Научная статья на тему 'Роль открытого общественного пространства в структуре университетского кампуса'

Роль открытого общественного пространства в структуре университетского кампуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенбаева Айганым Талгатовна, Мауленова Гульнара Джупарбековна

В статье рассматривается важность специализированного подхода к созданию общественных пространств в структуре университета. Образовательная среда это инструмент влияния на подрастающее поколение новых специалистов. Создание благоприятных условий, культурной и эталонной во всех отношениях среды является приоритетным элементом в образовательном процессе. Частой ошибкой является игнорирование открытых пространств и перевод на второй план при проектировании или реконструкции территории университета. Между тем, именно внешнее пространство формирует первое впечатление при посещении университета и в последующем влияет на восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль открытого общественного пространства в структуре университетского кампуса»

АРХИТЕКТУРА

РОЛЬ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КАМПУСА Есенбаева А.Т.1, Мауленова Г.Д.2

1Есенбаева Айганым Талгатовна - бакалавр дизайна, магистрант;

2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается важность специализированного подхода к созданию общественных пространств в структуре университета. Образовательная среда - это инструмент влияния на подрастающее поколение новых специалистов. Создание благоприятных условий, культурной и эталонной во всех отношениях среды является приоритетным элементом в образовательном процессе. Частой ошибкой является игнорирование открытых пространств и перевод на второй план при проектировании или реконструкции территории университета. Между тем, именно внешнее пространство формирует первое впечатление при посещении университета и в последующем влияет на восприятие.

Ключевые слова: общественное пространство, открытое пространство, образовательная среда, университет.

Понятие «общественное пространство» приобретает все большее значение в связи с увеличением важности влияния физической среды на психологическое здоровье и комфортную жизнь человека, в целом. Общественное пространство - это привлекательное пространство с различными возможностями для решения социальных задач. Однако следует подчеркнуть, что общественное пространство, в первую очередь, это способ обживания и функционирования места, а не само место. На сегодняшний день замечается тенденция создания организованных общественных пространств в городе. Для университетов такая тенденция так же является актуальной.

Архитектурная среда тонко влияет на восприятие человека [1]. Наличие на территории университета зон для неформального общения, внеклассных форм саморазвития способствует полноценному погружению в образовательную среду. Чтобы «даже воздух был пропитан наукой» [2] необходимо проектировать площадки для студентов, в первую очередь, беря во внимание их потребности и интересы. Кроме рекреационного и коммуникационного баланса университетской системы, общественное пространство служит дополнительной площадкой для «выездных» лекций и практических занятий. На сегодняшний день кредитная образовательная система позволяет отказываться от традиционных формальных сценариев проведения занятий. На семинарах активно практикуют метод игры с целью закрепления знаний. А проведение курса лекций на лужайке - отличный метод прививания интереса к предмету и совмещения приятного с полезным. Смена обстановки с четырех стен на природное окружение способствует обновлению восприятия учебного процесса.

Уже известно, что человек усваивает знания непосредственно во время отдыха, а, значит, в отношении университета - это отдых вне аудиторных стен. Мозг человека устроен так, что ему необходимо давать перерывы, разграничения между потоком информации для логического составления связей [3]. Чтобы закрепить новые знания, новые навыки, нужно переключиться на контрастно другое действие, например, игру в теннис. Во время отдыха мышление человека переходит со сфокусированного состояния в рассеянное, когда новая информация обрабатывается фоново. В это время в мозгу образуются нейронные связи, закрепляющие эту информацию в долгосрочной памяти.

Были проведены исследования среди студентов, представляющие собой социологический опрос, с целью определения значимости открытых пространств в университете. В одном из исследований - опросе студентов кампуса ITB в Индонезии [4] было выявлено, что большинство респондентов проводят время на открытом воздухе в течение 1-3 часов - 60,5%, в то время как 37,2% проводят на открытом воздухе 3-6 часов и только 2,3% проводят более 6 часов. Неформальные занятия, проводимые студентами, в основном, проходят вечером - 57%, днем - 37%, а утром - 6%. Студентам (70%) нравится общаться на открытых пространствах, а 51% считают открытые пространства лучшим местом ожидания следующей лекции. Есть значительное количество студентов (46-49%), которые используют открытые пространства для учебы и обеденного перерыва - 31%. В зависимости от географического расположения университетов, цифры могут меняться, но суть останется единой - открытое пространство занимает не последнее место в жизнедеятельности студентов в университете.

В университетах с многолетней историей создавалась спокойная среда посредством сочетания классической монументальной архитектуры и ровных газонных островов. Визуальная чистота пространства, отсутствие загружающих его элементов, природность говорит о тех временах, когда акцент делался на архитектуру зданий, а окружающая территория служила фоном для них. Например, в Гарвардском, Массачусетском, Кембриджском, Болонском и других классических университетах дворы с газоном считаются символическим сердцем школы. Широкие зеленые поля влияют на посетителей успокаивающе и впечатляют посетителей богатым пространственным качеством и полной непринужденностью. Студенты общаются, отдыхают, играют, готовятся к занятиям, устраивают мероприятия - и все это проходит на лужайках [1, 5].

