Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ'

РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЁЖНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NORTH CAUCASUS / INTERETHNIC HARMONY / STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES / INTERETHNIC RELATIONS / CIVIL AND PATRIOTISM / YOUTH INITIATIVES / VOLUNTEER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ерохин Алексей Михайлович, Воробьев Сергей Михайлович, Авдеев Евгений Александрович

В статье приводятся основные результаты контент-анализа региональных программ субъектов РФ Северного Кавказа по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи. На основе данных социологического исследования проанализированы ответы респондентов на вопросы, касающиеся их оценки работы региональных органов государственного управления субъектов РФ СКФО по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия среди молодёжи. Изучено мнение студенческой молодёжи о роли органов государственного и муниципального управления регионов Северного Кавказа в предотвращении этнополитических конфликтов и степени влияния общественной активности молодёжи на изменение социально-политической ситуации в регионе. Сделан вывод о том, что в каждом субъекте РФ СКФО выработаны передовые практики, инновационные, социально значимые мероприятия с вовлечением большого числа молодёжи. Эти мероприятия требуют дальнейшей популяризации, обмена опытом по их организации и проведению в других регионах. В целом в регионе доминирует понимание молодёжи как объекта целенаправленного государственного воздействия. Большинство опрошенных студентов ведущих вузов Северного Кавказа положительно оценивают работу региональных органов государственного управления по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия. Существует значительный нереализованный потенциал общественной активности молодёжи Северного Кавказа, которая пока не стала в регионе значимымактором социально-политического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ерохин Алексей Михайлович, Воробьев Сергей Михайлович, Авдеев Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE PROCESS OF FORMING INTERETHNIC CONSENT, CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN THE NORTH CAUCASUS

The article presents the main results of a content analysis of regional programs of the subjects of the Russian Federation of the North Caucasus on the formation of international accord, citizenship and patriotism among modern youth. Based on data from a sociological study are analyzed the respondents answers to questions concerning their assessment of the work of regional government bodies of the subjects of the Russian Federation in the North Caucasus Federal District on the formation of citizenship, patriotism and inter-ethnic harmony among young people. The opinion of student youth on the role of state and municipal government of the regions of the North Caucasus in the prevention of ethno-political conflicts and the degree of influence of youth social activity on the change in the socio-political situation in the region is studied.It was concluded that in every subject of the Russian Federation the North Caucasus Federal District developed best practices, innovative, socially significant events involving a large number of young people. The events require further popularization, exchange of experience on their organization and implementation in other regions.In general, the understanding of youth as an object of targeted state influence dominates in the region.Most of the students from leading universities in the North Caucasus positively evaluate the work of regional government bodies in the formation of citizenship, patriotism and interethnic harmony.There is a significant unrealized potential of social activity of the youth of the North Caucasus, which has not yet become a significant actor in the socio-political process in the region.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ»

DOI 10.21672/1818-510X-2019-61 -4-079-087

РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ5

Ерохин Алексей Михайлович, доктор социологических наук, профессор

Северо-Кавказский федеральный университет

Российская Федерация, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1

Воробьев Сергей Михайлович, кандидат политических наук, доцент

Северо-Кавказский федеральный университет

Российская Федерация, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1

Авдеев Евгений Александрович, кандидат философских наук Северо-Кавказский федеральный университет Российская Федерация, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 E-mail: ewg.avdeev@yandex.ru

В статье приводятся основные результаты контент-анализа региональных программ субъектов РФ Северного Кавказа по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи. На основе данных социологического исследования проанализированы ответы респондентов на вопросы, касающиеся их оценки работы региональных органов государственного управления субъектов РФ СКФО по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия среди молодёжи. Изучено мнение студенческой молодёжи о роли органов государственного и муниципального управления регионов Северного Кавказа в предотвращении этнополитических конфликтов и степени влияния общественной активности молодёжи на изменение социально-политической ситуации в регионе. Сделан вывод о том, что в каждом субъекте РФ СКФО выработаны передовые практики, инновационные, социально значимые мероприятия с вовлечением большого числа молодёжи. Эти мероприятия требуют дальнейшей популяризации, обмена опытом по их организации и проведению в других регионах. В целом в регионе доминирует понимание молодёжи как объекта целенаправленного государственного воздействия. Большинство опрошенных студентов ведущих вузов Северного Кавказа положительно оценивают работу региональных органов государственного управления по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия. Существует значительный нереализованный потенциал общественной активности молодёжи Северного Кавказа, которая пока не стала в регионе значимымактором социально-политического процесса.

