Научная статья на тему 'Роль органов самоуправления в решении административно- хозяйственных вопросов (на примере сибирского земства)'

Роль органов самоуправления в решении административно- хозяйственных вопросов (на примере сибирского земства) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИБИРСКОЕ ЗЕМСТВО / ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / КООПЕРАТИВЫ / ОБЩЕСТВА / ТОВАРИЩЕСТВА / SIBERIAN ZEMSTVO (DISTRICT COUNCIL) / ZEMSTVO REFORM / SELF- GOVERNMENT / COOPERATIVES / SOCIETIES / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сечейко Ольга Юрьевна

Представлены причины и предпосылки введения земства в Сибири, его практическая необходимость. Рассмотрены статьи закона о земских учреждениях в Сибири, касающиеся административно-хозяйственных полномочий. На примерах показана деятельность земских органов в различных отраслях. Обозначены проблемы и успехи земской работы как исторического примера для организации современных местных органов самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль органов самоуправления в решении административно- хозяйственных вопросов (на примере сибирского земства)»

Список использ

29. American Heritage Dictionary of the English Language. URL: http://www.bartleby.com.

30. Advanced Learners Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1968. 1043 p.

31. The All Nations English Dictionary. Colorado, 1992. 825 p.

32. Basic Dictionary of Synonyms and Antonyms. New Delhi: Vision Books, 1983. 397 p.

33. Collins Cobuild English Language Dictionary. England: Harper Collins Publishers, 1992. 1703 p.

34. Cambridge Idioms Dictionary, 2nd ed. Cambridge University Press, 2006. 645 p.

35. Concise Oxford Dictionary. Bombay: Oxford University Press, 1987. 1263 p.

36. Chamber's Twentieth Century Dictionary. Edinburg: W&R Chambers, 1959. 1387 p.

37. Funk and Wagnall's Standard Desk Dictionary. NY.: A Funk and Wagnall's Book, 1969. 890 p.

38. Longman Advanced American Dictionary. Harlow: Longman, 2000. 1746 p.

иных словарей

39. Longman Dictionary of English Language and Culture. Harlow, 1999. 1620 p.

40. Macmillan School Dictionary. NY.: Collier Macmillan Publishers, 1983. 1094 p.

41. The New Horison Ladder Dictionary of the English Language. NY.: A Signet Book, 1970. 300 p.

42. Oxford Advanced Learners Encyclopedic Dictionary. Oxford: University Press, 1994. 1081 p.

43. Online English Dictionary. URL : http://foldoc.doc.ic.ac. uk.

44. Pitman's Book of Synonyms and Antonyms. London: Sir Isaac Pitman & Sons, Ltd, 1956. 110 p.

45. The Random House Dictionary of the English Language. NY.: Random House, 1970. 2059 p.

46. Roget's Thesaurus. URL : http://humanities

47. uchicago/forms_unrest/Roget.html.

48. Roget's Thesaurus of English Words and Phrases. Penguin Books, 1977. 712 p.

49. Webster's New Collegiate Dictionary. USA: Merriam Company, 1973. 1536 p.

УДК 342.25:94 (5П1.1/5)

РОЛЬ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВОПРОСОВ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ЗЕМСТВА)

О.Ю. Сечейко1

Восточно-Сибирский институт экономики и права, 664050, г. Иркутск, ул. Байкальская, 258а.

Представлены причины и предпосылки введения земства в Сибири, его практическая необходимость. Рассмотрены статьи закона о земских учреждениях в Сибири, касающиеся административно -хозяйственных полномочий. На примерах показана деятельность земских органов в различных отраслях. Обозначены проблемы и успехи земской работы как исторического примера для организации современных местных органов самоуправления. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова: сибирское земство; земская реформа; самоуправление; кооперативы; общества; товарищества.

THE ROLE OF SELF-GOVERNMENT IN SOLVING ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC PROBLEMS (ON THE EXAMPLE OF SIBERIAN ZEMSTVO) O.Y. Secheiko

East Siberian Institute of Economics and Law, 258a, Baikalskaya St., Irkutsk, 664050.

The article presents the causes and backgrounds of the introduction of zemstvo in Siberia and its practical necessity. It examines the articles of the law on zemsky institutions in Siberia, concerning administrative and economic powers. The activity of zemstvo authorities are shown in various branches. The author indicates the problems and successes of zemstvo work as a historical example for the organization of modern local self- governments. 15 sources.

