Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКА)'

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / РОССИЙСКАЯ БУРЖУАЗИЯ / RUSSIAN BOURGEOISIE / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA / ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / SELF-GOVERNMENT BODIES / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / TRUSTEE FUNDS / COMPASSIONATE BENEFIT SOCIETIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балдин Кирилл Евгеньевич

Статья посвящена деятельности провинциальных предпринимателей, интеллигенции и органов общественного самоуправления по созданию и развитию начальных и средних профессиональных учебных заведений в городе Иваново-Вознесенске. Активность упомянутых социальных слоев и общественных структур стала одним из свидетельств формирования в России в позднеимперский период элементов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COMMUNITY IN THE VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIAN PROVINCE AT THE TURN OF THE XXTH CENTURY (WITH THE EXAMPLE OF IVANOVO-VOZNESENSK)

The article is devoted to the activity of businessmen, intelligentsia and self-government bodies in order to create and develope elementary and secondary professional educational institutions in Ivanovo-Voznesensk. Their activity illustrates the formation of civil society elements in late imperial Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКА)»

13. Херсонский И. К. Сведения о некоторых памятниках старины, доставленных в Костромскую ученую архивную комиссию от церквей Костромской епархии // Костромская старина. Кострома, 1890. Вып. 1.

14. BronkRamsey C. Comment on «The Use of Bayesian Statistics for 14C Dates of Chronologically Ordered Samples: a Critical Analysis» // Radiocarbon. 2000. Vol. 42, № 2. Р. 199—202.

15. Bronk Ramsey C. OxCal. 2005 v. 3.10.

ББК63.3(2)53-7 + 74.03(2)5

К. Е. Балдин

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. (На примере города Иваново-Вознесенска)

Статья посвящена деятельности провинциальных предпринимателей, интеллигенции и органов общественного самоуправления по созданию и развитию начальных и средних профессиональных учебных заведений в городе Иваново-Вознесенске. Активность упомянутых социальных слоев и общественных структур стала одним из свидетельств формирования в России в позд-неимперский период элементов гражданского общества.

Ключевые слова: профессиональное образование, российская буржуазия, интеллигенция, органы общественного самоуправления, попечительские организации, общества вспомоществования, гражданское общество.

The article is devoted to the activity of businessmen, intelligentsia and self-government bodies in order to create and develope elementary and secondary professional educational institutions in Ivanovo-Voznesensk. Their activity illustrates the formation of civil society elements in late imperial Russia.

Key words: professional education, Russian bourgeoisie, intelligentsia, self-government bodies, trustee funds, compassionate benefit societies, civil society.

До последнего десятилетия XIX в. профессиональное образование в России было развито очень слабо, в особенности это касалось его среднего и начального звеньев. К началу 1890-х гг. в стране существовали десятки общеобразовательных заведений — гимназий и реальных училищ, тысячи земских, церковно-приходских и иных начальных школ; вузов было не так много, но это были очень серьезные учреждения, дававшие добротное образование. В то же время технических, коммерческих, сельскохозяйственных школ и училищ было крайне мало. Настоящий скачок вперед профессиональное образование совершило в период, когда в 1892—1903 гг. Министерство фи-

© Балдин К. Е., 2013

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Образовательное пространство российской провинции и общественность в конце XIX — начале XX в.» (проект № 13-11-37001).

нансов России возглавлял выдающийся российский государственный деятель С. Ю. Витте. Наряду с крупными реформами в области промышленности и финансов он сделал очень много с целью создания разветвленной системы подготовки кадров для отечественной экономики. Эти преобразования, осуществлявшиеся через вышеупомянутое столичное ведомство, коснулись высшего, среднего и начального профессионального образования.

В начале управления С. Ю. Витте этим министерством в нем числились всего 9 профессиональных учебных заведений, в том числе такие широко известные, как училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, Строгановское училище, Московская практическая академия коммерческих наук и немногие другие. Через десять лет в ведении Министерства финансов насчитывалось уже 191 учебное заведение (!), в том числе 3 вуза, 147 средних учебных заведения, остальные представляли собой торговые школы, различного рода курсы, ремесленные мастерские и т. п. [8, с. 344, 352].

По свидетельству самого Витте, он занимался организацией профессионального образования «весьма ретиво и с большим удовольствием». Для руководства вновь создаваемыми учебными заведениями в составе министерства был создан особый отдел коммерческого образования. Просвещенному сановнику удалось добиться выделения значительных казенных средств для финансирования новых вузов, специальных училищ и школ, а также на основе софинансирования привлечь к их материальной поддержке частных предпринимателей [7, с. 64].

Политика С. Ю. Витте в области профессионального образования оказала влияние не только на столицы, но и на провинцию, где были созданы десятки новых учебных заведений. Не оказался в стороне от этого процесса крупный индустриальный центр — Иваново-Вознесенск. Особо следует подчеркнуть, что шесть из семи профессиональных учебных заведений, возникших в городе в дореволюционный период, были созданы в период управления Витте Министерством финансов... Факт, как нам представляется, очень знаменательный. В 1894 г. в «Русском Манчестере» возникло низшее механико-техническое училище, 1896 г. — школа колористов, 1897 г. — женская профессиональная школа, 1898 г. — рисовальная школа, 1901 г. — торговая и ремесленная школы, в 1911 г. — музыкальные классы.

Иваново-Вознесенск на рубеже XIX и XX вв. представлял собой промышленный город с отчетливо выраженной специализацией на производстве хлопчатобумажных тканей. Здесь в это время функционировало около полусотни предприятий, из которых десять представляли собой заведения, относившиеся по существовавшей тогда классификации к категории крупнейших. На каждом из них работало по несколько тысяч человек рабочих, десятки служащих. Вокруг «Русского Манчестера» располагался Иваново-Вознесенский промышленный район, в который входили такие крупные текстильные центры, как Кинешма, Шуя, Тейково, Середа, Яковлевское, Родники, Боняч-ки, Тезино, Вичуга, Южа, Пучеж, Наволоки, Лежнево и др.

