УДК 342.7
РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
А.С. Демидов
Старший советник юстиции
Прокурор прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми 614000, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, 86А E-mail: demidov.a80@mail.ru
С.Д. Долгинов
Кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики
Пермский государственный национальный исследовательский
университет
614068, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: kafedra-upik-pgniu@yandex.ru
Аннотация: в статье излагаются вопросы прокурорского надзора, обеспечивающего защиту конституционных прав граждан от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения их прав и свобод. Авторы обращают внимание на приоритетные задачи, стоящие перед прокурором, такие как это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина. В статье значительное внимание уделяется функции надзора за исполнением требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения. Другими немаловажными вопросами, рассматриваемыми в статье, являются надзор за соблюдением прав подозреваемого и обвиняемого на защиту, возникновением права на реабилитацию в результате незаконного уголовного преследования лица, возмещение причиненного ущерба, восстановление нарушенных прав.
Ключевые слова: прокуратура, прокурор, прокурорский надзор, предварительное расследование.
THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS IN CRIMINAL PROCEEDINGS
A.S. Demidov
Ordzhonikidzevsky district Prosecutor's Office of Perm
86A Akademika Vedeneyeva str., Perm, 614000, Russia
E-mail: demidov.a80@mail.ru
S. D. Dolginov
Perm State University
15 Bukireva str., Perm, 614068, Russia
E-mail: kafedra-upik-pgniu@yandex.ru
Annotation: the article outlines the issues of prosecutorial supervision, ensuring the protection of the constitutional rights of citizens from illegal and unjustified charges, convictions, restrictions on their rights and freedoms. The author draws attention to the priority tasks facing the prosecutor, such as ensuring the rule of law, unity and strengthening of the rule of law, protection of human and civil rights and freedoms. The article pays considerable attention to the function of supervision over the fulfillment of the requirements of the law and the procedure for applying procedural coercive measures to citizens. Other important issues considered in the article are supervision over the observance of the rights of the suspect and the accused to defense, the emergence of the right to rehabilitation as a result of illegal criminal prosecution of a person, compensation for damage caused, restoration of violated rights.
Keywords: prosecutor's office, prosecutor's office, prosecutor's supervision, preliminary investigation.
В России идет постепенное реформирование судебной системы, направленное на процессуальное обеспечение защиты прав человека. Уголовно-процессуальный закон в качестве назначения уголовного судопроизводства определил защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Охрана прав и свобод человека и гражданина возведена в ранг принципов уголовного судопроизводства (ст. 11 УПК РФ). В Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» наряду с поддержанием государственного обви-
нения отчетливо прослеживается тенденция к усилению правозащитной деятельности прокурора.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», «прокуратура России есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, также выполняющих иные функции, установленные федеральными законами»1.
Целью деятельности прокуратуры, осуществляющей от имени государства уголовное преследование, является надзор за процессуальной деятельностью, соблюдением конституционных прав и свобод граждан. Поэтому, исходя из общих целей прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором законодателем поставлены соответствующие задачи - это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Для органов прокуратуры правозащитная функция обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина является одной из приоритетных.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим порядок осуществления надзорных полномочий в указанной сфере, является приказ Генерального прокурора Российской Федерации2 от 27.11.2007 г.
На прокурора, как на должностное лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных (ч. 1 ст. 37 УПК РФ)3.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, предварительного следствия особое внимание уделяется соблюдению требований по осуществлению уголовного судопроизводства в разумные сроки, недопущению (пресечению) волокиты. В случае выявления подобного рода нарушений незамедлительно принимаются меры реагирования с решением вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.
1 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. № 189.
3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.
№ 174-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
С ■ Соблюдение разумных сроков расследования
I «рри горни с щДцв высокой щц|
(ui'|> 1 ювлшй рянан г. Нсрчн MH.i>cipH4LiLiibiM pariion г. I м .'Vi (76,2V») Г. tycmuei :í>0 ) г. Губаи (60,1%)
( h РФ:
СК СО ОД ФССП мвд мм
Гг С^олн качек >.6% 1 КнроАскин pitiion 1. Нсрчн (70%) Г, k'pacnuKiiufK (70%)
С>жс>искин ранпн (71 %)
Аналитические данные Прокуратуры Пермского края за 2022 г.
Важной функцией прокуратуры является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, обеспечение гражданских исков в уголовном деле. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46), а государство обеспечивает потерпевшим от преступлений доступ к правосудию и компенсацию вреда и ущерба (ст. 52)1.