Key words: Siberian zemstvo (district council); zemstvo reform; self- government; cooperatives; societies; partnership.

На сегодняшний день одной из трудно и медленно решаемых проблем в нашей стране является устройство повседневной жизни людей. Это и жилищно-коммунальный вопрос, и обеспечение детскими садами, ремонт школ и больниц, дороги, облагораживание территории и т.п. Предлагаются самые разные варианты решения. В данной статье приводится пример деятельности земства в начале ХХ в. по решению

аналогичных задач. Широко известен вклад российских земских органов самоуправления в благоустройство общественной жизни. На этом фоне не менее интересно рассмотреть опыт сибирского земства, зарождение которого пришлось на переломное время в истории нашей страны.

В 1861 г. в России было отменено крепостное право. Это было долгожданное событие, к которому

1Сечейко Ольга Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, тел.: 89246320809, e-mail: helgas13@mail.ru

Secheiko Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Philosophy and Humanities, tel.: 89246320809, e-mail: helgas13@mail.ru

готовились, разрабатывали планы, однако после провозглашения реформы стали возникать новые непредвиденные задачи, что повлекло за собой ряд преобразований в различных областях жизни. Необходимость устройства быта крестьян, которые отныне были предоставлены самим себе, привела к земской реформе 1864 г. На земские учреждения возлагалось решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, оборудование больниц, строительство дорог, пропаганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков; развитие ремёсел, кустарного производства - словом, всего, что составляло жизненный обиход.

На территорию Сибири земские учреждения не распространялись, поскольку в правительственной среде эта часть России традиционно воспринималась как отдаленный край ссылки и каторги.

Однако жизнь в Сибири не стояла на месте, в начале XX в. это была достаточно развитая территория, новый импульс к развитию которой дало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

Железная дорога, став связующим звеном между отдаленной Сибирью и центральной Россией, принесла много блага, но в то же время, как все новое, привела к значительным изменениям в жизни местного населения, приспособиться к которым было непросто.

Изменения вызвали большой экономический сдвиг, но в то же время подорвали основы занятий и благосостояния значительной части сибирского населения. К примеру, возросшее количество промышленных предприятий, увеличение доли городского населения, развитие товарообмена с Европейской Россией привело к исчезновению многих традиционных промыслов. В результате многие вынуждены были искать новые источники дохода, новые занятия.

Быстро менялся облик городов и поселков, численность которых увеличивалась за счет притока переселенцев. Сибирскому крестьянину стали доступны ввозимые из-за границы и из Европейской России предметы потребления, одежда, технические новинки. Газеты и журналы стали доходить гораздо быстрее.

Наряду с этим появились и новые ограничения. Были изданы лесные законы, что привело к ограничению в пользовании лесами и соответственно снизило доходы населения. Товарное производство хлеба и возрастание численности населения за счет переселенцев вызвало возникновение ранее незнакомой для сибиряков проблемы нехватки земли, поскольку обживались и разрабатывались в основном земли вблизи железной дороги.

Специфическая проблема, затрагивавшая Сибирь в большой степени - забота о сохранении малых народов, защита их от вымирания. Инородческий вопрос (как в то время называли малые народности) заключался в организации снабжения предметами первой необходимости, создании складов необходимых для промысла предметов и продуктов, рыбозапасных магазинов на случай голода, организации сбыта продукции, улучшении путей сообщения, усовершенство-

вании промыслов и создании новых, заботе о здоровье населения, просвещении, контроле за продажей спирта и др.

Болезненными проблемами оставались медицина и образование. Число учившихся детей школьного возраста в 1914 г. составляло: в Иркутской губернии -57,3%, в Енисейской - 44,9%, в Забайкальской области - 35,9% [12, с. 11]. На одно лечебное заведение приходилось в среднем 15000 кв. верст и 41700 душ [14, с. 107].

Решение всех названных проблем возлагалось в основном на различные органы государственной власти. Для урегулирования переселенческих дел правительство учредило Переселенческое управление и специальные органы на местах, заведовавшие передвижением переселенцев, устройством, оказанием различной помощи: снабжения сельскохозяйственным инвентарем, семенным и продовольственным хлебом, оказание медицинской, церковно-школьной и агрономической помощи.

