Научная статья на тему 'Роль пенсионных фондов в Российской экономике, как институциональных инвесторов'

Роль пенсионных фондов в Российской экономике, как институциональных инвесторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яговкин П.М.

Система коллективного инвестирования и доверительного управления активами является одной из инфраструктурных основ российского финансового рынка. Она призвана выполнять основные функции финансового посредничества по трансформации сбережений в инвестиции, повышению эффективности аллокации финансовых ресурсов и способствует увеличению мощности отечественного финансового рынка и расширению его емкости. В условиях замедления мирового экономического роста и возросшей ролью политического давления, роль институциональных инвесторов на внутреннем финансовом рынке стремительно возрастает. Пенсионные фонды наряду со страховыми компаниями и другими участниками рынка коллективных инвестиций являются наиболее активными представителями институциональных инвесторов в экономике. В ходе изучения материала были рассмотрены ключевые аспекты функционирования системы управления пенсионными активами в России, выявлены ключевые факторы, оказывающие наибольшее влияния на процесс инвестирования средств пенсионных резервов и накоплений граждан нашей страны. Также были определены проблемы, затормаживающие развития пенсионных фондов, как институциональных инвесторов в экономике России и разработаны предложения по модернизации отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль пенсионных фондов в Российской экономике, как институциональных инвесторов»

Роль пенсионных фондов в российской экономике, как институциональных инвесторов

да

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Яговкин Павел Максимович

аспирант, Департамент мировой экономики и мировых финансов, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», yagovkin-pavel@yandex.ru

Система коллективного инвестирования и доверительного управления активами является одной из инфраструктурных основ российского финансового рынка. Она призвана выполнять основные функции финансового посредничества по трансформации сбережений в инвестиции, повышению эффективности аллокации финансовых ресурсов и способствует увеличению мощности отечественного финансового рынка и расширению его емкости. В условиях замедления мирового экономического роста и возросшей ролью политического давления, роль институциональных инвесторов на внутреннем финансовом рынке стремительно возрастает. Пенсионные фонды наряду со страховыми компаниями и другими участниками рынка коллективных инвестиций являются наиболее активными представителями институциональных инвесторов в экономике.

В ходе изучения материала были рассмотрены ключевые аспекты функционирования системы управления пенсионными активами в России, выявлены ключевые факторы, оказывающие наибольшее влияния на процесс инвестирования средств пенсионных резервов и накоплений граждан нашей страны. Также были определены проблемы, затормаживающие развития пенсионных фондов, как институциональных инвесторов в экономике России и разработаны предложения по модернизации отрасли.

Ключевые слова: Негосударственные пенсионные фонды, пенсионная система, коллективные инвестиции, институциональные инвесторы, государственная управляющая компания, пенсионные накопления, пенсионные резервы.

Доверительное управление пенсионными активами, а также система коллективных инвестиций являются базисами инфраструктуры финансового рынка России. Они осуществляют финансовое посредничество, направленное на трансформацию личных сбережений граждан в инвестиции, а также повышают эффективность размещения активов, при этом являясь фактором способствующим росту финансового рынка России.

В рамках осуществления настоящего исследования были выделены краткосрочный и долгосрочный аспекты функционирования системы коллективных инвестиций.

Краткосрочный аспект связан с имеющейся возможностью аккумулирования и дальнейшего эффективного вложения средств институциональных инвесторов, а также давать возможность решения социальных проблем, связанных с особенностями деятельности данного типа финансовых посредников.

Долгосрочный аспект связан с реализацией социальной миссии по росту благосостояния населения через их вовлечение в экономические процессы, направленные на рост объема национальной экономики. При этом происходит перераспределение финансовых ресурсов и их интеграция в финансовую систему с помощью инвестиционных механизмов.

К числу институциональных инвесторов на рынке доверительного управления относят: страховые компании и пенсионные фонды.

Пенсионные активы в России предоставлены двумя большими категориями: пенсионные накопления и пенсионные резервы.

Для каждой из этих категорий существуют свои собственные особенности осуществление инвестиционного процесса управляющими компаниями и пенсионными фондами.

Под пенсионными накоплениями понимаются страховые взносы, перечисляемые работодателем на счет накопительной пенсии работника в рамках системы обязательного пенсионного страхования в Пенсионный фонд России, либо в один из негосударственных пенсионных фондов. В

настоящим момент отчисления на накопительную часть пенсии заморожены.

