ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО СОХРАНЕНИЮ, ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] ВИКТОРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА ХАЗОВА,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научные специальности 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;
12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: культурные и исторические ценности, деятельность оперативных подразделений, охрана, защита.
Annotation. Deals with current issues of operational units of the interior for the conservation, preservation and protection of cultural and historical values on the territory of the Russian Federation.
Keywords: cultural and historical values, activity of operational parts, guard, protection.
На протяжении последних десятилетий проблема сохранения, охраны и защиты исторического и культурного наследия народов России от различного рода посягательств — хищений, незаконной перепродажи и вывоза за границу, — приобрела особую остроту. Незащищенность культурного достояния от преступных посягательств характерна не только для России. Как отмечается, ежедневно в мире происходит порядка 400—500 хищений предметов искуства, древностей и антиквариата1.
Сегодня, когда национальные святыни превращены в товар, эквивалентный твердой валюте, криминальный интерес к сокровищам национальной культуры значительно вырос. В последнее время незаконный оборот предметов, имеющих особую ценность, остается одним из самых прибыльных видов деятельности транснациональных преступных орга-
низаций. Ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается почти в 10 млн долл.2.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. При этом каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). Посягательства на культурные ценности ставят под угрозу целостность и многообразие культурного наследия страны3.
Понятие «культура» включает в себя культурные ценности, такие как памятники, исторические здания, предметы искусства, художественные коллекции и т.п. Культура в такой форме видима, осязаема и постижима. Защита культурных ценностей является важнейшей задачей, поскольку культурное
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
наследие — это величаишие достижение человечества, основа его будущего развития.
В преамбуле Конституции Российской Федерации закреплено положение, имеющие прямое отношение как к культурным ценностям, там и к вопросам их сохранения и передачи: «... чтя память предков, передавших нам веру в добро и справедливость. исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.»4.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты5.
Предупреждение преступлений—одно из главных направлений деятельности органов внутренних дел. В соответствии с уголовными, уголовно-процессуальным законами органы дознания и предварительного следствия обязаны не только раскрывать преступления, но также выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимать меры к их устранению. В этих условиях возрастает значение оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел. Но это не значит, что такая задача не стоит перед ними. Она вытекает из общих задач, решаемых оперативными подразделениями ОВД6.
Министерство культуры Российской Федерации, Государственная архивная служба России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, выполняют в пределах своей компетенции функции по регулированию и контролю перемещения культурных ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации7.
Многообразие условий, в которых осуществляется профилактическая деятельность органов внутренних дел, предопределяет и различные конкретные направления участия в ней сотрудников оперативных подразделений.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. № 226 в структуре службы уголовного розыска ор-
ганов внутренних дел были созданы специализированные подразделения по раскрытию преступных посягательств на культурные ценности.
В качестве предмета посягательства могут выступать любые предметы и документы, которые имеют особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Большинство таких предметов одновременно являются дорогостоящим имуществом, поскольку имеют высокую экономическую ценность (например, иконы, монеты, ордена)8.
В последнее время в нашем обществе все чаще звучит тезис о том, что сохранение культуры — это вопрос стратегической безопасности страны.
Вместе с тем, в качестве главных угроз национальной безопасности в сфере культуры названы: засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры9.
Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливает пропаганда образа жизни, в основе которого вседозволенность и расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Ни для кого не секрет, что основная масса даже легально вывозимых за рубеж культурных ценностей добывается преступным путем. Несмотря на вывоз уже более 3 млн единиц икон и ценнейшей церковной утвари, предметов церковного обихода, аппетиты преступного бизнеса не ослабевают.
Преступления в подавляющем большинстве носят заказной характер, тщательно подготавливаются преступниками, использующими при этом современные технические средства, методы и оружие. Сами организаторы преступлений глубоко законспирированы, что позволяет им подчас избежать уголовной ответственности.
Наиболее распространенным или массовым преступлением в этой сфере является кража10. Хищения (кражи) культурных ценностей, в частности, предметов религиозного назначения, в том числе количественно, составляют незначительную часть, однако характеризуются повышенной общественной опасностью, поскольку предметы посягательства являются в данном случае невосполнимым ресурсом.
