Научная статья на тему 'Роль паломнических поездок в организации Православного отдыха'

Роль паломнических поездок в организации Православного отдыха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2310
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЙ ОТДЫХ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ / ПАЛОМНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ORTHODOX RELIGIOUS TOURISM / PILGRIMAGE / PILGRIMAGE TOUR / PILGRIMAGE TOURISM / TYPES OF TOURISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Танеева Екатерина Шамильевна, Волжина Светлана Константиновна

Данная статья посвящена исследованию понятия «паломничество», авторами рассмотрена его суть и история, приведена подробная классификация всех видов паломнических поездок, рассмотрены основные функции группового паломничества, а также раскрыта ключевая роль паломнических поездок в организации Православного отдыха людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PILGRIMAGE IN ORTHODOX RELIGIOUS TOURISM ORGANIZATION

The article covers a research into the concept of ‘pilgrimage’, its content and history. The authors provide an elaborate classification of pilgrimage tours, analyse the principal functions of group pilgrimage and dwell on the leading role of pilgrimage in the Orthodox religious tourism organization

Текст научной работы на тему «Роль паломнических поездок в организации Православного отдыха»

УДК 379.83.84 Б01 10.12737/1862

РОЛЬ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ОТДЫХА

Танеева Екатерина Шамильевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой технологий в сервисе и туризме, ка1е_181@ mail.ru,

Волжина Светлана Константиновна, ст. преподаватель кафедры технологий в сервисе и туризме, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Данная статья посвящена исследованию понятия «паломничество», авторами рассмотрена его суть и история, приведена подробная классификация всех видов паломнических поездок, рассмотрены основные функции группового паломничества, а также раскрыта ключевая роль паломнических поездок в организации Православного отдыха людей.

Ключевые слова: Православный отдых, паломничество, паломнические поездки, паломническая служба, паломнический туризм, виды туризма.

История слова «паломник» связана с латинским словом «пальма» и означает «носитель пальмы» - путешественник ко Гробу Господню, несущий из своего путешествия ветви пальмы в память о том, как люди встречали Господа, когда он въезжал в Иерусалим. На Руси в повседневной народной речи слово «паломничество» очень часто заменялось словом «богомолье». Это слово являлось более понятным людям, т.к. отражало в себе духовный смысл паломничества.

Как пишет современный исследователь, паломничество - это специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней. Цель паломника - святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Паломнические путешествия - это древнейший вид путешествий. Можно сказать, что история развития современного туризма берет свое начало именно с паломничества. На Руси с древнейших времен существует богатая традиция православного паломничества, которое считалось подвигом веры: человек пускался в путь уже уверовавшим, но ему следовало пронести свою веру сквозь странствия и очистить ее страданием и терпением. Паломнические путешествия с древнейших времен и до наших дней играли важную роль в духовной жизни Православных христиан, поэтому, говоря об организации Православного отдыха, невозможно не сказать о роли Паломнических поездок.

Как отметил Отец Василий, цель Православного отдыха - это помощь в духовном возрастании, а основные его составляющие - это совместная молитва, посильный труд, творчество и общение [4]. Важно отметить, что правильно организованная паломническая поездка включает в себя все перечисленные составляющие Православного отдыха.

Рассуждая о православном отдыхе, Отец Василий Лосев приводит ряд отличий от обычного светского отдыха, начиная от распорядка, который включает в себя молитву, встречи и беседы со священниками, обязательный труд участников над своим духовным развитием, и заканчивая обязательным участием в богослужении и церковных Таинствах. Здесь важно отметить, что перечисленные пункты характерны для паломнической поездки и именно они отличают ее от обычного светского культурно-познавательного мероприятия. Таким образом, паломническая поездка включает в себя две составляющие: духовно-просветительскую и культурно-познавательную, т.е. является более полной и насыщенной в духовном смысле.

Сегодня различные паломнические службы предлагают своим клиентам широкий выбор разнообразных паломнических поездок, которые можно классифицировать по следующим основным признакам (таблица 1).

Как уже отмечалось, наиболее важное значение для организации Православного отдыха имеет групповое паломничество, имеющее ряд важных функций (рисунок 1).

1. Духовно-просветительская функция. Паломники участвуют в соборной молитве, посещают литургии, участвуют в Церковных Таинствах, поклоняются Святыням, подают требы, знакомятся с житиями Подвижников благочестия и их ролью в церковной и государственной жизни страны, что играет немаловажную роль в духовном возрастании людей.

Таблица 1 - Классификация паломнических поездок

Критерий классификации Виды поездок Комментарии

Состав участников Индивидуальное паломничество Семейное паломничество Групповое паломничество С точки зрения организации Православного отдыха наибольший интерес представляет именно групповое паломничество, а также семейное, но в этом случае несколько семей объединяются в группу.

Продолжительность Длительное Кратковременное Раньше по Православным канонам считалось, что паломническая поездка - это поездка продолжительностью более 10 дней. Но сегодня существуют и однодневные паломнические поездки и даже паломнические походы, например, в какой-то храм, находящийся недалеко.