Защитой малых народностей занимались на общероссийском уровне. По Положению 1901 г. инородные управы были заменены территориальным волостным управлением, в котором основная власть сосредоточивалась в руках крестьянских начальников. В целом эта реформа фактически ликвидировала остатки национального самоуправления и заменила его полицейским диктатом местных административных органов, что привело к нарастанию напряжения между сибирскими народами и самодержавием. В к. XIX в. при участии областников в Петербурге был поднят вопрос об учреждении патронатов для инородцев, но проект затерялся и не был утвержден.

IV Государственная дума, рассматривая вопрос о сибирском управлении, пришла к мнению, что управлять ею должны особые казенные присутствия (комитеты и управы), состоящие в основном из правительственных чиновников разных ведомств.

Поскольку государственные органы справлялись не со всеми задачами, перед Первой мировой войной стали возникать различные частные общества: производственные, потребительские, кредитные кооперативы. Но их возникновение не решало всего комплекса проблем.

В то же время в пользу введения в Сибири земского самоуправления говорило наличие необходимых финансовых и человеческих ресурсов.

Земские сборы были сопоставимы с бюджетом европейских губерний. В 1913 г.: в Енисейской губернии - 847316 р. (на душу населения - 0,98 р.), в Иркутской губернии - 820673 р. (1,22 р. на душу) [11, с. 10].

Восточная Сибирь, как и Россия в целом, представляла собою аграрный регион, сельское население в котором насчитывало 87% [14, с. 70]. Привилегированные сословия (дворяне, чиновники, почетные граждане, духовенство) составляли около 20 человек на 1000 [11, с. 5]. Местная интеллигенция особенно активно проявляла себя в областническом движении, работавшем с государственными органами, отстаивая интересы сибиряков.

Крестьяне также заняли активную позицию, созывая съезды и решая на них местные вопросы в период обсуждения введения земства в Сибири. Зачастую крестьянские объединения не ограничивались обсуждениями, переходили к практической деятельности, пытаясь содержать школы, врачебные пункты и т.п. Столь же активно проявили себя инородцы, предлагая собственные проекты местного самоуправления.

Таким образом, в Сибири были в наличии средства и образованные деятельные люди, способные самостоятельно решать вопросы организации местной жизни.

Февральская революция неожиданно ускорила введение земства в Сибири. 17 июня 1917 г. было издано «Временное положение о земских учреждениях в губернии Архангельской и в Сибири» (временным оно называлось до пересмотра и утверждения Учредительным собранием).

По «Положению» земство распространялось на всю территорию сибирских губерний, включая и малонаселенные некультурные северные уезды. Вводилось полное земство, то есть охватывающее всю вертикаль: губернское (областное), уездное и волостное. Волостное земство, бывшее долгое время предметом споров общественности и власти, было особенно необходимо в Сибири из-за очень больших территорий уездов и для возможности участия в самоуправлении самих крестьян, а не только горожан и интеллигенции, которые преобладали в уездных земствах. Новые учреждения были органами всесословными, образованными на основании всеобщего широкого избирательного права с допущением даже женщин, для них была характерна полная самостоятельность и отсутствие опеки крестьянских начальников, широкая компетенция.

Что касается компетенции земских учреждений, то в «Положении», помимо традиционных земских полномочий, в некоторой степени отражалось своеобразие сибирских условий, а также изменения научно-технического плана (в сравнении с законами о европейском земстве). Так, к предметам ведения было отнесено заготовление охотничьих принадлежностей для местного населения, проведение мелиоративных работ, меры охраны рыбных, звериных и пушных промыслов, устройство и содержание земской почты и телеграфных сообщений и т.д.

В законе нашли отражение и новые общественные явления, уже успевшие зарекомендовать себя в среде сибирских жителей. Земским организациям предписывалось «устройство общественных учреждений мелкого кредита, кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, касс мелкого кредита и ссудо-сберегательных, сельских банков и др. коопераций» [15, с. 12]. На земства же возлагалось оказание юридической помощи населению, охрана труда, устройство общественных работ, мастерских, ночлежных домов, бирж труда, участие в организации переселенческого дела.

