Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура школ / среднее образования / функциональная структура / проектирование / социо-культурное пространство города / school architecture / secondary education / functional structure / design / socio-cultural space of the city

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кузнецова Анна Андреевна

Взаимодействие архитектурного объекта с городским пространством меняется с течением времени и зависит от ряда внешних факторов. Изучение взаимодействия объекта и социума на сегодняшний день является перспек-тивным направлением. В результате такого процесса происходит ряд изменений в объемно-планировочной структуре объекта, в функциональной структуре пришкольного участка. В исследовании предлагается рассмот-реть внешние факторы, влияющие на характер взаимодействия объекта образования и социокультурного город-ского пространства, выявить и систематизировать внутренние факторы, оказывающие влияние на функциональ-ную структуру, объемно-планировочное решения здания и на насыщенность функционального каркаса приш-кольного участка. В статье приводятся ряд передовых примеров проектирования школьных объектов в концеп-ции «школа-город». При внедрении такого подхода на этапе проектирования функциональный сценарий разви-тия образовательной, досуговой, спортивной деятельности распространяется не только на непосредственных участников образовательного процесса, но и на жителей окружающей застройки. Такой метод позволяет укрепить социокультурную связь общества и города, наполнить окружающую среду культурными событиями, обществен-ными встречами и спортивными мероприятиями. Школьное здание приобретает новое прочтение как в архитек-турной практике, так и в социокультурном аспекте развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кузнецова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SOCIO-CULTURAL URBAN SPACE

The interaction of an architectural object with urban space changes over time and depends on a number of external fac-tors. Inclusion in the aspect of studying the interaction of an object and society is currently a promising direction. As a result of this process, a number of changes occur in the space-planning structure of the object, in the functional structure of the school site. The study proposes to consider external factors influencing the nature of the interaction between the educational object and the sociocultural urban space, to identify and systematize internal factors that influence the func-tional structure, space-planning solutions of the building and the saturation of the functional frame of the school site. The article provides a number of advanced examples of designing school facilities in the “school-city” concept. When introducing such an approach at the design stage, the functional scenario for the development of educational, leisure, and sports activities applies not only to direct participants in the educational process, but also to residents of the sur-rounding buildings. This method makes it possible to strengthen the sociocultural connection between society and the city, filling the environment with cultural events, social meetings and sporting events. The school building takes on a new interpretation both in architectural practice and in the sociocultural aspect of the city’s development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ = CULTURAL SCIENCES AND ART HISTORY =

УДК 168.522 (Гуманитарные науки. Культурология)

РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© 2024 А.А. Кузнецова Кузнецова Анна Андреевна, кандидат архитектуры, доцент, доцент кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий» E-mail: amore_86@mail.ru Самарский государственный технический университет Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 03.04.2024

Взаимодействие архитектурного объекта с городским пространством меняется с течением времени и зависит от ряда внешних факторов. Изучение взаимодействия объекта и социума на сегодняшний день является перспективным направлением. В результате такого процесса происходит ряд изменений в объемно-планировочной структуре объекта, в функциональной структуре пришкольного участка. В исследовании предлагается рассмотреть внешние факторы, влияющие на характер взаимодействия объекта образования и социокультурного городского пространства, выявить и систематизировать внутренние факторы, оказывающие влияние на функциональную структуру, объемно-планировочное решения здания и на насыщенность функционального каркаса пришкольного участка. В статье приводятся ряд передовых примеров проектирования школьных объектов в концепции «школа-город». При внедрении такого подхода на этапе проектирования функциональный сценарий развития образовательной, досуговой, спортивной деятельности распространяется не только на непосредственных участников образовательного процесса, но и на жителей окружающей застройки. Такой метод позволяет укрепить социокультурную связь общества и города, наполнить окружающую среду культурными событиями, общественными встречами и спортивными мероприятиями. Школьное здание приобретает новое прочтение как в архитектурной практике, так и в социокультурном аспекте развития города.

