Научная статья на тему 'Роль образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи'

Роль образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / студенты / ВИЧ-инфекция / профилактика. / education / students / HIV infection / prevention.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М. В. Молоканова, А. С. Юдина, В. Э. Геймерлинг

Цель исследования: выяснение роли образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи. Организация исследования: в качестве объекта исследования послужили 262 студентов Тульского государственного университета различных направлений подготовки. Первую группу составили учащиеся первого курса, не обладающие специальными медицинскими знаниями: технический колледж им. С.И. Мосина, институт педагогики, физической культуры, спорта и туризма, институт высокоточных систем им. В.П. Грязева, институт права и управления. Вторая группа включала 116 студентов медицинского института с первого по шестой курс обучения. Анкетирование проводилось в мае 2018 года как Интернет тестирование Всероссийского определения уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Результаты исследования: установлено статистически достоверное преобладание уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции у учащихся технического колледжа (81,80±1,13 баллов) по сравнению с институтами первой группы (от 67,95±1,61 баллов до 73,30±1,43 баллов, p<0,001). Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди студентов медицинского института выявило в сравнении с результатами учащихся технического колледжа незначительное превышение показателя на младших курсах (первый курс – 83,71±1,41 баллов, p>0,05) и достоверно более высокие результаты на четвертом-шестом курсе обучения (90,44±1,96 баллов, 89,0±1,74 баллов, 87,94±1,83 баллов соответственно, p<0,01). Заключение: введение дополнительных профильных знаний в процесс образования и воспитания студентов играет значительную роль в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М. В. Молоканова, А. С. Юдина, В. Э. Геймерлинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN PREVENTION THE SPREAD OF HIV INFECTION AMONG STUDENTS

The research purpose was to determine the role of education in preventing the spread of HIV among students. Material and Subjects: the research object was 262 students of Tula State University of various educational specialties. The first group consisted of first-year students of the technical College, Institute of Pedagogy, Physical Culture, Sport and Tourism, Institute of High-Precision Systems, Institute of Law and Management. These students don’t have a special medical knowledge. The second group included 116 students of the Medical Institute from the first to the sixth year of study. The survey was conducted in May 2018 by online testing of the All-Russian definition of the level of competence in the field of preventing the spread of HIV infection. Results: There is a statistically significant predominance of the level of competence in the field of preventing the spread of HIV infection among students of a technical college (81.80±1.13 points) compared with the institutes of the first group (from 67.95±1.61 points to 73.30±1, 43 points, p<0.001). Determining the level of competence in the field of preventing the spread of HIV infection among students at a medical institute revealed a slight excess of the indicator for undergraduate courses (the first course 83.71±1.41 points, p>0.05) in comparison with the results of students of the technical college. There are significantly higher results in the fourth and sixth years of study (90.44±1.96 points, 89.0±1.74 points, 87.94±1.83 points, respectively, p<0.01). Conclusion: the introduction of additional special knowledge in the education and upbringing of students plays a significant role in preventing the spread of HIV infection among students.

Текст научной работы на тему «Роль образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 1

УДК: 616.98: 615.099.083-084/64.011.222+616-084 DOI: 10.24411/2075-4094-2019-16303

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

М.В. МОЛОКАНОВА, А.С. ЮДИНА, В.Э. ГЕЙМЕРЛИНГ

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», медицинский институт, ул. Болдина, д. 128, Тула, 300012, Россия, e-mail: molokanova.marie@yandex.ru

Аннотация. Цель исследования: выяснение роли образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи.

Организация исследования: в качестве объекта исследования послужили 262 студентов Тульского государственного университета различных направлений подготовки. Первую группу составили учащиеся первого курса, не обладающие специальными медицинскими знаниями: технический колледж им. С.И. Мосина, институт педагогики, физической культуры, спорта и туризма, институт высокоточных систем им. В.П. Грязева, институт права и управления. Вторая группа включала 116 студентов медицинского института с первого по шестой курс обучения. Анкетирование проводилось в мае 2018 года как Интернет тестирование Всероссийского определения уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции.