Одной из больных проблем промышленности текстильного края была явно недостаточная квалификация рабочих и служащих, абсолютное большинство которых не имело специального образования. Следствием этого было невысокое качество продукции, которую выпускали местные фабрики. Не случайно в России в тот период существовало такое несколько презрительное выражение, как «линючие ивановские ситцы», последние действительно выгорали под солнцем, застирывались и быстро приобретали нетовар-

ный вид. Большинство рядовых рабочих обладали только самыми элементарными умениями и навыками, но еще хуже было то, что профессиональную подготовку не получали служащие, в частности ткацкие мастера, механики, техники и другие специалисты, которые занимали важные должности на производстве.

Нельзя сказать, что местные промышленники не задумывались об открытии профессиональных учебных заведений, эта идея пришла им в головы давно, еще когда на карте страны не было города Иваново-Вознесенска. В 1868 г. в Вознесенском посаде (он в 1871 г. при создании города станет его частью) было основано училище для детей мастеровых и рабочих. Хотя оно было призвано выпускать приказчиков и конторщиков для местных текстильных фабрик, но это учебное заведение скорее следует охарактеризовать как общеобразовательное с профессиональным уклоном.

В 1880 г. городская дума, которой руководили местные фабриканты, постановила открыть в Иваново-Вознесенске ремесленное училище и отпустить на его устройство 2,5 тыс. Сами промышленники были готовы пожертвовать на устройство проектируемого учебного заведения значительную сумму в 60 тыс. р., кроме того, одна из передовых текстильных фирм — Торговый дом Н. Гарелина предполагала отпустить на реализацию этого проекта еще 10 тыс. р. Однако инертность деловых людей и недостаточная помощь со стороны властей как местных, так и столичных, значительно затянули этот процесс [2, ф. 2, оп. 1, д. 2323, л. 1].

Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда октябре 1888 г. Иваново-Вознесенск посетил попечитель Московского учебного округа граф П. А. Капнист, который, ревизуя действовавшие в то время общеобразовательные учебные заведения, одновременно выяснял возможности для создания в городе низшего механико-технического училища (НМТУ) для подготовки квалифицированных механиков, слесарей, граверов, но не рабочих, а мастеров по этим профессиям, т. е. служащих — «младшего командного состава» для текстильных предприятий [4, с. 37]. Тем не менее понадобилось еще шесть лет для того, чтобы эти планы осуществились. В течение нескольких лет шла подготовительная работа, приспособление так называемого нормального устава механико-технических училищ к местным реалиям, производился сбор денежных средств среди местных фабрикантов. По городу и окрестным промышленным центрам были распространены рекламные листки, в которых содержались правила поступления в училище.

Торжественная церемония открытия самого первого в городе профессионального учебного заведения состоялась 1 сентября 1894 г. В 9 часов утра в его временном помещении на ул. Московской собрались «отцы города», представители местной общественности, педагоги НМТУ, только что зачисленные 40 учащихся и их родные. В 10 часов в училище пришел крестный ход из Покровского собора с местночтимыми иконами и причтом главного храма города. Законоучитель НМТУ о. Иоанн Завазальский сказал приличествующее событию слово. Затем директор А. О. Зеленцов официально огласил высочайшее повеление об открытии училища. Хор певчих пропел гимн «Боже, царя храни», и после этого учеников распустили по домам. После полудня в Общественном собрании города был устроен от строительной комиссии училища торжественный завтрак. В Иваново-Вознесенск в связи с торжественным событием пришла поздравительная телеграмма от графа

П. А. Капниста. Со 2 сентября 1894 г. в НМТУ начались регулярные занятия [2, ф. 212, оп. 1, д. 2, л. 2; ф. 2, оп. 1, д. 2324, л. 193, 211].

До революции большинство предприятий в Иваново-Вознесенске, Шуе, Тейкове и других индустриальных центрах были отделочными по своему профилю, ткацкое и особенно прядильное производство здесь были меньше развиты. В условиях мощного промышленного подъема в последнее десятилетие XIX в. в текстильном крае остро встал вопрос о создании профессионального учебного заведения, которое готовило бы специалистов по отделке тканей. Понимание этого пришло одновременно к текстильным фабрикантам и интеллигенции — педагогической и технической. В середине 1890-х гг. была создана комиссия из местных промышленников, инженеров и техников под председательством директора Иваново-Вознесенского реального училища П. В. Григорьева. Члены ее выработали проект нового учебного заведения, который был препровожден в отделение промышленных училищ Министерства народного просвещения [3, с. 13].

В ответ на это попечитель Московского учебного округа направил в Иваново-Вознесенск запрос о том, какие материальные средства намерены выделить местные фабриканты и городская дума на создание школы и дальнейшее ее содержание. Промышленники согласились единовременно выделить на эти нужды 55 тыс. р., а местное общественное управление — 2,5 тыс. р. ежегодно. В декабре 1894 г. в город пришло письмо от министра народного просвещения И. Д. Делянова, который выражал фабрикантам «искреннейшую признательность за их просвещенное содействие». В результате царем был подписан указ о создании с 1 июля 1896 г. при местном реальном училище школы колористов [2, ф. 2, оп. 1, д. 2323, л. 37, 41, 44, 47, 50].

