Научная статья на тему 'Роль образования в контексте проблем современного общества'

Роль образования в контексте проблем современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6169
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / GLOBAL PROBLEMS / ANTHROPOLOGICAL CRISIS / ROLE AND FUNCTIONS OF THE EDUCATION IN THE MODERN SOCIETY / HUMANISTIC DIRECTION OF TEACHING / PERSONALITY DEVELOPMENT OF A FUTURE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова И. Д.

В статье анализируются глобальные проблемы современного общества, рассматривается роль образования как одного из средств преодоления антропологического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIETY PROBLEMS

In the paper global problems of the modern society are analyzed, the role of the education as one of the means of the anthropologic crisis overcoming is considered.

Текст научной работы на тему «Роль образования в контексте проблем современного общества»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.0

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© 2009 И.Д.Анисимова

Самарский филиал Саратовского юридического института МВД России

Статья поступила в редакцию 01.09.2009

В статье анализируются глобальные проблемы современного общества, рассматривается роль образования как одного из средств преодоления антропологического кризиса.

Ключевые слова: глобальные проблемы, антропологический кризис, роль и функции образования в современном обществе, гуманистическая направленность обучения, развитие личности будущего специалиста.

Размышляя о роли и проблемах современного образования, нельзя не обратиться к социальной ситуации, сложившейся в сегодняшнем в мире, так как все особенности этой ситуации находят свое прямое отражение в системе образования. Современный мир характеризуется огромным количеством самых разных проблем. Среди наиболее важных и «больных» проблем нашей цивилизации особое место занимают так называемые глобальные проблемы современности. Осмысление данных проблем дает возможность определить способы и средства их решения, «что станет точкой отсчета для сохранения и созидания деятельности путем формирования (образования) человека» 1. Мир коренным образом изменился. Нет практически ни одной важной для человеческой цивилизации проблемы, которая имеет решение в национальном масштабе. Глобальные проблемы - это комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы. Следует подчеркнуть, что границы, позволяющие считать ту или иную проблему либо глобальной, либо региональной или локальной, в ряде случаев изменчивы и подвижны. Глобальные проблемы затрагивают интересы огромного количества людей и могут повлиять на судьбу всего человечества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека.

Особая сложность состоит в том, что решение одной из проблем предполагает необходимость учета влияния на нее других. Как отмечал один из ведущих теоретиков глобалистики А.Печчеи, проблемы, вставшие перед человечеством, «сцепились друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету... число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее»2. Для глобальных проблем характерны непредсказуемость и отдален-

Анисимова Ирина Дмитриевна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков. E-mail: anisimova163@yandex.ru

1 Степин В.С. Научная рациональность в человеческом измерении // О человеческом в человеке. - М.: 1991. - С.48.

2 ПеччеиА. Человеческие качества. - М.: 1980. - С.312.

ность последствий, взаимообусловленность и внутренняя противоречивость и, наконец, их объединяет «включенность» человека в содержание проблем. Общепризнанными глобальными проблемами являются такие как загрязнение окружающей среды, угроза экологического коллапса, проблемы ресурсов, демографии, опасность ядерного взаимоуничтожения, международный терроризм, новые болезни и так далее. Сегодня мы наблюдаем проявления ещё одной глобальной проблемы, а именно - всемирного экономического кризиса. Среди множества актуальных и страшных по своим последствиям проблем особое место занимает антропологическая катастрофа, повергшая мир в пучину так называемой дегуманизации человека, человеческих конфликтов на самых разных уровнях.

Между тем, дегуманизация человека, которую можно определить как антропологическую катастрофу, то есть утрату духовных ценностей по мере развития науки и техники, начинает вызывать серьезную озабоченность у ученых. Происходит переоценка ценностей, являющихся основой организации жизнедеятельности общества Важнейшей из таких основ техногенной цивилизации становится развитие техники, происходящее за счет генерирования и накопления все новых научных знаний, их внедрения в технологические процессы. Развитие цивилизации основано на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Это изменение приводит к активным трансформациям социальных связей людей: меняются способы общения, формы коммуникации, образ жизни и типы личности. Одной из серьёзнейших форм проявления антропологического кризиса в современном мире является усиление напряженности в человеческих отношениях на всех уровнях человеческого общения. «Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связана, прежде всего, с ментальной несовместимостью людей и народов»3. Несмотря на усилия различных международных организаций, стремящихся преодолеть разногласия между отдельными странами, им не удаётся погасить многочисленные межнациональные конфликты, так как глубинные мо-

3 Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: 1998. - С. 19.

