Научная статья на тему 'Роль образовательной системы в общественном развитии: социокультурный аспект'

Роль образовательной системы в общественном развитии: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квеско Р. Б., Зольникова Л. М., Панькова Н. М., Квеско С. Б.

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в XX веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Основная цель работы _ дать научное обоснование социокультурному аспекту управления современным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образовательной системы в общественном развитии: социокультурный аспект»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. UNESCO. World Education Report. - Paris, 2000.

2. UNESCO. Educational Policy Analysis. — Paris, 1997.

3. Долженко О.М. Очерки по философии образования. — М.: Промо-медиа, 1995. —197 с.

4. Рейман А.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. — 2001. — № 3. —С. 27-34.

5. Becker G.S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis with Special References to Education. 3rd ed. — Chicago; London, 1993. —P. 58 -63.

6. Carnoy M. Globalization and Education Reform // Globalization and Education: Integration and Constetation across Cultures. Lanham, Boulder a.o.: Rowman&Littlefield, 2000. — P. 37 —38.

7. Globalization and Education: Integration and Constetation across Cultures / Ed. by N.P. Stomguest, K. Monkman. — Lanham, Boulder a.o.: Rowman&Littlefield, 2000. — P. 105-108.

8. World Bank. World Development Report 1998/1999: Knowledge for Development. N.Y.: Oxford University Press, 1999. - P. 145-153.

9. Stomguest N.P, Monkman K. Definition Globalization and Assesting Its Implication on Knowledge and Education // Globalization and Education: Integration and Constetation across Cultures. Lanham, Boulder a.o.: Rowman&Littlefield, 2000. — P. 23 -25.

10. Nubler I. Capturing Non-formal Vocational Education and Training Through Statistics. — N.Y., 1992. — P. 87 -89.

11. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм — их значение для современного образования // Вопросы философии. — 2002. — № 2. —С. 57-72.

12. Полат Е.С. Дистанционное обучение. Каким ему быть? // Педагогика. —1997. — № 2. — С. 18-32.

УДК 37.014.5;316.33

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Р.Б. Квеско, Л.М. Зольникова, Н.М. Панькова, С.Б. Квеско

Томский политехнический университет E-mail: kvesko@tpu.ru; kvesko@rambler.ru

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в XX веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороныI, расширение сферыi образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Основная цель работы - дать научное обоснование социокультурному аспекту управления современным образованием.

Образование в ХХ-ХХ1 веках стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности: огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. Расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере. В настоящее время в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Все эти процессы являются предметом рассмотрения нашего исследования. Эта цель конкретизирована в следующей задаче: выделить место и роль образования в структуре общественной жизни в современном мире и раскрыть особенности управления новой образовательной системой; выделить новые типы организационных структур, возникающие в современной образовательной системе.

Основными методами социокультурного анализа при разработке стратегии и политики в области инвестиций в образование являются: методы ана-

лиза "издержки-выгоды", методы прогнозирования потребностей в рабочей силе и планирования образования на основе этих прогнозов, методы анализа эффективности затрат. Эти методы и способы анализа эффективности инвестиций в новую образовательную систему должны рассматриваться не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.

Использование новых информационных технологий ведет к повышению эффективности образования только в том случае, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической, а также существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. Проблема выбора информационных технологий для эффективного применения в образовании - не технологическая, а управленческая проблема современного образования, поскольку ее решение предполагает регулирование связей между всеми подсистемами и элементами образовательной системы.

Основные пути совершенствования организации современного образования: проведение целенаправленной политики по организации образования, основанного на новых информационных технологиях, в рамках традиционных учебных заведений; развитие новых типов организационных структур, институциональных форм в сфере образования; решение проблем аккредитации учебных заведений новых, нетрадиционных типов.

В современной системе высшего, университетского образования формируются инновационные методы организации образовательного процесса, а именно методы виртуального образовательного процесса.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Эта роль стала возрастать во второй половине XX века, принципиально изменившись в его последние десятилетия, а также в XXI веке. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации.