Наряду с профессионально-техническими учебными заведениями широкое распространение в России на рубеже XIX и XX вв. получило коммерческое образование. В начале прошлого века больше всего торгово-коммерческих школ было в Москве — 5 общественных и 10 частных, и в Петербурге — соответственно 9 и 5. В начале ХХ в. они работали также в Киеве, Харькове и других крупных торговых и индустриальных центрах. Кроме того, к 1909 г. в разных городах действовали 20 общественных вечерних торговых классов. Опыт работы этих учебных заведений показал, что они дают солидное образование, необходимое для практической деятельности [20, с. 5—6].

Такого рода учебное заведение было остро необходимо в Иваново-Вознесенске как крупном индустриальном центре. Здесь на фабриках работали сотни приказчиков и конторщиков, которые являлись «практиками», т. е. не имели специального образования. Между тем в связи с расширением масштаба коммерческих дел, усложнением бухгалтерского учета предприятиям требовались все новые специалисты, обладавшие специфическими знаниями. Учебное заведение торгового профиля могло обслуживать не только «столицу» текстильного края, но и окружавший ее промышленный район, в котором насчитывались десятки крупных и крупнейших предприятий, а также сотни мелких и средних.

Следует признать, что непосредственным инициатором открытия торговой школы в Иваново-Вознесенске выступили не местные фабриканты, а правительственные структуры. В 1899 г. в поволжские губернии был направлен действительный статский советник С. С. Григорьев — главный инспектор по учебной части Министерства финансов. В сентябре — октябре того же

года он останавливался в «Русском Манчестере», встретился с местными фабрикантами, убедился в том, что они понимают необходимость открытия такого учебного заведения, но не знают, как взяться за дело. После квалифицированных и исчерпывающих консультаций, данных местным промышленникам, он возвратился в Петербург и доложил своему начальству, что в Ива-ново-Вознесенске почва для создания новой профессиональной школы готова. Этот факт наглядно свидетельствует о том, что местные предприниматели при создании учебных заведений не всегда четко представляли, что им делать, в какие государственные структуры обращаться. В таких случаях им на помощь нередко приходили просвещенные чиновники, чаще всего — из столичных учреждений, направляя активность местной общественности в нужное русло.

Первым официально предпринятым шагом для создания школы стало письменное обращение товарища (заместителя) министра финансов В. И. Ковалевского к председателю Иваново-Вознесенского комитета торговли и мануфактур (КТМ) Н. А. Ясюнинскому. Петербургский чиновник предложил обсудить на заседании комитета вопрос об открытии школы, которая была призвана готовить служащих для контор местных предприятий [2, ф. 2, оп. 1, д. 3722, л. 2].

В конце 1899 г. и в мае 1900 г. вопрос об открытии торговой школы трижды обсуждался на заседании Комитета торговли и мануфактур, на него были приглашены фабриканты, которые не входили в состав этой организации. Деловые люди Ивановского края пришли к единодушному мнению, что такое учебное заведение необходимо для дальнейшего развития промышленности в регионе. Большую поддержку возникшему проекту торговой школы оказал владимирский губернатор Н. М. Цеймерн. Он сумел привлечь к финансированию проектируемого заведения крупные промышленные фирмы, которые находились за пределами Иваново-Вознесенского промышленного района — текстильные предприятия из Вязников, Меленок, Киржача [2, ф. 2, оп. 1, д. 3722, л. 2].

Для того чтобы заложить прочную материальную базу в основание учебного заведения, фабриканты на заседании КТМ постановили осуществить «самообложение» — произвести отчисления с каждой фабрики и завода пропорционально числу трудившихся на них рабочих из расчета по 15 коп. в год с каждого рабочего (разумеется, эти деньги вносили фабриканты, а не рабочие!) и аналогичным образом единовременно по 1 р. 20 к. на постройку здания. В дальнейшем в связи с расширением деятельности торговой школы в 1906 г. первая из этих норм была увеличена до 20 к. [20, с. 5, 7—8].

20 марта 1901 г. КТМ обратился к Иваново-Вознесенской городской думе с просьбой отпускать на нужды торговой школы по 2 тыс. р. в год. 26 апреля того же года орган местного самоуправления обсудил это предложение, гласные единодушно поддержали проект создания школы, разногласия были только относительно суммы, которую предполагалось ассигновать на новое учебное заведение. Впрочем, остановились на тех 2 тыс. р., которые запросил Комитет торговли и мануфактур.

В течение целого года, с июня 1900 г. по май 1901 г., члены КТМ вырабатывали устав школы, который был утвержден в столице 9 июня 1901 г. В первых двух параграфах его говорилось, что школа готовит учащихся «к службе в торговых и промышленных заведениях» и состоит в ведении учебного отдела Министерства финансов. Планировался четырехгодичный курс

обучения, первый год подростки получали образование в приготовительном отделении, затем следовали три года основного курса. В уставе говорилось о том, что школа содержится на средства, отпускаемые КТМ и городской думой, на плату за обучение и пожертвования [23, с. 3—4, 6—7, 21—22].

При создании любого учебного заведения самым затратным является не наем педагогов, не закупка учебников или оборудования для кабинетов, а строительство специального здания. Этот вариант обустройства является наиболее предпочтительным, так как при аренде учебных помещений, во-первых, приходится серьезно адаптировать их для училищных нужд и, во-вторых, необходимо ежегодно платить хозяину этих площадей немалые деньги. Поэтому состоятельные люди, выступавшие инициаторами открытия профессиональных учебных заведений, не отказывались отнемалыхзатрат с целью создания качественной материальной базы учебных заведений.

