Научная статья на тему 'Роль общественных организаций в повышении эффективности постпенитенциарной адаптации освобожденных из мест лишения свободы в России'

Роль общественных организаций в повышении эффективности постпенитенциарной адаптации освобожденных из мест лишения свободы в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
485
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / БЫВШИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PUBLIC ORGANIZATIONS / PUBLIC / RESOCIALIZATION / POST-PENITENTIARY SYSTEM / THE FORMER CONVICTS RELEASED FROM PLACES OF DETENTION / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абуталипов Артур Ринатович

В статье актуализируется и анализируется проблема повышения эффективности ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы путем обращения к ресоциализационному потенциалу общественных организаций. Автором обосновывается точка зрения о том, что широкое участие общественности в решении проблем лиц, отбывших уголовное наказание, является непременным условием эффективной организации помощи и содействия этим людям. В зарубежных странах широкое распространение получило создание общественных организаций по оказанию помощи освобожденным из мест лишения свободы, и в России также такая практика имеет место быть, хотя и не является популярной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of public organizations in increasing efficiency of post-penitentiary adaptation of the people released from places of detention in Russia

The paper actualizes and analyzes a problem of increasing efficiency of resocialization of the people released from places of detention by the appeal to resocialization potential of public organizations. The point of view is proved that broad participation of the public in the solution of problems of the persons who served criminal penalty is an indispensable condition of the effective organization of the help and promotion to these people. In foreign countries creation of public organizations on rendering the help to people released from places of detention is widespread, while in Russia such practice is also available, though is not popular.

Текст научной работы на тему «Роль общественных организаций в повышении эффективности постпенитенциарной адаптации освобожденных из мест лишения свободы в России»

УДК 316.614.034/.5(470+571) ББК 60.54(2Рос) А 13

А.Р. Абуталипов,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоведения Казанского национального исследовательского технического университета, г. Казань, тел.: +79883875625, e-mail: a.abutaalipov@List.ru

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ АДАПТАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В РОССИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье актуализируется и анализируется проблема повышения эффективности ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы путем обращения к ресоциализационному потенциалу общественных организаций. Автором обосновывается точка зрения о том, что широкое участие общественности в решении проблем лиц, отбывших уголовное наказание, является непременным условием эффективной организации помощи и содействия этим людям. В зарубежных странах широкое распространение получило создание общественных организаций по оказанию помощи освобожденным из мест лишения свободы, и в России также такая практика имеет место быть, хотя и не является популярной.

Ключевые слова: общественные организации, общественность, ресоциали-зация, постпенитенциарная система, бывшие осужденные, освобожденные из мест лишения свободы, социальная адаптация.

A.R. Abutalipov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Law, Kazan National Research Technical University, Kazan,ph.: 79883875625, e-mail: a.abutaalipov@ List.ru

ROLE OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN INCREASING EFFICIENCY OF POST-PENITENTIARY ADAPTATION OF THE PEOPLE RELEASED FROM PLACES OF DETENTION IN RUSSIA

Abstract. The paper actualizes and analyzes a problem of increasing efficiency of resocialization of the people released from places of detention by the appeal to resocialization potential of public organizations. The point of view is proved that broad participation of the public in the solution of problems of the persons who served criminal penalty is an indispensable condition of the effective organization of the help and promotion to these people. In foreign countries creation of public organizations on rendering the help to people released from places of detention is widespread, while in Russia such practice is also available, though is not popular.

Keywords: public organizations, the public, resocialization, post-penitentiary system, the former convicts released from places of detention, social adaptation.

За рубежом уже достаточно давно заботу об освободившихся из мест заключения людей берут на себя государственные и общественные

организации и объединения. Последние, зачастую, пользуются поддержкой со стороны государства, осознающего значимость подобного рода деятельности для безопасности и благополучного развития общества. Совершенно очевидно, что пока общество не «развернется» в сторону людей, вышедших на свободу после окончания срока наказания, государству, даже при самых эффективных мерах и законопроектах, не удастся решить проблему, связанную с повышением эффективности их социальной адаптации к условиям свободы и, соответственно, со снижением рецидивной преступности в обществе.