Результаты исследования: установлено статистически достоверное преобладание уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции у учащихся технического колледжа (81,80±1,13 баллов) по сравнению с институтами первой группы (от 67,95±1,61 баллов до 73,30±1,43 баллов, p<0,001). Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди студентов медицинского института выявило в сравнении с результатами учащихся технического колледжа незначительное превышение показателя на младших курсах (первый курс - 83,71±1,41 баллов, p>0,05) и достоверно более высокие результаты на четвертом-шестом курсе обучения (90,44±1,96 баллов, 89,0±1,74 баллов, 87,94±1,83 баллов соответственно, p<0,01).

Заключение: введение дополнительных профильных знаний в процесс образования и воспитания студентов играет значительную роль в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи.

Ключевые слова: образование, студенты, ВИЧ-инфекция, профилактика.

THE ROLE OF EDUCATION IN PREVENTION THE SPREAD OF HIV INFECTION

AMONG STUDENTS

M.V. MOLOKANOVA, A.S. YUDINA, V.E. GEYMERLING

^la State University, Medical Institute, Boldin St., 128, Tula, 300012, Russia, e-mail: molokanova.marie@yandex.ru

Abstract. The research purpose was to determine the role of education in preventing the spread of HIV among students.

Material and Subjects: the research object was 262 students of Tula State University of various educational specialties. The first group consisted of first-year students of the technical College, Institute of Pedagogy, Physical Culture, Sport and Tourism, Institute of High-Precision Systems, Institute of Law and Management. These students don't have a special medical knowledge. The second group included 116 students of the Medical Institute from the first to the sixth year of study. The survey was conducted in May 2018 by online testing of the All-Russian definition of the level of competence in the field of preventing the spread of HIV infection.

Results: There is a statistically significant predominance of the level of competence in the field of preventing the spread of HIV infection among students of a technical college (81.80±1.13 points) compared with the institutes of the first group (from 67.95±1.61 points to 73.30±1, 43 points, p<0.001). Determining the level of competence in the field of preventing the spread of HIV infection among students at a medical institute revealed a slight excess of the indicator for undergraduate courses (the first course - 83.71±1.41 points, p>0.05) in comparison with the results of students of the technical college. There are significantly higher results in the fourth and sixth years of study (90.44±1.96 points, 89.0±1.74 points, 87.94±1.83 points, respectively, p<0.01).

Conclusion: the introduction of additional special knowledge in the education and upbringing of students plays a significant role in preventing the spread of HIV infection among students.

Key words: education, students, HIV infection, prevention.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 1

Введение. Социально значимые заболевания, к которым относится ВИЧ-инфекция, составляют одну из важнейших задач медико-социальной сферы и требуют безотлагательного решения от современного общества. Одним из наиболее оптимальных путей борьбы с ВИЧ-инфекцией является профилактика ее возникновения и распространения, причем в первую очередь среди молодежи. Перспективность молодежи, как целевой аудитории профилактики инфицирования вирусом иммунодефицита человека, обусловлена рядом причин и прежде всего физиологической готовностью (и последующей необходимостью) юношей и девушек к реализации репродуктивного потенциала в сочетании с началом поиска потенциального партнера для создания семьи [1, 5-7, 14]. Поиск партнера для брачных отношений зачастую носит неосознанный характер и достаточно существенно зависит от личностных установок, сформированных на примере отношений родительской семьи [9, 10, 12, 13-19]. Социальные институты образовательной направленности способствуют формированию правильного мировоззрения в отношении личностного самоопределения, активной общественной позиции, следования здоровому образу жизни, социальной ответственности перед другими людьми и обществом [2-4]. Среди всей молодежи наибольшую значимость приобретает контингент учащихся средних и высших учебных заведений, как ее наиболее успешная часть, пример для подражания и проводник прогрессивных тенденций в широкие слои населения. Вместе с тем, в образовательные программы подавляющего большинства учебных заведений не содержат дисциплин валеологической направленности, что ограничивает эффективность профилактики распространения ВИЧ-инфекции [2, 4, 15]. Следовательно, формирование у учащихся средних и высших учебных заведений стремления к здоровому образу жизни, личностной ответственности, активной общественной позиции является необходимым звеном в подготовке будущих специалистов и ответственных граждан страны [11].