К строительству здания для механико-технического училища — первого профессионального училища в городе, местные фабриканты подошли со всей серьезностью. Проект училищного дома составил архитектор Московского учебного округа Никифоров. В феврале 1894 г. его одобрил министр народного просвещения И. Д. Делянов. Тем временем в начале того же 1894 г. в Иваново-Вознесенске была создана комиссия из местных фабрикантов, ведавшая постройкой нового здания, в нее вошли М. Н. Гарелин, А. И. Гаре-лин, Н. Г. Бурылин, А. М. Гандурин, А. Н. Новиков и др. На строительной площадке не было единого подрядчика, и работы проводили так называемым хозяйственным способом. Кирпичную кладку осуществляла местная фирма М. Т. Скорынина, отопление и вентиляцию монтировала столичная фирма «Вулкан», московский купец И. А. Орлов взялся сделать лестницу и полы из ценного тарусского мрамора. Словом, денег на строительство учебного заведения не жалели [2, ф. 2, оп. 1, д. 2324, л. 5, 11, 14, 31, 37, 73, 151, 256].

В результате уложиться в первоначальную смету не удалось. В мае 1895 г. на собрании 25 иваново-вознесенских фабрикантов прозвучала информация о том, что общая стоимость здания и необходимого для училища оборудования составит 230 тыс. р., и для завершения работ требовалось еще 70 тыс. Промышленникам пришлось делать дополнительные взносы, причем вся тяжесть новых расходов легла на иваново-вознесенских ситцевиков. Из окрестных фирм небольшие суммы при дополнительном сборе средств пожертвовало только Товарищество Собинской мануфактуры и фирма братьев Горбуновых из Середы. 28 октября 1899 г. работавшая более пяти лет комиссия по постройке училища с немалым облегчением констатировала, что здание закончено [2, ф. 2, оп. 1, д. 2325, л. 54, 60, 61, 68, 155, 190, 204].

Оно было расположено на довольно значительной по площади усадьбе, подаренной М. Н. Гарелиным и располагавшейся между улицей Московской и оврагом, в котором протекал ручей Кокуй. Училище находилось скорее на окраине, чем в центре города, но от него до главной торговой площади и городской управы было 15 минут пешей ходьбы. Главное здание было двухэтажным (в советское время надстроили третий). Здесь имелся просторный вестибюль, актовый зал, пять аудиторий, а также рисовальный, чертежный и граверный классы, столярная, слесарная, механическая и ткацкая мастерские, библиотека. Помещения освещались электричеством от училищной динамо-машины. Рядом находился двухэтажный дом, предназначенный для училищного персонала, здесь располагались квартиры директора, руководителя производственных мастерских, классного надзирателя и делопроизводителя. В

полуподвальном этаже того же здания квартировали дворник, кочегар и два служителя [4, с. 49—52, 56—58].

Что касается школы колористов, то вопрос о постройке помещения для нее встал сразу после того, как было принято принципиальное решение о ее создании. Фабриканты совместными усилиями собрали на ее строительство 55 тыс. р. Но после того как в Министерстве народного просвещения утвердили план здания школы, оказалось, что этой суммы явно недостаточно. Поэтому заинтересованным фабрикантам-ситцевикам,как и при открытии НМТУ, пришлось делать дополнительные взносы, за счет которых строительный фонд был увеличен до 90 тыс. р. [3, с. 13—14].

Построенное довольно быстро здание школы фактически представляло собой продолжение помещения местного реального училища. Кирпичную кладку рабочие подрядчика Скорынина закончили осенью 1897 г., а внутренние работы продолжались до осени 1898 г. В качестве премий за своевременное окончание работ всем строителям городская дума постановила выдать по полтиннику. С осени 1898 г. в новом здании, построенном в едином архитектурном стиле с реальным училищем, начались занятия [2, ф. 2, оп. 1, д. 2323, л. 100, 133, 166].

Здание отличалось большой функциональностью. В его подвальном этаже находились слесарные и кузнечные мастерские, чайная для учащихся и квартиры низшего обслуживающего персонала. На первом и втором этажах располагались большие и светлые классы, а также лабораторные помещения. Размещение реального училища и школы практически в одном и том же здании имело свои важные преимущества, связанные с экономией аудиторных площадей. У двух учебных заведений была общая канцелярия, физический кабинет, классы для рисования и черчения, библиотека и др. [2, ф. 2, оп. 1, д. 2323, л. 73; ф. 211, оп. 1, д. 88, л. 2].

Любимое детище иваново-вознесенских фабрикантов — торговую школу первоначально разместили в арендованном городом и наскоро приспособленном помещении — так называемых Гусаровских номерах в центре города. Дальнейшую судьбу школы ее учредители из Комитета торговли и мануфактур представляли по-разному. Одни предлагали купить у города двухэтажный дом женской гимназии, из которого она в ближайшее время предполагала переехать в новое строившееся здание, другие считали целесообразным построить для торговой школы новое помещение, специально предназначенное для ее нужд. Так как строительство новой гимназии шло не очень быстрыми темпами, то вторая точка зрения возобладала [22, 1901, 4 и 19 апреля; 22 августа].

В 1902 г. Комитет торговли и мануфактур купил за 18 тыс. р. у домовладельца М. Г. Чернышева участок земли под проектируемое здание, он располагался на углу улиц Негорелой (ныне ул. Советская) и Фроловской (ныне ул. М. Рябининой). Был объявлен конкурс проектов, который выиграл местный зодчий С. В. Напалков, ему как победителю выплатили премию в 300 р. и в дальнейшем еще 1000 р. — за архитектурный надзор за постройкой двухэтажного здания. С мая 1903 г. началось строительство, общее наблюдение за этим процессом от КТМ осуществлял фабрикант С. Н. Полушин. В общей сложности пришлось потратить на него несколько десятков тысяч рублей, наиболее крупные суммы пожертвовали такие известные фирмы, как Товарищества И. Гарелина (Иваново-Вознесенск), А. Каретниковой (Тейко-во) и Меленковской мануфактуры (в городе Меленки Владимирской губер-

нии). По сравнению с первоначальной сметой, как это часто бывает, оказался значительный перерасход, который был покрыт совместными усилиями фабрикантов Иваново-Вознесенска и соседней Кохмы [20, с. 7—8, 23, 25; 21, с. 16—17].