Понимание этого обстоятельства имело место еще в имперский период истории российского государства, так как именно в обществе, а не на уровне властных структур, тогда впервые возникла идея о необходимости оказания помощи этой категории лиц, соучастия в их жизни как во время отбывания ими наказания, так и после его завершения. То есть система постпенитенциарной адаптации зародилась «снизу», как это принято говорить в России, по инициативе самого общества, что было отмечено Л.И. Беляевой [1], которая описывает становление деятельности в области оказания помощи лицам, отбывшим тюремное заключение, положенное Обществом попечительным о тюрьмах. Оно берет свою историю в первой четверти XIX в. в соответствии со своим уставом от 1819 г., определявшим свои филантропические цели: организацию нравственного воздействия на заключенных, содействие тюремной администрации.

Для нас принципиально важно знать и понимать, что целью деятельности обществ того периода времени выступало стремление вернуть заключенных к нормальной жизни, восстановить их социальный статус, социально полезные связи таким образом, чтобы человек, вышедший из тюрьмы, смог отказаться

от криминального образа жизни. Именно в этом виделась его создателям основная цель ресоциализа-ции бывшего осужденного - восстановить его социальный статус. В терминологии того времени этот процесс еще называли реклассиро-ванием. Иными словами, первопри-чинной целью создания и содержания обществ, о которых мы пишем, было не предупреждение преступлений, а возвращение человека, отбывшего наказание, в общество, его интеграцию в социально активную и полезную жизнь на основе законопослушного поведения. Важно для современников понимание еще и того, что эта деятельность не носила принудительного характера для всех бывших заключенных. Помощь оказывалась только тем, кто подавал надежду на исправление и сам стремился к этому, искренне желая порвать связь с преступным миром. Для остальных, не стремившихся к этому, предусматривались другие меры, связанные с деятельностью полицейского надзора и др.

При том что общества функционировали на собственные средства, полученные ими из различных источников кроме казны, российское государство в процессе правового оформления патронатной деятельности определило свой вклад в это дело посредством возможного поощрения наиболее эффективных общественных учреждений.

По нашему мнению, в современной России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, должно прийти понимание того, что без помощи со стороны общества и государства адаптироваться к современному образу жизни бывшим заключенным будет крайне сложно.

И хотя результаты нашего социологического исследования, проведенного в 2018 году в Республике Татарстан и Кировской области среди экс-заключенных (общее количество опрошенных составило 287 чел.) и экспертов в области

исследуемой темы (в экспертном опросе приняли участие 174 чел. из числа сотрудников прокуратуры, следственных подразделений МВД, органов дознания МВД, управления ФСИН РФ, управления ФСБ РФ), показали следующее: большая часть респондентов считают, что после выхода на свободу бывшие

осужденные могут справиться с проблемами адаптации самостоятельно (в этом убеждены 50,2% опрошенных), но результаты этой адаптации в России показывают, что это далеко не так. Но даже эта цифра - 25,5% считающих, что помощь этим лицам необходима, тоже невелика (см. таблицу 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, может ли человек, освободившийся из мест лишения свободы, самостоятельно справиться с проблемами при адаптации?»

Как Вы считаете, может ли человек, освободившийся из мест лишения свободы, самостоятельно справиться с проблемами при адаптации?

Частота Проценты Валидный процент Накопленный процент

Валидные 1. Да, вполне 144 50,2 50,2 50,2

2. Наверное, да 51 17,8 17,8 67,9

3. Скорее всего, нет 53 18,5 18,5 86,4

4. Однозначно нет 20 7,0 7,0 93,4

5. Затрудняюсь ответить 19 6,6 6,6 100,0

Всего 287 100,0 100,0

Следует отметить, что самый тяжелый период адаптации к новым условиям после выхода на свободу - первые три года. Именно поэтому в нашем исследовании те респонденты, у которых после освобождения из мест лишения свободы еще не прошло 3 года, в большей степени, нежели те, кто был еще меньше года на свободе или более трех лет, высказались за то, что лица, освободившиеся из мест заключения, нуждаются во всесторонней поддержке и помощи. Только 39,8% из этого числа опрошенных считают, что им хватает для успешной ресоциализа-ции самостоятельных ресурсов, среди остальных групп опрошенных по данному критерию показатели оказались выше (45,1%, 66,7%, 60%).

Если же анализировать ответы на данный вопрос в гендерном контексте, то мы увидим, что уверенность мужчин в собственных адаптационных ресурсах после выхода

из мест лишения свободы намного превышает эту уверенность среди женщин. Только 33,3% женщин против 51,5% мужчин считают, что собственных сил у них вполне достаточно для адаптации к жизни на свободе, а 13% убеждены в том, что им однозначно нужна сторонняя помощь (среди мужчин так считают только 6% опрошенных).

