DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_112 УДК 3403
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ THE ROLE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND IN THE IMPLEMENTATION OF LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS РЕПЬЕВ Артем Григорьевич,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России.
125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: [email protected];
КУРМАНАЛИЕВ Нурбек Жекшенович,
слушатель, Академия управления МВД России.
125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.
E-mail: [email protected];
Repyev Artem Grigorievich,
Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: [email protected];
Kurmanaliev Nurbek Zhekshenovich,
Student of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Данная статья посвящена анализу вклада органов внутренних дел в общую правоохранительную деятельность вовлечённых в неё государственных институтов и места, занимаемого органами внутренних дел в правоохранительной системе. Главным образом, автор подчёркивает, что в настоящее время основной вклад в реализацию правоохранительной функции в России вносится органами внутренних дел. Неотъемлемым обстоятельством в развитии любого государства выступает укрепление правопорядка во всех отраслях общественной жизни, в каковом процессе органы внутренних дел играют ведущую роль. В предлагаемой работе анализируется правоохранительная деятельность органов внутренних дел, основным предназначением которой является не только охрана прав и свобод граждан от посягательств, но и создание наилучших условий для их реализации. Указанное актуально в силу того, что органы внутренних дел являются главным правоохранительным органом, призванным решать вопросы по взаимодействию с гражданами.
Abstract. This article is devoted to the analysis of the contribution of the internal affairs bodies to the overall law enforcement activities of the state institutions involved in it and the place occupied by the internal affairs bodies in the law enforcement system. Mainly, the author emphasizes that currently the main contribution to the implementation of the law enforcement function in Russia is made by the internal affairs bodies. A required condition of the development of any State is the strengthening of the rule of law in all sectors of public life, in which the internal affairs bodies play a leading role. The proposed work analyzes the law enforcement activities of the internal affairs bodies, the main purpose of which is not only to protect the rights and freedoms of citizens from encroachments, but also to create the best conditions for their implementation. This is relevant due to the fact that the internal affairs bodies are the main law enforcement agency designed to solve issues of interaction with citizens.
Ключевые слова: органы внутренних дел, правопорядок, правосознание, законность, правоохранительная функция, государство, граждане, общество.
Keywords: internal affairs bodies, law and order, legal awareness, legality, law enforcement function, states, citizens, society.
Для цитирования: Репьев А.Г., Курманалиев Н.Ж. Роль органов внутренних дел в системе правоохранительных органов и в реализации правоохранительной функции // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 112-115. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_112.
For citation: Repyev A. G, Kurmanaliev N. Zh. The role of internal affairs bodies in the system of law enforcement agencies and in the implementa-tion of law enforcement functions // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 112-115. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_112.
Статья поступила в редакцию: 16.02.2023
В современном обществе правоохранительная сфера выступает одним из ключевых элементов охранительной системы жизнедеятельности. В первую очередь именно правоохранительные институты должны создавать и поддерживать ситуацию, обеспечивающую благоприятные условия для нормального развития страны.
Каждый этап исторического развития государства обусловливает формирование тех или иных основных направлений государственной управленческой деятельности, иначе именуемых функциями государства. Поскольку последние определяют устройство, характер деятельности и социальное предназначение государства, то вопрос о них представляется важнейшим в общей теории государства, а исследование этого вопроса является предпосылкой правильного представления о главных и определяющих направлениях в государственной политике.
Соответственно, вопросы государствоведческой науки, призванные осветить роль и значение государства в общественной жизни, в первую очередь связаны с теоретическим изучением функций государства. Исследования на эту тему носят обширный и многоаспектный характер, и это вполне закономерно, поскольку изучение функций государства позволяет правильно ответить на вопрос о его воздействии на происходящие в обществе социальные процессы и вообще на взаимодействие государства с обществом.
