Научная статья на тему 'РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ В СТАНОВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА'

РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ В СТАНОВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
780
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / РОДИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Артеменко Борис Александрович, Быстрай Елена Борисовна, Терещенко Марина Николаевна

В статье рассматривается вопрос становления гендерной идентичности детей дошкольного возраста. Представлен современный анализ проблемы исследования в психолого-педагогическом ракурсе, раскрывающий значение «вклада» родителей в становлении гендерной культуры ребенка дошкольного возраста. В исследовании приняли участие студенты заочного отделения факультета дошкольного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез); эмпирические (анкетирование, опрос, тестирование), методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ данных). Эксперимент осуществлялся в стандартных условиях. Целью практической части работы являлось изучение влияние пола на гендерную типологию родительства. Описаны результаты социальных ожиданий родителей в отношении детей разного пола (пол ребенка, ожидания от процесса воспитания). Рассмотрены особенности влияния межличностных и внутрисемейных отношений на шкалы маскулинности, фемининности детей дошкольного возраста, описаны отличия в проявлениях эмоций к детям у мужчин и женщин. Представлены результаты исследований по опросникам «Я - реальный родитель», «Я - идеальный родитель» глазами студентов. Рассмотрены вопросы распределения ролей в «эгалитарной» и «традиционной» семье глазами мужчины и женщины. Частично проанализирована проблема гендерной идентичности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, что может быть перспективой дальнейших изысканий в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Артеменко Борис Александрович, Быстрай Елена Борисовна, Терещенко Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FATHER AND THE MOTHER IN THE FORMATION OF THE CHILD'S GENDER IDENTITY

The article discusses the issue of the formation of gender identity in preschool children. The modern analysis of the research problem from a psychological and pedagogical perspective is presented, revealing the significance of the “contribution” of parents in the formation of gender culture in a preschool child. The study involved students of the correspondence department of the Faculty of Preschool Education of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. The following methods were used: theoretical (analysis, synthesis); empirical (questioning, survey, testing), methods of processing the obtained data (quantitative and qualitative analysis of data). The experiment was carried out under standard conditions. The purpose of the practical part of the work was to study the influence of gender on the gender typology of parenting. The results of social expectations of parents in relation to children of different sex (gender of the child, expectations from the upbringing process) are described. The features of the influence of interpersonal and intrafamily relations on the scales of masculinity and femininity of preschool children are considered, the differences in the manifestations of emotions towards children in men and women are described. The results of research on the questionnaires "I am a real parent", "I am an ideal parent" through the eyes of students are presented. The questions of the distribution of roles in the "egalitarian" and "traditional" family through the eyes of a man and a woman are considered. Partially analyzed the problem of gender identity in children brought up in single-parent families, which may be a prospect for further research in this direction.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ В СТАНОВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

VTTK" 479 49 —V I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> А14 ! Z*. DZ* |(сс) I This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0016 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ В СТАНОВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8076-2262 AuthorID: 502114 ORCID: 0000-0003-1472-9591 ScopusID: 57211658815

ЕВТУШЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: irinav-80@mail.ru)

SPIN: 5526-0017 AuthorID: 738079 ORCID: 0000-0002-3993-3751 ScopusID: 57195485155

ИВАНОВА Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: ivanovaiyu@cspu.ru)

SPIN: 5722-8526 AuthorID: 675614 ORCID: 0000-0001-8101-4401 ScopusID: 57202212422

АРТЕМЕНКО Борис Александрович, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой «Теории, методики и менеджмента дошкольного образования»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: artemenkoba@cspu.ru)

SPIN: 3495-7465 AuthorID: 283901 ORCID: 0000-0001-5976-3465 ScopusID: 57205188556,

БЫСТРАЙ Елена Борисовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой «Немецкого языка и методики обучения немецкому языку» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: bistraieb@cspu.ru)

