Научная статья на тему 'Роль образования в социально-экономическом развитии общества в Российской Федерации'

Роль образования в социально-экономическом развитии общества в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / государственная политика / развитие / качество / цифровизация / непрерывное образование / дистанционные образовательные технологии / education system / public policy / development / quality / digitalization / lifelong education / distance learning technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Петровна Николаева, Диана Игоревна Степанова

В статье рассмотрены проблемы организации образовательной деятельности в России, определены роль образования в общественном развитии и его превращение в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Отмечены позитивное влияние образования на адаптацию людей к современным условиям жизни, ускорение структурной перестройки российской экономики. Обоснована необходимость повышения роли России в мировом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of education in the socio-economic development of society in the Russian Federation

The article examines the problems of organizing educational activities in Russia, defines the role of education in social development and its transformation into a key indicator of Russia’s competitiveness. The positive impact of education on people’s adaptation to modern living conditions and the acceleration of structural restructuring of the Russian economy were noted. The need to increase the role of Russia in the global educational space is substantiated.

Текст научной работы на тему «Роль образования в социально-экономическом развитии общества в Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 275 — 281. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):275 — 281.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.062.2

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-275-281 NIION: 2007-0062-3/24-161

EDN: https://elibrary.ru/XCBBHR MOSURED: 77/27-004-2024-03-361

Роль образования в социально-экономическом развитии общества в Российской Федерации

Татьяна Петровна Николаева1, Диана Игоревна Степанова2

11 2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

1 ntp1950@yandex.ru

2 s_diana@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы организации образовательной деятельности в России, определены роль образования в общественном развитии и его превращение в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Отмечены позитивное влияние образования на адаптацию людей к современным условиям жизни, ускорение структурной перестройки российской экономики. Обоснована необходимость повышения роли России в мировом образовательном пространстве.

Ключевые слова: система образования, государственная политика, развитие, качество, цифровизация, непрерывное образование, дистанционные образовательные технологии

Для цитирования: Николаева Т.П., Степанова Д.И. Роль образования в социально-экономическом развитии общества в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 275 — 281. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-275-281. EDN: https://elibrary.ru/XCBBHR.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The role of education in the socio-economic development of society

in the Russian Federation

Tatiana P. Nikolaeva1, Diana I. Stepanova2

1 2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 ntp1950@yandex.ru

2 s_diana@mail.ru

Abstract. The article examines the problems of organizing educational activities in Russia, defines the role of education in social development and its transformation into a key indicator of Russia's competitiveness. The positive impact of education on people's adaptation to modern living conditions and the acceleration of structural restructuring of the Russian economy were noted. The need to increase the role of Russia in the global educational space is substantiated.

Keywords: education system, public policy, development, quality, digitalization, lifelong education, distance learning technologies

For citation: Nikolaeva T.P., Stepanova D.I. The role of education in the socio-economic development of society in the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3): 275-281. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-275-281. EDN: https://elibrary.ru/XCBBHR.

Образование помогает человеку найти свое место в обществе, решать различные жизненные задачи, развивать критическое мышление и становиться ответственным гражданином. Качество образования зависит от множества факторов, включая экономическое развитие, государственную политику и научный

© Николаева Т.П., Степанова Д.И., 2024

прогресс. Высокий уровень образования дает людям и странам конкурентные преимущества и способствует процветанию.

Цель образования — не просто дать человеку знания и навыки, а помочь ему осознать себя как личность, найти свое место в обществе и реализовать свой потенциал. Аналитическое мышление позволяет принимать взвешенные решения и адаптироваться к меняющимся условиям.

Качество образования определяет конкурентоспособность как отдельного человека, так и страны в целом, влияет на экономический рост и социальную стабильность.

Образование — это отражение общественного развития и его потребностей. Оно формирует человека как активного участника общественной жизни, способного решать актуальные задачи и вносить вклад в прогресс. Качество образования зависит от государственной политики, экономического развития, научных достижений и культурных ценностей. Высокий уровень образования — залог успешного будущего как для личности, так и для общества в целом.

Несомненно, оно является общественно значимым благом и тесно связано с организацией воспитания, обучения и составом участников образовательных отношений [6].

Снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала относятся к основным вызовам и угрозам экономической безопасности1.

В современных условиях под влиянием глобализации и информационных технологий формируется единое мировое цифровое образовательное пространство. Образование в результате получения доступа к нему широких слоев населения стало массовым, что, по мнению некоторых ученых, может привести к снижению его качества и дискредитации.