Ключевые слова: Северный Кавказ, межнациональное согласие, органы государственного и муниципального управления, межэтнические отношения, гражданственность и патриотизм, молодёжные инициативы, волонтерская деятельность

THE ROLE OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE PROCESS OF FORMING INTERETHNIC CONSENT, CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN THE NORTH CAUCASUS

Erokhin Alexey M., Ph. D. (Sociology), Professor North-Caucasus Federal University 1 Pushkina St., Stavropol, 355017, Russian Federation

Vorobev Sergey M., Ph. D. (Policy), Associate Professor North-Caucasus Federal University 1 Pushkina St., Stavropol, 355017, Russian Federation

Avdeev Evgeny A., Ph. D. (Philosophy) North-Caucasus Federal University 1 Pushkina St., Stavropol, 355017, Russian Federation E-mail: ewg.avdeev@yandex.ru

The article presents the main results of a content analysis of regional programs of the subjects of the Russian Federation of the North Caucasus on the formation of international accord, citizenship and patriotism among modern youth. Based on data from a sociological study are analyzed the respondents answers to questions concerning their assessment of the work of regional government bodies of the subjects of the Russian Federation in the North Caucasus Federal District on the formation of citizenship, patriotism and inter-ethnic harmony among young people.

5 Статья подготовлена в рамках проекта «Этнополитические процессы на Кавказе в оценках и представлениях современной молодежи», грант РФФИ и АНО ЭИСИ № 19-011-31300. (This article was prepared as part of the project "Ethnopolitical processes in the Caucasus in the assessments and perceptions of modern youth", grant RFBR and ANO EISI No. 19-011-31300.)

The opinion of student youth on the role of state and municipal government of the regions of the North Caucasus in the prevention of ethno-political conflicts and the degree of influence of youth social activity on the change in the sociopolitical situation in the region is studied.It was concluded that in every subject of the Russian Federation the North Caucasus Federal District developed best practices, innovative, socially significant events involving a large number of young people. The events require further popularization, exchange of experience on their organization and implementation in other regions.In general, the understanding of youth as an object of targeted state influence dominates in the region.Most of the students from leading universities in the North Caucasus positively evaluate the work of regional government bodies in the formation of citizenship, patriotism and interethnic harmony.There is a significant unrealized potential of social activity of the youth of the North Caucasus, which has not yet become a significant actor in the socio-political process in the region.

Keywords: North Caucasus, interethnic harmony, state and municipal authorities, interethnic relations, civil and patriotism, youth initiatives; volunteer activities

Гражданственность, патриотизм и межнациональное согласие у людей разных национальностей основывается прежде всего на едином государстве, на представлениях об общей территории, государственном языке, историческом прошлом, а также на культуре, символах, праздниках, чертах характера. Опросы этносоциологов в субъектах РФ СКФО показывали, что там государство является опорным в представлении о гражданской идентичности. Академик РАН В. А. Тишков пишет, что общероссийская идентичность - это «солидарность и повседневная лояльность, чувство принадлежности к одному народу и признание государства своим» [7, c. 66]. Именно идея «единства России как поликультурной страны и единения россиян как многонационального народа с общей историей, с тысячелетним уникальным цивилизаци-онным ресурсом» способствует укреплению социально-политической стабильности и формированию межнационального согласия в регионе [3, c. 11]. При этом результаты социологических исследований, проводившихся в 2015 и 2017 гг., показывают, что этническая идентичность северокавказской молодёжи выше, чем гражданская, основными институтами социализации молодёжи на Северном Кавказе являются семья и религия. Социальное самочувствие северокавказской молодёжи характеризуется наличием рисков конфликтности гражданской, этнической и конфессиональной идентичности, имеет место вербовка молодёжи в радикальные религиозные и экстремистские организации, сохраняется угроза терактов, продолжают существовать национализм и ксенофобия, проявляющиеся на бытовом уровне и в интернет-пространстве [9, с. 10-12; 4; 10]. Проблемам идентичности молодёжи и формирования межнационального согласия, этнополитическим процессам в регионе посвящены работы А. М. Еро-хина, С. М. Воробьева, В. А. Авксентьева, М. А. Аствацатуровой, М. М. Шульги и др. [1; 2]. Значимой в формировании межнационального согласия, гражданственности и патриотизма является деятельность органов государственного управления в субъектах РФ СКФО.

