Конституционное право
22 4. О безопасности : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (в посл. ред.) // Собрание законодатель-
ства РФ. - 2011. -№1.- Ст. 2. Р 5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : фе-
^ дер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
7. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
8. О войсках национальной гвардии РФ : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27. - Ст. 4159.
§ 9. Трудовой кодекс РФ : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законода-
5 тельства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
^ 10. Кодекс РФ об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в
си р
посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
« 11. Воздушный кодекс РФ : федер. закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законода-
« тельства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
о 12. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ : постановление Совета Федерации
g Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. -
£ 2002. - № 7. - Ст. 635. а
а © Подмарев А.А., 2018
н
(D
С £
УДК 342
А. Е. Скиданова
и
и
« СКИДАНОВА, Анна Евгеньевна, адъюнкт кафедры конституционного и международного права (Омская
Академия МВД России). Адрес: Россия, 390000, г. Омск, проспект Комарова, 7. E-mail: [email protected].
SKIDANOVA Anna Evgenevna, post-graduate student of the Omsk academy of the MIA. Address: Russia, Omsk, Komarova str., 7. E-mail: [email protected]
Роль органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести в Российской Федерации The police as one of the main bodies in ensuring the right to freedom of conscience in the Russian Federation
В соответствии с Конституцией Российской Федерации одно из приоритетных направлений государства является признание, соблюдение и защита права на свободу совести. Поэтому, в обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты названного права. Особое место в этом механизме отведено органам внутренних дел. Вместе с тем, функция защиты права на свободу совести может быть реализовано лишь при условии, что органы внутренних дел действительно будут гарантами соблюдения и обеспечения названного права. В этой связи обосновывается место и роль органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести.
Ключевые слова: «свобода совести», «свобода вероисповедания», закон, соотношение, проблемы, законодательное регулирование, формы деятельности.
One of the main direct of Russian politics is the recognition, observance and protection of the right to freedom of conscience. That's why government must guarantee security and protection such relationships. The special role in security and protection of the freedom of conscience plays the law enforcement officers. Thus the author proves the place and the role of the law enforcement officers in the protection of such freedom.
Keywords: freedom of religion, freedom of conscience, law, relation, problems, legislative regulation, forms of activities.
Реализация права на свободу совести гарантирована Конституцией Российской Федерации. Так, в ст. 28 Конституции Российской Федерации, закреплено: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [1].
В настоящее время одним из субъектов, участвующих в обеспечении права на свободу совести,
являются органы внутренних дел. Полиция выполняет одну из главных задач - принимает меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение злоупотребления правом на свободу совести в виде распространения идей экстремистского и террористического характера, которые оказывают воздействие на сознание, умонастроения и убеждения населения [2, с. 33].
Вопрос об организации деятельности полиции в обеспечении права на свободу совести является актуальным, поскольку ни в одном нормативном пра-
Скиданова А. Е. Роль органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести в Российской Федерации
вовом акте не обозначена чёткая система подразделений полиции, участвующих в реализации права на свободу совести. Думается, что к подразделениям органов внутренних дел, участвующих в вопросах обеспечения права на свободу совести, можно отнести:
- управление уголовного розыска;
- отдел организации дознания по составам преступлений, определённых ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
- следственные подразделения МВД России по составам преступлений, определенных ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
- подразделение по противодействию экстремизму;
- отдел участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних;
- полк патрульно-постовой службы полиции:
- иные подразделения МВД России.
Управление уголовного розыска, органы предварительного следствия и дознания осуществляют поиск лиц, совершивших правонарушения по религиозным мотивам и решают вопрос о привлечении данной категории лиц к уголовной и административной ответственности.
Одним из главных субъектов в обеспечении права на свободу совести является подразделения по противодействию экстремизму. В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» сотрудники подразделений по экстремизму: проводят мониторинг оперативной обстановки в области противодействия экстремистской деятельности; принимают меры по разобщению экстремистских организаций (сообществ) на ранних стадиях формирования путём поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера; осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, отнесённых к компетенции подразделений по противодействию экстремизму; в пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей экстремистских организаций (сообществ) в органы государственной власти; принимают участие в информировании населения о результатах работы в установленной области деятельности; разрабатывают и организуют проведение специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в установленной области деятельности; выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах компетенции меры по их устранению [3].
Кроме того, важная роль в предупреждении и пресечении правонарушений религиозной направленности отведена подразделениям участковых уполномоченных полиции и инспекции по делам несовершеннолетних. Значимым направлением в работе участкового уполномоченного полиции является проведение индивидуальной профилакти-
ческой работы с лицами, склонными к совершению правонарушений религиозного характера, и осуществление постановки на учёт указанной категории лиц. Задачами подразделений по делам несовершеннолетних по предупреждению и профилактике правонарушений в области свободы совести являются: выявление несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений религиозного характера; выявление семей, склонных к делинквентному поведению в области свободы совести; проведение мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений в области свободы совести; выявление и устранение причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних в области свободы совести; осуществление взаимодействия с органами государственной власти и иными государственными органами, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам профилактики правонарушений религиозной направленности как среди несовершеннолетних, так и совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Сотрудники патрульно-постовой службы непосредственно принимают участие в охране общественного порядка при организации массовых религиозных мероприятий, проводимых в соответствии с федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», оказывают содействие в предупреждении и пресечении правонарушений религиозной направленности.