Целью исследования явилось выяснение роли образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования послужили 262 студентов Тульского государственного университета различных направлений подготовки. Первую группу составили учащиеся первого курса, не обладающие специальными медицинскими знаниями: технический колледж им. С.И. Мосина - 61 учащийся (41,8%), институт педагогики, физической культуры, спорта и туризма -10 учащихся (6,9%), институт высокоточных систем им. В.П. Грязева - 19 учащихся (13,0%), институт права и управления - 56 студентов (38,4%). Вторая группа включала 116 студентов медицинского института от первого до шестого курса обучения: первый курс - 39,7% учащихся, второй курс - 20,7%, третий курс - 4,3%, четвертый курс - 7,8%, пятый курс - 12,9%, шестой курс - 14,6% студентов. Сравнение между группами производилась по данным студентов первого курса обучения, уточнение влияния улучшения объема и качества медицинских знаний по проблематике ВИЧ-инфекции - путем анализа показателей студентов-медиков с первого по шестой курс обучения.

Анкетирование проводилось в мае 2018 года как Интернет тестирование Всероссийского определения уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Анкета содержала несколько разделов вопросов: 1. эмоциональное отношение к проблеме, 2. стремление к получению знаний о разных аспектах заболевания, 3. практическая готовность к применению знаний по профилактике рискованного поведения и сохранения здоровья, 4. направленность на формирование здорового и безопасного образа жизни, 5. уровень знаний о ВИЧ-инфекции и ее профилактике, 6. общее отношение к проблематике заболевания с определением уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Для анкетирования предполагалось добровольное согласие студентов. В конце анкетирования учащиеся получали результаты в виде процентов правильных ответов по каждому из разделов от максимально возможного значения [8, 20].

Трактовка результатов структуры активности учащихся включала подразделение на уровни знаний/намерений: высокий - от 90% до 100%, умеренный - от 80% до 90%, удовлетворительный - от 70% до 80%, недостаточный - менее 70% правильных ответов. Для удобства восприятия средние показатели результатов анкетирования приводились в баллах.

Материал обработан согласно стандартным методикам с помощью пакеты прикладных статистических программ «Statgraphics 3.0».

Результаты и их обсуждение. Основная доля учащихся техническо-гуманитарного направления продемонстрировала выраженную эмоциональную заинтересованность вопросами распространения ВИЧ-инфекции - удовлетворительную и умеренную степень (29,5% и 32,2% студентов соответственно). При этом выявлен в два раза меньший удельный вес высокой эмоциональной вовлеченности в проблему распространения ВИЧ-инфекции (15,8% студентов) при значительной представительности доли учащихся с недостаточным интересом к проблематике распространения ВИЧ-инфекции - 22,6%. Высокую вовлеченность в проблематики ВИЧ-инфицирования продемонстрировали 29,3% студентов-медиков (p<0,01), умеренную - 44,0% респондентов. Удовлетворительная заинтересованность генерализацией опасной инфекции установлена у каждого пятого учащегося медицинского профиля (19,8%), тогда как практически не интересовались проблемой инфицирования только 6,9% студентов-медиков сравнению с

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 1

учащимися техническо-гуманитарного направления (¿<0,001). Среднее значение показателя эмоциональной заинтересованности вопросами распространения ВИЧ-инфекции у учащихся технического колледжа (82,79±1,30 баллов) незначительно уступал таковому студентов-медиков первого курса (84,89±1,59 баллов), но существенно превышал данный показатель в институте высокоточных систем (68,0±2,82 баллов, ¿<0,001) и институте права и управления (76,54±1,73 баллов, ¿<0,01). Средние значения показателя эмоциональной заинтересованности вопросами распространения ВИЧ-инфекции среди студентов-медиков не имели отчетливой динамики в зависимости от курса обучения и находились в пределах 82,25±2,32 - 91,22±2,49 баллов.

