Научная статья на тему 'Роль образовательных технологий в подготовке педагогических кадров в высшей школе'

Роль образовательных технологий в подготовке педагогических кадров в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические кадры / образовательные технологии / личностно-ориентированный подход / творческая активность / pedagogical staff / educational technologies / personality oriented approach / creative activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савиных Владимир Леонидович, Еговцева Надежда Николаевна, Башнина Ажар Жумагалиевна

В статье актуализируются современные образовательные технологии в подготовке педагогических кадров в высшей школе. Дана краткая характеристика сущности личностно-ориентированного подхода для реализации творческой активности обучающихся в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савиных Владимир Леонидович, Еговцева Надежда Николаевна, Башнина Ажар Жумагалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF IN HIGH SCHOOL

In the article modern educational technologies in the training of pedagogical staff in high school are brought up to date. There is a short characteristic of personality oriented approach for realization of creative activity of students in educational process.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных технологий в подготовке педагогических кадров в высшей школе»

педагогическом контексте //INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. 2015. №4 (35). Ч.3. С. 17-19.

6 Несговорова Н. П., , Савельев В. Г., Богданова Е. П. и др. Экологические риски как показатель взаимоотношений с природной и сформированности культуры экологической безопасности людей // Современные проблемы науки и образования. 2016. №4. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=24927 (дата обращения: 26.03.2018).

7 Несговорова Н. П., Пономарева И. Н, Моисеева Л. В. и др. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога : коллективная монография. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. 316 с.

8 Несговорова Н. П., Куприянова Т. С., Савельев В. Г. Визуальная среда как средство воспитания экологической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10446 (дата обращения: 26.03.2018).

9 Рипачева Е. А. Сравнительная характеристика экологического просвещения в России, Великобритании и Канаде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного технического университета. Санкт-Петербург, 2006. № 5/2. С 72-77.

10 Рипачева Е. А. Экологическое просвещение Великобритании: материалы конференции. Санкт-Петербург : РАН, 2004. С. 339-351.

11 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://www. zakonprost.ru/content/base/part/718464 (дата обращения: 08.06.2016).

12 Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига : Изд-во «Эксперимент», 2000. 224 с.

13 Diatlova K, Shvets I., Orlova E., Sinitsyna Yu., Struchkova I. Project-Based Learning as an Instrument for the Formation and Development of Research Skills of Biology Students/Handbook of Research on Students' Research Competence in Modern Educational Contexts. IGI - Global. Inprint (January, 2018). DOI: 10.4018/978-1-5225-3483-3.

14 Nesgovorova N.P., Savelyev V.G., Bogdanova E.P., Ivantsova G. V. Integrated Ecological and Educational Activities: One of the Ways to Improve the Regions' Environmental Security /N.P. Nesgovorova, V.G. Savelyev, E.P. Bogdanova, G.V. Ivantsova //EJME-MATHEMATICS EDUCATION, 2016. VOL. 5. 1419-1432.

References

1 Bogdanova E.P. The constructive approach in the preparation of bachelors of «Earth Sciences» to the formation of the foundations of ecological safety of schoolchildren: dis.... cand. ped, sciences. Kurgan, 2017. 205 p.

2 Bogolyubov L.N. Environmental safety and law. Russian legislation: problems and prospects. M.: Higher Education, 1995. 261s.

3 Vygodsky LS The problem of cultural development of the child. Psychology of human development. M., 2005.

4 Grigoriev D.V., Stepanov P.V. Extracurricular activities of schoolchildren. Moscow: Education, 2014. 244 p.

5 Komissarova T.S., Makarsky A.M. Theory and Methods of Educational Activity in the Ecologically Oriented Pedagogical Context / T.S. Komissarov, A.M. Makarsky// International Scientific Research Journal «INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL». 2015. ? 4 (35). P.3. FROM. 17-19.

6 Nesgovorova N.P. Environmental risks as an indicator of the relationship with the natural and the formation of a culture of environmental safety of people / N.P. Nesgovorova, V.G. Saveliev, E.P. Bogdanova, GVIvantsova//Modern problems of science and education. 2016. №4. - Access mode: http://www. science-education.ru/en/article/view?id=24927 (reference date is March 26, 2013).

7 Nesgovorova N.P. Technology projects in the professional work of the teacher: a collective monograph / N.P. Nesgovorova, I.N. Ponomareva, L.V. Moiseeva, G.G. Nedyurmagomedov, etc. Kurgan: Publishing house of the Kurgan state. un-ta, 2012. 316 p.

8 Nesgovorova N.P. Visual environment as a means of education of ecological culture / Т.С. Kupriyanova, N.P. Nesgovorova, V.G. Saveliev // Modern problems of science and education. 2013. № 5. Access mode: http://www.science-

education.ru/111-10446 (date of circulation on 26.03.2018).

9 Ripacheva E.A. Comparative characteristics of environmental education in Russia, Britain and Canada // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Technical University. St. Petersburg, 2006. No. 5/2. With 72-77.