В большей степени убеждены в самостоятельных возможностях справиться с проблемами адаптации после выхода на свободу молодые респонденты. Среди них процент ответивших так самый высокий (78,6%), что вполне объясняется их молодостью и присущей им верой в себя, в свои силы. А вот эксперты в нашем опросе далеко не были так уверены в своей способности самостоятельно справиться с адаптационными сложностями бывших заключенных (см. таблицу 2). Во всяком случае, среди них процент уверенных в этом

Таблица 2

Распределение ответов экспертов на вопрос: «Как Вы считаете, может ли человек, освободившийся из мест лишения свободы, самостоятельно справиться с проблемами при адаптации?»

Как Вы считаете, может ли человек, освободившийся из мест лишения свободы, самостоятельно справиться с проблемами при адаптации?

Частота Проценты Валидный процент Накопленный процент

1. Да, вполне 45 25,9 25,9 26,4

2. Наверное, да 62 35,6 35,6 62,1

3. Скорее всего, нет 42 24,1 24,1 86,2

4. Однозначно нет 21 12,1 12,1 98,3

5. Затрудняюсь ответить 3 1,7 1,7 100,0

Всего 174 100,0 100,0

меньше, нежели среди бывших заключённых, и, соответственно, среди них больше тех, кто указывает на необходимость помощи этим людям (в совокупности 36,2%).

Российские ученые И.В. Попова и И.Ф. Албегова, опросив 100 бывших заключенных в г. Костроме, показали, что помощь со стороны государства этой категории граждан практически отсутствует и порядка 70% из них рассчитывали на родственников, хотя в этой помощи со стороны государства они, безусловно, нуждаются, особенно в вопросах трудоустройства (48,6%), предоставления жилья (37,1%), в психологической (25,7%) и медицинской помощи (20%) [2; 186]. Ими также отмечается, что особая роль в процессе ресо-циализации бывших заключенных к условиям жизни в правовом пространстве в современную эпоху отводится институтам гражданского общества, которым приходится работать в достаточно сложных условиях, связанных с пересечением с этикой и ценностями другого - «тюремного» - мира с целью интеграции его «населения» в законопослушный социум. И, вслед за Л.И. Беляевой, эти исследователи указывают на необходимость тесного сотрудничества гражданских структур в процессе ресоциализации бывших

осужденных с государственными структурами (администрацией ИУ, органами социальной защиты, образования и здравоохранения, с организациями, связанными с вопросами занятости, и т.д.), так как общественная деятельность в сфере управления процессом ресоциализа-ции бывших заключенных не может проводиться автономно.

Сегодня в российском обществе постепенно происходит осознание значимости общественного участия в судьбе тех, кто совершил преступление и понес за него наказание. Об этом говорит пусть еще не массовый, но определенный рост некоммерческих организаций и структур, оказывающих адаптационную и реабилитационную помощь бывшим заключенным. Поэтому имеет смысл привести позитивный опыт некоторых из них, в подтверждение мнения ученых о региональной специфике деятельности общественных организаций, производной от количества учреждений уголовно-исправительной системы, их отдаленности от населенных пунктов, численности тюремного населения, исторических традиций региона, в том числе в контексте взаимодействия гражданского населения с заключенными, отношения к ним и их характеристики [2; 183].

В контексте вышеизложенного мы хотим отметить активную деятельность «Центра реабилитации и адаптации», действующего на территории Республики Татарстан [3]. Этот Центр функционирует на основе программы, которая предполагает поэтапное социальное и психологическое восстановление социальных связей бывшего заключенного, утраченных им за время длительного отбытая наказания в местах лишения свободы. Человек, обратившийся за помощью в данный Центр, сам определяет для себя тот формат взаимодействия, который позволяет ему решить спектр проблем, актуальных для него на данный период жизни, хотя успешная ресоциализация в АНО «ЦРА», конечно же, предполагает полноценное и комплексное участие в программе реабилитации и адаптации. Реализация программы этого Центра основывается на тесном сотрудничестве с агрофирмой ООО «Хаерби», действующей в Лаишевском муниципальном районе Республики Татарстан и предоставляющей участникам данной программы рабочие места в важном для экономики республики сельскохозяйственном секторе.