Хищения предметов, имеющих особую ценность, как правило, всегда хорошо готовятся и но-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
сят организованный характер. Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия и признаны Правительством Российской Федерации о включении объекта культурного наследия федерального значения в реестр особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации11. На основании заключения государственной историко-культурной экспертизы предложения о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия и документация, оформленная в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Анализ совершенных преступлений показывает, что кражи совершаются: путем проникновения в хранилища, в том числе с использованием специального снаряжения и технических средств; кражи из экспозиций и с выставок путем прямого доступа; хищения из фондов, совершаемые сотрудниками государственных хранилищ либо преступными группами с их участием; хищения из православных храмов12.
Сохраняемые исстари и создаваемые вновь предметы богослужебного назначения, антикварная и современная церковная утварь, иконы и священные книги являются не только достоянием церкви; они служат верующим людям России и всему обществу, анализируя историческую преемственность поколений. Стабильно высокий спрос на предметы духовной культуры, низкий уровень культуры населения, слабая защищенность объектов преступного посягательства, относительная простота таможенного оформления и вывоза за границу Российской Федерации — далеко не все факторы, способствующие этому. Анализ законодательства, посвященный сохранению для потомков предметов нашей истории и культуры, несущих в себе духовные ценности право-
славия, насчитывающей только в нашей стране более тысячи лет, и без которых невозможно полноценное воспитание подрастающего поколения, показывает, что эта функция государства признана одной из самых важных и актуальных на сегодняшний день.
В создавшихся условиях, несомненно, требуется особая профессиональная подготовка оперативных сотрудников подразделений уголовного розыска и сотрудников следственных подразделений, специализирующихся на этом направлении.
Основными объектами преступных посягательств являются различные предметы культурного, исторического, духовного наследия, а также предметы религиозного культа — иконы, церковная утварь, картины, марки, оружие, книги, часы, монеты, ордена, медали, рисунки ручной работы, художественные изделия из драгоценных металлов, историко-архив-ные документы и пр., т.е. культурные ценности, имеющие различную материальную и иную культурную ценность, уникальность, редкость и неповторимость и иногда выступающие как памятники истории и культуры, находящиеся под охраной государства.
Регламент определения относимости особой ценности предмета антиквариата не отработан и отдается на откуп экспертам. Верховный Суд Российской Федерации указал, что особая историческая, научная и культурная ценность похищенных предметов или документов определяется на основе экспертного заключения с учетом не только их стоимости, но и значения для истории, науки, культуры и искусства13.
Ни для кого не секрет, что основная масса даже легально вывозимых за рубеж предметов, имеет особую ценность. И занимаются этим рискованным, но весьма прибыльным промыслом, преступные группы с обширными межрегиональными и международными связями.
Занимающиеся на профессиональном уровне нелегальным оборотом культурных ценностей преступники нередко дают «раритету», что называется «отлежаться», чтобы облегчить себе труд и свести риск быть пойманными к минимуму. Также нередки случаи неоднократных продаж культурных ценностей до формирования из них коллекций по определенному принципу, которые обнаруживаются при незаконном перемещении их через таможенную границу.
Осложняет поиск украденных предметов, имеющих особую ценность, высокая латентность дея-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ний, связанных с незаконным оборотом культурных ми союзами, фондами, специалистами музейного и
ценностей.
Работники музейных, архивных учреждений, организаций, коллекционеры далеко не всегда заинтересованы в том, чтобы предать огласке случаи хищения.
Безопасность рынка предметов, имеющих особую ценность, его прозрачность и привлекательность для инвестиций можно условно определить тремя основными составляющими: законодательной, финансовой и информационной. На сегодняшний день остается нерешенным целый ряд вопросов: неурегулированность законодательства по охране и борьбе с хищениями культурных ценностей; отсутствие единой понятийной базы юристов и искусствоведов; отсутствие единого информационного поля; неопределенность страховой или иной (в зависимости от критерия) стоимости музейного экспоната; отсутствие жесткого критерия юридической и материальной ответственности музейных сотрудников и экспертов.
Картинные галереи, музеи, государственные архивы и иные места хранения предметов, имеющих особую ценность, как правило, оборудуются системами наблюдения, сигнализационными устройствами.
При формировании следственно-оперативной группы необходимо учитывать конфессиональную принадлежность здания культового назначения14.
