Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЛАКАТНОГО ИСКУССТВА В ПРОПАГАНДЕ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА'

РОЛЬ ПЛАКАТНОГО ИСКУССТВА В ПРОПАГАНДЕ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация / плакат / плакатное искусство / визуальные образы / информация / реклама / графика / visualization / poster / poster art / visual images / information / advertising / graphics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — П.А. Попович, С.Г. Казанцева

Статья посвящена анализу таких понятий, как визуализация и плакатное искусство, которые оказывали влияние на восприятие народом достижений науки. Авторы рассматривают данные понятия, дают их общую оценку, а также описывают их воздействие на примере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POSTER ART IN THE PROMOTION OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS OF THE SOVIET UNION

The article is devoted to the analysis of concepts such as visualization and poster art, which influenced the perception of scientific achievements by the people. The authors consider these concepts, give their general assessment, and describe their impact by example.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЛАКАТНОГО ИСКУССТВА В ПРОПАГАНДЕ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

РОЛЬ ПЛАКАТНОГО ИСКУССТВА В ПРОПАГАНДЕ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА

П.А. Попович, студент

Научный руководитель: С.Г. Казанцева

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-12-4-11-13

Аннотация. Статья посвящена анализу таких понятий, как визуализация и плакатное искусство, которые оказывали влияние на восприятие народом достижений науки. Авторы рассматривают данные понятия, дают их общую оценку, а также описывают их воздействие на примере.

Ключевые слова: визуализация, плакат, плакатное искусство, визуальные образы, информация, реклама, графика.

Информация в нынешнем жизнеустройстве занимает всё более значимую позицию. В последнее время методы её популяризации подверглись существенным преобразованиям под воздействием ди-джитал технологий. С помощью интернета теперь можно мгновенно передать сообщение от СМИ к общественности. Наравне со способом распространения информации испытывает обновление и форма её представления. Визуализация увеличивает способности потребления информации, превращая её, таким образом, в наиболее гибкую.

Зрение является основным каналом восприятия информации человеком. То, что обращает реклама в глаза людям, приобретает первоочередное значение. К визуальным ресурсам относят всё, что можно увидеть, на что можно посмотреть. Сюда можно отнести, например, наружную рекламу, всевозможные картинки, графики, баннеры, то есть, графическую, текстовую и числовую информацию. Таким образом, визуализация - предоставление зрительной информации.

Изображение стоит считать чрезвычайно значимой деталью при подаче информации. На сегодняшний день активно применяется фотография. Фотография в рекламе начала применяться в конце XIX века. До этого момента информацию преподносили с помощью рисунков.

В СССР самым удобным, действенным и известным способом визуализации была

графика: газетный, журнальный рисунок и плакат.

Визуализация - это способ предоставления информации с помощью оптической иллюстрации. Под визуализацией в обширном значение понимаются видение -возможность делать видимыми предметы и процессы. Видение как состояние ощущается тонко-разумными эмоциями. В этом понятии визуализация соответствует воображению как возможность моделировать чувственный и ментальный облик.

Визуализировать можно почти всё что угодно: чей-то портрет, достижения в спорте, катастрофу, аварию, политический конфликт. Механизм визуализации существенно облегчают наши исторические и культурные традиции, которые помогают сделать некоторые символы многофункциональными и ясными для осмысления.

Как уже было указано выше, самым распространённым способом визуализации в советский период было плакатное и изобразительное искусство, то есть - графика. Реализовались два вида плакатного искусства: героический и юмористический. Плакатная визуализация была широко доступна массам, ее смыслы были всем ясны, а недлинные броские строки — лозунг, которым сопровождалось изображение, отпечатывался у людей и побуждал людей к действию.

Плакат в СССР - это не просто лист, который несёт какую-то информацию, а предмет искусства и источник «свежей мо-

рали». При этом, за период существования СССР, плакат корректировал как методы подачи, так и совокупную задумку, которая обуславливалась основными событиями в стране. По картинкам и написанным строкам на плакатах есть возможность исследовать историю СССР, проводя мониторинг общеполитического курса, и значимые для страны эпизоды.

