Научная статья на тему 'РОЛЬ ОТЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЫ)'

РОЛЬ ОТЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ПРОЗА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ / ВЛИЯНИЕ ОТЦОВ / ВИДЫ ОТЦОВСКИХ ОБРАЗОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарапова Екатерина Андреевна, Божкова Галина Николаевна, Быков Антон Валерьевич, Галлямова Наталья Владимировна

Обоснование. Данная статья посвящена изучению влияния отцов на формирование подрастающего поколения. В качестве материала для исследования были выбраны произведения современной детско-юношеской прозы. Цели исследования: выяснить, какое влияние на воспитание детей оказывают отцы в современной детско-юношеской прозе; какие виды отцов представлены в детско-юношеской литературе 21 в. В работе впервые проанализированы и классифицированы образы отцов в детско-юношеской прозе 21 в., а также выявлены частота появления того или иного типа отцовства в русской и зарубежной детской литературе и его влияние на формирование подрастающего поколения. Для объективности результатов исследования были проанализированы произведения как отечественных, так и зарубежных писателей различных жанров. Материалы и методы. В статье применены качественно-количественные подходы, основными из которых являются методы контент-анализа и тематического анализа. Исследование включает следующие этапы работы: 1. Выборка текстов. Нами отобраны произведения современной детско-юношеской прозы, освещающие влияние отцов на формирование подрастающего поколения. 2. Подбор классификаций отеческих образов. Был сформирован корпус текстов. Общий объем выборки составил 7 современных произведений. 3. Интерпретация произведений современных художественных текстов. Количественный метод контент-анализа позволил перевести результаты в процентный коэффициент, отразив их в таблице и диаграмме. Качественный образно-тематический анализ позволил увидеть влияние видов отцов на формирование личности подрастающего поколения. Результаты исследования. Гармоничные отношения отцов с детьми способствуют формированию духовно-нравственной, отзывчивой и способной чувствовать, сочувствовать личности. Особенно важна модель поведения отца для сына, поэтому в 6 произведениях из 7 героями являются сыновья. В проанализированной детско-юношеской литературе 21 в. фигурируют лишь три типа отцов-«нет дома», судья, друг [1]. Это связано, прежде всего, с психологическими особенностями восприятия мира детьми и подростками. Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться для внеурочных занятий по литературе в школе, а также при разработке курса «Детская литература» в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FATHERS IN THE FORMATION OF THE GROWING GENERATION (ON THE MATERIAL OF THE MODERN PROSE FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE)

This article is devoted to the study of the father’s influence on the growing generation. The works of modern prose for children and young people were selected as material for the study. Objectives of the study: to find out what influence fathers have on the upbringing of children in modern children’s and youth prose; what types of fathers are represented in the children’s literature of the 21st century. For the first time, the images of fathers in children’s and youth prose of the 21st century are analyzed and classified, and the frequency of appearance of one or another type of fatherhood in Russian and foreign children’s literature and its influence on the formation of the formation are revealed. For the objectivity of the research results, the works of both domestic and foreign writers of various genres were analyzed. Materials and methods. The article uses qualitative and quantitative approaches, the main of which are the methods of content analysis and thematic analysis. The study includes the following stages of work: 1. Selection of texts. We have selected works of modern prose for children and youth, highlighting the influence of fathers on the formation of the younger generation. 2. Selection of classifications of paternal images. A corpus of texts was formed. The total sample size was 7 contemporary works. 3. Interpretation of works of modern literary texts. The quantitative method of content analysis made it possible to translate the results into a percentage, reflecting the results in tables and diagrams. A qualitative figurative-thematic analysis made it possible to see the influence of the species of fathers on the formation of the personality of the younger generation. Results. Harmonious relations between fathers and children contribute to the formation of a harmonious, viable, responsive and compassionate personality. The father’s behavior model is especially important for the son, therefore in 6 of 7 works the sons are the heroes. In the literature of the 21st century for children and youth under study, there are only three types of fathers, i.e. “not at home”, judge, friend. This is primarily due to the psychological characteristics of the perception of the world by children and adolescents. Practical implications. The obtained results can be used for extracurricular literature classes at school, as well as in the development of the academic course on children’s literature.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОТЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЫ)»

DOI: 10.12731/2077-1770-2021-13-1-246-262 УДК 811

РОЛЬ ОТЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ

СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЫ)

Шарапова Е.А., Божкова Г.Н., Быков А.В., Галлямова Н.В.

