Научная статья на тему 'Роль оптовых продовольственных рынков в решении социальных проблем (на примере республики Казахстан)'

Роль оптовых продовольственных рынков в решении социальных проблем (на примере республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов И. А., Кайгородцев А. А.

Повышение уровня и качества жизни населения является стратегической целью государственной социальной политики Республики Казахстан. В результате снижения инфляционных процессов и роста доходов населения наметилась устойчивая тенденция увеличения покупательной способности номинальных денежных доходов жителей республики, используемых на потребление. Вместе с тем, в социальной сфере сохраняется ряд отрицательных тенденций, к числу которых можно отнести: значительную дифференциацию населения по уровню доходов; более острое воздействие инфляционных процессов на население с низкими доходами; большой удельный вес совокупного дохода граждан (около 50 %), направляемого на приобретение продуктов питания. Учитывая актуальность стабилизации цен на продукты питания для значительной части население республики, в статье рассматривается проблема создания во всех крупных городах Казахстана муниципальных оптовых продовольственных рынков, основной целью которых является организация процесса предложения, выбора и реализации товара, а также предоставления заинтересованным лицам необходимой для заключения сделок информации. Оптовые продовольственные рынки являются альтернативной организационной формой реализации продовольственных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квасов И. А., Кайгородцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль оптовых продовольственных рынков в решении социальных проблем (на примере республики Казахстан)»

7(34) - 2006

Зарубежный опыт

роль оптовых ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (на примере Республики Казахстан)

И.А. КВАСОВ, кандидат технических наук, доцент Западно-Сибирского института финансов и права А.А. КАЙГОРОДЦЕВ, кандидат экономических наук, доцент Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова

Повышение уровня и качества жизни населения является стратегической целью государственной социальной политики Республики Казахстан. В результате снижения инфляционных процессов и роста доходов населения наметилась устойчивая тенденция увеличения покупательной способности жителей республики. Вместе с тем в социальной сфере сохраняется ряд отрицательных тенденций, к числу которых можно отнести: значительную дифференциацию населения по уровню доходов; более острое воздействие инфляционных процессов на население с низкими доходами; большой удельный вес совокупного дохода граждан (около 50%), направляемого на приобретение продуктов питания.

Учитывая актуальность стабилизации цен на продукты питания для значительной части население республики, рекомендовано создать во всех крупных городах казахстана муниципальные оптовые продовольственные рынки (ОПР), основной целью которых является организация процесса предложения, выбора и реализации товара, а также предоставления заинтересованным лицам необходимой для заключения сделок информации.

оптовые продовольственные рынки являются альтернативной организационной формой реализации продовольственных товаров.

Оптовый рынок — это место, где большое количество профессиональных торговцев (оптовиков, импортеров, промышленных производителей и фермеров) могут на регулярной основе торговать друг с другом, с тем чтобы продавать широкий ассортимент схожей по своему типу продукции по-

купателям, которым необходима продукция разного качества, объема и цены.

Оптовый продовольственный рынок — это субъект экономических отношений, имеющий физическую сущность в виде имущества — зданий, сооружений, оборудования и т.п., юридическую форму в виде определяемой законодательством структуры, обладающей статусом юридического лица и имеющий право вступать в правовые отношения с юридическими и физическими лицами.

Целью оптовых продовольственных рынков является организация процесса предложения, выбора и реализации товара, а также предоставления заинтересованным лицам открытой информации обо всех аспектах деятельности ОПР.