Ключевые слова: архитектура школ, среднее образования, функциональная структура, проектирование, социокультурное пространство города DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-95-90-95 EDN: FGJLRI

Введение. Дошкольные и общеобразовательные организации являются строго регламентированными объектами в проектировании и напрямую зависят от демографических показателей региона. Обособленное расположение организаций в структуре городской ткани практически не менялось со временем из-за ограничения доступа в здание, особенностями объемно-планировочного решения, в связи с соблюдением инсоляци-онных и иных требований, а также разделение функциональных блоков на основе педагогических программ. Но с течением времени меняется подход к формированию архитектурных и градостроительных решений данных объектов. Особенно эти изменения проявляются в отношении общеобразовательных организаций. В сегодняшнем понимании школа не рассматривается исключительно как объект, в котором реализуются только образовательные услуги, с четким графиком работы шесть дней в неделю в определенные

часы, - в последнее время новые школьные здания подключаются к социальному взаимодействую с городом при помощи вовлечения части функциональных зон участка общеобразовательной организации и части функциональных блоков здания в социальную жизнь селитебной территории. Рассмотрим взаимосвязь ряда факторов, влияющих на изменение подхода в проектировании объектов данного типа и переосмысления их статуса в городском пространстве.

Методы исследования. В исследовании использованы следующие методы: метод сравнительного анализа наиболее передовых примеров общеобразовательных объектов в концепции «школа-город»; метод нормативно-статического анализа, который позволяет рассмотреть предпосылки формирования тенденций в проектировании школ в контексте взаимодействия с социокультурным пространством.

История вопроса. Первое, на чем следует сделать акцент, это на понимании регламента обеспеченности местами в дошкольных и общеобразовательных организациях в различных субъектах РФ, что напрямую влияет на проектную мощность объекта. Показатели обеспеченности населения должны соблюдаться в каждом регионе. Но они могут отличаться в зависимости от демографической ситуации и наличием методики расчета обеспеченности. Так, в Методике расчета обеспеченности данными объектами для г. Москва определены дифференцированные показатели, в зависимости от типа района и количества его жителей. Для объектов общего образования устанавливается минимальный допустимый уровень обеспеченности для районов Зоны 1 -105 мест/ 1000 жителей, для районов Зоны 2 - 112 мест/ 1000 жителей, для районов Зоны 3 - 124 места/ 1000 жителей. Отнесение районов к какой-либо зоне зависит от плотности населения. В г. Самаре, напротив, дифференцированный подход отсутствует, минимальный показатель уровня обеспеченности общеобразовательными организациями составляет 110 мест на 1000 человек, дошкольными организациями - 55 мест на 1000 человек, что приводит к недоукомплектованной или переполненности общеобразовательных организаций [4-5].

Следующий аспект, требующий внимания при изучении вопроса социокультурного взаимодействия школы и города, - это удельная площадь пришкольного участка, процент озеленения и минимальный функциональный состав, так как поток жителей близлежащих территорий может взаимодействовать с территорией школы. Следует также принимать во внимание возможность эксплуатации отдельных школьных помещений во внеурочное время. Для школьных зданий процент озеленения должен составлять не менее 50%, может быть снижение площади озеленения на 25% при стесненной градостроительной застройки. Минимальный состав участка школьного здания: площадка для отдыха, спортивная площадка, площадка ТБО. Размер земельного участка для школ зависит от вместимости объектов и варьируется от 16 до 55 м2 на одно место. Свод принципов комплексного развития городских территорий рекомендует ограничивать предельные размеры участков школ до 1,8 га при размещении всех функциональных зон и до 1,2 га при выносе некоторых из них с участка школы. Для выполнения показателя озеленения в различных градостроительных условиях в практику

строительства внедряются приемы озелененных крыши и террасы, зонирование границ участка происходит за счет зеленых изгородей, пожарные проезды выполняются с помощью газонной решетки. Также в виде отдельной практики можно выделить использование эксплуатируемых кровель для занятий физкультурой и оборудования беговых дорожек. Данные приемы требуют дополнительного согласования, разработки региональных регламентов на проектирования и учета климатических особенностей региона. Функциональная структура участка школы, при наличии территориального резерва, может быть расширена в соответствии с педагогической направленностью организации, инициативами инвесторов и муниципалитетов. Среди дополнительных зон на территории России активно внедряются: площадка для сдачи ГТО, открытые амфитеатры, универсальная спортивная площадка, площадка для ворк-аута, тематические игровые площадки (изучение правил дорожного движения, ориентации на местности), школьный огород в виде теплиц круглогодичного действия, памп-трек, уличный скалодром и т. д.

