Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОСВОЕНИИ РУССКОЙ АРКТИКИ'

РОЛЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОСВОЕНИИ РУССКОЙ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁТР ВЕЛИКИЙ / РУССКАЯ АРКТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ / АРХАНГЕЛЬСК / XVII В / XVIII В

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иерусалимский Ю.Ю., Давыдов В.В.

Цель. Изучить планы Петра Великого по отношению к Русской Арктике и провести анализ развития Арктического побережья России в Петровскую эпоху.Процедура и методы исследования. Исследование построено на работе с источниками, а также обобщении данных, приведённых в отечественной исторической литературе. Применены методы: проблемно-хронологический, историко-системный и сравнительно-исторический.Результаты. Изучение динамики развития Арктического побережья Российской империи при Петре I показало, что в это время в Арктике произошел переход от ресурсной схемы к логистической. Приведены новые доказательства «японского вектора» устремлений Петра Великого и организации поиска Северо-Восточного прохода.Теоретическая и/или практическая значимость. Создана концепция 3 факторов отечественного освоения Арктики: ресурсный, логистический и военно-стратегический. По мнению авторов, она более продуктивна, чем существующая в наши дни в исторической литературе идея волн русской колонизации Сибири: меховая, металлическая и аграрная. Материалы статьи могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по периоду петровских преобразований, истории Русской Арктики, истории географических открытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PETER THE GREAT IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC

Aim. The purpose of the article is to study Peter the Great's plans for the Russian Arctic and analyze the development of the Arctic coast of Russia in the Peter the Great's era.Methodology. The study is based on the authors' work with sources, as well as the generalization of data given in the Russian historical literature. The article uses problem-chronological, historicalsystematic and comparative-historical methods.Results. The study of the development dynamics of the Arctic coast of the Russian Empire under Peter I showed that at that time there was a transition from a resource scheme to the logistics one. New proofs of the «Japanese vector» of Peter the Great's aspirations and the organization of the search for the Northeast Passage are presentedResearch implications. The concept of three factors of domestic development of the Arctic was created: resource, logistics and military-strategic. According to the authors, it is more productive than the idea of waves of Russian colonization of Siberia (fur, metal and agrarian) which exists in historical literature today. The materials of the article can be used in the development of special courses and special seminars on the period of Peter the Great's transformations, the history of the Russian Arctic, the history of geographical discoveries.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОСВОЕНИИ РУССКОЙ АРКТИКИ»

УДК 930

DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-2-58-68

роль петра великого в освоении русской Арктики

Иерусалимский Ю. Ю12, Давыдов В. В.1

1 Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14, Российская Федерация

2 Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Изучить планы Петра Великого по отношению к Русской Арктике и провести анализ развития Арктического побережья России в Петровскую эпоху.

Процедура и методы исследования. Исследование построено на работе с источниками, а также обобщении данных, приведённых в отечественной исторической литературе. Применены методы: проблемно-хронологический, историко-системный и сравнительно-исторический. Результаты. Изучение динамики развития Арктического побережья Российской империи при Петре I показало, что в это время в Арктике произошел переход от ресурсной схемы к логистической. Приведены новые доказательства «японского вектора» устремлений Петра Великого и организации поиска Северо-Восточного прохода.

Теоретическая и/или практическая значимость. Создана концепция 3 факторов отечественного освоения Арктики: ресурсный, логистический и военно-стратегический. По мнению авторов, она более продуктивна, чем существующая в наши дни в исторической литературе идея волн русской колонизации Сибири: меховая, металлическая и аграрная. Материалы статьи могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по периоду петровских преобразований, истории Русской Арктики, истории географических открытий.1

Ключевые слова: Пётр Великий, Русская Арктика, концепция освоения Арктики, Архангельск, XVII в., XVIII в.

Благодарности. Статья выполнена при поддержке проекта ЯрГУ VIP-018.

the role of peter the great in the development of the Russian

arctic

Yu. lerusalimskiy12, V. Davydov1

1 Yaroslavl State University

ul. Sovetskaya 14, Yaroslavl 150003, Russian Federation

2 Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation

Abstract

Aim. The purpose of the article is to study Peter the Great's plans for the Russian Arctic and analyze the development of the Arctic coast of Russia in the Peter the Great's era. Methodology. The study is based on the authors' work with sources, as well as the generalization of data given in the Russian historical literature. The article uses problem-chronological, historical-systematic and comparative-historical methods.

© CC BY Иерусалимский Ю . Ю . , Давыдов В . В . , 2022.

vssy

Results. The study of the development dynamics of the Arctic coast of the Russian Empire under Peter I showed that at that time there was a transition from a resource scheme to the logistics one. New proofs of the «Japanese vector» of Peter the Great's aspirations and the organization of the search for the Northeast Passage are presented

Research implications. The concept of three factors of domestic development of the Arctic was created: resource, logistics and military-strategic. According to the authors, it is more productive than the idea of waves of Russian colonization of Siberia (fur, metal and agrarian) which exists in historical literature today. The materials of the article can be used in the development of special courses and special seminars on the period of Peter the Great's transformations, the history of the Russian Arctic, the history of geographical discoveries.

Keywords: Peter the Great, the Russian Arctic, the concept of Arctic exploration, Arkhangelsk, XVII century, XVIII century

Acknowledgment. The article was supported by the YarSU VIP-018 project.