оптовые продовольственные рынки создаются в областных центрах и в крупных городах республики для решения следующих задач:

1) концентрация в одном месте спроса и предложения на продовольственные и сопутствующие товары;

2) предоставление производителям и поставщикам товаров возможности свободного взаимодействия с оптовыми покупателями, не прибегая к услугам перекупщиков;

3) формирование рыночных цен на реализуемые товары;

4) ускорение процессов товародвижения и денежного обращения;

5) упрощение финансовых расчетов;

6) создание условий для сбора, обработки и распространения информации о товарах, услугах и ценах на ОПР;

7) контроль качества реализуемой продукции;

8) стабилизация цен;

9) создание возможностей для государственного регулирования рынка продовольствия экономическими методами;

10) организация взаимовыгодного товарообмена продовольствием с другими регионами республики;

11) создание дополнительных рабочих мест. Для оптового продовольственного рынка характерна реализация товара в наименьшей упаковке производителя или поставщика. Так, если производитель отгружает товар в контейнерах, в качестве минимальной упаковки производителя принимается ящик или мешок товара, являющийся единицей объема по отношению ко всей упаковке (например, 2 контейнера по 80 ящиков яблок).

Оптовой единицей будет являться ящик огурцов или яблок, содержащий фиксированный для данной партии товара объем продукции, выраженный в весовом или количественном исчислении (штуках, кг).

Оптовым продавцом является продавец, осуществляющий реализацию оптовыми единицами товаров.

Оптовым покупателем признается лицо, совершающее сделки по приобретению товара на ОПР.

Операторами на ОПР являются:

1. Продавцы:

• сельскохозяйственные товаропроизводители;

• предприятия перерабатывающей промышленности.

2. Покупатели:

• предприятия розничной торговли;

• предприятия общественного питания;

• предприятия перерабатывающей промышленности;

• мелкооптовые коммерческие структуры. Отношения между участниками торгов на оптовых рынках регулируются с помощью контрактов, в том числе на закупку сельскохозяйственной продукции и продовольствия для региональных нужд.

Операции купли-продажи на оптовом рынке могут осуществляться с помощью посредников. При этом операции ведутся путем: 1) совершения сделок посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерская деятельность);

2) совершения сделок посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи (дилерская деятельность). Участники оптовой торговли могут в ходе торгов совершать сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении:

• реального товара;

• реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

• реального товара, принятого оптовым рынком на условиях залога.

Посредниками на оптовом рынке могут быть брокерские фирмы, брокерские конторы, созданные и зарегистрированные в установленном законом порядке, а также независимые брокеры, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Такими посредниками могут выступать оптовые, торгово-закупочные и другие организации, действующие на оптовом рынке.

В соответствии с мировой практикой, ОПР не должен выступать субъектом экономических отношений на рынке продовольственных и сопутствующих товаров, для реализации которых он создан. Положение «не участника» процесса торгов на рынке продовольствия определяет независимость ОПР и его объективность по отношению ко всем участникам рынка.

Оптовый рынок может быть создан в различных формах: государственного предприятия, акционерного общества или хозяйственного товарищества. Независимо от организационно-правовой формы, доля государства в уставном капитале МОПР должна быть более 25%, для того чтобы государство имело возможность оказывать реальное воздействие на конъюнктуру и на этой основе стабилизировать цены.

Как правило, радиус доступности оптового рынка составляет 150—200 км, что соответствует 2,5—3 часам доставки груза автомобилями при нормальных дорожных условиях и развитой сети дорог. В соответствии с действующими нормативами, оптовому рынку требуется территория 0,47— 0,50 га на 10000 обслуживаемых жителей города. Поэтому в таких городах, как Усть-каменогорск, оптовые продовольственные рынки необходимо создавать на площади, превышающей 15 га.

Создание оптового рынка, соответствующего по размерам обслуживаемому населению и грузообороту, связано с большими единовременными затратами. Поэтому является оправданным раз-

мещение оптовых рынков на имеющихся объектах коммунальной собственности, обладающих необходимой инфраструктурой.

Финансирование создания ОПР может осуществляться за счет средств местного и республиканского бюджета, а также отечественных и иностранных инвесторов.

