Научная статья на тему 'Роль органов местного самоуправления в системе кредитования населения: координирование в интересах предпринимательского сообщества региона'

Роль органов местного самоуправления в системе кредитования населения: координирование в интересах предпринимательского сообщества региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭФФЕКТИВНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСЫ РАЗВИТИЯ / LENDING TO INDIVIDUALS / SOCIALLY RESPONSIBLE LENDING / INSTITUTIONAL POLICY / DEVELOPMENT FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафиров Л. А.

В статье обоснована необходимость корректировки реализуемого Центральным банком РФ курса, акцентирующегося преимущественно на административно-экономических мерах в рамках кредитной политики, которые больше связаны с манипулированием количественными показателями кредитования населения и ужесточением требований к определенным категориям заемщиков, в отсутствие попыток переориентирования целей заемщиков, что, будучи эффективной мерой изменения качества институциональной среды в сфере кредитования населения, могло бы способствовать рационализации кредитного поведения заемщиков и его гармонизации с интересами субъектов малого и среднего предпринимательства. Обоснована координирующая роль органов местного самоуправления, выступающего важным фактором активизации ресурсов социального капитала для стимулирования местного и регионального экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шафиров Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of local authorities in the lending to individuals system: coordinating for the regional entrepreneurial community benefits

The paper focuses on the importance of changing the policy of the Central Bank of Russian Federation, which mainly aims at, by force of administrative measures, manipulating the quantitative parameters in individual lending, along with tighter requirements for certain groups of borrowers. Instead, the author argues, it appears more adequate to reorientate the purposes of the borrowers who today are, for the most part, are guided by the conspicuous consumption principle. Meanwhile, purpose of the loan is the important qualitative characteristic of the institutional environment in consumer lending. Rationalization of consumer lending, as the article confirms, could promote the local socio-economic development if synchronized with the interests of entrepreneurs of the region. Coordinating function of the local authorities in development of socially responsible consumer lending is discussed.

Текст научной работы на тему «Роль органов местного самоуправления в системе кредитования населения: координирование в интересах предпринимательского сообщества региона»

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

РОДЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: КООРДИНИРОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА РЕГИОНА

Л.А. ШАФИРОВ,

кандидат социологических наук, магистр делового администрирования (MBA), докторант SKEMA Business School (Lille, France) и программы DBA Финансового университета

при Правительстве РФ, e-mail: shafirov@mail.ru

В статье обоснована необходимость корректировки реализуемого Центральным банком РФ курса, акцентирующегося преимущественно на административно-экономических мерах в рамках кредитной политики, которые больше связаны с манипулированием количественными показателями кредитования населения и ужесточением требований к определенным категориям заемщиков, в отсутствие попыток переориентирования целей заемщиков, что, будучи эффективной мерой изменения качества институциональной среды в сфере кредитования населения, могло бы способствовать рационализации кредитного поведения заемщиков и его гармонизации с интересами субъектов малого и среднего предпринимательства. Обоснована координирующая роль органов местного самоуправления, выступающего важным фактором активизации ресурсов социального капитала для стимулирования местного и регионального экономического развития.

Ключевые слова: кредитование населения; социально-эффективное кредитование; институциональная политика; финансы развития.

THE ROLE OF LOCAL AUTHORITIES IN THE LENDING TO INDIVIDUALS SYSTEM: COORDINATING FOR THE REGIONAL ENTREPRENEURIAL COMMUNITY BENEFITS

L.A. SHAFIROV,

Candidate of Sociology (PhD), MBA (St. Gallen University),

Executive DBA Student

at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Executive PhD

Student at SKEMA Business School (Lille, France), e-mail: shafirov@mail.ru

The paper focuses on the importance of changing the policy of the Central Bank of Russian Federation, which mainly aims at, by force of administrative measures, manipulating the quantitative parameters in individual lending, along with tighter requirements for certain groups of borrowers. Instead, the author argues, it appears more adequate to reorientate the purposes of the borrowers who today are, for the most part, are guided by the conspicuous consumption principle. Meanwhile, purpose of the loan is the important qualitative characteristic of the institutional environment in consumer lending. Rationalization of consumer lending, as the article confirms, could promote the local socio-economic development if synchronized with the interests of entrepreneurs of the region.

© Л.А. Шафиров, 2013

Coordinating function of the local authorities in development of socially responsible consumer lending

is discussed.

Keywords: lending to individuals; socially responsible lending; institutional policy; development

finance.

JEL classification: G28, O18.

Расширение кредитования физических лиц в Российской Федерации проявляется, в основном, в увеличении объемов и количества выданных кредитов. Так, за последние 5 лет совокупный портфель кредитов, предоставленных коммерческими банками РФ населению, увеличился более чем в 2,5 раза - на 5,3 трлн руб.1 и составил 8,8 трлн руб.

В 2013 г. ЦБ РФ принял меры по охлаждению рынка кредитования населения, включая:

• увеличение требований к размерам резервов на возможные потери по кредитам, предоставленным населению (КонсультантПлюс, 2013. Гл. 5);

• применение с 1.07.2013 г. повышенных коэффициентов при расчете достаточности собственных средств (капитала) по кредитам, предоставленным гражданам на потребительские цели, если полная стоимость таких кредитов на момент выдачи составляет свыше 25% годовых (Центральный банк..., 2013c. С. 34).

Кроме того Центральным банком опубликована информация об очередных изменениях, которые, как предполагается, вступят в силу со следующего года (Королева, 2013). Соответствующие меры по сокращению темпов роста кредитования населения в целом и ростовщического кредитования в частности призваны, в первую очередь, нивелировать негативное влияние потребительского кредитования на макроэкономическую обстановку в стране и предотвратить увеличение системных рисков, связанных с бумом потребительского кредитования, для банковского сектора (Моисеев, 2013).

