Научная статья на тему 'Роль парламентов в реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS ВВУИО) и реализации национальной информационной политики'

Роль парламентов в реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS ВВУИО) и реализации национальной информационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ И ПОДОТЧЕТНОСТИ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНО НЕ ЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PARLIAMENTARY INITIATIVE / INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF TRANSPARENCY AND ACCOUNTABILITY / EFFECTIVE CONTROL / ACTIVITIES OF THE GOVERNMENT / FIGHTING CORRUPTION / A TOOL FOR FORECASTING AND CONTROL / IMPLICATIONS OF NEW TECHNOLOGIES / PROTECTION OF HUMAN VALUES / UNDERPRIVILEGED STRATA OF SOCIETY / PUBLIC INFORMATION EXPERTISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников С. А., Россошанский А. В.

Парламентские инициативы, направленные на продвижение институциональных основ транспарентности и подотчетности на всех уровнях, являются необходимым условием для того, чтобы сделать более эффективными контроль за деятельностью правительства и борьбу с коррупцией. Парламенты должны стать инструментом прогнозирования и контроля за последствиями внедрения новых технологий, оценивая эти процессы не только с точки зрения экономического развития, но и с позиций необходимости защиты человеческих ценностей, а также наиболее социально не защищенных слоев общества. В этой работе значительную роль должна играть общественная информационная экспертиза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PARLIAMENTS IN IMPLEMENTING THE DECISIONS OF THE WORLD SUMMIT ON THE INFORMATION SOCIETY (WSIS) AND REALISATION OF NATIONAL INFORMATION POLICY

Parliamentary initiatives aimed at promoting institutional framework of transparency and accountability at all levels are essential for more effective control over the government and fighting corruption. Parliaments should be a tool for predicting and monitoring the impact of new technologies, evaluating these processes not only in terms of economic development but also from the standpoint of the need to protect human values as well as the most socially vulnerable segments of society. The paper stresses that an important role should be played by public information expertise.

Текст научной работы на тему «Роль парламентов в реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS ВВУИО) и реализации национальной информационной политики»

УДК328 С.А. Овчинников,

А.В. Россошанский

РОЛЬ ПАРЛАМЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ ВСЕМИРНОЙ ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (WSIS - ВВУИО) И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Парламентские инициативы, направленные на продвижение институциональных основ транспарентности и подотчетности на всех уровнях, являются необходимым условием для того, чтобы сделать более эффективными контроль за деятельностью правительства и борьбу с коррупцией. Парламенты должны стать инструментом прогнозирования и контроля за последствиями внедрения новых технологий, оценивая эти процессы не только с точки зрения экономического развития, но и с позиций необходимости защиты человеческих ценностей, а также наиболее социально не защищенных слоев общества. В этой работе значительную роль должна играть общественная информационная экспертиза.

Ключевые слова: парламентские инициативы, институциональные основы транспарентности и подотчетности, эффективный контроль, деятельность правительства, борьба с коррупцией, инструмент прогнозирования и контроля, последствия внедрения новых технологий, защита человеческих ценностей, социально не защищенные слои общества, общественная информационная экспертиза.

S.A. Ovchinnikov, A.V. Rossoshanskiy

ROLE OF PARLIAMENTS IN IMPLEMENTING THE DECISIONS OF THE WORLD SUMMIT ON THE INFORMATION SOCIETY (WSIS) AND REALISATION OF NATIONAL INFORMATION POLICY

Parliamentary initiatives aimed at promoting institutional framework of transparency and accountability at all levels are essential for more effective control over the government and fighting corruption. Parliaments should be a tool for predicting and monitoring the impact of new technologies, evaluating these processes not only in terms of economic development but

♦-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------♦

also from the standpoint of the need to protect human values as well as the most socially vulnerable segments of society. The paper stresses that an important role should be played by public information expertise.

Key words: parliamentary initiative, institutional framework of transparency and accountability, effective control, activities of the government, fighting corruption, a tool for forecasting and control, implications of new technologies, protection of human values, underprivileged strata of society, public information expertise.

В материалах WSIS уделено пристальное внимание некоторым из основных принципов демократического управления, таким как участие, транспарентность и подотчетность. Эти «строительные блоки», лежащие в основе рациональной политики, способствуют развитию политики, ориентированной на человека, при условии, что в полной мере будут учтены все аспекты выполнения принятых на себя обязательств правительствами стран -участниц ВВУИО.