В 2022 г. в Пермском крае из общего количества находящихся в производстве уголовных дел размер причиненного материального ущерба составил 4 918 606 312 руб., из них, по оконченным делам - 2 843 281 544 руб. Для обеспечения возмещения гражданских исков наложен арест на имущество стоимостью 2 360 771 468 руб. В анализируемом периоде ущерб погашен с учетом добровольного возмещения на сумму 233 170 760 руб. и изъятого имущества на сумму 90 574 913 руб.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Ф
Ущерб и меры по его возмещению
Н и зкап резул ы а I н в11ос г ь:
2,5 млрд
■ Прнчнксн
уЩфб
Добровольно возмодено
Наложен арест
'I
Свердловский рпйон Кшнсртскнй Чердыискнн Ч ЛСIиискнн Всрсшш ннскнн Кочешки й
15,5%
- 19%
- 12.4%
- 10.6%
- 12,6% - 4,5%
1М%
г, V11-кг:111 |рпн .к
233 млн руб.
о
Аналитические данные Прокуратуры Пермского края за 2022 г.
Являясь лицом, которому преступлением причинены физический и имущественный ущерб, моральный вред или вред деловой репутации, потерпевший как самостоятельная фигура уголовного судопроизводства имеет право участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, поддерживать обвинение, знать о предъявленном обвинении, давать показания, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания (ч. 2 ст. 42 УПК РФ).
Кроме того, потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением (ч. 3 ст. 42 УПК РФ), а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя (ст. 131 УПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, может сам предъявить гражданский иск или поддержать уже заявленный гражданский иск в случае, если это связано с охраной государственных интересов, а также с охраной интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, а также лиц, которые по иным причинам не могут защитить свои права и законные интересы. В частности, такие иски заявляются по делам о хищениях в сфере оборонно-промышленного комплекса, по фактам причинения ущерба бюджетам различного уровня, по фактам хищений у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В остальных случаях потерпевший
должен сам заявлять и доказывать гражданский иск. Согласно требованиям статьи 1064 ГК РФ, возмещение должно быть полным, то есть обеспечивающим потерпевшему восстановление того имущественного положения, которое он имел до совершения в отношении него либо его имущества преступления.
При этом следует отметить, что добровольное возмещение вреда, причиненного преступлением, рассматривается как составная часть одного из условий освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим (ст. 75, 76 УК РФ) или как обстоятельство, смягчающее уголовное наказание (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Вопросы компенсации морального вреда регламентируются гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 151, а также Постановлению Пленума Верховного Суда1, под «моральным вредом» понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные права, как имущественные, так и неимущественные (право на пользование своим именем, право авторства и др.).
Моральный вред может заключаться в нравственных страданиях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. В правоприменительной деятельности прокуроры также заявляют исковые требования в интересах определенных категорий лиц, например, по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
При изучении материалов уголовных дел анализируется полнота принятых поднадзорными органами мер, направленных на реальное возмещение материальных затрат потерпевших, в частности, выясняется наличие у виновных лиц имущества, денежных средств, на которое может быть наложен арест и обращено взыскание по результатам рассмотрения дела судом, приняты ли меры к поиску похищенного имущества в целях его возвращения законным владельцам и иные.
1 Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 URL: http://www.vsrf.ru.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Не менее важным является вопрос защиты прав потерпевших в связи с оказанием на них противоправного воздействия. Практика показывает, что в большинстве случаев давление на потерпевших и свидетелей оказывается по делам, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Противоправное воздействие может носить открытый либо скрытый характер и реализовываться посредством угроз убийством, причинения телесных повреждений или уничтожения (повреждения) имущества как в отношении самих указанных лиц, так и в отношении их близких. Как правило, следствием таких противоправных действий становится отказ участников уголовного судопроизводства от данных ранее показаний либо их ложные показания в пользу подозреваемых и обвиняемых. Люди осознают наказуемость таких деяний, но считают, что до тех пор, пока остаются незащищенными, иного выбора у них быть не может.
Уголовно-процессуальный закон Российской Федерации содержит ряд норм, призванных обеспечить безопасность потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства в случае, если им угрожают убийством, насилием либо иными опасными противоправными действиями. При необходимости допросы могут проводиться в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судопроизводства; подлинные данные о личности потерпевшего, свидетеля и других участников судопроизводства должны сохраняться в тайне.
Не менее значимой для органов прокуратуры является функция надзора за исполнением требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения. Проверяя законность задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания прокурор в каждом случае выясняет основания и мотивы такого решения, а также соблюдение прав подозреваемых, например, санитарно-бытовое обеспечение в ИВС.
В 2022 году органами предварительного расследования края в порядке ст. 91 УПК РФ задержано 2142 лица, из них 30 - несовершеннолетние, впоследствии освобождено 323 лица. По результатам надзорной деятельности прокурорами выявлено 21 нарушение порядка содержания в ИВС и иных местах принудительного содержания, внесено 11 представлений об устранении нарушений законов. В результате таких проверок освобождено два незаконно задержанных лица1.
В целях мониторинга состояния законности в данной сфере, выявления фактов задержаний по административным протоколам подозреваемых в совершении преступлений, нарушений со стороны сотрудников
1 Аналитические данные Прокуратуры Пермского края за 2022 г.
