Научная статья на тему 'Роль органов федерального государственного энергетического надзора в предупреждении преступности'

Роль органов федерального государственного энергетического надзора в предупреждении преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CRIME / CRIME OREVENTION / PREVENTION OF CRIMES AGAINST SOCIAL SECURITY / STATE ENERGY SUPERVISION / ENERGY SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович, Леухина Екатерина Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности электроэнергетики как сферы профессиональной деятельности, подверженной преступному воздействию, порождающему причинение вреда экономическим интересам, имуществу, жизни и здоровью людей. Обоснована точка зрения, согласно которой существующая в электроэнергетике практика антикриминального реагирования в целом не соответствует требованиям безопасности человека, приводит к нарушениям его прав и жизненно важных интересов. В развитие имеющихся в науке и правоприменительной деятельности подходов к решению проблемы противодействия преступности в сфере электроэнергетики авторы освещают деятельность органов федерального государственного энергетического надзора по предупреждению преступлений и правонарушений в указанной сфере, недостатки и проблемы реализации предупредительных функций названных органов. Отражены способы достижения целей противодействия преступности в указанной сфере, реализация которых входит в непосредственные полномочия органов федерального государственного энергетического надзора: профилактическая, предупредительная деятельность, направленная на выявление и последующее устранение причин противоправной активности. Авторы также вносят предложения по совершенствованию приемов, методов предупредительного воздействия органов энергетического надзора. Высказано мнение о том, что необходимо ужесточить требования в области энергетического надзора с целью устранения, ослабления или нейтрализации причин и условий правонарушаемости и преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL ENERGY SUPERVISION AUTHORITIES' ROLE IN CRIME PREVENTION

The article studies features of electric power industry as a sphere of professional activity affected by criminal influence that affects economic interests, property, people's lives and health. The authors prove that the existent practice of anticriminal reaction does not conform to the requirements of human security and leads to people's rights and vital interests' violation. Authors describe Federal energy supervision authorities' activity on crime prevention in current sphere, weak points and problems of these authorities' preventive functions realization. The article discovers ways of crime counteraction objectives' achievement in current sphere. Their realization lies within Federal energy supervision authorities' power?preventive activity aimed at detecting and eliminating reasons of crimnal activity. Authors also suggest ways of improvement for prevention activity of Federal energy supervision authorities. The authors assume that it is necessary to tighten regulations in energy supervision in order to eliminate, decrease and neutralize reasons and circumstances of crimes.

Текст научной работы на тему «Роль органов федерального государственного энергетического надзора в предупреждении преступности»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

В.И. Майоров

доктор юридических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет

Е.Е. Леухина

Южно-Уральский государственный университет

роль органов федерального государственного энергетического надзора в предупреждении преступности

В статье рассмотрены особенности электроэнергетики как сферы профессиональной деятельности, подверженной преступному воздействию, порождающему причинение вреда экономическим интересам, имуществу, жизни и здоровью людей. Обоснована точка зрения, согласно которой существующая в электроэнергетике практика антикриминального реагирования в целом не соответствует требованиям безопасности человека, приводит к нарушениям его прав и жизненно важных интересов. В развитие имеющихся в науке и правоприменительной деятельности подходов к решению проблемы противодействия преступности в сфере электроэнергетики авторы освещают деятельность органов федерального государственного энергетического надзора по предупреждению преступлений и правонарушений в указанной сфере, недостатки и проблемы реализации предупредительных функций названных органов. Отражены способы достижения целей противодействия преступности в указанной сфере, реализация которых входит в непосредственные полномочия органов федерального государственного энергетического надзора: профилактическая, предупредительная деятельность, направленная на выявление и последующее устранение причин противоправной активности. Авторы также вносят предложения по совершенствованию приемов, методов предупредительного воздействия органов энергетического надзора. Высказано мнение о том, что необходимо ужесточить требования в области энергетического надзора с целью устранения, ослабления или нейтрализации причин и условий правонарушаемости и преступности.