В качестве доказательства наличия в РФ значительного потенциала роста объемов потребительского кредитования политиками и банковскими лоббистами неоднократно использовался показатель, характеризующий отношение суммы задолженности домохозяйств по кредитным обязательствам к ВВП страны (Кривов, 2012). В РФ данный показатель составляет 12% (Сангалова, 2013), в США - чуть менее 80% (Federal Reserve Bank., 2013), что дало повод предполагать наличие значительного потенциала роста объемов кредитования населения.

Однако макроэкономическая стабильность страны напрямую зависит от финансового положения домохозяйств. В этой связи особое значение приобретает анализ динамики показателей, характеризующих закредитованность домохозяйств. В данном контексте, Федеральный резерв США использует следующие показатели:

• Debt Service Ratio (DSR), рассчитываемый как отношение суммы совокупных платежей домохозяйств в погашение потребительских и ипотечных кредитов и процентов по ним к сумме совокупного располагаемого дохода домохозяйств (10,49% - по итогам первого квартала 2013 г. в США) (The Federal Reserve Board, 2013);

• Financial Obligations Ratio (FOR), рассчитываемый аналогично DSR, при том что к сумме совокупных платежей домохозяйств, вносимой в погашение потребительских и ипотечных кредитов и процентов по ним, прибавляется сумма иных финансовых обязательств: арендные платежи за аренду автомобиля и жилья, страхование жилья, налоги на имущество граждан (15,69% - по итогам первого квартала 2013 г. в США) (The Federal Reserve Board, 2013).

Расчет соответствующих показателей в российских условиях осложняется из-за отсутствия необходимых статистических данных о суммах кредитов, предоставленных гражданам небанковскими финансовыми посредниками, а также о суммах расходов граждан на оплату аренды жилья, в связи с непрозрачностью данного рынка.

Специалисты ЦБ РФ приводят данные о том, что значение показателя текущей долговой нагрузки, рассчитываемого как отношение суммарных выплат по основному долгу и процентам по банковским кредитам домохозяйств к денежным доходам населения за вычетом обязательных платежей (аналог DSR), увеличилось с 16,6% по состоянию на 1 октября 2011 г. до 19,9% за 2012 г.

1 Рассчитано по: (Центральный банк2008; Центральный банк2013a).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

(Центральный банк..., 2012. С. 31, 32). Сегодня основная часть должников живут в отдаленных небольших населенных пунктах (СИА, 2013b). Динамика банковских кредитов, предоставленных жителям Ростовской области, отражена на рис. 1, по состоянию на 1.09.2013 г. Общая сумма кредитов, за исключением предоставленных оперофисами «инорегиональных» банков и филиалов и в рамках дистанционного обслуживания, составила уже 234 млрд руб.2 При этом сумма займов (кредитов) и сбережений, которые жители Ростовской области потратили за 1 квартал 2013 г., составила 6,9 млрд руб.3

250.0

200.0 | 150,0

100,0 50,0 0,0

?!

217,4

159,6

86.3 83 7 106,0

J . 1

6/1/09

6/1/10

6/1/11

6/1/12

6/1/13

Рис. 1. Банковские кредиты, предоставленные жителям Ростовской области (без учета предоставленных оперофисами «инорегиональных» банков и филиалов и в рамках

дистанционного обслуживания)4

При том, что Ростовская область находится на 41 месте по сумме банковских кредитов на душу населения в РФ (без ипотечных и жилищных кредитов), (значение данного показателя для Ростовской области - 41,5 тыс. руб., для РФ в целом - 43,5 тыс. руб.) (Руденко, Волкова, 2013), значение просроченной задолженности населения (рис. 2), которая составляет для РФ 2,7 тыс. руб./на душу населения, в Ростовской области она находится на уровне 2,4 тыс. руб./на душу населения (на 9,1% меньше, чем в среднем по стране; по состоянию на 1.09.2013 - 10,8 млрд руб.)5

Рис. 2. Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным жителям РО6

По мнению аналитиков ЦБ РФ, превышение значения показателя текущей долговой нагрузки в России над значениями данного показателя в развитых странах обусловлено особенностями структуры рынка кредитования физических лиц: преобладание краткосрочных (Моисеев, 2013) и «дорогих» кредитов на расходы (не относящихся к ипотечным кредитам, направляемым на приобретение жилья, а также к кредитам на приобретение автомобилей (61,5% на 1.04.2013 г. (Центральный банк..., 2013с. С. 35)).

Таким образом, в целях увеличения объемов кредитования реального сектора и обеспечения финансовой стабильности домохозяйств, финансовые власти РФ ужесточают требования к кредиторам, предоставляющим в первую очередь кредиты, используемые не на приобретение жилья и автомобилей (изменения в Положении 254-П, Инструкции 139-И). Кроме того, в недрах ЦБ РФ зреют планы по введению макропруденциальных инструментов, регулирующих

2 (Центральный банк2013ф.

3 Рассчитано на основе: (Федеральная служба., 2013а).

4 (Центральный банк., 2013ф.

5 Рассчитано на основе рис. 2 и (Федеральная служба., 2013Ъ).

6 (Центральный банк., 2013ф.

кредитный риск через соотношение стоимости залога, доходов заемщика и его задолженности (Центральный банк., 2013b), при усилении взыскательности к расчету капитала, повышении оценок рисков, выработку «более взвешенных и правильных» подходов к созданию резервов по возможным потерям по ссудам (РБК, 2013). Фактически ЦБ РФ реализует и планирует реализовать административно-экономические меры в рамках кредитной политики (Камаев, 2002), ограничивая динамику потребительского кредитования (Дементьева, Шестопал, Власова, 2013), необоснованно, по мнению автора, пренебрегая рядом экономических и институциональных инструментов экономической политики, которые могли бы оказать положительное влияние на экономический рост, на сокращение рисков финансовой стабильности домохозяйств - заемщиков потребительских кредитов. При этом в риторике первых лиц государства доступность кредитных ресурсов для населения связывается преимущественно с политикой снижения ставки рефинансирования (Совет Федерации., 2013).