Новое здание, введенное в строй в сентябре 1904 г., выгодно отличалось от временного помещения, в котором школе приходилось работать первое время. Наряду с классными комнатами и кабинетами на первом этаже располагался большой и светлый вестибюль. На втором этаже, куда вела красивая чугунная лестница, находился большой актовый зал. В здании смонтировали автономную систему водоснабжения, благодаря вентиляции воздух всегда был свежим. Высота классных и других помещений составляла 4,5 м [20, с. 46]. В 1933 г. здание не очень удачно было надстроено третьим этажом, сейчас в нем работает школа № 26.

Серьезные проблемы с помещением возникли у открывшейся в 1911 г. музыкальной школы. Фабриканты не собирались отпускать средства на строительство зданий для нее, так как не были напрямую заинтересованы в тех специалистах, которых она должна была выпускать. Сначала музыкальное учебное заведение находилось на Большой Воробьевской улице, а затем переехало в самый центр города, на ул. Панскую (ныне ул. Станко). Оно разместилось в доме торговца-меломана С. И. Соколова, являвшегося председателем Иваново-Вознесенского отдела Императорского Русского музыкального общества [5, 1913, 14 августа].

Для того чтобы наладить полноценный учебный процесс, нужно было обеспечить образовательные учреждения оборудованием, учебными пособиями, классной мебелью и пр. Оснащение профессиональных учебных заведений требовало более значительных сумм, чем аналогичные траты на общеобразовательные учреждения, так как последним не требовались станки, машины, инструменты, специальные наглядные пособия.

Большую помощь в оборудовании Иваново-Вознесенского механико-технического училища оказали не только иваново-вознесенские текстильные фабрики, но и фирмы, находившиеся далеко за пределами текстильного края и прямо не были заинтересованны в результатах его деятельности. Крупный московский завод братьев Бромлей пожертвовал вагранку для литья, другое предприятиеиз Москвы — завод А. В. Бари подарил котел, стоивший 3,6 тыс. р., фирма Юлиуса Бернлейна — паровую машину и полный комплект оборудования для электрического освещения здания, стоивший 8,6 тыс. р. Крупнейшая российская текстильная фирма Л. Кнопа поделилась ткацкими, токарными станками и другим оборудованием на 12 тыс. р. Ярцевская мануфактура (Смоленская губерния) отправила в Иваново-Вознесенск ценные наглядные пособия — 50 образцов последовательной обработки хлопка.

Не остались в стороне фирмы Ивановского края. С фабрики Полушина прислали паровую машину (правда, уже побывавшую в употреблении), с текстильной фабрики из Лежнева — строгальный станок по дереву, Иваново-Вознесенская ткацкая мануфактура пожертвовала несколько пудов основы и утка, берды, челноки и другие вещи, необходимые для ткацкого производства, Товарищество Ясюнинских из Кохмы — коллекцию шпуль и многое другое [4, с. 45, 110—111].

При создании рисовальной школы в Иваново-Вознесенске ей как дочернему заведению пожертвовало наглядные пособия центральное Петербургское рисовальное училище барона Штиглица. Это были гипсовые орна-

менты и головы. Однако этих моделей было недостаточно для того, чтобы готовить квалифицированных художников текстильного рисунка. В связи с этим местные фабриканты постарались снабдить новое учебное заведение соответствующими образцами тканей. В 1900 г. Куваевская мануфактура подарила школе 2 альбома, в которых были представлены товары, выпускаемые этой фабрикой. Один из них демонстрировался на всемирной выставке, проходившей в Париже в том же году. Кроме того, хозяин Куваевской мануфактуры Н. Г. Бурылин ежегодно отправлял в школу букеты живых цветов из своего сада для рисования их с натуры. Представители школы ездили по приглашению Д. Г. Бурылина на его фабрику для отбора образцов тканей [2, ф. 183, оп. 1, д. 6, л. 13; д. 63, л. 190; 19, с.1].

Помощь рисовальной школе в формировании ее коллекции наглядных пособий оказывали иногородние фирмы. Например, крупная московская фабрика Товарищества Э. Цинделя подарила ивановцам альбом с образцами своих тканей. Даниловская мануфактура в Москве и Шлиссельбергская мануфактура продали рисовальной школе несколько десятков платков собственного производства [18, с. 23].

Библиотеку рисовального училища снабжал книгами Д. Г. Бурылин, который при открытии школы передал ей несколько ценных томов из своего личного собрания. В дальнейшем он продолжал делать довольно дорогие подарки: в 1913 г. прислал только что вышедший первый том «Истории живописи всех времен и народов» А. Бенуа — книги, ставшей впоследствии культовой в отечественной науке об искусстве. Д. Г. Бурылин обязался снабжать школу и последующими томами этого издания [2, ф. 183, оп. 1, д. 63, л. 162; 17, с. 7].

Тот же Д. Г. Бурылин подарил Иваново-Вознесенской школе колористов очень интересные и редкие наглядные пособия. Из своей уникальной коллекции редкостей и древностей он уделил этому учебному заведению образцы старинных ивановских набойных тканей XVII — первой половины XIX в. На одной из них был написан старинным шрифтом рецепт: «Секрет русской: сажа, сурик, охра и масло вареное». Бурылин экспонировал эти набойки на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, на них обратил свое внимание император Николай II, осматривавший выставку [22, 1901, 19 июля].