Введение

Русские владения издревле находились в Арктике . Для укрепления позиций Новгородской земли на крайнем севере много сделал Александр Невский На рубеже 40-х - 50-х гг. XIII в . Александр Ярославич, будучи первоначально князем в Новгороде, а спустя год и в Киеве, увидел, с одной стороны, усиление внимания монголов к русским землям, а с другой - нарастание активности норвежских сборщиков дани на обширной территории в заполярной тундре Активность последних наблюдалась там, где не была определена граница между новгородскими владениями и Норвегией

Итогом дипломатических усилий Александра Невского по отстаиванию интересов Новгородской земли на Кольском севере и в Лапландии в зоне соприкосновения с Норвегией стала «Разграничительная (Рунная) грамота», не имеющая точной датировки [25, с. 56; 26]. Грамота приводится в рукописи 114а 4°коллекции Арнамагниани, хранящейся в Копенгагенском университете . Известно, что это пергаменная рукопись первой половины XIV в . [14, с. 135]. И. П. Ша-скольский датировал несохранившийся оригинал «Разграничительной грамоты» 1251 г. [29], В . Т. Пашуто и Ю . К Бегунов - 1254 г. [1, с . 139; 18, с. 123], епископ Ми-трофан (Баданин) - 1257 г. [9, с . 45].

По мнению И . П . Шаскольского, В . Т. Пашуто и Ю . К. Бегунова в указанной грамоте Новгород сохранил за собой право собирать дань до западной границы страны саамов, т. е. весьма близко к пределам собственно норвежской территории, что свидетельствует о безусловной успехе дипломатии Александра Невского [1, с. 139; 18, с. 123; 30, с. 123]. Международное и репутационное значение соглашений с Норвегией чрезвычайно велико Как подчеркнул И. П. Шаскольский: «К 1251 г. Александр Невский ... укрепил границы государства с тремя главными западными соседями - Швецией, Германией и Литвой. Необходимо было закрепить отношения с четвёртым соседом - Норвегией, и тогда Русь могла быть спокойна за всю свою западную границу . Александр вёл переговоры как глава великой державы европейского Севера и высоко поднял международное значение русской государственности» [30, с. 115-116].

В 1475 г. государь всея Руси Иван III в процессе ликвидации новгородской независимости получил Двинскую землю . При Иване IV продолжилось продвижение России на восток евразийского материка Россия прирастала новыми землями по арктическому побережью и в начале XVIII в . утвердилась в северной части Тихого океана

Три вектора освоения Арктики

Природно-климатические условия огромного региона не позволяли реализовать традиционную для Московского царства схему аграрного освоения земель, которая гарантированно инкорпорировала новые территории в государство . Поэтому в дальнейшем судьба Российской Арктики определялась тем или иным фактором, приобретавшим общегосударственное значение. Таких факторов, задававших свою схему освоения Арктики, можно выделить три:

1. ресурсный, когда Север становился источником ресурсов, необходимого для развития или существования государства;

2. логистический, когда жизненно важный статус для государства приобретал путь, проходящий через регион;

3. военно-стратегический, когда регион приобретал большое значение в планах противостояния России со своими военно-политическими противниками

Эти векторы освоения Арктики не изолированы друг от друга . Наличие важного ресурса предполагает эффективные пути его доставки к месту, где он нужен Вследствие этого развиваются коммуникации Ресурсы нужно защищать от оппонентов, также предъявляющих на него права, для чего нужны меры военного развития . Иногда статус такого ресурса приобретает сама коммуникация, обеспечению жизни которой подчинены и ресурсная, и военная политика Иногда же этим ключевым ресурсом становится сам регион, дающий возможность в ходе военного конфликта «дотянуться» до противника или выступающий в качестве поставщика сил и средств для завершения конфликта. Были моменты, когда большое значение имели все факторы одновременно, а правительство это значение прогнозировало заблаговременно Именно тогда Арктика развивалась высокими темпами

Ресурсный фактор развития

К началу номинального царствования Петра I в 1682 г. России принадлежало арктическое побережье от р Паз в Восточной Лапландии на западе [27, с. 27] до устья Колымы и Чукотки - на востоке [2, с. 153-159].

Уровень освоенности и хозяйственного использования Русской Арктики был различным . Наиболее населённым и вовлеченным в экономическую и политическую жизнь страны можно считать европейскую часть побережья На Мурманском берегу, побережье Белого моря, уже несколько сотен лет проживало достаточно многочисленное русское население, сформировавшее специфический поморский тип хозяйства, связанный с морскими промыслами Промысловая деятельность поморов охватывала район от Кольского полуострова (рыболовство) и Шпицбергена до Новой Земли (добыча морского зверя) [11, с. 194-195].