Представляется, что в современных условиях приоритетным является не выработка мер, направленных на изменение количественных характеристик процессов кредитования (таких как регулирование динамики потребительского кредитования, манипулирование ставкой рефинансирования и т.д.), а воздействие на те цели, на которые банки предоставляют, а заемщики используют потребительские кредиты. В этой связи представляется актуальным проводимое в настоящее время автором данной статьи исследование потенциала и сдерживающих факторов, препятствующих получению и использованию заемщиками - жителями шахтерских монопромышленных городов Ростовской области - кредитов на цели, способствующие экономии расходов домохозяйств или росту их доходов в будущем, а именно:

• для развития садоводства и огородничества (социально-экономическая эффективность которых, в особенности для адаптации домохозяйств в условиях сокращения рабочих мест, обоснована как зарубежными (Smit, Ratta, Nasr, 1996; Nordahl, 2009), так и российскими (Гимпель-сон, Капелюшников, 2005; Рощина, Сухова, 2010) учеными. Развитию данного направления кредитования могут способствовать как инициативы местных органов власти (Земледельцы Красносулинского района., 2012; Калининградская областная Дума, 2012; Министерство сельского хозяйства., 2013), так и специальные банковские предложения по выдаче кредитов (РоссельхозБанк, 2013);

• для газификации жилья (актуальность выдачи кредитов на эти цели подтверждается многочисленными обращениями граждан в органы власти по вопросу о содействии в газификации жилья даже в тех случаях, когда населенный пункт газифицирован, но у граждан нет средств на газификацию их домов (Сазонова, Кривошеев, 2013; СИА, 2013a; Инициатива о разработке., 2012);

• сезонного оптового приобретения твердого топлива, овощей, фруктов;

• капитального ремонта жилья, в том числе в целях его утепления;

• оплаты образовательных услуг;

• организации надомной занятости;

• организации собственного дела;

• приобретения и строительства жилья.

В качестве одной из гипотез исследования, проводимого автором, выступает предположение о том, что местные сообщества посредством активизации ресурсов социального капитала, наряду с органами местного самоуправления, а также государственной власти регионального и национального уровня - посредством реализации экономических и институциональных мер - могут оказывать трансформирующее воздействие на кредитное поведение индивидуальных заемщиков и домохозяйств, в результате чего, за счет финансовых ресурсов потребительского кредитования, будет сформирован источник финансов развития («Development Finance») для местного и регионального экономического развития.

Социально-эффективное кредитование способствует, с одной стороны, увеличению доли социально-эффективного потребления в структуре совокупного спроса, наряду со стимулированием развития производственных технологий для снижения капиталоемкости производства товаров и услуг; с другой стороны - росту дополнительных доходов домохозяйств или снижению их расходов в будущем (Шафиров, 2013. С. 38).

Обоснование значимости конструирования релевантных мер как части институциональной политики государства, затрагивающей как формальные, так и неформальные институты и направленной на повышение эффективности потребительского кредитования, определяется иссле-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

довательским потенциалом институциональной экономической теории, предполагающим, в частности, отказ от модели «экономического человека» как совершенно рационального, запрограммированного на максимизацию индивида, в рамках которой рационализация воспринимается как ориентация на достижение исключительно материальной выгоды в результате экономического расчета.

Характерная для институционального подхода концепция ограниченной рациональности предполагает, что люди всегда действуют в рамках определенных ограничений и институциональных рамок. При проведении современного экономического исследования невозможно игнорировать тот факт, что поведение людей во многом обусловливается привычками и социальными нормами (Ходжсон, 2003), а сфера их интересов в действительности включает не только денежные интересы и цели, но и иные устремления, в частности, соответствующие развитию сообществ, с которыми данные индивиды себя идентифицируют (Ефимов, 2013).

Кроме того, если речь идёт о долгосрочной перспективе, представления о рациональности, максимизации, выгодах и интересах приобретают особый смысл: если кредитные ресурсы, которые предполагается использовать для текущего потребления, направить на получение дохода в будущем, то в таком контексте для рационального расчета важны критерии гарантии и безопасности, что представляет собой элемент предпринимательского расчёта. При этом трактовка роли конкурентных отношений исключительно как отношений соперничества и стремления превзойти соперника любой ценой пагубна для современного экономического дискурса. Предприниматель не должен брать на себя ничем не обеспеченные финансовые обязательства или давать в долг ничем не подкрепленные денежные суммы лишь на основании личных симпатий (Вольчик, Оганесян, 2012. С. 124). Так, понятие рациональности, как и понятие максимизации, неизбежно подразумевает включённость экономических акторов в соответствующую институциональную среду, а корректно организованное взаимодействие органов власти и предпринимательского сообщества, основанное на четком структурировании соответствующих прав и обязанностей (Ком-монс, 2012), может способствовать переориентации на социально ответственное кредитование.

С учётом вышесказанного, можно конкретизировать совокупность основных характеристик рационального кредита индивидуального заемщика, которые бы согласовывались с целями социально-экономического развития соответствующих местных сообществ:

• использование заемщиком кредитных ресурсов на цели роста его благосостояния в будущем;

• гармонизация целевого использования кредита со стратегическими целями развития региона и/или местного сообщества (определяемыми, например, региональными и муниципальными целевыми программами);

• кредит не приводит к росту закредитованности заемщика (по показателю текущей долговой нагрузки) до среднего по стране показателя; при этом остаток дискреционного дохода домохозяйства (после платежей в погашение кредита) не ниже прожиточного минимума;

• как неценовые условия кредита (сроки, порядок возврата, в том числе - график погашения кредита, требования к заемщику и к обеспечению), так и ценовые условия - не хуже средних рыночных;

• трансакционные издержки на получение и погашение кредита не должны превышать средних для страны (региона) показателей при получении аналогичных кредитов.