Готовность и стремление учащихся получать, искать и перерабатывать информацию по проблеме ВИЧ-инфицирования у почти половины респондентов техническо-гуманитарной направленности (46,6%) характеризовалась показателями ниже 70% при сопоставимой доле учащихся с удовлетворительными баллами за тестируемый раздел анкеты (32,9% студентов). Удельный вес высокой и умеренной готовности, стремления к новой информации по проблеме ВИЧ-инфицирования составил 4,1% и 16,4% учащихся технического и гуманитарного направления обучения соответственно. В отличие от учащихся техни-ческо-гуманитарной направленности большинство студентов-медиков проявили выраженную и высокую заинтересованность в получении новых знаний о заболевании (43,1% и 26,7% учащихся соответственно, ¿<0,001). Умеренное стремление к познанию экономических последствий проблемы, своих прав и обязанностей в области диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции показали 22,4% студентов-медиков, тогда как сниженная тенденция в указанных аспектах выявлена у 7,8% учащихся медицинского профиля обучения (¿<0,001). При этом средние значения показателя готовности и стремления учащихся получать, искать и перерабатывать информацию по проблеме ВИЧ-инфицирования у учащихся техниче-ско-гуманитарной направленности варьировали от 66,21±3,09 баллов в институте высокоточных систем до 71,85±1,37 баллов в техническом колледже значительно уступали таковым у студентов-медиков первого курса (82,04±1,44 баллов, ¿<0,001) при отсутствии отчетливой динамики показателя в зависимости от длительности обучения последних.

Недостаточная готовность учащихся к практическому применению знаний по профилактике рискованного поведения и сохранения здоровья установлена у 31,5% студентов техническо-гуманитарной направленности в сочетании с несколько большим уровнем удовлетворительного значения данного показателя (37,0% студентов). Умеренную и высокую готовность, стремление к практическому применению знаний по профилактике рискованного поведения и сохранения своего здоровья проявили только 26,7% и 4,8% респондентов соответственно. Вместе с тем в группе студентов-медиков превалировали умеренная и высокая готовность учащихся к практическому применению знаний по профилактике рискованного поведения и сохранения собственного здоровья - 46,6% и 35,3% соответственно (¿<0,001). Удовлетворительную готовность и стремление к практическому применению знаний по профилактике ВИЧ-инфицирования высказали в 2,9 раза меньше студентов-медиков (12,9%, ¿<0,001). Интересным наблюдением оказалось существенное превышение среднего показателя практического применения знаний по профилактике рискованного поведения и сохранения здоровья у учащихся технического колледжа 80,25±1,27 баллов по отношению к таковому у студентов института педагогики, физической культуры, спорта и туризма (73,9±2,88 баллов, ¿<0,05), института высокоточных систем (68,42±2,37 баллов, ¿<0,001), института права и управления (71,14±1,42 баллов, ¿<0,001). Причем средний показатель практического применения знаний у студентов-медиков был значительно выше такового у учащихся технического колледжа (84,93±1,53 баллов, ¿<0,05) и несколько увеличивался на последующих курсах обучения в медицинском институте до 88,71±1,23 - 92,78±2,49 баллов.