Сезонность Круглогодичные Приуроченные к Православным праздникам (событийные) Событийные паломнические поездки - это, например, поездка в Иерусалим на Пасху, а также поездки в какие-либо монастыри и храмы на Пристольные праздники и т.д.

Объект посещения Посещение рукотворных Святых мест (монастырей, храмов) Посещение природных Святых мест (гор, озер, родников, источников) Большинство паломнических поездок сочетают в себе эти два вида объектов посещения

Местоположение объекта паломничества Внутренние (в пределах государственных границ) Зарубежные

Способ организации Поездки, организованные собственными силами паломников Поездки, организованные с помощью паломнических служб В настоящее время существует много паломнических служб, занимающихся организацией поездок

Рисунок 1 - Функции группового паломничества

2. Общеобразовательная функция. Во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной и культурной жизни России. Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными центрами. Паломнические поездки помогают лучше узнавать, понимать и любить историю и культуру. Это очень важно для современной России, т.к. большинство ее культурноисторических памятников одновременно и Святыни Православной церкви.

3. Миссионерская функция. Поездки по святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными. Известны многочисленные случаи, когда путь человека к Богу начинался именно с паломнических поездок.

4. Коммуникативная функция. Она заключается в том, что в ходе паломничества у людей есть возможность общения с единомышленниками. Как показал опрос, проведенный среди паломников, многие предпочитают групповое паломничество индивидуальному именно из-за возможности общения с единомышленниками.

5. Объединяющая (сплачивающая) функция. В настоящее время во многих храмах складывается традиция паломничества приходом (священник и прихожане храма) или даже несколькими приходами совместно. Такие паломнические поездки способствуют сплочению людей. Люди объединены общим делом и стремятся к общей цели, помогая друг дугу. Как отмечают паломники, такие поездки позволяют воспринять и лучше почувствовать такие понятия, как Христианская соборность, соборная молитва. Некоторые из опрошенных паломников даже отметили, что именно в паломнических поездках им впервые в жизни удалось почувствовать, что такое настоящая соборная молитва. Сплочение людей и формирование духа соборности очень важны на современном этапе, т. к. люди, в том числе и православные, являются по большей части разобщенными и не умеют объединяться для достижения общей цели.

6. Благотворительная функция. В ходе паломнической поездки у людей есть возможность воочию увидеть нужды и проблемы монастырей и храмов и не остаться равнодушными, а оказать посильную помощь. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования, а также могут оказать помощь монастырю собственным трудом. Такая помощь является очень своевременной особенно для возрождающихся обителей. Данная роль особенно важна, т.к. в настоящее время практически каждый храм и монастырь, особенно если он находится в отдаленных уголках страны, нуждается в помощи.

7. Обменная функция. Она заключается в возможности обмена опытом. В настоящее время у многих монастырей накоплен огромный практический опыт по организации социальной работы, работы с детьми и молодежью.

Монастыри, при которых есть детские приюты, имеют колоссальный опыт по воспитанию, образованию и организации отдыха детей. Паломнические поездки дают возможность лично ознакомиться с этим опытом, проанализировать его и применить на практике в своем приходе, в частности и при организации Православного отдыха. Таким образом, паломничество позволяет решить целый ряд задач, стоящих перед Православным отдыхом. Еще одним преимуществом паломничества является то, что оно подходит практически для любой возрастной категории: и для школьников, и для молодежи, и для людей средних лет и для пожилых. Современное состояние паломнических поездок можно

проанализировать на примере Московской области (рисунок 2).

Как видно из рисунка, доля паломнического туризма является практически самой низкой и составляет 10-11% в общем объеме оказанных туристических услуг, примерно такая же доля у детского и культурно-познавательного туризма - 12%, а у спортивного туризма даже ниже 7-8%. Низкая доля паломнического туризма связана с тем, что за годы советской власти большое количество объектов паломничества (храмов, монастырей) было разрушено или закрыто. Советская власть, искореняя все проявления религиозности граждан, добилась того, что паломничество превратилось в культурно-познавательное путешествие, а храмы и монастыри из Православных Святынь - в музеи и выполняли функцию только объектов туризма. Функция же объектов религиозного поклонения была ими практически полностью утрачена.

Рисунок 2 - Доля отдельных видов туризма в общем объеме туристских услуг

В настоящее время происходит постепенное восстановление разрушенных и обветшавших от времени монастырей и храмов, что постепенно ведет к возрождению религиозности людей. А с возрождением Православной веры происходит и изменение отношения к монастырям и храмам, т.к. для верующего человека храм и монастырь - это, в первую очередь, Православная Святыня, т.е. объект паломничества, и только потом это архитектурный памятник, т. е. объект культурно-познавательного туризма.

Как уже отмечалось, паломнические поездки могут быть организованы двумя способами:

-собственными силами прихода (организацией поездки занимается священник или другое ответственное лицо);

-силами паломнической службы.

