Научная статья на тему 'Роль образования в повышении качества трудовых ресурсов в республике Башкортостан'

Роль образования в повышении качества трудовых ресурсов в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / РАБОЧАЯ СИЛА / РЫНОК ТРУДА / MIGRATION / POPULATION / WORKFORCE / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марьина Александра Валентиновна, Мамлеева Эльвира Рашидовна, Бесчастнова Наталья Вячеславовна, Сазыкина Марина Юрьевна

В последнее время актуальным вопросом становится анализ трудовых ресурсов в регионах. Миграция населения, особенно из регионов в центральную часть, обуславливается отсутствием работы с достойным заработком. Также многие молодые люди предпочитают получать образование в ведущих вузах страны и после остаются. Таким образом, в статье приведен анализ движения населения и возможности по привлечению через финансирование образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марьина Александра Валентиновна, Мамлеева Эльвира Рашидовна, Бесчастнова Наталья Вячеславовна, Сазыкина Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of education in improving the efficiency of the workforce in the Republic of Bashkortostan

The analysis of workforce in the regions has recently become an urgent issue. Migration of the population, especially from the regions to the central part, is caused by the lack of decent jobs. Also, many young people prefer to be educated in the leading universities of the country and after that they do not return to the place they left. Thus, the article analyzes the population movement and options to attract funding through education.

Текст научной работы на тему «Роль образования в повышении качества трудовых ресурсов в республике Башкортостан»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 4 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

роль образования в повышении качества трудовых ресурсов в республике Башкортостан

Марьина А.В.1, Мамлеева Э.Р.1, Бесчастнова Н.В.1, Сазыкина М.Ю. 1

1 Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Россия

аннотация:_

В последнее время актуальным вопросом становится анализ трудовых ресурсов в регионах. Миграция населения, особенно из регионов в центральную часть, обуславливается отсутствием работы с достойным заработком. Также многие молодые люди предпочитают получать образование в ведущих вузах страны и после остаются. Таким образом, в статье приведен анализ движения населения и возможности по привлечению через финансирование образования.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Публикация подготовлена в рамках реализации гранта РФФИ «Эффективность использования трудовых ресурсов региона (на примере Республики Башкортостан)» (№1712-02011).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миграция, население, рабочая сила, рынок труда.

Role of education in improving the efficiency of the workforce in the Republic of Bashkortostan

Marina A.V.1, Mamleeva E.R.1, Beschastnova N.V.1, Sazykina M.Yu. 1

1 Ufa State Aviation Technical University, Russia

Введение

Трудовые ресурсы являются неотъемлемой составляющей экономической стабильности и роста любого региона. Однако внутри страны постоянно происходит миграция населения. Целью данного исследования является проанализировать роль образования в повышении качества трудовых ресурсов в Республике Башкортостан.

Государственная миграционная политика в регионах призвана базироваться на общегосударственных интересах, учитывать собственные региональные интересы. Рассмотрим динамику численности населения Республики Башкортостан (рис. 1).

Численность населения Республики Башкортостан в 2016 г. составляет 4 071 064 тысяч человек с понижательной тенденцией.

Численность населения республики в течение советского и постперестроечного периода неизменно увеличивалась, но, начиная с 2000 г., она начала сокращаться.

Рисунок 1. Численность населения в Республике Башкортостан в 1995-2016 гг. (чел.) Источник: составлено авторами.

Причиной этому, прежде всего, послужила естественная убыль населения, которая отмечалась в период с 1993 по 2007 гг. Кроме того, начиная с 2004 г. свою негативную роль стало играть снижение миграции населения в республику.

Таким образом, на нынешнюю демографическую ситуацию в республике оказывает влияние два осн овных фактор а: небольшой! естественоый прирост населения и растущее отрицательное сальдо миграции.

abstract:_

The analysis of workforce in the regions has recently become an urgent issue. Migration of the population, especially from the regions to the central part, is caused by the lack of decent jobs. Also, many young people prefer to be educated in the leading universities of the country and after that they do not return to the place they left. Thus, the article analyzes the population movement and options to attract funding through education.

keywords: migration, population, workforce, labor market

JEL classification: J21, J31, J60 Received: 15.11.2017 / published: 30.12.2017

I© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Marina A.V. (A[emarO80mai[.ru)

citation:_

Marina A.V., Mamleeva E.R., Beschastnova N.V., Sazykina M.Yu. (2017) Rol obrazovaniya v povysh-enii kachestva trudovyh resursov v Respublike Bashkortostan [Role of education in improving the efficiency of the workforce in the Republic of Bashkortostan]. Ekonomika truda. 4. (4). - 3381-388. doi: 10.18334/et.4.4.38590

90 92 94 96 98 100 102

2016 г. 2015 г 2014 г.