При исследовании блока личной активности учащихся, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни, удовлетворительный уровень выявлен у 22,6% учащихся техническо-гуманитарной направленности, умеренный уровень - у 24,0%, высокий уровень - у 13,0% студентов. Недостаточную готовность к формированию здорового и безопасного образа жизни считают приемлемым для себя 40,4% студентов техническо-гуманитарной направленности. При этом на высокую и умеренную личную активность в области формирования здорового и безопасного образа жизни указали более половины опрошенных студентов-медиков на (21,6% и 35,3% учащихся соответственно). Вместе с тем порог недостаточной готовности следования здоровому образу жизни установлен у почти каждого четвертого студента медицинского института - 23,3% (¿<0,01), при фактически одинаковом уровне удовлетворительной личной активности по общепринятым основам здорового и безопасного образа жизни по сравнению с учащимися техническо-гуманитарной направленности (19,8%, ¿>0,05). Средний показатель активности учащихся, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни в техническом колледже (81,11±1,70 баллов) значительно превышал таковые студентов института педагогики, физической культуры, спорта и туризма (66,70±4,61 баллов, ¿<0,05), института высокоточных систем (61,37±3,49 баллов, ¿<0,001), института права и управления (69,59±1,78 баллов, ¿<0,001). Указанный показатель у студентов-медиков незначительно уступал аналогичному учащихся технического колледжа (77,50±2,03 баллов, ¿>0,05) и выравнивался к старшим курсам обучения до 80,9% - 82,4%, достигая пика

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 1

на четвертом курсе обучения - 91,11±4,16 баллов (p<0,05 по сравнению с учащимися колледжа, p<0,01 по сравнению со студентами медицинского института первого курса обучения).

Высокими (32,9%), умеренными (26,0%) и удовлетворительными (24,7%) проявили свои знания по вопросам о ВИЧ-инфекции и ее профилактике подавляющее большинство студентов техническо-гуманитарной направленности. Только у 13,7% студентов определены знания по проблеме ВИЧ-инфицирования, варьировавшие в границах от 60% до 70%, а у четверых учащихся (2,7%) - ниже 60% уровня. Студенты-медики закономерно продемонстрировали существенно более высокие знания о ВИЧ-инфекции, ее профилактике на высоком (56,0%, p<0,001) и умеренном (37,9%, p<0,05) уровне усвоения по сравнению с учащимися техническо-гуманитарной направленности. Недостаточные знания по тематике данной социально значимой инфекции встречались среди студентов медицинского института в единичных случаях и только на 1-2 курсе обучения. В значительно большей степени высокую оценку знаний по ВИЧ-инфицированию показали учащиеся технического колледжа (94,52±1,11, p<0,001) баллов по сравнению с институтом педагогики, физической культуры, спорта и туризма - 73,90±5,42 баллов, институтом высокоточных систем - 74,63±1,97 баллов, институтом права и управления - 77,21±1,28 баллов. Знания студентов медицинского института по тематике ВИЧ-инфицирования значительно проигрывали таковым учащимся технического колледжа на первом курсе обучения - 90,28±1,46 баллов (p<0,05), но и достоверно не отличались на последующих курсах, достигая максимума на пятом курсе обучения -95,87±1,54 баллов.

Выяснение общего отношения к проблематике заболевания в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции учащихся техническо-гуманитарной направленности подтвердило статистически достоверное преобладание исследуемого уровня компетенции у учащихся технического колледжа -81,80±1,13 баллов по сравнению с перечисленными выше институтами первой группы (72,3±2,82 баллов, 67,95±1,61 баллов, 73,30±1,43 баллов соответственно, p<0,001). Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди студентов медицинского института выявило в сравнении с результатами учащихся технического колледжа незначительное превышение показателя на младших курсах (первый курс - 83,71±1,41 баллов, p>0,05) и достоверно более высокие результаты на четвертом-шестом курсе обучения (90,44±1,96 баллов, 89,0±1,74 баллов, 87,94±1,83 баллов соответственно, p<0,01).

Заключение. Таким образом, результаты тестирования свидетельствуют о большей вовлеченности в проблематику ВИЧ-инфицирования студентов-медиков по сравнению со студентами, не имеющими в образовании дисциплин валеологической направленности. Степень вовлеченности в вопросы ВИЧ-инфекции и уровень компетентности в борьбе с ее распространением закономерно увеличивается у студентов-медиков от младших к старшим курсам обучения. Однако, студенты технического колледжа, показали результаты тестирования сопоставимые с результатами студентов первого курса медицинского института, что свидетельствует о наличии существенного резерва в образовательно-воспитательном процессе по улучшению компетенции, формирования личного самосознания широких слоев учащихся в профилактике распространения ВИЧ-инфекции.

