Научная статья на тему 'Роль образовательной среды в развитии мышления старшеклассников'

Роль образовательной среды в развитии мышления старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щекудова С. С.

В данной статье представлены некоторые психолого-педагоги­ческие аспекты рассмотрения проблемы влияния образовательной среды на развитие мышления школьников. Не случайно, поэтому в рамках отраслевой научно-технической программы «Современная образовательная среда» (2009-2011) в НМУ «Национальный инсти­тут образования» (г. Минск, Беларусь), проводятся комплексные исследования по проблеме выявления условий и возможностей, не­обходимых для организации и проектирования развивающей образо­вательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образовательной среды в развитии мышления старшеклассников»

3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М., 1973. - 47 с.

4. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы: Учеб. пособие / Под ред. Е.Л. Инденбаум. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002.

5. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М.: Полиграф сервис, 1997. - 121 с.

6. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Акад. пед. наук СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.

7. Заика Е.В. Упражнения для формирования пространственных представлений // Вопросы психологии. - 1995. - № 6. - С. 43-54.

8. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения: Сб. науч. ст. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР; Под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой. - М., 1974. - 172 с.

9. Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2005. - С. 60-72.

10. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - № 4. С. 9.

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Щекудова С.С/

Национальный институт образования, Республика Беларусь, г. Минск

В данной статье представлены некоторые психолого-педагогические аспекты рассмотрения проблемы влияния образовательной среды на развитие мышления школьников. Не случайно, поэтому в рамках отраслевой научно-технической программы «Современная образовательная среда» (2009-2011) в НМУ «Национальный институт образования» (г. Минск, Беларусь), проводятся комплексные исследования по проблеме выявления условий и возможностей, необходимых для организации и проектирования развивающей образовательной среды.

Современная система непрерывного образования, призвана создать оптимальные условия не только для развития личности обучаемого в целом, но и для развития познавательных процессов (особенно памяти и мышления). Так, обучение, является не только процессом механической передачей знаний от учителя к ученику, а представляет собой именно развитие памяти и мышления школьников (А.В. Брушлинский) [1].

♦ Аспирант.

В исследованиях Ю.В. Громыко и В.И. Слободчикова отмечается, что в современных условиях развития образования научно-теоретическое обеспечение практики образования в целом в рамках чистого исследования недостаточно. В качестве основного средства научной работы должно выступать проектирование [2, 3].

Современная образовательная среда отличается масштабностью и динамичностью. При этом формирование учебно-познавательной активности школьников является приоритетной задачей современной общеобразовательной школы. Истоки учебно-познавательной активности старшеклассников можно выделить в активности самого учащегося, усилиях учителей и их взаимодействии с обучаемыми [4, 5].

По мнению педагогов И.А. Колесникова, Н.А. Менчинская, З.А. Реше-това в основе преподавания должно лежать обучение мышлению [6, 7, 8]. Влияние системы обучения на формирование типа мышления доказано в русле научной школы Л.С. Выготского [9]. Содержание образовательной среды призвано обеспечить освоение полной нормативной структуры учебной деятельности, то есть делать процесс всестороннего развития учеников, в том числе и их памяти и мышления, интенсивным и адекватным возрастной норме. По мнению Н.А. Менчинской, развивавшей взгляды Л.С. Выготского, оптимальным является обучение, которое учитывает особенности уже достигнутого уровня развития [7].

Вертгеймер М. полагает, что обучение должно быть подлинно развивающим, опирающимся на сильные стороны учеников. Ученый возражал против формальной интерпретации процессов мышления, формального следования дидактическим правилам, механического заучивания знаний и формальной диагностик умственного развития учащихся [10].

Научные изыскания П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова убедительно доказывают, что формирование приемов умственной деятельности во многом зависит от того, как организована практическая деятельность учащихся, и что наиболее эффективное усвоение знаний происходит в процессе их практического применения [11, 12, 13].

Умственная деятельность особенно успешно развивается в том случае, когда школьник овладевает общими научными принципами и закономерностями на основе не чрезмерно громоздкого познавательного материала. Научившись под руководством педагога самостоятельно мыслить, изучать новую научную литературу, каждый старшеклассник способен пополнять и расширять запас своих знаний (А.В. Брушлинский) [1].

ланда л.Н. высказывает мысль о том, что важнейшим показателем умственного развития является владение общими методами мышления, умение решать задачи, имеющие различное предметное содержание [14]. Следовательно, в обучении следует уделить особое внимание формированию у учащихся достаточно общих методов мышления и познавательной деятельности. Исследователь Д.Н. Завалишина выделяет 5 принципов обучения, ориентированных на формирование практического мышления:

принцип активности субъекта обучения и четыре «двойных» принципа: специализации-лабилизации, абстрактности-конкретности, актуального-потенциального, прямого-побочного продукта [15].