В рамках проекта «Этнополитические процессы на Кавказе в оценках и представлениях современной молодёжи» был проведён контент-анализ региональных программ и других информационных материалов с целью исследования деятельности органов государственного управления субъектов РФ СКФО по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи, изучения передового опыта и инновационных социально значимых мероприятий с вовлечением большого числа молодых людей. За основу контент-анализа взяты основные цели и ключевые задачи, изложенные в «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» [5], «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» [8], Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)» [6], и соответствие целей, задач и содержания региональных программ, стратегий идругих нормативных документов субъектов РФ СКФО по молодёжной и национальной политики.

В качестве основной гипотезы контент-анализа выступает предположение, что государственная молодёжная и национальная политика в субъектах РФ СКФО по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи по-прежнему строится по устаревшему принципу «реактивности» и не отражает сложность и многообразие существующих проблем. В регионе доминирует понимание молодёжи как объекта целенаправленного государственного воздействия, а не полноправного общественного актора.

Методы контент-анализа. 1. Определение совокупности анализируемых программных документов и других информационных материалов. Сбор эмпирической информации - региональных программ и других официальных документов, а также информации в данной сфере

на официальных сайтах органов регионального управления субъектов РФ СКФО и информационных материалов по проведённым мероприятиям в СМИ. Параметры периодичность анализа: годичная выборка, 2018 г.

2. Основные смысловые единицы контент-анализа объединены в три смысловые группы:

• межнациональное согласие, межнациональный диалог (этнокультурное многообразие; межнациональный диалог; культура межнационального общения; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; профилактика экстремизма, ксенофобии и радикализма среди молодёжи; сохранение культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию);

• гражданственность и патриотизм (гражданское самосознание, гражданское активность; гражданское единство; институты гражданского общества; укрепление единства российской нации; просветительские, в том числе интерактивные, программы и проекты гражданско-патриотической тематики);

• развитие общественных инициатив молодёжи и степень их поддержки органами государственного управления (молодёжные инициативы; общественные инициативы; грантовая поддержка общественных инициатив; молодёжная добровольческая (волонтерская) деятельность; молодёжное самоуправление; равноправное партнерство молодёжи и органов государственного управления; поддержка молодёжных общественных объединений и организаций).

В ходе проведения структурного и количественного контент-анализа определялись:

• организаторы мероприятия;

• направленность мероприятия (межнациональное согласие, гражданственность, развитие общественных инициатив молодёжи);

• уровень вовлечённости молодёжи (подсчёт количества участников мероприятий);

• уровень проведения мероприятия (федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный).

Содержание контент-анализа. В результате контент-анализа региональных программ молодёжной и национальной политики субъектов РФ СКФО по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма современной молодёжи были проанализированы основные официальные документы органов государственного управления и другие информационные материалы и публикации в СМИ. Было выявлено, что основные цели и ключевые задачи по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма российской молодёжи, вытекающие из «Основ государственной молодёжной политики РФ», «Стратегии государственной национальной политики РФ», ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», были в основном выполнены. Среди них наибольшее внимание было уделено:

• воспитанию патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, культурой межнационального общения;

• поддержке деятельности молодёжных общественных объединений и организаций и вовлечению молодёжи в различные институты гражданского общества (молодёжная добровольческая (волонтерская) деятельность, органы молодёжного самоуправления);

• сохранению культурного, исторического, национального наследия и уважению к его многообразию, упрочению общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

• разработке и внедрению просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики и оказанию грантовой поддержки общественным инициативам в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;

• гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений и профилактике этнополитического и религиозно-политического экстремизма и ксенофобии.

Не в полной мере реализуется одна из ключевых задач по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма российской молодёжи - реализация комплексной информационной кампании, направленной на укрепление единства российской нации.

Практически не проводятся мероприятия, целью которых стала бы реализация задачи по формированию равноправного партнерства молодёжи и органов государственного управления в формировании и реализации государственной молодёжной политики.

На основе результатов контент-анализа можно заключить, что органами государственного и муниципального управления субъектов РФ СКФО совместно с различными институтами гражданского общества и общественными организациями было проведено 187 значимых мероприятий, направленных на формирование межнационального согласия, гражданственности, патриотизма и развитие общественных инициатив молодёжи. Участие в мероприятиях приняли около 200 тыс. человек. Наибольшее количество значимых мероприятий различного уровня по межнациональному согласию, гражданственности, патриотизму и развитию общественных инициатив молодёжи было проведено в Ставропольском крае (57) с привлечением около 70 тыс. человек. Далее следует Чеченская Республика и Республика Дагестан. В Чеченской Республике было проведено 46, а в Республике Дагестан - 38 значимых мероприятий с привлечением в Чеченской Республике - около 70 тыс. человек, в Республике Дагестан - более 15 тыс. человек. При этом в Чеченской Республике было проведено одно мероприятие международного уровня, в Республике Дагестан - два, также в Чеченской Республике было проведено два мероприятия федерального уровня. В остальных республиках РФ СКФО значимых мероприятий было значительно меньше и с меньшим количеством участников.

