Научная статья на тему 'Роль офшорных зон в национальной экономике России'

Роль офшорных зон в национальной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1248
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОР / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / НАЛОГОВЫЕ ГАВАНИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ТРАНЗИТНЫЕ ОФШОРЫ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / OFFSHORE / OFFSHORE ZONES / TAX HAVENS / TAX BENEFITS / TRANSIT OFFSHORE / TAX OPTIMIZATION / TAX EVASION / NATIONAL ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / DEOFFSHORIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва А.В., Вопилова С.Н.

В статье уточнены определения, относящиеся к сфере офшоров, проанализированы причины их использования, раскрыты процедуры и последствия использования офшорных зон в экономике России. Показано, что, наряду с угрозой экономической безопасности страны, офшоры предоставляют бизнесу значительные преференции в финансовой и правовой сфере, поэтому их применение не может быть урегулировано запретительными мерами. Обоснована неэффективность процесса деофшоризации, проводимого Российской Федерацией с 2012 года по настоящее время. Предложены меры по оптимизации процесса использования отечественным бизнесом офшоров с позиции государственных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE OFFSHORE ZONES IN THE NATIONAL ECONOMY OF RUSSIA

The article clarifies the definitions related to the sphere of offshore, analyzes the reasons for their use, reveals the procedures and consequences of the use of offshore zones in the Russian economy. It is shown that, along with the threat to the economic security of the country, offshore companies provide significant preferences in the financial and legal sphere, so their use cannot be regulated by prohibitive measures. The ineffectiveness of the deoffshorization process carried out by the Russian Federation from 2012 to the present time is substantiated. Measures to optimize the process of using offshore companies by domestic business from the position of state bodies of Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «Роль офшорных зон в национальной экономике России»

УДК 338.124.4 ББК У9(2)

РОЛЬ ОФШОРНЫХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Боброва А.В., ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет», ЮжноУральский институт управления и экономики, E-mail: ms.Bobrova_AV@mail.ru

Вопилова С.Н., Южно-Уральский институт управления и экономики, E-mail: vopilovasnezhana@gmail.com

Аннотация

В статье уточнены определения, относящиеся к сфере офшоров, проанализированы причины их использования, раскрыты процедуры и последствия использования офшорных зон в экономике России. Показано, что, наряду с угрозой экономической безопасности страны, офшоры предоставляют бизнесу значительные преференции в финансовой и правовой сфере, поэтому их применение не может быть урегулировано запретительными мерами. Обоснована неэффективность процесса деофшоризации, проводимого Российской Федерацией с 2012 года по настоящее время. Предложены меры по оптимизации процесса использования отечественным бизнесом офшоров с позиции государственных органов России.

Ключевые слова: офшор, офшорные зоны, налоговые гавани, налоговые льготы, транзитные офшоры, налоговая оптимизация, уклонение от уплаты налогов, национальная экономика, экономическая безопасность, деофшоризация

Офшоры с момента их появления считались надежным убежищем для капиталов крупных компаний и состоятельных людей, являясь, по сути, негативным фактором экономики отсроченного действия. Мировым сообществом признаются преимущества офшоров для отдельных лиц и вред для экономики государств в целом. Кроме того, если какая-либо страна получает контроль над «финансовыми гаванями», то она имеет возможность на свое усмотрение распоряжаться активами, вложенными в офшоры, вплоть до конфискации. Отъем средств и имущества в офшорах не является самоцелью, а представляет собой элемент системы отложенного давления на истеблишмент любой страны, в том числе на Российскую Федерацию. США оказывает значительное влияние на офшорный бизнес. Ядром мер комплексного санкционного воздействия на элиту в целом через отдельных ее представителей является «Закон Магницкого», его дополнение - «Акт о глобальной подотчетности в области прав человека», а также комплексный «Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций»1. Указанные документы дают Вашингтону целый ряд инструментов влияния на состоятельных людей, наиболее приближенных к власти, что создает угрозы стабильности политического ландшафта и развитию экономик государств, в том числе и России. Поскольку офшоры аккумулируют большую долю создаваемых в стране прибыли и активов, таким образом «обезвоживая» бюджетную систему федерального центра, субъектов РФ и муниципалитетов, изучение проблем офшоров и принятие мер по деофшоризации экономики России становятся все более актуальными.

Офшор в теории налогообложения рассматривается одновременно как экономическая

2 " и правовая категория2, сочетая признаки налоговой и административной юрисдикции.