Ключевые слова: преступность; профилактика преступности; предупреждение преступлений против общественной безопасности; федеральный государственный энергетический надзор; энергетическая безопасность.

V.I. Majorov

Doctor of Law, Professor, South Ural State University E.E. Leuhina

South Ural State University

federal energy supervision authorities' role in crime prevention

The article studies features of electric power industry as a sphere of professional activity affected by criminal influence that affects economic interests, property, people's lives and health. The authors prove that the existent practice of anticriminal reaction does not conform to the requirements of human security and leads to people's rights and vital interests' violation. Authors describe Federal energy supervision authorities' activity on crime prevention in current sphere, weak points and problems of

УДК 343.85 ББК 67.51

these authorities' preventive functions realization. The article discovers ways of crime counteraction objectives' achievement in current sphere. Their realization lies within Federal energy supervision authorities' power - preventive activity aimed at detecting and eliminating reasons of crimnal activity. Authors also suggest ways of improvement for prevention activity of Federal energy supervision authorities. The authors assume that it is necessary to tighten regulations in energy supervision in order to eliminate, decrease and neutralize reasons and circumstances of crimes.

Key words: crime; crime orevention; prevention of crimes against social security; State energy supervision; energy security.

Современное общество сегодня находится в полной зависимости от стабильности поставок электроэнергии, которая стала важнейшей составляющей жизнеобеспечения и среды обитания людей в целом. Крупные аварии в данной области по масштабам ущерба могут быть причислены к наиболее разрушительным видам бедствий, наносящим удар по национальной экономике, безопасности людей и экологии.

При очевидной невозможности обеспечить стопроцентную надежность электроэнергетических систем в последние годы существенно возросла «цена» каждой серьезной аварии. Показательными в данном плане являются авария 25 мая 2005 г. на ПС 500 кВ «Чагино» в Москве и крупнейшая техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС им. П.С. Непорожнего, произошедшая в августе 2009 г. Именно в 2009 г в результате отрыва турбины произошли затопление машинного зала, разрушение и повреждение сооружений, технических устройств и технологического оборудования ГЭС и гибель 75 человек из числа персонала станции и подрядных организаций. Объем уголовного дела по данному факту составил 1 213 томов, а его расследование завершено лишь в июне 2013 г., т.е. спустя почти четыре года [4]. Указанное обстоятельство свидетельствует о степени тяжести последствий правонарушений и преступлений в электроэнергетике.

Таким образом, в настоящих условиях, сложившихся в электроэнергетике и в системах электропотребления, возрастает вероятность возникновения нарушений электроснабжения, развития аварий в системах электроснабжения, охватывающих значительное число потребителей, а также высока тяжесть последствий в результате нарушения электроснабжения, главным образом в городском хозяйстве мегаполисов и в промышленности.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) содержит несколько статей, которые предусматривают

ответственность за нарушение требований и правил безопасности в электроэнергетике, а также за деяния, угрожающие стабильности поставок электроэнергии [15]. К ним можно отнести, в частности, прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения - ст. 2151 УК РФ, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения - ст. 2152 УК РФ, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ - ст. 216 УК РФ, нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - ст. 2171 УК РФ, халатность - ст. 293 УК РФ.

Однако необходимо отметить, что применение уголовно-правовых норм, привлечение к ответственности осуществляются тогда, когда уже имеется большое количество пострадавших, а материальный ущерб исчисляется огромными цифрами. Подобная практика антикриминального реагирования в целом не соответствует требованиям безопасности человека, приводит к нарушениям его прав и жизненно важных интересов, состоящих из «совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности как социального существа, субъекта тех или иных общественных отношений» [5, с. 105].

Справедливо замечание А.А. Тер-Акопова: «...если не выделить приоритетность безопасности человека, последняя будет обеспечиваться, как и прежде, по остаточному принципу; наша печальная действительность такова, что о человеке вспоминают только тогда, когда существующие угрозы начинают реализовывать-ся... Последующие экстренные меры по затратам гораздо превышают те, которые следовало бы предпринимать в порядке предупреждения угроз» [13, с. 17].

