Научная статья на тему 'Роль парашютного спорта в формировании системы ценностных ориентаций студенческой молодежи'

Роль парашютного спорта в формировании системы ценностных ориентаций студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ / АЭРОКЛУБ ДОСААФ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕКЦИОННАЯ РАБОТА / PARACHUTE SPORT / FLYING CLUB DOSAAF / VALUES AND MOTIVATIONAL GUIDES / STUDENTS / SECTION WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайворонский Владимир Геннадьевич

Исследование посвящено изучению роли парашютного спорта в формировании системы ценностных ориентаций современных студентов. Особый интерес представляет тот факт, что исследование основывается на результатах обучения спортсменов-парашютистов в условиях подготовки специалистов на базе гражданского вуза. В статье анализируются вопросы целеполагания обучающихся при выборе парашютного спорта в качестве учебных занятий. Уделяется внимание возрасту начала занятий, готовности к достижению максимально возможных спортивных результатов на крупнейших спортивных соревнованиях по парашютному спорту, выбору утверждений, наиболее правильно характеризующих парашютный спорт и способности современной студенческой молодежи взвешенно принимать решение к занятию экстремальными видами спорта, их готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Изучается мнение обучающихся относительно наполнения программы обучения парашютистов с целью включения элементов в цикл физической культуры основных образовательных программ образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PARACHUTE SPORT IN FORMING STUDENTS'' VALUE ORIENTED SYSTEM

The article is devoted to the study of the role of the parachute sport in the formation of the student’s value oriented system. Of particular interest is the fact that the study is based on the results of training parachute-jumpers in the conditions of training specialists on the basis of a civil university. The article analyzes the questions of the goal-setting of students in the choice of parachuting as training classes. Attention is paid to the age of the beginning of the classes, the readiness to achieve the maximum possible sporting results in the largest sports competitions in parachuting, the choice of the statements most correctly characterizing parachute sports and the ability of modern students to make a balanced decision to engage in extreme sports, their readiness to serve in the Armed Forces of Russian Federation. The students are studying the opinion of taking the paratroopers training program with the aim of including elements in the cycle of physical culture of the basic educational programs.

Текст научной работы на тему «Роль парашютного спорта в формировании системы ценностных ориентаций студенческой молодежи»

1УДК 796.012:797.5 ББК 75.7

РОЛЬ ПАРАШЮТНОГО СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В. Г. Гайворонский

Аннотация. Исследование посвящено изучению роли парашютного спорта в формировании системы ценностных ориентаций современных студентов. Особый интерес представляет тот факт, что исследование основывается на результатах обучения спортсменов-парашютистов в условиях подготовки специалистов на базе гражданского вуза. В статье анализируются вопросы целеполагания обучающихся при выборе парашютного спорта в качестве учебных занятий. Уделяется внимание возрасту начала занятий, готовности к достижению максимально возможных спортивных результатов на крупнейших спортивных соревнованиях по парашютному спорту, выбору утверждений, наиболее правильно характеризующих парашютный спорт и способности современной студенческой молодежи взвешенно принимать решение к занятию экстремальными видами спорта, их готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Изучается мнение обучающихся относительно наполнения программы обучения парашютистов с целью включения элементов в цикл физической культуры основных образовательных программ образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: парашютный спорт, аэроклуб ДОСААФ, ценностные ориентации, студенческая молодежь, секционная работа.

ROLE OF PARACHUTE SPORT IN FORMING STUDENTS' VALUE ORIENTED SYSTEM

V. G. Gaivoronskiy

Abstract. The article is devoted to the study of the role of the parachute sport in the formation of the student's value oriented system. Of particular interest is the fact that the study is based on the results of training parachute-jumpers in the conditions of training specialists on the basis of a civil university. The article analyzes the questions of the goal-setting of students in the choice of parachuting as training classes. Attention is paid to the age of the beginning of the classes, the readiness to achieve the maximum possible sporting results in the largest sports competitions in parachuting, the choice of the statements most correctly characterizing parachute sports and the ability of modern students to make a balanced decision to engage in extreme sports, their readiness to serve in the Armed Forces of Russian Federation. The students are studying the opinion of taking the paratroopers training program with the aim of including elements in the cycle of physical culture of the basic educational programs.

