Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 1 (397). Философские науки. Вып. 43. С. 58—62.
уДК 008 ББК 82.3(0)
роль первых национальных героев в американской культуре
Е. С. Коршунова
Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия
Анализируются первые национальные герои Америки, легенды о которых начали слагаться с момента появления первой английской колонии на территории Америки в начале XVII в. Имена других первых национальных героев ассоциируют с покорением Дикого Запада, столкновениями между индейцами и белыми поселенцами, рабством и борьбой Америки за свою независимость от Великобритании. Все эти факторы сформировали специфические черты характера национальных героев, которые мотивировали их на определённые поступки.
Ключевые слова: национальный герой, фронтир, охотник, американец, фронтирсмен, Америка, легенда, индейцы.
Каждый народ в мире имеет своих национальных героев, представляющих собой особую категорию лиц или персонажей, которые пользуются большой любовью и почитанием среди людей. Память о национальных героях обеспечивает им бессмертную славу и уважение. Они могут быть как вымышленными, так и реальными историческими личностями, чьи поступки становятся предметом фольклорного творчества. Национальные герои — это реальное воплощение надежд и устремлений. Они воспринимаются народом как носители определённых черт национального характера, что делает их особо знаменитыми.
Многих американских историков и социологов интересует вопрос, какие же герои характерны для американской истории, с кем связывал народ свои мечты и на кого равнялся. В качестве основополагающих факторов, повлиявших на возникновение образов национальных героев, являются важные исторические события, в которых пребывала страна в конце XVIII в. К этим факторам можно отнести Войну за независимость американских колоний от Великобритании и формирование чувства национального самосознания, проблему рабства в стране, угнетение индейцев (коренных жителей Америки) и фронтир — зону освоения «свободных земель» во внутренних районах Североамериканского континента, которая на протяжении всей истории страны вплоть до конца XIX в. осваивалась белыми поселенцами и постепенно перемещалась («подвижная граница») в ходе территориальной экспансии на запад, достигнув Тихоокеанского побережья [2. С. 7].
К первым историческим героям можно отнести как вымышленных, так и реально существующих личностей. Среди первых можно выделить пер-
сонажей американской литературы (например, Натаниэль Бампо — герой Фенимора Купера) и устного народного творчества (Поль Баньян, Майк Финк, Пекос Билл, Покахонтас, Кемп Морган, Джон Генри и др.). Героями из реальной жизни стали Даниэль Бун, Дэви Крокет, Питер Франсиско, а также великие исторические личности: Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин, — которые известны своими огромными заслугами перед государством. За какие достижения все эти герои стали так воспеваться в народных массах и почему получили свой статус героя, предстоит разобраться.
У истоков американской нации ярким и запоминающимся на долгие годы стал образ индейской принцессы Покахонтас, освободившей из плена английского капитана Смита, который был захвачен индейцами во время поисков источников пропитания для Джеймстауна — первой английской колонии, основанной в Новом Свете в 1607 г. Впоследствии, став женой знатного англичанина, она обеспечила восьмилетнее мирное сосуществование индейцев и колонистов. Это был первый межрасовый брак в североамериканских колониях Британии [5]. Образ Покахонтас явился транслятором, благодаря которому осуществился диалог двух культур.
Этот символ индейской спасительницы и защитницы белых англоамериканцев гарантировал браки между белыми и индейцами, которые, к сожалению, были временными и непрочными, так как на них оставалась «печать белого человека», хотя индейская жена белого человека становилась носителем различных элементов его культуры, например языка (французского или английского,
реже испанского), обычаев, материальных объектов и т. д.
Больше всего в американском фольклоре воспеваются пионеры фронтира, которые являются символами американского духа. Причём американский фронтир находился на ближнем крае свободных земель. Это резко отличало его от европейского фронтира, который представлял собой укреплённые пограничные линии, проходящие через густонаселённые местности [2. С. 14]. Его представителями стали так называемые фрон-тирсмены, или «охотники». Они по собственной воле вступали на фронтир как на территорию дикости и становились её героями. Самыми популярными среди них были вымышленный Нати Бампо, заслуживший за свои поступки множество прозвищ: Кожаный Чулок, Зверобой, Соколиный (Ястребиный) Глаз, Следопыт, Длинный Карабин, а также реально существовавшие Дэви Крокет и Даниэль Бун.