Офшорная зона - территория государства (ее часть), специализирующаяся на создании

специального благоприятного правового режима в отношении иностранных юридических

лиц (нерезидентов), заключающегося в предоставлении последним ряда сервисных услуг, в

том числе юридических, налогового обслуживания, удобных условий и упрощенной процедуры при регистрации офшорных компаний, широкого спектра банковских услуг, включая сохранение конфиденциальности для реальных владельцев (бенефициаров)3. Создаются они, как правило, на территориях небольших государств, которые не имеют собственной экономико-хозяйственной базы и стремятся к привлечению иностранного капитала путем предоставления компаниям льготного налогообложения. Характерными признаками офшоров является то, что вся коммерческая деятельность компании происходит за пределами оффшорной зоны - это основное условие получения и сохранения безналогового статуса. Вместо налогов уплачивается только ежегодный сбор для поддержания деятельности компании и дохода номинальных директоров4.

«Способ налоговой оптимизации деятельности компаний, основанный на использовании особого правового режима, предоставляемого на территории офшорных зон, называется - офшорным бизнесом» - такое определение дает А.Н. Чашин5. Его мнение разделяет П.В. Павлов, который считает, что суть налоговой оптимизации заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в целях получения наибольшей прибыли, которая может повышаться, как за счет увеличения темпов роста прибыли по сравнению с затратами, так и за счет снижения самих затрат6. Но, возможно, многие компании не разделяют понятия «оптимизации налогов» и «уклонения от их уплаты». Если провести параллель с Европой, то там так называемая «мода» на офшоры давно прошла. Многие инвесторы с подозрением относятся к компаниям, до сих пор эффективно связанным с налоговыми юрисдикциями офшоров.

Бизнес в Российской Федерации широко использует возможности офшоров, при этом схема офшоризации в России имеет существенные отличия от принципов формирования и использования офшорных зон в западной экономике. В оффшорных зонах западным бизнесом регистрируются дочерние компании с целью снижения их налогообложения, они выступают центрами получения прибыли, а основной капитал после уплаты налогов в офшорных зонах аккумулируется в материнской компании в самой стране. Схема офшоризации в России предполагает, что в российской юрисдикции находятся дочерние предприятия, в капитале которых участвуют оффшорные материнские компании, таким образом, свободный капитал утекает за границу российской экономики7. Доля крупных и средних компаний, работающих в России, но управляемых из оффшорных юрисдикций, превышает 90 %, в то время как в США - 2 %, в Евросоюзе не более 4-10 %8. Россия - одна из немногих стран мира, у которой практически весь флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в офшорах.

Неэффективная система налогообложения в свое время поспособствовала активному развитию офшоризации России с использованием налоговых юрисдикций зарубежных стран9. Следует отметить, что формально понятия «офшоры» на территории Российской Федерации не существует, такие территории называют «свободные экономические зоны», а их деятельность регламентирована федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ»10. Действующие на территории Российской Федерации свободные экономические зоны обладают признаками офшоров, но используются в основном российскими компаниями, эффективно связанными с государством. Излишняя подвижность российского законодательства и непредсказуемость налоговой политики страны сужает рамки применимости свободных экономических зон внутри страны. Есть версия, по которой, в качестве альтернативы российскому бизнесу, уже приспособившемуся работать в офшорах по иностранному праву, могут предложить российский офшор. Таковой площадкой может стать полуостров Крым, куда необходимо, в свою очередь, привлекать инвестиции11. Таким образом, создание российских офшорных зон и юрисдикций должен привести к замене внешней офшоризации внутренней12.

Большинство авторов, исследующих проблемы офшоризации российской экономики, сходятся во мнении об офшорах как угрозе экономической безопасности России13, предполагая, что деофшоризация является фактором развития национальной экономики14. С.