Между тем обеспечение безопасности личности от преступных посягательств пред-

ставляет одну из основных обязанностей правового государства, поскольку Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 45) [6]. Осуществление этой важнейшей государственной функции, непосредственно связанной с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, требует создания системы гарантий, включающей многообразные организационные средства и правовые формы реализации этих функций.

По утвердившемуся в научном сообществе мнению, необходимо на концептуальном и иных уровнях признать приоритетность безопасности человека, а равно и основополагающих идей-принципов, на которых должна строиться система обеспечения безопасности (в том числе криминологической) [17, с. 63]. При таких обстоятельствах эффективное противодействие преступности как средство обеспечения безопасности человека требует разработки и использования различных правовых, организационных и иных возможностей для предупреждения и пресечения преступных посягательств.

Криминологами установлено, что предупредительная деятельность носит системный характер. Она имеет специфические объекты, субъектов, средства предупредительного воздействия [7, с. 438]. Несомненно, что «предупреждение преступлений является более предпочтительным направлением борьбы с преступностью относительно уголовно-правовых средств» [1, с. 21-28]. Данная идея, сформулированная еще в древности, справедлива и в настоящее время [9, с. 115]. Вместе с тем перед современным обществом и государством стоит проблема обеспечения эффективности предупредительной деятельности, приносящей долгосрочные результаты. Стратегия, программы и действия в области предупреждения преступности должны опираться на широкую междисциплинарную базу знаний о проблемах преступности, ее причинах, а также о перспективном и подтвержденном практикой опыте.

По нашему мнению, правонарушения и преступления в электроэнергетической сфере в абсолютном большинстве случаев связаны с осуществлением профессиональной деятельности, поскольку отвечают следующим признакам: а) специализированный субъект -работодатель или работник, занимающийся какой-либо деятельностью на профессиональной

основе, обладающий специальными знаниями в той или иной области научной или практической деятельности; б) связь преступления с осуществляемой деятельностью; в) факт совершения преступления путем нарушения правил нормативно-правового характера, регулирующих профессиональную деятельность [18, с. 12].

При таких обстоятельствах именно федеральный государственный энергетический надзор, являясь формой государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение надежного и безопасного функционирования электроэнергетики, может быть представлен в качестве одного из основных средств предупреждения правонарушаемости и преступности в указанной сфере.

К данному выводу можно прийти, проанализировав связь элементов предупредительной деятельности с сущностью энергетического надзора, задачами его органов. В соответствии с традиционным определением «предупреждение преступности - многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности» [2, с. 30].

В предупредительной деятельности выделяют автономные направления активности государства и общества. В первую очередь сюда относится профилактика - воздействие на причины преступности и условия, способствующие ей, предотвращение преступлений, т.е. недопущение совершения преступлений на стадии их планирования и подготовки, и пресечение совершаемых преступлений, заключающееся в недопущении дальнейшего преступного поведения [3, с. 142].

Общее предупреждение преступлений имеет целью противодействие криминализации социальных процессов, позитивное влияние на создание и укрепление в обществе атмосферы законности, устранение угроз правам, свободам и законным интересам личности. Среди субъектов предупреждения преступности выделяются неспециализированные и специализированные. При этом критерием их разграничения служат особенности правовых полномочий. Предупредительная деятельность специализированных субъектов прямо вытекает из предусмотренных законом их профессиональных обязанностей или общественных полномочий, зафиксированных в уставных документах.

Некоторые криминологи относят к числу специализированных органов предупреждения преступлений контрольно-финансовые и другие контролирующие органы [3, с. 441]. Указанное справедливо и для органов федерального государственного энергетического надзора. Так, согласно Положению об Управлении энергетического надзора центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному руководством службы, на данное подразделение возложены следующие функциональные обязанности: организация и осуществление контроля и надзора за исполнением собственниками предприятий обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и ремонте объектов энергетики; организация и осуществление контроля за техническим состоянием объектов энергетического комплекса и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых установок, сетей энергетиков и потребителей (кроме бытовых установок и сетей); контроль эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии; контроль за системой оперативно-диспетчерского управления [11].