Литература

1. Агарков Н.М., Павлов О.Г. Медико-социальные проблемы беременных в юном возрасте // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1997. № 4. С. 18-21.

2. Бочкарева М.Н., Суворова У.А. Профилактика ВИЧ-инфекции среди студентов-медиков // Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2018. № 1-2. С. 68-72.

3. Волков В.Г., Павлов О.Г. Исследование методами системного анализа роли наследственной отягощенности гипертонической болезнью в возникновении гестозов // Вестник новых медицинских технологий. 2006. Т. 13, № 1. С. 92-94.

4. Воронина О.А., Волченкова Е.В. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде // Вестник науки и образования. 2016. № 10 (22). С. 82-83.

5. Иванов В.П., Павлов О.Г., Полоников А.В. Влияние мультифакториальной патологии родителей на здоровье и репродуктивную функцию их дочерей. В сборнике: Сборник работ 69-й итоговой научной сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук Центрально-Черноземного научного центра РАМН. 01-30 апреля 2004. Курск, 2004. Ч. 1. С. 151-152.

6. Козина Е.А., Павлов О.Г., Томарева Е.И. Медико-социальные аспекты пренатальной диагностики // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. №2. Публикация 2-17. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-2/2-17.pdf (дата обращения: 01.06.2016). DOI: 10.12737/20075.

7. Коновалов О.Е., Павлов О.Г. Социально-гигиенические и медицинские аспекты материнского травматизма в родах // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2007. №2. С. 21-27.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 1

8. Молоканова М.В. Отношение учащейся молодежи к профилактике распространения ВИЧ-инфекции. В сборнике: Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. 1718 октября 2018. Курск. 2018. Т. 2. С. 258-260.

9. Павлов О.Г. Особенности образа жизни женщин при наличии артериальной гипертонии у их родителей // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. № 1. С. 52.

10. Павлов О.Г. Влияние наследственной предрасположенности к соматопатологии и медико-социальных факторов на течение беременности и исход родов с позиций системного анализа; под ред. Н.М. Агаркова, В.Г. Волкова. Курск: Курский гос. технический ун-т, 2006. 236 с.

11. Павлов О.Г. Прикладные вопросы ситуационного управления в социально-медицинской сфере. Старый Оскол: ТНТ, 2009. 276 с.

12. Павлов О.Г. Системный подход к анализу причин развития инфекций у новорожденных в раннем неонатальном периоде // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. 17, № 3. С. 74-75.

13. Павлов О.Г. Сочетанная соматическая патология родителей и репродуктивная функция их дочерей // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18, № 3. С. 248-250.

14. Павлов О.Г., Волохов В.А. Медико-социальные факторы риска ранних послеродовых инфекций // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2005. № 6. С. 38-41.

15. Павлов О.Г., Довгаль В.М. Инновационные медицинские технологии в образовательном процессе // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 3. С. 267-268.

16. Павлов О.Г., Крестинина В.И. Факторы риска развития инфекций у новорожденных в раннем неонатальном периоде // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. №2. С. 16-18.

17. Павлов О.Г., Мартьянов Д.В. Системо-образующие факторы развития ранних послеродовых инфекций // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18, № 1. С. 23-25.

18. Павлов О.Г., Томарева Е.И., Меладзе Р.Д. Ассоциации некоторых соматических заболеваний родителей с осложнениями беременности и родов их дочерей. В сборнике: Перспективы вузовской науки к 25-летию вузовского медицинского образования и науки Тульской области (сборник трудов). Тула, 2016. С. 93-102.

19. Павлов О.Г., Хурасев Б.Ф. Особенности течения беременности у женщин с наследственной предрасположенностью к артериальной гипертензии // Российский вестник акушера-гинеколога. 2005. Т.5, № 2. С. 31-33.