Информационная революция и формирование информационного общества принципиально изменяют роль образования в социальном и экономическом развитии. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития. Формирование информационного общества меняет взаимоотношения образования со всеми другими сферами общественной жизни. Деятельность в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни предполагает постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития.

Усиление роли знаний, информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира. Однако становление

новой информационной цивилизации так или иначе затрагивает все страны, выдвигая сферу образования в центр общественной жизни, вызывая ее тесное переплетение со всеми основными элементами общественной структуры.

Экспоненциальное расширение системы образования сопровождается обострением различных проблем в этой сфере, обострении проблем ее финансирования и управления. Происходит обострение проблемы равенства доступа к образованию:

1) обеспечение доступа каждого человека к базисному образованию, необходимому для эффективного функционирования в современном обществе; 2) равенство при поступлении в учебные заведения для всех социальных групп и слоев независимо от материального положения людей, их национальности, пола, места жительства и других особенностей.

Развитие образования во второй половине XX-начале XXI веков поставило перед образовательной системой наряду с проблемой равенства доступа к обучению множество других сложнейших проблем. Как совместить широкий доступ к образованию и его высокое качество, как обеспечить соответствие образовательных запросов личности и общества, каким образом развивать мотивацию обучения. Сложившиеся в середине века системы управления образованием оказываются неэффективными в решении обостряющихся проблем.

Бурный рост сферы образования во второй половине XX века, выдвижение этой сферы на первый план общественной жизни, усложнение ее взаимосвязей со всеми другими областями жизни общества, кризисные явления в образовательной системе вызвали к жизни разнообразные и настойчивые попытки решения острых проблем образования. Посте-

м г м

пенно стало меняться само понятие образование . Если раньше оно отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения в начальной, средней, высшей школе, т.е. в специальной системе, созданной для реализации целей образования, то теперь такое образование стало называться формальным и получила развитие идея о том, что

М Г М

понятие образование гораздо шире, чем понятие "формальное образование". В этой расширенной

м г м

трактовке под "образованием" понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Современная система образования характеризуется многообразием форм и методов обучения. Наиболее престижной формой образования является высшее и поствысшее образование, которое получает человек, желающий идти в ногу со временем. Только в процессе высшего образования формируется специалист высокой квалификации. Однако высшее образование может быть получено гражданином общества в различных формах.

Гарантию качественного высшего и поствысше-го образования может дать сегодня университет. Его будущие специалисты должны отличаться зре-

лостью мышления, высокой степенью культуры, способностью выдержать конкуренцию на рынке труда. Воспитание специалистов такого уровня квалификации возможно в университете с развитой непрерывной многоуровневой системой подготовки кадров - от бакалавра до магистра и далее до кандидата и доктора наук. Фундамент этой интеллектуальной пирамиды - это та часть студентов, талантливых и способных к научной работе, которых мы сможем выявить на первых этапах обучения.

Традиционная система образования детерминирована той социальной средой, в условиях которой происходило ее становление. Новые социально-экономические и социально-политические преобразования обусловливают реформирование высшей и поствысшей системы образования, становление и развитие новых принципов вузовского и послевузовского образования. С ростом динамичности социальных преобразований положение в высшей школе усложняется.