Кроме того, место и роль органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести раскрывается через задачи по обеспечению права на свободу совести, которые стоят перед органами внутренних дел. В доктрине конституционного права нет устоявшейся позиции относительно того, какие задачи стоят перед сотрудниками органов внутренних дел в вопросе обеспечения права на свободу совести. Представляется, что органы внутренних дел при реализации своих полномочий решают следующие задачи:
1) обеспечение личной безопасности человека и гражданина;
2) предупреждение и пресечение правонарушений в области свободы совести;
3) оказание содействия государственным органам, религиозным объединениям, гражданам по реализации права на свободу совести;
4) выполнение превентивной работы по предупреждению злоупотреблением правом на свободу совести.
Названные задачи предопределяют формы деятельности органов внутренних дел, к которым можно отнести:
- обеспечение органами внутренних дел общественного порядка и безопасности при проведении религиозными объединениями массовых мероприятий;
- взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями;
С0 а>
0 т я я я
С рэ
Я
-
1
Я
а> т а> Р
у р
>-1 о
В 3
у
я я
(Я а> Р о
е
а> т
рэ
СО
1=1
Р о о о Я Я
№
к» о
о <м
£ «
«
о о
3
рц
сз
т
ё о а
<и «
«
и
^
8 э
о и
а &
а
<и
т
И «
И
т
о
<и
т
Конституционное право
- противодействие экстремисткой деятельности и терроризму;
- профилактика, направленная на предупреждение злоупотреблением правом на свободу совести.
Обеспечение органами внутренних дел общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий религиозными объединениями. Участие органов внутренних дел в проведении массовых религиозных мероприятий регламентируется федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в соответствии с которым органы внутренних дел уведомляются о назначении уполномоченного представителя публичного мероприятия с целью оказания взаимодействия по обеспечению общественной безопасности участников публичных мероприятий и иных лиц. Кроме того, согласно названному закону, совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и организатором публичного мероприятия органы внутренних дел участвуют в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказания при необходимости неотложной медицинской помощи [4]. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел, обладая властно-распорядительными полномочиями, в случае, если усмотрят в действиях организатора такого мероприятия или участников публичного мероприятия состав правонарушения, могут привлечь названных лиц к административной или уголовной ответственности [5, с. 13].
Взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями. Взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями может быть реализовано в виде:
1) проведения профилактических бесед сотрудниками органов внутренних дел о недопущении злоупотреблением правом на свободу совести, в т.ч. о недопущении в их деятельности религиозных объединений действий экстремистского характера;
2) оказания консультаций религиозными объединениями для сотрудников органов внутренних дел об основах различных вероучений;
3) привлечения представителей различных конфессий при производстве следственных действий в качестве специалистов;
4) информирования религиозными объединениями сотрудников органов внутренних дел о лицах, склонных к действиям, которые могут привести к различным формам нарушения права на свободу совести, в т.ч. о совершении ими преступлений экстремистского и террористического характера;
5) информирования религиозными объединениями сотрудников органов внутренних дел о лицах, ставшими жертвами злоупотреблений правом на свободу совести;
6) своевременной передачи информации в дежурную часть органов внутренних дел о готовящимся или совершенном правонарушении, посягающем на право в сфере свободы совести [6, с. 122].
Таким образом, деятельность органов внутрен-
них дел по взаимодействию с религиозными объединениями носит двусторонний характер: с одной стороны, субъектом правоотношений выступают органы внутренних дел, с другой стороны - религиозные объединения. Такое взаимодействие предполагает повседневную упорную работу органов внутренних дел с религиозными объединениями; такая работа должна вестись непрерывно, чтобы добиться положительного результата и доверительного отношения со стороны религиозных объединений. Кроме того, такое взаимодействие предполагает согласованность действий органов внутренних дел и религиозных объединений с целью предупреждения проявлений злоупотреблений правом на свободу совести.
Противодействие экстремисткой деятельности и терроризму. Полномочия органов внутренних дел в названной сфере регулируются федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». Согласно нормам названных нормативных правовых актов, одними из приоритетных обязанностей полиции является принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремисткой деятельности религиозных организаций и граждан; участие в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а также по обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан [7].
