х гг. вновь были внесены изменения в ФЗ о государственной границе, согласно которым было изъято упоминание о пятикилометровом пределе. ФСБ была наделена правом

устанавливать границу пограничной зоны и правила пограничного режима без согласования с законодателями и местными властями [9]. Под действие данного закона попали территории, зачастую лежащие от государственной границы намного дальше (до 200 км), в том числе и места традиционного отдыха (в Ленинградской области, Карелии и Приморском крае), некоторые дорожные коммуникации (автодороги из Петербурга в Сортавалу, из Петербурга в Мурманск), крупные города (Орск, Новотроицк) и некоторые морские побережья (Терский берег Белого моря). С 2008 г. отмечается тенденция к сокращению территорий погранзон, за исключением отдельных «террористически или иммиграционно опасных направлений» (Кавказ, Китай) [12].

Результаты исследования и их обсуждение

Погранзона, как уже было сказано выше, является частью приграничной территории и включает в себя непосредственно земли, находящиеся под контролем ФСБ. Именно на данной территории запрещается любая хозяйственная деятельность, проводимая без согласования с органами надзора. В целом приграничная территория имеет больше возможностей развития, если в ней размещаются пункты пропуска.

Пункты пропуска. В настоящий момент времени пограничная зона установлена в 46 субъектах Российской Федерации, в большинстве из которых требуют пропуск, но зачастую допускают на территорию и по предъявлении российского паспорта. Псковская и Еврейская автономная (ЕАО) области входят в данный список. В Псковской области из 13 пунктов пропуска функционируют 9, а в ЕАО из существующих трех всего два.

Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных [9].

Работа любого пункта пропуска (ПП) в первую очередь отнесена к компетенции федеральных органов власти, а отношение к муниципальному образованию, на территории которого располагается, имеет слабое. Это является одной из причин

нехватки на муниципальном уровне достоверной информации о работе 1111 и его прямом влиянии на окружающую территорию.

Открытие 1111 в пограничной зоне может содействовать появлению рабочих мест для населения муниципального района на таможне (в качестве служащего или разнорабочего) или в секторе услуг (в качестве организатора или наемного рабочего в частных кафе, отелях). Однако для Псковской области и ЕАО уже на данном этапе отмечаются различия. В Псковской области наличие работающего ПП действительно отражается на жизни местного населения. Здесь активно развивается самозанятость местного населения в сфере обслуживания туристов (производство и реализация сувениров, продуктов питания, организация кафе и мини-отелей). Жители отдельных районов Псковской области (например Печорского) могут получать визы на посещение сопредельного государства по упрощенному порядку [7]. В ЕАО подобное влияние сводится к минимуму. Во-первых, это связано с недостаточной активностью населения, а во-вторых, со значительно более высокими ценами на российской стороне по отношению к китайской для строительства или реконструкции существующих зданий, необходимых для создания придорожной инфраструктуры, что и тормозит развитие подобного бизнеса. Для жителей приграничных районов и сел ЕАО особых преимуществ перед населением внутренних территорий области нет. Наоборот, жители сел, расположенных на Амуре, не могут использовать его ресурсы в рекреационных целях из-за пограничного статуса реки; китайские же граждане в полной мере пользуются благами Амура. На приграничных территориях автономии, особенно в сельских населенных пунктах, имеющих пункты пропуска в КНР (сс. Пашково, Ленинское, Амурзет), имеют место гражданские браки между россиянками и гражданами Китая. Дети, рожденные от данных браков, имеют азиатскую внешность и, как правило, говорят на обоих языках. Единичные случаи удачной реализации самозанятости «заполнили» нишу по производству фаст-фуда (производство и реализация жареных пирожков) в транзитных селах (расположенных вдоль трассы Ленинское -Биробиджан).

Особенности приграничных территорий Псковской области и ЕАО. Остановимся на некоторых особенностях приграничных территорий западной и восточной областей РФ, выявленных в ходе исследования. И в первую очередь рассмотрим Псковскую область. По некоторым исследо-

ваниям [3, 7, 8], здесь выделяются специфические черты, обусловленные различными факторами.