Обоснование. Данная статья посвящена изучению влияния отцов на формирование подрастающего поколения. В качестве материала для исследования были выбраны произведения современной детско-юношеской прозы.

Цели исследования: выяснить, какое влияние на воспитание детей оказывают отцы в современной детско-юношеской прозе; какие виды отцов представлены в детско-юношеской литературе 21 в.

В работе впервые проанализированы и классифицированы образы отцов в детско-юношеской прозе 21 в., а также выявлены частота появления того или иного типа отцовства в русской и зарубежной детской литературе и его влияние на формирование подрастающего поколения. Для объективности результатов исследования были проанализированы произведения как отечественных, так и зарубежных писателей различных жанров.

Материалы и методы. В статье применены качественно-количественные подходы, основными из которых являются методы контент-анализа и тематического анализа.

Исследование включает следующие этапы работы:

1. Выборка текстов. Нами отобраны произведения современной детско-юношеской прозы, освещающие влияние отцов на формирование подрастающего поколения.

2. Подбор классификаций отеческих образов. Был сформирован корпус текстов. Общий объем выборки составил 7 современных произведений.

3. Интерпретация произведений современных художественных текстов. Количественный метод контент-анализа позволил перевести результаты в процентный коэффициент, отразив их в таблице и диаграмме. Качественный образно-тематический анализ позволил увидеть влияние видов отцов на формирование личности подрастающего поколения.

Результаты исследования. Гармоничные отношения отцов с детьми способствуют формированию духовно-нравственной, отзывчивой и способной чувствовать, сочувствовать личности. Особенно важна модель поведения отца для сына, поэтому в 6 произведениях из 7 героями являются сыновья. В проанализированной детско-юношеской литературе 21 в. фигурируют лишь три типа отцов-«нет дома», судья, друг [1]. Это связано, прежде всего, с психологическими особенностями восприятия мира детьми и подростками.

Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться для внеурочных занятий по литературе в школе, а также при разработке курса «Детская литература» в вузе.

Ключевые слова: современная детско-юношеская проза; художественные образы; влияние отцов; виды отцовских образов

ROLE OF FATHERS IN THE FORMATION OF THE GROWING GENERATION (ON THE MATERIAL OF THE MODERN PROSE FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE)

Sharapova E.A., Bozhkova G.N., Bykov A.V.

This article is devoted to the study of the father's influence on the growing generation. The works of modern prose for children and young people were selected as material for the study.

Objectives of the study: to find out what influence fathers have on the upbringing of children in modern children's and youth prose; what types offathers are represented in the children's literature of the 21st century.

For the first time, the images of fathers in children's and youth prose of the 21st century are analyzed and classified, and the frequency of appearance of one or another type offatherhood in Russian and foreign children s literature and its influence on the formation of the formation are revealed. For the objectivity of the research results, the works of both domestic and foreign writers of various genres were analyzed.

Materials and methods. The article uses qualitative and quantitative approaches, the main of which are the methods of content analysis and thematic analysis.

The study includes the following stages of work:

1. Selection of texts. We have selected works of modern prose for children and youth, highlighting the influence offathers on the formation of the younger generation.

2. Selection of classifications of paternal images. A corpus of texts was formed. The total sample size was 7 contemporary works.

3. Interpretation of works of modern literary texts. The quantitative method of content analysis made it possible to translate the results into a percentage, reflecting the results in tables and diagrams. A qualitative figurative-thematic analysis made it possible to see the influence of the species of fathers on the formation of the personality of the younger generation.

Results. Harmonious relations between fathers and children contribute to the formation of a harmonious, viable, responsive and compassionate personality. The father's behavior model is especially important for the son, therefore in 6 of 7 works the sons are the heroes. In the literature of the 21st century for children and youth under study, there are only three types offathers, i.e. "not at home", judge, friend. This is primarily due to the psychological characteristics of the perception of the world by children and adolescents.

Practical implications. The obtained results can be used for extracurricular literature classes at school, as well as in the development of the academic course on children's literature.

Keywords: modern prose for children and young people; artistic images; father 's influence; types of paternal images

Тема отцовства традиционно волновала исследователей. Такие ученые, психологи и философы, как Ж.Ж. Руссо [12], М.В. Акули-на [2], М. Кляйн и Д. Боулби [5], А.И. Баркан [3], В.В. Бочаров [4], Ю.В. Борисенко [4], Э. Холлинз и М. Хизеринтон [15], Г.С. Абрамова [1], С. Хардах [17] утверждают важность отцов в формировании личности подрастающего поколения не меньше матерей и дают практические советы по сохранению семей и воспитанию детей.