Закон предоставлял земским учреждениям право самостоятельно вести свою деятельность. Некоторый надзор со стороны официальной власти присутство-

вал, но не с целью всестороннего контроля, что имело место до 1917 г., а для того, чтобы не допустить принятия постановлений, противоречащих закону. Комиссарам (высшая административная должность, введенная вместо губернатора после Февральской революции) - губернскому по отношению к губернскому земству и уездному по отношению к волостному земству -предоставлялся надзор за законностью действий и распоряжений земских органов. Комиссар не сам отменял земские постановления, а должен был передавать незаконное, по его мнению, постановление на рассмотрение административного суда, до решения которого опротестованное комиссаром постановление не приводилось в исполнение. В этом же суде должны были рассматриваться жалобы отдельных граждан на решения земства.

В Положении содержится требование представлять некоторые постановления на утверждение высших земских же инстанций или государственной власти. К примеру, утверждению министра внутренних дел подлежат постановления «о заключении договоров с частными предпринимателями об устройстве и эксплуатации ими земских сооружений и предприятий общего пользования на срок свыше двенадцати лет или когда стоимость сооружения превышает пятьсот тысяч рублей, ...об обращении губернских и уездных дорог в проселочные и об устройстве новых и перенесении существующих пристаней на судоходных реках и озерах» [13, с. 31].

Разумеется, что на проведение разнообразных хозяйственных мероприятий требовались значительные средства. Губернским и уездным земским собраниям предоставлялось право назначать следующие земские сборы: 1) с недвижимости в городах и уездах (с земель, жилых домов, фабричных, заводских и торговых помещений и др.); 2) с промысловых свидетельств; 3) с проезжающих по земским дорогам и переправам; 4) трактирный сбор; 5) судебная пошлина; 6) вычеты из жалования и других окладов чиновников, получающих свое содержание из земских сумм; 7) пособия из средств государственного казначейства и некоторые другие.

По новому Положению значительно упрощался порядок составления и утверждения земских смет. Проекты смет составляются на каждый год земской управой и вносятся на рассмотрение земского собрания, где рассматриваются и в случае надобности исправляются, после чего утверждаются. Одобренные и исправленные земскими собраниями сметы представляются губернскому (областному) комиссару и в копиях управляющему казенной палатой. Губернский комиссар, в случае обнаружения каких-либо препятствий для осуществления сметы, может заявить протест вышестоящему земскому собранию или окружному суду (на губернское собрание). Далее разрешенные к исполнению сметы печатаются в местных ведомостях или издаются особо и предоставляются губернскому комиссару, а также Министерству внутренних дел и Министерству финансов. Такой процесс утверждения смет, особенно в сравнении со старым порядком, был намного проще, не отягощался вереницей бюрократи-

ческих учреждений, в то же время сохранялся необходимый контроль над финансовой стороной деятельности земства.

С началом работы в земских управах началось формирование отделов, определялись их функции и первоочередные задачи. Среди прочих образовывались: отдел народного образования (устройство и содержание учебных заведений, организация внешкольного образования, учительских курсов, музеев, общественных библиотек, книгоиздательства, а также охрана памятников старины); врачебно-санитарный (устройство лечебных и благотворительных заведений и курортов), ветеринарный (вся соответствующая отрасль и содержание боен); строительно-дорожный (заведование земским строительством, содержанием в исправности дорог, пристаней, земской почты и телефонов); сельскохозяйственный (мероприятия по поднятию экономического благосостояния населения, способствование развитию местного сельского хозяйства, торговли и промышленности, устройство элеваторов, холодильников и складов машин, семян, удобрений и кустарных изделий, меры по охране рыбных, звериных и пушных промыслов); продовольственный (забота об обеспечении населения продовольствием и предметами первой необходимости, о заготовлении охотничьих и рыболовных принадлежностей для местного населения и содействие развитию потребительской кооперации).

При всей широте целей начало деятельности земств было сопряжено со значительными сложностями. Не хватало финансов, так, например, по Иркутской губернии на содержание земских управ и проведение самых необходимых мероприятий на второе полугодие 1918 г. требовалось 1 932 993 р. 77 к., в то время как в наличности было только 148 700 р. 08 к. [2, л. 65] и это в условиях стремительного роста цен. Соответственно возникала проблема с работниками. Земским служащим нередко приходилось работать из-за низкой оплаты только на энтузиазме. Часто случалось, что хорошие работники уходили из земских учреждений на другие, более выгодные условия службы.