Выходцы из Холмогор, Архангельска, Мезени, Пинеги, Пустозёрска и других поморских поселений вопреки правительственным запретам и ограничениям продолжали традиции «морского хода» в Карское море для торговли с местным населением [2, с. 126]. По оценкам авторитетного исследователя арктического мореплавания М . В . Белова, в арктическом бассейне ежегодно во второй половине XVII в . выходило в плавание более 300 судов [3, с . 122-123], а некоторые современные авторы оценивают общий объём поморского флота в 1500-2000 единиц [5, с 47]

Военно-административный и ресурсный факторы

Влияние России утверждалось сетью укреплённых поселений, созданных Московским царством для обеспечения военно-административного контроля и/ или взимания дани с местных племён Эту роль выполняли Кола на Мурманском берегу со стрелецким гарнизоном

V6V

и воеводой1, Соловецкий монастырь, ответственный за управление и оборону на значительных территориях до границ со Швецией и Норвегией, Сумской посад, Кемь, Мезень, Пинега, Пустозёрск и т. д. Однако к концу XVII в . значение северной подконтрольной территории, в т ч в качестве источника поступления доходов, для центрального правительства снизилось, что выразилось, в частности, в утрате внимания властей к фортификационным сооружениям Колы и Сумского острога2

Логистическое и военно-стратегическое значение Архангельского порта

На развитие европейского сегмента Арктического побережья России влияло в это время логистическое значение Архангельского порта, который был конечной точкой транспортной коммуникации, связывающей Россию с Западной Европой . Как отметил В . Н . Захаров: «В XVII в . единственным крупным портом, через который Россия могла вести непосредственную торговлю на западном направлении, был Архангельск» [10, с . 92].

С началом Северной войны коммуникация приобрела стратегический характер В Архангельск в значительных количествах поступало западноевропейское вооружение и материалы, необходимые для снабжения русской армии (огнестрельное и холодное оружие и комплектующие для его производства, сера и свинец, мундирное сукно и т д )3 В Архангельск рубежа веков прибывали иностранные офицеры и специалисты, нанятые на русскую службу, в т ч офицеры и младшие командные чины флота,

1 До 80-х годов XVI в . центр торговли России с иностранными государствами [26, с. 156-157].

2 См .: Допросы Кольской Воскресенской церкви священника Иуды // Тревожные годы Архангельска. 1700-1721: Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого» Архангельск, 1993, С. 47-48.

3 Тревожные годы Архангельска. 1700-1721: Доку-

менты по истории Беломорья в эпоху Петра Вели-

кого Архангельск, 1993 С 20

в которых особенно нуждался Петр I [8, с. 92-93; 12, с. 560-569, 616-617].

Понимание стратегической роли Архангельска привело шведского короля Карла XII к плану морской экспедиции 1701 г. против Архангельска, нацеленной на пресечение доставки военных грузов в Россию4 И даже после провала шведского плана 1701 г. информация о возможности повторения подобных попыток в 1702, 1703 и 1708 гг. заставляла Петра I принимать существенные меры по усилению обороны города [6, с . 44-45; 12, с. 111-112]5.

Архангельск занимал лидирующие позиции во внешнеторговых оборотах России, несмотря на все попытки царя перенести центр морской торговли в Санкт-Петербург. Число приходивших в порт иностранных судов выросло с 50 в последнее десятилетие XVII в . до 230 - в 1715 г. Объём вывоза в 1710 г. достиг почти 1,8 млн руб . [16, с . 117]. Среднегодовой размер товарооборота, по подсчетам Н Н Репина, в 1717-1719 гг составлял 2,9 млн руб , в 7 раз превосходя объём торговли в Петербурге в 1718 г [22, с 83] Только окончание боевых действий позволило Петру I реализовать свой план переноса центра морской торговли в столицу Принятие именного указа от 26 ноября 1721 г. «О трактах к портовым городам», дополненное принятием жёстких мер по контролю за его выполнением, включая ревизию капитана гвардии С Пырского, казалось, поставило крест на архангельской внешней торговле В 1725 г. в Петербург пришло 236 кораблей, в Архангельск - 19 По размеру товарооборота это превышение составило более чем 2232% (3430,9 тыс. руб. против 153,7 тыс . руб. ) [22, с. 88-89]. Процесс

4 Инструкция короля Карла XII офицерам, участвующим в экспедиции на Архангельск // Тревожные годы Архангельска, 1700-1721: Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого Архангельск, 1993. С. 313-319 .

5 Тревожные годы Архангельска, 1700-1721: Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого» Архангельск, 1993, С. 181-182, 196, 207-211.

отмены ограничительных мер для Архангельска, начавшийся в 1726 г. после смерти Петра I, растянулся более чем на 30 лет [21].

Освоение арктического побережья Сибири: от ресурсного фактора к логистическому

Далее к востоку лежало арктическое побережье Сибири, пройденное российскими промышленными и «служилыми» в погоне за мехом («мягкой рухлядью»). Мех соболя был ресурсом, в значительной мере определяющим состояние финансовой системы государства Торговля мехом давала казне, по разным оценкам, от 10-20% [15, с. 102-104] до трети [23, с. 95] или даже половины [20, с. 253] доходов Мех рассматривался в качестве главной «свободно конвертируемой валюты» Ресурсный фактор определил ход освоения арктического побережья от Печоры до Колымы

К концу XVII в . пушной промысел на севере Сибири пришёл в упадок из-за истребления соболя [2, с. 181-182]. Однако правительство Петра I не желало терять столь значимый источник дохода и продолжало политику продвижения на Восток для расширения сферы сбора «пушного ясака» [2, с. 183-185]1, одновременно укрепляя государственную монополию на ценные меха [28, с 323-324]2 Тем не менее кризис соболиного промысла затронул и Восточную Сибирь, стимулировав переход к поиску иных ис-

1 «Наказ якутскому казачьему десятнику Василию Савостьянову // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. 1. 1700-1713. СПб . : Типография МВД . 1882, С 418-421; Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII веке: Сборник архивных материалов. Л .: Издательство Института народов Севера ЦИК СССР, 1935 . С. 3-4 .