О роли отца в развитии детей рассуждает и 3. Фрейд в своем труде «Психология сексуальности», утверждая, что у детей должны быть оба родителя, иначе ребенок начинает «примерять» на себя роль отсутствующего взрослого [14]. Позднее одноименные исследования сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка [5]. До 1970-х гг. роль отцов в развитии детей изучалась мало. Наиболее важной функцией родителя считалась экономическая поддержка матери, которая воспринималась «эмоциональным якорем для ребенка» [17]. Психологи Э. Холлинз и М. Хизеринтон также убеждены, что биологические и социальные факторы, влияющие на отцов, непосредственно связаны [15]. Выражается эта связь в генетической памяти мужского организма: мужчина рождается с определенным набором безусловных рефлексов, помогающих ему в осознании отцовства.

Существуют прямо противоположные мнения относительно вопроса отцовства. Например, В.В. Бочаров считает, что если биологические факторы определяют психофизиологическую готовность к отцовству, то социальные факторы регламентируют реализацию этой готовности [4]. Специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных особенностей и условий, поэтому существенно варьируется. Социум не только предъявляет определенные требования к экономическому, социальному, возрастному, профессиональному статусу мужчины и, соответственно, отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом в системе социальных ролей. Дети по своей природе склонны верить отцу, его словам [15]. Поэтому факт ухода папы из семьи, разрушает их уверенность в светлом будущем.

Для успеха исследования необходимо ввести метод классификации отцов. А.И Баркан выделяет следующие типы отцов: «папа-мама», «мама-папа», «Карабас-Барабас», «Попрыгунья-стрекоза», «крепкий орешек», «рубаха-парень», «ни рыба ни мясо» [3]. Ю.В. Борисенко выделяет следующую классификацию типов отцов в зависимости от принимаемых социальных ролей в семье: отец-кормилец, отец-воспитатель, отец-защитник [4]. Объяснение видов нам кажется излишним, поскольку намеченные определения, связанные с сюжетами басен, сказок, фразеологизмами, и так понятны читателю.

Для достоверности и полноты исследования мы будем использовать классификацию отцов Г.С. Абрамовой, которая выделяла 5 типов отцов: отец-друг, отец-судья, отец-кормилец, отец-психотерапевт и отец-«нет дома» («Ни во что не вмешивается, работает, зарабатывает деньги, дома отдыхает» [1, с. 461]).

Ситуация в мире детской литературы кардинально изменяется с приходом 21 в. [16]. Увеличивается количество произведений, адресованных непосредственно детям, однако главным новшеством становятся художественные тексты, единственным героем которых является отец. Ярким примером этому служит книга Суш «Папа рядом» [13]. Книжка-картинка содержит красочные иллюстрации, которые являются полноценной частью произведения, и минимальное количество сопровождающего текста, а прием повествования от первого лица помогает читателю прочувствовать описываемый образ отца, создавая портрет-впечатление: «Он всегда находит для меня время, даже если очень занят», «Он утешает меня, когда мне грустно», «Рядом с ним всегда найдется место для меня», «Когда папа рядом, нет ничего невозможного»[Там же]. В рассказе нет сюжетной линии, композиции - текст представляет собой набор отдельных фраз, дополняемых картинками, ставшими полноценным смысловым элементом повествования, однако это не мешает созданию портрета главного героя - заботливого, чуткого, любящего мужчины, «отца-друга» [1], который является для своего ребенка целой Вселенной, образцом и опорой. Образ папы помогает рас-

крыть и цветопись - все картины выполнены в пастельных нежных тонах, отец изображен слегка смуглым, с розовыми «яблочками» на щеках. Пастельные тона помогают раскрыть характер персонажа: теплый, уютный, присущий сангвиникам и соответствующему этому типу личности камню турмалину. Гиперболизация является главным художественно-изобразительным приемом: отец больше дочери в три раза, с постоянной улыбкой на лице, что позволяет увидеть не только внешнюю, но и внутреннюю мощь героя, суть которой во всепрощающем чувстве любви. Местоимение «мы» чаще всего употребляемое в книге, подтверждает единство дочери и папы. Глаголы, обозначающие действия отца, употребляются лишь с положительной коннотацией и значением активного действия: «утешает», «рассказывает», «поет», «охраняет», «находит», «знает» - это подтверждает тот факт, что отец занимает в процессе воспитания своей дочери активную позицию, а девочка настолько искренна и добра, что постоянно изображена с широко распахнутыми руками, готовыми к объятиям. Благодаря подобно любви юная героиня совершенно спокойна, добра и искренна к окружающим.