SPIN: 8434-8140 AuthorID: 825360 ORCID: 0000-0003-1998-0793

ТЕРЕЩЕНКО Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: tereschenkomn@cspu.ru) Аннотация. В статье рассматривается вопрос становления гендерной идентичности детей дошкольного возраста. Представлен современный анализ проблемы исследования в психолого-педагогическом ракурсе, раскрывающий значение «вклада» родителей в становлении гендерной культуры ребенка дошкольного возраста. В исследовании приняли участие студенты заочного отделения факультета дошкольного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез); эмпирические (анкетирование, опрос, тестирование), методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ данных). Эксперимент осуществлялся в стандартных условиях. Целью практической части работы являлось изучение влияние пола на гендерную типологию родительства. Описаны результаты социальных ожиданий родителей в отношении детей разного пола (пол ребенка, ожидания от процесса воспитания). Рассмотрены особенности влияния межличностных и внутрисемейных отношений на шкалы маскулинности, фе-мининности детей дошкольного возраста, описаны отличия в проявлениях эмоций к детям у мужчин и женщин. Представлены результаты исследований по опросникам «Я - реальный родитель», «Я - идеальный родитель» глазами студентов. Рассмотрены вопросы распределения ролей в «эгалитарной» и «традиционной» семье глазами мужчины и женщины. Частично проанализирована проблема гендерной идентичности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, что может быть перспективой дальнейших изысканий в данном направлении.

Ключевые слова: гендер, гендерный репертуар, гендерная роль, идентичность, гендерная социализация, маскулинность, фемининность, родительство

THE ROLE OF THE FATHER AND THE MOTHER IN THE FORMATION OF THE

CHILD'S GENDER IDENTITY

© The Author(s) 2021

EVTUSHENkO Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

«Pedagogy and psychology of childhood»

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: irinav-80@mail.ru) IVANOVA Irina Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

«Pedagogy and psychology of childhood»

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: ivanovaiyu@cspu.ru)

ARTEMENKO Boris Alexandrovich, Candidate of Biological Sciences, Head of the Department «Theory, methods and management of preschool education» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: artemenkoba@cspu.ru) BYSTRAY Elena Borisovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department «German Language and Methods of Teaching the German Language» South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: bistraieb@cspu.ru) TERESHCHENKO Marina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Pedagogy and psychology of childhood» South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: tereschenkomn@cspu.ru) Abstract. The article discusses the issue of the formation of gender identity in preschool children. The modern analysis of the research problem from a psychological and pedagogical perspective is presented, revealing the significance of the "contribution" of parents in the formation of gender culture in a preschool child. The study involved students of the correspondence department of the Faculty of Preschool Education of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. The following methods were used: theoretical (analysis, synthesis); empirical (questioning, survey, testing), methods of processing the obtained data (quantitative and qualitative analysis of data). The experiment was carried out under standard conditions. The purpose of the practical part of the work was to study the influence of gender on the gender typology of parenting. The results of social expectations of parents in relation to children of different sex (gender of the child, expectations from the upbringing process) are described. The features of the influence of interpersonal and intrafamily relations on the scales of masculinity and femininity of preschool children are considered, the differences in the manifestations of emotions towards children in men and women are described. The results of research on the questionnaires "I am a real parent", "I am an ideal parent" through the eyes of students are presented. The questions of the distribution of roles in the "egalitarian" and "traditional" family through the eyes of a man and a woman are considered. Partially analyzed the problem of gender identity in children brought up in single-parent families, which may be a prospect for further research in this direction.

Keywords: gender, gender repertoire, gender role, identity, gender socialization, masculinity, femininity, parenting

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическим задачами.

С конца 1990-х годов ХХ века институт семьи переживает ряд трансформаций общества, влияющих на все стороны жизни и развития семьи и ребенка в ней. В данной области общественного развития гендерное воспитание не остается без внимания со стороны социологов, психологов, педагогов и других специалистов. Ввиду многогранности гендерного репертуара семьи можно сказать, что современная теория и практика поднимают проблему обучения детей гендерным ролям. Недостаточная разработанность проблемы и необходимость ее решения указывают на значимость поиска новых подходов к решению проблем воспитания мужественности и женственности у детей дошкольного возраста [1-3]. В семье, где осуществляются многогранные роли мужа и жены, отца и матери, хозяйки и хозяина, происходит корректировка и обогащение гендерных представлений, усвоение моделей гендерного поведения и адекватных взаимоотношений в семье. Все это является важным средством становления гендерной идентичности личности ребенка дошкольного возраста. Компетентность родителей, наличие в семье идентичного полу ребенка члена семьи определяют успешность и адекватность процесса идентификации ребенка дошкольного возраста [4].