При раскрытии краж у коллекционеров, художников необходимо выяснить круг лиц, знавших о хранящихся предметах, представляющих особую культурную ценность.
При раскрытии хищений предметов, имеющих особую ценность, в зданиях культового назначения необходимо соблюдать правила этики поведения. Утрата даже самой малой части нашего культурного наследия — необратима и неизбежно отражается в настоящем и будущем.
Пока есть люди, любой ценой желающие иметь предметы, представляющие особую ценность, найдутся и преступники, готовые на определенных условиях удовлетворить их запросы15.
Таким образом, задачи по сохранению исторического и культурного наследия требуют межведомственного подхода и создания механизмов взаимодействия между уполномоченными государственными органами, общественными организациями и движениями, религиозными объединениями и учреждениями, профессиональными и творчески-
архивного дела, частными коллекционерами и искусствоведами — экспертами.
Полагаем, что сегодня, как никогда, безопасность предметов, имеющих особую ценность, должна стать составной частью доктрины национальной безопасности России.
1 См.: И.В. Розумань, Ю.В. Федорищева «О соотношении понятий «Культурные ценности», и «предметы, имеющую особую ценность»: проблемы толкования. Закон и право, 2012, № 12. С. 65.
2 См.: Журнал «Полиция России». 2014. № 12. С. 12; Михайлов Б.П., ХазовЕ.Н. Место и роль Конституции Российской Федерации в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11, С. 31—37.
3 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014, № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru.
4 Преамбула Конституции Российской Федерации. М., 2015. С. 3; Конституционное право России. И.Н. Зубов, Е.Н. Хазов, Н.Д. Эриашвили, А.М. Багмет, В.Н. Белоновский, Е.Ю. Зин-ченко, А.А. Опалева, Н.А. Чертова, А.М. Осавелюк, С.А. Егоров, А.Л. Миронов, С.П. Булавин, И.А. Алексеев, А.А. Кальгина, Е.А. Павлова, А.Ю. Кирсанов. Учебник для студентов вузов. М., 2015. (7-е издание, переработанное и дополненное).
5 См.: «Основы законодательства Российской Федерации
0 культуре» (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1) (ред. от 21 июля 2014 г., с изм. от 1 декабря 2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2015 г.) // Российская газета, № 248, 17 ноября 1992 г. http://www.pravo.dov.ru.
6 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, № 7, ст. 900; Н.В. Румянцев, Н.Д.. Эриашвили, Е.Н. Хазов Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств. Учебник, ЮНИТИ-ДАНА М., 2013 г. http://www.pravo.dov.ru.
7 Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (ред. от 23 июля 2013 г.) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»//Российская газета, № 92, 15 мая 1993 г. http://www.pravo.dov.ru.
8 Е.Н. Хазов, В.Е. Хазова Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов. Монография Московский университет МВД России, Закон и право, ЮНИТИ. М., 2009.
9 См.: п. 24, 79-84 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от
1 июля 2014 г.). http://www.pravo.dov.ru.
10 А.В. Богданов, Е.Н. Хазов Карманные кражи: история и реальность. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3, С. 20—22.
11 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Российская газета, № 116-117, 29 июня 2002 г. http://www.pravo.dov.ru.
12 См.: О.Б. Абакумов, А.В. Богданов, В.В. Волченков, А.В. Воронцов, М.С. Ефимкин, И.А. Завьялов, С.В. Иванцов, И.И. Ильинский, В.Г. Любан, Б.П. Михайлов, О.В. Турбина, Е.Н. Хазов, И.Л. Хромов, Я.Н. Чикова, Н.Д. Эриашвили. Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Ч. 1. Монография / под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, М., 2015. 559 с. (Серия «Научные издания для юристов»).
13 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».
14 См.: А.В. Боловинов, С.И. Данилова, Л.С. Корнева (и др.) / Под ред. И.А. Попова, Г.В. Костылевой, Н.Е. Муженской. Руководство для следователей по осмотру места происшествия: Учеб.-практ. Пособие. М.: Проспект, 2014. С. 276.
15 А.В. Богданов, Е.Н. Хазов. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и предупреждению преступлений связанных с мошенничеством. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10, С. 276—279.