УДК 372.893
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.М. ХВОСТОВА
Имамутдинова А.М.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Статья посвящена жизненному пути и научной деятельности известного ученого-историка и педагога, первого президента Академии педагогических наук, общественного деятеля -Владимира Михайловича Хвостова (1905-1972). Сын профессионального антиковеда - Михаила Михайловича Хвостова, В.М. Хвостов внес значительный вклад в изучение истории дипломатии и международных отношений, являлся организатором и участником международных конференций, автором и издателем многочисленных учебных пособий, монографий и сборников. Ключевые слова: история, историография, история дипломатии, международные отношения, обществоведение.
Сегодня в системе школьного исторического образования вновь актуальны вопросы о роли общественных наук. Историческое образование представляет интерес для всех социальных групп. Историческое образование в Российской Федерации развивалось в системе гуманитарного образования. В этом контексте обращение к изучению вопросов историогенеза исторического образования является велением современной эпохи. В плеяде замечательных личностей, внесших особый вклад в развитие гуманитарного образования, в целом, и исторического образования, в частности, особо следует отметить имя В.М Хвостова.
Видный организатор и теоретик в области педагогических наук, академик Владимир Михайлович Хвостов сыграл заметную роль в становлении Академии педагогических наук СССР - всесоюзного центра педагогической мысли. Как первый ее президент он уделял большое внимание развитию и совершенствованию системе гуманитарного образования в школе, учитывая все задачи и требования, предъявляемые практикой коммунистического строительства в нашей стране [1].
В докладах и выступлениях на различных научных сессиях и конференциях он неоднократно подчеркивал исключительное значение общественных наук в подготовке не только образованных девушек и юношей, а в формировании политически грамотной молодежи. В этой связи особый интерес представляет его доклад на IV Международном конгрессе педагогов в Варшаве в сентябре 1969 года. Этот доклад был одним из центральных теоретических трудов В.М. Хвостова по педагогике.
В начале своего выступления Владимир Михайлович коснулся вопросов, связанных с терминологией, поскольку она не совсем идентична в разных странах. Общее место общественных наук в общеобразовательной школе, отметил докладчик, определяется тем, что познание человеческого общества столь же важно, и необходимо, как и познание природы. В соответствии с этим гуманитарные дисциплины занимали в советской школе значительное место. В.М. Хвостов обратил внимание на еще встречающуюся тенденцию умалить роль общественных наук в школе. Одни из сторонников такой
тенденции ставят под сомнение, так сказать, научность наук об обществе. Другие ссылаются на их якобы бесполезность. Такие суждения и не состоятельны, и не новы. По мнению В.М. Хвостова, говоря об образовательном значении истории нельзя не сказать о том, что ее изучение содействует расширению культурного и политического кругозора.
Виктор Александрович Куманев, известный советский и российский историк, отмечает, что более обстоятельно академик Владимир Михайлович Хвостов остановился на несостоятельных сомнениях относительно полезности преподавания в школе отдельных гуманитарных дисциплин и на предложения резко сократить их в учебной программе. В частности, такие сомнения часто приходится слышать применительно к истории. Они исходят, прежде всего, из необычайно быстрых изменений, происходящих в самых различных сферах жизни. В.М. Хвостов считал, что чтобы опровергнуть сомнения необходимо обратиться к анализу того результата в смысле общего образования, который должен давать и действительно дает преподавание общественных наук и специально истории. Из общеобразовательных результатов, которые необходимо извлечь из общественно-научных знаний учащихся, прежде всего, необходимо отметить: содействие формированию у молодых людей научного мировоззрения; повышение уровня их политической грамотности; умения разбираться в событиях общественной жизни; искать подходы к общественной жизни с научных позиций.
В.А. Куманев также подчеркивает, что Владимир Михайлович считал, что общественные явления могут быть полностью поняты только при рассмотрении их с исторической точки зрения.