2 «Грамота енисейскому воеводе о присылка в Москву соболей ценою выше ста рублей» // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 1. 1700-1713. СПб. : Типография МВД, 1882. С. 409; Именной указ от 22 марта 1697 года // Полное собрание законов Российской империи Собр 1 Т 3 СПб: В типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830 С 282

точников дохода, включая комплексное использование промыслового потенциала, в т. ч . промысел «морского зверя» [15, с . 102-104, 259-304]. Этот процесс, активизированный результатами российских экспедиций первой четверти XVIII в . в северной части Тихого океана, привёл к формированию в дальнейшем группы промысловых компаний и завершился созданием в 1797 г. Российско-Американской компании

Однако считать главной причиной морской экспедиционной активности россиян в северных морях при Петре I поиск новых источников пушнины и «ясака» - значит, упрощать ситуацию

Анализ документов конца XVII - начала XVIII в . свидетельствует о постепенном изменении характера ставящихся перед экспедициями задач Так, в указе приказчику Камчадальских острогов пятидесятнику О Миронову от 16 февраля 1710 г. о «проведывании» острова около Камчатки ставится задача узнать, «какие люди на том острове, и какой веры, и под чьим владением ... и какой в том острове зверь, и иное какое богатство у них есть . . . »3. Аналогичные по смыслу указания давались в первое десятилетие века посланным на Камчатку казачьему десятнику В. Савостьянову (1710 г. )4, приказчику В . Колесову (1711 г. )5, служилому П . Попову (1711 г. )6 .

Однако уже в 1716 г при организации экспедиции «Большой Камчатский

3 «Указ приказчику Камчадальских острогов Осипу Миронову» в сб Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 1. 1700-1713. СПб. : Типография МВД, 1882. С. 411-412 .

4 Наказ якутскому казачьему десятнику Василию Савостьянову // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 1. 1700-1713. СПб. : Типография МВД, 1882. С. 419-420.

5 Отписка якутского воеводы о числе служилых людей, посланных на службу в Камчадальские остроги // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 1. 1700-1713. СПб . : Типография МВД, 1882. С 470

6 Показание якутского служилого человека Петра Попова // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. 1. 1700-1713. СПб . : Типография МВД, 1882. С. 457.

наряд» в задачи включаются тщательное исследование островов «...близ Камчатского мыса, отыскивая золотую и серебряную руду, медь, другие полезные ископаемые, краски и жемчуг.»1. Последующие же экспедиции: Ф . Ф . Лужина и И . М . Евреинова (1719-1722 гг. ) и Первую Камчатскую (1725-1730 гг. ) можно считать знаковыми этапами в реализации замыслов Петра I, связанных с новым статусом России в мире Идеи Петра Великого во многом были обусловлены социально-экономическими изменениями в Европе

В Западной Европе в XVII в . на фоне дальнейшего развития капитализма началась эпоха Просвещения . В XVIII в . идеи Просвещения широко распространились по всей Европе Государственные деятели, купцы и учёные развивали идеи меркантилизма и продолжали искать северный морской проход в обход евразийского и американского материков, который привёл бы их в Китай и Японию

В России эти идеи всемерно развивал Петр I и его сподвижники, переустраивавшие страну из царства в империю, из объекта в субъект международных отношений. Эпоха петровских преобразований вновь поставила на повестку логистический план развития Русской Арктики

Логистический план развития Русской Арктики

К открытию морского пути в Индию через Северный Ледовитый и далее Тихий океаны Петр Великий стремился давно и упорно . Согласно замыслам Петра I, подкреплёнными теоретическими построениями Лейбница, парижской Академии наук, а также прожектами молодых российских моряков и кораблестроителей Россия должна была получить прямой путь в обход Сибири в Китай, Японию и далее

1 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в .: сборник документов М . : Наука, 1984. Док . № 7 .

В 1713-1714 гг. командированный в Западную Европу корабельный мастер Ф С Салтыков представил Петру Великому доклады «Препозиции» и «Изъявления прибыточныя государству»2, в которых излагался план исследования и освоения того, что в наше время называется Северным морским путём Многие предложения Ф С Салтыкова были реализованы в рамках Второй Камчатской экспедиции

Но данный план, по-видимому, формировался ещё раньше. Уже в наказе воеводы Д А Траурнихта якутскому казачьему десятнику В Савостьянову от 9 сентября 1710 г предписывается «до-могатца ему всякими мерами учинить с Японским государством меж рускими людми торги не малые » а также собрать информацию о торговом и военном потенциале Японии

Для реализации плана предполагалось направить из Москвы дворянина в чине спальника3 . В 1711 г. воеводская администрация и правительство из челобитной участников убийства приказчиков П Чирикова и О Липина получили сведения о Японии, добытые авторами у спасшихся на Камчатке членов команды разбитого японского судна4 Во время «допроса с пристрастием» 2 мая 1712 г одного из убийц В Атласова - Г Переломова следователи выясняли, знает ли он расстояние до Японии5 Указание о «про-ведывании» «. о Апонском государстве и за перелевами о морских островах » получил вышеупомянутый приказчик В Колесов, организовавший плавание

2 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. (17131743). Т. 1. М . : Наука, 1984. Док . № 1-2 .