тивы и установки людей остаются существенно различными. По мнению академика Б.С.Гершунского, именно это и является причиной противостояния, вражды и насилия, которые захлестнули мир. «Чтобы избежать катастрофы в глобальном масштабе, необходимо единение, духовная интеграция людей разных национальностей, преодоление их разобщенности: мировоззрен-

„4

ческой и ментальной» .

Чтобы переломить опасную тенденцию к обострению антропологического кризиса, продолжению процесса дегуманизации и ментальной несовместимости в обществе, необходимо мобилизовать все имеющиеся средства Одним из таких средств, безусловно, является образование. Глобальные проблемы, зародившиеся в прошлом веке, имеют самое непосредственное отношение к сфере образования, которая, в силу своей направленности на будущее, призвана учитывать не только сиюминутные, но и перспективные, долговременные запросы общества. Но способно ли образование решить столь сложные задачи? Каким путём должно развиваться образование, в чём его стратегические приоритеты, его важнейшие функции?

Рассуждения академика Б.С.Гершунского точно и ёмко формулируют цели и задачи образования как элемента единой социальной системы: «Образование и общество неотделимы. Это - одна система: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования. Сфера образования, откликаясь на эти общественные и цивилизационные проблемы, способна и обязана оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, поддерживать или, напротив, тормозить их, находить свои специфические возможности решения назревающих социальных проблем, упреждать нежелательное развитие событий»5. По мнению учёного, образование должно собственными средствами повлиять на глобальные геополитические процессы. Иными словами, переход на более высокий уровень понимания социальной роли образования связан с решением обостряющихся глобальных мировоззренческих проблем, вставших перед человечеством в новом тысячелетии.

Современное образование призвано не только транслировать из поколения в поколение сугубо прагматичные данные из разных наук, передавать знания, умения и навыки, но и формировать у молодежи целостную картину окружающего ее материального и духовного мира, способствовать осознанию принадлежности каждого человека к единому человеческому сообществу, транслировать из поколения в поколение культурные ценности в их общечеловеческом понимании. Такое образование получило название глобального образования. «Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано заро-

4 Там же. - С. 19.

5 Там же. - С.13.

ждение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех»6. Сегодня именно глобальное образование является единственным перспективным направлением развития педагогической теории, соответствуя запросам общества в плане подготовки молодого поколения к жизни в сложном современном мире с его многочисленными экономическими, политическими и иными проблемами.

Анализируя задачи, которые ставит перед системой образования новая социальная действительность, отметим в качестве «требования», предъявляемого к человеку, иной тип мышления, включающий среди прочего осмысление своей ответственности перед будущим. Такое мышление получило название глобального (планетарного) мышления. Глобально-ориентированное мышление, по мнению В.С.Кукушина, есть, «.. .с одной стороны идеология непредубеждённого восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а, с другой стороны, . когнитивно-коммуникативная технология ведения занятий»7. В новой социальной реальности человек попадает в ситуацию нравственного выбора, когда последствия его поступка могут быть очень отдаленными по времени, и он (человек) их непосредственно не воспринимает. Один человек может принять решение, от которого в другом месте, а может быть, в другое, достаточно отдалённое время пострадают сотни людей (например, новейшие достижения в области ядерной энергии, биологического оружия, космических исследований и т.д.). Речь идёт в буквальном смысле о физическом выживании человечества. На первый план выступает понятие нравственной ответственности ныне живущего поколения перед поколениями будущими. В такой ситуации человек сам должен уметь найти правильное решение, то есть он должен быть подготовлен к тому, чтобы выйти за рамки традиционных норм и создать новую норму, новый тип поведения.

Человек XXI века должен обладать общечеловеческим сознанием, то есть он должен уметь спрогнозировать последствия своих действий, научных разработок в масштабе всего человечества не длительный период времени вперед. В.Н.Саратовский, размышляя о типах мировоззрения с точки зрения взаимной значимости человека и мира в их взаимоотношениях, выделяет три основные мировоззренческие позиции: всё для человека (власть над миром); всё для мира (уход человека от себя, угасание потребностей), всё для гармонизации челове-комирных отношений (сотворчество, коэволюция, ответственность человека перед миром) 8. По мнению автора, развитие мировоззрения сотворчества является необходимым условием выхода человечества из кризиса, оправдания человеком своего громкого самона-

6 Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. - Ростов-на/Д: 2006. - С.387.