Сегодня среди приходов, в особенности крупных, становится более популярным вариант организации паломнических поездок при помощи паломнических служб. Это связано с тем, что на современном этапе развития произошли некоторые изменения: если в древние времена паломничество считалось духовным подвигом, сопряженным с добровольным отказом от удобств и комфорта, то в настоящее время паломничество включает в себя посещение святыни и отдых в безопасных и удобных условиях. Для современного паломника немаловажными стали условия безопасности, удобства и комфортности его поездки. Как показал опрос, 80% опрошенных паломников

интересуются условиями комфортности (задают вопросы об условиях проживания, питания, размещения), и 50% готовы нести дополнительные траты за более комфортные условия размещения, питания и т. д.)

А также современные паломнические поездки, особенно зарубежные, сопряжены с определенными формальностями: необходимо решить транспортную проблему, проблему питания, проживания, оформить необходимые документы и т.д. Паломническая служба берет на себя всю организационную составляющую паломничества и позволяет людям сосредоточиться на содержательной составляющей поездки. Именно поэтому современные паломники предпочитают пользоваться услугами паломнических служб для организации качественных, комфортных и безопасных поездок, в которых они бы могли спокойно посещать Святыни, молиться, не отвлекаясь на решение организационных вопросов.

Анализируя накопленный опыт по организации паломнических поездок, можно сделать вывод о том, что наиболее содержательными, душеполезными и запоминающимися были паломнические поездки, организованные паломнической службой с участием священника. Паломническая служба брала на себя все организационные вопросы, в том числе и предоставление Православного экскурсовода, а священник брал на себя вопросы, касающиеся духовного окормления паломников (организация совместной молитвы, проведение богослужений (где это возможно), духовные беседы и т. д.).

Как отметило большинство опрошенных паломников, такие поездки являются наиболее насыщенными, полными и благодатными.

Литература

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс,

2008..

2. Иеромонах Серафим (Параманов). О паломничестве и странничестве. - М.: АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2004.

3. Поплавская Х.В. Народная традиция православного паломничества в России в XIX - XX вв. (По материалам Рязанского края): автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 2000.

4. Священник Василий Лосев. Рекомендации по организации летнего православного отдыха и досуга в 2013 г. Епархиальная комиссия по организации летнего семейного отдыха и досуга при епархиальном отделе по делам молодежи. - М., 2013.

5. Христов Т. Т. Религиозный туризм: учеб. пособие. - М.: Изд. центр

« Академия»,2005.

6. Концепция развития туризма в Московской области. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://mst.mosreg.ru. (Дата обращения: 24.04.2013).

THE ROLE OF PILGRIMAGE IN ORTHODOX RELIGIOUS TOURISM ORGANIZATION

Taneeva Ekaterina Shamil’evna, candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Technologies in Service and Tourism, Russian State University of Tourism and

Service, Moscow, Russia, kate [email protected]

Volzhina Svetlana Konstantinovna, Senior Lecturer at the Department of Technologies in Service and Tourism, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia,

[email protected]

The article covers a research into the concept of ‘pilgrimage its content and history. The authors provide an elaborate classification of pilgrimage tours, analyse the principal functions of group pilgrimage and dwell on the leading role of pilgrimage in the Orthodox religious tourism organization.

Key words: Orthodox religious tourism, pilgrimage, pilgrimage tour, pilgrimage tourism, types of tourism.

REFERENCES:

1. Babkin, A.V., Spetsial’nye vidy turizma: uchebnoe posobie [Special Types of Tourism: a study guide]. Rostov-na-Donu [Rostov-on-Don], Feniks Publ., 2008.

2. Hieromonk Seraphim (Paramanov), O palomnichestve i strannichestve [On Pilgrimage’. Moscow, ANO “Razvitie dukhovnosti, kul’tury i nauki” Publ. [The Development of Spirituality, Culture and Science Publ.], 2004.

3. Poplavskaia, Kh.V., Narodnaia traditsiia pravoslavnogo palomnichestva v Rossii v XIX - XX vv. (po materialam Riazanskogo kraia) [The Orthodox Pilgrimage Folk Tradition in Russian in the XIX-XX centuries (Case Study: Ryazan Oblast], avtoreferat dissertatsii na

soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskikh nauk [synopsis of a candidate of Historical Sciences’ dissertation]. Moscow, 2000.

4. Losev, V, Rekomendatsii poorganizatsii letnego pravoslavnogo otdykha i desuga v 2013 g. [Advice on Summer Orthodox Religious Tourism Organization in 2013], Eparkhial’naia komissiia po organizatsii letnego otdykha i dosuga pri eparkhial’nom otdele po delam molodezhi [Diocesan Commission on Summer Family Orthodox Religious Tourism Organization, Diocesan Youth Affairs Division]. Moscow, 2013.

5. Khristov, T.T., Religioznyi turizm: uchebnoe posobie [Religious Tourism: a study guide]. Moscow, Akademiia Publ., 2005.

6. Kontseptsiia razvitiia turizma v Moskovskoi oblasti [A Concept for Tourism Development in the Moscow Region]. URL: http://mst.mosreg.ru. (Accessed April, 24, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.