Во-первых, несмотря на длительность существования Псковского региона в качестве приграничного, собственно пограничным он стал недавно (после распада СССР). Вдоль современной государственной границы Псковской области сформировались зоны непосредственного социокультурного влияния соседних стран, определяемые наличием и качеством родственно-дружеских связей, интенсивностью трансграничных контактов. При этом районы, являющиеся собственно пограничными, имеют более тесные связи, чем районы, удаленные от границы (второго и третьего порядка). Возможно, этот факт является причиной выделения этнической принадлежности жителями псковского приграничья при идентификации (принадлежность к национальности и этнической группе, владение языком, культура, историческое прошлое и т.д.) в приграничных территориях местного населения и населения сопредельной стороны. Вопреки длительности «отношений» между странами, не у всех псковичей отмечается дружеское отношение к жителям сопредельных государств, а с изменениями социально-политического и экономического порядка данные взаимоотношения только ухудшаются [7].

Во-вторых, пограничное положение при относительно «открытых» границах в начале 1990-х гг. позволило активно использовать «челночный» бизнес, что послужило толчком для развития самозанятости местного населения в приграничных территориях и явилось одним из способов улучшения материального положения местного приграничного населения. Российские челноки занимались в основном провозом за границу более дешевых сигарет и бензина. Однако с 2010 г. данная активность несколько снизилась в связи с уменьшением объемов разрешенного багажа (с двух блоков сигарет, полного бака и 30 л бензина до блока сигарет, бака и 10-литровой канистры бензина в 2013 г.). Россияне ввозили в страну алкоголь лучшего качества, закупаемый в магазинах дьюти-фри. С конца 2014 г. (с момента резкого роста курса доллара), а также в связи со значительными повышениями акцизов на алкогольную и табачную продукцию подобная торговля практически прекратилась [3].

В-третьих, для отдельных жителей псковского приграничья, родившихся между первой и второй мировыми войнами в Пыталовском и Печорском районах (в это время территории входили в состав Эстонии и Латвии), наличие помимо

российского паспорта документов из сопредельного государства предоставляет возможности использования Шенгенской зоны, в том числе и при трудоустройстве. Зачастую обладатели двух паспортов имеют преимущества при устройстве на работу в транспортные компании, которые таким образом экономят на оформлении виз. Наличие двух паспортов значительно облегчает возможности посещения стран Евросоюза для культурного или экономического туризма. Однако данные преимущества используются в основном с экономическими целями [3].

В-четвертых, в связи с наличием таможенных переходов и пунктов пропуска, обеспечивающих возможности самозанятости и наемного труда в сферах обслуживания туристов, таких как гостиничный и ресторанный бизнес, организация туристических туров и пр., граница выступает перспективой развития. В некоторых случаях этому способствуют родственные и деловые связи среди прибалтийских жителей, обладающих европейским мышлением, что проявляется в создании совместных малых предприятий [7, 8, 13, 14].

В качестве примера развития приграничной местности Псковской области представим направления иностранных инвестиций: сельское хозяйство (в том числе рыбо- и лесопереработка), формирование и модернизация транспортной и туристической инфраструктуры (в том числе и сельской местности), создание благоприятных условий для жизнедеятельности сельского населения и пр. Согласно проектам приграничного сотрудничества, значительное внимание уделяется созданию «сети совместных малых предприятий, охраны окружающей среды, а также дальнейшего совершенствования административного потенциала региональных и муниципальных органов власти», «сотрудничеству на уровне «от человека к человеку», усовершенствованию потенциала пограничных контрольно-пропускных пунктов» [13, 14].

В Псковской области с удалением от государственной границы приграничное влияние ослабевает, и районы второго и третьего порядка (по отношению к границе), а также районы, не имеющие пунктов пропуска, менее зависимы от трансграничных контактов и дружеско-родствен-ных связей с жителями сопредельных государств. Отсутствие пунктов пропуска в данных районах обуславливает самозанятость, не связанную с приграничным положением.

