Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ'

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бикмаев М.Р.

Педагогическое общение - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Именно через общение осуществляется воздействие на личность обучающегося. Значимым условием для установления хорошего и правильного контакта между педагогом и обучающимся является ощущение поддержки, доверия, уважения. Педагогу необходимо проявлять внимание к обучающемуся, чтобы избежать неловких ситуаций. Немаловажно уметь поставить себя на место обучающегося, чтобы понять его позицию, узнать, как он видит ситуацию, и, если это необходимо, помочь ему разобраться в трудностях или устранить факторы, нарушающие педагогический процесс. В процессе педагогического общения реализуются не только учебные, но и воспитательные и личностно-развивающие задачи. При решении учебных задач общение позволяет создать положительную мотивацию к учению и благоприятную обстановку для совместного познавательного поиска. При решении воспитательных задач общение способствует установлению психологического контакта между педагогом и обучающимися, что приводит к успешности познавательной деятельности; способствует установлению межличностных отношений в коллективе и устранению барьеров в общении. При решении личностно-развивающих задач через общение создаются ситуации стимулирования и мотивации к самообразованию и самовоспитанию, а также создаются условия для выявления индивидуальных возможностей обучающегося. В профессиональной педагогической деятельности реализуются все функции общения: педагог выступает и как источник информации, и как организатор коллективной деятельности обучающихся. Для успешного педагогического общения важны такие качества, как: память на события, интерес к собеседнику, оптимизм, эмпатия. Для позитивного и продолжительного общения необходима искренняя заинтересованность, отсутствие подозрительности и тревожности, умение слушать и слышать. Таким образом, совершенное владение общением как инструментом педагогического воздействия в большинстве случаев обеспечивает продуктивность и результативность педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бикмаев М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 8

Ю: 2021-08-81-Т-19470 Тезис

Бикмаев М.Р. Роль общения в педагогическом процессе

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: Кудашева З.Э.

Педагогическое общение - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Именно через общение осуществляется воздействие на личность обучающегося. Значимым условием для установления хорошего и правильного контакта между педагогом и обучающимся является ощущение поддержки, доверия, уважения. Педагогу необходимо проявлять внимание к обучающемуся, чтобы избежать неловких ситуаций. Немаловажно уметь поставить себя на место обучающегося, чтобы понять его позицию, узнать, как он видит ситуацию, и, если это необходимо, помочь ему разобраться в трудностях или устранить факторы, нарушающие педагогический процесс.

В процессе педагогического общения реализуются не только учебные, но и воспитательные и личностно-развивающие задачи.

При решении учебных задач общение позволяет создать положительную мотивацию к учению и благоприятную обстановку для совместного познавательного поиска.

При решении воспитательных задач общение способствует установлению психологического контакта между педагогом и обучающимися, что приводит к успешности познавательной деятельности; способствует установлению межличностных отношений в коллективе и устранению барьеров в общении.

При решении личностно-развивающих задач через общение создаются ситуации стимулирования и мотивации к самообразованию и самовоспитанию, а также создаются условия для выявления индивидуальных возможностей обучающегося.

В профессиональной педагогической деятельности реализуются все функции общения: педагог выступает и как источник информации, и как организатор коллективной деятельности обучающихся.

Для успешного педагогического общения важны такие качества, как: память на события, интерес к собеседнику, оптимизм, эмпатия. Для позитивного и продолжительного общения необходима искренняя заинтересованность, отсутствие подозрительности и тревожности, умение слушать и слышать.

Таким образом, совершенное владение общением как инструментом педагогического воздействия в большинстве случаев обеспечивает продуктивность и результативность педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогический процесс, общение, воспитание, эмпатия

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.