В рассказе М. Маялуома «Папа, пойдем за грибами» [6] также фигурирует образ отца-друга, которого дети каждый раз с нетерпением ждут с работы. Как только машина папы въезжает во двор, дети начинают «радостно визжать»: «...папа приехал!» [Там же, с.5]. Очевидно, что отец - любимый член семьи, дети с нетерпением ждут его, поддерживают во всех начинаниях, умеют заботиться и сострадать. Основой завязки произведения стало предложение папы совместно отправиться за грибами. Юные герои с удовольствием собирают вещи не только для себя, но и для отца [Там же]. Главный герой ценит заботу и тепло, но, узнав, что дети, играя, аккуратно закрасили фломастерами все грибы, так что стало невозможно отличить ядовитый гриб от съедобного, «взревел (...) и все деревья закачались» [Там же, с.11]. Этот жест отца намного понятнее детям, нежели упреки, ведь они тоже, негодуя, плачут, а не читают нотации. Малыши делают все возможное, чтобы успокоить своего взрослого друга, а в ответ получают его объятия. Демонстра-

цией теплых чувств родителя становятся и такие определения, как «ненаглядные», «краснощекие», «пустышкососательные», адресованные детям. Глава семейства согревает своих чад теплом, неуемной жизненной энергией.

Еще в конце 20 в. в детской литературе появляется интересный тип отца-«нет дома». Ироничное определение принадлежит психологу Г.С. Абрамовой, так исследователь называет отцов, много времени проводящих на работе. Прогрессирующая частота в использовании этого отеческого типа в детской литературе связана с особенностями нового столетия, времени, когда ценятся материальные блага, а не крепкие родственные связи. К типу отца-«нет дома» можно отнести главу семейства из повести И. Прохазковой «Бабушка с крылышками» [11]. Папа юного героя придумывает компьютерные игры, это его основная работа. Сын с горечью отмечает, что отец даже понятия не имеет «как делать настоящего воздушного змея» [Там же, с. 5] и вообще ничего «не знает о принцессах» и детских играх [Там же, с. 7]. Многие дети завидуют главному герою произведения, потому что его отец - компьютерный гений, знает все о виртуальной действительности. Однако Элиас не разделяет восторгов приятелей, ведь эта работа крадет у него внимание отца, мальчик очень расстраивается, когда папа забывает о своих обещаниях - это прочувствовать позволяет прием скрытого психологизма: юный персонаж переживает, обижается, ненавидит игры, не понимает взрослых, злится на друзей [Там же]. При помощи такого психологического приема, как исповедь, мы понимаем, насколько обижен мальчик на своего отца за его невнимание: «Он невыносим. Он плохо воспитан» - признается Элиас [Там же, с. 6]. Определение «несносный родитель», которым очень часто называет мальчик папу, подтверждают холод в отношениях между отцом и сыном. Даже эмоциональный портрет отца воспринимается юным героем негативно, прочувствовать это позволяет суммарно-обозначающий вид психологизма: «вот-вот расплачется», «крикнул пре-жалобным, противным голосом» [Там же, с. 11]. Даже во время обсуждения серьезных тем отец Элиаса «нервно барабанит по столу

пальцами», потому что «в это время уже мысленно едет на работу» [Там же, с. 12]. Мужчине намного проще жить в виртуальном мире компьютерных игр, а не решать проблемы действительности.