Алексашенко выделяет несколько мотивов России в борьбе с офшорами: во-первых, это -фискальные цели, то есть сбор как можно большего количества налогов; во-вторых, -раскрытие бенефициарных владельцев, что позволит государству оказывать давление на бизнес. В конечном итоге все недополученные налоги и неналоговые доходы, осевшие в офшорных зонах, придется покрывать тем, кто не успел или не смог воспользоваться преимуществами этих зонах повышенной комфортности, а это малый и средний бизнес15. Однако после изучения всех аспектов данного вопроса авторами зачастую делается вывод о том, что без успешных институциональных изменений в России, ведение бизнеса через офшор, традиционное и для международной практики, является необходимой составляющей экономического успеха предприятия. К преимуществам использования офшоров в этом случае относят повышение конурентоспособности российских компаний, защиту собственности от рейдерских захватов силовыми структурами и криминалом, наличие независимых судов, понятные и удобные законы для ведения бизнеса, большее доверие иностранных банков и других инвесторов, невозможность эффективного использования заработанного капитала на данный момент в России, доступ на зарубежные рынки, а также личные мотивы - обучение детей, сохранение капитала, приобретение недвижимости16. Ситуация с офшорами усугубляется невозможностью эффективного использования заработанного капитала на данный момент в России.

Деофшоризация стала ключевым направлением государственной политики не только в России, но и во многих странах мира. В международной атниофшорной компании активно участвуют международные организации, такие как ОЭСР, FATF, ООН, ЕС, целью которых не является ликвидация офшоров, а борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией и отмыванием средств. ОЭСР дает 19 рекомендаций, которые объединяются в 3 группы, касающиеся внутреннего законодательства, налоговых договоров и международного сотрудничества, препятствующих уклонению от уплаты налогов через офшоры. В противовес в марте 2001 года была создана Международная организация по налогам и инвестициям ГГЮ, включающая 13 развивающихся островных государств. Ее члены утверждают, что страны ОЭСР просто хотят перераспределить денежные потоки в их собственные офшоры, например, на португальский остров Мадейра17. «Бегство капиталов» является неотъемлемой составляющей развивающихся экономик мира, поэтому преференции офшорных юрисдикций, получаемые в результате особого статуса, в частности от поступления специальных отчислений при регистрации фирм-нерезидентов при минимуме выплачиваемых налогов, вызывает противодействие ведущих стран мира процессу офшоризации. По их мнению, указанные преференции затрудняют процесс регулирования деятельности офшорных зон18. Такое положение противоречит правовому принципу национального государства-офшора на самоопределение и установление выгодного для него режима налогообложения.

С 2012 года в России усилилось противодействие уклонению от уплаты налогов с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок19. В рамках государственной политики были предприняты следующие меры: Центральным банком и Минфином РФ составлены списки офшорных зон, с банками которых указанные государственные органы устанавливают корреспондентские отношения20, введены статьи 173.1 и 173.2 в Уголовный кодекс РФ, отражающие ответственность лиц за незаконное создание фирмы-однодневки через подставных лиц или по чужим документам, ужесточено регулирование трансфертного ценообразования, в частности, введен обязательный контроль всех внешнеторговых сделок с офшорными компаниями на сумму более 60 млн. руб. в год21, создан прецедент изменения судебной практики, а именно трактовка в пользу налоговых органов правил тонкой капитализации, в результате которой офшорные компании, не обладающие достаточной капитализацией, не смогут больше применять налоговые льготы. Вместе с тем, для снижения негативного влияния офшоров на экономику России была предложена программа по улучшению инвестиционного климата в стране22. В 2014 году было объявлено о налоговой

амнистии для репатриированных в Россию капиталов, ранее незаконно вывезенных или оставленных за ее пределами.

Реальные результаты по всем этим направлениям не получены. Правительство сворачивает программу деофшоризации, сославшись на то, что применение принудительных мер перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создаст значительные риски для экономики страны в целом23. Отметим, однако, что Президент РФ В.В. Путин 19.02.2018 года, подписал пакет документов о проведении второго этапа амнистии капиталов. Первый этап проходил с 01.07.2015 года по 30.06.2016 года. Тогда 7,2 тыс. человек задекларировали зарубежное имущество и компании, избежав налоговых претензий. Это слишком незначительное количество собственников капитана на фоне российского бизнеса. На втором этапе амнистия продлевается до 28.02.2019 года24 и регулируется законом «О добровольном декларировании»25, а также поправками к Уголовному и Налоговому кодексам РФ. Воспользовавшиеся ею, граждане смогут указать в декларации счета в зарубежных банках, как открытые на начало 2018 года и даже закрытые на дату представления декларации. Амнистия продлевает и сроки ликвидации контролируемых иностранных компаний до 01.03.2019 года, а индивидуальные предприниматели, решившие перевести свой бизнес в Россию, освобождаются от уплаты 13% налога на доходы физических лиц.