Как известно, объектами предупредительной деятельности являются в том числе отдельные отрасли народного хозяйства и государственного управления; в некоторых из них совершается больше преступлений, чем в других, потому что различаются условия труда и уровень обеспеченности занятых в них лиц, охрана материальных ценностей и т.п. [3, с. 145-146]. Считаем, что электроэнергетика является специфическим объектом предупредительной деятельности в связи с высоким уровнем сложности единой энергосистемы России, значительной степенью износа основного оборудования отрасли, низкой эффективностью ее работы, существенным ущербом при нарушении энергоснабжения и т.д.

Так, установленная мощность электростанций единой энергосистемы России на начало 2012 г. составила 218 ГВт. В 2011 г. в РФ было произведено 1 трлн 40 млрд кВт • ч электроэнергии, что выше, чем в 2010 г., на 1,1 %. При этом значительная часть основного оборудования выработала свой установленный ресурс и

должна быть выведена и заменена в ближайшие 20 лет. Показатели количества и продолжительности отключений на потребителя в РФ в 10 раз выше аналогичных показателей в европейских странах. Удельные показатели расхода топлива более чем на 20 % превышают аналогичные показатели развитых стран, потери в электрических сетях также больше, чем в других странах, в 1,5-2,0 раза [10]. Всё обозначенное свидетельствует о необходимости создания и применения специфических средств предупредительного воздействия в отрасли.

Значительную роль в предупредительной деятельности играют разработка и внедрение стандартов безопасности от преступлений. Стандарты безопасности - это государственные правила и нормативы (градостроительные, экологические, технические, информационные, медицинские и др.), исполнение которых, наряду с решением других задач, обеспечивает защиту личности, общества и государства от преступных посягательств [8, с. 162]. В состав мер государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики, в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», входит принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования надежности и безопасности, принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к продукции [12].

Согласно Положению об Управлении энергетического надзора, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 2 декабря 2009 г. № 996, разработка нормативных правовых и правовых актов, относящихся к сфере государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики, представляет собой функцию федерального государственного энергетического надзора.

Таким образом, разработка и внедрение стандартов безопасности от преступлений являются непосредственной функцией федерального государственного энергетического надзора. Кроме того, участие в разработке и принятии нормативных правовых и правовых актов, относящихся к сфере государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики, должно позволить энергетическому надзору принимать участие в еще одном направлении общепредупредительной деятельности - проведении криминологических экспертиз проектов нормативных правовых актов. Криминологическая экспертиза - анализ и оценка независи-

мыми специалистами проектов или действующих законов для определения их соответствия требованиям законности и стандартам безопасности в сфере предупреждения преступлений, оценки их возможного влияния на детерминанты преступности [14, с. 61]. При принятии технических норм и правил в электроэнергетике представители органов федерального государственного энергетического надзора должны, по крайней мере, входить в состав экспертной криминологической комиссии, вносить предложения альтернативного характера, позволяющие устранить источники повышенной криминальной опасности, высказывать свое мнение в средствах массовой информации.

Поскольку федеральный государственный энергетический надзор осуществляется именно за соблюдением технических требований, его деятельность должна выявлять и устранять криминогенные факторы не только на этапе разработки нормативных правовых актов, но и в процессе их применения. Необходимо отметить участие органов федерального государственного энергетического надзора в реализации конкретных мер, имеющих профилактическое значение. К ним следует отнести: выявление и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений; создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений на определенной территории (объекте); формирование общественного мнения, объективно отражающего деятельность по предупреждению преступлений; организацию и осуществление технических и иных мер по обеспечению личной и общественной безопасности.