При этом размер совокупного кредитного лимита домохозяйства зависит от множества факторов (см. рис. 3).

Руководствуясь тем, что центральное для институциональной традиции понятие трансакции (Коммонс, 2012. С. 72) предполагает взаимодействие между людьми, то принятие во внимание целей участников трансакций важно для оценки эффективности этих трансакций. Цели участников кредитной системы как раз относятся к качественным факторам - факторам институциональной среды, - и воздействие на эти факторы, их корректировка означают возможность управления экономическими интересами посредством, в частности, изменения структуры экономических отношений, характера и ролей экономических субъектов в них.

Важной составляющей институциональной среды предпринимательства является специфическая хозяйственная этика, которая гармонизирует общественные отношения между группами, в разной степени вовлеченными в экономические процессы (Вольчик, Оганесян, 2012. С. 124). Под сферой общественно-экономических интересов понимается часть интересов государства и других субъектов хозяйствования совпадает (включая, например, налогообложение в разумных пределах, выделение государственных инвестиций и субвенций, тарифное стимулирование экспорта и др.).

ФАКТОР НАЛИЧИЯ/ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА КРЕДИТОВАНИЯ

ФАКТОР СРОКА КРЕДИТОВАНИЯ

ФАКТОР ЦЕНОВЫХ УСЛОВИЙ КРЕДИТОВАНИЯ (СТАВКА, КОМИССИИ)

ФАКТОР СИНХРОНИЗАЦИИ ГРАФИКА ПЛАТЕЖЕЙ В ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА С ДЕНЕЖНЫМ ПОТОКОМ ЗАЕМЩИКА

ФАКТОР НАЛИЧИЯ У ЗАЕМЩИКА ИНФОРМАЦИИ И НАВЫКОВ ДЛЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННОГО ЗА СЧЕТ КРЕДИТА

ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЗАЕМЩИКА

ФАКТОР ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК КРЕДИТОРОВ И ЗАЕМЩИКОВ ПРИ ВЫДАЧЕ, ОБСЛУЖИВАНИИ И ПОГАШЕНИИ КРЕДИТОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ - ПРИ СБОРЕ/ВЗЫСКАНИИ ПЛАТЕЖЕЙ)

ФАКТОР НАЛИЧИЯ ФИН. РЕСУРСОВ У КРЕДИТОРОВ, ВОЗОЖНОСТИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫДАННЫХ КРЕДИТОВ

V______________________/

Рис. 3. Факторы, влияющие на размер совокупного кредитного лимита «рациональных кредитов» домохозяйств региона

Так, следует обозначить экономические интересы предпринимательского сообщества Ростовской области, связанные с системой кредитования населения региона, и обосновать значимость координирующей роли органов местного самоуправления в реализации этих интересов, которая определяется:

• необходимостью внебюджетных источников реализации муниципальных и региональных программ (что особенно актуально в случае дефицитности соответствующего бюджета);

• знанием потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), коллективов, домохозяйств;

• потенциальной эффективностью в работе по снижению трансакционных издержек кредиторов, заемщиков, поставщиков объектов кредитования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• знанием лидеров общественного мнения для соседского мониторинга, группового воздействия на должников;

• наличием информации о социальном статусе, имущественном и финансовом положении заемщиков;

• зависимостью налоговых источников местного бюджета (имущественные налоги, налоги на доходы СМСП) от результатов рационального потребительского кредитования.

Соответствующие экономические интересы предпринимательского сообщества Ростовской области таковы:

1) доступность кредитов на собственные потребительские цели предпринимателей;

2) увеличение объемов продаж производимых субъектами малого и среднего предпринимательства региона товаров, работ, услуг жителям (заемщикам потребительских кредитов) Ростовской области и иных регионов;

3) лояльность сотрудников СМСП как работодателей жителей (заемщиков) региона; рост уровня благосостояния заемщиков и сокращение финансовых рисков домохозяйств сотрудников;

4) устойчивое социально-экономическое развитие региона.

В частности, для трансформации сумм потребительских кредитов из источника преимущественно демонстративного потребления7 в источник местного экономического развития органы местного самоуправления могут способствовать сокращению рисков заемщиков и банков, наряду со снижением трансакционных издержек участников кредитных отношений. На практике это может реализовываться в поддержке органами местного самоуправления, помимо субсидирования процентной ставки или первоначального взноса для поддержки целевых накоплений, таких мер повышения доступности потребительских кредитов на собственные нужды для предпринимателей, как:

7 Как обосновано, например, в работе (Шафиров, 2013).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

• создание региональных и муниципальных гарантийных фондов и предоставление банкам их поручительств в обеспечение рациональных потребительских кредитов;

• развитие предложений финансово-кредитных организаций, реализация которых связана с социальной ответственностью, повышением финансовой грамотности заемщиков (РИА Новости, 2013);

• информационно-консультационное (кредитное консультирование (Loonin, Plunkett, 2003) и кредитный брокеридж), правовое, экспертное сопровождение для получения и эффективного использования рациональных потребительских кредитов и продукции СМСП региона, для реструктуризации проблемных долгов;

• формирование «коллективных», «оптовых» заявок жителей улиц, поселений, городов, районов на рациональные потребительские кредиты и на товары, работы, услуги СМСП региона, оплачиваемые за счет этих кредитов;

• облегчение доступа к информации об имущественном и финансовом положении потенциальных заемщиков;

• развитие регионального и муниципальных ипотечных операторов, Агентства жилищных программ, деятельность которых направлена на поддержку строительства индивидуальных и многоквартирных жилых домов в Ростовской области;

