2010 История №4(12)
УДК 94(470)
Е.В. Буреева
РОЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА В ТАССР
в 1953-1964 гг.
Рассматриваются методы партийно-государственного руководства в области культуры в 1953-1964 гг. Проанализирована роль периодической печати в осуществлении партийно-государственного руководства в сфере идеологии.
Ключевые слова: периодическая печать, партийное руководство.
После смерти И.В. Сталина в обществе наметилась тенденция к демократизации всех сфер общественной жизни, особенно в духовной сфере, области культуры. Наблюдался спад чувства страха и напряженности в обществе. В творческих союзах художников, писателей и композиторов началась полемика, всплеск творческой активности. Десталинизация нашла свое отражение, в первую очередь, в произведениях таких писателей, как И. Эренбург, В. Овечкин, В. Дудинцев. Пьесы Л. Зорина, И. Городецкого, А. Мариенгофа были поставлены на театральных сценах страны, не только столичных, но и провинциальных. Пьеса И. Городецкого «Деятель» с большим успехом прошла на сцене Казанского академического драматического театра им. И.В. Качалова в 1954 г. Писатели обратились к темам, волнующим их самих: проблемы советской деревни, сохранение национальных традиций, место человека в обществе.
Рамки либерализации партией и правительством были обозначены уже к середине 1954 г. 4 июня 1954 г. в приказе министра культуры СССР №1093-к «О пьесе Л. Зорина «Гости» эта пьеса была объявлена «идейно-порочной и антихудожественной», а всем управлениям культуры и первичным партийным организациям было предписано провести «собрание творческих работников, где в театрах были приняты к постановке пьесы «Гости» Л. Зорина, «Наследный принц» А. Мариенгофа и «Деятель» И. Городецкого» [1. Л. 32]. В постановляющей части было сказано о необходимости «Министерствам культуры союзных республик, управлениям культуры краев и областей усилить контроль за состоянием репертуара театров, принять меры к повышению его идейного и художественного уровня». 15 июня 1954 г. на заседании Татарского обкома КПСС было выражено полное согласие с приказом министра культуры СССР и вынесено постановление «указать начальнику Казанского городского отдела культуры З. З. Сагдееву на то, что он не проявил должной политической и художественной требовательности, разрешив включение спектакля И. Городецкого «Деятель» в репертуар театра». Таким образом, процесс духовного раскрепощения сознания, едва начавшийся в центре, был остановлен и взят под жесткий государственный и партийный контроль как в центре, так и на периферии.
Писательская интеллигенция через систему творческих союзов легко подвергалась контролю и руководству. Несмотря на начавшиеся преобразования в культурной жизни, в прессе продолжал поддерживаться прежний идеологический образ деятеля культуры, который должен решать в своем творчестве задачи, сформулированные в передовой статье газеты «Правда» в январе 1956 г.: литераторы должны создавать образы современников, «в первую очередь запечатлеть образ людей труда, созидателей всех ценностей жизни, образы коммунистов, ведущей и направляющей силы советского общества» [2]. «Труд писателя, - подчеркивалось в статье, - находится в прямой зависимости от созидательного труда советских людей. Чем ближе он приобщился в нему, тем богаче литература красками и образами... советский писатель, инженер человеческих душ, должен иметь, светлую совесть, являться образцом моральной чистоты, глубоко уважать простых советских людей, чутко относиться к их духовным запросам. Писатель, живущий интересами народа, правдиво отображающий волнующие явления современности, обеспечивает своим произведениям долгую жизнь».
Несмотря на политику развенчания культа личности И. В. Сталина, новое руководство страны сохранило преемственность сталинского руководства в сфере культуры. Периодическая печать с начала 1960-х гг. являлась едва ли не главным средством воздействия на массовое сознание. Идеологическая работа партийно-государственных органов главным образом велась со страниц газет и журналов. Об этом говорит большое количество постановлений Совета министров ЦК КПСС первой половины 1960-х гг., регламентирующих работу газет и журналов. Такая же ситуация наблюдалась и в автономных республиках.
Можно проследить ряд тенденций в партийно-государственном руководстве в отношении периодической печати, которые свидетельствуют о возросшей роли печати как средства массового воздействия. На заседаниях Татарского обкома КПСС ежемесячно заслушивался и утверждался план работы всех республиканских газет. Так, заседание Татарского обкома КПСС от 14 марта 1960 г. большей частью было посвящено утверждению плана работы четырех районных газет: «Советская Татария», «Совет Татарстаны», «Комсомолец Татарии» и «Хаерле Ялав». При утверждении плана корректировались даже формулировки названий статей, чтобы избежать их двойного толкования. Названия стали краткими, четкими. Например, «Работы самодеятельных художников», «Творческие встречи», «Молодежный концерт». Усилился контроль за порядком издания каждой новой газеты. Руководство страны в этот период придерживается практики распространения центральных газет на все регионы страны и увеличения их тиража, а не издание местных. Тем более, что все республиканские газеты, как правило, перепечатывали передовую статью газеты «Правда».