20. Юдина А.С. Готовность студентов медицинского института к профилактике распространения ВИЧ-инфекции. В сборнике: Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. 17-18 октября 2018. Курск, 2018. Т. 2. С. 261-263.

21. Pavlov O.G., Feofilova M.A., Kashintseva L.V. Environmental and professional harmful influences in the uterine myoma development. In book: The central and eastern European conference on health and environment: The environment - a platform for health. 2014 may 25-30. Cluj-Napoka, Romania. 2014. P. 115.

22. Khadartsev A.A., Khrupachev A.G., Kashintseva L.V., Pavlov O.G. Risk estimation of urban population health under contamination dominating pollutants and products of their transformation in atmospheric air. In book: The central and eastern European conference on health and environment: The environment - a platform for health. 2014 may 25-30. Cluj-Napoka, Romania. 2014. P. 184.

References

1. Agarkov NM, Pavlov OG. Mediko-sotsial'nyye problemy beremennykh v yunom vozraste [Medical and social problems of pregnant women at a young age] Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 1997; 4:18-21. Russian.

2. Bochkareva MN, Suvorova UA. Profilaktika VICH-infektsii sredi studentov-medikov [Prevention of HIV infection among medical students]. Okhrana truda i tekhnika bezopasnosti v uchrezhdeniyakh zdravookhra-neniya. 2018;1-2:68-72. Russian.

3. Volkov VG, Pavlov OG. Issledovanie metodami sistemnogo analiza roli nasledstvennoy otyagosh-chennosti gipertonicheskoy bolezn'yu v vozniknovenii gestozov [Study of the hereditary predisposition to hyper-tention diseases and medical-social factors influence in gestosis development by methods of the system analysis]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2006;13(1):92-4. Russian.

4. Voronina OA, Volchenkova EV. Profilaktika VICH-infektsii v molodezhnoy srede [Prevention of HIV infection among young people]. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2016;10(22):82-83. Russian.

5. Ivanov VP, Pavlov OG, Polonikov AV. Vliyaniye mul'tifaktorial'noy patologii roditeley na zdorov'ye i reproduktivnuyu funktsiyu ikh docherey [Influence of multifactorial pathology of parents on the health and reproduction of their daughters]. In: Sbornik rabot 69-y itogovoy nauchnoy sessii KGMU i otdeleniya mediko-biologicheskikh nauk Tsentral'no-Chernozemnogo nauchnogo tsentra RAMN; 2004 April 01-30. Kursk, Russia. Kursk: KGMU Roszdrava; 2004. Russian.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 1

6. Kozina EA, Pavlov OG, Tomareva EI. Mediko-sotsial'nye aspekty prenatal'noy diagnostiki [medico-social aspects of prenatal diagnostics]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy (Elektronnyy zhurnal) [Internet]. 2016 [cited 2016 Jun 01];2:[about 5 p.]. Russian. Available from: http:// www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-2/2-17.pdf DOI: 10.12737/20075.

7. Konovalov OE, Pavlov OG. Sotsial'no-gigiyenicheskiye i meditsinskiye aspekty materinskogo trav-matizma v rodakh [Social-hygienic and medical aspects of maternal injuries in childbirth]. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova. 2007;2:21-7. Russian.

8. Molokanova MV. Otnosheniye uchashcheysya molodezhi k profilaktike rasprostraneniya VICH-infektsii [Attitude of students to prevent the spread of hIv infection]. In: Problemy i perspektivy razvitiya Ros-sii: Molodezhnyy vzglyad v budushcheye. 2018 October 17-18. Kursk, Russia. Kursk: Universitetskaya kniga; 2018. Russian.

9. Pavlov OG. Osobennosti obraza zhizni zhenshchin pri nalichii arterial'noy gipertonii u ikh roditeley [Peculiarities of the lifestyle of women in the presence of hypertension among their parents]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2006;1:52. Russian.