Министерство науки и высшего образования России отвечает за развитие и регулирование образования в стране. Система образования построена таким образом, чтобы обеспечить непрерывность обучения, учитывать предыдущий опыт и квалификацию человека. Российская система образования устроена так, чтобы человек мог учиться на протяжении всей жизни. Различные образовательные программы и возможность учета предыдущего опыта позволяют каждому выбрать свой путь развития и постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Федеральные государственные стандарты образования в России обеспечивают единое образовательное пространство и преемственность программ обучения. Они также обеспечивают гибкость в разработке программ, учитывая разные способности и потребности учащихся, при этом гарантируя высокий уровень качества образования.

Образовательные стандарты в России разработаны так, чтобы каждый учащийся, вне зави-

1 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

симости от способностей, мог получить качественное образование. Программы обучения могут адаптироваться под разные потребности, гарантируя при этом достижение определенного уровня знаний.

Цель российских образовательных стандартов — обеспечить гармоничное развитие личности каждого ученика. Для этого создано единое образовательное пространство с различными программами обучения, которые отвечают потребностям и способностям учащихся, гарантируя при этом высокий уровень качества.

Образовательные программы формируют содержание образования, которое направлено на развитие личности, взаимопонимание между людьми разных культур и получение профессиональных навыков. Государство регулирует организацию высшего образования и допускает использование дистанционных технологий обучения. Образование в России строится на принципах уважения к разнообразию культур и убеждений. Оно направлено на развитие личности, формирование духовно-нравственных ценностей и подготовку квалифицированных специалистов. Содержание образования определяется программами, которые учитывают как общечеловеческие ценности, так и потребности рынка труда. Организация образовательного процесса достаточно гибкая: государство устанавливает общие правила, но допускает использование современных технологий, включая дистанционное обучение2.

Реализуется научно-методическое, а также ресурсное обеспечение участников системы об-разования3.

2 Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

3 Участниками системы образования являются обуча-

ющиеся (воспитанники, курсанты, студенты, учащиеся, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, слушатели, ассистенты-стажеры, экстерны), родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Образованием в России занимаются различные организации: государственные, муниципальные и частные. Они имеют право самостоятельно определять содержание и методы обучения, а также заниматься другими видами деятельности, связанными с образованием. Информация об их работе должна быть общедоступной. Законодательство защищает права обучающихся и предусматривает меры их поддержки.

В России существует разнообразие образовательных организаций, что дает людям свободу выбора. Каждая организация имеет право самостоятельно разрабатывать образовательные программы, выбирать учебные материалы и методы обучения. При этом все организации обязаны предоставлять информацию о своей деятельности и нести ответственность за качество образования. Российское законодательство гарантирует права обучающихся, включая право на получение качественного образования, доступ к информации, социальную поддержку и стимулирование. Образовательные организации обязаны соблюдать эти права и создавать условия для успешного обучения4.

В России работать педагогом могут люди со средним профессиональным или высшим образованием, соответствующие определенным требованиям. Педагоги несут ответственность за качество образования и соблюдение этических норм. Их профессиональная деятельность регулярно оценивается. Чтобы стать педагогом в России, необходимо иметь соответствующие образование и квалификацию. Профессиональные стандарты определяют требования к знаниям, умениям и личностным качествам педагога. Ра-

4 Например, они могут выбирать организации, осуществляющие образовательную деятельность, формы получения образования, участвовать в формировании содержания своего профессионального образования, брать академический отпуск, бесплатно пользоваться учебниками и др. В рамках социальной поддержки обучающимся предоставляется одежда, обувь, инвентарь, транспортное обеспечение, стипендии и др. Вместе с тем обучающиеся несут ответственность и обязанности. Они должны осваивать образовательную программу, выполнять требования устава организации, бережно относиться к имуществу организации. За неисполнение или нарушение правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 16 апреля 2022 г.).

бота педагога связана с большой ответственностью. Педагог должен не только хорошо знать свой предмет, но и уметь эффективно обучать и воспитывать детей, соблюдая этические нормы и правовые требования. Регулярная аттестация позволяет оценивать профессиональный уровень педагогов и стимулировать их развитие5.

Образовательные организации в России имеют право устанавливать свои правила, но в рамках общегосударственной политики. Главными целями этой политики являются повышение доступности и качества образования, учет культурных особенностей регионов и обеспечение единого образовательного пространства в стране. Государственная политика в сфере образования направлена на его развитие и совершенствование. Она призвана сделать образование доступным для всех, повысить его качество и эффективность, а также сохранить культурное разнообразие России. Для реализации государственной политики в сфере образования используются различные механизмы. С одной стороны, образовательные организации имеют определенную автономию в установлении своих правил. С другой стороны, существуют единые образовательные стандарты, которые гарантируют определенный уровень качества образования на всей территории страны6.