Рисунок 2. Реальные денежные доходы населения в Республики Башкортостан в 2014-2016 гг. (%)

Источник: составлено авторами.

Прогнозы численнооти населения, разработанные; органами государственной статистики до 2026 г., указывают, что в 2016 г. в республике сократится численность населения труооспособного возраста примерно на 196,9 тыс. человек, к 2026 г. - более чем на 413,2 тыс. человек. Для республики это достаточно тревожная тенденция.

Миграционная убыль населения происходит на фоне макроэкономической нестабильности. Прошедшие 2014-2015 годы были непростым. Нестабильность экономики, происходящие структурные сдвиги в сферах протзводства и занятости, инфляцик отразились на основных показателях, характеризующих уровень жизни населения [6].

об авторах:_

Марьина Александра Валентиновна, доцент кафедры экономической теории, кандидат экономических наук, доцент (A1emarO80mai1.ru)

Мамлоева Эльвира Рашкдовна, доцент кафедры экономической теорио, кандидат экономических наук (e1ik740bk.ru)

Десчастнова НРаталоя Вятеславовнт, доцент кафедвы экономической теорио, кандидат экооомиче-ских наук, доцент (natpinkerton0yandex.ru)

Сазыкина Марина Юрьевна, доцент кафедры экономической теории, кандидат экономических наук, доцент ([email protected])

цитировать статью:

Марьина А.В., Мамлеева Э.Р. качества трудовых ресурсов в С. 381-388. doi: 10.18334М.4.4

, Бесчастнова Н.В., Сазыкина М.Ю. Роль образования в повышении Республике Башкортостан // Экономика труда. - 2017. - Том 4. - № 4. -.38590

Как и в целом по России, в республике наблюдалось замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (рис. 2). Если в 2014 г. они составили 101,2 % к предыдущему году, то в 2015 г. - 94,1 %, в 2016 г. - 97,1 % [5].

Кроме того, следует отметить, что во многих отраслях в республике среднемесячная заработная плата составляет не более 2,5 прожиточных минимумов.

По данным таблицы 1 отметим, что наибольшая средняя заработная плата характерна для работников, занятых в добыче полезных ископаемых, но в других отраслях заработные платы не столь высоки.

Таким образом, перед Республикой Башкортостан остро стоит вопрос о том, чтобы, с одной стороны, удержать молодежь в регионе, с другой стороны - помочь молодежи и их семьям финансировать обучение.

Очевидна тенденция к сокращению количества трудовых ресурсов в регионе, в том числе связанная с миграцией в другие регионы России (табл. 2).

Финансирование высшего образования в нашем регионе на современном этапе приобретает существенное значение, так как создание и использование механизмов удержания населения в регионе позволит сдержать сокращение численности трудоспособного населения.

Как показывает мировой опыт, финансирование образования возможно с использованием различных инструментов: грантов, стипендий, государственных субсидий. Во многих странах широкое распространение получила система выдачи образовательных кредитов студентам.

Кредитование программ получения высшего и среднего профессионального образования широко распространено в США и странах Западной Европы. Рассмотрим более подробно реализуемые программы.

В США используется система государственных и частных займов. Важной особенностью кредитования в США является то, что кредиты выдаются не только на обучение, но и на проживание студентов. Кроме того, ставка по государственным займам регулируется правительством и привязана к ставке рефинансирования.

Последний опрос NFCS (National Financial Capability Study) показал, что почти половина (45 %) людей в возрасте 18-34 лет имеют студенческий кредит для себя или членов семьи, а также более четверти лиц в возрасте 35-54 лет [4].

В Швеции бесплатное высшее образование, поэтому кредиты студенты получают на проживание, причем вне зависимости от доходов семьи, так как студент считается индивидом.

В Германии также развито государственное кредитование. Получение высшего образования в Германии бесплатное, как и в Швеции, но студенты оплачивают проживание, во многих вузах существует взнос, который варьируется от 150 до 350 евро в год. Кроме того, большое число частных фондов предлагают гранты и стипендии для получения образования, но в основном для магистерских программ.

В странах с прогрессивной шкалой налогообложения, таких как Дания, Финляндия,

Таблица 1

Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций в республике Башкортостан по видам экономической деятельности

в 2014-2016 гг. (руб.)