В рассказе Т. Меньщиковой «Мой отец зажигал звезды» [7] описывается жизнь и внутренние переживания главного героя -мальчика по прозвищу «Улитка». Интересно, что повествование в данном произведении ведется от лица мальчика - прием повествования от первого лица помогает лучше понять переживания главного героя. Прозвище «Улитка» мальчик получил совершенно не случайно: подросток постоянно опаздывает, хотя всегда выходит намного раньше назначенного времени. Большую часть своей жизни подросток прожил наедине с матерью и уверяет в том, что время, прожитое с ней, было «самым счастливым» [Там же, с. 60]. Спустя 12 лет подросток узнает, что у него есть родной отец. Глава семейства принадлежит к такому типу личности, как меланхолик: он скрытен, аккуратен, малоэмоционален. Мужчина остается холодным и равнодушным к своему родному сыну, постоянно сравнивает его с другими детьми, раздражая мальчика и заставляя чувствовать себя ненужным. Кроме того, отец постоянно критикует юного героя - любой разговор, который заводит Улитка с родителем, становится лишь очередным поводом для «прочтения поучительной лекции», поэтому мужчина выступает в начале произведения в роли «отца-судьи»: он критикует своего сына за все, что тот делает, начиная от бытовых вещей («макароны неправильно сварил» [7, с. 75]), заканчивая жизненными ценностями и манерами. Подросток начинает выполнять роль взрослого: хлопочет по хозяйству, старается сблизиться со своим отцом, однако кроме «вечного тюканья, что свет за собой не выключил в комнате или кровать не заправил» [Там же, с. 89] ничего не слышит. Мальчик отзывается об отце довольно сухо, описывая его внешний вид типичными фразами без детализации: «чуть больше пятидесяти лет», «под два метра роста» [Там же, с. 76]. Мужчина не верит в способности и уникальность своего сына, не видит в нем личность. Все это негативно сказывается на самом ребенке: мальчик

начинает думать, что отец прав. Именно поэтому много сложностей вызывает написание сочинения о папе, которое являлось обязательным в рамках школьного предмета и кульминационным в сюжете произведения. Мальчик пугается этого задания и передает свои ощущения с помощью емкого сравнения: «в животе кто-то включил морозилку» [Там же, с. 100]. Ребенок понимает, что ничего не знает о папе, о его положительных качествах. Подросток поставил перед собой цель: узнать положительные стороны своего отца. Негодование появляется в тот момент, когда герой узнает о том, что его родитель является замечательным преподавателем технического училища, и все фонари на улицах города «зажигают ученики папы, это все он» [8, с. 124]. Отец и сын начали долгий путь к сближению: мальчик перестал обижаться на отца и обрел новых друзей и признание одноклассников.

Ключевыми фигурами произведения С Пеннипакер «Пакс» [10] являются отец и сын, пережившие горе, которое не сблизило, а отдалило двух самых родных людей. Действие начинается с конфликта: отец заставляет своего сына вывезти в лес маленького ручного лисенка Пакса, которого ребенок приручил и полюбил. Читатель сразу обращает внимание на многочисленные противоречия в портрете отца: «его ласковый голос не вязался с крепким запахом лжи» [Там же, с. 60]. Горе, которое переживает мужчина не позволяет ему быть собой и отдаляет от сына. Папа Питера выступает в роли отца-«нет дома» [1], поскольку он совершает своеобразное бегство от горя в работу, а позже - на войну. У мужчины никогда нет времени для своего ребенка, он всегда на работе -«дома почти не бывает» [Там же, с. 63]. Поскольку отец постоянно отсутствует в жизни сына, не знает об увлечениях подростка, не понимает привязанности Питера к Паксу. Мальчик чувствует скрытую угрозу, исходящую от отца, поэтому со временем «научился вести себя тихо. Не путался под ногами» [Там же, с. 80]. Такова его модель поведения и с окружающими. Война, на которую добровольно уходит отец, становится бегством от проблем действительности, жестом эгоизма. Мужчина даже не осознает,

что делает своего сына сиротой. Путь к примирению отца и сына долгий и очень непростой. В произведении отец показан меланхоликом. Такие люди очень тяжело переживают личные утраты, долго не могут реабилитироваться, эгоистично думают лишь о себе. В силу своего характера отец не дарит своему сыну тепла, нежности, он существует лишь своими интересами, а жизнь сына протекает обособленно.