Анализ последних исследований и публикаций, использованных авторами для освещения различных аспектов проблемы, и выявление тех частей общей проблемы, которые ранее не были решены.

По мнению ряда ученых (Ю.А. Алешина, А.С. Волович, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина и др.), семья - первый этап социализации ребенка, где происходит усвоение гендерных ролей, а окружающая среда обеспечивает необходимые условий для закрепления и отработки гендерных стереотипов. Главное внимание в нашем исследовании будет уделено родителям, их поведению, взаимоотношениям друг с другом, с детьми, социумом, поскольку первые впечатления ребенка почти полностью связаны с семьей и именно здесь определяются стартовые, базовые гендерные характеристики личности ребенка [5-7]. Отдельные аспекты решения обозначенной проблемы представлены в работах В.Е. Кагана, И.С. Кона, И.С. Клециной, Л.В. Градусовой, Т.В. Бендас, Т.Н. Дороновой и др. Суть проанализированных нами идей

тендерного воспитания определяется тем, что развитие полового самосознания идет во взаимодействии со взрослыми, которые помогают осознать ребенку его собственную тендерную принадлежность, гендерную роль и т.д. Номинативная (обозначающая) принадлежность к полу изначально формируется в сознании ребенка в процессе сравнения и обнаружения внешних различий между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами), наблюдаемыми в одежде, аксессуарах, прическах. Следующим этапом становления гендерной идентичности, реализующимся в процессе непосредственного наблюдения за поведением мужчин и женщин в аналогичных ситуациях, выступает этап стереотипизации мужского и женского поведения. Механизм подражания позволяет ребенку осваивать как социально продуктивные формы поведения, так и стереотипы поведения взрослых, мешающие его адекватной социализации [1; 6; 8; 9].

В современном мире, несмотря на различные трансформации правил, норм и ценностей, традиционными основными агентами социализации ребенка, передающими собственный социокультурный опыт своим детям, выступают родители. Семья по-прежнему выступает значимой средой формирования представлений у ребенка о роли и месте мужчины и женщины в современном мире, гендерной идентичности, половой морали, субкультурной дифференциации полов. Именно семья, в которой присутствует атмосфера взаимоуважения мужчины и женщины, способна сформировать основы здоровых гендерных отношений детей и взрослых. Следует отметить, что процесс гендерной идентификации ребенка и приобщения его к гендерной культуре средствами социальных убеждений родителей, их ценностных ори-ентаций, стиля общения в семье и за ее пределами, системы наказаний и поощрений происходит в семье постоянно, в том числе, независимо от желаний родителей [2; 10; 11].

Результатами исследований (М. Комаровски, Дж. Рубин) подтверждены неосознаваемые родителями различия в социальных ожиданиях в отношении сыновей и дочерей с момента их рождения, формирующие в последующем дифференцированные отношения к детям разного пола. Собственные родительские представления о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, влияют на модели воспитания, стимулирую-

щих детей к проявлению полоролевых черт адекватных, с точки зрения социума [12; 13].

Авторами Ф. Парсонсоном, Н. Шадроу отмечено «перекрестное» влияние, которое оказывают родители на детей: отец - на дочь, мать - на сына посредством трансляции разных моделей гендерных ролей, не противоречащих друг другу. Данное положение утверждает идею о значимости влияния родителей обоих полов на становление гендерной идентичности мальчиков и девочек [12; 13].

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, можно отметить, что родители в одинаковой степени взаимодействуют с сыновьями и дочерьми, если только дело не касается поведения, связанного с генде-ром. Обобщая данные исследований, уместно показать, что отцы больше разговаривают с новорожденными сыновьями, в поведении же матери с малышами преобладают мышечные упражнения, а с девочками - речевое общение и обращение. Это проявляется как в играх (поощрение при «мальчишеских играх» мальчиков и «девичьих играх» девочек), так и в распределение домашних обязанностей. Дочерям обычно назначают стереотипные обязанности, например, мытье посуды или уборка квартиры, тогда как сыновьям назначают типично мужские обязанности - уборка мусора или мелкий ремонт. Обучение половой роли ребенка происходит не только при помощи присвоения стереотипов, но и путем набора гендерных схем и копирования поведения других людей. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения [14-17].