3 Наказ якутскому казачьему десятнику Василию Савостьянову // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 1. 1700-1713. СПб . : Типография МВД, 1882. С. 419-420.

4 Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 1. 1700-1713. СПб . : Типография МВД, 1882. С . 442.

5 Распросные речи одного из убийц приказчиков Камчадальских острогов // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 1. 1700-1713. СПб .: Типография МВД . 1882, С. 489.

И . П . и П . П . Козыревских в 1712-1713 гг. [13, с. 36]1. В документе о задачах «Большого Камчатского наряда» также содержится пункт о действиях в случае встречи с японцами2

Учитывая перечисленные факты и принимая во внимание полученный кабинетом Петра I в 1715 г. отчёт якутского воеводы о плавании И П и П П Козы-ревских с группой казаков к Курильским островам, в ходе которого состоялся их контакт с японцами3, а также обстоятельства ещё ранее состоявшегося знакомства царя с попавшим в Россию в результате кораблекрушения японцем Дэнбеем [24], версия о первоочередном внимании императора к «японскому направлению» выглядит вполне мотивированно Однако это составляло лишь часть предполагаемого Петровского «имперского замысла», которому, как мы полагаем, была подчинена вся исследовательская деятельность русских первопроходцев в Тихом океане в первой половине XVIII в .

«...сошлася Америка с Азиею...»

Мысли о поиске морского пути в Азию и Америку с Камчатки высказывал императору капитан-лейтенант Ф . И . Соймонов [4, с . 42-43]. Приближённый к Петру I А. К. Нартов сообщил о разговоре императора с генерал-адмиралом Ф М Апраксиным при вручении наказа Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга: «Я [Петр I] вспомнил на сих днях то, о чём мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию» [17, с . 14].

1 Отписка яку тскому воеводе приказчика Камча-далских острогов Василия Колесова // Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. 1. 1700-1713. СПб . : Типография МВД, 1882. С. 541-542.

2 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в: сб . док . М . : Наука, 1984. Док . № 8 .

3 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. (17131743). Т. 1. М. : Наука, 1984. Док . № 6, 17 .

В 1719 г. началась экспедиция геодезистов Ф . Ф . Лужина и И . М . Евреинова, получивших личную инструкцию Петра I . Им предписывалось «ехать до Камчатки и далее, куда вам указано, и описать та-мошния места: сошлася Америка с Ази-ею, что надлежит зело тщательно сделать не только зюйд и норд, но и ост и вест, и все на карте исправно поставить»4

Расплывчатый характер инструкции Ф . Ф . Лужину и И. М. Евреинову, наличие ссылок на некие дополнительные указания и краткость их отчёта так же, как и в случае с Первой Камчатской экспедицией В Беринга, стимулировали дискуссию историков о целях предпри-ятия5 Известный специалист по истории Русской Америки А. Ю . Петров с соавторами справедливо отметили, что перед геодезистами ставились цели изучения Курильских островов, поиски возможных полезных ископаемых и проведыва-ние пути в Японию [19, с . 275].

Следовательно, российскую активность на Тихом океане можно рассматривать как этап реализации замысла Петра об установлении торгового пути со странами Азии - Индией и Японией СевероВосточный проход, несомненно, был желательной частью этого замысла

В этой связи следует также упомянуть о проводившихся в 1709-1724 гг. экспедициях по поиску островов к северу от Яны, Индигирки и Колымы Д Бусорма-нова, М Вагина и Я Пермякова, В Ста-духина, А. Маркова и Г. Кузякова6, И. Ви-легина, Ф Амосова и др [2, с 248-249], а также поиску морского пути на Камчатку из Охотска Внешне не связанные между собой эти экспедиции позволили бы при успешном исходе сформировать картину

4 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. (17131743) . Т. 1. М .: Наука, 1984. Док . № 11.

5 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в . (1713-1743) . Т. 1 . М. : Наука, 1984. Док. № 11, прим . 1; док. № 27 .

6 Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн . 2 . 1713-1724. СПб .: Типография МВД, 1885. С. 1-26, 69-70, 504-506, 527-528

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V6V

состояния прибрежной полосы от устья Яны до Камчатки и Охотска

О наличии единого проекта может косвенно свидетельствовать извещение о результатах экспедиции в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 16 марта 1730 г. , где отмечалось, что Беринг достиг 67°19' северной широты и подтвердил, что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется таким образом из Лены, если бы в северной стране лёд не препятствовал, водяным путём до Камчатки и тако да Япона, Хины [Китая] и Ост-Индии доехать возможно было» [7, с 38] Инструкции, подготовленные «птенцами гнезда Петрова» руководителю Второй Камчатской экспедиции, содержали задачи, нацеленные на поиск морских путей в Америку и Японию, включая изучение северного побережья Сибири1

Заключение

Итак, ради реализации замысла Петра Великого были организованы Первая (1725-1730 гг. ) и Вторая (1733-1743 гг. ,

также известная как Великая Северная) Камчатские экспедиции под руководством датского подданного на русской службе В Беринга Обеспечение безопасности морского пути было одним из мотивов военных походов Д . И. Павлуцкого на Чукотке в 1727-1747 гг.