Парламенты стран должны стать партнерами в развитии информационного общества, будучи при этом:

- политическим гарантом от технократических рисков информационного общества;

- гарантом защиты основных прав человека и социально не защищенных групп населения;

- институциональным гарантом [2].

Информационное общество характеризуется возникновением новых возможностей. Вместе с тем появляются и новые риски, которые требуют принятия политических решений, выработки и реализации политических руководящих принципов. Основные технологические решения не должны быть отданы на усмотрение и инициативу техников, и технологическая политика не может рассматриваться секторально и отдельно - должны использоваться комплексные подходы к реализации политики информатизации.

Активная деятельность парламентов может предотвратить распространение технологий, связанных с усугублением негативных моментов в деятельности власти, углублением сложившегося информационного неравенства, и минимизировать новые информационные вызовы и угрозы, из которых самым острым и политико-конфликтогенным является цифровой разрыв [3].

Новые проблемы реализации основных прав граждан, возникшие в результате развития информационного общества, а с ними и вопросы о необходимости выработки новых мер защиты должны быть учтены парламентами и разрешаться путем применения законодательных и конституционных функций в рамках норм права, начиная с права на доступ как составного элемента гражданского общества и как предварительного условия обеспечения того, чтобы широчайшие возможности распространения знаний не подвергались негативному воздействию рыночных законов, а приводили к глобальному повышению общей культуры и образованности граждан [1; 7].

Парламенты должны также способствовать использованию технологий для лучшего обеспечения граждан разнообразной информацией, а не только сведениями о законодательной и другой парламентской деятельности, что должно стать условием формирования «активных граждан информационного общества».

Парламентские инициативы, направленные на продвижение институциональных основ транспарентности и подотчетности на всех уровнях, являются необходимым условием для того, чтобы сделать более эффективными контроль за деятельностью правительства и борьбу с коррупцией.

Парламенты должны стать инструментом прогнозирования и контроля за последствиями внедрения новых технологий, оценивая эти процессы не только с точки зрения экономического развития, но и с позиций необходимости защиты человеческих ценностей, а также наиболее социально не защищенных слоев общества. В этой работе значительную роль должна играть общественная информационная экспертиза [6].

Необходимость борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом требует, чтобы парламенты усиливали общественный контроль и не допускали вмешательства экстремистских сил в демократический характер развития политической системы, использовали ИКТ для более полной реализации демократических принципов [5].

Парламенты должны подтвердить, что внедрение ИКТ не является самоцелью. Чтобы обеспечить построение динамично развивающегося и здорового информационного общества, необходимо сделать акцент на неукоснительное соблюдение демократических принципов, таких как участие, транспарентность и подотчетность. Именно парламенты лучше иных институциональных субъектов могут обеспечить гарантии этого. Полагаем, что весьма заметную роль парламенты должны сыграть в разработке и реализации национальной информационной политики (НИП), направленной на развитие информационного общества, и это должно служить гарантией того, что в каждой стране эти политики будут носить устойчивый и конструктивный характер [4].

НИП можно назвать стратегическим планом, национальной, региональной или местной программой внедрения и освоения правительствами, учреждениями, сообществами и отдельными гражданами преимуществ, которые обеспечивают построение информационного общества. НИП - это процесс, совместная, открытая и протяженная во времени созидательная работа. Для следования по данной магистрали необходимо спроектировать ее, создать и обеспечить всем гражданам возможность удобного передвижения*.

Проблема государственной политики построения информационного общества возникла сравнительно недавно. Даже те страны, которые направили усилия на разработку национальных или местных стратегий, в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия, начали эту деятельность лишь в середине 90-х гг. XX в. В Декларации принципов Всемирного саммита по информационному обществу «Построение информационного общества - глобальная задача нового тысячелетия» (WSIS) утверждается, что «в информационном обществе устойчивому развитию может в наибольшей степени способствовать полномасштабная интеграция связанных с ИКТ мероприятий и программ в национальные и региональные стратегии развития (пункт 43) [9].

* В России Распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 -2020 годы)».