Рабочее место оптового продавца подразделяется на следующие функциональные зоны:

1. Выставочная зона торговли представляет собой выставочно-операционную зону с текущим запасом товаров. В этой зоне размещаются витрины с образцами товаров и минимальный текущий запас товара (например, ящики с фасованным товаром). В состав текущего запаса входят товары 4-5 наименований, которые пользуются наибольшим спросом. В выставочно-операционной зоне покупатель осматривает, выбирает и после завершения расчетно-кассовых операций получает товар из текущего запаса. Такая организация торговли устраняет доступ посторонних лиц в оперативную зону к основному запасу товаров на торговом месте. По мере реализации текущего запаса происходит его пополнение из оперативной зоны.

2. Оперативная зона представляет собой склад всего ассортимента товаров, предлагаемых к реализации, образцы которых представлены в выставочной зоне. Из оперативной зоны товар, при недостаточном его объеме в текущем запасе, по требованию покупателя, доставляется в выставочно-операционную зону. Крупная партия товара, состоящая из нескольких упаковок, может отгружаться клиенту напрямую из оперативной зоны через загрузочный портал (окно) торговой секции продавца. При этом в выставочной зоне могут выставляться образцы только того товара, который имеется в оперативной зоне. В противном случае имеет место недобросовестная реклама. При рациональной планировке и загрузке торгового места в оперативной зоне можно разместить запас товара в ассортименте и объеме, достаточных для одного дня реализации. После окончания торгов запас оперативной зоны пополняется товаром из резервной зоны. При этом учитывают размер реального остатка и прогнозируемую потребность в товаре (по объему и ассортименту) на следующий день работы.

3. Резервная зона — это зона вне торгового места оптового продавца на оптовом рынке. Резервный запас товаров может размещаться как на территории ОПР, так и на внешнем складе оптового продавца или на складе производителя про-

дукции. Основное отличие оперативного запаса от резервного заключается в том, что оперативный запас является собственностью продавца, в то время как резерв может и не быть его собственностью. В этом случае продавец должен приобретать дополнительное количество товара, исходя из оперативной потребности в нем и конъюнктуры рынка.

В состав оптового рынка, как правило, входят следующие объекты:

• торговые павильоны;

• мелкооптовый магазин-склад «cash @ carry» («плати и увози») для реализации мелких партий продовольственных и сопутствующих непродовольственных товаров;

• территория ярмарки для торговли с автомобилей;

• грузовые терминалы;

• холодильники;

• распределительные склады крупных оптовиков;

• таможенный терминал;

• административное здание;

• здания и сооружения вспомогательного и подсобного назначения;

• автостоянки и погрузочно-разгрузочные площадки;

• предприятия общественного питания;

• фасовочное и подготовительное производства;

• автосервис, банки, помещения охраны, уборочных служб.

В результате того, что на оптовом рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей, между ними возникает конкуренция, способствующая стабилизации и снижению цен на продовольствие. однако при этом возникает опасность проведения продавцами родственных групп товаров согласованной ценовой политики с целью увеличения нормы прибыли до размеров, не соответствующих соотношению спроса и предложения. Это противоречит интересам потребителей и государства, заинтересованного в общественной стабильности и росте общего уровня жизни населения.

осуществляя постоянный мониторинг оптовых цен на основные продукты питания, можно установить закономерности, присущие ценам на отдельные группы товаров в зависимости от времени года, территориального расположения оптового рынка, экономического состояния региона и других факторов. Социальная значимость ОПР заключается в том, что, прогнозируя на основе

результатов мониторинга состояние рынка, государство имеет возможность оказывать влияние на стабильность цен через проведение интервенций продовольственными товарами из государственных ресурсов. Как свидетельствует мировой опыт, для стабилизации цен или предотвращения корпоративных соглашений на оптовом продовольственном рынке достаточны интервенции в размере до 5% от среднего объема реализуемой продукции.