10. Pavlov OG. Vliyanie nasledstvennoy predraspolozhennosti k somatopatologii i mediko-sotsial'nykh faktorov na techenie beremennosti i iskhod rodov s pozitsiy sistemnogo analiza [The influence of genetic predisposition to somatopsychology and medico-social factors on the course of pregnancy and outcome of labor from the standpoint of system analysis]. Kursk (Kursk region): Kurskiy gos. tekhnicheskiy un-t; 2006. Russian.

11. Pavlov OG. Prikladnye voprosy situacionnogo upravlenija v social'no-medicinskoj sfere [Applied situational management in the socio-medical field]. Staryj Oskol (Belgorod region): TNT, 2009. Russian.

12. Pavlov OG. [System analysis of newborns infections reasons in early neonatal period]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2010;17(3):74-5. Russian.

13. Pavlov OG. [Combination of somatic pathology parents and reproductive function of their daughters]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(3):248-50. Russian.

14. Pavlov OG, Volokhov VA. Mediko-sotsial'nyye faktory riska rannikh poslerodovykh infektsiy [Medical and social risk factors for early postpartum infections]. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya. 2005;6:38-41. Russian.

15. Pavlov OG, Dovgal' VM. Innovatsionnyye meditsinskiye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse [Innovative medical technologies in the educational process]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(3):267-8. Russian.

16. Pavlov OG, Krestinina VI. Faktory riska razvitiya infektsiy u novorozhdennykh v rannem neonat-al'nom periode [Risk factors for infections in newborns in the early neonatal period]. Problemy sotsial'noy gigie-ny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2005;2:16-8. Russian.

17. Pavlov OG, Mart'yanov DV. [Systemic factors of female infections in early post delivery periods]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(1):23-5. Russian.

18. Pavlov OG, Tomareva EI, Meladze RD. Assotsiatsii nekotorykh somaticheskikh zabolevaniy roditeley s oslozhneniyami beremennosti i rodov ikh docherey [Associations of some somatic diseases of parents with complications of pregnancy and childbirth of their daughters]. In: Perspektivy vuzovskoy nauki k 25-letiyu vu-zovskogo meditsinskogo obrazovaniya i nauki Tul'skoy oblasti (sbornik trudov). Tula; 2016. Russian.

19. Pavlov OG, Khurasev bF. Osobennosti techeniya beremennosti u zhenshchin s nasledstvennoy pre-draspolozhennost'yu k arterial'noy gipertenzii [Features of pregnancy in women with hereditary predisposition to hypertension]. Rossiyskiy vestnik akushera-ginekologa. 2005;5(2):31-3. Russian.

20. Yudina AS. Gotovnost' studentov meditsinskogo instituta k profilaktike rasprostraneniya VICH-infektsii [Readiness of students of the medical Institute to prevent the spread of HIV infection]. In: Problemy i perspektivy razvitiya Rossii: Molodezhnyy vzglyad v budushcheye. 2018 October 17-18. Kursk, Russia. Kursk: Universitetskaya kniga; 2018. Russian.

21. Pavlov OG, Feofilova MA, Kashintseva LV. Environmental and professional harmful influences in the uterine myoma development. In: The central and eastern European conference on health and environment: The environment - a platform for health. 2014 may 25-30. Cluj-Napoka, Romania; 2014.

22. Khadartsev AA, Khrupachev AG, Kashintseva LV, Pavlov OG. Risk estimation of urban population health under contamination dominating pollutants and products of their transformation in atmospheric air. In: The central and eastern European conference on health and environment: The environment - a platform for health. 2014 may 25-30. Cluj-Napoka, Romania; 2014.

Библиографическая ссылка:

Молоканова М.В., Юдина А.С., Геймерлинг В.Э. Роль образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019. №1. Публикация 2-1. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2019-1/2-1.pdf (дата обращения: 17.01.2019). DOI: 10.24411/2075-4094-2019-16303.*

* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2019-1/e2019-1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.