В результате возросшей социальной детерминации действий субъекта образования и целей, стоящих перед конкретным индивидуумом, возникает необходимость системы и структуры образования, формирования индивидуальных траекторий обучения, совершенствования форм развития интеллектуального творчества. Образование - система воспроизводства обществом своей сущности, выраженной в интеллектуальном потенциале. Высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные школы обеспечивают воспроизводство эвристических потребностей и отбор наиболее талантливой молодежи с целью формирования посредством аспирантуры и докторантуры высококвалифицированной научной элиты. Преемственность в эвристическом образовании является результатом диалектического взаимодействия консерватизма и инноваций в технологии интеллектуального образования. Инновации - это не всегда абсолютно новое, это может быть и старое и уже хорошо нам знакомое, но выполняющее совершенно новую социально-культурную функцию. Формирование интеллектуального потенциала личности является результатом действия внешних для образования сил, в настоящее время инновационным моментом в совершенствовании механизма эвристического воспитания и образования явится акцентирование на создание внутренних мотивов и стимулов. Прежняя модель образования была построена на технологической практике интеллектуального образования и формирования элитарного эвристического сознания, современная модель может быть достаточно эффективной при сохранении ориентации на технологию научного образования при глубоком и широком развитии самодеятельности субъекта интеллектуального эвристического пространства, взаимосвязи науки и образования.

Подготовка специалистов высокой научной квалификации происходит по вертикали с учетом постепенного, плавного перехода от низшего уровня к более высокому. И по этой вертикали идет от-

бор элитарного студента и элитарного специалиста. Системы образования, производства и управления обществом имеют различные уровни проблем-ности и являются наукоемкими. Именно они определяют спрос интеллектуального элитарного потенциала общества. В случае развития образовательных, производственных и управленческих технологий спрос на интеллектуальный элитарный потенциал растет, в случае же падения размеров социокультурного пространства спрос падает. Поэтому подготовка научной элиты по вертикали связана с проблемностью в различных сферах деятельности. Уровень подготовки высококвалифицированных научных специалистов и развития наукоемких технологий связан с определенным уровнем культуры, обусловливающим свободный поиск методов и путей разрешения проблемных ситуаций. Необходимые уровни подготовки научных работников определяются иерархией проблемных ситуаций, спецификой социальных, производственных и научных задач, решаемых на каждом уровне образовательного процесса, а также формированием эталонного научного знания на каждом этапе и уровне непрерывного эвристического образования.

Для расширения интеллектуального образовательного пространства, формирования механизма творчества, развития эвристической поисковой деятельности необходимо воспитание свойств человека, выходящих за пределы инструментального мышления пассивного обучения, а именно: воображения, рефлексии, ценностно-личностных ориентаций, активной дееспособности. Человек всегда стремится осуществить все то, что приносит успех и только успех, что является наиболее эффективным и результативным.

В образовательном пространстве мы имеем дело с личностью, обладающей ярко выраженным творчеством (элитарным субъектом), а также с субъектом с обычным интеллектуальным потенциалом, со слабо развитым творческим интеллектом (массовым). Творческий процесс - всегда поиск и реализация решений в непривычных обстоятельствах или в условиях отсутствия известных субъекту интеллектуального пространства решений. В этих ситуациях мы видим массовый (всеобщий) случай творческого процесса, который определяется внешними для субъекта обстоятельствами. В данном случае действует парадокс: если хочешь получить эффект в малом, то реализуй большие дела.

Современная система многоуровневого образования позволяет сформировать и соответствующую многоуровневую структуру образования - от массового к элитарному эвристико-интеллектуальному. Каждому из нас присуще творчество, надо только научиться развивать и управлять своим творческим интеллектом, ибо человек сам является творцом, но степень его творческого потенциала зависит не только от него самого, но и от системы эвристического образования, позволяющей наиболее полно раскрыть и реализовать свой интеллектуальный потенциал. Творчество является необходимой социальной

потребностью человека, но степень его развития связана с уровнем системы образования и воспитания. Только посредством глубокого развития творческого интеллектуализма учащихся возможен не формальный, а реальный переход к системе непрерывного многоуровневого образования. Только высокий уровень творческого интеллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования позволит превратить университеты в центры мировой образовательной и научной культуры.

Будущее общества зависит от уровня образованности общества и степени развитости интеллектуального потенциала его граждан. Современность требует переконструирования системы образования, образовательного процесса, а следовательно, и эвристико-образовательного пространства, его расширения и углубления, и эти проблемы требуют к себе пристального внимания.

