РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
12 3
Коваль А.В. , Тищенко П.С. , Аблисова Н.В.
1Коваль Ангелина Владимировна - педагог-психолог;
2Тищенко Полина Сергеевна - тьютор;
3Аблисова Неля Викторовна - тьютор, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается роль общения в развитии ребенка. Ведь общение с близкими взрослыми - это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Решающим и главным условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения является общение ребенка с взрослым. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. В статье рассматривается влияние дефицита общения на формирование личности ребенка и на его психическое развитие. Ключевые слова: общение ребенка со взрослым, развитие ребенка.
УДК 373.2
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения со взрослым, отстают в своем психическом и личностном развитии.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.
Общение с близкими взрослыми - это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.
Дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии.
Список литературы
1. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста /
Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика, 2010. № 3 (60). С. 45-48. Библиогр.: с. 48.
2. Смирнова И.А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей / И.А. Смирнова //
Дошкольная педагогика, 2020. № 2 (157). С. 10-15. Библиогр.: с. 15.
3. Щербакова И.Ю. Формирование просордической стороны речи у детей с ОНР через развитие
двигательной сферы / И.Ю. Щербакова // Дошкольная педагогика, 2010. № 2 (59). С. 42-46.
4. Янковская В.М. Дистанционное обучение детей, родителей и педагогов в условиях социального партнерства: практическая организация в ДОО / В.М. Янковская, Ю.В. Ахтырская, О.А. Кернер // Дошкольная педагогика, 2019. № 6 (151). С. 10-12. Библиогр.: с. 12.