Поступающие на оптовый рынок товары создают постоянные по направлению и меняющиеся по источникам товарные потоки. Объем товарных потоков зависит от многих факторов, как объективного (например, сезонность сельскохозяйственного производства), так и субъективного (уровень развития производства и жизни в регионе, численность городского и сельского населения и т.п.) характера. Регистрация объемов товарных потоков и их сезонных изменений позволяет прогнозировать производство сельскохозяйственной продукции и оптимизировать ее реализацию через систему ОПР. Это также дает возможность организовать новые, не традиционные для данного региона товарные потоки и решить проблему снабжения населения жизненно важными продуктами питания. Без надежных механизмов сбыта, реально отражающих состояние рынка, к числу которых относятся ОПР, такая задача не может быть решена в полном объеме.

Крупный оптовик или группа оптовых продавцов может создавать распределительные центры, осуществляющие доставку товаров непосредственно в магазины на основе предварительных заказов, либо выделять систему обеспечения супермаркетов в обособленную распределительную сеть. Такие оптовые системы через своих представителей на местах имеют прямой выход на производителей сельскохозяйственной продукции и перерабатывающие предприятия, в результате чего возникает конкуренция между распределительными центрами и ОПР, приводящая к повышению эффективности систем распределения продовольствия.

При проведении анализа цен, сложившихся на оптовых рынках, легко определить период наивысшего подъема цен на некоторые виды плодоовощной продукции. В результате экономических расчетов можно определить сроки и объемы производства тех видов овощей, которые было бы выгодно выращивать в тепличных условиях в Казахстане, составив конкуренцию импортным товарам.

Реальная возможность сбыта продукции через ОПР способствует появлению новых, экономически выгодных производств небольшой мощности (молокозаводов, скотобойных и колбасных цехов, теплиц, мельниц), конкурирующих с бывшими монополистами, перерабатывающими предприятиями большой единичной мощности. Создание таких производств поможет решить проблему трудоустройства сельских жителей, а также повысить производительность труда в сельском хозяйстве.

Конкуренция, возникающая на оптовом рынке между поставщиками продовольствия, повышает надежность обеспечения населения товарами необходимого ассортимента, а возможность вневедомственного контроля на едином для продавцов торговом пространстве повышает качество предлагаемой и потребляемой продукции. Этому, в частности, способствует наличие отлаженной системы товарных потоков, позволяющей своевременно проследить и предотвратить поступление к потребителю некачественных товаров.

Еще одной важной функцией ОПР является продвижение производимых в регионе товаров, на оптовые рынки других областей республики. Увеличение сбыта сельскохозяйственной продукции приводит к увеличению ее производства. Причем этот процесс затрагивает рынок не только продовольственных, но также сопутствующих и промышленных товаров. Таким образом, решение задачи оптимального распределения продовольствия через ОПР может привести к параллельному решению проблемы развития производительных сил региона.

В целях сокращения накладных и транспортных расходов на привозимый товар внешних производителей и для ускоренного освоения выпуска новой продукции можно открывать филиалы этих производителей и выпускать продукцию в регионе, в котором расположен оптовый рынок, на местном сырье. Это позволит создать новые рабочие места и обеспечить регион необходимой населению продукцией.

Товары, реализуемые на оптовом рынке, превращаются в финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения следующего цикла сельскохозяйственного воспроизводства и пополнения оборотных средств предприятий перерабатывающей промышленности. Наличие информации о ценах на оптовом рынке и объемах реализации продукции в реальном масштабе времени позволяет разработать и реализовать различные схемы

финансирования товарных потоков кредитными структурами, желающими участвовать в обеспечении торговых операций на ОПР в соответствии с действующим законодательством.

На действующих оптовых рынках Казахстана и России большинство сделок осуществляется за наличный расчет из-за неудобства и громоздкости безналичной формы оплаты, даже если отделение банка находится на территории ОПР, в то время как на оптовых ранках мира общепринятой системой расчетов являются платежи электронными и магнитными картами или чеками.

