Роль педагога домашнего образования в развитии речи детей дошкольного
возраста
Чепурина Л.В.
Аспирантка МСГИ Учитель-логопед ГБОУ1086 д/с «Белоснежка» Москва, Россия
Аннотация: Целью статьи является обращение особого внимания на важность создания условий речевой среды для развития речи ребенка, получающего дошкольное образование в условиях семьи с помощью педагога домашнего образования.
Ключевые слова: дошкольный возраст, домашнее образование, ребенок, развитие речи, речевая среда, педагог домашнего образования.
Дошкольный возраст - важнейший период в развитии детей. В норме к пяти годам ребенок овладевает основными компонентами речевой системы родного языка: звукопроизношением, грамматическим строем, связной речью. Ребенок должен правильно произносить все звуки, иметь достаточный словарный запас, овладеть навыками словоизменения и словообразования, строить развернутые предложения разных типов, пересказывать небольшие рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли. По мнению А.М. Леушиной, связная речь играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника и находится в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка [Леушина А.М., 1941, с.58]. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Одним из показателей уровня развития способностей дошкольника является богатство его речи. Поэтому педагогу домашнего образования необходимо поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей ребенка.
Домашнее образование - это совершенно иная форма образования, среди доступных сегодня. Она имеет гибкость и позволяет семьям создавать широкий набор возможностей для развития их детей. Развитие речи у детей происходит очень стремительно, так как они способны понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Поэтому педагогу домашнего образования важно использовать это «чутье языка» и не дать ему «притупиться». По мнению исследователей Варенцовой Н.С. и Колесниковой Е.В., пятилетние дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шестилетние -к чтению [Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., 1997, с.7]. Это следует учитывать и педагогу домашнего образования и родителям, занимаясь с детьми развитием речи и очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды, направленный непосредственно на развитие речи и создание условий речевого общения, речевой среды. Федоренко Л.П., исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями - достаточным развивающим потенциалом» [Федоренко Л.П., 1973, с. 47]. Развивающий потенциал определяется обогащенной речью окружающих, активностью ребенка в процессе обучения, что способствует его гармоничному развитию в целом и повышению способности подготовки к школе. Важно учитывать, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра. В ней ребенком накапливается значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в
интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и на основе обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
В последнее время ученые-специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и коррекции тех или иных нарушений у ребенка, в том числе и речевых. Японский ученый Масару Ибука считает, что после трех лет проводить коррекционную работу уже поздно [М. Ибука, 2013, с.21]. Определяющим периодом для становления речи является возраст ребенка от 0 до 5 лет. Это время, когда интенсивно развивается мозг и формируются его функции. А согласно данным, полученным физиологами в результате исследований, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Развитие этих функций без соответствующей тренировки может задерживаться и даже остановиться. Педагогу домашнего образования необходимо знать, что первые три года жизни ребенка являются критическим периодом для развития его (ребенка) речи. В это время заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Это - наиболее сенситивный период, чтобы вмешаться, если того требует состояние ребенка, и провести коррекционную работу по устранению тех или иных недостатков. Если в это время не уделять внимание речи малыша, то позже потребуется гораздо больше усилий, чтобы помочь ему. В реальной практике часто так и поступают, начиная целенаправленную диагностику и коррекцию речи с пяти лет, когда наиболее благоприятный период упущен и нужно гораздо больше затрат со стороны взрослых и ребенка, чтобы скорректировать его речь.
Таким образом, дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. И педагогу домашнего образования следует уделять особое внимание развитию речи своего воспитанника, так как упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Библиография
1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., 1997. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.
2. Ибука Масару, 2013. После трех уже поздно. М.
3. Федоренко Л.П., 1973. Принципы обучения русскому языку. М.
4. Леушина А.М. Особенности развития речи дошкольника [Электронные данные] // Ученые записки J11 ПИ им. А.И. Герцена, 1941, т.30; www.bibliofond.ru.