Александр ПОПЕНКО
РОЛЬ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (20-е гг. XX в.)
В Концепции охраны государственной границы Российской Федерации
особо подчеркнута необходимость создания в Дальневосточном регионе условий для хозяйственной и иной деятельности, противодействия экономической экспансии, контрабанде наркотиков и стратегического сырья. В сфере национальных интересов находится и сохранение животного, а также растительного мира. Однако в последнее время контрабандная торговля дальневосточными биоресурсами, а также незаконный ввоз дешёвых иностранных товаров широкого потребления подрывают внешнеэкономическую деятельность российского государства на Дальнем Востоке.
Постановка на общегосударственном уровне вопроса о роли Дальнего Востока в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации включает в себя решение проблемы по созданию современных прочных барьеров для контрабанды. Обобщение удачного отечественного опыта борьбы с контрабандой в 20-е гг. прошлого века может быть полезно для выработки более разнообразных и эффективных мер противостояния контрабанде на российском Дальнем Востоке. Особый интерес представляет изучение такого неисследованного вопроса, как роль партийных органов ВКП(б) в деле борьбы с контрабандой. Несмотря на негативное отношение современного российского общества к деятельности коммунистической партии, противодействие партийных органов ВКП(б) контрабанде в 20-е гг. ХХ в., как свидетельствуют документы, было удачным, а значит заслуживает своего места в истории. К тому же этот опыт не освещён в отечественной историографии.
В 1918 г. советское правительство в целях охраны государственных интересов приняло ряд серьёзных мер. В постановлении «О порядке выдачи разрешение на ввоз и вывоз товаров» говорилось, что разрешение на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы выдается исключительно отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности. В соответствии с декретом о национализации внешней торговли, сделки с иностранными государства-
ми и с отдельными предприятиями за границей осуществлялись уполномоченными Советской властью от имени РСФСР. Этим декретом была объявлена монополия на внешнюю торговлю, а государство стало основным регулятором внешней торговли. Г осударственная монополия на внешнюю торговлю реализовывалась через лицензионную политику, которая сводилась к выдаче компетентными государственными органами разрешения на осуществление внешнеторговых операций. В РСФСР лицензии выдавал народный комиссариат внешней торговли (НКВТ)1.
В январе 1923 г. на Дальнем Востоке были введены в действие таможенный тариф, монополия на внешнюю торговлю и установлен строжайший контроль над ввозом и вывозом товаров через границу. С этой целью в Чите, Благовещенске и Владивостоке были открыты бюро лицензий - органы регулирования Наркомвнешторга. В начале деятельность дальневосточных бюро лицензий протекала в условиях крайне неблагоприятных и весьма отличавшихся от областей центральной России. Если в Центре аппарат частной торговли в основном был разрушен, а кооперация была сильна, то на Дальнем Востоке при слабой кооперации аппарат частной торговли сохранял свою силу. В первоначальный период деятельности бюро лицензий доля участия во внешней торговле частного капитала составляла 87% от общего товарооборота. Частные торговые заведения в начале 1923 г. охватывали почти всю торговую сеть на потребительском рынке дальневосточной области (ДВО).
В процессе работы особой комиссии Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ), которая была организована для образования лицензионных органов на Дальнем Востоке, обнаружилась необходимость видоизменения как самих принципов регулирования, так и единого таможенного тарифа по импорту и экспорту с учётом местных особенностей Дальнего Востока. Выводы комиссии были основаны на тщательном изучении местных условий, состояния дел государственной торговли и кооперации в области, её пограничного положения. Комиссия пришла к заключению, что государственная торговля и коо-
1 ЦПМ ФСБ РФ, п-335, д. 16, л. 1, инв. № 3303; п-410, д. 18, л. 1, инв. № ДС. 5607/2.
перация ещё не могут полностью взять на себя организацию снабжения области и эксплуатировать экспортные возможности, что частный капитал должен быть использован, но поставлен под строгий контроль и в определённые рамки. Было предложено импорт проводить через государственные торговые предприятия, разработать и установить контингент импортируемых товаров, составить экспортный и импортный план области, оттеснить частный капитал от экспортной торговли1.
Данные выводы и рекомендации комиссии способствовали частичному улучшению внешней торговли в ДВО. Было предпринято медленное наступление на частный капитал путём ущемления его возможностей, в первую очередь в экспортной и импортной торговле. Уменьшение доли частника в торговле способствовало снижению притока контрабанды, так как через частную торговлю во многом шла реализация контрабандных товаров.
Областные партийные органы уделяли огромное внимание развитию в деревне государственной торговли и кооперации как формам противодействия контрабанде. При проверке работы торговых органов в Хабаровском уезде в 1924 г. было выявлено, что деятельность государственной торговли не увязывается с работой деревенских кооперативов и создаёт нездоровую конкуренцию. Губернский союз кооператоров не оказывал материальной поддержки деревенским кооперативам, в которых отсутствовала результативная работа. Из-за отсутствия учёта потребностей населения и неумелого подбора ассортимента товаров потребления создавалось негативное отношение к кооперативам. Кооперативы не осуществляли заготовку необходимых товаров и продуктов для расчёта с крестьянином за поставленную продукцию, а сам расчёт зачастую производился некачественными товарами. По сравнению с ценой на продукты крестьянского производства расценки на промышленные товары были высокими и не удовлетворяли потребности крестьянства. Это привело к тому, что крестьяне отказывались сдавать свою продукцию государству. Каждый год крестьянство ДВО вывозило контрабандным путём сельскохозяйственные товары на сумму
1 ГАХК, ф. р. 1151, оп. 1, д. 1, л. 158-159.