Чтобы открыть любую новую газету в республике, нужно было пройти сложную многоступенчатую систему утверждения. Так, в ответ на просьбу секретаря Кузнечихинского райкома КПСС об «издании в районе газеты «Колхозная трибуна» на татарском языке периодичностью два номера в неделю, тиражом 1000 экземпляров, в связи с ростом татарского населения района», 10 октября 1955 г. Татарский обком КПСС принял решение «просить
ЦК КПСС разрешить Кузнечихинскому райкому КПСС издание газеты на татарском языке». После постановления ЦК КПСС в декабре 1955 г. с привычной формулировкой «разрешить издание газеты» в Кузнечихинском районе начала выходить газета «Знамя коммунизма» [3]. С середины 1950-х гг. во многих татарскоязычных районах республики стали выходить газеты на родном языке. До середины 1950-х гг. огромная масса жителей татарских деревень совершенно не была охвачена идеологической работой. Радио было далеко не в каждом доме. Кинопередвижки приезжали нерегулярно, и не всегда перед фильмом показывали научный журнал. Центральная печать выходила только на русском языке. Таким образом, с середины 1950-х гг. введение практики издания районных газет на двух языках (русском и татарском) явилось важной вехой в идеолого-воспитательной работе среди сельского населения республики. К 1963 г. в республике выходило более 60 районных газет на русском и татарском языках.
В изучаемый период начинается широкое издание многотиражных газет крупных предприятий. Многие регионы выступают с просьбами «разрешить» начать издание многотиражных газет на крупных предприятиях. С такой инициативой выступает и Татарский обком КПСС в конце 1954 г. Так, секретарь Казанского горкома КПСС Н. Мосалов просил секретаря Татарского обкома КПСС З.И. Муратова начать выпуск многотиражной газеты при Управлении инженерной защиты г. Казани, аргументируя свою просьбу тем, что «в их работе огромное количество недостатков, слабо развито социалистическое соревнование, отсутствует критики недостатков, а газета будет способствовать ликвидации крупных недостатков в работе Управления». С похожей просьбой в ЦК КПСС обращались другие предприятия Казани, в том числе обувная фабрика «Спартак» [4. Л. 45].
Многотиражные газеты способствовали вовлечению предприятий в развернувшееся с середины 1950-х гг. социалистическое соревнование, являлись рупором всех правительственных и партийных решений, вели огромную воспитательно-идеологическую работу. В этих газетах развернулась критика как дирекции предприятий, так и рядовых рабочих, поощряемая новым руководством страны. Слабое участие предприятия в социалистическом соревновании, выпуск некачественной продукции, пьянство, халатное отношение к своим обязанностям однозначно связывались с недостаточной идейновоспитательной работой руководства предприятия.
18 июня 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС «О порядке разрешения на издание многотиражных газет и об изменении названий местных газет», в котором говорилось о большой роли печатного слова в идеологической и воспитательной работе на предприятиях, о необходимости издания на крупных предприятиях многотиражных газет и усилении работы по изданию стенгазет. Главной в постановлении была идея переименования газет, носящих имя бывшего вождя. В рамках провозглашенной десталинизации из названий всех республиканских газет исчезло имя И.В. Сталина, но сохранилась идеологическая преемственность. О том, что идея десталинизации являлась лишь лозунгом, а не целенаправленной политикой говорит тот факт, что в августе 1957 г. Татарский обком КПСС просил ЦК КПСС «разрешить издавать в городе Казани городскую газету «Вечерняя Казань» - орган Казанско-
го горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся». Планировалось, что эта газета будет отличаться от официальной идеологопропагандистской газеты «Советская Татария» и издаваться только на русском языке. Городская газета, которая может выйти из-под непосредственного контроля партийных органов, не получила поддержки, и ее издание было отложено до 1979 г. [5. Л. 73].
Большую роль в пропаганде печатного слова сыграл июньский Пленум 1959 г. В решениях пленума говорилось о необходимости разработки мероприятий по развитию печатного дела и полиграфической промышленности республики. Отдельно было выделено значение печатного слова для идеологической работы. Татарский обком КПСС на приобретение новых полиграфических машин и оборудования в течение 1959-1965 гг. постановил выделить 7 млн 30 тыс. руб. Но уже в начале 1960-х гг., когда начали сказываться первые последствия неудачных реформ, приведших к дефициту продуктов питания, началось резкое сокращение количества районных газет. К концу 1962 г. прекратилось издание 61 районной газеты.
В условиях экономического кризиса идеологическая работа была важна как никогда. Эта работа целиком была возложена на центральные периодические издания, что сыграло большую положительную роль для республики. В 1964 г. в Казани печатались с матриц пять центральных газет. Было положено начало важному делу - жители республики начали получать центральные газеты в день их выхода. Общественно-политическая и культурная деятельность партийного руководства Татарской АССР в 1953-1964 гг. протекала в русле тех изменений, которые происходили в «центре». Однако, поскольку первостепенное значение имели вопросы культурного развития, а доступ к информации о масштабах культа личности был ограничен, культурная и общественно-политическая жизнь Татарской АССР была менее активной и более управляемой. Периодическая печать использовалась не как самостоятельная сила в борьбе с культом личности, а как мощное средство идеологической пропаганды нового руководства страны, по сути сохранившего преемственность прежнего политического курса в области культуры.
Литература
1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 1297. Оп. 1. Д. 12.
2. Правда. 1956. 8 янв.
3. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Ф. 15. Оп. 6. Д. 4171.
4. ЦГА ИПД РТ. Ф.15 Оп. 6. Д. 3923.
5. ЦГА ИПД Р. Ф. 15. Оп. 6а. Д. 510.