Важным инструментом привлечения общественности к финансированию учебных заведений и помощи малоимущим учащимся являлся институт попечительства. Орган с таким названием, а также меценат, именовавшийся почетным попечителем, имелись у каждого среднего общеобразовательного и профессионального учебного заведения. При механико-техническом училище попечительство открылось через несколько лет после возникновения этого образовательного учреждения, хотя еще до этого сложился небольшой неофициальный круг меценатов и благотворителей, которые снабжали НМТУ денежными средствами, оборудованием, учебными пособиями, помогали малоимущим ученикам. Устав этой организации был утвержден Министерством внутренних дел 9 октября 1898 г. В соответствии с этим нормативным документом она состояла под председательством почетного попечителя, в нее входили члены от городского самоуправления, от правительства (т. е. назначенные властными структурами) и директор училища, почетные члены с ежегодным взносом не менее 100 р. в год и члены-соревнователи с взносом не менее 50 р. в год. В обязанности попечительства входило снабжение учеб-

ного заведения денежными средствами и наглядными пособиями, пополнение библиотеки. Попечительство должно было помогать бедным ученикам, предоставлять юношам возможность посещать местные фабрики во время их практики, устраивать на работу окончивших учебное заведение [25, с. 3—5, 7].

10 февраля 1899 г. Министерство народного просвещения утвердило персональный состав руководства этой организации. Почетным попечителем стал Мефодий Никонович Гарелин, от городского самоуправления в нее выбрали фабрикантов А. И. Гарелина, Н. Г. Бурылина и А. М. Гандурина, от правительства были назначены местные инженеры — В. В. Быков, Р. Г. Гуляев и А. Г. Толоконников. В дальнейшем одним из щедрых членов попечительства стал текстильный фабрикант Н. Т. Щапов [4, с. 64; 4, ф. 212, оп. 1, д. 343, л. 3, 9а].

Наиболее весомую материальную поддержку учебному заведению оказывал М. Н. Гарелин. Он пожертвовал для строительства училища свою усадьбу на улице Московской, а до ввода в строй нового здания оно работало в принадлежавшем ему доме. Вплоть до своей смерти Гарелин регулярно посещал НМТУ, практически ежегодно училище получало подарки от своего попечителя. Он учредил 9 стипендий для учеников, дал деньги на организацию юбилейного Пушкинского вечера в 1899 г., на устройство рождественских елок, на покупку наград, которые вручались лучшим ученикам на ежегодных торжественных актах. Кроме того, при организации училища он подарил ему наглядные пособия — 43 стенные таблицы, а также портреты Александра II, Александра III и Николая II [4, с. 97].

На улучшение пищи в ученической столовой НМТУ жертвовал Н. Г. Бурылин, например, в 1897 г. он отпустил на покупку съестных припасов 300 р. В соответствии с уставом попечительства его члены-фабриканты организовывали экскурсии учащихся на свои предприятия. Среди окончивших училище несколько человек были определены на работу служащими на фабрики М. Н. Гарелина и А. И. Гарелина [2, ф. 212, оп. 1, д. 89, л. 1, 10].

Большую роль в жизни учебных заведений играли общества вспомоществования нуждающимся учащимся, хотя нужно оговориться, что такого рода общественные структуры имелись не при всех образовательных учреждениях профессионального профиля. Устав такой организации при низшем механико-техническом училище был утвержден 8 октября 1899 г., а к работе оно приступило 25 апреля 1900 г. Управлял обществом комитет, во главе которого стоял почетный попечитель НМТУ М. Н. Гарелин, в него входили другие местные фабриканты, а также директор училища. В дальнейшем после смерти Гарелина комитетом стал руководить директор, а его заместителем стал фабрикант Н. Г. Бурылин [9, с. 1; 13, б.с.; 14, б.с.].

В 1904 г. в обществе насчитывалось 117 человек, за особенно крупные пожертвования здесь присваивали звание почетных членов. Таковых в составе общества в это время насчитывалось только семь, разумеется, это были богатые текстильные фабриканты, в частности — Н. Г. Бурылин, А. М. Ган-дурин, А. И. Гарелин, М. Н. Гарелин, П. Н. Дербенев, Н. Н. Зубков, Я. Н. Фокин [10, б.с.].

Денежные пособия выдавали редко, вспомоществование осуществлялось чаще всего «натурой». Всего в 1904 г. щедротами общества пользовались 55 человек, т. е. около трети всех учившихся: их снабжали одеждой, обувью, платили хозяевам квартир, на которых проживали иногородние [10, б.с.]. Довольно много средств уходило на удешевление обедов в училищ-

ной столовой, открытой в 1896 г. Стоимость обеда из трех блюд составляла от 8 до 11 коп., ученики же платили только 7 коп. Более того, в 1906 г. 59 человек получали пищу совершенно безвозмездно, за год платных обедов было отпущено 4,2 тыс., а бесплатных 10,2 тыс. Кроме того, подросткам безденежно выдавали чай с белыми булками [11, б.с.; 12, б.с.; 2, ф. 212, оп. 1, д. 34, л. 6].

Образование в профессиональных учебных заведениях было платным. В «демократической» по своему составу ремесленной школе при НМТУ на ткацком и слесарном отделении она равнялась 6 р. в год, а в более элитной школе колористов — сначала 40 р., а потом 50 р., такая роскошь былапочти недоступной для детей рабочих и мелких служащих. Несмотря на это, в технических учебных заведениях способные и прилежные учащиеся из бедных семей имели реальную возможность получить образование совершенно бесплатно благодаря разветвленной системе стипендий.