Для развития мышления старшеклассников широко используется проблемный метод обучения (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.) [16, 17, 18]. Роль учителя заключается в планомерной, целенаправленной организации проблемных ситуаций, постановке задач перед учащимися и оказании помощи в необходимых случаях. Это наиболее благоприятные условия для развития мышления, поскольку в таком случае учащийся сам открывает нечто новое для себя, а, следовательно, творчески и с интересом относится к учению. Предметом мышления является содержание конкретной задачи и проблемная ситуация, на разрешение которой и направлена мыслительная деятельность человека (К.И. Корегин) [19]. Этап усмотрения проблемы выступает как важное звено мышления и обучения, имеющее эвристическую и дидактическую значимость (В.В. Заботин) [20].

По мнению З.А. Решетовой, при изучении школьниками сложного материала ряда дисциплин целесообразно использовать «ориентировку по системному типу», целью которой является формирование системного мышления в процессе обучения [8].

Развитие теоретического мышления осуществляется посредством обучения умению оперировать абстрактными понятиями и конкретными ситуациями реальности (Л.Б. Ительсон) [21]. Идеальное воссоздание реальности осуществляется в форме координированной, иерархической системы понятий, называемых теорией. Обучение рассматривается как формирование у учащихся систем понятий и принципов, а не накопление конкретных знаний и сведений (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) [12;13].

В исследованиях Т.М. Савельевой и В.Я. Баклагиной доказано, что система обучения оказывает значительное влияние на развитие мышления:

1. Традиционная система обучения в большей степени способствует развитию эмпирического мышления, поскольку она опирается на формальную логику.

2. Система обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обеспечивает развитие теоретического мышления, так как опирается на диалектическую логику.

3. Успехи в развитии теоретического мышления всех уровней, а также произвольной памяти обусловлены не только системой обучения, но и педагогическим мышлением учителя, его способностью и умением включать учащегося в процесс познания и создавать условия для развития у него мотивации учения, активности, инициативы и культуры познания [22].

В рамках современных диссертационных исследований вопрос о влиянии образования на развитие познавательной сферы старшеклассников изучен в определенной степени.

Мищенко И.В, подчеркивает, что организация познавательной деятельности старшеклассников должна осуществляться в соответствие с осо-

бенностями решения познавательных задач. Эмпирические исследования, проведенные И.В. Мищенко, доказывают, что большинство преподавателей, руководствуясь программным обеспечением в общеобразовательных школах инновационного типа, практические не реализуют психолого-дидактические закономерности протекания учебно-познавательной деятельности, а значит, не развивают познавательную сферу старшеклассников в полном объеме [23].

Исследователь Бродягин В.А. доказывает, что для развития пространственно-образного мышления старших школьников целесообразно использовать средства архитектурной графики и архитектурного макетирования, что осуществимо как в учебной, так и во внеклассной работе [24].

В своем диссертационном исследовании Л.П. Безуглова [25] пишет о том, что эффективному развитию культуры мышления старшеклассников способствует комплекс педагогических условий: положительная мотивация; наличие модели процесса развития культуры мышления; готовность учителя к организации образовательного процесса по формированию культуры мышления школьника. Данилов Д.О. предлагает развивать системное мышление старших школьников в рамках учебно-исследовательской деятельности, осуществляемой в соответствие с логико-методологическими основами научного познания [26].

Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы позволило нам заключить, что эффективно спроектированная образовательная среда способствует всестороннему развитию мышления старших школьников.

Список литературы:

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. - 96 с.

2. Громыко, Ю.В. разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании. - М.: Пушкинский институт, 2001. -332 с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

4. Можар Е.Н. Стимулирование активно-познавательной активности учащихся старших классов. - Минск: Республиканский институт высшей школы, 2007. - 108 с.

5. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.

6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

7. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Просвещение, 1989. - 311 с.

8. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 207 с.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. -352 с.

10. Wertheimer, M. Productive thinking. - Chicago, IL: University of Chicago Press, 1982. - 302 p.

11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.

13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Пед. о-во России, 2000. - 478 с.

14. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966. -524 с.

15. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативности мышления. - М.: Наука, 1985. - 222 с.

16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.

18. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. -144 с.

19. Корегин К.И. К анализу деятельности учащегося на уроках и дома. -Магнитогорск: МГПИ, 1971. - 12 с.

20. Заботин В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении. -Владимир: Владимир. пед. ин-т, 1973. - 187 с.

21. Ительсон Л.Б. Психологические основы обучения. - М.: Знание, 1972. - 60 с.

22. Савельева Т.М., Баклагина В.Я. Теоретическое мышление в непрерывном образовании человека. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. -176 с.

23. Мищенко И.В. Педагогические условия активизации познавательной деятельности старшеклассников // Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13001. - Ставрополь, 2006. - 21 с.

24. Бродягин В.А. Формирование пространственно-образного мышления старших подростков // Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 130001. -Ставрополь, 2005. - 21 с.

25. Безуглова Л.П. Развитие культуры мышления старшеклассников. -Оренбург, 2000. - 160 с.

26. Данилов Д.О. Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода // Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук: 130002. - Томск, 2007. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.