Преподавание общественных дисциплин в школе направлено на воспитание оптимистического взгляда на судьбы человечества, веры в прогресс. Курсы истории показывают, что развитие человеческого общества представляет движение от низших форм организации к более высоким и совершенным, к новому, лучшему обществу.
Важная проблема методики преподавания общественных дисциплин -сочетание умственного и эмоционального восприятия. Следует всегда стремиться давать на уроках строго научное объективное изложение, основанное на достоверных, проверенных наукой фактах. События должны излагаться только так, как они протекали в действительности, без какого бы то ни было отступления от исторической правды. Однако знакомство с историческими событиями, не говоря уже о художественной литературе, естественно, вызывает у молодежи те или иные эмоции.
Часто урок истории, посвященные странице прошлого, из которого сам собой вытекает урок для жизни и поведения, производит гораздо большее впечатление на молодой ум и сердце, чем прямые поучения о том, как следует себя вести и каким надо быть.
Нельзя искажать историю ради морали, однако дозволительно извлекать мораль из истории. То же самое с литературой как учебным предметом: нельзя искажать писателей и их произведения ради морали, но дозволительно извлекать моральные выводы из произведений великих художников слова и кисти. По мнению В.М. Хвостова, искусство и литература - могучие воспитательные средства.
Владимир Михайлович говорил, что мы хотим воспитать всесторонне развитых молодых людей, патриотов своей страны и интернационалистов, врагов расизма и шовинизма, поборников мира между народами, верящих в
общественных прогресс и лучшее будущее человечества. Преподавание общественных наук призвано помогать этому [1-3].
Придавая большое значение развитию педагогической науки, научной творческой разработке коренных проблем марксистско-ленинской педагогической теории, вопросов дидактики и методики преподавания специальных предметов, В.М. Хвостов писал, что без глубокой научной разработки таких основных проблем, без прочно базирующейся научной убежденности педагогическая наука не может выполнить тех требований, которые предъявляются к общественным наукам — дать точную основу для политического руководства соответствующей областью общественной жизни. Ведя в этой области борьбу с враждебными взглядами, он указывал, что изучение влияния философского идеализма на буржуазную педагогическую мысль, принципиальная аргументированная критика буржуазных философских теорий деидеологизации, прагматизма, неопозитивизма, экзистенционализма, неотомизма необходимо объединение усилий педагогов социалистических стран, их тесное содружество, совместная разработка важнейших проблем подготовки научных и педагогических кадров. По словам В.М. Хвостова, социалистическая педагогика располагает большими возможностями, основанными на единстве и общности целей и задач, которые заключаются в воспитании и формировании нового человека, борца за социализм и коммунизм.
Литература
1. Куманев А.В. В.М. Хвостов о роли общественных наук в школьном образовании // Вопросы истории внешней политики СССР и международных отношений. Сборник памяти академика Владимира Михайловича. М.: Изд-во «Наука», 1976. 400 с.
2. Нигматуллин Р.Ш. Выпускники исторического факультета Казанского государственного педагогического института (1918-1945 годы). Казань, 2007. С. 14-17.
3. Тихвинский С.Л. Историк, дипломат, учитель // Вестн. РАН. Т. 75. М., 2005. №6. С. 546-549.
THE ROLE OF PUBLIC SCIENCES IN SCHOOL EDUCATION IN THE CONTEXT OF IDEAS TAILS
Imamutdinova A.M.
The article is devoted to the life path and scientific activity of the famous historian and pedagogue, the first president of the Academy of Pedagogical Sciences, public figure - Vladimir Mikhailovich Khvostov (1905-1972). The son of a professional anti-scholar - Mikhail Mikhailovich Khvostov, V.M. Khvostov made a significant contribution to the study of the history of diplomacy and international relations, was the organizer and participant of international conferences, the author and publisher of numerous teaching aids, monographs and collections.
Keywords: history, historiography, history of diplomacy, international relations, social science.
Дата поступления 21.02.2017.