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Сельское хозяйство 13710,4 14694,5 15339.7

Добыча полезных ископаемых 42099,5 46205,2 53664,9

Текстильное и швейное производство 13578,7 15088,5 15787,8

Металлургическое производство 20162,1 21867,1 23710,7

Строительство 20898,3 22980,7 23712,2

Образование 18777,7 20683,0 21302,5

Источник: http://bashstat.gks.ru

Таблица 2

Трудовые ресурсы в республике Башкортостан

Трудовые ресурсы занятое население учащиеся в трудоспособном возрасте Трудоспособное население в трудоспособном возрасте: военнослужащие, безработные и другое население, не занятое в экономике коэффициент миграционного прироста населения в трудоспособном возрасте

2010 2549,8 1770,6 213,0 566,2 -1,9

2011 2523,2 1760,7 204,7 557,8 -40,2

2012 2476,8 1797,1 200,1 479,6 -36,7

2013 2427,8 1770,4 193,0 464,4 9,4

2014 2414,6 1761,9 179,1 473,6 -18,8

2015 2376,7 1759,9 176,2 440,6 -25,5

Источник: http://bashstat.gks.ru

Исландия, Норвегия и Швеции, высшее образование часто бесплатное или субсидируется государством, но после получения образования студенты сталкиваются с высокими ставками подоходного налога (рис. 3). В отличие от этого, плата за обучение может быть намного выше в таких странах, как Австралия, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды и Соединенные Штаты, но студенты в этих странах имеют доступ к значительной финансовой поддержке [3].

Очевидно, что доля населения, стремящегося к получению высшего образования, выросла за анализируемый период во многих странах, не в последнюю очередь это связано и с ростом доступности финансовой поддержки в виде кредитования и грантов.

На постсоветском пространстве кредитование высшего образования связано с появлением студентов, обучающихся на платной основе.

120 100 80 60 40 20

ЛИИ! I

^ 111111

¿Г ^

х/ ^ „сГ ^ сх л* ^ ¿Г ^

1995

2000

лР

Рисунок 3. Доля населения, получающего высшее образование (в %) Источник: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/49729932.pdf

В Эстонии выдача образовательного кредита находится под контролем государства, которое отбирает банки для кредитования студентов [1, с. 143] (Prakhov, Savitskaya, 2008).

заключение

Таким образом, в одних странах в кредитовании участвуют коммерческие банки, в других кредиты выдаются непосредственно государством.

В Республике Башкортостан кредитование образования возможно развивать в условиях партнерства с банками, которые будут осуществлять образовательное кредитование. Так, при кредитовании в ПАО «Сбербанк» 3/4 ставки рефинансирования субсидируется государством, Республика Башкортостан со своей стороны могла бы субсидировать еще четверть ставки рефинансирования. Подобный кредитный продукт может быть востребованным на рынке региона и, с одной стороны, позволит получить высшее или среднее профессиональное образование детям из семей с невысокими доходами, из тех семей, которые не имеют возможности и сбережений, чтобы оплатить образование детей; с другой стороны, данное направление может помочь сократить миграционную убыль населения из Республики Башкортостан в другие регионы России, которые предлагают более конкурентоспособную заработную плату, чем предприятия республики.

0

ИСТОЧНИКИ:

1. Прахов И.А., Савицкая Е.В. Образовательный кредит: зарубежный опыт и возмож-

ности использования в условиях ассиметричной информации // Экономика образования. - 2008. - № 2. - с. 138-148.

2. Financial Capability in the United States 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.

usfinancialcapability.org/downloads/NFCS_2015_Report_Natl_Findings.pdf ( дата обращения: 15.11.2017 ).

3. Education Indicators in Focus. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/edu-

cation/skills-beyond-school/49729932.pdf ( дата обращения: 15.11.2017 ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Oecdinsights. [Электронный ресурс]. URL: http://oecdinsights.org/2016/11/03/stu-

dent-loans-indebtedness-and-financial-literacy-in-the-united-states - Student loans, indebtedness, and financial literacy in the United States ( дата обращения: 15.11.2017 ).

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по

Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: http://bashstat.gks.ru ( дата обращения: 15.11.2017 ).

6. Мамлеева Э.Р., Марьина А.В., Бесчастнова Н.В., Сазыкина М.Ю. Статистический ана-

лиз формирования трудовых ресурсов в Республике Башкортостан. Науковедение. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/66EVN417.pdf.

references:

Education Indicators in Focus. Retrieved November 15, 2017, from http://www.oecd.

org/education/skills-beyond-school/49729932.pdf Financial Capability in the United States 2016. Retrieved November 15, 2017, from http://www.usfinancialcapability.org/downloads/NFCS_2015_Report_Natl_ Findings.pdf

Oecdinsights. Retrieved November 15, 2017, from http://oecdinsights.org/2016/11/03/ student-loans-indebtedness-and-financial-literacy-in-the-united-states - Student loans, indebtedness, and financial literacy in the United States Prakhov I.A., Savitskaya E.V. (2008). Obrazovatelnyy kredit: zarubezhnyy opyt i vozmozhnosti ispolzovaniya v usloviyakh assimetrichnoy informatsii [Student loan: foreign experience and options of use in asymmetric information]. Economics of education. (2). 138-148. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.