В градостроительной структуре крупного города расположение школьных объектов обусловлено градостроительными условиями, характерными для определенного временного развития городской ткани. Так, для территорий комплексного освоения в советский и постсоветский период характерно расположение школ в глубине жилых групп в структуре микрорайонов. В такой городской среде школьное здание легко узнаваемо, по причине одинакового объемно-планировочного решения на основе типовых проектов. Школьная территория имеет развитую площадь, полностью включает минимальный функциональный состав площадок и зон, изолирована от окружающей застройки. В ряде жилых групп школьный участок выходит на границу красной линии застройки, с учетом шумового режима на основе шумозащитных мероприятий.

Для определения направления современного развития взаимодействия школы и социкультур-ного городского пространства необходимо рассмотреть векторы проектирования школ на территории Российской Федерации. На протяжении последнего времени активное развитие получает модель учебного комплекса (взаимосвязь детского сада/начальной школы) и образовательных комплексов (центров) (взаимосвязь детского сада/начальной/средней/старшей школы). Инте-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, №2(95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2(95), 2024

грация школьного объекта в социокультурное городское пространство в системе комплексного освоения территории активно ведется на территории Новой Москвы. Следует рассмотреть ряд проектов, в которых процесс взаимодействия с социумом прослеживается и на территориальном, и на объемно-планировочных уровнях [1-2].

ГК «А101» заканчивает строительство образовательного центра «Диалектика» в ЖК «Испанские кварталы» в поселке Сосенское. Центр включает школу на 1100 учеников и детский сад на 220 малышей. Главная точка притяжения школы - атриум почти на 400 мест, который может использоваться в качестве актового и концертного зала, кинотеатра и лектория. Это пространство подходит для встреч, работы над групповыми проектами и активного отдыха. Такие трансформации под разные задачи стали возможными благодаря уникальным большепролётным металлическим конструкциям. На прилегающей территории образовательного центра много места для игр и спорта: детские площадки, столы для пинг-понга и шахмат, зона для старшеклассников с качелями и шезлонгами. Для зрелищных видов спорта на территории «Диалектики» есть футбольное поле, памп-трек с трибунами и уличный скалодром. Центральная площадь с амфитеатрами оборудована для общешкольных и районных мероприятий. Эта территория открыта для всех жителей района. Здесь можно прогуляться, выйти на площадку с ребенком или принять участие в мероприятии. Вход на территорию объекта происходит через КПП [3].

Следующей школой, заслуживающей отдельного внимания, является школа «Энергия», которая находится в жилом районе Скандинавия в Новой Москве. Она рассчитана на 1325 человек. Здание органично интегрировано в ландшафт с сохранением экосистемы территории. Школа построена вокруг нескольких многолетних дубов. Жители могут пользоваться уличной спортивной зоной с футбольным полем площадью 1 тыс. кв. метров. Кроме того, организован безопасный доступ жителей на часть школьных пространств. Они могут попасть в большой спортзал площадью 1,4 тыс. кв. метров с трибунами или многофункциональный амфитеатр на 626 человек, который может превращаться в конференц-зал или театральную площадку. Это позволит проводить в

школе спортивные соревнования районного масштаба, лекции, культурные вечера, школьные концерты [8].

В районе Левобережный на севере Москвы открылся учебный комплекс школы №158, структура которого направлена на вовлечение жителей прилегающей территории. В четырехэтажном здании площадью порядка 10 тыс. кв. метров создана комфортная и безопасная среда для 300 дошкольников и 250 учеников начальных классов. На прилегающей территории создан амфитеатр, оборудованы игровые и спортивные площадки, беседки для тихого отдыха, парковки для велосипедов и самокатов [6]. Сохранены старые деревья, разбиты новые газоны и цветники. Безопасный доступ жителей осуществляется на прилегающую территорию. Открытый амфитеатр может быть задействован для проведения районных праздников и собраний (рис. 1).