Главными целями развития образования в России являются благополучие граждан, развитие человеческого потенциала, сохранение культурных ценностей и экономический рост на основе современных технологий. Образование в России призвано способствовать сохранению и развитию национальной культуры, духовно-нравственных ценностей и исторической памяти. Развитие образования рассматривается как основа экономического роста и технологического прогресса России. При этом важно обеспечить безопасность информационного пространства7.

Поскольку этого достичь невозможно без квалифицированных специалистов, талантливых ученых и постоянного профессионального обучения, необходимо обеспечить повышение качества человеческого потенциала8.

Инвестиции в образование позволяют людям реализовать свой потенциал, увеличивают продолжительность трудовой жизни и способствуют

5 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

6 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»».

7 Там же.

8 Там же.

развитию инновационной экономики. Происходит изменение взгляда на образование: оно перестает рассматриваться как затратная социальная сфера, а становится инвестиционной сферой, оп-

" 9

ределяющей темпы экономического роста9.

Спрос населения на высшее образование растет, что способствует росту инвестиций и стоимости высшего образования.

Бюджетная политика России направлена на повышение качества жизни, развитие человеческого потенциала и создание условий для будущего экономического роста. Это достигается за счет инвестиций в здравоохранение, образование, инфраструктуру, науку и инновации. Приоритетом бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения. Это включает улучшение здравоохранения, образования, социальных гарантий и безопасности граждан. Бюджетная политика направлена на создание условий для устойчивого экономического роста, что достигается за счет развития научного и природного потенциала, поддержки инноваций и новых технологий.

В России действует многоуровневая система оценки качества образования. Она включает государственный контроль, независимые оценки, профессиональную аккредитацию программ, выпускные экзамены и участие в международных исследованиях. Качество образования в России контролируется государственными органами, независимыми экспертами, профессиональными сообществами и международными организациями. Выпускные экзамены и участие в международных исследованиях также помогают оценить уровень знаний учащихся. Для оценки качества образования в России используются различные методы: государственные проверки, независимые экспертизы, профессиональная аккредитация, выпускные экзамены и международные сравнительные исследования10.

Признанный международным сообществом рыночный статус экономики России, потребовал кардинального преобразования системы высшего образования, получаемого в университетах, модели которых развивались от классических до современных. В соответствии с Болонским процессом важное значение приобретали вопросы

9 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»».

реформирования образовательной деятельности российских университетов. Введение трехцикло-вой структуры высшего образования (бакалавр — магистр — доктор) основывалось на использовании кредитной системы ЕОТЯ, мобильности и активности студентов, формировании образования, длящегося всю жизнь. Считалось, что обучение в магистратуре способствует успешному вхождению на рынок труда, формированию активной жизненной позиции, развитию личности, усвоению имеющихся и получению новых знаний. Возможность получить магистерскую степень предоставляется всем желающим студентам [7]. К сожалению, на практике учебу в магистратуре продолжали не более 20% бакалавров, а бакалавриат готовил недостаточно квалифицированные кадры, не получившие полный курс знаний, необходимых в будущей профессии.

Современный университет — это не только образовательный центр, но и драйвер инноваций. Он сочетает образование, науку и коммерциализацию знаний, играя ключевую роль в развитии экономики и общества. Университеты претерпевают трансформацию, выходя за рамки традиционной образовательной функции. Они становятся центрами инноваций, где научные исследования превращаются в практические решения, стимулирующие социально-экономический прогресс на региональном, национальном и глобальном уровнях. Современный университет — это мотор прогресса. Он объединяет образование, науку и предпринимательство, создавая новые знания, технологии и решения, которые способствуют развитию общества и экономики как на локальном, так и на глобальном срезе [11].

Вопросы поиска источников и определения объемов финансирования образования в Российской Федерации рассматриваются в целом ряде научных исследований, но необходимость формирования теоретической базы в решении этой проблемы, изучение и использование опыта развитых стран остаются [9; 11].

Успешным примером финансирования приоритетных направлений служат национальные проекты. Реализация национального проекта «Образование» с целью обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования неизбежно требует увеличения объемов финансирования образовательной системы, повышения эффективности управления финансами в этой сфере.

С переходом к рыночной экономике государство перестает быть единственным источником финансирования образования. Развивается час-

тный сектор, предлагающий платные образовательные услуги. Компании и спонсоры также вкладывают средства в подготовку кадров, получая налоговые льготы. Рыночная экономика приводит к диверсификации источников финансирования образования. Помимо государства, в подготовку специалистов вкладываются сами студенты, компании-работодатели, спонсоры и благотворительные фонды. Государство стимулирует эти инвестиции налоговыми льготами. В рыночной экономике ответственность за финансирование образования распределяется между государством, частным сектором, работодателями и самими студентами. Государство поддерживает инвестиции в образование через налоговые льготы для компаний и спонсоров, вкладывающих средства в подготовку кадров [12, с. 360—362].