• утверждение списка приоритетных целей потребительского кредитования жителей, гармонизированных с целями социально-экономического развития Ростовской области и муниципалитетов;

• создание регионального (одного или нескольких) и муниципальных операторов по снижению уровня долговой нагрузки населения и поддержке рационального потребительского кредитования, увеличению платежеспособного спроса домохозяйств на продукцию, производимую предпринимателями региона;

• организация демонстрационных полигонов8 домохозяйств для демонстрации схем и результатов рационального кредитования (в частности, самозанятости, в том числе аграрной занятости, надомного труда, кредитов для утепления и капитального ремонта жилья),

• сокращение инженерно-инфраструктурных и административных барьеров для рационального использования заемных средств самозанятыми гражданами - жителями Ростовской области;

• бесплатное и льготное правовое обслуживание жителей региона в целях реструктуризации их задолженности по потребительским кредитам, списания необоснованных требований кредиторов;

• организация взаимодействия СМСП (поставщиков и подрядчиков товаров, работ и услуг) с жителями региона (потребителями, в том числе лидерами общественного мнения) и их работодателями для продвижения собственных товаров, работ, услуг.

Для проводимого исследования и конструирования мер экономической и институциональной политики, направленной на трансформацию целей использования кредитов, представляется актуальным исследование работы кредитных организаций, ориентирующих свою деятельность не на кредитование в целях потребления, а на социально-ориентированное кредитование, направленное на решение проблем бедности и занятости населения, которое ученые относят к категории «социальные банки» (Weber, Remer, 2011; Brodbeck, 2013; Vandemeulebroucke, Beck, Kauefer, 2010; Benedikter, 2011; Guene, Mayo, 2001). Тем более что, как отмечается исследователями, основным драйвером ухудшения ситуации в плане закредитованности заемщиков является предложение кредитов со стороны банков, а не спрос на них со стороны заемщиков (Шестопал, Хвостик, 2013). Таким образом, ожидаемыми результатами будущего исследования должно стать выявление инновационных мер муниципальной и региональной политики, новых подходов в сфере потребительского кредитования, которые могли бы оказать положительное влияние на местное социально-экономическое развитие, а также предложения по практической реализации соответствующих мер.

ЛИТЕРАТУРА

Вольчик В.В., Оганесян А.А. (2012). Институциональные условия предпринимательской деятельности в контексте последствий глобализации // ТЕRRА ECONOMICUS, т. 10, № 2, ч. 3, с. 122-125. Доступно на: http://sfedu.ru/evjur/data/2012/journal10.2.3.pdf.

Гимпельсон В., Капелюшников Р. (2005). Нестандартная занятость и российский рынок труда. Препринт WP3/2005/05. М.: ГУ ВШЭ, 36 с. Доступно на: https://www.hse.ru/ data/2010/05/04/1216408139/WP3_2005_05.pdf.

8 См., например: (Дончевский, Шафиров, Устина, 2013).

Дементьева С., Шестопал О., Власова Н. (2013). ЦБ и Минфин сошлись на потолке // Коммерсантъ, № 174 (5205), 25 сентября. Доступно на: http://www.kommersant.ru/doc/2304407.

Дончевский Г.Н., Шафиров Л.А., Устина Н.А. (2013). Демонстрационно-технологический полигон как средство инноватизации результатов научной деятельности в области управления муниципальными образованиями // Вопросы регулирования экономики (Journal of Economic Regulation), т. 4, № 2, с. 69-86. Доступно на: http://hjournal.ru/journals/jer4.2.pdf.

Ефимов В.М. (2013). От машин удовольствия к моральным сообществам (Размышления над новой книгой Джеффри Ходжсона) // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), т. 5, № 2, с. 7-47. Доступно на: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/08/10/1251247886/ jis5.2-2.pdf.

Земледельцы Красносулинского района, Гуково и Зверево объединяются. (2012). Доступно на: http://www.shafirov.ru/novosti-i-meropriyatiya/item125.

Инициатива по разработке и принятию областной программы содействия гражданам в газификации жилья. (2012). Доступно на: http://www.shafirov.ru/zakonodatelnie-initsiativi-/initsiativa-o-razrabotke-i-prinyatiyu-oblastnoy-programmi-sodeystviya-gragdanam-v-gazifikatsii-gilya.

Калининградская областная Дума. Официальное интернет-представительство (2012). Форум садоводов и огородников, 27 апреля // Доступно на: http://duma39.ru/deputies/nikulin/ news/6393/

Камаев В.Д. (2002). Экономическая теория. Доступно на: http://uchebnik-besplatno.com/ ekonomicheskaya-teoriya-uchebnik/instrumentyi-ekonomicheskoy-politiki.html.

КоммонсДж.Р. (2012). Институциональная экономика // ТЕRRАECONOMICUS, т. 10, № 3, с. 69-76. Доступно на: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/11/20/1251380341/journal10.3.1-7.pdf

КонсультантПлюс (2013). Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 06.09.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 № 5774). Доступно на: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152449/

Королева А. (2013). Защита от риска // Expert Online, 16 сентября. Доступно на: http://expert. ru/2013/09/16/zaschita-ot-riska/.

Кривов В.Д. (2012). Проблемы потребительского кредитования в регионах (материалы заседания Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) // Аналитический вестник, № 16 (459). Доступно на: http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikSF/2012/16_459/VSF_NEW_16_459.pdf.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (2013). Коллективное садоводство. Доступно на: http://www.don-agro.ru/index.php?id=103.

Моисеев С. (2013). Кредитная угроза: чем закончится бум потребительского кредитования // Forbes, 23 апреля. Доступно на: http://www.forbes.ru/finansy/rynki/238128-kreditnaya-ugroza-chem-zakonchitsya-bum-v-potrebitelskom-kreditovanii.