Пенсионные резервы представляют собой добровольные пенсионные взносы юридических и физических лиц в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Управление средствами пенсионных накоплений в РФ осуществляется Государственной управляющей компанией (ВЭБ.РФ) в ведении которой находятся денежные средства граждан, обсуживающихся в Пенсионном Фонде РФ, а также негосударственными пенсионными фондами, которые согласно российскому законодательству инвестируют пенсионные накопления застрахованных лиц при участии управляющих компаний.

На сегодняшний день ВЭБ.РФ управляет средствами около 39 млн будущих пенсионеров. В соответствии с договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключенными ВЭБ.РФ с Пенсионным фондом Российской Федерации, государственная управляющая компания инвестирует средства пенсионных накоплений. ВЭБ.РФ в качестве государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений формирует два инвестиционных портфеля: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг. Формирование портфелей осуществляется ВЭБ.РФ в соответствии с инвестиционными декларациями, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 1 сентября 2003 года № 540 и от 24 октября 2009 года № 842.

Состав активов инвестиционных портфелей ВЭБ.РФ для размещения средств пенсионных накоплений.

• государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ;

• облигации российских эмитентов, в том числе обеспеченные государственными гарантиями РФ;

• ипотечные ценные бумаги;

• облигации международных финансовых организаций;

• депозиты в рублях и иностранной валюте;

• средства в рублях и иностранной валюте на счетах доверительного управления в кредитных организациях.

Инвестиционный портфель государственных ценных бумаг включает в себя:

• государственные ценные бумаги РФ;

• облигации российских эмитентов, обеспеченные государственными гарантиями РФ;

• средства в рублях и иностранной валюте на счетах доверительного управления в кредитных организациях.

Для определения стратегии инвестирования средств, переданных государственной управля-

ющей компании, в ВЭБ.РФ создан Комитет по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, является постоянно действующим коллегиальным рабочим органом ВЭБ.РФ, определяет инвестиционные планы, а также меры по ограничению рисков в процессе доверительного управления средствами пенсионных накоплений, устанавливает дополнительные критерии и требования к инвестированию средств пенсионных накоплений, принимает решения по вопросам организационного и технологического обеспечения процесса доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Рис.1 - Структура инвестиционного портфеля пенсионных накоплений ВЭБ.РФ

Несмотря на существенные законодательные ограничения по инвестированию средств пенсионных накоплений граждан России, ВЭБ.РФ активно проявляет себя в качестве институционального инвестора, в том числе размещая пенсионные активы в облигационные займы ряда крупных российских компаний, осуществляющих инфраструктурные проекты национального масштаба.

Однако этого недостаточно для полноценного участия пенсионных активов на рынке коллективных инвестиций. Как следует из рисунка 1 в иные облигации, включающие в себя в том числе облигации российских хозяйствующих субъектов инвестировано всего лишь 34% активов, при этом доля ОФЗ составляет 38%, а денежных средств, размещенных в банках порядка 26%. Все это позволяет считать пенсионные накопления надёжным источником капиталовложений в государственный долг России и инструментом повышения уровня ликвидности ряда банков, однако, никак не способствует росту и развитию фондового рынка, а как следствие и экономики РФ.

В настоящий момент в России функционирует порядка 58 негосударственных пенсионных фонда. Из них деятельность по обязательному пенсионному страхованию осуществляет 36 фондов

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

да

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

и 18 фондов осуществляют деятельность только по негосударственному пенсионному обеспечению граждан. Общий объем пенсионных накоплений под управлением НПФ составляет порядка 2,6 трлн. рублей, пенсионных резервов - 1,2 трлн. рублей.

В отличии от ряда развитых стран в России для пенсионных накоплений законодательством строго определен порядок инвестирования.

Также Центральным банком РФ дополнительно установлены ограничению по размещению средств ПН.

Сценарии стресс-тестов предусматривают события, которые могут негативно повлиять на финансовую устойчивость НПФ в ближайшие пяти лет, и учитывают динамику основных рынков, куда инвестируются пенсионные средства: рынков акций, облигаций, недвижимости.

При этом, наиболее стабильным активом с точки зрения стресс-тестированию являются облигации федерального займа РФ, что существенно влияет на структуру инвестиционных портфелей НПФ и ограничивает их возможности по участию на финансовом рынке.

На рис. 2 представлена структура совокупного инвестиционного портфеля крупнейших НПФ РФ.