Keywords: parachute sport, flying club DOSAAF, values and motivational guides, students, section work.

Парашютный спорт является таким типом авиационного спорта, где спортсмены выполняют прыжки с парашютом с летательных аппаратов. Развитие парашютного спорта как массового явления получило развитие в структурах Добровольного общества содействия армии, авиации и флота. Среди них - авиатехнические кружки и клубы, а также общественные организации спорта и физической культуры. Занятия парашютным

спортом входят в учебную программу ряда военных вузов, образовательных организаций, готовящих лётный состав гражданской авиации. В образовательных программах гражданских вузов нами не было найдено учебных и даже факультативных курсов, рассчитанных на подготовку спортсменов-парашютистов.

В Южном федеральном университете накоплен многолетний опыт подготовки спортсменов-парашютистов первоначального обучения

в секции парашютного спорта. В факультативной форме ведется массовое обучение основам парашютного спорта студентов, осваивающих гражданские специальности и направления подготовки. Ежегодный выпуск спортсменов-парашютистов первоначального обучения насчитывает несколько десятков обучающихся. Программа осваивается в течение одного учебного семестра и включает занятия по наземной подготовке на тренажерах, общую физическую подготовку (упражнения, способствующие развитию силы, выносливости, способности переносить большие физические нагрузки), занятия по укладке парашютных систем, краткий курс истории Великой Отечественной войны. Завершается освоение программы выполнением трех парашютных прыжков с летательных аппаратов АН-2, Ми-2 с высоты 800-1000 м в Ростовском и Шахтинском аэроклубе ДОСААФ.

Цель исследования - рассмотрение роли парашютного спорта в формировании системы ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось методом электронного анкетирования. В исследовании приняли участие 70 обучающихся ЮФУ из числа успешно освоивших программу подготовки спортсменов-парашютистов первоначального обучения в 2015, 2016, 2017 гг. Среди опрошенных - 38 юношей и 32 девушки. Респондентам предлагалось несколько вариантов ответов, из которых студенту необходимо было выбрать для себя наиболее подходящий.

Среди опрошенных 74,3% в период проведения опроса, а также ранее не обучались на военной кафедре или в учебно-военном центре. 100% опрошенных не проходили срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.

Лицами, проходящими обучение по направлениям и специальностям естественнона-

учного и технического профиля, оказались 48,8% опрошенных, 25,8% - гуманитарного направления, 14% - педагогика и психология, 11,4% обучаются по программам и направлениям архитектуры и искусств.

Изначально нам казалась очевидной прямая зависимость интереса к парашютному спорту среди студентов естественнонаучного и технического профиля. В то же время при сравнении контингента посетителей секции с контингентом обучающихся по направлениям и специальностям в университете структура оказалась пропорциональной.

Результаты и их обсуждение. При исследовании возраста начала занятий парашютным спортом нами был поставлен вопрос о возрасте, в котором был выполнен первый прыжок с парашютом. На данный вопрос 45,7% опрошенных ответили, что это произошло в возрасте 18-20 лет, 42,9% - в возрасте 21-23 года. В возрасте до 18 лет свой первый прыжок выполнили 5,7% опрошенных и столько же (5,7%) в возрасте 24-29 лет. Результаты опроса подтвердили возрастные границы, в пределах которых находится большинство студентов.

При изучении цели, которую преследовали обучающиеся, начав заниматься в секции парашютного спорта, 45,7% опрошенных хотели попробовать новые ощущения, а 37,1% хотели самоутвердиться и проверить свои волевые качества. Лишь 11,9% студентов преследовали цель стать мастером спорта по парашютному спорту. Исполнить свою мечту хотели 2,9% опрошенных. Столько же (2,9%) стали заниматься парашютным спортом от скуки.

Весьма интересным представляется распределение ответов на вопрос «Какое из утверждений, на Ваш взгляд, наиболее правильно характеризует парашютный спорт?». Результаты представлены в табл. 1.

