Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ'

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / СОТРУДНИКИ / ИМИДЖ / ORGANIZATIONAL CULTURE / ORGANIZATION / VALUES / NORMS / EMPLOYEES / IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпикова М.О.

В статье рассматривается роль и сущность организационной культуры. Охарактеризованы структура и элементы организационной культуры. Рассмотрены особенности формирования организационной культуры. Анализируются ключевые показатели организационной культуры, а также приводятся основные способы для её поддержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION AND ITS FEATURES

The article discusses the role and essence of organizational culture. The structure and elements of organizational culture are characterized. The features of the formation of organizational culture are considered. The key indicators of organizational culture are analyzed, and the main ways for its maintenance are given.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ»

VI международной заочной научно-технической конференции. Часть 2. -Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2016 - С. 48-53.

8. Васильев В. И. Интеллектуальные системы управления. Теория и практика / В. И. Васильев, Б. Г. Ильясов. - М.: Радиотехника, 2009. - 392 с.

9. Кобец Б. Б. Инновационное развитие электроэнергетики на базе концепции Smart Grid / Б. Б. Кобец, И. О. Волокова. - М.: ИАЦ Энергия. - 2010. - 207 с.

10. Энергетическая безопасность России / В. В. Бушуев [и др.]. - Н.: Наука, 2009. - 306 с.

УДК 316.4

Карпикова М. О. студент

Институт Экономики и Управления ФГБОУВО «ОГУимени И.С. Тургенева»

Россия, г. Орел

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается роль и сущность организационной культуры. Охарактеризованы структура и элементы организационной культуры. Рассмотрены особенности формирования организационной культуры. Анализируются ключевые показатели организационной культуры, а также приводятся основные способы для её поддержания.

Ключевые слова: организационная культура, организация, ценности, нормы, сотрудники, имидж.

Karpikova M.O.

student of the Institute of economics and management Orel State University named after I.S. Turgenev

Russia, Orel

THE ROLE OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION AND ITS FEATURES

Annotation: The article discusses the role and essence of organizational culture. The structure and elements of organizational culture are characterized. The features of the formation of organizational culture are considered. The key indicators of organizational culture are analyzed, and the main ways for its maintenance are given.

Keywords: organizational culture, organization, values, norms, employees, image.

В наше время имидж и репутация подавляющего большинства компаний стали приобретать особенную важность в общей системе эффективности деятельности компаний. В условиях экономического кризиса и нестабильного положения экономики в стране, банкротства весомое

значение приобретает сплочение коллектива. Следовательно, современные компании нуждаются в создании новых методов управления и изменения характера отношений с внутренней и внешней средой.

Организационная культура считается одним из методов воздействия на сотрудников с целью создания той модели поведения, которая будет соответствовать принципам и нормам организации, а также разделять традиции, обычаи и ценности. Правильное использование и постоянное развитие корпоративной культуры может оказывать весьма серьёзное влияние на повышение производительности труда, мотивацию, социально -психологический климат, сплочённость коллектива, удовлетворённость работой, и, следовательно, на улучшение всех экономических и финансовых показателей компании.

Организационная культура - это совокупность правил, норм, процедур, предписаний самой деятельности, правил поведения, которая основана на существующей системе ценностей, традиций, принятая в компании, включая персонал и его руководство. В работах Э. Шейна наиболее четко прослеживается концепция структурирования корпоративной культуры; такое деление еще условно называют «Деревом» (рисунок 1).

Составляющими организационной культуры предприятия являются: миссия, цели, принципы деятельности, ценности, управленческая этика, миф, легенды, форма одежды, символика, а также показатели, характеризующие структура коллектива, его сплоченность, вопросы материального и морального стимулирования персонала, правила поведения, взаимоотношения с руководством и так далее.

Видимые организационные структуры и процессы (дешифровка затруднительна)

Стратегии, цели, философии (провозглашаемые ценности)

Подсознательные, представляющиеся чем-то очевидным, убеждения, мысли и чувства (первичный источник ценностей и

Рисунок 1 - Уровни организационной культуры

Таким образом, можно утверждать, что для понимания всей сути организационной культуры необходимо рассматривать её на всех трёх уровнях. Лишь полностью исследовав глубинный уровень, который лежит в основе деятельности любой организации, можно познать смысл поверхностного и подповерхностного уровня.