Все эти герои обладали большой отвагой, мужеством, решительностью перед лицом невзгод, храбростью и, конечно, были отличными охотниками и воинами. Натаниэль Бампо ещё и носитель таких редких положительных качеств, как простота, бескорыстие, справедливость, честность, доблесть и духовная мощь. Внимательность и честность помогали ему выходить из всех конфликтов целым и невредимым. С одной стороны, он близок к индейцам, имея друга — могиканина Чингачгука, с которым не расставался почти всю жизнь, а с другой, помогает белым, например спасает сестёр Мунро из индейского плена, служит проводником и разведчиком у англичан во время войны за американские территории. Это был тип вымирающего человека, который оказался между двумя мирами — старым миром и новой Америкой [1. С. 71]. Ему присущи все черты положительного героя, но он придерживается нейтралитета по отношению к обоим мирам. Его образ несёт идею о несоответствии американской мечты о «земле обетованной» и общественной практике. Именно Нати вместе с Чингачгуком выходят за границы расовых предрассудков, их следует считать представителями нового демократического общества.
Следующей легендарной фигурой и охотником является Даниэль Бун. Он не только связан с историей фронтира, но ещё и был образцом для подражания. До сих пор его имя ассоциируется у американцев с победой и успехом. Бун был воином, скотоводом, фермером и землемером [2. С. 26]. Первое повествование о приключениях легендарного фронтирсмена было опубликовано как приложение к книге Джона Филсона «Откры-
тие, заселение и нынешнее состояние Кентукки» (1784), где повествование ведётся от лица самого Буна.
После долгих кровопролитных боев с индейцами, он стал известен тем, что проложил Дорогу диких мест, основав город Бунсборо — одно из первых англоязычных поселений за пределами гор Аппалачи. Туда с конца XVIII в. стали постепенно перебираться поселенцы, пользуясь этой дорогой. За свои приключения он заплатил дорого — смертью своих сыновей в стычках с индейцами. Бун был настолько мудрым и отважным воином, что его уважали даже индейцы. Захватив его в плен, индейцы шауни его не убили, а предоставили ему хорошие условия для проживания в одной из индейских семей в индейском городе Чиликоте, однако ему удалось вырваться.
После его смерти его имя часто было объектом выдуманных историй и сказок. Его приключения (настоящие и легендарные) оказали огромное влияние на создание в американском фольклоре эталона Героя Запада.
Ещё одним представителем «охотника» стал реальный человек Дэви Крокет (1786—1836). О нём при жизни начали складывать устные легенды и писать книги о его настоящих и вымышленных приключениях в Новом Свете. Часть из них придумал сам Крокет [3. С. 165]. Образ, созданный им, полюбился народу, и о нём стали слагать легенды. Часто было трудно отличить один вымысел от другого. Дэви улыбкой убивал енотов и даже пантер, а на предвыборный митинг своего соперника в Конгрессе штата приехал верхом на крокодиле. Сначала о Крокете писали в самых различных газетах и листках во многих городах страны. В 1833 г. появляется самое раннее жизнеописание Крокета под названием «Скетчи и эксцентричные похождения полковника Дэвида Крокета». А в 1835 г. увидел свет первый прижизненный альманах — «Альманах Дэви Крокета». Его приключения были не менее интересными, чем те, о которых рассказал миру барон Мюнхгаузен. Неграмотный, с презрением относящийся к книжной премудрости, но храбрый и честный Крокет становится не только отважным, свободолюбивым охотником, но ещё военным и политиком. Он был судьёй, полковником ополчения и даже избирался в Конгресс на три срока. Он воплощение американской мечты и демократии.
По мнению американских исследователей, отличие их национального героя от классического европейского состоит в том, что похождения первого были всегда окрашены добрым юмором, который чувствовался как в тоне рассказчика,
60
Е. С. Коршунова
так и в отношении самого героя к тому, что он делал [4].
Список героев, покоривших просторы Американского континента, можно продолжить. К нему можно отнести менее популярные образы лодочника и бурлака Майка Финка, великана лесоруба Поля Баньяна, знаменитого силача Кемпа Моргана, темнокожего рабочего-путейца Джона Генри и ковбоя диких прерий Пекоса Билла.
В фольклорных историях Майк Финк описывается как удивительный храбрец, ловкач, драчун, грубиян, хвастун, шутник, обладающий множеством талантов. Его называли королём гребцов. Свою деятельность лодочника Финк якобы осуществлял на реках Огайо и Миссисипи. Он был легендарным следопытом и лодочником, а также метким стрелком. Его шутки с течением времени превратились в пословицы американского народа.
Поль Баньян предстаёт в легендах не только как отличный лесоруб, но и как силач, великан. Он рубил деревья, чтобы строить дома для первых поселенцев, приехавших в Америку из Европы. В лагерь лесорубов он пришёл в 11 лет. И хотя Поль был ещё совсем мальчишкой, деревья рубить он умел не хуже самого сильного из них. Раз-два, раз-два — и сосна толщиной в тридцать три обхвата уже на земле [6].