При всем этом недолгий период деятельности Сибирского земства показал, насколько продуктивно может работать местное самоуправление даже в условиях политического и экономического кризиса, в котором находилась страна в 1917-1920 гг.

С самого начала существования земства в России большое внимание уделялось им вопросам народного образования. После Февральской революции 1917 г. земства, города и общественные учреждения получили право открывать учебные заведения всех типов для совместного обучения. В 1919 г. в ведение земства были переданы все учебные заведения, до этого находившиеся под контролем министерства народного просвещения.

Сибирские земства на организацию и поддержку образования выделяли 40% бюджета. Уже в 1918 г. в Иркутской губернии было открыто 6 новых высших начальных училищ, а в ближайшие планы ставилось открытие 4 средних учебных заведений и 22 высших

начальных училищ. Земства начали обеспечение школ письменными принадлежностями, занимались распределением средств, выделенных государством на приобретение учебных пособий, организовывали ремонт школ, выделяли пособия учителям. Также принимали участие в формировании общей концепции образования, выступая за «трудовую, единую, демократическую, светскую, свободную школу» [1, л. 16].

Заботясь о кадровом составе иркутское губернское земское собрание выразило пожелание о создании при государственном университете педагогического института для учителей, а также учредило 10 стипендий для подготовки учителей на курсах, организованных философско-педагогическим обществом Иркутского государственного университета [3, л. 171].

Помимо общего образования земства уделили большое внимание организации внешкольной работы, направленной в основном на повышение образованности взрослого населения. Проводились беседы по краеведению, текущему моменту, устраивались спектакли, пользующиеся большой популярностью, от которых затем переходили к чтениям «с туманными картинами или опытам» [5, л. 36], а потом - к курсам и лекциям. Все мероприятия проводились на средства земства и для населения были бесплатны. Кроме того, земства принимали участие в организации культурно-просветительных кружков и библиотек. В своей работе стремились применять всевозможные технические новинки, в том числе организовывали подвижной кинематограф, снабженный различными фильмами, в основном учебного содержания.

Недостаток денежных средств пытались восполнить путем сотрудничества с различными общественными организациями (кооперативами, обществами и т.п.)

Не менее важной задачей была организация агрономической помощи населению. Здесь земству предстояло построить практически заново всю систему, объединив государственные агрономические организации и персонал Переселенческого управления. Проблемы здесь были те же самые, что и в других отраслях: нехватка средств, персонала, отсутствие соответствующих учебных заведений на территории края (в Иркутской губернии, например, на 1918 г. имелось только одно низшее сельскохозяйственное училище -Жердовская школа, но и она действовала плохо) [2, л. 8]. Плюс к этому отсутствовали сельскохозяйственные машины и инструменты.

Тем не менее в силу имевшихся возможностей проводились некоторые мероприятия для поднятия производительности сельского хозяйства. К примеру, устраивались чтения, беседы и курсы, показательные мероприятия - на полях небольшой площади демонстрировали способы обработки пашни и посевов. Централизованно закупали животных, распространяли среди населения еще недостаточно привычную, но доходную отрасль пчеловодства, а также огородничества. Земства стремились к тому, чтобы население объединялось в кооперативы по обработке земли, маслоделию, льноводству или другим отраслям для оказания им централизованной помощи.

В некоторых местах организовывались курсы, например, в Иркутской губернии при Баргадайской маслодельной артели были устроены курсы по молочному хозяйству и содержанию рогатого скота, часть агрономического персонала принимала участие в кооперативных курсах в Малышевке, устроенных Иркутским Союзом потребительских обществ [7, л. 13]. Кроме того, началось сельскохозяйственное изучение губерний: специалисты в отделах собирали коллекции и образцы, а в Иркутской губернии при участии губернского земства была восстановлена Центральная сельскохозяйственная опытная станция в г. Тулуне.

К середине 1919 г. земства пришли к выводу, что правительственные организации не справляются с делом обеспечения продовольствием населения, и поэтому решили взять это дело под свой контроль. Задачей работы специальных продовольственных отделов стало обеспечение населения продовольственным и семенным хлебом и другими необходимыми продуктами и семенами. К работе привлекались кооперативы.

