Научная статья на тему 'Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов'

Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / CADET CORPS / ВОСПИТАНИЕ / BREEDING / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додова Людмила Муратовна, Константиниди Леонид Юрьевич

В статье представлен обзор трудов отечественных ученых, посвященных анализу образовательной среды современных российских школ и ее влиянию на формирование личности подростков. Опираясь на известную концепцию В.А. Ясвина, авторы выделяют отличительные черты пространственно-предметного, технологического и социального компонента образовательной среды кадетского образования. Проведенный теоретический анализ психологических аспектов личностного становления воспитанников позволил определить образовательную среду кадетских корпусов как развивающе-формирующую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Додова Людмила Муратовна, Константиниди Леонид Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a review of works of Russian scientists, devoted to the analysis of educational environments of modern Russian schools and its influence on the formation of personality of adolescents. Based on the well-known concept V.A. Yasvina, the authors emphasize the distinctive features of spatial and subject technological and social component of the educational environment of cadet education. A theoretical analysis of psychological aspects of personal development of pupils allowed to determine educational environment of cadet corps as amazing very addictive-forming.

Текст научной работы на тему «Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов»

Для педагогики наибольший интерес представляет первая группы классификации (по времени возникновения в онтогенезе). Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.

Своеобразность предметно-действенного мышления заметна в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, с помощью прямого контакта с предметами. Этот тип мышления наиболее характерен для детей до трехлетнего возраста. Ребёнок сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому. При этом мысль ребёнка связана с его действиями, но само действие опережает мышление.

Следующий тип - наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное решение наиболее полно воссоздаёт всё многообразие различных характеристик предмета, при этом, видение предмета может быть одновременно зафиксировано с нескольких точек зрения.

Предметно-действенное мышление также встречается и у взрослых. К примеру, думая о предстоящей покупке, используется этот вид мышления. Предметно-действенное мышление необходимо, когда нет возможности целиком предусмотреть результаты каких-нибудь действий.

Таким образом, наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. Например, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе конечный результат. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. При словесно-логическом мышлении используются понятия, логические конструкции, которые иногда не имеют прямого образного выражения (честность, гордость, тщеславие и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие определённых процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

Фактически, все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. На практике бывает трудно определить, какой вид мышления используется человеком при решении той или иной задачи, так как все виды мышления переплетаются друг с другом. Можно лишь говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления.

Основой каждого успешного освоения предметов школьной программы, освоение профессии и профессионального образования служит именно развитое мышление, залогом развития которого и является предметные компетенции учащегося, основы которых закладываются в школе. Именно математика является связующим межпредметным звеном - «царицей» наук.

Список литературы

1. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. -2004. - №9.

2. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. -М.: МОДЭК, 2003.

3. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. - М., 1980.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. - М., 1956.

5. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. - СПб.: Питер, 2003.

6. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М., 1965.

7. Обухова Л.Ф. Бурменская Г.В. Теория, эксперименты, дискуссии: Сборник статей, М.: Гардарики, 2001.

8. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Психология детства. Тесты / Под редакцией А.А. Реана. - М., 2004.

10. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - СПб: Питер, 2004.

11. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. - СПб., 2000.

12. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2002.

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

Додова Людмила Муратовна

Канд. психол. наук, ФГКОУ Краснодарское президентское кадетское училище, г. Краснодар

Константиниди Леонид Юрьевич

ФГКОУ Краснодарское президентское кадетское училище, г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор трудов отечественных ученых, посвященных анализу образовательной среды современных российских школ и ее влиянию на формирование личности подростков. Опираясь на известную концепцию В.А. Ясвина, авторы выделяют отличительные черты пространственно-предметного, технологического и социального компонента образовательной среды кадетского образования. Проведенный теоретический анализ психологических аспектов личностного становления воспитанников позволил определить образовательную среду кадетских корпусов как развивающе-формирующую.

ABSTRACT

The article presents a review of works of Russian scientists, devoted to the analysis of educational environments of modern Russian schools and its influence on the formation ofpersonality of adolescents. Based on the well-known concept V.A. Yasvina,

the authors emphasize the distinctive features of spatial and subject technological and social component of the educational environment of cadet education. A theoretical analysis of psychological aspects of personal development of pupils allowed to determine educational environment of cadet corps as amazing very addictive-forming.

Ключевые слова: образовательная среда, компоненты образовательной среды, кадетский корпус, воспитание, подростковый возраст.

Keywords: educational environment, components of the educational environment, cadet corps, breeding, adolescence.

Приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения в современной России является формирование всесторонне и гармонично развитой, социально адаптивной личности, с активной жизненной позицией, направленной на достижение и созидание. Подобная личность характеризуется рядом личностных и социальных качеств, в которых не последнее место занимает патриотизм. Наиболее системно и последовательно патриотическое и духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере общего образования, в связи с чем в настоящее время формируется система образовательных учреждений нового типа. Все большую популярность приобретает кадетское образование, как особая система начального профессионального образования государственной службы России, в котором отечественные достижения сочетаются с инновационными педагогическими методами, технологиями и подходами. Сегодня их назначение - получение воспитанниками общего, начального военного образования, формирование культуры личности, ее стойкости, гражданственности, патриотизма, дисциплинированности и исполнительности, подготовка к воинской службе. Обязательным условием организации ценностной направленности педагогического процесса выступает создание образовательной среды и воспитательского пространства, соответствующего целям педагогической системы.

Образовательная среда в современных интерпретациях рассматривается как система «влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-временном окружении» [5, с. 294]. В. И. Слободчиков пишет, что образовательная среда не есть нечто однозначное и наперёд заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить как предмет и как ресурс своей совместной деятельности; и где между институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определённые связи и отношения. По В.И. Слободчику образовательная среда - это динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося [4, с. 173-174]. В понимании В.В. Рубцова образовательная среда - такая форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создает особые виды общности между учащимися и педагогом и между самими учащимися, обеспечивающие передачу учащимся необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания-умения-навыки учебной и коммуникативной деятельности [3, с. 176].

Несмотря на значительную представленность в научных публикациях концепций образовательной среды, к сожалению, мало публикаций, посвященных исследова-

ниям проблемы влияния образовательно-средовых факторов на личностное становление учащихся. В этой связи нельзя не отметить работы В.А. Ясвина, В.И. Панова, И.В. Дубровиной, А.С. Маркова. Панов В. И. отмечает, что эффективность педагогических действий, как собственно обучение и развитие ребенка, всегда происходит в определенных пространственно-предметных, межличностных, социокультурных условиях, которые могут и способствовать, и затруднять обучение и развитие ребенка под влиянием педагогических воздействий [2, с. 69]. С точки зрения В.А. Ясвина основными компонентами образовательной среды являются пространственно-предметный, технологический и социальный. Автор выделяет принципы организации образовательной среды: комплексность и гетерогенность; ориентация на актуализирующий потенциал образовательной среды; персональная адекватность; развитие мыслеобразов[5, с. 232-238].

Организационно-педагогические аспекты кадетского образования непосредственно определяются спецификой образовательной среды, которая является «системой влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-временном окружении». Следуя концепции В.А. Ясвина, мы выделяем для анализа образовательной среды кадетского корпуса три основных её компонента: пространственно-предметный, технологический и социальный [5, с. 235].

Пространственно-предметная образовательная среда кадетского корпуса характеризуется сочетанием типичного для российской школы пространственно-предметного обеспечения образовательного процесса (локализо-зованное пределами определенной территории ство школы, включающее учебные кабинеты, спортивный комплекс, библиотеку, столовую и бытовые помещения и проч.) и специфических компонентов. Спецификой являются: корпусы для проживания, единая форма воспитанников установленного образца, специальные предметные средства физического и военно-патриотического воспитания. Кроме того, поддержание конфессионально-религиозных традиций обусловливает наличие в учебном заведении специальных помещений для совершения религиозного обряда.

Однако наиболее выраженным отличительным компонентом пространственно-предметной среды кадетского корпуса является территория для проживания кадет, представляющее собой жилое помещение для отдыха воспитанников. Кадеты, в отличие от их сверстников-школьников, находящихся в школе только в период смены учебного дня, живут в течение рабочей недели в корпусе. Воспитанник не имеет здесь привычного для современного подростка приватного пространства в виде собственной комнаты или рабочего места, отведенного ему в родительском доме. Из шести измерений приватного пространства (физическое тело, территория, личные вещи, привычки, социальные связи и вкусы) казарменное прожива-

ние в определенной степени депривирует три: территорию, личные вещи, привычки. При этом нарушение даже одного из измерений может обусловить и нарушения процесса становления личностной зрелости, поскольку де-привируется целостность суверенного пространства личности. Психологические исследования показывают, что такое состояние границ Я, психологической суверенности может привести к сверхчувствительности к психическим перегрузкам субъекта, тем более, когда речь идет о подростково-юношеском периоде становления личности.