Образовательное пространство - это форма существования и деятельности человека по реализации своих потребностей в интеллектуальном развитии себя как личности и общества, в целом. Образовательное пространство находит свое конкретное выражение в формах образовательного процесса. Можно выделить следующие формы образовательного пространства и представить их в виде схемы: довузовское, высшее, поствысшее.

Оотованием образовательного пространства является образовательный процесс, в результате которого происходит формирование такого стиля мышления, который бы характеризовался умением входить в проблемную ситуацию. Субъекты образования рефлексируют, испытывают желание принять ответственность на себя, самим выйти из создавшегося положения, проявить свое собственное миропонимание. В результате разрешения возникших проблемных задач создается образ будущего, изменяются представления о прошлом и настоящем, происходит преобразование существующей системы знаний, расширение ценностных ориентаций и целевых образовательных установок. Все эти изменения происходят на уровне сознания, а следовательно, совершается переход из пассивного объекта образования в субъект активного действия.

Непрерывность образовательного процесса основана на непрерывности практики. Практический процесс жизнедеятельности человека является не только непрерывным, но и многообразным, а последнее, в свою очередь, определяет многоуров-невость образования. Непрерывное многоуровневое образовательное пространство имеет два среза:

1) горизонтальный;

2) вертикальный.

Горизонтальный срез образовательного пространства, как непрерывного и многоуровневого, предполагает диалектическую взаимосвязь различных форм специального, фундаментального и гуманитарного образования, взаимообогащение в результате этого метода форм образовательной и познавательной деятельности. Таким образом, мы мо-

жем говорить об экстенсивности, непрерывности и многоуровневости в образовании. На горизонтальном уровне существуют и развиваются междисциплинарные связи.

Вертикальность непрерывного многоуровневого образовательного процесса предполагает интенсивность освоения отраслей знания, выражающуюся в глубине и индивидуальности тех или иных учебных дисциплин и отраслей научного знания. На вертикальном уровне развиваются внутридис-циплинарные связи, связи между родственными, взаимосвязанными дисциплинами, создаются и развиваются научные школы и направления.

Вертикальный срез образовательного пространства обеспечивает эзотерический характер образовательного процесса.

В результате самоуглубления и развития эврис-тичности изучение каждой определенной науки (или родственных, принадлежащих к одному классу наук) связано с бескомпромиссным привлечением субъектов образования к науке, и в итоге высшее образование и особенно поствысшее приобретают недоступный для непосвященных характер.

Непрерывное многоуровневое образовательное пространство в единстве горизонтального и вертикального срезов является многомерной и многофункциональной реальностью, которая проявляется во взаимодействии субъектов образования, в единстве обучения, воспитания и научного поиска. Модулями образовательного процесса являются объективные (знания, умения, навыки, технология обучения, воспитания, научного поиска, стиль мышления, среда, ситуация) и субъективные (личностные особенности, мотивы, атмосфера) параметры.

Методологической основой модулей образовательного процесса является гуманистическая доминанта, предполагающая создание комфортных условий для реализации эдукационных (образовательно-воспитательных) и эвристических возможностей личности субъекта образования. Аксиологической составляющей гуманистического содержания образовательного пространства является гуманитаризация естественнонаучного и специального образовательного пространства по горизонтали. Только комфортная гуманитарная среда не только по вертикали, но и по горизонтали предполагает решение гуманизации образовательного пространства.

Многоуровневое образование, если подходить с позиции стратометрического подхода, можно рассматривать как многоуровневую структуру групповых и уровневых процессов и осуществлять различные измерительные процедуры в ее слоях, чтобы выявить принципиальные отличия групп и уровней высшего порядка развития в сравнении с диффузными группами и уровнями низшего порядка. Стратометрический подход позволит не игнорировать как качественные, так и количественные характеристики образовательного пространства, его индивидуальных и групповых элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.