Ссылаясь на работы Ю.Е. Гусевой, отметим, что родительские ожидания (пол ребенка, ожидания от процесса воспитания) тоже имеют большое значение в становление гендерной идентичности ребенка. Например, ожидания мамы проявляются в том, что она не ждет от сына умения сделать что-то из женской работы, это должна делать девочка. Потому женщина зачастую акцентирует внимание на успехах девочек и неуспехах мальчиков. Традиционно считается, что женщины обладают эксклюзивной способностью воспитывать, заботиться, выполнять хозяйственно-бытовую функцию [12].

Касаемо межличностных и внутрисемейных отношений, можно отметить такой факт, что наблюдается стереотипное восприятие родителями своих детей. Исследование Экклз (Eccles, 1984) показало, что сформированные родительские стереотипы влияют на оценивание способностей сыновей к математике как более высоких в сравнении с дочерьми, даже в случаях одинаковой успеваемости детей. Эмпирические исследования показывают, что в качестве причин хорошей успеваемости по математике у мальчиков родители указывают на их способности. Старания девочек, по мнению родителей, объясняют их такую же успеваемость в области математики. Также отмечено, что матери, не поддерживающие гендерные стереотипы, больше стимулировали развитие познавательных процессов у сыновей, чем дочерей [12].

Ряд отличий выявляется на сенситивном уровне, связанных с менее частыми контактами с младенцами у отцов, нежели у матерей - прикасания к телу, взгляд в глаза, улыбки, вокализации. Развитию активности, любознательности, пространственных представлений у мальчиков способствуют активные игры, наряду с этим, у девочек развивается большая чувствительность в процессе выстраивания более эмоциональных отношений с ними. Матери больше внимания уделяют эмоциям детей, нежели отцы. Это, возможно, способствует тому, что дети чаще делятся своими эмоциональными проблемами с мамой. Возможно, отцы считают такой стиль «фемининным» и избегают его. Однако это не означает, что они не способны понять ребенка, посочувствовать ему [14-17].

Функция контроля детской дисциплины в семье традиционно отводится мужчинам, при этом они чаще ис-

пользуют директивные формы взаимодействия с детьми, проявляющиеся в повышении голоса, использовании повелительных форм обращения к детям. Данная модель общения в ряде случаев содействует восприятию отца как более авторитетного члена семьи. При этом следует отметить, что мужская идентификация в современном обществе трансформировалась и, возможно, усложнилась и чаще подкрепляется стереотипными представлениями о роли мужчины в обществе, чем реальными отношениями между взрослыми людьми своего пола.

Считаем необходимым затронуть проблему становления гендерной идентичности детей, воспитывающихся в неполных семьях. Процесс идентификации осложняется отсутствием образца своего пола в семье для подражания, дети вынужденно отождествляют себя с ролями и образцами противоположного пола, что, возможно, в будущем, создаст трудности и проблемы в установлении контактов со сверстниками своего и противоположного пола и в отношениях с собственными детьми. Следует отметить, что современные исследования показывают, что проблема материнских семей в представлениях людей является сильно преувеличенной. Нет достоверных статистических различий между детьми, которые воспитывались в полных и материнских семьях. Гораздо более значимым фактором является не тип семьи, а атмосфера семьи, отношения между членами семьи [18].

Необходимо отметить, что мужские и женские качества в личности человека напрямую отражаются на характере воспитания их ребенка: для того чтобы быть достойным примером, необходимо идентифицировать свой тип гендера на образ родителя. Результаты исследований (Л. Сидорович, Г. Лани) подтверждают мысль о том, что на тип гендера ребенка влияет гендер родителя. Аналогичные исследования проводились и другими учеными (Д. Уилл, П. Селф, Н. Дэнт) и все они подтверждают, что различия социально конструируются, формируются родителями [12; 19].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи - рассмотреть влияние родителей (отца и матери) на гендерную идентификацию детей. Организованное нами исследование реализовывалось в рамках дисциплины «Основы гендерной психологии». В нем приняли участие студенты заочного отделения, обучающиеся на факультете дошкольного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) «Дошкольное образование» и их супруги. Условно респонденты были поделены на 2 возрастные группы: 20-30 лет и 30-45 лет.