Для ЕАО нами было выделено пять черт, связанных с соседством Китая. Первая особенность заключается в использовании преимущественно

китайской техники в сельском хозяйстве области. В конце 2000-х гг. основными пользователями данной техники были китайские предприниматели, нанимавшие своих сограждан. В настоящее время китайскую технику эксплуатируют как китайские, так и российские сельхозработники, что связано и с опытом российских специалистов, и с адаптацией китайской техники для российского рынка.

Вторая особенность состоит в том, что удовлетворение спроса российских граждан на разнообразные услуги до недавнего времени происходило в основном на территории Китая. Китайские предприниматели привлекали россиян не только дешевыми товарами, но и услугами, которые получить в российских селах не представляется возможным. Многие жители приграничных регионов, имея загранпаспорта, выезжали в сопредельное государство на короткие туры (в выходные, до трех дней). Однако с конца 2014 г. после резкого повышения курса доллара вырос и курс юаня. На рубеже 2014-2015 гг. потоки приобретения «дешевого» товара изменились [7]: китайские туристы в России скупали товары китайского производства (например спортивные товары, товары для детей) и товары российского производства, востребованные в Китае (шоколад, молоко и продукты из него и пр.). В настоящее время россиянам невыгодно ездить за границу для приобретения китайских товаров в связи с их заметно выросшей ценой (общий пассажиропоток на ПП ЕАО сократился с 2014 г. по 2015 г. более чем вдвое) [9].

Третья особенность - восприятие китайского населения россиянами имеет порайонную дифференциацию. Согласно исследованию, проведенному в 2008 г., в Ленинском районе китайцев не воспринимали как угрозу государственной границе. Беседы с местным населением выявили, что большинство респондентов не обратит внимания на китайца, и не сообщит пограничникам о его присутствии, потому что не считают нужным это делать (не знают номеров телефонов погранзаставы). В Октябрьском районе ситуация была полностью противоположна - местное население знает телефон погранзаставы и при обнаружении гражданина китайской национальности (если это не работник китайских сельскохозяйственных организаций, зарегистрированных в данном поселении) немедленно сообщает о его существовании пограничникам. Разница в поведении жителей названных районов может быть обусловлена разным отношением муниципального руководства к данной проблеме. Если в первом районе администра-

ция активно привлекает китайский труд, технику и технологии, считая это рациональным, и связывает с китайскими инвестициями и проектами будущее района, то во втором районе привлечение китайцев не распространено.

Четвертая особенность - жителям Октябрьского района (самого удаленного от областного центра) до 2014 г. было проще и с финансовой точки зрения, и с точки зрения затрачиваемого времени посетить сопредельное государство для получения необходимых услуг (если только это не гос. услуги) (покупки продуктов питания, одежды или товаров, необходимых для дома), чем областной центр. К сожалению, в настоящее время жители данного района находятся в худшем положении, чем жители областного центра или районов, близких к нему, что связано с обесцениванием российского рубля и удорожанием юаня.

Пятой особенностью можно считать низкую составляющую культурного туризма, особенно с российской стороны. Данная черта не является специфичной для автономии, поскольку в Псковской области отмечаются схожие тенденции. До недавнего времени процент подобных поездок был минимален, а в настоящее время практически отсутствует в связи с удорожанием услуг. Однако в последние годы (согласно данным официальной статистики ЕАО) увеличился поток китайских туристов, что обусловлено возросшим интересом граждан сопредельной стороны к природным рекреационным ресурсам, к истории и культуре русского и еврейского народов [2].