Плакат - вид изобразительного искусства, вариация прикладной типографической графики в формате передачи информации агитационно-пропагандистского, рекламного, учебного, инструктивно-методического, и иного вида. Плакат содержит эффектное изображение и красочный заголовок или лозунг.

Концепт «Советский плакат» появился после 1917 года, известного революцией. Такой плакат носил в общественность зовы Коммунистической партии, призывал бороться за независимость, то есть свободу, и справедливость.

Послевоенные свершения науки советского периода воочию показывали величие СССР 27 июня 1954 года в Калужской области пустили в работу Обнинскую АЭС, мощность которой составляла 5 МВт. Она стала первой атомной электростанцией, которая была подключена к общей электрической сети. Хотя Обнинская АЭС и воспроизводила электричество не в промышленных объёмах, она всё равно стала поводом заявить о глобальном главенстве в атомной энергетике. Один из плакатов по-свящённых применению атома в мирных задачах сотворил Вениамин Брискин. Первая атомная электростанция и мирный атом теперь считались убедительным образцом успешных достижений первого социалистического государства в научной области.

Первый полёт в космос и первый спутник - невероятный успех СССР. С полётом Юрия Гагарина надолго, а точнее - на целое десятилетие в плакате фигурирует тематика космоса. Одним из плодовитых художников плаката на космическую тему стал Валентин Викторов, с 1957 года исполнивший десятки плакатов. Также, теме космоса и полётам в космос уделили вни-

мание в своих плакатах В. Воликов, О. Савостюк, Е. Соловьев и В. Брискин.

Прошедший 7 мая 1958 г. Пленум ЦК КПСС, который принял постановление «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства», сыграл немалую роль для разрастания и углубления химизации страны. Был образован Комитет по химизации народного хозяйства СССР, который стал организующим центром разработки научно-технических проблем химизации и развития химической промышленности. В честь этого события художники изобразительного искусства также рисовали плакаты, показывая тем самым важность этого шага для развития страны.

В СССР присутствовали и просветительские плакаты, побуждающие вести правильный образ жизни, а также развиваться в плане образованности и грамотности.

В той или другой мере политические нотки участвовали в любой из плакатных тем. Любое достижение, от вылета первого спутника в космос, до обилия рыбы, которую выловили в Каспии, объясняли исключительно преданностью социалистического маршрута становления общества.

Плакат смело можно считать историческим искусством, а история, как правило, любит совершать крутые повороты.

Полёт первого человека в космос и запуск спутника, - масштабные события в послевоенном мире, необычайно высокий успех СССР - принялись объективным подтверждением научной силы страны. Как авиация, когда-то в 30-х, спутники на орбите и ракеты, взлетающие в небо, становились знаком преимущества страны союза крестьян, интеллигенции и рабочих.

Независимо от своих функций: информационной, рекламной, декоративной или пропагандистской, - плакатное искусство на протяжении практически двух веков рассматриваются как признанный вид изобразительного искусства. Этим плакат прежде всего обязан достижениям в сфере цветной полиграфии.

Библиографический список

1. Бабурина Н.И. Советский зрелищный плакат 1917-1987. - М.: «Советский художник», 1989.

2. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? / Квентин Ньюарк; пер. с англ. ИВ. Павловой. - М.: АСТ: Астрель, 2005.

3. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. - М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Михайлин В., Беляева Г. «Наш» человек на плакате: конструирование образа // Неприкосновенный запас. - 2013. - № 1. - С. 89-109.

5. Толстой Л.Н. Божеское и человеческое. Из дневниковых записей последних лет.

THE ROLE OF POSTER ART IN THE PROMOTION OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS OF THE SOVIET UNION

P.A. Popovich, Student Supervisor: S.G. Kazantseva Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article is devoted to the analysis of concepts such as visualization and poster art, which influenced the perception of scientific achievements by the people. The authors consider these concepts, give their general assessment, and describe their impact by example. Keywords: visualization, poster, poster art, visual images, information, advertising, graphics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.