В качестве основы для проведения исследования использовались опросник С. Бэм, опросник «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартлен), тест Т. Лири (модифицированный), а также методы теоретического анализа источников.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Какими же видят (хотят видеть) себя родители? Из опросника «Кто я?» мы констатируем, что женщины в большей мере относят себя к фемининным характеристикам, потом - к нейтральным, третье место занимают маскулинные качества. Это означает, что образ собственной личности у женщин соотносится с представлениями о себе как о доброй, нежной, внимательной, ласковой матери. В отношении представлений о выполняемых личностью ролях следует отметить, что у женского пола преобладают характеристики социальных ролей, а только потом семейные и профессиональные роли. На наш взгляд, это факт говорит скорее всего о том, что женщине сложно реализоваться в профессиональной сфере и межличностных отношениях, гораздо проще научится вязать, шить.

По опроснику Т. Лири, где женщины характеризуют

себя в качестве родителей: как они есть (реальные родители) и какими бы они хотели быть (идеальный родитель). Мы зафиксировали, что большинство респондентов относят к себе такое качество как авторитарность практически на одном уровне с мужчинами. Это означает, что они в семейных отношениях в роли родителя требуют к себе уважения, любят давать советы, настойчивы и уверенны в своих приемах воспитания. Ненамного меньше проявляются качества дружелюбия, альтруистичности и фемининности, следовательно, современные мамы проявляют к детям еще и такие качествами как теплота и дружелюбие, мягкость, забота и сострадание. В меньшей степени проявляются качества подозрительности, то есть они критичны ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

Идеальными родителями эти же женщины видят себя авторитарней и эгоцентричней, скорей всего это связано с тем, что им хотелось быть более сильными личностями. Что касается мужчин, характеризующих себя по методики «Кто я?», ярко выражаются такие качества как маскулинность, меньше присваивают себе фемининные качества, которые практически на одном уровне с нейтральными, потом следуют характеристики социальных ролей, затем семейные и завершают мужчины свой образ профессиональными ролями. Из чего можно сделать вывод, что большинство мужчин ведут себя в семье властно, ощущают уверенность, они самостоятельны и независимы, реализуют себя в сфере досуга и межличностных отношениях.

Представления женщин о распределении ролей в семье в целом можно считать эгалитарными. Среди респондентов второй возрастной группы значительная часть приписывают большую ответственность в семейной сфере жене и меньшая мужу: 57 % и 43 % соответственно. Примерно в равной степени студенты распределят ответственность: 51,3 % в среднем считают, что в семье в основном все зависит от мужа и 48,7 % - от жены. При этом, примерно 33,3 % из них считают, что даже такая традиционная женская роль как организация и ведение домашнего хозяйства в большей степени зависит от мужа, а 17 % уверены, что за это полностью должен отвечать муж. Так же никто из опрошенных не считает воспитание детей зоной мужской ответственности, и только 14 % принимают большую ответственность мужа в этой сфере, среди первой возрастной группы таких 23 %, а 4 % из них уверены, что воспитание детей полностью зависит от мужа.

По опроснику Т. Лири, наблюдается, что мужчины как родители проявляют себя авторитарно и эгоцентрично и стремятся к независимости. Это говорит о том, что в воспитании ребенка они упорны и уверены в себе, ориентированы на себя. Аналогично видят себя такими же родителями в идеале, за исключением такого параметра как подчиняемость - стремятся его уменьшить, а взамен развить в себе дружелюбие, хотят быть добрее и мягче.