В каждом субъекте РФ СКФО наработаны передовые практики, инновационные творческие, социально значимые мероприятия с вовлечением большого числа молодёжи, как при поддержке Федерального агентства по делам национальностей и Федерального агентства по делам молодёжи, так и региональных органов государственного управления. Эти мероприятия требуют дальнейшей популяризации, обмена опытом по их организации и проведению и применение в других регионах. Среди данных мероприятий, проведённых в субъектах РФ СКФО в 2018 г., следует выделить наиболее важные и значимые.

XXVI Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» (Ставропольский край). Цели фестиваля: сохранение и приумножение нравственных и культурных достижений студенческой молодёжи, совершенствование эстетического воспитания студенческой молодёжи. Задачи фестиваля: повышение уровня творчества студенческих коллективов и индивидуальных исполнителей, укрепление творческих связей между студенческой молодёжью, развитие межнационального и межкультурного диалога молодёжи различных субъектов Российской Федерации, поддержка и развитие традиций проведения студенческих творческих фестивалей, формирование инновационных методов взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений в сфере поддержки студенческого творчества. В рамках Фестиваля был проведён конкурс творческих номеров студенческих региональных делегаций по следующим направлениям: «Региональная программа», «Музыкальное», «Танцевальное», «Театральное», «Оригинальный жанр», «Видео», «Журналистка».

Северо-Кавказский молодёжный форум «Машук - 2018» (Ставропольский край). «Машук» - это социально-образовательный проект, направленный на выявление и поддержку инициатив активных молодых граждан и проектных команд Северо-Кавказского федерального округа в области экономики, права, политики, журналистики, науки, инноваций, информационных технологий, гражданского общества, искусства, культуры, добровольчества и здорового образа жизни. Цель форума - создание коммуникативной среды с помощью ресурсов общественных и государственных структур, бизнес-сообщества и других институтов для поддержки молодёжных инициатив, содействия самореализации молодёжи, повышения уровня её компетенций и навыков, приумножения человеческого капитала. Задачи: содействие интеллектуальному, творческому и научно-инновационному развитию молодёжи Северо-Кавказского федерального округа; патриотическое воспитание молодёжи и гармонизация межнациональных отношений; содействие созданию патриотических, добровольческих и творческих проектов, преследующих задачи развития регионов СКФО. В рамках форума проведён конкурс молодёжных проектов физических лиц и НКО. В 2018 г. участники форума подготовили и представили на конкурс социально значимые проекты по следующим номинациям: «Гражданские инициативы», «Культура, творчество, СМИ», «Межнациональное взаимодействие и профилактика негативных проявлений в молодёжной среде», «Молодёжные добровольческие и патриотические проекты», «Молодёжный спорт и туризм», «Человеческий капитал».

Молодёжный образовательный форум «Поиск» (Ставропольский край). В рамках форума проводилось обучение молодёжи социальному проектированию, формированию проектных команд и подготовка проектов для последующего представления на конкурс молодёжных проектов форума «Машук».

Краевой этап конкурса «Лидер XXI века - 2018» (Ставропольский край). В ходе конкурса предполагалось решение задачи по созданию эффективной системы включения молодёжи в общественно-политическую и социально-значимую деятельность, поддержка деятельности детских, молодёжных общественных объединений, выявление грамотных, творчески работающих лидеров детских общественных объединений, поощрение и содействие в повышении эффективности и результативности их деятельности. Конкурс проходил в трёх номинациях: «Лидер детского или молодёжного общественного объединения или органа ученического самоуправления 14-15 лет»; «Лидер детского или молодёжного общественного объединения или органа ученического самоуправления 16-17 лет»; «Лидер молодёжного общественного объединения или органа ученического или студенческого самоуправления 18-30 лет».

XV Ставропольский краевой лагерь студенческого актива «Лидеры Ставрополья. XXI века» (Ставропольский край). При проведении лагеря предполагалось создание эффективной системы включения студенческого и профсоюзного актива Ставропольского края в общественно-политическую и социально-значимую деятельность, развитие советов обучающихся, общественных объединений и организаций высших и средних профессиональных образовательных организаций края, поддержка и реализация студенческих инициатив и проектов.