В результате было изучено и описано побережье арктических морей от устья Печоры до устья Колымы, берега Камчатки, открыт пролив между Азией и Америкой, намечен морской путь в Японию Однако идею Северного морского пути претворить в практическую плоскость при уровне развития техники XVIII в . оказалась невозможно В наши дни, когда вектор государственной политики вновь направлен на освоение и развитие арктических территорий, стоит помнить о вкладе в это дело выдающихся соотечественников, среди которых особое место занимает первый российский император Пётр Великий

Дата поступления в редакцию 25.01.2022

ЛИТЕРАТУРА

I. Бегунов Ю . К. Александр Невский. М. : Яуза; Эксмо, 2009. 336 с.

2 . Белов М . И . Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века . М . : Мор-

ской транспорт, 1956. 592 с .

3 . Белов М . И . , Овсянников О . В . , Старков В . Ф . Мангазея . Мангазейский морской ход. Л. : Гидро-

метеоизад, 1980. 163 с. 4. Гольденберг Л . А . Федор Иванович Соймонов (1692-1780). М. , 1966. 284 с. 5 . Гостев А . М. , Давыдов Р. А . Русский Север в войнах XVI-XIX веков . Архангельск, 2014. 262 с .

6. Гостев И . М. Береговая оборона Архангельска в XVIII веке // Военно-исторический журнал. 2013 . № 12 . С. 44-46.

7. Греков В. И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 годах. М. : Изд-во АН СССР, 1960. 428 с.

8 . Елагин С. И. Рождение русского флота. Азовский период 1695-1711. М. : Вече, 2016. 368 с.

9 . Епископ Митрофан (Баданин). Князь Александр Невский и Кольский север. Неизвестные

страницы жития. СПб . ; Мурманск: Ладан, 2017. 72 с.

10 . Захаров В . Н . Внешняя торговля России при Петре I // Вестник Московского государственного

областного университета. Серия: История и политические науки. 2021. № 4. С. 91-103 .

II. История северорусского судостроения / Г. Е. Дубровин, А. В. Окороков, В. Ф. Старков, П . Ю . Черносвитов. СПб: Алетейя, 2001. 406 с.

12 . Кротов П. А. Российский флот на Балтике при Петре Великом. СПб . : Историческая иллюстра-

ция, 2017. 744 с .

13 . Кутаков Л . Н . Россия и Япония . М. : Наука, 1984. 384 с .

1 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в . (1713-1743) . Т. 1. М. : Наука, 1984. Док. № 87 .

14. Линд Дж. Х. «Разграничительная грамота» и новгородско-норвежские договоры 1251 и

1326 гг. // Новгородский исторический сборник. 1997. Вып. 6 (16). C. 135-143. 15 . Павлов П. Н . Пушной промысел в Сибири XVII века. Красноярск: Красноярский государственный педагогический институт, 1972. 363 c .

16. Павшинская М. С. Конкуренция Архангельского и Петербургского портов в первой четверти XVIII века // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2 . C. 116-119 .

17. Пасецкий В. М. Витус Беринг (1681-1741). М. : Наука, 1982. 176 с.

18 . Пашуто В. Т. Александр Невский. М. : Молодая гвардия, 1975. 160 с.

19 . Петров А . Ю . , Ермолаев А . Н . , Коскина М . М. Петр I и рост интереса России к освоению Тихо-

го океана, 1711-1722 // Quaestio Rossica. 2021. Vol. 9 . № 1. С. 265-280.

20 . Пространство Северного Казахстана и Сибири в исторической ретроспективе XVIII в . (по до-

кументальным публикациям Г. Н . Потанина) / сост. Н . М . Дмитриенко, Т . В . Родионова . Томск: Изд-во Томского университета, 2013 . 312 с. 21. Репин Н. Н . Внешняя торговля и социально-экономическое развитие России в XVIII в. (Ар-хангелогородский и Петербургский порты). Омск: Омский государственный университет им. Ф . М. Достоевского, 1989. 80 с.

22 Репин Н Н Морская торговля России со странами Европы в первые шесть десятилетий XVIII века: политика русского правительства и её результат // Вестник Рязанского государственного университета им С А Есенина 2008 № 1 (18) С 77-108

23 . Савченко А. Б . , Трейвиш А. И . Историко-географические особенности освоения северных и

арктических территорий России В XVII-XIX веках // Известия РАН Серия Географическая 2017. № 3 . С. 90-102.

24. Федорова Т. С. Жизнь японцев в России и Русской Америке начиналась с Камчатки // Камчатка разными народами обитаема : мат-лы XXIV Крашенинниковских чтений . Петропавловск-Камчатский, 25 апреля 2007 г Петропавловск-Камчатский: Информ -изд центр Камчатской областной научной библиотеки, 2007. С. 179-188. 25 . Федоров П . В . О появлении русского рубежа в Лапландии (по следам одной дискуссии) // Арктика и север . 2017. № 26. С. 53-75. 26. Федоров П . В. Россия, окруженная водой. Обзор истории Кольского полуострова.1216-1991. СПб: Международный банковский институт им. А. Собчака, 2021. 726 с.