Если рассмотреть стили воспитания (Я.Л. Коломинский, И.И. Лунин), также наблюдаются отличия. Забота о финансовой составляющей своей семьи - зарабатывание денег на питание, на одежду детям, на получение лучшего качественного образования - остается и в настоящее время прерогативой мужчины в семье. Основная функция женщины в семье - выполнение домашней работы и воспитание детей, более чем в три раза участие женщин превышает участие мужчин в выполнении указанных обязанностей. Кроме того, мужчины в большой степени занимаются традиционно мужскими домашними делами, а женщины традиционно женскими [4]. Также отцы стремятся больше к физическому контакту (около 70 % респондентов). Они, например, подкидывают ребенка вверх, обучают его катанию на велосипеде, роликах, использует активные игры, где необходимо бегать, прыгать и т.д., в тоже время подобная активность присуща только 4 % матерей, которые чаще взаимодействуют с ребенком посредством улыбки, раз-

говора и пения, демонстрации игрушек, с помощью которых они вовлекает ребенка в общение [12].

Сравнительный анализ представлений родителей о своем ребенке не выявил достоверных различий. Тем не менее, можно дать общую характеристику представлениям родителей в зависимости от пола ребенка. Отцы видят своих дочерей как зависимыми, дружелюбными, фемининными, сыновей как авторитарными и дружелюбными, маскулинными. Женщины стараются формировать такие качества у девочек как авторитарность, независимость, дружелюбие, фемининность. У сыновей эгалитарность, эгоцентричность, подозрительность, маскулинность и дружелюбие.

Таблица 1 - Результаты представлений о своем ребенке отцов и матерей (реальный ребенок)

Реальный ребенок папа мама

м д м д

М SD М SD М SD М SD

авторитарный 3,20 1,26 2,47 1,06 3,87 1,60 3,13 1,51

эгоцентрический 2,07 1,28 2,73 1,16 3,07 1,71 2,07 1,49

агрессивный 2,27 1,22 2,27 1,44 3,00 1,65 2,20 1,37

подозрительный 1,73 1,10 2,07 1,44 3,07 1,53 2,73 1,62

подчиняемый 2,73 1,79 2,67 1,72 2,93 1,49 2,60 1,40

зависимый 2,93 1,44 3,60 1,18 3,00 2,00 3,33 1,35

дружелюбный 3,73 1,44 3,80 1,15 3,67 1,23 3,80 1,32

альтруистичный 2,40 1,45 2,87 1,46 1,93 1,58 3,00 1,31

маскулинность 2,25 0,69 2,38 0,79 3,22 0,91 2,47 0,71

фемининность 2,92 0,96 3,22 0,71 2,82 0,83 3,18 0,61

Таблица 2- Результаты представлений о своем ребенке отцов и матерей (идеальный ребенок)

Идеальный ребенок папа мама

м д м д

М SD М SD М SD М SD

авторитарный 3,40 1,72 3,00 1,00 3,87 1,55 3,27 1,22

эгоцентрический 2,47 1,41 2,47 0,83 3,60 1,30 2,80 1,15

агрессивный 2,07 1,16 2,00 1,20 3,20 1,74 2,33 1,11

подозрительный 1,87 1,25 2,53 0,92 3,00 0,85 2,80 1,26

подчиняемый 2,00 1,36 3,27 1,03 2,47 1,13 2,87 0,99

зависимый 2,20 1,32 3,00 1,20 3,53 1,30 3,00 1,25

дружелюбный 3,33 1,29 3,73 1,10 3,27 1,10 3,53 1,19

альтруистичный 2,40 0,91 2,60 0,91 3,13 1,06 3,20 1,47

маскулинность 2,45 0,79 2,61 0,66 3,42 0,84 2,77 0,82

фемининность 2,43 0,80 3,10 0,49 3,12 0,69 3,12 0,86

Представления родителей о реальном и идеальном ребенке в основном совпадают. Этот вывод сделан на основе показателей Т-критерия Стьюдента, который не показал достоверных различий. То есть, любой родитель хотел бы, чтобы его ребенок был самым лучшим (самым лучшим мальчиком или самой лучшей девочкой) во всех проявлениях, в том числе и в гендерном поведении.

Более устойчивая корреляционная зависимость обнаружилась в представлениях о себе как о родителе и представлениях о своем ребенке у родителей и ребенка одного пола, нежели ребенка и родителя противоположных полов, что указывает на схожесть и соотнесенность данных параметров и подтверждает гипотезу о склонности родителя идентифицировать себя с ребенком своего пола.