В сложившихся экономических условиях необходимы специальные меры по урегулированию государственных интересов и потребностей в свободных финансовых ресурсах компаний, работающих через офшоры. Проанализируем предложения ученых по выходу из кризисной для указанных процессов ситуации. Ю.А. Петровым и А.К. Карапетяном предложены способы деофшоризации российской экономики, а именно устранение «дыр» в законодательстве, создание преимуществ для инвестиционных капиталов внутри страны, урегулирование отношений с офшорами вплоть до расторжения договоров об устранении двойного налогообложения с «транзитными» офшорами Кипра, Люксембурга, Нидерландов, перенаправляющих средства в официально зарегистрированные офшоры26. Однако необходимо признать, что предложенные меры носят в основном ограничительный, а не стимулирующий характер.

К сожалению, большая часть предложений касается теоретических вопросов офшоризации и деофшоризации экономики. Например, Ю.А. Петровым и А.К. Карапетяном предлагается метод определения налоговой выгоды, полученной в Российской Федерации и переданной аффилированным компаниями, зарегистрированными в офшорах. Такое планирование основано на размывании налоговой базы и переводе прибыли из высоконалоговых юрисдикций, в которых она была создана, в низконалоговые. Оно относится к категории «агрессивного налогового планирования» без нарушения налогового законодательства стран. Показано, что налоговая выгода составляет 42-68 % от совокупности налогов при стандартном режиме налогообложения27. Некоторые работы можно рассматривать как некое подобие инструкции по уклонению от уплаты налогов с помощью офшоров. Например, Н.Д. Эриашвили, А.И. Григорьев и Н.Н. Невский подробно описывают методы использования офшоров российскими компаниями для ухода от налогов28.

К.Г. Татулов полагает, что в наши дни борьба с офшорными юрисдикциями или зонами провозглашается на всех уровнях - от статей в журналах и газетах, до заявлений лидеров ведущих стран, однако методы их регулирования медленно внедряются в мировую финансовую систему29 из-за высокого уровня реальных преференций, получаемых в офшорах ведущими мировыми компаниями и эффективной связи такого бизнеса с государством.

Итак, основная цель использования офшорной компании - это оптимизация налогов. С ее помощью можно оптимизировать расходы, облегчить ведение налоговой, финансовой и корпоративной отчетности, а также получить защиту прав собственности, анонимность и конфиденциальность при ведении бизнеса. Многие компании используют офшорные зоны для минимизации своих издержек путем уменьшения налогообложения. Стоит признать, что

значительную популярность офшорные зоны приобрели и как один из наиболее удобных механизмов отмывания денежных средств, заработанных нелегальным путем, и, что особо опасно для мирового сообщества, финансирования террористических организаций.

В условиях формирования современных рыночных отношений финансовая активность различных субъектов начала приобретать все более интернациональное направление. Нельзя отрицать воздействия на всех государственных производителей продуктов и услуг интеграционных процессов. Однако любая организация, вне зависимости от того, включаются ли ее действия только лишь в общенациональный рынок или же еще и мировой, должна оплачивать налоги в соответствии с государственным законодательством той страны, в которой она реализует собственную активность. Именно поэтому потребность бизнеса в свободных финансовых ресурсах и попытки оптимизировать свою систему налогообложения привели к активному использованию офшоров в практике крупных компаний большинства стран.

Дополнительных причин вывода активов через офшорные зоны множество. К ним можно отнести: политическую нестабильность, слабость национальной валюты, высокий бюджетный дефицит, сокращение емкости рынка, недоверие бизнеса к правительству, чрезмерно высокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства, перевод капиталов из стрессовой зоны, в зону повышенной стабильности, желание владельцев крупного бизнеса скрыть информацию о размерах своего реального состояния и другие причины.

Со временем практика использования офшоров эволюционировала в глобальную проблему, угрожающую национальной и международной экономике многих стран мира. За счет офшоров наблюдается сокращение государственного бюджета из-за уменьшения размера налоговых поступлений и структурной деформации экономики.

В таблице 1 представлены данные о финансовых ресурсах, выведенных отдельными странами мира в офшорные зоны с учетом рейтинга их финансового состояния по данным Международного Валютного Фонда.