Как показывает педагогическая практика, в молодости люди совершают ряд необдуман-

Таблица 1

Утверждения, которые наиболее правильно характеризуют парашютный спорт,

% от числа опрошенных

1 Это спорт для смелых и целеустремленных людей 62,9

2 Это спорт для всех желающих 28,6

3 Это спорт для лиц с расстройством психики 8,6

4 Затрудняюсь ответить 0

5 Предложить свой вариант ответа 0

ных поступков, приобретают зачастую негативный опыт, и у них возникает желание в будущем уберечь от подобных поступков своих детей. Ни один из опрошенных не имел на время проведения исследования собственных детей. Несмотря на это опрос показал, что современная студенческая молодежь взвешенно принимает решение заниматься парашютным спортом, и 94,3% опрошенных разрешили бы заниматься парашютным спортом своему будущему ребенку. Более того, среди них 54,3% респондентов готовы к достижению их ребенком максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях по парашютному спорту. Остальные 40% высказали готовность к занятиям их детей данным видом спорта на непрофессиональном уровне. И лишь 5,7% обучающихся затруднились ответить на поставленный вопрос. О прямом запрете на занятия парашютным спортом своим детям не высказался ни один респондент.

Поскольку парашютный спорт является видом спорта, навыки которого могут быть использованы в Вооруженных силах, нами был поставлен вопрос о готовности респондентов (наличия убеждения) к службе в Российской армии. Опрос показал, что 67,7% респондентов высказывают готовность к службе в Вооруженных силах, 20% обучающихся ответили «нет» и 12,3% затруднились ответить или же обдумывают свое решение.

При изучении побудительных мотивов к изучению курса парашютного спорта 42,9% опрошенных заинтересовало общение в коллективе, 37,1% высказались о желании соревноваться, а 20% побудила возможность дополнительной активности.

Анализируя опыт подготовки спортсменов-парашютистов первоначального обучения (с

2003) в Южном федеральном университете автора исследования волновал вопрос возможности секционных занятий парашютным спортом как полноценной альтернативы курса физической культуры. Ранее и в настоящее время занятия парашютным спортом проводились исключительно в факультативной форме. На вопрос «Как Вы думаете, занятия парашютным спортом могут заменить занятия по физической культуре в университете?» 54,3% респондентов ответили утвердительно. «Скорее нет, чем да» ответили 25,7% опрошенных, и лишь 20% обучающихся считают, что занятия парашютным спортом не могут полностью заменить курс физической культуры.

С точки зрения учебно-методической организации секционной работы нас волновал вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо усилить в программе обучения парашютистов?». Результаты представлены в табл. 2.

Выводы. Значение роли парашютного спорта в формировании системы ценностных ори-ентаций современных студентов весьма высоко. Интерес к занятиям парашютным спортом в большей степени проявляется в возрасте 1820 лет, в период, когда молодой человек уже в состоянии сделать осознанный выбор.

В то же время опрос показал, что целепола-гание абсолютного большинства молодых людей при выборе парашютного спорта для занятий основывается на лишь желании попробовать новые ощущения, а чуть более трети опрошенных преследует цель самоутвердиться и проверить свои волевые качества.

Большинство студентов, посещающих занятия секции парашютного спорта, считают, что данный спорт подходит для смелых и целеустремленных людей. Среди утверждений, которые наиболее правильно характеризуют парашютный спорт, почти треть относит его к спор-

Таблица 2

Что необходимо усилить в программе обучения парашютистов,

% от числа опрошенных

1 Всего достаточно 40

2 Необходимо увеличить количество занятий по наземной подготовке на тренажерах 25,8

3 Необходимо увеличить количество занятий, способствующих развитию силы, выносливости, способности переносить большие физические нагрузки 14,3

4 Необходимо увеличить количество занятий по укладке парашютных систем 8,6

5 Занятия по истории вооруженных сил и Великой Отечественной войны 5,8

6 Затрудняюсь ответить 5,5

ту для всех желающих. Одновременно в системе ценностных ориентаций установка на занятия парашютным спортом профессионально присуща лишь каждому десятому респонденту.