Иностранные инвестиции в Еврейской автономной области вкладываются в промышленную сферу (в разработку месторождений россыпного золота, железных и марганцевых руд, глины, в заготовку древесины, строительство мостового перехода через Амур), сельское хозяйство (увеличение посевов сои, востребованной на китайском рынке, и развитие свиноводства) [10]. Совместные проекты [4] направлены на организацию предприятий с преобладающим или 100%-ным иностранным капиталом по лесозаготовке и производству сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства). Разрабатываются совместные проекты и по обучению китайских граждан, планирующих работать на территории области, русскому языку.

Поскольку приграничные районы Псковской области удалены от крупных областных центров (Псков и Великие Луки), многим жителям до конца 2014 г. было удобнее и дешевле посещать приграничные (в том числе и удаленные от гра-

ниц) города, располагающиеся на территории сопредельных государств. В этом проявлялось сходство с Октябрьским районом ЕАО (см. выше). Посещая соседние страны, практически все путешествующие Псковской области пользуются автомобилями, что связано с наличием автомобильных пунктов пропуска. В ЕАО подобных ПП нет. Некоторое время назад планировалось строительство автомобильного моста через Амур в районе с. Нижнеленинское Ленинского района, однако позже проект был пересмотрен, и было принято решение о сооружении железнодорожного мостового перехода. В настоящее время ведется его строительство.

Отдельно необходимо рассмотреть структуру целей поездок в обеих исследуемых областях. Жители ЕАО в основном выезжают в Китай за товарами (для собственных нужд или для продажи). Жители Псковской области, посещая смежные государства, в первую очередь навещают родственников и друзей, а во вторую работают, совершают покупки, посещают места отдыха. Зачастую работа на сопредельной стороне, в которой задействованы жители приграничных районов Псковской области, эпизодическая - сезонный сбор грибов, транзит грузов, челночная торговля [3]. Большинство жителей Псковской области не планируют работать на постоянной основе в соседних странах. Это обусловлено как политическим, так и экономическим факторами. Политическая ситуация по отношению к гражданам России в Прибалтийских странах и незначительный разрыв в уровнях жизни населения не привлекают россиян для эмиграции в Латвию [7] или Эстонию. Еще одной причиной является слабое знание языка сопредельной страны.

В обеих исследуемых областях приезжие с сопредельной стороны - зачастую люди, занимающиеся торговлей. Однако в Псковской области помимо этого туристы приезжают еще и в гости к родственникам либо на традиционные праздники (Пасха и др.). На вопрос жителям о положительном и отрицательном влиянии приезжих на развитие приграничных районов в обоих случаях был ответ, что приезд мигрантов отрицательно сказывается на развитии областей. По мнению местных жителей, мигранты занимают их рабочие места, которых в районах и так недостаточно. В целом отношение жителей к границе для территории «западного» приграничья более позитивное, а «восточного» - отрицательное. По мнению отдельных жителей Псковской области, граница - это перспектива для их развития, в том числе

потому, что необходимо восстановление разорванных в перестроечное и постперестроечное время связей и контактов [8].

Заключение

Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая и контактная. Для приграничного сотрудничества необходимо развивать контактную функцию, а для сохранения социального контроля над территорией - барьерную и фильтрующую. При этом пограничное сотрудничество наиболее полноценно при развитии всех необходимых функций на территориях соседствующих стран, учитывающих потребности и возможности каждой сопредельной стороны.

Приграничные территории западных и восточных рубежей РФ имеют некоторые схожие и различные черты. Различия между областями проявляются во влиянии пунктов пропуска на приграничные территории. Наличие пунктов пропуска в Псковской области на приграничной территории создает возможности развития самозанятости местного населения (производство и реализация сувениров и продуктов быстрого питания, организация и обслуживание гостиничного и ресторанного бизнеса, туристических туров). Создание дополнительных рабочих мест и интенсивное приграничное сотрудничество на государственном уровне, включающее долгосрочные планы по развитию сельской местности, позволит улучшить социально-экономический климат приграничных районов. Наличие пунктов пропуска в ЕАО практически не оказывает влияния на развитие сельской местности (финансовые затраты на строительство или ремонт существующих зданий для организации кафе или мини-отеля достаточно высоки). Некоторые местные жители «заполнили» нишу по производству фаст-фуда (жареных пирожков), но это единичные случаи, поскольку востребованность данного продукта невысокая.

