Кохужева Саида Нурбиевна
ст. преподаватель кафедры финансов и кредита,
филиал Московской открытой социальной академии, г. Майкоп
программно-целевое управление социально-экономическим развитием
региона
роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ
социально-экономического развития
_Аннотация
В статье определено место региональных целевых программ в системе программно-целевого прогнозирования, обозначены основные принципы построения и разработки региональных программ и проектов. Особое внимание уделено вопросам соответствия региональных целевых программ уровню развития региона, эффективности программно-целевого метода и др.
Ключевые слова: программно-целевой метод, региональная целевая программа, социально-экономическое развитие региона, приоритеты
В настоящее время типичным состоянием большинства регионов России является кризисное и посткризисное состояние хозяйствующих субъектов различных отраслей, низкий уровень жизни, социальная напряженность, дефицит бюджетных средств, недостаток финансирования для структурной перестройки экономики региона и внедрения новых технологий, а также проблемы связанные с интенсификацией производства. В целях устранения этих проблем, а также смягчения их негативного влияния на региональное развитие
в последние годы широко используется программно-целевой метод. Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен значительный опыт разработки региональных целевых программ, существуют проблемы связанные с корректировкой и дополнением их правовой основы, обоснованием критериев выделения целевых программ региональной направленности, отсутствием отлаженных алгоритмов отбора и разработки целевых программ, а также четких механизмов финансового обеспечения.
ссийское предпринимательство, 2011, № 8 (1)
Совершенствование использования программно-целевого метода, подразумевает:
- внедрение механизма определения эффективности программных мероприятий не только для той сферы, на которую они были нацелены, но и для других отраслей, подпадающих под влияние программных мероприятий;
- согласование всех программ и мероприятий, реализуемых в регионе;
- реализация системы мер мониторинга и контроля программных мероприятий,
Региональные целевые программы и уровень развития региона
Решение социально-экономических задач региона посредством целевых программ зависит от того, насколько организационный механизм их формирования и реализации отвечает требованиям «рынка» и обеспечивает эффективное использование государственных рычагов и средств, а также насколько конечные показатели, заданные в целевых программах, согласованы с прогнозами и планами развития федерального уровня (см. рис. на с. 158),
Важным при разработке целевых программ является выбор критериев и приоритетов социально-экономического развития региона, Их определение в условиях нестабильной среды представляет собой сложную задачу (как в методическом, так и в практическом отношении), Исследование фундаментальных и научных трудов современной экономики позволили выявить взаимосвязанные системы критериев и приоритетов,
Система критериев структурной политики определяет параметры, влияющие на экономический рост региона: ресурсный потенциал региона; плате-
жеспособный спрос; уровень и качество жизни населения; развитие инфраструктуры региона,
Система приоритетов определяет ряд приоритетных отраслей, Например, если рассматривать Республику Адыгея, то для нее наиболее приоритетными являются: сельское хозяйство, ряд отраслей промышленности (прежде всего - топливная, пищевая), транспортный комплекс, туризм (с учетом специфических географических особенностей Адыгеи), которые должны развиваться на инновационной основе, В свою очередь, при установлении приоритетов должна учитываться конкурентоспособность региональной экономики и ее структурных элементов, Это обусловлено тем, что современный экономический рост подвержен влиянию научно-технического прогресса, выбираемые приоритетные направления должны быть восприимчивы к новым технологиям и новациям, и должен быть реализован инновационный подход к разработке региональной программы с целью получения конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности производства, качества товаров и услуг, При этом государственная поддержка приоритетных отраслей должна быть кратковременной (или разовой) и приводить к такому росту их
...при установлении
приоритетов должна учитываться конкурентоспособность региональной экономики и ее структурных элементов
Рис. Место региональных целевых программ в системе программно-целевого прогнозирования (составлено автором)
конкурентоспособности, при котором отрасль, способна к расширенному воспроизводству и эффективному функционированию за счет собственных средств.
Эффективность применения программно-целевого метода
Одной из главных экономических, социальных и политических проблем регионов является глубокая дифференциация уровня социально-экономического развития. Это обусловлено отсутствием стратегии размещения производительных сил и четко поставленной политики государства в отношении выравнивания уровня социально-экономического развития внутри региона (3). Причиной ненадлежащего исполнения федеральных программ, является непонимание региональной проблематики. Программа должна учитывать специфические особенности приоритетов региональной экономики, которые основаны на сопоставлении преимуществ того или иного региона с особенностями его исторического и культурного развития. Правильно обозначенные в программе перспективные направления развития, позволяют реализовать программный продукт в его полной мере и активизировать естественные региональные преимущества. В связи с этим учет потенциала региона - одно из условий определения целесообразности и выполнимости программы. Эффективность применения программно-целевого метода предполагает выполнение следующих организаци-онныхопераций:
- измерение получаемых результатов системы;
- оценка результатов;
- измерение затрат, необходимых для получения данных результатов;
- оценка затрат;
- сопоставление результатов и затрат;
- расчет эффективности.