Рис.2 - Структура инвестиционного портфеля пенсионных накоплений НПФ

Как видно из рисунка 2, наиболее популярными категориями инструментов среди НПФ являются долговые ценные бумаги. Доля облигаций составляет порядка 80% от суммарного портфеля пенсионных накоплений. Существенным отличием от портфелей пенсионных фондов развитых стран является низкая доля долевых инструментов (доля акций составляет 6%) и практически полное отсутствие инфраструктурных бумаг и паев различных инвестиционных фондов.

В части размещения пенсионных резервов Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государствен-

ные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России.

Требования по формированию структуры пенсионных резервов также установлены законодательством (Постановление Правительства РФ от 01.02.2007 N 63 (ред. от 26.08.2013) "Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением").

Регулятор предоставляет негосударственным пенсионным фондам больший список активов для размещения пенсионных резервов, нежели накоплений.

При этом на практике суммарный портфель пенсионных резервов НПФ включает в себя категории активов, аналогичные портфелю пенсионных накоплений: преобладающими категориями активов являются облигации федерального займа и корпоративные облигации.

Исходя из проведенного анализа был сделан вывод о недостаточном уровне участия пенсионных фондов на финансовом рынке, как институциональных инвесторов, обусловленный участием пенсионного капитала преимущественно в долговых инструментах.

При этом дополнительно необходимо отметить, что в настоящий момент долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полном объеме, более 70% активов НПФ размещается на срок менее одного года.

При этом как было указано выше имеется ряд препятствий при регулировании порядка размещения активов.

В связи с чем предлагается развитие модели пенсионного рынка, предполагающей под собой формирование долгосрочного инвестиционного ресурса на базе пенсионных активов на основе обеспечения социальной защищенности общества и стабильности пенсионной системы, путем выполнения следующих ключевых ориентиров:

• Повышение доли пенсионных активов в ВВП до уровня развитых стран.

• Общий объем всех видов пенсионных поступлений должен составлять не менее 45% процентов от заработанной платы граждан.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо предпринять ряд последовательных действий по модернизации рынка коллективных инвестиций.

В первую очередь формирование условий для осуществления доступа широкого класса собственников на финансовый рынок с помощью:

• Повышения финансовой грамотности населения.

• Предоставления институтам коллективного инвестирования дополнительных возможностей по приобретению ценных бумаг российский эмитентов.

• Возможности участия граждан в реализации крупных инфраструктурных проектов через систему коллективных инвестиций.

Во-вторых, в настоящий момент рынок коллективных инвестиций сформирован за счет активов ряда крупных, закрытых, зачастую кэптивных фондов. При этом основные цели деятельности подобных организаций могут существенно отличаться от классических инвестиционных задач по достижению максимальной доходности и надежности размещений пенсионных активов.

С целью уменьшения влияния кэптивных фондов на рынок необходимо внести доработки в законодательство в области ограничений на вложение активов в аффилированные компании, а также усилить контроль покупкой управляющими компаниями пенсионных фондов паев различных ЗПИФ.

Следующим аспектом функционирования рынка коллективных инвестиций, нуждающемся в модернизации, является низкая капитализация фондового рынка РФ, отсутствие достаточного количества ликвидных ценных бумаг, а также возможности размещения пенсионных активов в ряд производных финансовых инструментов, в том числе и эмитентов расположенных в развитых странах мира и обладающих высоким кредитным рейтингом.

В связи с этим необходимо:

• Снизить административные барьеры и упростить процедуру государственной регистрации ценных бумаг.

• Внедрить механизмы защиты прав розничных инвесторов на финансовом рынке.

• Расширение спектра инструментов доступных для инвестирования активов НПФ.

• Модернизация и оптимизация системы стресс-тестирования активов пенсионных фондов.

• Создание механизмов и необходимой нормативно правовой базы, позволяющих осуществлять инвестиции в инфраструктурные облигации.

• Создание и развитие новых видов инвестиционных фондов, направленных на реализацию национальных проектов в приоритетных отраслях экономики.

Активы, находящиеся под управлением пенсионных фондов, являются основным элементом системы коллективных инвестиций. Большая часть населения попадает на этот рынок именно через механизм размещения пенсионных накоплений. Как следствие, повышение эффективности управления средствами ПФР и НПФ должны являться одними из приоритетных направлений деятельности в данной области. Для этого необходимо:

• Снизить демографическую нагрузку на трудоспособное население.