В современных университетских комплексах открытое пространство стало носить название «общественное», т.к. приобрело новые формы - это уже не лаконичные газонные поля, а созданные дизайнерами яркие многофункциональные площадки для активного социального взаимодействия в сочетании с динамичной архитектурой. К таким примерам можно отнести современные решения в кампусах Венского экономического университета [6], университета Монаша и кампусе Alumni Green Технологического университета в Мельбурне, Шведского аграрного университета в Уппсале [7]. Кроме планировочной организации территории, важной деталью в них является ландшафтное и дизайнерское решение всего пространства. Такое место «приглашает», подает идеи и развивает положительное неформальное отношение к учебной среде. Это связано с тем, что в нынешнее время в эпоху развития информационных технологий, маркетинга, рекламы, архитектурное пространство становится арт-объектом, с которым хочется взаимодействовать, находиться в нем и получать положительные эмоции.

В основном, речь идет о крупных университетах с огромным числом посетителей. Но даже мини-университеты, имеющие во владении только одно здание с небольшой дворовой территорией, могут переосмыслить открытое пространство как общественную зону социального взаимодействия. На практике такие университеты просто расставляют несколько неудобных скамеек и, возможно, фонтан. При наблюдении выявляется, что студенты неохотно проводят время в этом месте, вынужденные отсиживать свободные часы между аудиторными занятиями в коридорах и холлах здания.

Для самого университета архитектурная среда имеет значение, прежде всего, из-за улучшения качества жизни учащихся. Чем выше уровень жизни и разнообразнее условия, предоставляемые университетом, тем выше его притягательность и престижность в глазах его посетителей.

Список литературы

1. Эллард К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие /

Колин Эллард; Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2019. 288 с.

2. Пучков М.В. Архитектура университетских комплексов: [монография] / М.В. Пучков. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. 172 с.

3. Оакли Б. Думай как математик: Как решать любые задачи быстрее и эффективнее/ Барбара Оакли; Пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2018. 284 с.

4. Himasari Hanan. Open Space as Meaningful space for Students in ITB Campus. Procedia, Social and Behavioral Sciences 85, 2013. 308-317 p.

5. Stephen SiuYuLau, ZhonghuaGou, YajingLiu. Healthy campus by open space design: Approaches and guidelines. Frontiers of Architectural Research, 2014. № 3. 452-467 p.

6. Макотина С.А. Кампус Венского Университета как современное общественное пространство на поствыставочной территории всемирной универсальной выставки 1873 года, Австрия. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. № 1 (16), 2016. 177-188 с.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://varlamov.ru/1560369.html/ (дата обращения: 25.12.2019).

MODERN LANDSCAPE ORGANIZATION OF THE ALMATY CITY

Mulagulov G.A.

Mulagulov Grigoriy Andreyevich - Bachelor of Architecture, Postgraduate Student, DEPARTMENT OF ARCHITECTURE, KAZAKH NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.I. SATBAYEV, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article is devoted to the topic of a review of the current landscape situation in the city of Almaty. The situation before the reorganization of public places and the landscape in the city is examined, and a parallel with the current situation is drawn.

Keywords: landscape, landscape architecture, public places, city reorganization, urban environment development.

The landscape architecture of public places is an integral part of public areas. The use of landscape architecture as the main component in building the human environment is a strong point in the design of public places, as it expands the boundaries of the possibilities of creating a comfortable environment.

Recently, the city of Almaty has been reorganizing public places. All improvements and updates are for the good of the city. Large pedestrian areas are affected, the city is provided with a new pedestrian boulevard, comfortable rest areas are arranged, sidewalks are improved, paving stones are laid on them.

The city of Almaty needs the need to update public areas. In the field of landscape, mass reorganizations and updates have not been made before, just as a qualitative approach to pedestrian zones has not been noticed in order to create a comfortable environment. So from the time of the city of Verny, the construction of important gardens and parks to this day began.

In 1856, in the floodplain of the Malaya Almatinka River, the "State Garden" was founded, occupying 42 hectares. After 79 years, the park received the name "Gorky Park", and since 1980 -the Central Park of Culture and Rest named after "Gorky Park". This oldest park in the territory of present-day Almaty is still a resting place for citizens and has a well-maintained territory [1].

Another large landscaped green area of the city appeared in the 1870s at the site of the village cemetery, later called the Pushkin Garden. The park changed its name regularly and only in 1942 received its current name - Park Named After Panfilov's 28 Guardsmen.

In 1932, the main botanical garden was founded on an area of about 100 hectares, engaged in the cultivation of ornamental plants. The park is a vast green area with sidewalks and recreation places for citizens. With the collapse of the USSR, the territory of the Almaty Botanical Garden, located in the elite area of the city, began to be of interest to large business developers. In 2006,

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.