Не много удалось сделать по части медицинской помощи населению. Земства старались строить амбулатории, делать централизованную закупку лекарств, повышать зарплату медицинским работникам, чтобы они не переходили на лучшие места, но на это было еще очень мало средств, и сделать удавалось немногое. Основные силы направлялись на борьбу с появлявшимися заразными болезнями и эпидемиями: строились заразные бараки, изыскивались средства на содержание больных.

Ветеринарное дело было передано земству еще в августе 1917 г. «для увеличения сил ветеринарного персонала общественных учреждений, так и в целях дружной, координированной, объединенной совместной работы общественного и правительственного ветеринарного надзора» [10, л. 93]. Но по уже названным причинам не удалось расширить штат ветеринарных работников, поэтому персонал был в состоянии выезжать только в те пункты уездов, где болезнь проявлялась в повальном виде.

Постепенно развивали свою деятельность строительно-дорожные отделы. Земства занимались мелким ремонтом дорог, мостов, земских зданий (школ, больниц, клубов и т.п.), строились планы проведения дорог по губернии [7, л. 16]. В связи с тем что после начала переселения в Сибири обострился земельный вопрос, правительство приняло решение о подготовке соответствующей реформы. Общее руководство было возложено на министерство земледелия и колонизации, а на местах руководство всеми работами поручалось земским учреждениям, в чье ведение передавались земли сельскохозяйственного назначения. Эта деятельность стала показательной в плане возможности сотрудничества земства и государства. На первых порах эффективность совместной работы была низкой из-за недоверия министерства к деятельности органов самоуправления, некоторых различий во взглядах и темпах работы. В результате земства начали требовать скорейшей передачи всех функций и материалов в свои руки [7, л. 19].

Земские учреждения занимались и страхованием сельских строений. Основной задачей для них была борьба с пожарами, поэтому страховые отделы считали своей главной обязанностью информирование населения о противопожарных мерах и снабжение необходимыми материалами, добровольным пожарным обществам выдавали субсидии.

Помимо этого земские учреждения периодически выполняли правительственные поручения. К примеру, в 1918 г. на земства была возложена перевозка возвращающихся из Германии и Австро-Венгрии пленных воинов от линии железной дороги до места их постоянного жительства. На это мероприятие выдавался правительственный кредит, но и на плечи земства ложилась большая забота. Кроме самой перевозки, воинов было необходимо обеспечить теплым бельем, полушубками, питанием, организовать перевалочные пункты. На все это были собраны средства с помощью кооперативных, общественных и других организаций, а также частных вкладов.

На все запланированные мероприятия, пока еще и так достаточно скромные, у земства не хватало средств. На содержание уездных и губернской управ с населения собирался чрезвычайный налог, установленный в 2 руб. с рабочей души мужского и женского пола (рабочий возраст для мужчины считался от 17 до 55 лет, а для женщины от 16 до 45 лет) [3, л. 23]. Кроме того, реальные доходы земства в этот период могли получить от штрафов, налагаемых по приговорам мировых судей; сборов с промысловых свидетельств на торговые, промысловые и пароходные предприятия, с золота и платины - 10-15% [9, л. 126], сборов с городских недвижимых имуществ, а также от пособий казны на содержание некоторых повинностей (тюремная, гоньбовая и пр.). Рассчитывать на значительные государственные субсидии не приходилось.

В результате бюджет большинства земств был более чем скромным, его с трудом хватало на содержание земского аппарата.

Вот, к примеру, как выглядела смета Кияйского волостного земства Красноярского уезда на 1920 г.

Предметы расходов:

содержание земского управления - 20580 р.

уплата долгов - 737 р.42 к.

запасная сумма - 500 р.

итого - 21817 р.42 к.

Предметы доходов:

сборы с недвижимых имуществ - 21817 р.42 к.

[19].

Исходя их такого положения, земства обратились в марте 1919 г. в Министерство внутренних дел с предложением о введении новых объектов земского обложения: подоходное обложение, а где возможно, и прогрессивное подоходное (такое обложение признавалось населением как наиболее правильное), сбор с промысловых рыболовных вод, сбор за право содержания почтовой гоньбы, сбор с земель, содержащих полезные ископаемые, отчисление в пользу земства с промыслового налога, отчисление с питейных прибылей государства, отчисление с государственных косвенных налогов, дорожный сбор, а также ряд других

[8, л. 67]. Кроме того, с целью улучшения финансов предполагалась организация промышленных предприятий земства, которые давали бы некоторый доход. Солидные средства, необходимые для этого, пытались получить в качестве займа у американских капиталистов. Попытки земства заключить заем у российских банков в основном были неудачны, с иркутским губернским земством согласились сотрудничать только банки Елизаветы Медведниковой и Московский Народный [7, л. 5].