7 Там же. - С.386.

8 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии:

философские основы мировоззрения. В 3 ч. Часть 1: Введение:

философия и жизнь. - СПб.: 1997. - С.29.

звания «sapiens» (разумный). С этим мнением трудно не согласиться. Таким образом, новая историческая ситуация требует от человека новой ориентации, нового сознания, что означает переориентацию всей системы культуры, а значит, и образования как ее важнейшего элемента.

Образование необходимо рассматривать на широком фоне социокультурного развития, так как образование, по определению В .А.Конева, - это «специфическая форма культурной деятельности, вбирающая в себя требования культуры для трансляции их в систему формирования человека, способного воплотить в своих действиях накопленный обществом опыт жизнедеятельности. Таким образом, культура формирует педагогическую деятельность»9. Исходя из приведённого выше определения образования как специфической формы культурной деятельности, можно сформулировать и ещё одну важнейшую функцию современного образования, а именно - сохранение культурной среды. По мнению академика Д.С.Лихачёва, «Сохранение культурной среды является не менее существенной задачей, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда также необходима для духовной, нравственной жизни, как и природа необходима человеку для его биологической жизни»10.

Образование есть важнейшая форма формирования человека как личности. Выступая средством трансляции культуры, образование дает человеку возможность не только адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося социума, но и самому проявить себя, приумножая потенциал мировой культуры. Таким образом, важнейшей функцией современного образования является культурно-гуманистическая функция, связанная с гуманизацией человеческой жизни в эпоху господства технократизма. Реализация этой функции обусловливает образовательный процесс, в центре которого находится личность (так называемое личностно-ориентированное образование). Основной смысл этого процесса заключается в гармоничном развитии личности обучаемого. Ориентированное на личность образование направлено на развитие человека как целого: его природных особенностей, а также социальных качеств. При этом оптимальным было бы развитие всех этих начал в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Идея развития целостной человеческой личности становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования. Личностный подход обеспечивает удовлетворение образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности. Характерной чертой личностно-ориентированного образования является гуманистическое отношение к развивающейся личности, признание и сохранение её индивидуальности, создание условий

(культур-

9 Конев В А. Философия образования антропологический аспект). - Самара: 1996. - С.91.

10 Лихачёв Д.С. Декларация прав культуры // Культурология. Научно-образовательный вестник. - 1996. - №1.

для ее самореализации в культурно-образовательном пространстве. Каждый элемент такого образования должен быть рассмотрен с точки зрения гуманизма. «Гуманизм» в данном случае подразумевает признание за обучающимися права на собственное достоинство, самостоятельность, индивидуальность, уважение интересов каждого. Только такое обучение поможет раскрыть все способности человека, даст ему возможность самому понять и правильно оценить свой личностный потенциал, в самых разных его аспектах, понять, над чем нужно работать, к чему стремиться в плане совершенствования своего характера, умения общаться с людьми. В противоположность авторитаризму новый подход предполагает личностную вовлеченность молодых людей в процесс обучения, то есть его инициативность в познании и осмыслении учебного материала, творческое отношение к учёбе.

Эффективность самореализации личности, её становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причём под образованностью понимается не просто определённая сумма знаний, но и сформированное мировоззрение, духовность, кросскультурная грамотность, умение вести диалог. Именно такую образованность и предполагает получение глобального образования. «Смысл глобального образования заключается в формировании у учащихсянового понимания мира на основе ... гуманистических взглядов, нового отношения человека к миру, в котором мы сегодня живём, и нового способа деятельности человека, задача которого, - сохранять хрупкое равновесие систем «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек»11. Теория глобального образования разработана уже достаточно глубоко, дело сегодняшних педагогов всех уровней - претворение в жизнь основ -ных теоретических принципов данной теории, и здесь одним из краеугольных камней является так называемое «восхождение к личности».

Современная культура ориентирована на ценность человека как личности, а формирование личностных качеств человека есть одна из задач образования, отсюда - целью образования становится формирование «человека культуры», способного мыслить творчески, осознавшего себя через единство взаимодействия с другими людьми и другими культурами. Исходя из этого, современная культура должна стать культурой диалога. Именно диалог актуализирует различные смыслы культуры, формирует личность. Диалогичность современной культуры обнаруживает себя в различных внешних проявлениях: это и бум международного туризма, когда люди знакомятся с культурами других народов, и возросшее желание многих людей владеть иностранными языками, что необходимо для общения с представителями иных человеческих сообществ, для изучения человеческих отношений на внутринациональном и межнациональном уровне, для получения образования в зарубежных странах. Следовательно, одним

11 Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. - СПб.: 1997. - С.85.