Международный молодёжный форум «Каспий - 2018» (Республика Дагестан). «Каспий» - это социально-образовательный проект, направленный на повышение конкурентоспособности лидеров молодёжных структур прикаспийских государств и регионов Российской Федерации и разработку новых моделей работы с молодёжью, создание условий для обмена опытом и повышения компетенций лидеров молодёжных структур прикаспийских государств и регионов Российской Федерации. В ходе форума проходила презентация лучших практик организации работы с молодёжью в прикаспийских государствах и регионах Российской Федерации и разработка новых форматов и механизмов взаимодействия с молодёжью с учётом накопленного опыта в прикаспийских государствах и регионах Российской Федерации.

Молодёжный Северо-Кавказский форум «Мирный Кавказ» (Республика Дагестан). Цель форума - повышение уровня компетенций и активизация деятельности общественных, муниципальных и государственных органов, занимающихся работой с молодёжью в СевероКавказском федеральном округе с применением современных практик и передового опыта в работе по профилактике идеологии терроризма и экстремизма в молодёжной среде. Программа форума предусматривала проведение мастер-классов, семинаров, тренингов, открытых лекций, круглых столов, дискуссионных площадок, деловых игр и разработку проектов.

«Межнациональный лагерь - 2018» (Кабардино-Балкарская Республика). Работа лагеря включала проведение обучающих семинаров, диспутов, ролевых игр, тренингов, направленных на выявление лидерских качеств, коммуникативность, толерантность, социальное проектирование, профилактику межнациональных конфликтов.

Республиканский проект «Куначество - 2018» (Кабардино-Балкарская Республика). В проекте приняли участие подростки из муниципальных районов и городских округов республики. В целях установления долговечных межличностных связей и контактов в рамках проекта предполагалось проживание кунака в «принимающей семье» в течение семи дней, знакомство с традициями и бытом семьи, а также участие в проводимых в населённом пункте молодёжных мероприятиях. По итогам проекта, направленного на профилактику межнациональных конфликтов и возрождение традиционных механизмов установления и поддержания добрососедства, участникам вручены сертификаты и ценные подарки.

Слёт для детей и подростков разных национальностей из сельских районов республики «Диалог и развитие» (Карачаево-Черкесская Республика). Основной задачей слёта стало проведение работы, направленной на социализацию сельских детей и их гармоничное развитие в межнациональной среде. Участники слёта также приобщались к культуре народов республики, изучали традиции, слушали лекции по кавказскому этикету, посещали мастер-классы по национальным танцам и приготовлению традиционных блюд. Для участников слёта были проведены занятия по программированию, математике, физике, арт-спорту, лепке, экологии, театральному искусству, кино и иностранным языкам, которые проходили по принципу неформального образования, что позволило детям усвоить большой объём знаний в игровой форме.

Молодёжный форум межкультурного диалога (Карачаево-Черкесская Республика), направленный на гармонизацию межнациональных и межконфессиальных отношений и профилактику экстремизма и терроризма в молодёжной среде. Участниками форума стали

молодые активисты из профессиональных вузов Карачаево-Черкесской Республики. В рамках форума были представлены более 20 уникальных творческих проектов, из которых экспертами отобраны наиболее значимые и актуальные для республики. С авторами проектов были обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества, в том числе и по реализации их проектов.

Всероссийский радиофестиваль «Голос Кавказа» (Чеченская Республика). В ходе фестиваля происходила презентации лучших образцов информационных материалов региональных радиостанций, выявления наиболее талантливых сотрудников региональных радиостанций, создание условий для обмена опытом работы с информацией между региональными радиокомпаниями.

Всероссийский молодёжный форум «Фортанга - 2018» (Чеченская Республика). «Фортанга - 2018» - социально-образовательный проект, направленный на выявление и поддержку инициатив активных молодых граждан и проектных команд в области социального проектирования, инноваций, информационных технологий, искусства, культуры, добровольчества и здорового образа жизни. Цель форума - обучение активной и инициативной молодёжи из других регионов РФ навыкам в области проектной деятельности, а также изменение стереотипа о Кавказе и Чеченской Республике.

IX Республиканский конкурс молодёжных проектов и программ «Научно-техническое творчество молодёжи Чеченской Республики - 2018» (Чеченская Республика). В рамках мероприятия состоялась образовательная школа для молодых авторов и изобретателей, проведены выставка и круглый стол, на котором обсудили проблемы развития научно-технического творчества молодёжи. В конкурсе участвуют инновационно-ориентированные работы, выполненные школьниками, учащимися лицеев, колледжей, студентами и аспирантами вузов, молодыми специалистами и молодёжными командами в возрасте от 14 до 35 лет.