Представим основные элементы организационной культуры более обобщённо:

- поведенческие стереотипы. К ним относятся общий язык, который используется всеми членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определённых ситуациях;

- групповые нормы. Нормы свойственны группам, они определяют поведение всего персонала компании;

- провозглашаемые ценности. Ценности являются ядром организационной культуры и определяют важность и значимость окружающих объектов для человека. Это совокупность ориентиров, направляющих деятельность человека и определяющих к чему стоит стремиться, что плохо, а что хорошо для организации и работников. На основе ценностей формируются нормы поведения людей в организации.

Помимо этого, существуют ценности, которые имеют установочный характер, эти ценности - цели. Среди них выделяют: экономические, социальные, политические, общечеловеческие, эстетические, религиозные ценности. Формируя культуру, ценности - цели являются основой миссии организации.

Формирование организационной культуры - длительный, сложный и трудоемкий процесс, который включает в себя следующие этапы:

- определение миссии организации;

- определение основных ценностей;

- формулирование правил и норм поведения сотрудников на основе данных ценностей;

- формирование традиций и разработка символики, отражающих все вышеперечисленное.

Анализ динамики становления организационной культуры организации проводится по критериям общности интересов (большая часть сотрудников и руководителей компании разделяют общие ценности и методы ведения бизнеса), адаптивности культуры (способность быть катализатором изменений). От адаптивности культуры напрямую зависит восприимчивость организации к изменениям во внешней среде и способность эффективной работы в долгосрочной перспективе.

Один из основных показателей успешной работы по формированию организационной культуры организации - это приверженность сотрудников. Она выражается в стремлении сотрудника работать и развиваться в своей организации, способствовать ее развитию, а также в отождествлении себя со своей компанией.

Выделяют следующие ключевые показатели приверженности:

- интеграция (присвоение работниками целей организации, объединение работников общей целями организации);

- вовлеченность (стремление работника внести свой вклад в развитие и достижение целей своей организации);

- лояльность (эмоциональная привязанность к организации, стремление

оставаться ее частью).

Существуют следующие методы поддержания организационной культуры в организации:

- Принятые в организации документы: миссия, цели, правила и нормы поведения в компании;

- Стиль и способ общения руководства с сотрудниками организации;.

- Внешняя атрибутика: система поощрения, статусные символы, награды и привилегии;

- Истории, мифы, обряды и легенды, связанные с появлением компании, а также об ее основателях или выдающихся членах;

- Какие показатели, задачи и функции являются предметом постоянного внимания менеджмента;

- Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях;

- Кадровая политика организации, включающая весь цикл работы с персоналом: принятие на работу, продвижение и увольнение работников является одним из основных способов поддержания культуры в организации.

Таким образом, организационная культура организации обладает сложной структурой. Организационная культура представляет собой сложный многоуровневый феномен, который возникает на стыке различных областей общественной жизни - экономической, социальной, духовно-нравственной, религиозной и так далее. Элементы и нормы организационной культуры находят свое отражение во всей деятельности организации, оказывают влияние, как на качество предоставляемых услуг, так и на конечный продукт. Организационная культура содействует сплочению коллектива и объединению компании в одно целое, что играет немаловажную роль в укреплении своих позиций перед конкурентами, а также способствует стабильному положению в условиях кризиса и сложного положения в стране.

Использованные источники:

1. Кирсанова, Д.А. Основные подходы к управлению организационной культурой: от теории к практике [Текст] / Д.А. Кирсанова, Е.В. Слепцова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 7 (15). С. 139142.

2. Кожемякин, В.А. Экономическая успешность и организационная культура предприятия [Текст] / В.А. Кожемякин // Управленческое консультирование. - 2016. - № 8 (92). - С. 133-139.

3. Митясова, Е.А. Внутренний PR как метод управления культурой организации [Текст] / Митясова Е.А. // Менеджмент сегодня. - 2013. - № 4. -С. 246-249.

4. Пашаева, М.Р. Управленческая культура организаций: понятие и общая характеристика [Текст] / М.Р. Пашаева // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 26. - № 3. - С. 90-93.

5. Тихомирова, О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка [Текст]: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова. - М.: Инфра-М, 2017. -152с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.