27 . Федоров П . В . Центр и северная окраина Российского государства в XVI-XX вв: динамика

стратегических связей (на материалах Кольского заполярья) : автореф . дис . ... докт. ист. наук. Архангельск, 2009. 50 с .

28 . Чапаев М. Р. Государственно-правовое регулирование меховой торговли в России в XVII веке //

Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13 . № 3 (2). С. 322-325.

29 . Шаскольский И. П. Договоры Новгорода с Норвегией // Исторические записки. 1945. Т. 14.

С 38-61

30 . Шаскольский И. П . Посольство Александра Невского в Норвегию [Электронный ресурс] // Во-

просы истории. 1945. № 1. URL: https://www. shamardanov.ru/i-shaskolskij-posolstvo-aleksandra-nevskogo-v-norvegiyu-voprosy-istorii-№-1-1945.html (дата обращения: 06.01.2022).

REFERENCES

1. Begunov Yu. K. AleksandrNevskij [Alexander Nevsky]. Moscow, Yauza Publ. , Eksmo Publ. , 2009. 336 p.

2 . Belov M . I . Arkticheskoe moreplavanie s drevnejshih vremen do serediny XIX veka [Arctic navigation

from ancient times to the middle of the 19th century]. Moscow, Morskoj transport Publ. , 1956. 592 p .

3 . Belov M . I . , Ovsyannikov O. V. , Starkov V. F. Mangazeya. Mangazejskij morskoj hod [Mangazeya.

Mangazeya sea passage]. Leningrad, Gidrometeoizad Publ. , 1980. 163 p . 4. Goldenberg L. A. FedorIvanovich Sojmonov (1692-1780) [Fyodor Ivanovich Soimonov (1692-1780)]. Moscow, 1966. 284 p.

5 . Gostev A . M. , Davydov R . A . Russkij Sever v vojnah XVI-XIX vekov [Russian North in the wars of the

16th -19th centuries]. Arhangelsk, 2014. 262 p.

6 . Gostev I . M. [Coastal defense of Arkhangelsk in the 18th century]. In: Voenno-istoricheskij zhurnal

[Military history magazine], 2013, no . 12, pp. 44-46.

7. Grekov V. I. Ocherki iz istorii russkih geograficheskih issledovanij v 1725-1765 godah [Essays from the history of Russian geographical explorations in 1725-1765]. Moscow, House of the Academy of Sciences of the USSR Publ ., 1960. 428 p.

8 . Elagin S . I . Rozhdenie russkogo flota. Azovskij period 1695-1711 [The birth of the Russian fleet. Azov

period 1695-1711]. Moscow, Veche Publ. , 2016. 368 p.

9 . Bishop Mitrofan (Badanin). KnyazAleksandrNevskij i Kolskijsever. Neizvestnyestranicy zhitiya [Prince

Alexander Nevsky and the Kola North . Unknown pages of life]. St. Petersburg, Murmansk, Ladan Publ. , 2017. 72 p .

10 . Zakharov V. N . [Russia's foreign trade under Peter the Great]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstven-

nogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2021, no. 4, pp. 91-103 . 11. Dubrovin G . V. , Okorokov A . V. , Starkov V. F., Chernosvitov P. Yu. Istoriya severorusskogo sudostro-eniya [History of Russian North shipbuilding]. St. Petersburg, Aleteyya Publ. , 2001. 406 p.

12 . Krotov P. A . Rossijskij flot na Baltike pri Petre Velikom [The Russian fleet in the Baltic under Peter the

Great]. St. Petersburg, Historical Illustration publ. , 2017. 744 p.

13 . Kutakov L . N . Rossiya i Yaponiya [Russia and Japan]. Moscow, Science, 1984. 384 p .

14. Lind J. H . [«Delimitation Letter» and the Novgorod-Norwegian Treaties of 1251 and 1326]. In: Novgorodskij istoricheskij sbornik [Novgorod historical collection], 1997, iss. 6 (16), pp. 135-143.

15 . Pavlov P. N . Pushnojpromysel v SibiriXVII veka [Fur trade in Siberia in the 17th century]. Krasnoyarsk,

Krasnoyarsk State Pedagogical Institute Publ . , 1972. 363 p.

16 . Pavshinskaya M. S . [Competition of ports of Arkhangelsk and Saint-Petersburg in the first quarter of

the XVIII century]. In: Vestnik Pomorskogo universiteta. seriya: Gumanitarnye i socialnye nauki [Bulletin of the Pomor University. Series: Humanities and social sciences], 2011, no. 2, pp. 116-119 .

17 . Pasetsky V M. Vitus Bering (1681-1741) [Vitus Bering (1681-1741)]. Moscow, Nauka Publ. , 1982. 176 p .

18 . Pashuto V. T. Aleksandr Nevskij [Alexander Nevsky]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ . , 1975. 160 p.

19 . Petrov A . Yu. , Yermolaev A . N . , Koskina M . M. [Peter the Great and Russia's growing interest in the

exploration of the Pacific Ocean, 1711-1722]. In: Quaestio Rossica [Quaestio Rossica], 2021, vol. 9, no . 1, pp . 265-280.