В этой связи органам энергетического надзора целесообразно ставить отдельных субъектов электроэнергетики на профилактический учет с целью прогнозирования правонарушае-мого поведения. Основанием для применения этой меры индивидуального предупреждения преступлений является наличие достаточных проверенных данных, свидетельствующих о неоднократности совершения лицом дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов либо административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности. По данным Ростехнадзора, нарушения обязательных требований норм и правил, приводящие к несчастным случаям и причинению ущерба, носят системный характер, а их причины повторяются из года в год [16, с. 41].

Вместе с тем для успешной профилактической деятельности органов энергетического надзора необходимо:

- при планировании проверок поднадзорных объектов энергетики предусматривать проведение только комплексных проверок по всем видам надзора;

- осуществлять действенный контроль выполнения ранее выданных предписаний, срок исполнения которых истек, путем проведения внеплановых проверок в установленные сроки;

- обеспечить выполнение мероприятий, направленных на снижение травматизма в поднадзорных организациях;

- повысить требования к инспекторскому составу, исполнительской дисциплине, квалификации, профессиональным знаниям;

- организовать мониторинг своевременной замены оборудования ТЭК.

Представляется, что от активности и принципиальности занятой инспектором энергетического надзора позиции в значительной степени зависит исполнение поднадзорными органами и лицами установленных в рассматриваемой сфере правоотношений требований, снижение криминогенных факторов.

Так, в ходе проверок к подготовке к осенне-зимнему периоду 2012/13 г. сотрудники Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору совместно с сотрудниками Министерства энергетики Российской Федерации приняли участие в работе комиссий по проверке готовности поднадзорных организаций. Выявлено более 67 тыс. нарушений норм эксплуатации и правил безопасности электроустановок. По итогам проверки готовности 1 093 субъектов электроэнергетики Ростехнадзор указал в актах свое особое мнение в связи с выявленными нарушениями, которые могут послужить причиной аварийных ситуаций и привести к нарушению теплоснабжения социально значимых объектов и населения. Однако многие члены комиссии часто не обращают внимания на нарушения или принимают решения о готовности объекта при «особом мнении Ростехнадзора».

Таким образом, важно принять должные меры организационного характера и наладить действенное взаимодействие с органами исполнительной власти и иными контролирующими органами, повысить влияние органов на состояние законности в данной сфере, поскольку рассматриваемый аспект остается проблемным.

В целом же при выборе пути совершенствования деятельности органов федерального государственного энергетического надзора (в том числе в сфере применения норм об ответственности за совершение административных правонарушений и преступлений в электроэнергетике) не следует забывать о том, что одним из основных организационных условий эффективности данной деятельности является стабильность системы государственного управления в электроэнергетике, а также о том, что законодательное регулирование организации системы государственного энергетического надзора должно исходить не только из задач администра-

тивной реформы, но и обязательно из приоритетов государственной энергетической политики.

Специалисты, осуществляющие государственный энергетический надзор, существенно снижают риск возникновения технологических нарушений, аварий, несчастных случаев. Однако в рамках действующего законодательства и в условиях расширения полномочий необходимо ужесточить требования в области энергетического надзора как к потребителям электрической энергии, так и к генерирующим и сетевым компаниям с целью устранения, ослабления или нейтрализации причин и условий правонарушаемости и преступности.

ПРИСТАТЕИНЫИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности / В.А. Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. -№ 4. - С. 21-28.

2. Антонян Ю.М., Жалинский А.Э., Звирбуль В.К., Клочков В.В. и др. Теоретические основы предупреждения преступности / Ю.М. Антонян, А.Э. Жалинский, В.К. Звирбуль, В.В. Клочков [и др.]. - М. : Юрид. лит., 1977. - 256 с.

3. Антонян Ю.М. Криминология : избр. лекции / Ю.М. Антонян. - М. : Логос, 2004. - 448 с.