Таблица 1 - Суммы на офшорных счетах различных стран мира30

Страна Место страны в рейтинге ВВП Суммы на офшорных счетах, млрд. долларов США

на душу населения, доллары США млрд.долларов США

Китайская Народная Республика 79 1 1 392

Российская Федерация 50 6 1 049

Мексика 65 11 528

Индия 122 3 510

Малайзия 47 26 418

Бразилия 80 8 226

Южно-Африканская Республика 89 30 209

Таиланд 72 20 191

Индонезия 98 7 180

Нигерия 129 24 178

Как проистекает из таблицы 1, в максимальной степени используют офшоры страны с высоким общим объемом ВВП, но низким значением этого показателя на душу населения. В таких странах богатство государства имеет низкую отдачу при формировании благосостояния каждого отдельного гражданина государства. Такая дифференциация не может создавать условий для формирования высокоэффективного бизнеса внутри страны, а,

следовательно, капитал, стремящийся к минимальному уровню риска и максимальному уровню прибыли, реализует свой потенциал через офшоры.

На территории России, как и в других странах, услуги офшорных зон вызывают ряд противоречий между бизнесом и государством. Во-первых, экономика России теряет финансовые банки, уходящие в офшорные зоны. Во-вторых, страна несет значительные налоговые потери. В-третьих, из оборота выводятся значительные объемы средств, которые могли бы быть направлены на укрепление национальных отраслей. Несомненно, все это негативно сказывается на основных экономических показателях страны, а через усиление диспропорций в экономике, в конечном счете, отражается на трудовых и социальных показателях, например, снижает занятость трудоспособного населения.

Отличия западной и российской моделей офшоризации заключается в том, что в России в офшоры выводятся как прибыли, так и активы, а это, по нашему мнению, - прямая угроза для национальной экономики. В западной же модели в офшоры выводятся только прибыли, что может способствовать появлению лишь проблем фискального характера.

Россия находится в стратегически не выгодном положении. Через офшоры осуществляется экспорт нефти, газа, леса, металлов. При всем этом, малый и средний бизнес, у которых нет возможности использовать иностранные рынки, оказываются просто неконкурентоспособными. Получается, что заводы, фирмы, предприятия, которые территориально располагаются в России, используют российских работников, негативно воздействуют на экологию страны, по факту, не являются российскими. Значительная часть получаемой ими прибыли поступает на зарубежные счета владельцев, зарегистрированных в офшорах, через дивиденды. Компаниями начинают руководить из офшоров. В связи с этим государство несет налоговые убытки, а также рискует потерять контроль над стратегическими объектами, поэтому проблема деофшоризации и снижения роли офшорного фактора в экономике России - одна из наиболее важных и актуальных проблем в настоящее время.

Однако, как указывалось ранее, все меры, предпринятые в России на законодательном и исполнительном уровнях для деофшоризации экономики России, оказались несостоятельными или низкоэффективными. Следовательно, необходима не разработка дополнительных мер по запретам и ограничениям, и даже не по амнистиям и налоговым каникулам. Последние, как уже доказано исторически, также не дают должного эффекта, а лишь дестимулируют добросовестных налогоплательщиков. Таким образом, можно выделить несколько принципиальных для России моментов, связанных с оптимизацией процесса использования отечественным бизнесом офшоров.

Во-первых, необходимо жесткое законодательное регулирование только в части уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных зон, в части легитимного использования преференций офшоров препятствий со стороны законодательной и исполнительной власти быть не должно. Нет необходимости в запретах или амнистиях, получить значительный эффект от проведения которых не удалось. Рыночная экономика является саморегулируемой, и достаточно создать благоприятные условия для инвестирования капиталов в России.

Во-вторых, требуется разработка комплексного международного подхода для регулирования и противодействия злоупотреблению офшорными схемами. Пока небольшие государства без крупных финансовых источников готовы предлагать свои услуги в качестве офшорных зон, а экономически развитые страны ужесточать налоговое законодательство, спрос на обход налогов будет актуален. Необходима выработка положений универсального международного права, регулирующего взаимоотношения всех сторон офшорного бизнеса и соблюдающего интересы различных стран и предпринимателей. В этом случае международное сообщество сможет противостоять нелегитимным схемам использования офшоров, но при этом получать выгоду от перераспределенных финансовых потоков.

В-третьих, законодательные и исполнительные власти России должны осуществить ряд действенных мер по созданию благоприятных условий предпринимательской

деятельности в Российской Федерации. В частности, это касается налоговых льгот при инвестировании капиталов в производственные и социальные проекты, создания беспрецедентной системы наказаний для устранения коррупции в среде чиновников, разработку механизма защиты интеллектуальных прав и производственной собственности владельцев бизнеса, предоставление реальных льгот малому и среднему бизнесу, в том числе при реализации инвестиционных проектов.