В этой ситуации интересно отношение земских учреждений к намерению правительства передать им часть прав акцизного ведомства по соблюдению винной монополии в апреле 1919 г.: «всякое содействие этой виноторговле со стороны земства было бы противоречием тем основным задачам, какие по мысли законодателя и по существу возлагаются на земства, призванные способствовать материальному и нравственному преуспеванию населения» [4, л. 3].

В условиях нехватки земских работников большие задачи возлагались на земских инструкторов, направлявшихся в самые отдаленные волости с разъяснительной работой, но и их было крайне недостаточно. Поэтому по инициативе Сибирского союза земств и городов было решено учредить при юридическом факультете Иркутского государственного университета высшие кооперативно-муниципальные курсы.

Короткий период существования сибирского земства дает замечательный пример самоорганизации людей для решения важных вопросов местной жизни. Кроме того, он наглядно демонстрирует те проблемы, с которыми сталкиваются органы самоуправления в начальный период своего существования. Это и позитивный опыт, показывающий возможность организации и работы негосударственных структур даже в самые сложные периоды жизни страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГАИО.Ф.р-45. Оп.1. Д.1.

2. ГАИО. Ф.р-45. Оп.1. Д.2.

3. ГАИО. Ф.р-45. Оп.1. Д.4.

4. ГАИО. Ф.р-45. Оп.2. Д.26.

5. ГАИО. Ф.р-45. Оп.2. Д.29.

6. ГАИО. Ф.р-45. Оп.1. Д.204.

7. ГАИО. Ф.р-45. Оп.1. Д.243.

8. ГАКК. Ф.895. Оп.1. Д.15.

9. ГАКК. Ф.904. Оп.1. Д.1. л.

10. ГАКК. Ф.904. Оп.1. Д.1а.

11. О введении земских учреждений в Восточной Сибири: записки Иркутского Иркутск, 1913. 32 с.

губерниях и областях биржевого комитета.

Библиографический список

12. Подгорный И.Д. О сибирском земстве. Иркутск, 1918. 51 с.

13. Сборник законоположений о земстве в Сибири. Томск, 1919. 153 с.

14. Серебренников И. Сибиреведение: конспект лекций по сибиреведению, читан. на кооперативных курсах в г. Харбине в мае-июне 1920 года. Харбин, 1920. 210 с.

15. Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Енисейской губернии (март 1917 - ноябрь 1918 гг.). Томск: ТГУ, 1991. 219 с.

УДК 947

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ТРУДАХ ИСТОРИКОВ И КРАЕВЕДОВ

Е.В. Соколова1

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, 646530, г. Тара, ул. Радищева, 14.

Рассматривается вклад историков и краеведов в изучение процесса формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья (Тары, Тюкалинска, Исилькуля, Калачинска, Называевска) в советский период. Выделены основные этапы в изучении этого вопроса, дана их характеристика и обозначена тематика каждого из этапов. Проанализированы проблемы, волнующие исследователей на протяжении советского и постсоветского периодов, и степень отражения их в научной и краеведческой литературе. Библиогр. 75 назв.

Ключевые слова: Среднее Прииртышье; малый город; культурно-цивилизационный ландшафт; регионоведе-ние; краеведение.

PROBLEMS TO FORM THE CULTURAL SPACE OF MINOR TOWNS OF THE MIDDLE IRTYSH REGION DURING THE SOVIET PERIOD IN THE WORKS OF HISTORIANS AND REGIONAL ETHNOGRAPHERS E.V. Sokolova

1Соколова Евгения Валерьевна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных, социально -экономических и фундаментальных дисциплин, тел.: 89045808342; 83817126105, e-mail: lev-15@mail.ru

Sokolova Evgeniya, Candidate of History, Head of the Department of Humanitarian, Socio-economic and Fundamental Disciplines, tel.: 89045808342; 83817126105, e-mail: lev-15@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.