РБК (2013). ЦБ: Рост рынка потребительского кредитования надо «охладить» до 20% // РБК, 2 октября. Доступно на: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131002132040.shtml.

РИА Новости (2013). ФК «УРАЛСИБ» подтвердила курс на социально ориентированный бизнес // РИА Новости, 17 октября. Доступно на: http://ria.ru/economy/20131017/970731208.html.

РоссельхозБанк (2013). Кредитование населения. Доступно на: http://www.rshb.ru/natural/ crediting/

Рощина Я.М., Сухова А.С. (2010). Факторы частного сельскохозяйственного производства российских домохозяйств // Экономическая социология, т. 11, № 2, с. 21-53. Доступно на: http://ecsoc. hse.ru/data/2010/03/31/1234590642/ecsoc_t11_n2.pdf.

Руденко П., Волкова О. (2013). Долговая карта России: где живут самые закредитован-ные россияне // Forbes, 11 сентября. Доступно на: http://www.forbes.ru/infographics/finansy/ igroki/244502-dolgovaya-karta-rossii-gde-zhivut-samye-zakreditovannye-rossiyane. Дата доступа: 10.10.2013.

Сазонова О., Кривошеев К. (2013). Газификация области: миссия невыполнима // Аргументы недели Юг, 13 марта. Доступно на: http://argumentsweek.ru/donpanorama/111-gazifikaciya-oblasti-missiya-nevypolnima.html.

Сангалова И. (2013). Россияне оправились от кризиса и набрали долгов // РБК. Личные финансы, 15 февраля. Доступно на: http://lf.rbc.ru/recommendation/potreb/2013/02/15/222564. shtml.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

СИА (2013a). Аналитический комментарий. Владимир Путин недоволен темпами газификации Дальнего Востока // СИА, 19 июля. Доступно на: http://sia.ru/?section=5798&action=show_ news&id=2б4150.

CH.А (2013b). «Времена, когда коллектор ассоциировался у россиян с битой, молотком и паяльником, прошли» // СИА, 28 октября. Доступно на: http://sia.ru/?section=484&action=show_ ^ws^=269862.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2013). Валентина Матвиенко предложила учесть международный опыт поддержания ставки рефинансирования ниже инфляции. 12 марта. Доступно на: http://council.gov.ru/press-center/news/28229/

Федеральная служба государственной статистики (2013a). Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2013 году. Доступно на: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_114009б812812.

Федеральная служба государственной статистики (2013b). Численность и состав населения. Доступно на: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/#. Дата доступа: 9.10.2013.

Ходжсон Дж.М. (2003). Скрытые механизмы убеждения: институты и индивиды в экономической теории // Экономический вестник Ростовского государственного университета, т. 1, № 4, с. 11-30. Доступно на: http://sfedu.ru/evjur/data/2003/journal1.4.pdf.

Центральный банк Российской Федерации (2008). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2008 году. Доступно на: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/ risk_08.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_б0б27.

Центральный банк Российской Федерации (2012). Обзор финансовой стабильности. Доступно на: http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/fm-stab-2012_2-3r.pdf?pid=fm_stab&sid=[TM_312б5.

Центральный банк Российской Федерации (2013a). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2013 году. Доступно на: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/ risk_13.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_б0б27.

Центральный банк Российской Федерации (2013b). Информация по проектам нормативных актов Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций. Доступно на: http://www.cbr.ru/analytics/print. aspx?file=standart_acts/Projects/130913_41_info.

htm&pid=project&sid=ITM_45б88.

Центральный банк Российской Федерации (2013c). Обзор финансовой стабильности. Доступно на: http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/fїn-stab-2012-13_4-1r.pdf?pid=fin_stab&sid=ITM_312б5.

Центральный банк Российской Федерации (2013d). Сведения о кредитах, предоставленных физическим лицам, по состоянию на 1.09.2013 г. Доступно на: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.asp x?Month=09&Year=2013&TblID=302-02M&pid=sors&sid=ITM_1291б. Дата доступа: 10 октября 2013.

Шафиров Л.А. (2013). Современный бум потребительского кредитования в РФ: повышение социальной эффективности кредитования населения как мера антициклического регулирования // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 1, ч. 2, с. 34-42. Доступно на: http://sfedu.ru/evjur/data/2013/ journal11.1.2.pdf.

Шестопал О.,ХвостикЕ. (2013). Занимательная бедность // Коммерсантъ, № 191 (5222), 18 октября. Доступно на: http://www.kommersant.ru/doc/2322404?isSearch=True.

BenedikterR. (2011). European Answers to the Financial Crisis: Social Banking and Social Finance. Available at: http://iis-db.stanford.edu/docs/52б/social_banking.pdf.

BrodbeckH. (2013). Values in Internal Marketing - Living the Brand in Sustainable Banking. Baden-Baden: Nomos Verlag, 270 s.

Federal Reserve Bank of St. Louis (2013). FRED Graph. Available at: http://research.stlouisfed.org/ fred2/graph/?graph_id=13б424&category_id=7519.

Guene C., Mayo E. (eds.) (2001). Banking and Social Cohesion: Alternative Responses to a Global Market. Charlbury, Oxfordshire: Jon Carpenter Publishing.

Loonin D., Plunkett T. (2003). Credit Counseling In Crisis: The Impact on Consumers of Funding Cuts, Higher Fees and Aggressive New Market Entrants. A Report by The National Consumer Law Center and Consumer Federation of America, April 9. Available at: fїle:///C:/Program%20Files%20(x8б)/0pera/ profile/temporary_downloads/credit_counseling_report.pdf.

Nordahl D. (2009). Public Produce: The New Urban Agriculture. Washington DC: Island Press.