10 Ripacheva E.A. Ecological education of Great Britain. SPb .: RAS, 2004 P. 339-351.

11 Federal state educational standard of basic general education. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/718464 (08.06.2016).

12 Tsukerman G.A. How do younger students learn to learn? Moscow-Riga: Publishing house «Experiment», 2000. 224 p.

13 Diatlova K, Shvets I., Orlova E., Sinitsyna Yu., Struchkova I. Project-Based Learning as an Instrument for the Formation and Development of Research Skills of Biology Students/Handbook of Research on Students' Research Competence in Modern Educational Contexts. IGI - Global. Inprint (January, 2018). DOI: 10.4018/978-1-5225-3483-3.

14 Nesgovorova N.P., Savelyev V.G., Bogdanova E.P., Ivantsova G. V. Integrated Ecological and Educational Activities: One of the Ways to Improve the Regions' Environmental Security /N.P. Nesgovorova, V.G. Savelyev, E.P. Bogdanova, G.V. Ivantsova //EJME-MATHEMATICS EDUCATION, 2016. VOL. 5.- 1419-1432.

УДК 378

В.Л. Савиных, Н.Н. Еговцева, А.Ж. Башнина Курганский государственный университет, Курган

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье актуализируются современные образовательные технологии в подготовке педагогических кадров в высшей школе. Дана краткая характеристика сущности лич-ностно-ориентированного подхода для реализации творческой активности обучающихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогические кадры, образовательные технологии, личностно-ори-ентированный подход, творческая активность.

V.L. Savinykh, N.N. Egovtseva, A.Zh. Bashnina Kurgan State University, Kurgan

ROLE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF IN HIGH SCHOOL

Abstract. In the article modern educational technologies in the training of pedagogical staff in high school are brought up to date. There is a short characteristic of personality oriented approach for realization of creative activity of students in educational process.

Keywords: pedagogical staff, educational technologies, personality oriented approach, creative activity.

В настоящий момент в ситуации стремительного развития мирового рынка труда проблема качества подготовки педагогических кадров приобрела особую актуальность. К одному из главных направлений педагогического образования следует отнести подготовку специалистов соответствующего уровня и профиля, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному росту, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности. Выполнить поставленные цели могут педагогические работники, которым свойственны высокий уровень профессионализма, творческое начало.

Вопросы подготовки педагогических кадров относятся к ключевым в системе современного педагогического образования на основе разработки и применения образовательных технологий. В принятой Правительством РФ государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», срок реализации которой рассчитан на 2018-2025 годы, отражена данная позиция [1].

Слово «технология» происходит от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Образовательная технология -понятие, употребляемое при определении применяемых в области педагогики методов и подходов, включая и принципы их осуществления. Данное понятие в науке является многоаспектным. В частности, системный метод планирования, оценка и осуществление образовательного процесса, а также усвоение знаний можно отнести к образовательной технологии. Причем принимаются во внимание как технические, так и человеческие возможности. Также с помощью образовательных технологий повышают эффективность обучения через проектирование разнообразных приемов, методов.

Образовательные технологии - это способы нахождения путей решения дидактических проблем, возникающих при координировании учебного процесса.

В рамках осуществления творческой активности будущих педагогов в учебном процессе применяются современные образовательные технологии, которые нацелены на улучшение качества образования, обеспечивающие результативное достижение педагогической деятельности, актуализирование потенциала личности будущих педагогических работников. Следовательно, целесообразно применение технологий обучения с ориентацией на личностный подход. Достоинства данных технологий заключаются не только в оптимизации доли самостоятельной работы студентов, но и в ориентированности на формирование творческого потенциала обучающегося.

В.А. Сластенин, характеризуя личностно-ори-ентированный подход, придерживается мнения, что данный научный подход, опираясь на естественный процесс, при создании необходимых условий призван учитывать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, права на уважение [2].

Образовательная среда способна создать необходимые условия для реализации как интеллектуальных способностей, так и развития духовной культуры человека, способной к личностному росту с творческими задатками. Личностно-ориентированное образование нацелено на организацию условий для многопланового совершенствования индивидуума: а именно, умение человека делать выбор, анализ своих мыслей и переживаний, проявление личностью самостоятельности.

Вопросы развития личности в концепции лич-ностно-ориентированного подхода рассматривали такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков.

Одной из личностно-ориентированных технологий является технология сотрудничества, предполагающая партнерство в отношениях преподавателя и студента, которые совместно выдвигают общие цели, содержание, анализируют поставленную проблему в русле конструктивной работы сообща. Способ работы - совместная деятельность, поиск, разноплановое сотрудничество. Основополагающая сущность этой технологии -создать условия для конструктивной совместной деятельности обучающихся в различных образовательных ситуациях.

Представляем один из вариантов реализации технологии сотрудничества «Обучение в команде». Для начала необходимо учесть некоторые моменты по организации коллективной работы применительно к студентам [3]. Необходимо создание позитивного взаимного контакта так, чтобы участников группы сплотила единая составляющая:

• Единая цель. Руководитель определяет перед командой единую цель: итак, участникам команды необходимо совместно найти ответ при решении задания, далее каждый участник команды должен разъяснить решение задания другой команде.