правоохранительных органов прав граждан на личную неприкосновенность, свободу перемещения ежедневно проводятся сопоставления зарегистрированных сообщений о преступлениях со сведениями о лицах, задержанных в административном порядке и доставленных в органы внутренних дел. Практикуется проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
При получении сведений о незаконном задержании либо применении к задержанному незаконных методов ведения следствия проводится проверка. При подтверждении информации и наличии оснований выносится мотивированное постановление, а материалы проверки направляются для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.
Борьба с укрытием преступлений от учета всегда была приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Большинство нарушений связано с незаконным отказом в приеме заявления о преступлении, необоснованным отказом в возбуждении уголовных дел. Выявив такие случаи, прокуроры активно ставят преступления на учет, возбуждают уголовные дела. В ходе проверок в 2022 г. отменено 23 736 решений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых правоохранительными органами края. По результатам отмены данных процессуальных решений по инициативе прокурора возбуждено 3711 уголовных дел1.
Для выявления укрытых от учета преступлений осуществляется систематический анализ информации бюро судебно-медицинских экспертиз, карт вызовов скорой медицинской помощи в отделы полиции, информации сети Интернет и СМИ; проводятся сверки регистрационных данных журналов о доставленных лицах и сведений ИЦ о привлечении их к уголовной ответственности. Немаловажным в сфере этой деятельности является информационный обмен с общественными и правозащитными организациями.
Необходимо обратить внимание на осуществление органами прокуратуры надзора за обоснованностью и законностью возбуждения дознавателями перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. В этой связи тщательно изучаются все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитываются данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства. Согласие прокурором дознавателю дается только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.
1 Аналитические данные Прокуратуры Пермского края за 2022 г.
При рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей, согласие прокурора не требуется. Вместе с тем, при подготовке к судебному заседанию изучаются отдельные материалы, а в необходимых случаях все уголовное дело, принимаются меры к недопущению нарушений прав граждан. Принятая прокурором позиция ориентирует суд на принятие законного решения.
Еще один важный аспект рассматриваемых вопросов связан с надзором за соблюдением прав подозреваемого и обвиняемого на защиту. Обязанность обеспечения подозреваемого, обвиняемого защитником возложена на следователя, дознавателя, в чьем производстве находится уголовное дело.
Законом предусмотрено предоставление защитника по назначению, а также возможность пригласить подозреваемым, обвиняемым своего адвоката, который будет осуществлять соблюдение его прав и интересов в уголовном процессе. Отказ от защитника также возможен, но он не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при отсутствии реальной возможности участия защитника в деле.
Кроме того, в целях обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого на защиту анализируется позиция защитника в ходе предварительного расследования, а также при рассмотрении уголовного дела судом по существу. При выявлении фактов несоответствия позиции защитника и подзащитного ему лица прокурором принимаются меры к заявлению отвода защитнику или предоставлению времени для согласования ими единой правовой позиции.
В функции прокурора входит и надзор за выполнением следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ, предусматривающих передачу на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещение в соответствующие детские или социальные учреждения оставшихся без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением требований ст. ст. 133 - 135 УПК РФ, предусматривающих возникновение права на реабилитацию в результате незаконного уголовного преследования лица, возмещение причиненного ущерба, восстановление нарушенных прав. Большое количество необоснованно привлеченных на поднадзорной территории - это один из основных показателей, негативно характеризующих работу прокурора и организацию надзора.
Аналитические данные Прокуратуры Пермского края за 2022 г.
Последствиями нарушения конституционных прав в этой части стало рассмотрение судами края в 2022 году двадцати одного требования о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования на сумму свыше 9 миллионов рублей, и 50 гражданских дел с исками более чем на 12 миллионов рублей.
Аналитические данные Прокуратуры Пермского края за 2022 г.
Характеризуя полномочия прокурора, важно обратить внимание на деятельность прокуратуры, связанную с качественным поддержанием государственного обвинения по уголовным делам.
В уголовном процессе прокурор представляет государственную обвинительную власть. Поэтому его деятельность как представителя государственного органа в уголовном процессе определяется также конституционно-правовой обязанностью охраны прав и свобод личности государством.
В этих целях государственных обвинителей назначают заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к судебному разбирательству. При рассмотрении дела судом по существу государственные обвинители активно участвуют в исследовании представляемых доказательств, всемерно способствуют принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства.
О результатах надзорной деятельности о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, информируется общественность, в том числе через средства массовой информации.
На постоянной основе совершенствуются формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Для реализации поставленных задач важным является постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.
Подводя итог определения роли прокурора в обеспечении конституционных прав граждан, следует отметить, что его надзорная деятельность состоит в защите, соблюдении прав и интересов всех участников уголовного судопроизводства, т. е. в осуществлении правозащитной функции.