Еще одним ярким примером отца-«нет дома» является герой из рассказа Е. Ожич «Мой папа - мальчик» [9]. Повествование снова ведется от первого лица. Папа в произведении кандидат филологических наук, он постоянно на работе или занят подготовкой к лекциям. «У нас дома все заняты» - с отчаяньем произносит скучающий сын. Из-за того, что отец редко общается с подростком, он не понимает того факта, что мальчик уже вырос и нуждается в неформальном доверительном общении. Юному герою очень хочется, чтобы отец заметил, как он повзрослел: «ведь я уже второй десяток разменял» [9, с. 7], а тот по-прежнему использует «сюсюкающий» тон в общении с сыном. Образ отца в данном произведении не статичен, благодаря приему художественного преуменьшения взрослый мужчина снова превратится в ребенка и лишь после этого получил возможность осмыслить свои ошибки и прочувствовать потребности подростка. После перевоплощения сыну и папе-мальчику приходится существовать на равных условиях, но это помогает мальчику почувствовать себя увереннее. Подросток начинает заботиться о своем «младшем» отце: герои сближаются - играют вместе, общаются на неформальные темы, занимаются спортом. Мальчик безумно рад тому, что отец наконец-то обратил внимание на его интересы, снова стал активным, а не фиктивным родителем.

Отдельная классификация видов отцов вводится в рассказе А. Никольской «Папатека» [8]. Повествование в произведении ведется от лица главного героя повести мальчика Вити. Этот прием позволяет максимально прочувствовать эмоции героя, понять его переживания. Подросток признается в том, что хочет, чтобы

папа пропал «и желательно без вести» [Там же, с. 4]. Вите неприятен даже вид отца, это чувствуется в описании внешности мальчиком своего родителя: «почесывает живот под пижамой», «лысый», «длинный, как представитель семейства страусовых» [Там же, с. 15] - это сравнение показывает отношение мальчика к своему родителю как к несостоятельному человеку, неприятной и трусливой личности. Во всех своих бедах Витя винит отца, стесняется его, полагая, что если он «улетит вместе с инопланетянином», то они «заживут с мамой счастливой жизнью» [Там же, с. 19]. Отец «читает нравоучения», любит «справедливо наказывать», выступая в роли «отца-судьи». Герой вынужден в семье играть две роли: мамы и папы, причем каждую из них он выполняет весьма посредственно: готовит «практически несъедобно», жизнью сына интересуется очень редко. Дело в том, что мать Вити уехала на заработки, поэтому все ее присутствие в жизни семьи заканчивается видеосвязью. Обиженному и злому мальчику в волшебном доме «Папатека» предоставляется уникальная возможность выбрать папу своей мечты. Условия обмена крайне просты: герой берет нового идеального папу «на прокат», а своего сдает в стеклянный склеп «на хранение». Подросток поддается искушению и выбирает нового родителя. Сначала персонаж выбирает отца по внешним качествам, думая, что все одноклассники начнут ему завидовать, потом - по внутренним. Юный герой меняет своих отцов до тех пор, пока не понимает, что все они слишком «одинаковы», а его папа - идеальный отец, совмещающий в себе в оптимальных пропорциях все лучшие человеческие качества несмотря на то, что не вызывает восторгов одноклассников. Примечательно, что ни один из пап не устроил мальчика, и ему больше всего на свете хотелось вернуться к своему родному отцу. В конце произведения герои наконец-то выстраивают гармоничные отношения. Подросток становится увереннее и мудрее, осознав ошибку.

Результаты интерпретации произведений современной детско-юношеской прозы проиллюстрированы в Таблице 1 и Диаграмме 1.

Таблица 1.

Влияние отцов на формирование подрастающего поколения

Главный

№ Автор Название произведения герой (и)-дети (имя) Качества характера отца Приемы создания образа отца Влияние отца на формирование героя-ребенка

Детская проза

1 Суш «Папа Без- Заботливый, Жестовый Веселая, жизнера-

рядом» ымянная чуткий, любя- портрет, достная, любящая,

девочка щий, сильныи. портрет описание, цветопись активная дочь, стрессоустойчивая

2 М. Ма- «Папа, Осси, Ранимый, лю- Речевой пор- Дети умеют сочув-

ялуома пойдем за Вейно бящий, забот- трет ствовать, любить

грибами» и Анна-Мари ливьш родителей, бескорыстно помогать окружающим.

3 И. Про- «Ба- Элиас Расчетливый, Эмоциональ- Ранимый; обижен-

хазкова бушка с крылышками» эгоистичный, раздражительный. ный портрет ный на родителей, ненавидит компьютерные игры, которые создает отец; не понимает взрослых, завидует одноклассникам, у которых хорошие семьи; одинокий.

Юношеская проза

4 Т. Мень- «Мой Улитка Преподаватель Речевой и Одинокий, раздра-

щикова отец (прозви- технического жестовый жительный, склон-

зажигает ще) училища. На- портрет ный к стрессу.