Достаточно серьезный опыт работы данного Центра по оказанию помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, позволил его основателям сделать вывод о том, что программа ресоциализа-ции должна начинаться еще на стадии исправления осужденного в пенитенциарном учреждении, чтобы ко времени его выхода на свободу было ясно, насколько мотивирован заключенный к тому, чтобы начать «новую жизнь», потому что без высокой мотивации со стороны самого заключенного что-либо сделать для его ресоциализации с помощью других людей, организаций и объединений не получится.

В качестве возможных инструментов повышения мотивации лиц, готовящихся к освобождению, определяются такие формы облегчения

отбытия наказания, как условно-досрочное освобождение (УДО) и исправительные работы (ИР) [3]. Несмотря на то, что по этому вопросу - противоречивые мнения, связанные с восприятием понятия «социальная справедливость», но отказываться от данных мотивационных механизмов все же не стоит. Как нам представляется, следует подходить с использованием индивидуального подхода к решению вопросов об УДО или ИР. На эту мысль наталкивают также данные исследований, в которых отмечается, согласно мнению самих заключенных, что работа по подготовке к освобождению в местах лишения свободы носит во многом формальный характер и мало что дает человеку, готовящемуся к выходу на свободу, в плане ресурсного обеспечения (профобучение), психологической готовности и т.д. 68,6% человек, принявших участие в опросе в Костроме, сказали, что никакой профессии в местах лишения свободы они не получили, при всем том, что 60% из числа опрошенных в возрасте до 21 года попали в места заключения, не имея никакой профессии [2; 185].

Соответственно, при выходе на свободу перспективы трудоустройства у этой категории освобожденных уже прогнозируемы, как и вероятность их повторного попадания в места лишения свободы. Ученые уже пишут о том, что в современной России «рецидивная преступность достигла уровня, при котором она порождает сама себя». Об этом говорит факт поступательной динамики повторной преступности, а также последние данные, согласно которым в 2017 г. удельный вес преступлений, совершенных лицами, уже преступившими ранее закон, составил 58,25% от общего числа преступлений на тот период времени [4; 30].

Со всей очевидностью и остротой ученые в подобной ситуации поднимают вопрос о потенциале ресоциализационного механизма как средства борьбы с повторной

преступностью и необходимости нормативно-правового регулирования данного явления на основе специального законодательства. Даже само понятие «ресоциализация» еще не носит четких и законодательно закрепленных границ, как, например, в случае с понятиями «социальная адаптация» и «реабилитация», хотя социальный запрос на формирование четкой концептуальной и эффективной постпенитенциарной государственной политики уже сформировался. И об этом говорят данные экспертного опроса, проведенного нами в Самарской области. Очевидно, что отсутствие внятной политики со стороны государства в области постпенитенциарной ресо-циализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является, согласно мнению экспертов (работников УФСИН России, ГУ МВД России, различных Министерств Самарской области), фактором, препятствующим процессу ресоциа-лизации указанной категории лиц [4; 31]. Порядка 70% повторных преступлений, как отмечают специалисты, приходится на первый год адаптации после освобождения из мест лишения свободы [5], что свидетельствует о явных «провалах» в российской системе ресоциализации этой категории российских граждан.

Безусловно, решение этой проблемы предполагает совместные усилия со стороны самого общества и государства, и есть положительные примеры, когда деятельность по реабилитации бывших заключенных становится основанием для поддержки со стороны органов власти. Так, к примеру, в 2017 г. в Приморье депутаты Законодательного Собрания высказались за поддержку проекта закона «О внесении изменения в статью 3 Закона Приморского края «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае», оказывающих услуги по ресоциали-зации, социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из

мест лишения свободы после окончания срока наказания [5]. Высокий уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц в данном регионе определил внимание властных органов к этой проблеме и необходимость поддержки тех, кто пытается ее решить.

В московском регионе особое внимание уделяется проблеме ре-социализации женщин, освободившихся из мест лишения свободы или получивших условное наказание. В данном регионе с 2007 г. функционирует социально-реабилитационный центр для женщин «Аврора», реализующий комплексную социальную программу поддержки женщин указанной категории [6]. Центр «Аврора» оказывает психологическую, юридическую поддержку этим женщинам, помогает им с трудоустройством, применяя при этом индивидуальный подход и используя различного рода тренинги и обучающие курсы. В этом Центре женщины осваивают азы компьютерной грамотности, получают навыки работы с документами, а также имеют возможность изучить английский язык, что, в целом, повышает уровень их конкурентоспособности на рынке труда и способствует эффективной адаптации к условиям гражданской жизни. Все услуги в Центре оказываются бесплатно.