Примечания

1 Закон Магнитского // Эхо Москвы. Блоги, 15.12.2012 г. - URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/969280-echo/ (дата обращения 21.12.2018 г.).

2 Аксенова-Сорохтей, Ю.Н. «Офшор» как правовая категория / Ю.Н. Аксенова-Сорохтей, Е.А. Барановская // Научный обозреватель. 2015. № 4. С. 24-25; Агафонова, Т.П. Правовое регулирование деятельности офшорных компаний в Российской Федерации / Т.П. Агафонова // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 8 (111).

- С. 225-227.

3 Абрамов, Д.В. Проблемы российской деофшоризации / Д.В. Абрамов, П.А. Паулов // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2017. - № 1-1. - С. 351.

4 Соколова, Н.В. Деофшоризация российской экономики / Н.В. Соколова // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития общества Сборник трудов по материалам III научно-практической конференции филиала ФГБОУ ВО «КГМТУ» в г. Феодосия. - 2018. - С. 43.

5 Чашин, А.Н. Оффшорные зоны: правовое регулирование. - М.: Дело и сервис, 2013 - 64 с.

6 Павлов, П.В. Офшорная деятельность: вопросы правовой регламентации // Журнал российского права. - 2011.

- № 5. - С. 31-39.

7 Абрамов, Д.В. Проблемы российской деофшоризации / Д.В. Абрамов, П.А. Паулов // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2017. - № 1-1. - С. 352.

8 Алборова, М.В. Проблемы оффшоризации российской экономики // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 140143; Абрамов, Д.В. Проблемы российской деофшоризации / Д.В. Абрамов, П.А. Паулов // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2017. - № 1-1. - С. 354.

9 Матусевич, А. П. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику // Вестник Международного института экономики и права. - 2013. - №1(10). - С. 37-48.

10 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (с изм. и доп.).

11 Соколова, Н.В. Деофшоризация российской экономики / Н.В. Соколова // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития общества Сборник трудов по материалам III научно-практической конференции филиала ФГБОУ ВО «КГМТУ» в г. Феодосия. - 2018. - С. 46.

12 Казимиров А.С. Создание российских офшорных зон и юрисдикций / А.С. Казимиров // В сборнике: Проблемы качества российского законодательства Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 265-271; Кореньков, С.И. К вопросу о деофшоризации экономики Российской Федерации / С.И. Кореньков // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2016. - № 4 (48). - С. 672.

13 Захарчук, А. А. Офшоры - угроза национальной безопасности России // Материалы региональной научно-практической конференции. Байкальский государственный университет экономики и права. - 2015. - С. 86-92; Сергеев, А.А. Борьба с офшорами как направление экономической безопасности РФ / А.А. Сергеев, М.А. Тимофеева // Российский экономический интернет-журнал. - 2017. - № 4. - С. 61; Чернышова, Е.П. Офшорные зоны, как угроза экономической безопасности Российской Федерации / Е.П. Чернышева, И.А. Азоркин // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 6 (24). - С. 778-781.

14 Абрамов, Д.В. Проблемы российской деофшоризации / Д.В. Абрамов, П.А. Паулов // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2017. - № 1-1. - С. 350-355; Богданова, Т.И. Оценка негативного влияния выведения финансов в офшорные зоны / Т.И. Богданова, И.А. Воробьева И.А. // В сборнике: Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами Материалы Седьмой международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 11-13; Григорьева, Р.В. Проблемы деофшоризации российской экономики / Р.В. Григорьева, Дж. Кхуан // В сборнике: Стратегические направления развития отраслей российской экономики и ее интеграция в мировую экономическую систему Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 42-46; Сауткина, М.Д. Деофшоризация в роли фактора развития национальной экономики / М.Д. Сауткина // В сборнике: Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 121-125; Спесивцева Е.С. Катализатор развития экономики России: офшоры или деофшоризация / Е.С. Спесивцева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. -№ 12. - С. 52-57.

15 Алексашенко, С. Офшор о двух концах // Бизнес-журнал. - 2014. - № 8(221). - С. 12-13.