В Троицке построят крупнейшее общеобразовательное учреждение Новой Москвы на 2100 учеников. Общая площадь здания превысит 11 тыс. кв. метров, а площадь всей застройки составит почти 31 тыс. «квадратов». Вместимость начальной школы составит 800 мест. Помимо просторных и многофункциональных учебных классов здесь появятся: шахматный класс, 1Т-по-лигон, планетарий с обсерваторией, музей, мастерские по электротехнике и живописи, комнаты живой природы, технического черчения и рисования, библиотека на 50 тыс. книг. Благодаря развитой внутренней объемно-планировочной структуре доступ жителей будет обеспечен в библиотеку и различные мастерские, что станет дополнительном стимулом в развитии досуговой деятельности на новой территории [7].

Результаты исследования. Вовлечение школы в социокультурное городское пространство возможно на объемно-планировочном, градостроительном и дистанционном уровнем. На уровне местного сообщества либо при помощи девело-перов, либо при помощи инициативной группы могут быть организованы образовательные сообщества, деятельность которых может вестись дистанционно, очно по определенному графику. В работе сообщества могут быть задействованы школьные пространства, если есть планировочный резерв у объекта. При проектировании необходимо дифференцировать показатель обеспеченности местами в образовательные организации, в зависимости от плотности населения и

типа территории, на которой предполагается возведение объекта. Учет данный факторов позволит на проектном уровне предусмотреть необходимое количество входов, безопасных зон и удельную площадь помещений, которые могут посещать жители ближайшей селитебной территории. На градостроительном уровне в социокультурное городское пространство вовлечена спортивная, репрезентативная зоны пришкольного участка. На школьном участке следует

предусматривать вход через КПП, зонирование с учетом ориентации, а также учитывать движение потоков по территории, во избежание излишнего пересечения. Жители могут находиться на территории школы во внеучебное время. На объемно -планировочном уровне в жизни района чаще всего задействованы помещения актовых залов или атриумов, помещения спортзала, библиотеки.

Рис.1. Благоустройство участков современных школ. Московский опыт проектирования (Improvement of modern school sites. Moscow design experience)

Образовательный комплекс «Диалектика», г. Москва

Учебный комплекс Школа № 158, г. Москва

Выводы. Учет возможностей включения школьного здания в социокультурное городское пространство на этапе проектирования позволит изменить статус данного объекта, из статической монофункциональной структуры перейти в многофункциональный, гибкий объект, который будет более стабильно реагировать на изменение демографической структуры района, а если в объекте будет заложены приемы планировочной мобильности, то в короткие сроки будет изменена

внутренняя структура под запрос превалирующей возвратной группы. Следовательно, рассмотрение школьного здания в вопросе взаимодействия с городом открывает перспективные векторы исследования и поиска новых форм взаимодействии на уровне комбинирования различных образовательных ступеней, вовлечения городского населения, поиска базовой функциональной структуры образовательного объекта и территории, способного устойчиво реагировать на внешние изменения.

1. Кузнецова, А. А., Жданова, И. В., Воронина, И. И. Архитектура 20 века как строитель общества // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - Т. 22. - № 72. - С. 72-77.

2. Кузнецова, А.А., Жданова, И.В., Уварова. П.О. К вопросу о дошкольных общеобразовательных организациях для детей с особенностями здоровья// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - Т. 22. - № 72. - С. 27-32.

3. Образовательный центр Династия [Электронный ресурс]. - URL: https://a101.ru/news/obrazovatelnvi -centr-di-alektika-vsyo-blizhe-k-otkrvtivu/ (дата обращения: 26.03.2024).

4. Расчетный показатель обеспеченности застроенных территорий в г. Москва [Электронный ресурс]. - URL: https://mel.fm/blog/svetlana-kopnina/18247-detskive-sadv-i-shkolv-kak-rasschitat-optimalnove-kolichestvo-mest (дата обращения: 26.03.2024).

5. Типовое проектирование школьных зданий [Электронный ресурс]. - URL: https://www.niipigrad.ru/portfolio/tipovava-shkola-na- 1100-uchashhihsva/ (дата обращения: 26.03.2024).