Например, на ОПР «Ранжис» во Франции в секторе мясной торговли 42 оптовика создали единый расчетный центр, принимающий оплату от покупателей денежными чеками и до 14-00 текущего дня деньги со счетов покупателей поступают на счета продавцов по всем совершенным за день сделкам. На ОПР Испании расчетные центры располагаются в торговых секциях продавцов или один на 6—8 оптовых мест. Постоянным клиентам оптовики предоставляют отсрочку платежа на срок до 3—5 дней в зависимости от объема сделок. В свою очередь производители также отдают товар с отсрочкой платежей до 15 дней, а на распределительных центрах отсрочка может достигать 30 дней [2].

Для производителя главным является наличие заказа и постоянного потребителя произведенной продукции. При устойчивом сбыте включается механизм кредитования производителя — под оборотные средства, семена, технику и т.п. Такая схема образует «кольцо» взаимной заинтересованности и взаимной поддержки всех участников процесса производства и распределения продуктов, а оптовый рынок становится основой формирования вертикально интегрированной структуры. Начальный импульс этому процессу дает стабильная экономика и политика поддержки товаропроизводителей через закупку и размещение заказов на оптовых рынках. Согласованная политика государственных органов и кредитных учреждений будет способствовать привлечению новых участников к активной работе на оптовом продовольственном рынке.

Совместную деятельность банков и участников ОПР, кроме существующих обычных схем расчетов, можно организовать, проводя платежи через электронную систему магнитных или электронных карт. При такой системе расчетов каждый участник рынка, аккредитованный в одном или нескольких банках-резидентах ОПР, сможет

удобно, быстро и безопасно заключить сделку купли-продажи реального товара или долговременный контракт на поставку товара в будущем, используя для этого единую электронную систему банковских расчетов оптовых рынков Казахстана или России (ЕСБР ОПР). Остаток средств, образующийся на счетах продавцов и покупателей, будет являться дополнительным источником финансирования операций на ОПР.

Оптовые рынки являются узлами информационного пространства о товарных и финансовых потоках, перемещающихся во времени и пространстве. Задачей информационного обеспечения этих потоков является создание информационной сети, объединяющей оптовые рынки, производителей, оптовиков и клиентов ОПР, банки, страховые компании, предприятия транспорта и сферы сопутствующих услуг. Информационная сеть ОПР создается с целью предоставления всем потенциальным участникам рынка сведений о его состоянии (цены, ассортимент имеющегося товара, объем товарооборота и т.п.) за определенный период времени. Наличие такой информации позволит каждому клиенту информационной системы анализировать ситуацию, складывающуюся на оптовых рынках страны, в режиме реального времени и прогнозировать ее изменения.

Наличие информации о ценах на оптовом рынке и объемах реализации продукции в реальном масштабе времени позволяет разработать и реализовать различные схемы финансирования товарных потоков кредитными структурами, желающими участвовать в обеспечении торговых операций на муниципальных оптовых рынках.

В связи с масштабностью решаемых задач, многочисленностью участников оптовой торговли, потребностью в инженерных коммуникациях и транспортных связях ОПР имеют градообразующее значение. Это объясняется тем, что муниципальные ОПР создаются для обеспечения растущего городского населения сельскохозяйственной продукцией. Наиболее эффективная реализация большого количества свежих овощей, фруктов, рыбопродуктов и мяса осуществляется именно через ОПР. Успешно решая эту задачу, ОПР оказывает существенное влияние на формирование городской и пригородной инфраструктуры, а также стимулирующее воздействие на экономику соседних областей и государств.