• Создать условия по стимулированию формирования населением добровольных пенсионных отчислений, путем развития системы государственного и корпоративного софинансирования.

• Создание благоприятного налогового климата. Следует привести принципы налогообложения в соответствие с международной практикой. Кроме того, необходимо внедрение налоговых преференций для работодателей.

• Придание НПФ статуса квалифицированного инвестора. Это позволит перейти от количественных методов регулирования инвестиционной политики НПФ к принципу "разумного инвестора".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти меры приведут к росту роли пенсионных фондов, как институциональных инвесторов в экономике РФ и позволят сократить отставание России от развивающихся стран в этой области.

Литература

1. АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд. [Электронный ресурс] // URL: http://www.vtbnpf.ru (дата обращения 14.08.2019)

2. АО НПФ Сбербанка. [Электронный ресурс] // URL: http://www.npfsberbanka.ru (дата обращения 14.08.2019)

3. АО Газфонд Пенсионные накопления [Электронный ресурс] // URL: http://www.gazfond-pn.ru (дата обращения 14.08.2019)

4. АО НПФ Открытие [Электронный ресурс] // URL: http://www.open-npf.ru (дата обращения 14.08.2019)

5. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.pfrf.ru (дата обращения 14.08.2019)

6. Национальное рейтинговое агентство Эксперт РА [Электронный ресурс] // URL: http://www.raexpert.ru(дата обращения 14.08.2019)

7. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.minfin.ru(дата обращения 14.08.2019)

8. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www. economy.gov.ru(дата обращения 14.08.2019)

9. ВЭБ.РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // URL: http://www.вэб.рф (дата обращения 16.04.2019)

10. Консультант Плюс [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.04.2019)

11. Организация стран экономического сотрудничества и развития. [Электронный ресурс] // URL: http://www.oecd.org (дата обращения 14.04.2019)

12. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru (дата обращения 14.04.2019)

х х О го А С.

X

го m

о

ю

М О

The role of pension funds in the Russian economy as institutional investors

Iagovkin P.M,

Finance University under the government of the Russian Federation

Collective investment and asset management system are the primary pillar of the Russian finance market.

It is designed to perform the main functions of financial intermediation to transform savings into investments, increase efficiency of financial resources allocation and contributes to increase the capacity of the domestic financial market.

In the face of the slowdown in world economic growth and the increased role of political pressure, the role of institutional investors on the local financial market is rapidly increasing.

Pension funds, insurance companies and other participants in the collective investment market, are the most active members of the institutional investors in the world economy.

During the study of the material were considered the key aspects of the Russian pension assets management system functioning, also were found key factors having the greatest impact on the process of pension reserves and pension savings investment. Finally were identified a number of problems what are stopping the development of pension funds as institutional investors and were developed modernization suggestions.

Key words: Non-state pension funds, pension system, collective investors, institutional investors, state asset management company, pension savings, pension reserves.

References

1. JSC NPF VTB Pension Fund. [Electronic resource] // URL:

http://www.vtbnpf.ru (accessed 08/14/2019)

2. JSC NPF Sberbank. [Electronic resource] // URL: http://www.npfsberbanka.ru (accessed date 08/14/2019)

3. JSC Gazfond Pension savings [Electronic resource] // URL:

http://www.gazfond-pn.ru (accessed date 08/14/2019)

4. JSC NPF Otkritie [Electronic resource] // URL: http://www.open-

npf.ru (accessed date 08/14/2019)

5. Pension Fund of the Russian Federation [Electronic resource] //

URL: http://www.pfrf.ru (accessed 08/14/2019)

6. National rating agency Expert RA [Electronic resource] // URL:

http://www.raexpert.ru (accessed date 08/14/2019)

7. Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: http://www.minfin.ru (accessed 08/14/2019)

8. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: http: // www. economy.gov.ru (circulation date 08/14/2019)

9. VEB.RF. Official site. [Electronic resource] // URL: http: //www.web.rf (date of treatment 04.16.2019)

10. Consultant Plus [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru/ (accessed April 18, 2019)

11. Organization of countries for economic cooperation and development. [Electronic resource] // URL: http://www.oecd.org (accessed date 04/14/2019)

12. The official website of the Central Bank of the Russian Federation. [Electronic resource] // URL: http://www.cbr.ru (accessed date 04/14/2019)

a>

o

CS

№ Ol

O LU

m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.