Более того, вопросы функциональности государства и их актуальность на современном этапе обусловлены продолжающимся реформированием государственной системы, в том числе, применительно к теме статьи, системы органов внутренних дел. Ключевым фактором является то, что основной вектор во всех передовых странах направляется на улучшение эффективности правоохранительной деятельности госу-
дарства. Российская Федерация не является исключением. Например, наиболее важным качественным шагом в длительном и непростом процессе преобразования системы МВД стало принятие в 2011 г. Федерального Закона «О полиции». Внешним отражением этого нормативного правового акта стало переименование российской милиции в полицию. Однако дело не в названии, а в том, к каким качественным изменениям административно-правового статуса полиции как важнейшей составной части правоохранительных органов привёл этот закон.
Главное в том, что основной задачей нового правоохранительного института стали не только противодействие терроризму, преступности в целом, поддержание общественного порядка, но и обеспечение прав и свобод гражданин, причём эта функция может рассматриваться как основная. Иными словами, органы внутренних дел (далее - также просто органы) по своей сути теперь играют ещё более важную и определяющую роль в правоохранительной деятельности государства, чем раньше.
На сегодняшний день процесс совершенствования российских органов внутренних дел протекает последовательно и поэтапно. Государство всячески стремится сделать их более эффективными, в первую очередь в плане их основной функции - защиты конституционных прав и свобод личности. В рамках реализации этой задачи формируется административно-правовой механизм повышения эффективности защиты указанных прав и свобод, иных подлежащих охране закона интересов граждан, равно как и других функций, для выполнения которых органы предназначены [2]. При этом нельзя упускать из виду, что органы внутренних дел при осуществлении правоохранительных функций активно взаимодействуют с иными предназначенными для выполнения этих же функций органами. Отсюда вытекает, что, при ведущей их роли в реализации правоохранительной функции государства, их реформирование должно положительно сказаться на работе всей правоохранительной системы в целом.
В то же время для чёткой и слаженной работы правоохранительной системы необходимо эффективное взаимодействие всех правоохранительных органов, которое, если говорить о вышеуказанном их взаимодействии с иными выполняющими ту же работу структурами, может осуществляться в процессуальной, организационно-тактической форме. Такое взаимодействие, предполагающее взаимовыгодное сотрудничество, необходимо для обеспечения правоохранительной функции государства. И на сегодня в Российской Федерации это взаимодействие в целом достигнуто [3].
Ввиду ведущей роли в исполнении правоохранительных функций и вообще ввиду того, что органы внутренних дел имеют наибольший объем обязанностей, которые непосредственно связаны с защитой прав, свобод и иных аспектов жизни граждан, очевидно, что их сущность и специфика также имеют очень важное значение для реализации правоохранительной функции государства [4]. Важность этой сущности и специфики дополняется тем, что, кроме различных подлежащих защите государства интересов граждан, на органы МВД возложено и много других обязанностей, состоящих в противодействии преступности, охране общественного порядка, обеспечении национальной безопасности [5], впрочем, тоже так или иначе связанных с защитой прав, свобод и законных интересов граждан.
В ходе исследования вопросов, являющихся темой статьи, нельзя обойти стороной такое понятие, как «принуждение». Именно право на принуждение, по мнению ряда авторов, таких, например, как О.И. Бекетов и В.Н. Опарин, позволяет причислить квалифицировать государственные органы как правоохранительные. Указанная точка зрения, однако, представляется ошибочной, поскольку на те или иные формы и методы принуждения имеют право и некоторые другие государственные органы, никакого отношения к правоохранительной деятельности не имеющие [6]. Скажем, армия и связанные с нею структуры тоже без принуждения не обходятся. Но нельзя не согласиться с указанными авторами, что деятельность правоохранительных органов без принуждения немыслима.
В то же время в борьбе с преступлениями и правонарушениями первичными являются обязанности органов МВД, при этом на первом месте среди обязанностей стоит профилактика преступности. Соответственно, все права и полномочия правоохранительных органов, в том числе и право на принуждение, необходимо рассматривать в аспекте выполнения обязанностей, для выполнения которых они и созданы и наделены соответствующими правами.
Вместе с тем, научное исследование вопросов, связанных с практическим осуществлением правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов, является одним из наиболее важных направлений как в правоведении, так и в государствоведении.