Следующие герои также олицетворяют огромную силу, мудрость, смелость. Например, Пекос Билл, вымышленный ковбой американского Юго-Запада, мог обогнать ураган торнадо или усмирить быка с помощью изобретённого им оружия — лассо, которое от нечего делать он забрасывал в небеса и заарканивал пролетавших орлов и коршунов. Он арканил все, что попадало ему на глаза: медведей, волков, пантер, лосей, бизонов [7].
Джон Генри, темнокожий рабочий-путеец, соревновался с паровым молотом по выбиванию породы при прокладке туннеля и в конце концов победил его: «Джон Генри пробуравил дыру в скале ровно в двадцать футов. А паровой бур всего в девятнадцать с половиной. Победил Джон Генри!» [8]. Бурильщик нефтяных скважин Кемп Морган славился своим удивительным обонянием, которое позволяло обнаруживать месторождения нефти под землёй.
Теперь обратимся к реальным национальным героям истории Америки. Среди них можно выделить Питера Франсиско, Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина. Чем же так знамениты эти личности, почему их образы до сих пор так дороги американскому народу? Героизм этих личностей связывают в основном с борьбой американских колоний за независимость от Британии. Питер Франциско
известен как «гигант революции» или «армия из одного человека». Неоднократно раненный, он участвовал во многих сражениях, прославившись своими подвигами не только в военной, но и в мирной жизни.
Как храбрый и справедливый полководец во время войны за независимость проявил себя и Джордж Вашингтон.
Джордж Вашингтон (1-й президент Америки) и Томас Джефферсон (3-й президент) критиковали английскую власть, которая, по их мнению, тормозила развитие внутренней политики колоний. Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин, являясь отличными политиками, приложили немало усилий к обретению статуса независимости США и зарождению новой нации. Они создали такие важные исторические документы, как Декларация независимости (Т. Джефферсон) и Конституция (Б. Франклин), которые обеспечивали права всех людей на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Все трое, таким образом, выступали не только за предоставление равных политических прав для всего народа и развитие демократического государства, но и за отмену рабства, которое на тот момент исторического развития всё ещё процветало в колониях, а также за расширение территории государства с помощью вытеснения коренного населения Америки (индейцев).
Дж. Вашингтон, решая последнюю проблему, проявлял себя как искусный дипломат. Сначала он пытался мирно договариваться с индейцами, иногда лично присутствуя на переговорах с индейскими вождями. В случае провала переговоров применял военную силу.
Кроме того, эти легендарные личности были всесторонне развиты, обладая талантами, без которых не смогли бы стать авторами таких важных исторических документов и повести страну по новому пути. Например, Т. Джефферсон и Б. Франклин были большими книголюбами. В домашнем собрании Джефферсона насчитывалось 6,5 тыс. книг. Этот фонд стал основой при создании Библиотеки Конгресса США. Франклин учредил первую в Америке публичную библиотеку, а ещё являлся учёным — проводил опыты с электричеством.
Мифологизация трёх вышеописанных политических деятелей проходила с разной скоростью. Жизнь Дж. Вашингтона была возведена американцами в статус священной практически сразу после его смерти. Со временем ему приписывали статус отца страны и полубога. Героизация же Т. Джефферсона и Б. Франклина в сравнении с Дж. Вашингтоном шла медленнее. Вначале они
были признаны в Европе, и лишь значительно позже их признали в США. Народ воспринимал их чудаками, подчёркивая простоту их нравов и демократизм характеров.
Таким образом, первые американские национальные герои (вымышленные и реальные) стали появляться в период становления американской нации в условиях борьбы за независимость, рабства, освоения новых территорий и угнетения индейцев. Среди героев ярко выделяются образы спасительницы Покахонтас, «охотников» (фрон-тирсменов) и политиков, внёсших большой вклад в создание американской нации.
Первые исторические герои-охотники, такие как Дэви Крокет и Даниэль Бун, наряду с фольклорными Полем Баньяном, Майком Финком, Пекосом Биллом, Джоном Генри, Кемпом Морганом и другими представляют собой свод как положительных, так и отрицательных качеств. С одной стороны, эти герои — олицетворение огромного здоровья и фантастической силы, обладают смелостью, отвагой, храбростью, мудростью и ловкостью. С другой стороны, оборотной стороной этих качеств является авантюризм, обман, хвастовство, вульгарность и хладнокровная жестокость, с которой большинство героев шли к поставленной цели. Даже оружие некоторых героев уже внушало большой страх. Например, ружье Крокета именовалось «Смерть Дьяволу», а Финка — «Всех Застрелю». Финк говорил: «Стоит мне вскинуть ружье на плечо — и я вас всех обставлю!» [9].
Все они отличались решительностью, но все их деяния были обязательно связаны с жестокой и беспощадной борьбой. В этом плане образ литературного героя-охотника Нати Бампо является более положительным. Он пытался оставаться дружественным как белым, так и индейцам, представляя собой образец благородного, бескорыстного и честного человека нового зарождающегося демократического общества.