16 Ковряков, Д.В. К проблеме деофшоризации российской экономики / Д.В. Ковряков, В.В. Сидоренко В.В. // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. - 2016. - № 3. - С. 75, 78.

17 Каим, В. Международная кампания давления на офшоры / В. Каим, Н. Наумова // Мировое и национальное хозяйство. - 2016. - № 1 (36). - С. 8.

18 Туруев, И.Б. Офшоры - тормоз развития или экономическая необходимость // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 34(1). - С. 136-140.

19 Ковряков, Д.В. К проблеме деофшоризации российской экономики / Д.В. Ковряков, В.В. Сидоренко В.В. // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. - 2016. - № 3. - С. 77; Петров, Ю.А. Оценка налоговой выгоды, возникающей при перемещении прибыли из России в офшоры, и обоснование мер по деофшоризации экономики / Ю.А. Петров, А.К. Карапетян // Российский экономический журнал. - 2016. - № 1. - С. 33.

20 Каим, В. Международная кампания давления на офшоры / В. Каим, Н. Наумова // Мировое и национальное хозяйство. - 2016. - № 1 (36). - С. 8.

21 Ковряков, Д.В. К проблеме деофшоризации российской экономики / Д.В. Ковряков, В.В. Сидоренко В.В. // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. - 2016. - № 3. - С. 77.

22 Петров, Ю.А. Оценка налоговой выгоды, возникающей при перемещении прибыли из России в офшоры, и обоснование мер по деофшоризации экономики / Ю.А. Петров, А.К. Карапетян // Российский экономический журнал. - 2016. - № 1. - С. 33; Эриашвили, Н.Д. Офшоры: практика раскрытия налоговых схем и незаконного обналичивания денежных средств / Н.Д. Эриашвили, А.И. Григорьев, Н.Н. Невский // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. - 2018. - № 2 (16). - С. 150.

23 Соколова, Н.В. Деофшоризация российской экономики / Н.В. Соколова // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития общества Сборник трудов по материалам III научно-практической конференции филиала ФГБОУ ВО «КГМТУ» в г. Феодосия. - 2018. - С. 42.

24 . Путин продлил налоговую амнистию до конца февраля 2019 года // newsru.com - URL: https://www.newsru.com/russia/19feb2018/amnesty.html(дата обращения 21.12.2018 г.).

25 О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 08.06.2015 г. № 140 -ФЗ.

26 Петров, Ю.А. Оценка налоговой выгоды, возникающей при перемещении прибыли из России в офшоры, и обоснование мер по деофшоризации экономики / Ю.А. Петров, А.К. Карапетян // Российский экономический журнал. - 2016. - № 1. - С. 32.

27 Там же. - С. 32.

28 Эриашвили, Н.Д. Офшоры: практика раскрытия налоговых схем и незаконного обналичивания денежных средств / Н.Д. Эриашвили, А.И. Григорьев, Н.Н. Невский // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. - 2018. - № 2 (16). - С. 149-154.

29 Татулов, К.Г. Офшоры в международном движении капитала // Вестник МГИМО Университета. - 2013. -№1 (28).- С.125-130.

30 Международный валютный фонд. - URL: https://www.imf.org/external/russian/index.htm (дата обращения 21.12.2018 г.); Офшоры: потенциальные риски // Центр стратегических оценок и прогнозов. - URL: http://csef.ru/ru/articles/print/8454 (дата обращения 21.12.2018 г.).

THE ROLE OF THE OFFSHORE ZONES IN THE NATIONAL ECONOMY OF RUSSIA

Bobrova A.V., South Ural State University, South Ural Institute of Management and Economics,

E-mail: ms.Bobrova_AV@mail.ru Vopilova S.N., South Ural Institute of Management and Economics, E-mail: vopilovasnezhana@gmail.com

Abstract

The article clarifies the definitions related to the sphere of offshore, analyzes the reasons for their use, reveals the procedures and consequences of the use of offshore zones in the Russian economy. It is shown that, along with the threat to the economic security of the country, offshore companies provide significant preferences in the financial and legal sphere, so their use cannot be regulated by prohibitive measures. The ineffectiveness of the deoffshorization process carried out by the Russian Federation from 2012 to the present time is substantiated. Measures to optimize the process of using offshore companies by domestic business from the position of state bodies of Russia are proposed.

Keywords: offshore, offshore zones, tax havens, tax benefits, transit offshore, tax optimization, tax evasion, national economy, economic security, deoffshorization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.