поиски модели «национальной философии» наряду со стремлением к синтезу современных западных философских парадигм с национальными формами философско-религиозной рефлексии. Объяснение этих феноменов следует искать, очевидно, на путях осознания общего мировоззренческого контекста, определившего основные характеристики и направленность современного философского процесса на Руси и в Америке.
К изучению американской философии русские ученые подходят не как к самодовлеющей задаче, а как к средству лучшего познания и развития собственной философской мысли, ссылаясь на положение Ф. Энгельса о том, что единственным способом развития теоретического мышления является изучение философских систем других стран.
Многие проблемы американской философии, ее положительные и негативные характеристики освещены в работах большой группы русских философов: Б.Э. Быховского, Д.Ю. Ермоленко,
A.C. Богомолова, Г.В. Барабашева,
B.В.Вольского, И.П.Дементьева, Я.Н.За-сурского. Д.Ю.Квитко, А.С.Мулярчика, Н.В. Сивачева, E.H. Смирновой и др. Об
американской философии в целом — работы Ю.К. Мельвиля, Г.А. Курсанова.
Таким образом, выделяются четыре этапа в изучении американской философской мысли в России:
1) традиционный умеренный интерес к философии и культуре Америки (начиная с первых известий в работах Максима Грека в XVI веке);
2) постановка проблемы взаимоотношений философских культур России и Запада (включая США) в центр внимания русских мыслителен (Киреевский. Герцен, B.C. Соловьев, Данилевский, Карсавин, Чаадаев, Хомяков, Чернышевский. Леонтьев, Бакунин и др.);
3) изгнание из положительного научного арсенала западной «буржуазной» философии (с 30-х гг. XX в.);
4) новое «открытие» американской философии российскими философами (с 1990-х гг.).
На современном этапе критикуются факты «слепого подражания» западным коллегам. Обосновывается необходимость поиска новой модели «национальной философии» наряду со стремлением к синтезу современных философских парадигм.
Примечание
1 Болховитинов H.H. Становление русско-американских отношении. 1775 — 1815. М., 1966.
РОЛЬ ПЕТРА ЧААДАЕВА В СТАНОВЛЕНИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ т ВЕКА
С.Н. Архипов,
кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии для гуманитарных специальностей ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева
В современном российском обществе происходит сложный процесс формирования новой идеологии, духовных ориентиров, связанных с патриотизмом, национальными духовными традициями. Консерватив-мпкпатио выдвигались на к стории государства.
I г ^ олезно обратить вни-эичин возникновения
ФКШМ>КЯ
подобной тенденции в России в первой половине XIX в.
Философская мысль указанного периода отличалась активностью духовных поисков дальнейшего пути развития страны. Энергично обсуждалась проблема места России во всемирной истории. Оригинальность отечественной философии проявлялись в обращении к внутреннему миру, анализу движений человеческой души, религиозным верованиям.
Известный мыслитель и активный участник общественно-литературной жиз-
203
ни первой половины XIX в. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) оказал большое влияние на становление консервативной мысли того времени. Вез анализа его творчества трудно понять особенности русской философии, своеобразие развития национального самосознания этой эпохи. Мыслитель был глубоко связан с русским либерализмом и радикализмом. Он одним из первых поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы. Его единственная опубликованная при жизни крупная работа — первое «Философическое письмо» (1836) — закрепила за ним репутацию ненавистника России, безусловного поклонника Запада вызвало всплеск консервативных идей в общественной мысли.
Чаадаев называл себя христианским философом. Многие исследователи признают точность его самооценки1. Мыслитель полагал, что Божественная идея, находящаяся в основе мира, наиболее полно выражается в христианстве. Его религиозные убеждения можно характеризовать как «своеобразный религиозный рационализм»2. Чаадаев был склонен акцентировать внимание на доводах, доставляемых разумом. Автор «Философических писем» был убежден, что современный ему мир находится на пороге глубоких общественных преобразовании, открывающих путь к конечной цели человечества - установлению царствия Божия на земле.
Главный пункт историософии философа — различие западной и русской цивилизаций выводится из отличия католичества и православия. В то время, когда Запад развивался под благотворным влиянием христианской религии, Русь все еще находилась в язычестве. До крещения Руси единая церковь раскололась. По мнению Чаадаева, истинные заветы Христа сохранило католичество. В нем мыслителя привлекало соединение религии с политикой, наукой, общественными преобразованиями. Духовные и материальные достижения Европы, рассматривались как следствия преемственного _¿.но-политических сторон
|| | дУ 1| З^Щ веющей Византии, >а, было искажено.
П Я Ч R И Т И 1
Россия, приняв византийское лразославне, была обречена на отставание и религиозное обособление. Мыслитель считал, что, замкнувшись, мы не приняли прогресс европейских народов, не двигались с места. «Хотя мы назывались христианами, плод христианства для нас не созревал»-*.