До сих пор в Америке эти герои культивируются в культуре. Например, статуи Поля Баньяна украшают практически все основные дороги США, Дэви Крокет стал героем более чем 20 фильмов и множества книг. Именем Даниэля Буна названы несколько природных парков, школ, семь графств и американская подводная лодка. Портрет Бенджамина Франклина есть на купюре достоинством сто долларов. Джордж Вашингтон воспроизведён в скульптурах, на марках и деньгах, в честь него названа столица США. А к середине XX в. помимо города и штата его именем были названы 32 графства и около 120 малых поселений.
Народ Америки до сих пор гордится своими первыми национальными героями, которые в прошлом, в период становления нации, обеспечили будущим поколениям место проживания на новой территории. Наверное, без жестокости, обмана и варварского отношения к коренному населению не удалось бы создать условия для счастливой жизни на новой земле.
список литературы
1. Романова, А. П. Фронтирмэн, охотник, воин / А. П. Романова // Журн. фронтир. исслед. — 2016. — № 1. — С. 67—79.
2. Тернер, Ф. Дж. Фронтир в американской истории / Ф. Дж. Тернер. — М. : Весь мир, 2009. — 304 с.
3. Slotkin, R. The Fatal Environment: the myth of the Frontier in the Age of Industrialization, 1800—1890 / R. Slotkin. — New York, 1985.
4. Как создавались американские герои [Электронный ресурс]. — URL: http://voprosik.net (дата обращения 23.12.2016).
5. Покахонтас [Электронный ресурс]. — URL: http://prousa.info/pocahontas (дата обращения 18.12.2016).
6. Великий лесоруб Поль Баньян [Электронный ресурс]. — URL: http://www.planetaskazok.ru (дата обращения 22.12.2016).
7. Пекос Билл. Техасец [Электронный ресурс]. — URL: http://azku.ru/skazki-narodov-ameriki (дата обращения 25.12.2016).
8. Сказка: Джон Генри [Электронный ресурс]. — URL: http://skazki-narodov.ru (дата обращения 23.12.2016).
9. Сказки народов мира [Электронный ресурс]. — URL: http://vmireskazki.ru (дата обращения 19.12.2016).
сведения об авторе
Коршунова Елена сергеевна — кандидат философских наук, доцент кафедры «Русский и иностранные языки», Омский государственный университет путей сообщения. Омск, Россия. [email protected]
62
Е. С. KopmyHOBa
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 1 (397). Philosophy Sciences. Iss. 43. Pp. 58—62.
THE ROLE OF THE FIRST NATIONAL HEROES IN AMERICAN CULTURE
E.S. Korshunova
Omsk State Transport University, Omsk, Russia. Omichka-1 @yandex. ru
The article analyses the first national heroes of America. The first legends of them appeared at the time when the first English colony was established in America at the beginning of the XVII century. The names of other national heroes are associated with the conquest of the Wild West, the confrontation between the Indians and white settlers, slavery and the fight of America for its independence from Great Britain. All these factors developed the specific features of character of national heroes, which motivated them to particular actions.
Keywords: national hero, frontier, hunter, America, frontiersman, America, legend, Indians.
References
1. Romanova A.P. Frontirmen, okhotnik, voin [Frontiersman, hunter, fighter]. Zhurnal frontirnykh issle-dovaniy [Journal of Frontier Research], 2016, no. 1, pp. 67—79. (In Russ.).
2. Turner Frederick J. Frontir v amerikanskoy istorii [Frontier in American History]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2009. 304 p. (In Russ.).
3. Slotkin R. The Fatal Environment: the myth of the Frontier in the Age of Industrialization, 1800—1890. New York, 1985.
4. Kak sozdavalis' amerikanskiye geroi [How the American heroes were created]. Available at: http://vo-prosik.net, accessed 23.12.2016. (In Russ.).
5. Pokakhontas [Pokahontas]. Available at: http://prousa.info/pocahontas, accessed 18.12.2016. (In Russ.).
6. Velikiy lesorub Pol Banyan [The Great Lumberjack Pol Banyan]. Available at: http://www.planetaskazok. ru, accessed 22.12.2016. (In Russ.).
7. Pekos Bil. Tekhasets [Pecos Bill. The Texan]. Available at: http://azku.ru/skazki-narodov-ameriki, accessed 25.12.2016. (In Russ.).
8. Skazka: Dzhon Genri [The tale: John Henry]. Available at: http://skazki-narodov.ru, accessed 23.12.2016. (In Russ.).
9. Skazki narodov mira [The Tales of the World]. Available at: http://vmireskazki.ru, accessed 19.12.2016. (In Russ.).