Smit J., Ratta A., Nasr J. (199б). Urban Agriculture: Food, Jobs, and Sustainable Cities. United Nations Development Programme (UNDP). New York.

The Federal Reserve Board (2013). Household Debt Service and Financial Obligations Ratios. Available at: http://www.federalreserve.gov/releases/housedebt/default.htm.

Vandemeulebroucke V., Beck K., Kauefer K. (2010). Networking Social Finance. Brussels, 140 p. Available at: http://www.social-banking.org/fileadmin/isb/Artikel_und_Studien/Networking_Social_ Finance_Beck_Kaeufer_Vandemeulebrouke.pdf.

Weber O., Remer S. (eds.) (2011). Social Banks and the Future of Sustainable Finance. Routledge, 238 p.

REFERENCES

Commons J.R. (2012). Institutional Economics. TERRA ECONOMICUS, vol. 10, no. 3, pp. 69-76. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/11/20/1251380341/journal10.3.1-7.pdf. (In Russian.)

ConsultantPlus (2013). Regulations on the procedure of reserves formation, by credit institutions, for possible loan losses along with loan debts and similar debts losses (ratified by the Central Bank of Russia on March, 26, 2004 no. 254-P) (edited on September, 6, 2013) (Registered in the Ministry of Justice of Russian Federation on April, 26, 2004 no. 5774). Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_152449/ (In Russian.)

Donchevsky G.N., Shafirov L.A. and Ustina N.A. (2013). Demonstration-technological ground as a means of scientific findings implementation in municipal governance. Journal of Economic Regulation, vol. 4, no. 2, pp. 69-86. Available at: http://hjournal.ru/journals/jer4.2.pdf. (In Russian.)

Farmers of Krasnosulinskiy region, Gukovo and Zverevo join together. (2012). Available at: http:// www.shafirov.ru/novosti-i-meropriyatiya/item125. (In Russian.)

Federal State Statistics Service (2013a). Incomes, expenditures and consumption of households in 2013. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publica-tions/catalog/doc_1140096812812. (In Russian.)

Federal State Statistics Service (2013b). Statistics of population. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#. Accessed on: 9.10.2013. (In Russian.)

Gimpelson V. and Kapelyushnikov R. (2005). Precarious work and the labor market in Russia. Preprint WP3/2005/05. Moscow: Government University Higher School of Economics Publ., 36 p. Available at: https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216408139/WP3_2005_05.pdf. (In Russian.)

Hodgson G.M. (2003). The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory. Economic Herald of Rostov State University, vol. 1, no. 4, pp. 11-30. Available at: http://sfedu.ru/evjur/ data/2003/journal1.4.pdf. (In Russian.)

Kaliningrad Regional Duma. Official website (2012). Forum of gardeners and horticulturists, April, 27. Available at: http://duma39.ru/deputies/nikulin/news/6393/. (In Russian.)

Kamaev V.D. (2002). Economic theory. Available at: http://uchebnik-besplatno.com/ekonomiches-kaya-teoriya-uchebnik/instrumentyi-ekonomicheskoy-politiki.html. (In Russian.)

Koroleva A. (2013). Protection from risk. Expert Online, September, 16. Available at: http://expert. ru/2013/09/16/zaschita-ot-riska/. (In Russian.)

Krivov V.D. (2012). Problems of consumer lending in regions (proceedings of the meeting of the Interregional Banking Council of The Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation). Analiticheskiy vestnik, no. 16 (459). Available at: http://www.budgetrf.ru/Publications/ Magazines/vestnikSF/2012/16_459/VSF_NEW_16_459.pdf. (In Russian.)

Ministry of Agriculture and Food of the Russian Federation (2013). Collective gardening. Available at: http://www.don-agro.ru/index.php?id=103. (In Russian.)

Moiseev S. (2013). Credit threat: the outcome of the boom in consumer lending. Forbes, April, 23. Available at: http://www.forbes.ru/finansy/rynki/238128-kreditnaya-ugroza-chem-zakonchitsya-bum-v-potrebitelskom-kreditovanii. (In Russian.)

RBC (2013). The Central Bank: The growth of the consumer credit market must be «cooled» down to 20%. RBC, October, 2. Available at: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131002132040.shtml. (In Russian.)

RIA Novosti (2013). Financial corporation «URALSIB» has confirmed the course towards socially oriented business. RIA Novosti, October, 17. Available at: http://ria.ru/economy/20131017/970731208. html. (In Russian.)

Roshchina Ya.M. and Sukhova A.S. (2010). Factors of Household Agricultural Activity in Russia. Economic Sociology, vol. 11, no. 2, pp. 21-53. Available at: http://ecsoc.hse.ru/data/2010/03/31/1234590642/ ecsoc_t11_n2.pdf. (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

Rudenko P. and Volkova 0. (2013). Debt map of Russia: where do the most over credited Russians live. Forbes, September, 11. Available at: http://www.forbes.ru/infographics/finansy/igroki/244502-dolgovaya-karta-rossii-gde-zhivut-samye-zakreditovannye-rossiyane. Accessed on: 10.10.2013. (In Russian.)

Russian Agricultural Bank (2013). Lending to individuals. Available at: http://www.rshb.ru/natu-ral/crediting/ (In Russian.)

Sangalova I. (2013). The Russians have recovered from crisis having taken a lot of debts. RBC. Private finances, February, 15. Available at: http://lf.rbc.ru/recommendation/potreb/2013/02/15/222564. shtml. (In Russian.)

Sazonova 0. and KrivosheevK. (2013). Supplying the Rostov region with with gas: mission impossible. Argumenty nedeli Yug, March, 13. Available at: http://argumentsweek.ru/donpanorama/111-gazi-fikaciya-oblasti-missiya-nevypolnima.html. (In Russian.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shafirov L.A. (2013). Contemporary boom of Russia consumer lending: improving the efficiency of social lending as a measure of countercyclical regulation. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 1, part 2, pp. 34-42. Available at: http://sfedu.ru/evjur/data/2013/journal11.1.2.pdf. (In Russian.)