Больше всего их было в низшем механико-техническом училище. Уже в первые пять лет его работы меценаты и структуры местного самоуправления учредили 25 (!) стипендий. Часто они были посвящены различным событиям всероссийского или местного масштаба. Например, попечитель училища Мефодий Никонович Гарелин учредил 8 стипендий — четыре в память Александра III и столько же в честь бракосочетания царской четы Николая II и Александры Федоровны, в свою очередь служащие его предприятия — стипендию в честь 50-летия прядильной фабрики М. Н. Гарелина. Шесть стипендий учредила здесь же Иваново-Вознесенская городская дума. Общая сумма капиталов, проценты с которых шли на эти 25 стипендий, составляла почти 10 тыс. р. В дальнейшем городская дума в 1911 г. приняла постановления о стипендии имени фабриканта-мецената И.В.Небурчилова, а в 1913 г. — о стипендии им. 300-летия царствования династии Романовых [4, с. 92—93; 2, ф. 2, оп. 1, д. 4975, л. 59; д. 4749, л. 10].

Одними стипендиями социальная программа, практиковавшаяся в НМТУ, не ограничивалась. По уставу этого учебного заведения одна седьмая часть его питомцев из небогатых семей могла быть освобождена от платы за обучение, поэтому 27 человек учились безвозмездно. Кроме того, здесь получали образование подростки, которых можно назвать «пансионерами» крупных фабрикантов: одному выдавал ежемесячное пособие в 10 р. промышленник из Кохмы В. А. Ясюнинский, четверо получали такое же от фабриканта из Южи Н. А. Балина и еще один — от супруги иваново-вознесенского фабриканта М. А. Гарелиной. После получения свидетельств об образовании они должны были работать на соответствующих предприятиях [4, с. 94].

Для способных и малоимущих учащихся Иваново-Вознесенской школы колористов предназначались именные стипендии, учрежденные в 1911 г.: две носили имя фабриканта И. В. Небурчилова и одна — известного общественника В. Ф. Каулена [2, ф. 211, оп. 1, д. 81, л. 79, 84, 87, 100]. Свои стипендии учредило для обучавшихся в школе Ковровское уездное земство, накануне мировой войны за счет их обучались: сын крестьянина Михаил Шмелев и сын земского фельдшера Александр Герасимов [2, ф. 211, оп. 1, д. 123, л. 192]. В 1912 г. текстильное Товарищество мануфактур Н. Дербенева в честь своего 25-летия учредило в школе еще одну стипендию. Для этого в банк были положены ценные бумаги на 1600 р., проценты с которых выплачивались стипендиату [2, ф. 211, оп. 1, д. 124, л. 73].

В городе сложилась устойчивая традиция — устраивать благотворительные спектакли и концерты в пользу «недостаточных» учащихся самых

различных учебных заведений. Это касалось не только гимназий и реального училища, но и профессиональных образовательных учреждений. Как нам представляется, ни одному образовательному учреждению актеры и меломаны не помогали так активно и охотно, как женской профессиональной школе. Вероятно, это объяснялось тем, что оно было самым малоимущим среди прочих заведений такого профиля. Начало этой традиции положил музыкальный кружок, который в 1901 г. устроил концерт своего оркестра, сбор за билеты составил 500 р. — сумму довольно значительную для школы, в это время переживавшей период становления [22, 1901, 4 марта]. В 1906 г. был устроен благотворительный спектакль «На маневрах» по пьесе Рассохина при участии «любимца ивановской публики» В. Г. Барского [6, 1906, 24 января]. В театральный сезон 1910—1911 гг. все сборы со спектаклей местного литературно-музыкально-драматического общества «Гаудеамус» Л. Андреева и «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого были направлены на нужды школы. Аналогичные спектакли та же организация давала и в другие годы [15, с. 10; 16, с. 11].

Наряду с концертами устраивались и другие благотворительные акции. Например, хозяин дома, где помещалась школа, — Д. Г. Бурылин организовал в 1903 г. в ее здании выставку своей уникальной коллекции редкостей и древностей, сборы с нее он отдал на нужды этого учебного заведения. Сумма, образовавшаяся от продажи билетов, составила 328 р., а вместе с пожертвованиями, собранными на выставке, — 428 р. [1, 1903, 7 мая].

Подводя итоги, следует констатировать, что на рубеже XIX и XX вв. в провинциальной России наибольшую активность в общественной жизни проявляли такие социальные слои, как интеллигенция и просвещенные предприниматели. Как правило, местом сосредоточения этой активности становились местные органы самоуправления — земские собрания и городские думы, их исполнительные органы — управы, а также такие представительские организации предпринимателей, как комитеты торговли и мануфактур, существовавшие в крупных индустриальных центрах. Значительную роль местная общественность сыграла в развитии системы образовательных учреждений в провинции. Это в равной мере касалось начальных и средних общеобразовательных заведений, а также профессиональных учебных заведений.

Особо следует подчеркнуть роль в этом иваново-вознесенских промышленников, которые были напрямую заинтересованы в подготовке квалифицированных рабочих и служащих для местных текстильных предприятий. В связи с этим деловые люди были согласны расходовать на создание профессиональных училищ значительные материальные средства. В процессе работы этих учреждений возникали новые для провинциального города общественные структуры — попечительства, попечительные советы, общества вспомоществования беднейшим ученикам, в которых активно участвовали своими средствами и трудом как предприниматели, так и интеллигенция. Благодаря просвещенному сочувствию фабрикантов делу профессионального образования оно становилось значительно доступнее. Дело было не только в открытии все новых и новых специальных школ и училищ, но и в учреждении стипендий для «недостаточных», распространившейся практике оплаты их проживания на съемных квартирах, питания, необходимых для них учебных пособий.