4. В Республике Хакасия перед судом предстанут обвиняемые по уголовному делу об аварии на Саяно-Шу-шенской ГЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sledcom.m/actual/з03131/?sphrase_id=252587.

5. Кашепов В.П. О гарантиях уголовно-правовой защиты безопасности личности / В.П. Кашепов // Журнал российского права. - 2005. - № 12. - С. 105-118.

6. Конституция Российской Федерации : (принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 янв.

7. Криминология : учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2005. - 912 с.

8. Криминология : учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЗАО «Юстиц-информ», 2006. - 528 с.

9. Криминология : учеб. пособие / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. - СПб. : Питер, 2013. - 303 с.

10. Минэнерго представило Программу модернизации российской электроэнергетики до 2020 года // Энергонадзор и энергобезопасность. - 2012. - № 4. - С. 12-13.

11. Об утверждении Положения об Управлении энергетического надзора : приказ Ростехнадзора от 02.12.2009 г. № 996 // Безопасность труда в промышленности. - 2010. - № 2 (Положение).

12. Об электроэнергетике : федер. закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 13. - Ст. 1177.

13. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: (теоретические основы социально-правовой концепции) / А.А. Тер-Акопов. - М., 1998. - 272 с.

14. Титушкина Е.Ю. Правовые основы профилактики преступности: пути совершенствования / Е.Ю. Ти-тушкина // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. -2013. - № 1. - С. 59-62.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

16. Фролов Д.И. Деятельность Государственного энергетического надзора Ростехнадзора в 2011 году / Д.И. Фролов // Энергонадзор и энергобезопасность. - 2012. - № 1. - С. 37-48.

17. Шалахин И.В. Безопасность граждан и стратегия ограничения (предупреждения) преступности / И.В. Шалахин // Вестник Академии. - 2012. - № 2. - С. 62-67.

18. Яковлев М.М. Проблемы теории и практики выявления и расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / М.М. Яковлев. - М., 2007. - 61 с.

REFERENCES

1. Avdeev V. A. National criminal and legal policy in the sphere of counteraction of crime. [Nacional'naja ugolovno-pravovaja politika v sfere protivodejstvija prestupnosti]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2012, no. 4, pp. 21-28.

2. Antonjan Ju.M., Zhalinskij A.Je., Zvirbul' V.K., Klochkov V.V. and others. Theoretical basis of crime prevention. [Antonjan Ju.M., Zhalinskij A.Je., Zvirbul' V.K., Klochkov V.V i dr. Teoreticheskie osnovy preduprezhdenija prestupnosti]. Moscow, Jurid. lit., 1977, 256 p.

3. Antonjan Ju.M. Criminology: selected lections. [Antonjan Ju.M. Kriminologija : izbr. lekcii / Ju.M. Antonjan]. Moscow, Logos, 2004, 448 p.

4. Defendants in a criminal case on Sayano-Shushenskaya hydroelectric station will go on trial in The Republic of Khakassia. [V Respublike Hakasija pered sudom predstanut obvinjaemye po ugolovnomu delu ob avarii na Sajano-Shushenskoj GjeS]. Available at: http://www.sledcom.ru/actual/303131/?sphrase_id=252587.

5. Kashepov V.P. On personal security legal protection's insurance arrangements. [Kashepov V.P. O garantijah ugolovno-pravovoj zashhity bezopasnosti lichnosti]. Zhurnal rossijskogo prava - Journal of Russian Law, 2005, no. 12, pp. 105-118.

6. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, as amended by the Laws of the Russian Federation No. 6-FKZ dated 30 December 2008, No. 7-FKZ dated 30 December 2008. [Konstitucija Rossijskoj Federacii : (prinjata vsenar. golosovaniem 12.12.1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennyh zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ)]. Rossijskaja gazeta - Russian newspaper, 2009, 21 Jan.

7. Criminology: educational book for Universities. Edited by A.I. Dolgova. [Kriminologija : uchebnik dlja vuzov / pod obshh. red. A.I. Dolgovoj. - 3-e izd., pererab. i dop]. Moscow, Norma, 2005, 912 p.