В Плане действий ВСИО заявлено, что «все страны должны поощрять разработку национальных электронных стратегий, включая наращивание необходимого человеческого потенциала, с учетом национальных особенностей». В Тунисском обязательстве ВСИО 2005 г. говорится: «Мы также признаем, что стремительный рост ИКТ может оказать мощное позитивное воздействие как инструмент устойчивого развития. Кроме того, создание надлежащих благоприятных условий на национальном и международном уровнях могло бы предотвратить усиление социально-экономических противоречий и увеличение разрыва между богатыми и бедными странами, регионами и отдельными лицами, в том числе между мужчинами и женщинами». В документе признается решающая роль государственной политики в создании системы, в рамках которой может осуществляться мобилизация ресурсов. Пункт 84 Тунисской программы построения информационного общества гласит: «Правительства и другие заинтересованные стороны должны определить те области, в которых необходимы дополнительные усилия и ресурсы, совместно определить, при необходимости разработать стратегии, механизмы и процессы выполнения решений ВСИО на международном, региональном, национальном и местном уровнях, уделяя особое внимание людям и группам населения, которые все еще маргинализированы в отношении доступа к ИКТ и их использования».

Цели НИП могут быть сформулированы и достигнуты с учетом положений ряда всеобъемлющих руководящих документов: «Цели развития тысячелетия» (документы Всемирного саммита по информационному обществу (ВСИО) 2003 и 2005 гг., Женевская декларация принципов, Женевский план действий, Тунисское обязательство, Тунисская программа для информационного общества). В соответствии с Тунисской программой «национальные электронные стратегии, где это необходимо, должны стать неотъемлемой частью национальных планов развития, в том числе стратегий снижения уровня бедности, с тем чтобы способствовать реализации согласованных на международном уровне целей и задач в области развития, включая Цели развития, сформулированные в Декларации тысячелетия» (WSIS, 2005 г.). Цели развития тысячелетия (ЦРТ), которые должны быть достигнуты к 2015 г., включают: искоренение крайней нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования; ликвидацию неравенства между полами; сокращение смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети и коэффициента материнской смертности на три четверти; прекращение распространения ВИЧ/ СПИДа и других болезней; обеспечение экологической устойчивости; сокращение вдвое доли людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде.

НИП ряда стран ЕС: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Словакии, Словении, Португалии, Румынии, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии - представлены в электронном виде на сервере [8], с тем чтобы все заинтересованные люди могли обсуждать новые стили управления, разработанные на основе принципов прозрачности и социального участия. Этот проект направлен на решение конкретных проблем в сфере построения информационного общества. Изначально данный термин обозначал общество, в котором наиболее важными видами

экономической и культурной деятельности являются создание, распространение и обработка информации. Однако информационное общество часто противопоставляется обществам, в которых основой экономики становятся в первую очередь промышленность или сельское хозяйство. Как заявлено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, свобода и возможность получения и передачи информации являются основной потребностью и неотъемлемым правом каждого человека. Доступ к информации имеет основополагающее значение для всех сфер нашей жизни - для обучения, трудовой деятельности, поддержания здоровья, соблюдения прав отдельных граждан и групп, получения поддержки окружающих, знания собственной истории, сохранения языков и культур, активного участия в демократическом обществе. В документах, принятых Всемирным саммитом по информационному обществу, прослеживается четкая взаимосвязь человеческих и более широких социальных, демократических, культурных и экономических факторов доступности информации и ее использования.

Как отмечается в двух документах, одобренных Комитетом министров Совета Европы (Декларация «О правах человека и верховенстве права в информационном обществе», 2005; Рекомендация CM/Rec(2007) «О мерах повышения ценности Интернета как общественной службы»), ИКТ предоставляют беспрецедентные возможности для реализации прав человека. В документах ВСИО подчеркивается, что правительства и международное сообщество обязаны обеспечить реализацию этих возможностей для каждого, в том числе и через возникновение информационно грамотных сообществ, в которых у представителей всех профессий и слоев есть возможность эффективного поиска, оценки, использования и создания информации для достижения личных, общественных, профессиональных и образовательных целей.

Реалистическая стратегия предоставления информации для всех должна учитывать, что отдельные граждане и общества используют широкий спектр источников информации, включая как традиционные СМИ и каналы распространения информации, так и ИКТ, в том числе Интернет. Соответственно, информационная политика и стратегия в области знаний должны быть направлены на развитие всех средств и каналов.