Исполнение функций в государстве и взаимодействие с населением определяется осуществлением правоохранительной деятельности в стране. Причём, как было отмечено выше, в ходе осуществления правоохранительной деятельности особая роль отводится органам внутренних дел, практическая деятельность которых заключается в реализации правоохранительной функции и заключается, как уже сказано, в защите отдельных граждан, их прав и свобод, а равно общественных и государственных интересов от противоправных действий. Соответственно, деятельность органов внутренних дел, обеспечивая защиту всего перечисленного, носит именно такой - обеспечительный характер, что и определяет основные черты осуществления правоохранительной функции государства.
Изучая основные направления правоохранительной деятельности государства, мы таким образом видим, что надлежащее исполнение современным государством своих правоохранительных задач, реализуемое во всех вышеперечисленных чертах, в итоге обеспечивает сохранение общества в целом, что дополнительно является подтверждением её важности и необходимости. Здесь мы считаем нужным процитировать мнение автора Г. Еллинек о том, что «целью государства является защита объективного права или обеспечение правопорядка в нем» [7].
В ходе научных изысканий специфики понятия «правоохранительная функция государства», таким образом, необходимо акцентировать внимание на том обстоятельстве, что, помимо защиты прав и свобод граждан, интересов общества, интересов и безопасности государства и т.д., включая предупреждение и профилактику правонарушений, к правоохранительным функциям следует отнести также и выявление и наказание тех преступлений и правонарушений, предотвратить которые не удалось - их раскрытие, а в ситуации, когда правонарушение подлежит наказанию не в судебном, а в административном порядке, органы МВД наделяются ещё одной функцией - определять меру наказания для пра-
вонарушителя и осуществлять её на практике.
В свете всего сказанного становится ясно, что деятельность современного государства по осуществлению правоохранительных функций не может не играть ведущую роль в формировании качественной правоохранительной политики. Такой подход предполагает создание сложной и многогранной концептуальной модели правоохранительной деятельности государства, которая, в свою очередь, предполагает чёткий, систематизированный порядок всех элементов. Этот подход имеет и большое практическое значение для происходящих в обществе процессов, для его развития в нужном направлении в правоохранительной сфере и не только.
Взаимосвязанность разных сторон правоохранительной деятельности и осуществляющей её правоохранительной системы обусловливает то обстоятельство, что преобразования в любой из этих сторон неминуемо оказывают влияние на другие аспекты работы правоохранительной системы. Поэтому при любых преобразованиях в любой отрасли правоохранительной деятельности необходимо предварительно просчитать их последствия для всей правоохранительной системы в целом. При этом очевидно, что преобразования должны осуществляться только государством, поскольку определение главных направлений правовой политики, осуществление правоохранительной деятельности как таковое, а также создание, формирование и поддержание правоохранительной инфраструктуры - это задачи государственные. Вообще, государство представляет собой главный субъект социального управления [8], оказывающим целенаправленное воздействие на все аспекты общественной жизни в интересах социума, но в правоохранительной сфере его ведущая роль прослеживается особенно рельефно.
Необходимо уточнить, что правоохранительная функция государства может осуществляться исключительно в правовой форме. Заключается универсальной и исключительной роли права как метода воздействия государства на различные аспекты общественных отношений, включая ту или иную деятельность и поведение отдельных индивидуумов.
Правовое регулирование является одной из функций государственного управления согласно как теории, так и практике государственного управления. При этом необходимо выделить три формы правоохранительной функции государства: конституционно-правовую, гражданско-правовую и уголовно-правовую соответственно с конституционным производством, гражданским судопроизводством, уголовное судопроизводством и административно-деликтным производством в качестве основных составляющих.
Большое и разнообразное количество направлений правоохранительной деятельности государства делает необходимым участие в осуществлении правоохранительной деятельности практически всех государственных органов и механизмов, хотя, естественно, степень их участия весьма различается. Степень участия того или иного органа зависит от его роли и место в общей системе государственной власти, от его законодательно определённых функций и полномочий. В зависимости от этих факторов государственные органы в аспекте правоохранительной деятельности делятся на органы общей, отраслевой и специальной компетенции.