звезды» зидательный, справедливый, жестокий.

5 С. Пен- «Пакс» Питер Замкнутый, Портрет-впе- Обида на отца, зам-

нипакер агрессивный, молчаливый, уставший чатление, запах кнутость, одиночество, попытка уйти от действительности.

6 Е. Ожич «Мой Миша Препо- Гротеск, Раздражительно сть,

папа - даватель, гипербола, уязвимость, эмоци-

мальчик» инфантиль-ный-романтик, равнодушный к сыну портрет. ональность, стыд за отца

7 А.Ни- «Папате- Витя Неаккурат- Гротеск, Раздражительно сть

кольская ка» Поло- ный, ворчли- жестовый стыд за отца, оз-

винкин вый, отрешенный от жизни. портрет. лобленность

В 5 произведениях (И. Прохазкова «Бабушка с крылышками», Т. Меньщикова «Мой отец зажигает звезды», С. Пеннипакер «Пакс», Е. Ожич «Мой папа - мальчик», А. Никольская «Папатека») из 7 герои-дети из-за отрешенности, эгоистичности, равнодушия и занятости отцов раздражительны, замкнуты, уязвимы, чувствуют себя одинокими.

—42%—

■ Отец-"нет дома"

■ Отец-судья

■ Отец-друг

Виды отцов [на материале современной детско-юношеской прозы]

Диаграмма 1.Частотность появления в современной детско-юношеской прозе видовых особенностей детей

Таким образом, результаты анализа современной детско-юношеской прозы подтверждают важность отцов в процессе формирования подрастающего поколения: в рассказах Суш «Папа рядом», М. Маялуома «Папа, пойдём за грибами» представлен тип отца-друга, любящего и заботливого, формирующего в детях умение любить, сострадать. В прозе И. Прохазковой «Бабушка с крылышками», С. Пеннипакер «Пакс», Е. Ожич «Мой папа - мальчик» доминирует тип отца-«нет дома», нежелающий жертвовать карьерой ради детей, а в рассказе Т. Меньщиковой «Мой отец зажигал звёзды», А. Никольской «Папатека» - отец-судья, раздражающий детей чрезмерной опекой, недоверием, требовательностью. Юные герои чувствуют равнодушие отцов-«нет дома» и тяготятся гиперопекой отцов-судей, превращаясь в замкнутых, раздражительных,

агрессивных и отрешённых от жизни подростков, испытывающих

стыд за отцов.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Москва: Прометей, 2018. 540 с.

2. Акулина М.В. Отношения между детьми и родителями. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 108.с.

3. Баркан А. Рядовые семейных воин, или как мы создаем проблемы нашим детям. Москва: АСТ, 2009. 384 с.

4. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. Москва-Обнинск: «ИГ-СО-ЦИН», 2007. 220 с.

5. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики. 2003. 447 с.

6. Маялуома М. Папа, пойдем за грибами. Москва: Скутер, 2008. 36 с.

7. Меньшикова Т. Мой отец зажигал звезды. Москва: Компас Гид, 2019. 144 с.

8. Никольская А. Папатека. Москва: Росман-Пресс, 2015. 93 с.

9. Ожич Е. Мой папа - мальчик. Москва: Скутер, 2019. 119 с.

10. Пеннипакер С. Пакс. Москва: Самокат, 2016. 320 с.

11. Прохазкова И. Бабушка с крылышками. СПб: Поляндрия, 2014. 176 с.

12. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или Об образовании. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1896. 651с.

13. Суш. Папа рядом. СПб: Поляндрия, 2018. 36 с.

14. Фрейд З. Психология сексуальности. М.: Фолио, 2007. 74 с. URL:

https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/05/Freyd_Zigmund__

Psihologiya_seksualnosti.pdf (дата обращения: 23. 06. 2020).

15. Шоу Б. Гендерная психология. Москва: Скутер, 2012. 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Boshkova G., Shastina E., Shatunova O. The role of grandparents in the child's personality formation (On the material of children's literature) // Journal of Social Studies Education Research. Vol. 9, Issue 2, 2018, pp. 283-294. URL: https://jsser.org/index.php/jsser/article/view/263. (дата обращения: 23. 06. 2020).

17. Hardach S. The secret of being a good father. URL: https://www.bbc. com/future/article/20190606-how-to-be-a-good-father-to-a-newborn-son-or-daughter (дата обращения: 23. 06. 2020).