8. Criminology: educational book for Universities. Edited by V.D. Malkov. [Kriminologija : uchebnik dlja vuzov / pod red. V.D. Malkova. - 2-e izd., pererab. i dop]. Moscow, ZAO «Justicinform», 2006, 528 p.

9. Criminology: educational book. Edited by V.N. Burlakov, N.M. Kropachev. [Kriminologija : ucheb. posobie / pod red. V.N. Burlakova, N.M. Kropacheva]. Saint-Petersburg, Piter, 2013, 303 p.

10. Ministry of Energy presented Russian electric energy industry modernization till 2020 program. [Minjenergo predstavilo Programmu modernizacii rossijskoj jelektrojenergetiki do 2020 goda]. Jenergonadzor i jenergobezopas-nost'- Energy audit and energy security, 2012, no. 4, pp. 12-13.

11. Federal Service for Environmental, Technological, and Nuclear Supervision decree No. 996 on Regulation on Energy supervision department passage dated 2 December 2009. [Ob utverzhdenii Polozhenija ob Upravlenii jenerget-icheskogo nadzora : prikaz Rostehnadzora ot 02.12.2009 g. № 996]. Bezopasnost' truda v promyshlennosti - Occup-tional safety in industry, 2010, no. 2.

12. Fedral Law No. 35-FZ of the Russian Federation on Electric energy dated 26 March 2003. [Ob jelektrojenerge-tike : feder. zakon ot 26.03.2003 g. № 35-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2003, no. 13, pp. 1177.

13. Ter-Akopov A.A. Human security (theoretical basis of social and legal concept). [Ter-Akopov A.A. Bezopasnost' cheloveka: (teoreticheskie osnovy social'no-pravovoj koncepcii)]. Moscow, 1998, 272 p.

14. Titushkina E.Ju. Legal fundamentals of crime prevention: ways of improvement. [Titushkina E.Ju. Pravovye osnovy profilaktiki prestupnosti: puti sovershenstvovanija]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal 'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2013, no. 1, pp. 59-62.

15. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13 June 1996 Fedral Law No. 63-FZ. [Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 1996, no. 25, pp. 2954.

16. Frolov D.I. 2011 year's activity of State energy supervision of Federal Service for Environmental, Technological, and Nuclear Supervision. [Frolov D.I. Dejatel'nost' Gosudarstvennogo jenergeticheskogo nadzora Rostehnadzora v 2011 godu]. Jenergonadzor i jenergobezopasnost'- Energy audit and energy security, 2012, no. 1, pp. 37-48.

17. Shalahin I.V. Citizens security and crime prevention strategy. [Shalahin I.V. Bezopasnost' grazhdan i strategija ogranichenija (preduprezhdenija) prestupnosti]. Vestnik Akademii - Academy Bulletin, 2012, no. 2, pp. 62-67.

18. Jakovlev M.M. Theoretical and practical issues of detection and investigation of crimes related to professional activity. Author's abstract. [Jakovlev M.M. Problemy teorii i praktiki vyjavlenija i rassledovanija prestuplenij, svjazan-nyh s professional'noj dejatel'nost'ju : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk]. Moscow, 2007, 61 p.

Сведения об авторах

Майоров Владимир Иванович - проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, Челябинск; e-mail: prorector@susu.ac.ru.

Леухина Екатерина Евгеньевна - аспирант кафедры конституционного и административного права юридического факультета Южно-Уральского государственного университета, Челябинск; e-mail: kateleukhina@gmail.com.

About the authors

Majorov Vladimir Ivanovich - Pro-Rector for Academic Affairs of South Ural State University, Doctor of Law, Professor, Chelyabinsk; e-mail: prorector@susu.ac.ru.

Leuhina Ekaterina Evgen'evna - Chair of Constitutional and Administrative Law postgraduate student, Legal Faculty, South Ural State University, Chelyabinsk; e-mail: kateleukhina@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.