Публикация первого «Философического письма» способствовала углублению и размежеванию различных концепций исторического развития России. Содержащийся в нем анализ общественных событий как подчиненных религиозной истории стал основой социальной философии славянофилов. «В восприятии тогдашних поколений религия опознавалась прежде всего именно как возврат к цельности, как собирание души, как высвобождение из того тягостного состояния внутренней разорванности и распада, которое стало страданием века»1. О значении идей оригинального русского мыслителя A.C. Хомяков писал: «...в такое время, когда, по-видимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон, он собственно был дорог тем, что и сам бодрствовал и других пробуждал, — тем, что в сгущаемся сумраке того времени он не давал потухнуть лампаде и играл в ту игру, которая известна под именем: "жив курилка"»5. A.A. Григорьев подчеркивал: «Письмо Чаадаева было той перчаткой, которая разом разъединила два лагеря мыслящих и пишущих людей. В нем впервые неотвлеченно поднят был вопрос о значении нашей народности, самости, особенности, до тех пор мирно покоившийся, до тех пор никем не тронутый и не понятый»6.
Подводя итог, мы можем отметить значение первого «Философического письма» Чаадаева в становлении консервативной мысли в России и первой половине XIX в. Прежде всего это произошло благодаря философии мыслителя, обращенной к поиску дальнейшего пути развития России, что соответствовало объективной тенденции русского общественного сознания. Заявив на рубеже 1820-1830-х гг.: «Разум века требует совершенно новой философии истории»7, — философ впервые высказал идею, согласно которой России для участия в мировом прогрессе необходимо перейти на путь католицизма.
ПМЛНШЛРИН. ШНОДННК йен. 2005
Именно эти религиозные размышления ческое письмо» подогрело в памяти обше-были восприняты как надругательство ства историческую теорию «Москва -над святостью Великой Руси. «Философи- Третий Рим» (XVI в.У4.
Примечания
1 Тарасов Б.Н. П.Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1987. С. 7.
2 Кузнецов И.В. Метафизический нарцисс. П.Я. Чаадаев и судьба философии в России // Вопросы философии. 1997. № 8. С. 186.
3 Чаадаев П.Я. Статьи и письма. С. 43.
4 Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 248.
5 Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. М., 1861, Т. 1. С. 720 — 721.
6 Григорьев A.A. Эстетика и критика. М., 1980. С. 177.
7 Кошслев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков A.C. Сочинения; В 2 т. М.. 1994. С. 8.
8 Гершензон М.О. Славянофильство // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 68.
СВЯТЫЕ В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ: ОСОБЕННОСТИ ОЗНАЧАЕМОГО И ОЗНАЧАЮЩЕГО
Абрамова Л. В.
кандидат философских наук, докторант кафедры культурологии Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева_
Жизнь русского народа, его национальное и государственное бытие всегда отличала самобытная духовная традиция, включаю-шая в себя, в частности, все проявления религиозной жизни: богослужение, молитву, почитание икон, культ святых, благотворительность, странничество, старчество. Эту традицию можно определить одним словом — благочестие.
Лучшими выразителями православного благочестия являются святые — подвижники, которые достигли высшей степени духовного совершенства, возможного в земных условиях. Поэтому для всех верующих в их стремлении сохранить православное благочестие всегда было исключительно важным изучение русской святости, ее истории и феноменологии.
По словам В. Никитина, идеал святого, «божьего человека», воплощенный русским народом на протяжении веков, заключается в полном и совершенном отсечении всякого своекорыстия, в полной само-и к святости подвиж-совершенную тишину ельной жизни, на-)енению всяких недо-
ФНШОФКЯ
стойных помыслов. Он побеждает мысли и желания, связанные с соблазнами славы и власти, богатства и чувственных удовольствий. Душа, свободная от земных привязанностей, подобна «выметенной горнице», готовой к принятию «спасительной благодати». «Видимые проявления благочестия — молитва, добрые дела (милостыня) и самоограничение (пост) - находят свое выражение в душевной отзывчивости, смирении и милосердии»1. Кто не молится Богу, не помогает людям и не исправляет своей природы воздержанием, тот чужд всякой религии — так учат православные духовные писатели и подвижники.
Значение святых для православных верующих не исчерпывается их ролью ходатаев перед Богом за живущих людей, оно намного больше и глубже. «В них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути... Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки»2, - писал историк Г.П. Федотов, изучавший истоки русской духовной культуры. Одним из таких истоков был идеал святости, который являлся для русского человека воплощением непреходящих духовных ценностей, высшим моральным идеалом.
Как говорил академик Д.С. Лихачев, «старое не устаревает, если к нему обращаться с поправкой на время, на иные общественные условия». Этим скорее всего
205