20 . Dmitrienko N. M. , Rodionova T. V. Prostranstvo Severnogo Kazahstana i Sibiri v istoricheskoj retros-

pektive XVIII v. (po dokumentalnym publikaciyam G. N. Potanina) [The space of Northern Kazakhstan and Siberia in the historical retrospective of the XVIII century (based on documentary publications by G . N. Potanin)]. Tomsk, Publishing House of Tomsk University, 2013 . 312 p. 21. Repin N . N . Vneshnyaya torgovlya i social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii vXVIII v. (Arhangelogorod-skij i Peterburgskij porty) [Foreign trade and socio-economic development of Russia in the 18th century. (Arkhangelsk and Petersburg ports)]. Omsk, Dostoevsky Omsk State University Publ. , 1989. 80 p .

22 . Repin N . N . [Maritime trade of Russia with European countries in the first six decades of the 18th cen-

tury: the policy of the Russian government and its result]. In: Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina [Bulletin of Ryazan State University named after S . A. Yesenin], 2008, no. 1 (18), pp. 77-108.

23 . Savchenko A . B. , Treyvish A . I . [Historical and geographical features of the development of the north-

ern and arctic areas of Russia in the 17-19th centuries]. In: Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya [News of the Russian Academy of Sciences. Series Geographical], 2017, no. 3, pp. 90-102. 24. Fedorova T. S . [The life of the Japanese in Russia and of Russian America began with Kamchatka]. In: Kamchatka raznymi narodami obitaema: mat-ly XXIV Krasheninnikovskikh chtenii. Petropavlovsk-Kam-chatskii, 25 aprelya 2007g. [Kamchatka is inhabited by different peoples: materials of the XXIV Krashe-ninnikov readings . Petropavlovsk-Kamchatsky, April 25, 2007]. Petropavlovsk-Kamchatsky, Information and Publishing Center of the Kamchatka Regional Scientific Library Publ. , 2007, pp. 179-188. 25 . Fedorov P. V. [About the appearance of the Russian border in Lapland (some of the results of the discussion)]. In: Arktika isever [Arctic and North], 2017, no . 26, pp. 53-75. 26. Fedorov P. V. Rossiya, okruzhennaya vodoj. Obzor istorii Kolskogo poluostrova.1216-1991 [Russia surrounded by water. Overview of the history of the Kola Peninsula. 1216-1991]. St. Petersburg, A . Sob-chak International Banking Institute Publ. , 2021. 726 p . 27 . Fedorov P. V Centr i severnaya okraina Rossijskogo gosudarstva v XVI-XX vv: dinamika strategicheskih svyazej (na materialah Kolskogo zapolyarya): avtoref. diss. ... dok. ist. nauk [The center and northern out-

skirts of the Russian state in the 16th-20th centuries: the dynamics of strategic ties (based on the materials of the Kola polar region) : Abstract of Dr. Sci. thesis in Historical Sciences]. Arkhangelsk, 2009. 50 p.

28 . Chapaev M . R. [State and legal regulation of the fur trade in Russia in the 17th century]. In: Izvestiya

Samarskogo nauchnogo centra RAN [News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011, vol. 13, no. 3 (2), pp. 322-325.

29 . Shaskolsky I . P. [Treaties between Novgorod and Norway]. In: Istoricheskie zapiski [Historical Notes],

1945, vol. 14, pp. 38-61.

30 . Shaskolsky I . P. [Embassy of Alexander Nevsky to Norway]. In: Voprosy istorii [Issues of History],

1945, no. 1. Available at: https://www. shamardanov. ru/i-shaskolskij-posolstvo-aleksandra-nevskogo-v-norvegiyu-voprosy-istorii-№-1-1945. html (accessed: 06.01.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Иерусалимский Юрий Юрьевич - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории культуры и социального развития Московской области Московского государственного областного университета, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета имени П . Г. Демидова, научный руководитель лаборатории военной истории ЯрГУ руководитель Межведомственной рабочей группы по вопросам сохранения российского исторического и культурного наследия в США при ЯрГУ научный консультант лаборатории «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» ЯрГУ; e-mail: osniyar@uniyar. ac. ru

Давыдов Вячеслав Викторович - старший преподаватель кафедры социологии Ярославского государственного университета имени П . Г. Демидова; e-mail: v. davydov@uniyar. ac. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yuriy Yu. Ierusalimskiy - Dr. Sci. (History), Prof. , Department of Cultural History and Social Development of the Moscow Region, Moscow Region State University; Department Head, Department of Medieval and Modern Russian History, Yaroslavl State University; Scientific Director, YarSU Military History Laboratory; Head of the Interdepartmental Working Group on the Preservation of Russian Historical and Cultural Heritage in the USA at YarSU; scientific consultant, the laboratory «Russia and Europe: Comparative Study of Pre-Industrial Societies», Yaroslavl State University; e-mail: osniyar@uniyar. ac. ru

Vyacheslav V. Davydov - Senior Lecturer, Department of Sociology, Yaroslavl State University; e-mail: v. davydov@uniyar. ac. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Иерусалимский Ю . Ю . , Давыдов В . В . Роль Петра Великого в освоении русской Арктики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2022. № 2 . С 58-68. DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-2-58-68

FOR CITATION

Ierusalimskiy Yu. Yu. , Davydov V. V. The role of Peter the Great in the development of the Russian Arctic . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2022, no . 2, рр. 58-68. DOI: 10.18384/2310-676X-2022-2-58-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.