Общими чертами в исследуемых областях являются развитие челночной торговли (до значительного повышения курса доллара в 2014 г.), используемой местными жителями для увеличения материального благосостояния собственных семей; высокий уровень развития экономического туризма и увеличение интереса к культурному туризму в направлении «сопредельные страны -Россия». Согласно официальной статистике, в обеих областях иностранные инвестиции вкладываются в сельское хозяйство. Однако на западе РФ

проекты рассчитаны на долгосрочное сотрудничество, включающее развитие сельских территорий, расположенных в зоне влияния программ, а на востоке РФ это все же инвестиции краткосрочные, направленные на получение выгоды от территории без заинтересованности в ее развитии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИН-ФРА-М, 2009. 858 с.

2. Внешнеэкономическая деятельность ЕАО. URL: http://www.eao.ru/?p=68 (дата обращения: 20.01.2016).

3. Достучаться до ЕС. Куда приведет жителей Псковской области двойное гражданство. URL: https://tvrain.ru/teleshow/reportazh/ za_produktami_zachem_zhiteljam_pskovskoj_ oblasti_dvojnoe_grazhdanstvo-377267/ (дата обращения: 17.09.2015).

4. Еврейская автономная область: официальный портал органов государственной власти. URL: http://www.eao.ru/?p=88 (дата обращения: 20.01.2016).

5. Информация о международном сотрудничестве правительства Еврейской автономной области по итогам первого полугодия 2015 года. URL: http://www.eao.ru/?p=1649 (дата обращения: 17.09.2015).

6. Калинина И.В. Проблемы развития западного и восточного приграничья Российской Федерации // Региональные проблемы. 2015. Т. 18, № 4. С. 91-97.

7. Колосов В.А., Зотова М.В., Вендина О.И., Себенцов А.Б. Российское пограничье: современные вызовы и подходы к изучению // Вопросы географии. Сб. 141: Проблемы регионального развития России. М.: Издательский дом «Кодекс», 2016. С. 234-256.

8. Манаков А.Г., Евдокимов С.И., Григорьева Н.В. Западное порубежье России: географические аспекты становления и развития Псковского региона. Псков: Издательство АНО «Логос», 2010. 216 с.

9. О государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1. URL: http://base.garant.ru/10103372/#friends#i xzz3yENjw2xR (дата обращения: 20.01.2016).

10. Организация работы пунктов пропуска ЕАО. URL: http://www.eao.ru/?p=88 (дата обращения: 21.01.2016)

11. Панфилова М.Р. Понятие земель приграничных территорий: историко-правовой аспект // Журнал Российского права. 2006. № 3. С. 105-110.

12. Пограничная зона. URL: poHt-portret.rmdown-load/pogran_zona.doc (дата обращения: 20.01.2016).

13. Совместная рабочая программа Программы приграничного сотрудничества Эстония-Россия 2014-2020 (проект от 17 февраля 2015 г.). URL: http://economics.pskov.ru/prigranichnoe-sotrudnichestvo-2014-2020 (дата обращения: 17.09.2015).

14. Третий проект совместной рабочей программы Латвия-Россия. Программа приграничного сотрудничества 2014-2020 гг. URL: http://economics.pskov.ru/prigranichnoe-sotrudnichestvo-2014-2020 (дата обращения: 17.09.2015).

This article proceeds with the study of border zones in a western and an eastern border regions of the Russian Federation. The paper examines an impact of checkpoints activity on the territorial development. It has been revealed that, despite their remoteness, the two areas have some common features - a weak development of cultural tourism and a decline in shop tourism to neighboring countries among Russians citizens after appreciation of the dollar. The author shows some features of the situation in the border regions, connected with their economic geography and mentality of the population.

Keywords: border area, border zone, development of the territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.