• Единый приз. Игроки команды при поиске решения задания дополнительно поощряются еще одной оценкой.

• Материалы. Внутри каждой команды распределяются фрагменты учебного материала. Каждый член команды доводит до игроков своей группы содержание своего фрагмента.

• Амплуа. Каждый член группы получает роль с определенными обязанностями для успешного выполнения задачи.

• Задания. Работа в группе разделяется на отдельные задания (задачи). Задания раздаются каждому члену группы. В итоге после выполнения индивидуального задания все участники начинают выполнять одну работу, общую для всей команды.

Вернемся к распределению ролей, например:

• координатор работы - управляет процедурой обсуждения, отслеживает участие всех членов команды;

• ассистент - фиксирует ключевую концепцию и выводы обсуждения;

• «страж времени» - периодически информирует об оставшемся времени выполнения задания;

• спикер (оратор) - докладывает о выводах работы команды;

• управленец - несет ответственность за выполнение правил работы в команде, вправе приостановить работу в группе в случае нарушения правил, разбирает работу в команде;

• архивист - оказывает содействие преподавателю в выдаче, сборе и хранении раздаточного материала;

• контролер - анализирует усвоение полученных знаний;

• связист - осуществляет связи с другим командами и преподавателем.

Добавим, что на продуктивность работы в команде оказывает влияние, не допускающих кому-либо из студентов быть пассивными и получить наравне со всеми положительную оценку своей работе. Отдельные задания дают возможность оценить степень участия и полученные знания участника команды. Следуя вышеуказанным условиям, для результативного исхода и организации групповой работы целесообразно, чтобы координатор смог выслушать участников, точно сформулировать вопросы, выполнить действенную «обратную связь».

При формировании групп студентам можно предложить самим объединиться в группы либо преподаватель заранее может предоставить список разнородных микрогрупп, численность которых не должна превышать 4-5 человек. Данная расстановка сил позволит обучающимся расширить социальный опыт общения, создаст условия для приобретения опыта отстаивания своей точки зрения на проблему.

Отсюда следует, что данная технология сотрудничества позволяет развивать умение работы в команде, обеспечивает активный обмен информацией, устанавливает благоприятные взаимоотношения как условие развития творческого мышления, которое является неотъемлемой составляющей будущего педагогического работника.

Говоря о значимости роли образовательных технологий в подготовке будущих педагогов, остановимся на рассмотрении информационно-коммуникативной технологии.

В самом широком понимании информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) применяют для осуществления информационных процессов и применения вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Главной целью педагогических работников в подготовке специалистов, наряду с организацией процесса овладения прочными знаниями, является формирование личности, способной ориентироваться в сложившейся ситуации, адаптиро-

ваться к реалиям современной жизни. На этапе перехода к инновационным формам обучения, применяющим сетевые технологии, складывается тенденция ориентирования на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, осуществляющих режим коллективного доступа различных образовательных организаций к единым образовательным ресурсам по сети Интернет. Это приоритетное направление нашло отражение и в нормативных документах [1]. Это обусловлено современным ритмом жизни, возрастающей ценностью времени и, несомненно, развитием технических возможностей. Поэтому онлайн-об-разование становится все более востребованным и доступным.

По мнению О.В. Кузнецовой [4], онлайн-обу-чение способно дополнить сложившуюся систему полученных знаний, расширить возможности обучающихся. Перечислим некоторые из них: дистанционное образование, открытые лекции, онлайн-курсы, телеконференции и др.

Включение педагогами ИТК в образовательный процесс необходимо для повышения уровня компьютерной грамотности. По нашему убеждению, преподаватель служит положительным примером для обучающихся и в настоящее время является одной из основополагающих его профессиональной деятельности.

В заключение следует отметить, в русле решения многоаспектной проблемы модернизации системы образования внедрение образовательных технологий обучения будет способствовать улучшению качества подготовки педагогических кадров в вузах.

Список литературы

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образование» (2018-2025 гг.). URL: Минобрнауки. Рф (дата обращения: 01.07.2018).

2 Сластенин В. А. и др. Педагогика. Москва : Академия, 2007.

3 Голованова И. И, Донецкая О. И. Педагогика сотрудничества: конспект лекций. Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. 127 с.

4 Кузнецова О. В. Онлайн-обучение: перспективы развития //Педагогические науки. 2016. №41. С.3.

References

1 Gosudarstvennaya programma Rossiyskoi Federatsii "Razvitie obrazovania"(2018 - 2025) [Elektronniy resurs] // Rezhim dostupa: Minobrnauki.rf (data obraschenia: 01.07.2018).

2 Slastenin V.A. i dr. Pedagógica. M.: Akademiya, 2007.

3 Golovanova I.I., Donetskaya O.I. Pedagógica sotrudnichestva: konspekt lektsiy. - Kazan: Kazanskiy (Privolzhskiy) federalniy universitet, 2014. - 127 s.

4 Kuznetsova O.V. Onlain - obuchenie: perspektivy razvitiya // Pedagogicheskie nauki. - 2016. - №41 - 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.