1,5 млн руб. Причём на 20 руб. золотом крестьянин не мог купить советской мануфактуры в достаточном количестве, а в Маньчжурии за эти деньги он одевал всю семью1.
Для решения создавшегося положения при губернских комитетах РКП(б) были созданы кооперативные комиссии губернского комитета РКП(б), которые подчинялись кооперативным комиссиям дальневосточного бюро ЦК РКП(б). Кооперативные комиссии губернского комитета РКП(б) докладывали об ошибках во взаимоотношениях губернского союза и местных кооперативов. Так, из-за плохого обеспечения товарами губернским союзом кооперативы приобретали товар у частника. Однако медлительность погашения долгов низовой кооперации перед губернским союзом способствовала задержке товара на несколько недель, что приводило к негодности товара. А это дополнительно способствовало развитию контрабанды в ДВО.
Для наведения порядка в работе государственной торговли и кооперации кооперативная комиссия дальневосточного бюро ЦК РКП(б) издала циркуляр № 2326 «О практических мероприятиях губернских кооперативных комиссий в укреплении кооперативной работы». В нём говорилось, что губернские союзы должны строго следить за подбором работников в кооперативы, выдвигая в первую очередь членов РКП(б); в случае отсутствия партийца допускать беспартийного специалиста с прикреплением к нему способного коммуниста для последующей замены им беспартийного; для согласованной работы откомандировывать по одному члену кооперативной комиссии губернского союза в кооперативы2.
На заседаниях местных партийных органов постоянно выступали начальники пограничной охраны и таможенные чиновники с информацией о своей деятельности. На заседаниях вырабатывались решения по борьбе с частной торговлей, а сотрудникам ГПУ, а затем ОГПУ, вменялось в обязанность принимать оперативное участие в развитии кооперации, контролировать на своих участках
1 РГАЭ, ф. 413, оп.14, д. 278, л. 82.
2 ГААО, ф. п. 9, оп.2, д. 72, л. 10.
работу приграничной торговли, всячески содействовать ей, охранять её, выявлять причины недовольства крестьянства работой низовых торговых органов.
На собрании коллектива РКП(б) Амурского губернского отдела ОГПУ была поставлена прямая задача: вытеснить частника из розничной торговли, охранять и контролировать сельского кооператора, что будет способствовать увеличению экспорта1.
Решения местных партийных органов помогли сократить поток контрабанды в ДВО. Особо значительным было то, что, осознавая роль кооперации в деле борьбы с контрабандой, партийные органы смогли привлечь сотрудников ОГПУ к оперативному участию в развитии кооперации.
На 6-й областной партконференции о кооперации в 1924 г. в качестве положительного результата было отмечено, что торговый оборот увеличился с 22 млн зол. руб. до 40 млн зол. руб. Дальневосточная кооперация перенесла свои закупки с заграничных рынков (18%) на рынки СССР (82%). Число членов кооперативов в течение 1923-1924 гг. в сельской местности увеличилось с 25 тыс. чел. до 47, а в городе - с 36 до 52 тыс. чел. Эти данные свидетельствовали о наступлении на частную торговлю и создании предпосылок для уменьшения контрабандного ввоза из-за границы.
На областном партийном совещании, посвящённом состоянию торговли в области, была принята резолюция, в которой внимание акцентировалось на необходимости принятия экономических мер. По мнению областных партийных органов, экономическими мерами в деле борьбы с контрабандой являлись: снижение цен на товары советского производства с целью сокращения незаконного ввоза контрабандных товаров; уменьшение накладных расходов и снижение тарифа; сокращение процента прибыли на товары массовой контрабанды; распространение на товары, привозимые в ДВО, льгот в размере, необходимом для успешной борьбы с контрабандой; снабжение пограничных, промысловых районов товарами соответствующего ассортимента; предоставление льгот по кредитованию государственной торговле и кооперации; проработка
1 ГААО, ф. п. 1411, оп.1, д. 6, л. 41.
вопросов о льготной скупке золота и вывозной пошлине на пушнину; установление льготных расценок на товары в приграничных районах.
В марте 1923 г. на 5-й дальневосточной партийной конференции предлагалось разрешить органам Госторга первичную скупку золота и пушнины при помощи умелого регулирования цен. По официальным данным количество золота, которое уходило каждый год за границу, достигало 175 пудов, или 33% от общего объёма добычи.
Начиная с 1926 г. роль краевых партийных органов власти в деле борьбы с контрабандой ещё усилилась1. Теперь они постоянно отслеживали размеры контрабанды и вырабатывали методы борьбы с ней.