Образовательные учреждения осуществляют установленные виды деятельности и услуг при наличии разрешительных документов, утверждают структуру, количество штатных единиц и цены на платные услуги, рейтинговую систему оценки успеваемости и качества знаний студентов. Для информационной основы оптимизации образования используются мониторинговые показатели, метод исследования в образовании и один из способов организации образовательной деятельности — способ управления образовательной средой.

В настоящее время обеспечение высокого уровня образования, его совершенствование тесно связаны с новыми информационными технологиями. Модернизации высшего образования в последние годы способствовала пандемия ООУГО-19. Пандемия ускорила цифровизацию высшего образования, но обострила проблему неравенства между вузами в плане ресурсов и технологической готовности. Опыт онлайн-обучения подчеркнул важность личного взаимодействия преподавателей и студентов, а также необходимость поиска новых подходов к организации образовательного процесса с учетом цифровых технологий. Пандемия привела к технологическому скачку в образовании, но одновременно выявила разрыв между ресурсами и возможностями разных вузов. Переход в онлайн показал, что живое общение преподавателей и студентов незаменимо, а цифровые технологии требуют переосмысления подходов к организации учебного процесса. Опыт пандемии показал, что цифровизация образования — это не просто внедрение технологий, но и поиск новых форм взаимодействия преподавателей и студентов. Университетам необходимо адаптироваться к новым реалиям, используя цифро-

вые инструменты для обогащения, а не замены традиционного образовательного процесса [4].

Ученые анализируют состояние российского образования с учетом мирового опыта, дают рекомендации по его совершенствованию. Несмотря на это, как отметил Президент России В. В. Путин, образовательная политика последних лет была ошибочной. Возникли претензии к качеству высшего образования и содержанию образовательных программ. Подверглась сомнению и критике целесообразность введения единого государственного экзамена и присоединение к Болонс-кой системе, ориентированной на потребности зарубежного рынка, осуществленных под руководством предыдущих министров Минобрнауки России A.A. Фурсенко и Д.В. Ливанова.

Внедрение Болонской системы в России не оправдало ожиданий. Вместо повышения мобильности студентов и признания дипломов оно привело к снижению качества образования и бюрократизации. Тем не менее, отказываться от Бо-лонской системы полностью нецелесообразно. Необходимо провести реформы, сохранив ее полезные элементы и адаптировав к российским реалиям. Болонская система не смогла решить проблемы академической мобильности и признания российских дипломов за рубежом. Более того, она привела к снижению качества образования, сокращению числа выпускников магистратуры и излишней бюрократизации учебного процесса. Несмотря на недостатки, Болонская система уже интегрирована в российское образование. Вместо полного отказа от нее целесообразнее провести реформы, сохранив полезные элементы, такие как модульная структура обучения и кредитная система, и адаптировав их к российским условиям [8].

В России планируется реформа системы высшего образования, направленная на возврат к базовой подготовке специалистов. Эта инициатива отвечает новым требованиям рынка труда и призвана расширить возможности граждан для получения качественного образования, трудоустройства и профессионального роста. Изменения в экономике и социальных сферах требуют пересмотра системы высшего образования в России. Планируется вернуться к традиционной модели подготовки специалистов, что позволит лучше соответствовать современным потребностям рынка труда. Реформа высшего образования в России направлена на повышение качества подготовки специалистов и расширение возможностей граждан для трудоустройства и профессионального роста. Возврат к базовой модели обучения позволит лучше соответствовать тре-

бованиям современной экономики и социальной сферы11.

В связи с этим Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предстоит большая и кропотливая работа по реализации изложенных в Послании рекомендаций приведения высшего образования в соответствие с интересами национальной экономики и общества в целом. Увеличение, хотя и незначительное (до 3,7% ВВП), объемов финансирования образования в соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов с 1392,8 млрд руб. в 2023 г. до 1428,5 млрд руб. в 2024 г. вселяет надежду на понимание Правительством РФ значения образования для социально-экономического развития страны.

Список источников

1. Балашов В.В., Лавровская И.Б. Развитие кадрового потенциала высшего учебного заведения // Вестник Университета. 2013. № 19. URL: cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kadrovogo-po-tentsiala-vysshego-uchebnogo-zavedeniya

2. Головчин М. А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. С. 59—75. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-3-59-75.