В Республике Казахстан оптовые рынки несколько отличаются от типичного оптового рын-

Рыночная инфраструктура в Казахстане

Области Объединения сельхозпроизводителей Оптовые рынки Маленькие базары и центры розничной

торговли

Акмолинская 2 1 138

Актюбинская 17 15 75

Алматинская 18 2 250

Атырауская 22 4 -

Восточно-Казахстанская 11 5 220

Жамбылская 72 22 3

Западно - Казахстанская 7 14 181

Карагандинская 50 28 140

Кзылординская 8 10 -

Костанайская 7 9 149

Мангыстауская 3 14 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Павлодарская 15 12 349

Северо-Казахстанская 14 17 670

Южно-Казахстанская 68 20 60

ИТОГО: 314 173 2 240

Примечание: таблица составлена на основе данных, приводимых в [3, с. 12].

Крестьянские хозяйства

Сборка

ка в Западной Европе. Предприятия мелкооптовой торговли определенного вида продукцией, подобные типичному кэш-энд-кэрри западного стиля, в Казахстане относятся к классу оптовых рынков. Тем не менее приведенная в таблице информацияхарактеризу-ет сложившуюся в республике рыночную систему реализации сельскохозяйственной продукции.

Приведенные данные иллюстрируют важную роль, которую играет оптовая торговля в казахстанской системе реализации продовольственной продукции. Оптовые трынки обеспечивают основную связь между производителем, импортерами и розничными торговцами. Развитие оптовых рынков в конечном итоге создаст намного более крепкие связи между всеми отраслями в системе реализации продовольственной продукции.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Система

продовольственной торговли в Республике Казахстан

Сельскохозяйственные предприятия

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Мелкие оптовики

Розничные магазины, общепит

ПОТРЕБИТЕЛИ

Согласно данным аграрной статистики, почти две трети овощей и фруктов, реализуемых в Казахстане, проходят через оптовые рынки.

Посредством объединенных усилий участников оптовой торговли рынок играет роль механизма для приема большого объема продовольственной продукции у промышленных и сельскохозяйственных производителей и импортеров и немедленного распределения этих товаров на более мелкие партии, чтобы продать их покупателям, которым необходимы поставки на регулярной основе, а иногда ежедневно.

Как видно, оптовой торговле принадлежит центральная роль в обеспечении связей между производителями, розничными торговцами, предприятиями общественного питания и другими организациями (см. рисунок).

Оптовые рынки способствуют повышению эффективности сделок между производителями сельскохозяйственной продукции в производящих регионах и розничными торговцами в городе. Это становится возможным в том случае, когда система маркетинга продовольствия эффективно связана с этими производящими регионами.

Существующая торговая практика свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки могут позитивным образом влиять на окончательную цену, оплачиваемую потребителем, поскольку конкуренция является стимулом снижения цены и повышения качества продукции.

Клиентами оптовых рынков являются магазины, столовые, уличные торговцы, киоски, больницы, гостиницы, рестораны и другие предприятия общепита. Такие рынки не предназначены для прямой поставки продукции населению,

поэтому не следует осуществлять их продвижение в этой роли.

Оптовый рынок обеспечивает возможность сбалансировать структуру питания в регионе. Чем шире и богаче будет выбор продуктов на оптовом рынке, тем ниже будут цены на товары и тем больший выбор будет у местной промышленности для освоения производства продукции, пользующейся спросом на местном рынке.

Увеличение объемов производства и расширение ассортимента продуктов питания, реализуемых через сеть ОПР, позволяет укрепить продовольственную безопасность Казахстана, снизить давление импортных товаров на внутренний рынок страны, а также предоставляет отечественным производителям сельскохозяйственной продукции возможность выхода на мировой продовольственный рынок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Н.В. Формирование и развитие региональной

системы оптовых продовольственных рынков (на примере Тюменской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 6. С. 35-39.

2. Вершинин И.П. Оптовые продовольственные рынки как

распределительные системы товаропотоков, финансовых ресурсов и информации: философия создания и технология, перспективы развития //Ы!р: / Энерго-техпром / СПБ опт рынок.Ыт.

3. Пособие по управлению оптовыми рынками. / Берчел

Майк, Колтер Хью. — Астана: Программа технической помощи Европейского союза для Казахстана, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.