Важность широкого включения в «антиконтрабандную» деятельность экономических рычагов подчеркнул Дальневосточный комитет ВКП(б) в секретном письме на имя секретаря ЦК ВКП(б) В.Т. Молотова. В документе, подписанном секретарём ДКК ВКП(б) Я.Б. Гамарником, говорилось, что «...административно-судебными мерами много не сделаешь. Необходимы меры экономического порядка - достаточный завоз товаров по приемлемым ценам, усиление импорта и поддержка развития местной промышленности. »2.
ДКК ВКП(б) весной 1926 г. внимательно контролировал частную торговлю в крае, работу кооперативной комиссии, краевой комиссии по борьбе с контрабандой, давал жёсткую оценку недостаточной агитационной работе данных организаций, усилиям по борьбе с контрабандой, напоминал о необходимости максимальной поддержки общественной торговли и вытеснении частника.
8 июня 1926 г. на основании предоставленных отчётов ДКК ВКП(б) принял постановление «Об усилении борьбы с контрабандой», где указывались два основных пути ведения борьбы с контрабандой: разъяснительно-агитационный и экономически-карательный. Дальневосточный краевой комитет партии издал строго секретное постановление, адресованное всем коммунистам края, о переходе «к самой решительной борьбе с контрабандой».
1 С 1926 г. ЦК РКП(б) был переименован в ЦК ВКП(б), а Дальневосточная область в Дальневосточный край.
2 ГАХК, ф. п. 2, оп. 1, д. 51, л. 38.
Помимо развития общественной торговли, ДКК ВКП(б) контролировал и положение дел по охране границы. Так, в декабре 1926 г. был заслушан доклад полномочного представителя ОГПУ ДВК о работе ОГПУ по охране границы и борьбе с контрабандой. Необходимо отметить, что тексты докладов различных организаций практически были одинаковыми и для административных, и для партийных органов, а резолюции, принимаемые партийными органами, почти полностью совпадали с документами административных органов власти. Фактически партийные органы дублировали документы административных органов, обращая внимание на агитационно-разъяснительную работу.
В 1927 г. ДКК ВКП(б) заслушал доклад о работе краевой комиссии по борьбе с контрабандой, изучил делопроизводство о контрабанде, проконтролировал мероприятия по пресечению вывоза пушнины и золота, а также кампании по снижению цен. В 1928 г. ДКК ВКП(б) принял резолюцию об итогах борьбы с контрабандой в крае. В ней были обозначены новые пути решения проблемы в борьбе с контрабандой для ОГПУ, Дальневосточного объединения главного таможенного управления (ДВО ГТУ), а также для «окружкомпаркам»1.
На местах окружные комитеты партии также принимали самое непосредственное участие в борьбе с контрабандой. Так, Читинский окружной комитет ВКП(б) опубликовал развернутый доклад о борьбе с контрабандой в Читинской обл. В 1926 г. Амурский окружной комитет ВКП(б) заслушал доклад 56-го пограничного отряда по борьбе с контрабандой и определил мероприятия по борьбе с контрабандой; в 1927 г. - обследовал наценки, установленные после снижения цен; в 1928 г. - создал партийные организации в деревне; в 1929 г. -взял под контроль развитие торговли в округе. Зейский окружной комитет ВКП(б) в 1926 г. организовал правильную работу кооперативов, в 1927 г. контролировал снижение цен, участвовал в кооперативном строительстве2. Владивостокский окружной комитет ВКП(б) в 1926 г. заслушал отчёты погранохраны и поставил задачи по борьбе с контрабандой 59-му пограничному отряду, в
1 ГАХК, ф. п. 2, оп. 1, д. 80, л. 80-81.
2 ГААО, ф. п. 45, оп. 1, д. 3, л. 10, 22, 29.
1928 г. отслеживал экспортную контрабанду и вырабатывал пути её пресечения1 . Хабаровский окружной комитет ВКП(б) по борьбе с контрабандой на протяжении 1926-1929 гг. постоянно заслушивал отчёты пограничных отрядов, таможенных окружных заведений, начальников пограничной охраны ОГПУ по уровню контрабанды в округе, её влиянию на становление кооперации. Он вырабатывал мероприятия для хозяйственных и силовых структур в борьбе с контрабандой в Хабаровском округе, участвовал в контроле снижения розничных цен.
Таким образом, краевые партийные органы добросовестно проводили государственную политику в ДВК. Постоянный контроль партийных властей за развитием общественной торговли, за условием её работы и своевременным выполнением различных постановлений способствовал положительному результату в деле борьбы с контрабандой. Отчёты различных силовых и административно-хозяйственных структур перед краевыми партийными органами способствовали более добросовестному выполнению поставленных задач по пресечению контрабанды, что положительно отразилось на снижении уровня контрабандного потока в крае.
ПОПЕНКО Александр Владимирович - преподаватель кафедры оперативнотактической подготовки Хабаровского пограничного института ФСБ России
1 ГАПК Ф. П. 61. Оп.1. Д. 779. Л. 47.