В первую категорию входят высшие органы законодательной и исполнительной власти, начиная от высшего руководств государства (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) до местных органов законодательной и исполнительной власти. К задачам органов этого уровня относится, помимо всего прочего, также и общее руководство правоохранительной деятельности на соответствующих уровнях. Значительно сложнее и разнообразнее набор целей и задач органов отраслевой и специальной компетенции, и сами они являются существенно более многогранными и специализированными (в плане реализации правоохранительных функций) подразделениями государственного аппарата [9], обеспечивают более конкретные аспекты различных сфер деятельности, в том числе правоохранительной.Но нужно оговориться, что, если в ряде других отраслей общественной жизни действуют и другие, негосударственные институты, которые совместно с государством (а зачастую и в большей степени, чем государство, местами и временами - и вместо него) определяют и контролируют соответствующие отрасли общественной и/ или личной жизни (включая поведение отдельных людей), то в правоохранительной деятельности негосударственные общественные институты правоохранительные функции реализовать не могут. Некоторые исключения (например, адвокаты) лишь подтверждают правило. Хотя, разумеется, сотрудничество правоохранительных органов с теми или иными негосударственными институтами в различных аспектах правоохранительной деятельности, в первую очередь в противодействии преступности, является не только возможным, но и необходимым.
Как мы уже знаем, именно в разнообразных аспектах противодействия преступности и состоит правоохранительная функция государства. Некоторые авторы применительно к указанной сфере деятельности государства дают её определение как «социального контроля». Так, Я.И. Гилинский под данным термином понимает «совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы девиантного поведения с целью их устранения или сокращения» [10].
По мнению Гилинского, средства осуществления социального контроля делятся на правовые и иные, к последним относятся, например, средства морально-этические, но основными являются первые; в плане социального контроля к правовым средствам надо отнести в первую очередь поощрения и наказания. В целом социальный контроль выражается в первую очередь в определении ценностей и норм, которые формулирует общество через те или иные общественные институты. Соответственно, общество таким образом внедряет определённые нормы в жизнь и обеспечивает их соблюдение, в том числе (и в первую очередь) методом поощрений за соблюдение их и наказаний за нарушение, а занимается профилактикой нарушений принятых норм поведения [10, с. 390]. В целом соглашаясь с указанными формулировками, применительно к теме статьи мы должны заменить «общество» на «государство».
Поэтому, правоохранительная функция государства является жизненно необходимой, без её реализации более или менее нормальная, полноценная жизнь государства и общества, тем более их развитие представляются невозможными. Это обстоятельство и определяет цель, задачи и направления правоохранительной деятельности государства, а также указывает на те аспекты общественных отношений, которые входят в компетенцию государственных органов, осуществляющих правоохранительные функции. Выполнению всего перечисленного и посвящены действующие
правовые нормы. Без данных норм осуществление правоохранительной деятельности в надлежащей степени не представляется возможным.
Главенствующая роль обеспечения законности и правопорядка в перечне правоохранительных функций государства, абсолютно закономерен в силу того, что последняя связана с важнейшими общественными отношениями, выражающими основные, базовые общественные интересы, равно как и с интересами отдельных личностей, социальных групп и т.д. - те, другие и третьи нуждаются в защите от противоправных действий.
На основании вышеизложенного, приходим к заключению того, что на сегодняшний день вопрос о содержательном аспекте правоохранительной функции - один из важнейших и в то же время один из наиболее дискуссионных.
В исследуемом контексте обращаем внимание на позицию исследователя Ю.Е. Аврутина. Этот автор полагает, что едва ли возможно и целесообразно с точки зрения исследования правоохранительной функции государства выделение среди субъектов правоохранительной деятельности тех или иных специальных правоохранительных органов; нет какого-то универсального основания для такого выделения, для включения в число правоохранительных органов одних государственных структур и исключения других.
Более того, Ю.Е. Аврутин полагает, что в настоящее время не имеется ни хорошо проработанных достаточных теоретических, ни законодательных положений, определений, способных служить основанием для включения либо невключения тех или иных государственных институтов в состав правоохранительных органов. Он полагает, что чёткого определения правоохранительных органов в настоящее время вообще нет, а имеется лишь собирательное, расплывчатое определение для обозначения совокупности государственных институтов, занимающихся правоохранительной деятельностью с использованием определённого законом набора правовых, организационных и иных средств [11].