Профилактика, направленная на предупреждение злоупотреблением правом на свободу совести. Основными видами деятельности органов внутренних дел по организации профилактической работы в сфере борьбы с религиозными правонарушениями являются: анализ криминологической обстановки, складывающейся как на определенной территории, так и на всей территории Российской Федерации в целом; анализ причин и условий, способствующих совершению религиозных правонарушений; внесение представлений и направление сообщений в соответствующие государственные органы о готовящихся правонарушениях религиозного характера и возможных мерах по их устранению; изучение и формирование общественного мнения о реальной обстановке в сфере реализации гражданами права на свободу совести; участие в правовом воспитании граждан, проведение лекций и профилактических бесед, чтобы жертв от религиозных правонарушений было меньше.
Необходимо отметить, что, поскольку приведённый перечень форм деятельности по обеспечению права на свободу совести находится в процессе формирования, попытка их выделения носит условный характер, и данный перечень может расширяться в зависимости от характера задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел.
На органы внутренних дел возлагается высокая ответственность в охране и обеспечении права на свободу совести [8, с. 12]. Вместе с тем правовая регламен-
Скиданова А. Е. Роль органов внутренних дел в обеспечении
тация деятельности сотрудников органов внутренних не в полной мере позволяет эффективно добиться высоких результатов в обеспечении названного права. Изложенное приводит к следующим выводам.
1. В целом имеющаяся законодательная база в области регламентации деятельности органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести позволяет решать поставленные перед сотрудниками полиции задачи. Однако имеющаяся неопределённость в действующем законодательстве не может полностью обеспечить эффективное участие сотрудников органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести и, как следствие, гарантировать в полном объёме реализацию права на свободу совести [9, с. 43]. В связи с этим государство должно усовершенствовать деятельность органов внутренних дел, т.к. они являются одним из субъектов, гарантирующих реализацию свободы совести.
2. Необходимо на законодательном уровне определить круг задач, стоящих перед сотрудниками органов внутренних дел в вопросах обеспечения права на свободу совести. Таким задачами могут стать: обеспечение личной безопасности человека и гражданина; предупреждение и пресечение правонарушений в области свободы совести; оказание содействия государственным органам, религиозным объединениям, гражданам в реализации права на свободу совести; выполнение превентивной работы по предупреждению злоупотреблением правом на свободу совести.
3. Неопределённым к настоящему времени остаётся вопрос о формах деятельности полиции
1ва на свободу совести в Российской Федерации
в вопросах обеспечения права на свободу совести, ГО
что отрицательно сказывается на возможности со- т
трудниками полиции обеспечить право на свободу к
совести. В связи с этим перспективным видится за- о
конодательное решение названной проблемы пу- к
тём нормативного определения форм деятельности ^
структурных подразделений органов внутренних т
дел по обеспечению права на свободу совести. Пере- р
чень форм деятельности структурных подразделе- р
ний органов внутренних дел может быть сведён к К
следующим: обеспечение органами внутренних дел Г
общественного порядка и безопасности при прове- у
дении массовых мероприятий религиозными объе- я
динениями; взаимодействие органов внутренних дел р
с религиозными объединениями; противодействие я
экстремисткой деятельности и терроризму; органи- Т
зация взаимодействия подразделений Министерства ^
внутренних дел Российской Федерации, его террито- Ю
риальных подразделений по вопросам обеспечения р
права на свободу совести; профилактика, направ- с
ленная на предупреждение злоупотреблением пра- я
вом на свободу совести. ^
Учитывая рост правонарушений религиозной ^
направленности, сегодня наиболее перспективным 7
было бы усовершенствование деятельности органов 2
внутренних дел в вопросах охраны и защиты права 1 на свободу совести. Потенциал подразделений органов внутренних дел в этом смысле высок. Решение названных и иных проблем в деятельности органов внутренних дел будет являться дополнительной гарантией реализации права на свободу совести на территории Российской Федерации.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Бучакова, М. А. Право на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2017. - № 3 (52). - С. 42-46.
3. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 19 [Электронный ресурс] // Сайт «Консорциум "Кодекс". Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/901970077. (дата обращения: 20.10.2017).
4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 7 июня 2017 г.) // СЗ РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2485.
5. Юрицин, А. Е. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму // Вестник Омской юридической академии. - 2017. - № 2. - С. 92-97.
6. Сергеев, А. В., Гунич, С. В. Органы внутренних дел как субъект, осуществляющий противодействие религиозному экстремизму // Государственно-правовые основы противодействия экстремизму : сборник научных трудов с международным участием. - Хабаровск: Изд-во ДВЮИ, 2015. - С. 121-126.
7. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
8. Юрицин, А. Е., Кошелев, Е. В. Защита прав человека: внутригосударственный и международный механизмы обеспечения // Актуальные вопросы публичного права. - 2015. - № 2 (32). - С. 10-21.
9. Пролетенкова, С. Е. Компетенция органов внутренних дел в сфере противодействия религиозному экстремизму // Российский следователь. - 2013. - № 18. - С. 43-45.
© Скиданова А. Е., 2018