Международный кинофестиваль «Золотая башня» (Республика Ингушетия). На конкурс заявлено более 50 фильмов из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Белоруссии, Израиля, Ирана, Киргизии, Узбекистана. Россию на кинофестивале представили работы мастеров из Москвы, Башкирии, Адыгеи, РСО-Алании, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Ингушетии. Программа фестиваля включает конкурс документальных фильмов, конкурс художественных фильмов, специальную программу мультфильмов для детей, специальная кинопрограмма для детей.

Региональный конкурс «СМИротворец» (Республика Ингушетия) на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России, привлечение внимания средств массовой информации к вопросам освещения, а также пропаганды и популяризации межнационального и межконфессионального мира и согласия, поощрение профессиональной деятельности журналистов, освещающих в СМИ жизнь, культуру, традиции народов многонациональной Ингушетии, вопросы этнокультурного развития и взаимодействия народов, деятельность российского государства и институтов гражданского общества по укреплению единства российской нации. В ходе конкурса происходило стимулирование процесса ретрансляции посредством СМИ, в том числе СМИ национально-культурных обществ, положительных примеров межкультурного и межрелигиозного диалога и сотрудничества, совместных усилий органов государственной власти Республики Ингушетия и институтов гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений, прогнозированию этнического и религиозного экстремизма, укреплению общегражданской солидарности. Конкурс проводится по следующим номинациям: лучший телесюжет (или телепередача), лучший радиосюжет (или радиопередача), лучшая публикация в печатных СМИ, лучшая публикация в интернет-СМИ (в т. ч. в блоге) по освещению темы межнационального и межконфессионального мира и согласия в Республике Ингушетия.

Наряду с передовыми практиками и инновационными творческими, социально значимыми мероприятиями с вовлечением большого числа молодёжи контент-анализ выявил, что многие мероприятия организовывались и проводились по «годами отработанным планам и сценариям», зачастую носили формальный характер. Государственные программы по укреплению межнациональных отношений и развитию национальной политики, отчёты о деятельности профильных министерств и ведомств частично носят декларативный характер. Слабо просматривается взаимосвязь и взаимодействие органов государственного управления с ведущими вузами и научными центрами региона, не используется их научно-методический и педагогический потенциал. Есть только единичные примеры проведения совместных научно-практических конференций семинаров и круглых столов с участием ведущих учёных

региона. Проводится недостаточно мероприятий, направленных на развитие общественных инициатив молодёжи, вовлечение её в социально значимую деятельность, активизацию творческого потенциала, участие молодёжи в работе различных институтов гражданского общества, особенно волонтёрских организаций.

В рамках проекта «Этнополитические процессы на Кавказе в оценках и представлениях современной молодёжи» в мае - июле 2019 г. было проведено социологическое исследование студенческой молодёжи ведущих вузов Кавказского макрорегиона. Одной из задач исследования была оценка респондентами работы региональных органов государственного управления субъектов РФ СКФО по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия среди молодёжи, способности органов государственного и муниципального управления регионов Северного Кавказа предотвращать этнополитические (этнотерриториальные) конфликты и определение степени влияния общественной активности на изменение социально-политической ситуации в регионе. Было опрошено 1 060 респондентов-студентов ведущих вузов Северного Кавказа.

При ответах на вопрос «Как вы оцениваете работу региональных органов государственного управления по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия среди молодёжи?» (оценка по пятибальной шкале: 1 - очень плохо, 5 - очень хорошо) 81 % опрошенных положительно оценивают работу органов государственного управления (оценки 3, 4, 5). Больше всего положительных оценок в Чеченской Республике (91 % респондентов), Кабардино-Балкарской Республике (89 % респондентов), Ставропольском крае (85 % респондентов), Республике Дагестан (81 % респондентов), Карачаево-Черкесской Республике (80 % респондентов). Оценили работу неудовлетворительно лишь 19 % респондентов (оценки 1, 2). Наибольший процент неудовлетворительно оценивших работу органов государственной власти в Республике Ингушетия (34 % респондентов) и Республике Северная Осетия - Алания (28 % респондентов). В меньшей степени не удовлетворены работой органов государственного управления в Карачаево-Черкесской Республике (20 % респондентов; см. табл. 1). Таким образом, абсолютное большинство опрашиваемых студентов ведущих вузов Северного Кавказа положительно оценивают работу региональных органов государственного управления по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия среди молодёжи. Можно предположить, что более низкие оценки респондентов-студентов ведущих вузов Республики Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия связаны с недостаточной работой с молодёжью органов государственного управления и сложной общественно-политической ситуацией в республиках.