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, №2(95), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 2(95), 2024

6. Школа №158 [Электронный ресурс]. - URL: https://stroi.mos.ru/photo lines/piervvi-raz-v-piervvi-klass-sovriemiennaia-shkola-s-doshkol-nvm-otdielieniiem-otkroietsia-v-raionie-lievobieriezhnvi?from=cl (дата обращения: 26.03.2024)

7. Школа в Троицке [Электронный ресурс]. - URL: https://stroi.mos.ru/stroitelstvo-shkol-i-bnk?from=cl (дата обращения: 26.03.2024).

8. Школа «Энергия» [Электронный ресурс]. - URL: https://stroi.mos.ru/news/shkola-enierghiia-stala-luchshim-riealizovannvm-proiektom-stroitiel-stva?from=cl (дата обращения: 26.03.2024).

THE ROLE OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SOCIO-CULTURAL URBAN SPACE

© 2024 A.A. Kuznetsova Anna A. Kuznetsova, PhD (Architecture), Associate Professor of the Architecture of Residential

and Public Buildings Department

E-mail: amore 86@mail.ru Samara State Technical University Samara, Russia

The interaction of an architectural object with urban space changes over time and depends on a number of external factors. Inclusion in the aspect of studying the interaction of an object and society is currently a promising direction. As a result of this process, a number of changes occur in the space-planning structure of the object, in the functional structure of the school site. The study proposes to consider external factors influencing the nature of the interaction between the educational object and the sociocultural urban space, to identify and systematize internal factors that influence the functional structure, space-planning solutions of the building and the saturation of the functional frame of the school site. The article provides a number of advanced examples of designing school facilities in the "school-city" concept. When introducing such an approach at the design stage, the functional scenario for the development of educational, leisure, and sports activities applies not only to direct participants in the educational process, but also to residents of the surrounding buildings. This method makes it possible to strengthen the sociocultural connection between society and the city, filling the environment with cultural events, social meetings and sporting events. The school building takes on a new interpretation both in architectural practice and in the sociocultural aspect of the city's development. Key words: school architecture, secondary education, functional structure, design, socio-cultural space of the city DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-95-90-95 EDN: FGJLRI

1. Kuznecova, A. A., Zhdanova, I. V., Voronina, I. I. Arhitektura 20 veka kak stroitel' obshchestva (20th Century Architecture as a Builder of Society) // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. - 2020. - T. 22. - № 72. - S. 72-77.

2. Kuznecova, A. A., Zhdanova, I. V., Uvarova, P. O. K voprosu o doshkol'nyh obshcheobrazovatel'-nyh organizaciyah dlya detej s osobennostyami zdorov'ya (On the issue of preschool educational organizations for children with special needs) // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-bio-logicheskie nauki. - 2020. - T. 22. - № 72. - S. 27-32.

3. Obrazovatel'nyj centr Dinastiya (Dynasty Educational Center) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://a101.ru/news/obra-zovatelnyj-centr-dialektika-vsyo-blizhe-k-otkrytiyu/ (data obrashcheniya: 26.03.2024).

4. Raschetnyj pokazatel' obespechennosti zastroennyh territorij v g. Moskva (20th Century Architecture as a Builder of Society) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://mel.fm/blog/svetlana-kopnina/18247-detskiye-sady-i-shkoly-kak-rasschitat-optimalnoye-kolichestvo-mest (data obrashcheniya: 26.03.2024).

5. Tipovoe proektirovanie shkol'nyh zdanij (Standard design of school buildings) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.niipigrad.ru/portfolio/tipovaya-shkola-na-1100-uchashhihsya/ (data obrashcheniya: 26.03.2024).

6. Shkola №158 (School No. 158) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://stroi.mos.ru/photo_lines/piervyi-raz-v-piervyi-klass-sovriemiennaia-shkola-s-doshkol-nym-otdielieniiem-otkroietsia-v-raionie-lievobieriezhnyi?from=cl (data obrashcheniya: 26.03.2024).

7. Shkola v Troitske (School in Troitsk) [Elektronnyi resurs]. - URL: https://stroi.mos.ru/stroitelstvo-shkol-i-bnk?from=cl (data obra-shcheniia: 26.03.2024).

8. Shkola «Energiya» (School «Energy») [Elektronnyj resurs]. - URL: https://stroi.mos.ru/news/shkola-enierghiia-stala-luchshim-riealizovannym-proiektom-stroitiel-stva?from=cl (data obrashcheniya: 26.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.