В докладе «Показатели развития средств информации: система оценки развития средств информации» («Mediadevelopment indicators: a framework for assessing media development») Межправительственного совета Международной программы развития коммуникации (МПРК) на 26-й сессии в Париже в марте 2008 г. в числе показателей оценки названы: «наращивание профессионального потенциала и поддержка институтов, укрепляющих свободу слова, плюрализм и разнообразие» и «адекватные возможности инфраструктуры для поддержки независимых и плюралистических средств информации». Подчеркивается необходимость определения доли населения, имеющего доступ к газетам, радио, телевидению, Интернету, а также стационарной и мобильной телефонии, и развития стратегий обеспечения доступа к ним маргинализированных групп. Тем не менее количественный разрыв остается общемировой проблемой. Несмотря на впечатляющие данные статистики, сохраняется неравенство доступа между развитыми и

♦--------------------------------------------------

развивающимися странами, городскими и сельскими сообществами и даже между различными возрастными группами. Ресурсы, необходимые для решения этой проблемы, намного превышают возможности правительств большинства стран.

Обсуждение НИП заставляет правительства и социальных акторов связывать доступ населения к ИКТ и их освоение с разработкой государственной политики. Как уже было упомянуто, национальная информационная политика предусматривает общее развитие ответственности государства за построение и непрерывное развитие информационного общества в условиях отдельно взятой страны в соответствии с ее особенностями, потребностями и возможностями. Эта политика должна быть четко сформулирована в официальном документе или, например, отражена в национальном плане развития.

Государственная политика в сфере ИКТ должна стремиться соответствовать:

- развитию преимуществ, обеспечиваемых информационными технологиями;

- адаптации людей и организаций к новым условиям, обеспечение средств и моделей решений проблем, которые возникают в связи с ИКТ;

- предоставлению информационно-коммуникационных средств, услуг и возможностей управления ИКТ по разумным или сниженным ценам;

- повышению качества товаров и услуг;

- поддержке инноваций в развитии и использовании технологий, а также в общих трудовых процессах;

- содействию обмену информацией, прозрачности и надежности, сокращению бюрократической деятельности внутри организаций и между ними, а также по отношению к населению в целом;

- определению приоритетных областей развития ИКТ (областей, которые будут максимально позитивно влиять на программы, услуги и потребителей);

- предоставлению гражданам возможности доступа к информации (качество доступа можно в дальнейшем совершенствовать с точки зрения средств передачи данных, проведения поиска и т.д.);

- достижению определенного минимального уровня обеспеченности образовательных и правительственных учреждений средствами ИКТ;

- поддержке концепции обучения на протяжении всей жизни;

- обеспечению минимального уровня владения ИКТ и возможности его актуализации для отдельных граждан и организаций;

- содействию развитию информационных технологий и междисциплинарному воздействию.

--------------------------------------------------♦

Таким образом, для того чтобы выгодно использовать возможности, которые предоставляет информационное общество, следует активизировать разработку и реализацию НИП, обеспечить готовность граждан к современным экономическим, социальным, культурным и технологическим достижениям. Для этого необходима активная роль парламентов, постоянный контроль за реализацией следующих условий:

- обеспечение доступа к инфраструктуре ИКТ (аппаратное и программное обеспечение, соединение; быстрый, бесплатный или недорогой выход в Интернет);

- обучение работе с ИКТ (не только технологическая грамотность, но и знание основ управления государством и бизнесом с использованием ИКТ; обучение на протяжении всей жизни дисциплинам, специальностям и навыкам, связанным с информационным обществом);

- свободное распространение информации и творческие подходы (для определения возможностей, которые открывает информационное общество);

- информированность и организация общества (для предъявления к правительствам требований по созданию инфраструктуры ИКТ, инновационных образовательных систем, законодательства и предоставления государственной информации);

- эффективное использование ИКТ (способность и возможность успешного интегрирования ИКТ в процесс достижения самостоятельно или совместно определенных целей).

1. Декларация Комитета министров «О правах человека и верховенстве права в Информационном Обществе» CM(2005)56 final. Комитет экспертов Совета Европы по информационному обществу (CAHSI). URL: http://www.ifap.ru.

2. Боафо К. Состояние исследований по проблемам информационного общества. СПб., 2004.

3. Плимо Н. Гендерные проблемы в информационном обществе. СПб., 2004.

4. Национальная информационная политика: базовая модель / пер. с англ. М.: МЦБС, 2010.

5. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Угрозы личности, обществу и государству при внедрении информационных технологий // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9).

6. Овчинников С.А., Трофименко А.В. Зарубежный опыт построения электронного правительства и роль информационной экспертизы в этом процессе // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).

7. Резолюция 35/201 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (97-е пленарное заседание, 16 декабря 1980 г.). URL: http://www.ifap.ru.

8. URL: http://www.eea.europa.eu/help/eea:help:centre/faqs/ what:is:the:eu:27.

9. URL: http://www.itu.int/wsis/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.