Главным мотивирующими фактором при выборе занятий парашютным спортом стали коммуникативные потребности молодых людей, превалирующие над желанием соревноваться. Несмотря на то, что парашютный спорт требует специальной подготовки, он обладает очевидными признаками массового спорта. Весомая доля опрошенных это подтвердила, высказавшись за необходимость увеличить количество занятий, способствующих развитию силы, выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.

Согласно результатам исследования, занятия парашютным спортом в образовательной организации высшего образования, реализующей образовательные программы гражданского характера, имеют высокое значение в ориентации студентов на службу в Вооруженных силах, а также являются для этого мотивирующим фактором.

Относительно наполнения программы обучения парашютистов большинство обучающихся высказалось, что программа вполне соответствует потребностям и запросам студентов. Четверть респондентов предлагает увеличить количество занятий по наземной подготовке на тренажерах, а каждый седьмой высказался за увеличение количества занятий, способствующих развитию силы и выносливости.

Включение элементов парашютного спорта в цикл физической культуры основных образовательных программ высшего образования допустимо, и, вероятно, в образовательных организациях высшего образования такие программы способны стать вариацией учебной курса физической культуры. Чтобы подтвердить или опровергнуть данное утверждение, исследования будут продолжены и дальше. Основой для изучения станут результаты внедрения программы дополнительного профессионального образования по парашютному спорту, которая в настоящее время разрабатывается в Академии физической культуры и спорта ЮФУ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондин В. И., Путилина Т. А., Арапу Н. Г. Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту в контексте новых образовательных программ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 21-26.

2. Гайворонский В. Г. Результаты мониторинга общего состояния здоровья и условий формирования валеокультуры первокурсников // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1, № 1. - С. 16-18.

3. Гайворонский В. Г., Пономаренко В. А., Попов С. А. Основы парашютного спорта: учеб. пособие. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2013.

4. Кириллова Т. Г., Колпакова Н. Ф., Федорчук С. Я. Оценка уровня физической подготовленности учащихся с разным профессиональным профилем // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2014. - № 2. - С. 53-56.

5. Пушкарева И. Н., Тычкина К. А. Особенности подготовки начинающих парашютистов в аэроклубах Свердловской области // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 12. - С. 260-265.

6. Исследование ценностных ориентаций у студентов академии физической культуры и спорта / Т. А. Степанова, А. В. Лысенко, О. А. Лушпаева, Т. В. Таютина, Е. А. Недо-руба // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=19948 (дата обращения: 30.11.2017).

REFERENCES

1. Bondin V. I., Putilina T. A., Arapu N. G. Povysh-enie kachestva podgotovki spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu v kontekste novykh obrazovatelnykh programm. Fizicheskaya kul-tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2012, No. 1, pp. 21-26.

2. Gayvoronskiy V. G. Rezultaty monitoringa ob-shchego sostoyaniya zdorovya i usloviy formirovaniya valeokultury pervokursnikov. Uspekhi sovremennoy nauki. 2017, Vol. 1, No. 1, pp. 16-18.

3. Gayvoronskiy V. G., Ponomarenko V. A., Popov S. A. Osnovy parashyutnogo sporta: ucheb. posobie. Rostov-on-Don: YuFU, 2013.

4. Kirillova T. G., Kolpakova N. F., Fedorchuk S. Ya. Otsenka urovnya fizicheskoy podgotovlen-nosti uchashchikhsya s raznym professional-nym profilem. Fizicheskaya kultura: vospita-nie, obrazovanie, trenirovka. 2014, No. 2, pp. 53-56.

5. Pushkareva I. N., Tychkina K. A. Osobennosti podgotovki nachinayushchikh parashyutistov v aeroklubakh Sverdlovskoy oblasti. Peda-

gogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015, No. 12, pp. 260-265.

6. Stepanova T. A., Lysenko A. V., Lushpaeva O. A., Tayutina T. V., Nedoruba E. A. Issledovanie tsennostnykh orientatsiy u studentov akademii fizicheskoy kultury i sporta. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya. 2015, No. 3. Available at: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=19948 (accessed: 30.11.2017).

Гайворонский Владимир Геннадьевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Южного федерального университета e-mail: [email protected]

Gaivoronskiy Vladimir G., PhD in Biology, associate professor, theoretical bases of physical culture Department,

South Federal University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.