Shestopal 0. and KhvostikE. (2013). Wonder Poverty. Kommersant, no. 191, October 18. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2322404?isSearch=True. (In Russian.)

Siberian Information Agency (2013a). An analytical commentary. Vladimir Putin is dissatisfied with the pace of supplying the Russian Far East with gas. Siberian Information Agency, July, 19. Available at: http://sia.ru/?section=5798&action=show_news&id=264150. (In Russian.)

Siberian Information Agency (2013b). «The times when the Russians associated the collection agencies with the club, hammer or solderer, have gone». Siberian Information Agency, October, 28. Available at: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=269862. (In Russian.)

The Central Bank of the Russian Federation (2008). Available at: http://www.cbr.ru/statistics/print. aspx?file=bank_system/risk_08.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627. (In Russian.)

The Central Bank of the Russian Federation (2012). Financial stability review. Available at: http:// www.cbr.ru/analytics/fin_stab/fin-stab-2012_2-3r.pdf?pid=fin_stab&sid=ITM_31265. (In Russian.)

The Central Bank of the Russian Federation (2013a). Information about the risks of lending to individuals in 2013. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/risk_13. htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627. (In Russian.)

The Central Bank of the Russian Federation (2013b). Information on the draft enactments of the Bank of Russia on regulation of credit institutions' activity. Available at: http://www.cbr.ru/analytics/print. aspx?file=standart_acts/Projects/130913_41_info.htm&pid=project&sid=ITM_45688. (In Russian.)

The Central Bank of the Russian Federation (2013c). Financial stability review. Available at: http:// www.cbr.ru/analytics/fin_stab/fin-stab-2012-13_4-1r.pdf?pid=fin_stab&sid=ITM_31265. (In Russian.)

The Central Bank of the Russian Federation (2013d). Information on loans to individuals, as of September, 1, 2013. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Month=09&Year=2013&TblID= 302-02M&pid=sors&sid=ITM_12916. Accessed on: October, 10, 2013. (In Russian.)

The Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation (2013). Valentina Matvienko has proposed to consider international experience of maintaining the refinancing rate below the inflation one. March, 12. Available at: http://council.gov.ru/press-center/news/28229/ (In Russian.)

The initiative for the development and adoption of a regional program to assist the citizens in supplying houses with gas. (2012). Available at: http://www.shafirov.ru/zakonodatelnie-initsiativi-/initsi-ativa-o-razrabotke-i-prinyatiyu-oblastnoy-programmi-sodeystviya-gragdanam-v-gazifikatsii-gilya. (In Russian.)

Volchik V.V. and Oganesyan A.A. (2012). Institutional conditions for entrepreneurship in the globalization context. TERRA ECONOMICUS, vol. 10, no. 2, part 3, pp. 122-125. Available at: http://sfedu.ru/ evjur/data/2012/journal10.2.3.pdf. (In Russian.)

Yefimov V.M. (2013). From pleasure machines to moral communities (Reflections on a new book by Jeffrey Hodgson). Journal of Institutional Studies, vol. 5, no. 2, pp. 7-47. Available at: http://ecsocman. hse.ru/data/2013/08/10/1251247886/jis5.2-2.pdf. (In Russian.)

BenedikterR. (2011). European Answers to the Financial Crisis: Social Banking and Social Finance. Available at: http://iis-db.stanford.edu/docs/526/social_banking.pdf.

BrodbeckH. (2013). Values in Internal Marketing - Living the Brand in Sustainable Banking. Baden-Baden: Nomos Verlag, 270 s.

Dementjeva S., Shestopal 0. and Vlasova N. (2013). Kommersant: the Central Bank and the Finance Ministry have agreed on the ceiling. Banki.ru: monitoring of the banking press, September, 25. Available at: http://

all-rss.com/item-1036415-kommersant-the-central-bank-and-the-finance-ministry-have-agreed-on-

the-ceiling/#.UnVQN_nIZeM

Federal Reserve Bank of St. Louis (2013). FRED Graph. Available at: http://research.stlouisfed.org/ fred2/graph/?graph_id=136424&category_id=7519.

Guene C. and Mayo E. (eds.) (2001). Banking and Social Cohesion: Alternative Responses to a Global Market. Charlbury, Oxfordshire: Jon Carpenter Publishing.

Loonin D. and Plunkett T. (2003). Credit Counseling In Crisis: The Impact on Consumers of Funding Cuts, Higher Fees and Aggressive New Market Entrants. A Report by The National Consumer Law Center and Consumer Federation of America, April 9. Available at: file://C:/Program%20Files%20(x86)/Opera/ profile/temporary_downloads/credit_counseling_report.pdf.

Nordahl D. (2009). Public Produce: The New Urban Agriculture. Washington DC: Island Press.

Smit J., Ratta A. and Nasr J. (1996). Urban Agriculture: Food, Jobs, and Sustainable Cities. United Nations Development Programme (UNDP). New York.

The Federal Reserve Board (2013). Household Debt Service and Financial Obligations Ratios. Available at: http://www.federalreserve.gov/releases/housedebt/default.htm.

Vandemeulebroucke V., Beck K. and Kauefer K. (2010). Networking Social Finance. Brussels, 140 p. Available at: http://www.social-banking.org/fileadmin/isb/Artikel_und_Studien/Networking_So-cial_Finance_Beck_Kaeufer_Vandemeulebrouke.pdf.

Weber O. and RemerS. (eds.) (2011). Social Banks and the Future of Sustainable Finance. Routledge, 238 p.

ТЕ1}|}А ECONOMICUS ^ 2013 Том 11 № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.