Целевые программы регионального развития, в связи с природой своего географического происхождения делятся:
- на программы стимулирования социально-экономического развития, пос-редствам ускорения экономического роста;
- программы обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в особенности кризисных территорий).
И в первом и во втором случае, возможности, заложенные в программно-целевом планировании, реализуются не в полном объеме. В связи с таким делением программ, вырабатываются требования к эффективности в соответствии с типологией территории и спецификой решаемых задач, при этом как условие обеспечивается переход от поддержки региона к решению его системных проблем. Подобный подход к разработке региональных программ, должен обеспечить их построение согласно определенным принципам (см. табл. на с. 160):
Мониторинг и контроль реализации программных мероприятий
Разработку программных мероприятий региона необходимо проводить с учетом особенностей развития его экономики и использованием принципиально новых подходов. При этом следует концентрировать внимание не только предполагаемых результатах решения приоритетной задачи, но и на отдельных аспектах ее реализуемости: техническом, экономическом, финансовом, политическом, экологическом, маркетинговом. Данную процедуру позволяет провести сущест-
Таблица
Принципы построения и разработки региональных программ и проектов1
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММ СУТЬ ПРИНЦИПА
Принцип взаимосвязи Программы и проекты по каждому этапу реализации должны быть взаимосвязаны по решаемым задачам
Принцип преемственности программ По мере решения программ и проектов их результаты должны усиливать результаты друг друга
Принцип наращивания усилий По ходу реализации программ и проектов обеспечивается рациональное воспроизводство ресурсов
Принцип экономии ресурсов и расширения экономических возможностей региона На этапе разработки программ необходимо предусматривать, чтобы эффект от их реализации был шире, чем решение программных задач
Принцип воздействия на демографическую среду региона Программы и проекты должны обеспечивать решение определенного рода проблем. Например, проблема миграции должна решаться посредствам создания благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест, а не ее устранением административными методами
Принцип обеспечения инфраструктурного развития региона Результативность и эффективность программ и проектов должны характеризоваться положительными изменениями в организационной и институциональной сферах региона
вующая и используемая на практике методика оценки эффективности региональных целевых программ и проектов, Она позволяет разрабатывать новую целевую программу, обеспечивающую не только рациональное распределение финансовых средств из бюджетов всех уровней, но и использовать наиболее эффективные меры государственного регулирования экономики региона (4),
Вместе с тем в процессе формирования и реализации региональных программ важным механизмом программно-целевого управления является мониторинг и контроль их реализации, которые, в свою очередь, должны основываться на внедрении
1 Составлено автором на основе Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации,
аудита, финансовом контроле реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат, Контрольные мероприятия должны реализовываться совместно федеральными и региональными органами управления, информационно открыто для населения,
Опыт применения федеральных и региональных программ в России создал «базу данных» (1) механизмов решений региональных проблем, Но необходимо иметь в виду, что в условиях внешнеэкономических взаимодействий, грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ практически стирается, Эти механизмы начинают выступать в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений,
российское предпринимательство, 2011, № 8 (1)
Заключение
На основе проведенного анализа можно сказать, что при разработке региональных программ социально-экономического развития следует учитывать следующие факторы:
- экономическое развитие региона, то есть объективную оценку состояния регионального рынка промышленных и продовольственных товаров;
- финансовое состояние и интересы региона;
- социально-демографическое состояние региона;
- инвестиционный климат в регионе.
- региональное законодательство;
- внешнеэкономические связи региона;
- методы управления социально-экономическим развитием региона;
- информационную открытость сопровождения программы социально-экономического развития региона;
- существующий механизм и инструментарий реализации программ социально-экономического развития регионов;
- систему мер вмешательства государственных органов в ход реализации программы в период экономической нестабильности региона или страны в целом.
Литература
1. Анализ тенденций развития регионов России. - М.: Тасис, 2008. - 144 с.
2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// archive.minregion.ru.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2007.
- 368 с.
4. Паникарова С.В. Проблемы совершенствования региональных целевых программ // Государственное управление: Электронный научный журнал.
- 2005. - №4 (4).
Saida N. Kohuzheva
Senior Lecturer, Chair of Finance and Credit, Branch of Moscow Open Social Academy, Maikop
The Role of Organizational and Economic Mechanism in the Development of Regional Purpose-Oriented Programs of Social and Economic Development
_Abstract
The article identifies the place of regional purpose-oriented programs in the system of program and target forecasting and outlines the main principles for building and developing regional programs and projects. A particular attention is paid to matching the level of regional purpose-oriented programs with the development level of the region and the effectiveness of the program and target method, etc.
Keywords: program and target method, regional purpose-oriented program, social and economic development of region, priorities