Как мы уже указывали ранее, в дореволюционной России практика решения проблем бывших осужденных путем активного участия общественных организаций была широко распространенной, и, по сути, именно со стороны общественности последовала инициатива с последующим организационным оформлением помощи этой категории лиц. И сегодня этот вопрос снова становится актуальным для России, но справедливым следует признать мнение ученых о том, что решение задачи ресо-циализации бывших осужденных и их успешной адаптации к условиям жизни на свободе посредством привлечения общественных структур и

организаций не будет эффективной, если не решится другая задача -привлечение общественности (научных, образовательных учреждений, общественных организаций) к участию в процессе подготовки осужденного к освобождению [7; 42].

В завершении мы обращаем внимание научного сообщества на следующие факты: «Исследования показывают, что примерно через 3 года пребывания за решеткой взрослый мужчина уже не боится

тюрьмы, он боится воли. У подростков и женщин критический срок в два раза меньше - год-полтора» [8]. Следовательно, задача общества заключается в создании таких условий, чтобы у осужденных не формировалось чувство страха жизни на свободе. Для этого они, находясь еще в исправительных учреждениях, должны чувствовать и понимать, что общество готово принять их, помочь им вернуться к нормальной жизни.

Примечания:

1. Беляева Л.И. Правовое обеспечение ресоциализации лиц, отбывших наказание, в ретроспективном обозрении // Вестник института: преступление, наказание, исправление. Вологда, 2013. № 3 (23). С. 66-72.

2. Попова И.В., Албегова И.Ф. Роль общественных организаций как институтов гражданского общества в ресоциализации бывших заключенных в условиях местного социума // Вестник КГУ. 2012. № 5.

3. Гайнутдинов А.Г. Текущая деятельность центра социальной реабилитации и адаптации // Центр социальной реабилитации и адаптации. 2017. № 1. URL: www.centra.ru (дата обращения: 21.11.2018).

4. Кленова Т.В., Щукина Н.П. Об основаниях и задачах нетипичного нормативного правового акта «дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него» // Юридический вестник Самарского университета. 2018. № 2.

5. Приморские НКО могут получить господдержку для реабилитации бывших заключенных. URL: https://primamedia.ru/news/608833/ (дата обращения: 21.11.2018).

6. Центр Аврора. URL: http://www.helppris.ru/centr-avrora (дата обращения: 28.11.2018).

7. Князьков А.С. Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы и их социальной адаптации // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 4 (18).

8. Фатеев В. Адаптация и социализация после освобождения // Российский тюремный журнал. 2009. № 2. URL: http://zagr.org/475.html (дата обращения: 28.11.2018).

References:

1. Belyaev L.I. Legal support of re-socialization of persons who have served a sentence in a retrospective review // Institute Bulletin: crime, punishment and correction. 2013. No. 3 (23). P. 66-72.

2. Popova I.V., Albegova I.F. The role of public organizations as institutions of civil society in the re-socialization of former prisoners in a local society // Bulletin of KSU. 2012. No. 5.

3. Gainutdinov A.G. Current activities of the center for social rehabilitation and adaptation // Center for social rehabilitation and adaptation. 2017. No. 1. [Electronic resource]. Access mode: www.centra.ru (access date: 21.11.2018).

4. Klenova T.V., Shchukina N.P. On the grounds and objectives of an atypical regulatory legal act "road map of re-socialization and real inclusion in civil society of persons who have served a criminal sentence and are exempted from it" // Legal Bulletin of Samara University. 2018. No. 2.

5. Seaside NKO can receive state support for the rehabilitation of former prisoners. [Electronic resource]. Access mode: https://primamedia.ru/news/608833/ (access date: 21.11.2018).

6. Aurora Center. [Electronic resource]. Access mode: http://www.helppris.ru/ centr-avrora (access date: 28.11.2018).

7. Knyazkov A.S. Public participation in the preparation of prisoners for release from prison and their social adaptation // Tomsk State University Bulletin. Law. 2015. No.4 (18).

8. Fateev V. Adaptation and socialization after release // Russian prison journal. 2009. No. 2 [Electronic resource]. Access mode: http://zagr.org/475.html (access date: 28.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.