В целом, можно констатировать, что родители желают сформировать у ребенка качества в зависимости от его половой принадлежности. Поэтому как матери, так и отцы видят девочек нежными, зависимыми, но стоит отметить, что матери желают своим дочерям быть упорными, настойчивыми и уверенными в себе личностями. С мальчиками подобная ситуация: они должны быть сильными, ответственными, доминантными и, как все дети не зависимо от гендера, проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших

изысканий данного направления.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что процесс становления гендерной идентификации личности ребенка и тендерная модель поведения формируются в процессе социального воспитания и обучения, а также в процессе подражания взрослым в ходе выстраивания взаимоотношений. Позитивная тендерная идентификация возможна при условии развития тесных взаимоотношений ребенка как с матерью, так и с отцом, выполняющим в семье разные гендерные роли. Однако смена позиции отца и матери в семье часто затруднена, что вызвано такими факторами как: неподготовленность бывшего мальчика, а теперь отца к активному взаимодействию в своей семье; уже устоявшееся стереотипное распределение ролей и обязанностей в семье; сложившаяся социальная ситуация, где, например, мужская работа больше ценится и, следовательно, мужчине трудно переориентировать себя на семью.

Наше исследование не определяет весь круг обозначенных проблем, оно может быть продолжено в направлении изучения влияния других «агентов» гендер-ной социализации, а также проявления маскулинности, фемининности у детей, воспитывающихся в неполных семьях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 176 с.

2. Евтушенко И.Н. Гендерный подход к проблеме воспитания детей разного пола: монография. Челябинск. Изд-во «Библиотека А Миллера», 2019, 296 с.

3. Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста // Самарский научный вестник. 2018. № 2. С. 239-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гасанова Б.М., Муталимова А.М., Даудова Д.М. Влияние генде-ра на брачно-семейный конфликт // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. № 4. С. 207-212.

5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчин и женщин: из опыта работы // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 74-78.

6. Кон И.С. Мальчик — отец мужчины. Москва, 2009. 702 с.

7. Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. Москва: МПСИ. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014. 288 с.

8. Клецина И.С., Векилова С.А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций //Женщина в российском обществе. 2020. Т.11. № 3. С. 22-34.

9. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 412 с.

10. Евтушенко И.Н. К вопросу о гендерной культуре родителей// Актуальные проблемы дошкольного образования: сборник статей XVIII международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 23-24 апреля 2020 г.) — Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. С. 152-155.

11. Каурова Т.С., Кротова Т.В. Образовательная среда семьи дошкольника как условие гендерного воспитания // Евразийский союз ученых. 2020. № 6-3 (75). С. 14-15.

12. Гусева Ю.Е. Нежные мальчики, сильные девочки. Воспитание, свободное от гендерных стереотипов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. 156 с.

13. Гусева Ю.Е. Гендерный подход в гештальт-терапии семейных и детско-родительских отношений // Семья и дети в современном мире: сборник материалов международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2019. С. 273-279

14. Горшунова И.В., Иванова И.Ю. Отцовская депривация как фактор нарушения психологической безопасности / Психология семьи в современном мире. Екатеринбург, 2017. С. 119-122.

15. Комарова А.Ю., Терещенко М.Н., Евтушенко И.Н., Иванова И.Ю. Формирование основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 135-137.

16. Иванова И.Ю. Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации как направление взаимодействия с родителями // Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статей XVI международной научно-практической конференции. Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. С. 289-293.

17. Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Артеменко Б.А. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки студентов к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 111-114.

18. Валиуллина Л.М. Формирование гендерной культуры у девушек из полных и неполных семей как фактор дальнейшей профессиональной адаптации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики Серия: Познание. 2020. № 1. С. 28-34.

19. Maccoby E.E. The two sexes: growing up apart. Сoming together. L. 2000. - VIII, 376 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» в рамках научного проекта «Организационно-педагогические условия социально-коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации» договор № МК-006-21 от 21.04.2021

Статья поступила в редакцию 07.07.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.