Таблица 1

Вопрос «Как вы оцениваете работу региональных органов государственного управления

по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия среди молодёжи?» (%)

Как вы оцениваете работу региональных органов государственного управления по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия среди молодёжи? Респонденты

Ставропольского края Республики Дагестан Кабардино-Балкарской Республики Карачаево-Черкесской Республики Республики Северная Осетия -Алания Чеченской Республики Республики Ингушетия Всего по Северному Кавказу

Оценка 1 5 11 6 10 9 5 21 9

Оценка 2 10 8 5 10 19 4 13 10

Оценка 3 42 69 58 18 43 69 49 49

Оценка 4 32 10 22 50 23 12 14 24

Оценка 5 11 2 9 12 6 10 3 8

При ответах на вопрос «Как Вы думаете, способны ли органы государственного и муниципального управления Вашего региона (республики) предотвращать этнополитические (этно-территориальные) конфликты?» около половины опрошенных студентов ведущих вузов Северного Кавказа (46 % респондентов) ответили «Да, способны», 22 % ответили «Нет, не способны» и 32 % затруднились ответить. Больше всего ответивших «Да, способны» в Чеченской Республике (78 % респондентов), а меньше всего - в Республике Ингушетия (25 % респондентов; см. табл. 2). Таким образом, около половины опрошенных студентов ведущих вузов

Северного Кавказа считают, что органы государственного и муниципального управления способны предотвращать этнополитические (этнотерриториальные) конфликты, за исключением респондентов Республики Ингушетия.

Таблица 2

Вопрос «Как Вы думаете, способны ли органы государственного и муниципального управления Вашего региона (республики) предотвращать этнополитические (этнотерриториальные) конфликты?» (%)

Как Вы думаете, спо- Респонденты

собны ли органы госу- 1

дарственного и муниципального управления Вашего региона (республики) предотвращать этнополитические (этнотерриториальные) конфликты? Ставропольского края Республики Дагестан Кабардино-Балкарской Республики Карачаево-Черкесской Республики Республики Северная Осетия ■ Алания Чеченской Республики Республики Ингушетия Всего по Северному Кавказу

Да, способны 43 34 41 64 55 78 25 46

Нет, не способны 19 31 18 14 22 4 40 22

Затрудняюсь ответить 38 35 41 22 23 18 35 32

При ответах на вопрос «Считаете и Вы, что Ваша общественная активность повлияет на изменение социально-политической ситуации в Вашем регионе (республике) в лучшую сторону?» большинство опрошенных студентов ведущих вузов Северного Кавказа (53 % респондентов) ответили «Да» и «Скорее да». Больше таких ответов среди опрошенных в Чеченской Республике (74 % респондентов), Республике Дагестан (63 % респондентов), Республике Ингушетия (55 % респондентов), Республике Северная Осетия - Алания (49 % респондентов), Карачаево-Черкесской Республике (48 % респондентов). Ответили «Нет» и «Скорее нет» 35 % опрашиваемых студентов ведущих вузов Северного Кавказа. Меньше всего таких ответов в Чеченской Республике (20 % респондентов) и Республике Дагестан (28 % респондентов; см. табл. 3). Таким образом, большинство опрошенных студентов ведущих вузов Северного Кавказа считают, что их общественная активность повлияет на изменение социально-политической ситуации в регионе в лучшую сторону.

Таблица 3

Вопрос «Считаете и Вы, что Ваша общественная активность повлияет на изменение социально-политической ситуации в Вашем регионе (республике) в лучшую сторону?» (%)

Считаете и Вы, что Ваша общественная активность повлияет на изменение социально-политической ситуации в Вашем регионе (республике) в лучшую сторону? Респонденты

Ставропольского края Республики Дагестан Кабардино-Балкарской Республики Карачаево-Черкесской Республики Республики Северная Осетия -Алания Чеченской Республики Республики Ингушетия Всего по Северному Кавказу

Да 17 18 20 24 31 29 23 21

Скорее да 25 45 24 24 18 45 32 32

Нет 12 9 8 22 9 5 10 10

Скорее нет 35 19 31 19 26 15 25 25

Затрудняюсь ответить 11 9 17 11 16 6 10 12

Таким образом, результаты контент-анализа и социологического исследования подтверждают гипотезу о том, что государственная молодёжная и национальная политика в субъектах РФ СКФО по формированию межнационального согласия, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи по-прежнему строится по устаревшему принципу «реактивности» и не отражает сложность и многообразие существующих проблем. В регионе доминирует понимание молодёжи как объекта целенаправленного государственного воздействия, а не полноправного общественного актора. Большинство опрошенных студентов ведущих вузов Северного Кавказа положительно оценивают работу региональных органов государственного управления по формированию гражданственности, патриотизма и межнационального согласия, считают, что органы государственного и муниципального управления субъектов РФ СКФО способны предотвращать этнополитические (этнотерриториальные конфликты) и что их