В итоге по результатам исследования можно выделить следующие итоги.
Сегодня правоохранительная функция государства заключается в совокупности целенаправленных действий различных правоохранительных структур, а также государственных правозащитных институтов по охране общественных отношений, обеспечению законности и правопорядка в предусмотренных правом и законом пределах и формах.
Реализация правовой политики является основным направлением всей правоохранительной деятельности. При этом правоохранительная функция государства является формой публичной деятельности.
Практическая правоохранительная деятельность государства обеспечивается созданием и поддержанием правоохранительной инфраструктуры как материальной и организационной основы таковой деятельности. Данная инфраструктура представлена механизмом управления, судебными органами и иными органами и организациями, связанными с осуществлением правоохранительных процедур.
Основополагающая роль в реализации правоохранительной функции отводится органам внутренних дел. При этом последние являются многопрофильными государственными институтами и в качестве таковых осуществляют свою деятельность в различных аспектах реализации правоохранительной функции государства, таких, например, как административная, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.
Библиогра фия:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» //Собрание законодательства Российской Федерации, 14.02.2011, 7, ст. 900.
2. Маюров Н.П., Ороева О.Д. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2011, №6. С.50-56.
3. Хомяков И.Д. Проблемы понятия охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства //Вестник Вятского государственного университета, 2012.№4.С.146-153.
4. Бялт В.С., Шевченко И.А. К вопросу о значении органов внутренних дел в реализации правоохранительной функции государства //Инновационная наука, 2016.№4.С.130-131.
5. Муратова С.А., Смердина Ю.С. Роль органов внутренних дел в защите права собственности и иных вещных прав // Вестник Белгородского юридического института МВД России, 2014,№1.С.124-128.
6. Бекетов О.И., Опарин В.Н. О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов Российской Федерации // Полицейское право. 2005.
№ 1. С. 46.
7. Еллинек Г. Право современного государства. Т. 1. Общее учение о государстве. 2-е изд. СПб., 1908. С. 167.
8. Уваров В.Н. Государство - ведущий субъект социального управления // Право и государство. 2001. № 1. C. 42.
9. Уваров В.Н. Классификация государственных органов // Право и государство. 2001. № 3. C. 38.
10. Гилинский Я.И. Криминология : теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд. СПб., 2009. С. 389.
11. Аврутин Ю. Е. Государство и право. Теория и практика: учебное пособие. М., 2007. С. 455.
References:
1. Federal Law № 3 - FZ of 07.02.2011 "On the Police" //Collection of Legislation of the Russian Federation, 14.02.2011, 7, art. 900.
2. Mayurov N.P., Oroeva O.D. The place and role of internal affairs bodies in ensuring human and civil rights and freedoms //Business in law. Economic and Legal Journal, 2011, No. 6. pp.50-56.
3. Khomyakov I.D. Problems of the concept of public order protection as a form of implementation of the law enforcement function of the state //Bulletin of Vyatka State University, 2012. № 4. pp.146-153.
4. Byalt V.S., Shevchenko I.A. On the question of the importance of internal affairs bodies in the implementation of the law enforcement function of the state //Innovative Science, 2016. № 4.pp.130-131.
5. Muratova S.A., Smerdina Yu.S. The role of internal affairs bodies in the protection of property rights and other property rights //Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, № 1.pp.124-128.
6. Beketov O.I., Oparin V.N. On the concept and system of law enforcement (police) bodies of the Russian Federation //Police law. 2005. № 1. p. 46.
7. Jellinek G. The law of the modern state. Vol. 1. The general doctrine of the state. 2nd ed. St. Petersburg, 1908. p. 167.
8. Uvarov V.N. The state is the leading subject of social management //Law and the State. 2001. № 1. C. 42.
9. Uvarov V.N. Classification of state bodies //Law and the State. 2001 № 3. C. 38.
10. Gilinsky Ya.I. Criminology: theory, history, empirical base, social control. 2nd ed. St. Petersburg, 2009. p. 389.
11. Avrutin Yu. E. State and law. Theory and practice: textbook. M., 2007. p. 455.