References

1. Abramova G.S. Prakticheskayapsikhologiya [Practical psychology]. Moscow: Prometey, 2018, 540 p.

2. Akulina M. Otnosheniya mezhdu det 'mi i roditelyam [Relations between children and parents]. Moscow: LAP Lambert Academic Publishing, 2012, 108 p.

3. Barkan A. Ryadovyye semeynykh voin, ili kak my sozdayem problemy nashim detyam [Family wars G.I.s, or how we create problems for our children]. Moscow: AST, 2009, 384 p.

4. Borisenko Yu.V. Psikhologiyaottsovstva [The psychology of paternity]. Moscow-Obninsk: "IG-SOCIN", 2007, 220 p.

5. Boulbi Dzh. Privyazannost [Affection]. Moscow: Gardariki. 2003, 447 p.

6. Mayaluoma M. Papa, poydom zagribami [Dad, let's go mushrooming]. Moscow: Skuter, 2008, 36 p.

7. Men'shchikova T. Moy otets zazhigalzvezdy [My father used to light the stars]. Moscow: Kompas Gid, 2019, 144 p.

8. Nikol'skaya A. Papateka [Papateque]. Moscow: Rosman-Press, 2015, 93 p.

9. Ozhich Ye. Moy papa - mal'chik [My dad is a boy]. Moscow: Skuter, 2019, 119 p.

10. Pennipeyker S. Paks [Pax]. Moscow: Samokat, 2016, 320 p.

11. Prokhazkova I. Babushka s krylyshkami [Grandmother with wings]. St. Peterburg: Polyandriya, 2014, 176 p.

12. Russo Zh.Zh. Emil', ili Ob obrazovanii [Emil, or On Education]. Moscow: Typo-lit. I.N. Kushnerev and Co, 1896, 651 p.

13. Sush. Papa ryadom [Dad is near]. St. Peterburg: Polyandriya, 2018, 36 p.

14.Freud Z. Psikhologiya seksual'nosti [Psychology of sexuality]. Moscow: Folio, 2007, 74 p. https://cpp-p.ru/wp-content/up-loads/2015/05/Freyd_Zigmund_Psihologiya_seksualnosti.pdf (accessed 23.06.2020).

15. Shou B. Gendernayapsikhologiya [Gender psychology]. Moscow: Skuter, 2012,180 p.

16. Boshkova G., Shastina E., Shatunova O. The role of grandparents in the child's personality formation (On the material of children's literature). Journal of Social Studies Education Research, vol. 9, issue 2, 2018, pp. 283-294. https://jsser.org/index.php/jsser/article/view/263 (accessed 23.06.2020).

17. Hardach S. The secret of being a good father. https://www.bbc.com/fu-ture/article/20190606-how-to-be-a-good-father-to-a-newborn-son-or-daughter (accessed 23.06.2020).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Шарапова Екатерина Андреевна, студентка

ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт

ул. Казанская, 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423600,

Российская Федерация

Kulagina-1998@mail.ru

Божкова Галина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт

ул. Казанская, 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423600,

Российская Федерация

bozhkova.galina@mail.ru

Быков Антон Валерьевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт

ул. Казанская, 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423600,

Российская Федерация

anton-77-@mail.ru

Галлямова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей N 2 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

ул. Николая Гоголя, 64, г. Бугульма, 423230, Российская Федерация

natalya.gallyamowa@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Sharapova Ekaterina A., student

Kazan (Volga Region) Federal University - Yelabuga Institute 89, Kazanskaya Str., Yelabuga, Republic of Tatarstan, 423600, Russian Federation Kulagina-1998@mail.ru

Bozhkova Galina N., Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Literature

Kazan (Volga Region) Federal University - Yelabuga Institute 89, Kazanskaya Str., Yelabuga, Republic of Tatarstan, 423600, Russian Federation bozhkova.galina@mail.ru

Bykov Anton V., Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Literature

Kazan (Volga Region) Federal University - Yelabuga Institute 89, Kazanskaya Str., Yelabuga, Republic of Tatarstan, 423600, Russian Federation anton-77-@mail.ru

Gallyamova Natalya V., Teacher of Russian Language and Literature of the Highest Qualification Category

Municipal Budgetary Educational Institution Lyceum N 2 of the Bugulma Municipal District of the Republic of Tatarstan 64, Nikolay Gogol Str., Bugulma, 423230, Russian Federation natalya.gallyamowa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.