общественная активность повлияет на изменение социально-политической ситуации в регионе в лучшую сторону. Существует значительный нереализованный потенциал общественной активности молодёжи, что является важнейшим условием дальнейшего вовлечения молодёжи в общественно-политическую деятельность, направленную на развитие гражданственности, патриотизма, межнационального согласия и реализацию социально значимых инициатив молодёжи.

Список литературы

1. Авксентьев, В. А. Рискогенные факторы в этнополитической сфере Северного Кавказа / В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко // Научная мысль Кавказа. - 2018. - № 4 (96). - С. 81-91.

2. Ерохин, А. М. Политические процессы в современном мире: новые вызовы / А. М. Ерохин, И. С. Бакланов, О. А. Бакланова. - Новосибирск, 2016. - 150 с.

3. Ерохин, А. М. Перспективы теологического образования в поликультурном регионе / А. М. Ерохин, С. Ю. Иванова, А. А. Лагунов // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 4. - С. 11-18.

4. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе. Второе полугодие и итоги 2018 г. - Пятигорск : Пятигорский гос. ун-т, 2018. - 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. -Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html, свободный.- Заглавие с экрана. - Яз. рус.

6. Постановление Правительства РФ № 718 от 20.08.2013 г. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». -Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf, свободный.- Заглавие с экрана. -Яз. рус.

7. Тишков, В. А. Российский народ. История и смысл национального самосознания / В. А. Тишков. -Москва : Наука, 2013. - 649 с.

8. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350, свободный.- Заглавие с экрана. - Яз. рус.

9. Шульга, М. М. Проблемы социокультурной социализации молодежи Северо-Кавказского федерального округа / М. М. Шульга // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 12. - С. 10-12.

10. Этноконфессиональная ситуация в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа. Первое полугодие 2018 г. - Ставрополь : Северо-Кавказский федер. ун-т, 2018. - 168 с.

References

1. Avksentev, V. A., Gritsenko G. D. Riskogennye faktory v etnopoliticheskoy sfere Severnogo Kavkaza [Riskogenic factors in the ethno-political sphere of the North Caucasus]. Nauchnaya mysl Kavkaza [Scientific thought of the Caucasus], 2018, no. 4 (96), pp. 81-91.

2. Erokhin, A. M., Baklanov, I. S., Baklanova, O. A. Politicheskie protsessy v sovremennom mire: novye vyzovy [Political processes in the modern world: new challenges]. Novosibirsk, 2016, 150 p.

3. Erokhin, A. M., Ivanova, S. Yu., Lagunov, A. A. Perspektivy teologicheskogo obrazovaniya v polikulturnom regione [Prospects for theological education in a multicultural region]. Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Humanities and Social Sciences], 2018, no. 4, pp. 11-18.

4. Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v Severo-Kavkazskom federalnom okruge. Vtoroe polugodie i itogi 2018 [Interethnic Relations and Religious Situation in the North Caucasus Federal District. The second half and results of 2018]. Pyatigorsk, Pyatigorsk State University, 2018, 154 p.

5. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html.

6. Postanovlenie Pravitelstva RF No. 718 ot 20.08.2013 g. O federalnoy tselevoy programme "Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii i etnokulturnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gody)" [Strengthening the unity of the Russian nation and the ethnocultural development of the peoples of Russia (2014-2020)]. Available at: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf.

7. Tishkov, V. A. Rossiyskiy narod. Istoriya i smysl natsionalnogo samosoznaniya [Russian people. The history and meaning of national identity]. Moscow, Nauka Publ., 2013, 649 p.

8. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. N 1666 "O Strategii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" [Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350.

9. Shulga, M. M. Problemy sotsiokulturnoy sotsializatsii molodezhi Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Problems of sociocultural socialization of youth in the North Caucasus Federal District]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2017, no. 12, pp. 10-12.

10. Etnokonfessionalnaya situatsiya v subektakh Rossiyskoy Federatsii Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga. Pervoe polugodie 2018 [Ethnic and confessional situation in the subjects of the Russian Federation of the North Caucasus Federal District. First half of 2018]. Stavropol, North Caucasus Federal University Publ., 2018, 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.