В целом все возраставшая активность общественности в развитии социокультурной сферы в провинции — учебных заведений, лечебных учреж-

дений, общественного призрения, сферы досуга свидетельствовалао постепенном формировании в России в начале ХХ в. отдельных элементов гражданского общества.

Библиографический список

1. Владимирская газета.

2. Государственный архив Ивановской области.

3. Ефремов Д. Д. Краткий отчет за 25-летие существования Иваново-Вознесенского реального училища (1873—1898). Иваново-Вознесенск, 1898. 116 с.

4. Иваново-Вознесенское низшее механико-техническое училище. 1894—1899 гг. Иваново-Вознесенск, 1899. 111 с.

5. Ивановский листок.

6. Клязьма.

7. Корелин А. П., Степанов С. А. С. Ю. Витте — финансист, политик, дипломат. М. : ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. 464 с.

8. Мартынов С. Д. Государство и экономика: система Витте. СПб. : Наука, 2002. 405 с.

9. Отчет комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся Иваново-Вознесенского низшего механико-технического училища с 25.04.1900 по 1.1.1901. Б.м., б.г. 20 с.

10. Отчет комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся Иваново-Вознесенского низшего механико-технического училища за 1904 г. Иваново-Воз-несенск, 1906. 20 с.

11. Отчет комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся Иваново-Вознесенского низшего механико-технического училища за 1905 г. Иваново-Воз-несенск, 1906. 20 с.

12. Отчет комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся Иваново-Вознесенского низшего механико-технического училища за 1906 г. Иваново-Воз-несенск, 1907. 22 с.

13. Отчет комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся Иваново-Вознесенского низшего механико-технического училища за 1909 г. Иваново-Воз-несенск, 1912. 22 с.

14. Отчет комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся Иваново-Вознесенского низшего механико-технического училища за 1913 г. Иваново-Воз-несенск, 1914. 24 с.

15. Отчет Литературно-музыкально-драматического общества в г. Иваново-Возне-сенске за 1910—11 г. Иваново-Вознесенск, 1911. 24 с.

16. Отчет Литературно-музыкально-драматического общества в г. Иваново-Возне-сенске за 1911—12 г. Иваново-Вознесенск, 1913. 32 с.

17. Отчет о деятельности Иваново-Вознесенской рисовальной школы с 1.IX.1898 по 1.IX.1899. Иваново-Вознесенск, б. г. 8 с.

18. Отчет о деятельности Иваново-Вознесенской рисовальной школы с 1.К.1901 по 1.IX.1902. Иваново-Вознесенск, 1903. 28 с.

19. Отчет о деятельности Иваново-Вознесенской рисовальной школы с 1.К.1903 по 1.IX.1904. Иваново-Вознесенск, 1905. 32 с.

20. Отчет о состоянии Иваново-Вознесенской торговой школы, учрежденной местным Комитетом торговли и мануфактур за 1901—1902 — 1907—1908 учебные годы. Иваново-Вознесенск, 1909. 36 с.

21. Отчет о состоянии торговой школы, учрежденной Комитетом торговли и мануфактур в г. Иваново-Вознесенске за первый 1901—1902 учебный год. Иваново-Вознесенск, 1903. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Северный край.

23. Устав Иваново-Вознесенской торговой школы. Иваново-Вознесенск, 1901. 23 с.

24. Устав общества вспомоществования нуждающимся учащимся женской профессиональной школы вспомогательного общества купеческих приказчиков в г. Ива-ново-Вознесенске. Иваново-Вознесенск, 1904. 21 с.

25. Устав попечительства при Иваново-Вознесенском низшем механико-техническом училище. Иваново-Вознесенск, 1898. 10 с.

ББК 63.211

А. В. Степанов

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДА ПОВОЛЖЬЯ 1900-х гг. ГЛАЗАМИ В. А. ГИЛЯРОВСКОГО

Туристический путеводитель, написанный около 1908 г. известным русским журналистом В. А. Гиляровским, рассмотрен как исторический источник. Изучена информация о населении, занятиях жителей, общественном транспорте и гостиничном деле в городах Поволжья. Представлена общая оценка, данная Гиляровским городскому развитию самого обжитого района России.

Ключевые слова: Россия, 1900-е гг., Поволжье, развитие городов, промышленность, торговля, общественный транспорт, гостиничное дело.

Tourists' guidebook written ca. 1908 by а prominent Russian journalist Vladimir Giliarovsky is discussed as piece of historic evidence. Information concerning population, residents' trades, public transport and available hotels in cities and towns in the Volga river area is examined. Giliarovsky's general assessment of urban development of Russia's most lived-in heartland is presented.

Key words: Russia, 1900s, Volga river area, urban development, industry, commerce, public transport, hotel business.

В. А. Гиляровский (1853—1935) — журналист, много лет сотрудничавший в газетах Москвы — известен как бытописатель Первопрестольной, глубокий знаток жизни всех слоев ее общества. Однако в обширном наследии «короля репортажа» имеется и труд, посвященный русской провинции: путеводитель по городам Волги [1], выпущенный в 1908 г. издательством А. П. Петрова (Казань) (см.: [6]). Гиляровский написал эту книгу в соответствии с законами жанра, в частности отказавшись от своего «фирменного» стиля речи — повышенной эмоциональности языка и отбора преимущественно «жареных» фактов с налетом сенсации. В «Путеводителе» его автор предстает лиричным писателем, но вместе с тем деловым и точным регистратором фактов.

Уже первое знакомство с книгой показывает, что Гиляровский обладал обширными личными знаниями о предмете: в городах, лежащих по берегам Волги, он бывал многократно. Однако, располагая немалым собственным опытом, московский журналист обратился и к наследию своих предшествен-

© Степанов А. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.