3. Индикаторы образования 2022 // URL: https: //issek.hse.ru/mirror/pubs/share/5574 72415.pdf.

4. Константинова Л.В. Новые возможности и риски высшего образования: влияние пандемии // Третьи декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Вызовы пандемии, парламентские выборы и стратегическая повестка дня для общества и государства / отв. ред. В.К. Левашов. М., 2022. С. 124—133.

5. Мотова Г.Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 11. С. 9—21. URL: https://vovr.elpub.ru/ jour/article/view/1513/1211

6. Николаева Т.П. Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплин направлений «Экономика» и «Финансы и кредит» // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 5. C. 60—64.

11 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 г.

7. Николаева Т.П. Теория финансов: учеб.-практ. пособие. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. 371 с.

8. Перспективные направления трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса: аналитический доклад / Л.В. Константинова, Е.В. Шубенкова и др. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2023. 112 с.

9. Савченко С.Н. Развитие финансово-кредитного механизма учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. 203 с.

10. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира / Штых-но Д.А. и др. // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 27—47.

11. Турукина Е.Ю. Источники финансирования государственных услуг в сфере общего образования: дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 210 с.

12. Финансы / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1994.

13. Фру мин И.Д., Лешуков О.В. Университеты как драйверы социально-экономического развития регионов // Федеральный справочник. Образование в России Т. 12: Модернизация учебных заведений. Взаимодействие с бизнесом в регионах Российской Федерации. М.: Центр стратегических программ, 2017. С. 192—199.

14. Штыхно ДА., Константинова Л.В., Га-гиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски / / Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 72—81.

References

1. Balashov V.V., Lavrovskaya I.B. Development of personnel potential of a higher educational institution // Bulletin of the University. 2013. No. 19. URL: cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kadrovogo-potentsiala-vysshego-uchebnogo-zavedeniya

2. Golovchin MA. Institutional pitfalls of di-gitalization of Russian higher education / / Higher education in Russia. 2021. T. 30, No. 3. P. 59— 75. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75.

3. Education indicators 2022 // URL: https:// issek.hse.ru/mirror/pubs/share/557472415.pdf.

4. Konstantinova L.V. New opportunities and risks of higher education: the impact of the pandemic // Third December socio-political readings "How are you living, Russia?" Pandemic challenges, parliamentary elections and strategic agenda for society and the state / rep. ed. V.K. Levashov. Moscow, 2022. pp. 124—133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Motova G.N. Double standards for guaranteeing the quality of education: Russia in the

Bologna process / / Higher education in Russia. 2018. T. 27, No. 11. P. 9—21. URL: https:// vovr.elpub.ru/jour/article/view/1513/1211

6. Nikolaeva T.P. The use of computer technologies in teaching disciplines in the areas of "Economics" and "Finance and Credit" // Business in law. Economic and legal journal. 2016. No. 5. pp. 60—64.

7. Nikolaeva T.P. Theory of finance: educational and practical manual. M.: EAOI center, 2010. 371 p.

8. Promising directions for the transformation of higher education in Russia in the context of exit from the Bologna process: analytical report / L.V. Konstantinova, E.V. Shubenkova, etc. Moscow, 2023. 112 p.

9. Savchenko S.N. Development of the financial and credit mechanism of secondary vocational education institutions: dis. ... candidate of economic sciences. M., 2010. 203 p.

10. Transformation of university models: analysis of development strategies of universities around the world / Shtykhno D.A., etc // Higher education in Russia. 2022. T. 31. No. 6. P. 27—47.

11. Turkina E.Yu. Sources of financing of public services in the field of general education: dis. ... candidate of economic sciences. M., 2013. 210 p.

12. Finance / ed. V.M. Rodionova. M.: Finance and Statistics, 1994.

13. Frumin I.D., Leshukov O.V. Universities as drivers of socio-economic development of regions // Federal reference book. Education in Russia T. 12: Modernization of educational institutions. Interaction with business in the regions of the Russian Federation. M.: Center for Strategic Programs, 2017. pp. 192—199.

14. Shtykhno DA., Konstantinova L.V., Gagi-ev N.N. The transition of universities to remote mode during a pandemic: problems and possible risks // Open Education. 2020. T. 24. No. 5. P. 72—81.

Информация об авторах

Т.П. Николаева — доцент Высшей школы финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент;

Д.И. Степанова — доцент Высшей школы финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

T.P. Nikolaeva — Associate Professor of the Higher School of Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economics, Associate;

D.I. Stepanova — Associate Professor of the Higher School of Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economics, Associate.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted to the editorial office 19.06.2024; approved after review 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.