Технологический (психодидактический) компонент представляет совокупность учебной, учебно-профессиональной и других видов деятельности, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются психологическими целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития будущего офицера. Технологический компонент образовательной среды представлен, прежде всего, учебными планами. Организация образовательного процесса осуществляется на основе учебного плана и календарно-учебного графика, согласованных с Управлением (военного образования) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации. В них, наряду с федеральным, существенное значение отводится вариативному компоненту, в частности программам углубленного (расширенного) изучения отдельных предметов и дополнительным общеобразовательным (общеразвива-ющим) программам. Реализация программ углубленного (расширенного) изучения осуществляется с 5 класса по учебным предметам: английский язык и математика. Начиная с 7 класса, одновременно изучаются два и более иностранных языка (английский, немецкий, французский). Основной спецификой учебного процесса является наличие профильной подготовки в выпускных классах по направлениям: «Физико-математический профиль», «Естественно-математический профиль», «Информационно-технологический профиль», «Оборонно-спортивный профиль». Профильная подготовка обеспечивается введением в 10 и 11-х классах предметов на основе элементов учебных программ военного образования. Включение воспитанников в изучение названных предметов сопровождается большим объемом практических занятий и внеаудиторных мероприятий.

Важной составляющей технологического компонента образовательной среды является режим дня. Рабочий день воспитанников начинается подъемом в 7.00. После первого завтрака в 9.00 начинаются занятия. По окончанию третьего урока кадеты имеют второй завтрак и большой перерыв, который заполняется активными видами деятельности, в частности «физкультурными паузами», санитарной уборкой помещений. После полного завершения 6-часового учебного процесса в режиме дня обед и непродолжительное время для личных занятий. Строго под контролем режима стоят часы, отведенные для самостоятельной подготовки к занятиям. С 17.00 часов организуется цикл мероприятий физкультурно-спортивного направления, кружковая работа, различные воспитательные мероприятия. Завершается рабочий день кадета ужином и 40-50 минутами личного времени. Вечернее время учеников включает организованный просмотр информационных телепрограмм, вечернюю прогулку. После вечерней проверки и вечернего туалета в 22-00 воспитанникам дается отбой.

Таким образом, распорядок дня кадетского корпуса имеет гигиенически обоснованные нормы и направлен на создание таких условий образовательной среды, которые не нарушают ритма развития растущего организма, дисциплинируют и поддерживают оптимальные дозы физических и интеллектуальных нагрузок.

Социальный компонент образовательной среды может быть охарактеризован спецификой персонифицированных источников социализации подростков. Будучи объединенными во взводы, кадеты находятся под постоянным педагогическим воздействием воспитателей, командиров взводов. Пользуясь терминологией А.С. Маркова, можно определить, что межличностное взаимодействие в кадетском образовании имеет субъект-порож-дающий тип, продуцируя явления фисилитации [1, с. 98].

Общеизвестно, что характерной особенностью российского школьного образования является преобладание в корпусе педагогов лиц женского пола. В кадетских корпусах этот гендерный дисбаланс значительно отличается от системы общего образования. Так, весь руководящий состав, командиры взводов и отделений, воспитатели, руководители спортивных секций корпусов, на базе которых проведено исследование, - мужчины.

Вместе с тем нельзя не отметить, что половая однородность ученического состава воспитанников, имеет скрытый потенциал негативного влияния на некоторые аспекты социализации подростков, становление их тендерной идентичности. С учетом психофизиологической специфики протекания подростково-юношеского возрастного кризиса можно предполагать, что этот аспект создает риск роста эмоциональной напряженности, эмоциональных срывов, если сочетается с повышенной утомляемостью, эпизодами неуспеха в учебной деятельности или другими факторами риска развития подростковых стрессов и субдепрессий.

Таким образом, организационно-педагогические аспекты кадетского образования определяются развива-юще-формирующим типом образовательной среды, образуемой пространственно-предметным, технологическим и социальным компонентами. Образовательная среда кадетского корпуса активизирует личностное становление воспитанников, что находит отражение в более выраженных показателях личностно-психологической и социальной зрелости.

Список литературы

1. Марков А.С. Влияние образовательной среды на формирование личностных качеств будущего специалиста // Российский научный журнал. - 2009. № 5 (12). - С. 95-104.

2. Панов В. И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. -352 с.

3. Рубцов В. В. Оценка образовательной среды школы // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). - М., 2000. -С. 176-177.

4. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.(Москва, 12-14 апреля 2000 года). - М., 2000. С. 172-176.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. -365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.