из принципов современного образования должна стать диалогизация процесса обучения и воспитания.

Говоря о формировании умения вести диалог, являющегося способом коммуникации вообще и межкультурной коммуникации, в частности, нельзя не сказать несколько слов о роли изучения иностранных языков в системе образования. Эту роль нельзя переоценить. В процессе изучения иностранного языка человек приобщается к миру духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Занятие иностранным языком помогает формировать культуру диалога, что предполагает соблюдение некоторых обязательных условий, а именно: равноправие участников диалога, то есть право каждого высказать свое мнение, уважение точки зрения оппонента, стремление установить понимание и согласие в группе, отсутствие авторитарного давления, терпимость к критике и так далее. Занимаясь иностранным языком, люди получают возможность проникать с помощью языковых средств в культуру, историю, нравы, обычаи других народов, ощущая всеединство человеческой цивилизации, необходимость духовной интеграции на основе изучения национальных ценностей разных народов. Преподаватель иностранного языка должен подвести обучающихся к мысли, что владение иностранным языком есть шаг к организации диалога ментальностей и культур, к пониманию или хотя бы принятию несовпадающих пока интересов людей иных сообществ. Только владение иностранным языком делает возможным полноценное межкультурное (межнациональное) общение, и, следовательно, взаимопонимание. В процессе изучения иностранного языка человек усваивает массу культурологических фактов, начинает смотреть «другими глазами» на жизнь носителей изучаемого им иностранного языка и, что очень важно на особенности своей национальной культуры, своего менталитета. Только осознание своей национальной культуры как части единой планетарной культуры способствует воспитанию «человека культуры», «человека планеты», владеющего нравственно-эстетическими ценностями разных культур и способного в последствии приумножить культурный потенциал нашей цивилизации.

Культурно-гуманистическая направленность обучения иностранным языкам ставит перед преподавателем задачу сформировать «открытость» обучающегося всему новому непривычному, необычному, привить уважение к чужой культуре во всех ее проявлениях, в частности, к особенностям национального характера, не теряя при этом конечно уважения к собственным национальным традициям, к родному языку, истории своей страны. Эти качества лежат в основе так называемого глобального мышления, которым должен обладать человек будущего. Выход из глобального мирового кризиса возможен только на основе принципа духовной интеграции, многомерного диалога культур.

Система вузовской подготовки специалистов является частью единой образовательной системы. Исходя из этого, ее приоритетные цели и задачи совпадают со стратегическими направлениями развития всей системы образования. Речь идет о воспитании будущих специа-

листов, которые обладали бы внутренней гуманистической установкой на приоритетную ценность человеческой личности. Одной из целей вузовской подготовки специалистов любого профиля в контексте антропологического кризиса является формирование у молодого человека целостного видения мира и своего места в нем, а также гармоничных отношений каждого с самим собой и другими людьми. Необходимо формировать у молодого поколения такую систему ценностей, в основу которой положено признание человека высшей ценностью; сформировать навык конструктивного мышления, обеспечивающего ему возможность оценивать последствия своих действий и поступков по гуманистическим критериям.

Размышляя о проблемах современного образования в контексте современной культуры, насущных проблем общечеловеческого масштаба, невольно задаёшься вопросом о том, может ли образование своими собственными средствами и способами повлиять на глобальные геополитические процессы? В состоянии ли оно переломить негативные тенденции, спасти мир от надвигающейся катастрофы? Конечно, в повседневной жизни не обойтись без политических решений, без мер узаконенного насилия в борьбе с преступностью, терроризмом. Но именно на современном временном отрезке жизни общества, как нам кажется, всё большую значимость приобретает сфера образования. Ведь именно эта сфера «отвечает» за то, какими будут следующие поколения, что будет приоритетным в их сознании и, следовательно, какой дорогой пойдёт грядущая цивилизация.

Из вышесказанного вытекает понимание роли педагога в современном образовательном пространстве. Современный педагог, какую бы учебную дисциплину он ни преподавал, осуществляет важнейшую социальную функцию, обеспечивая связь времён и преемственность поколений. Успешная профессиональная деятельность преподавателя любого уровня зависит от его готовности принять и понять новые условия жизни, новые цели образования, готовности к реализации новых, современных принципов обучения. Сущность такой готовности определяют: владение знаниями в области теории современного образования, педагогики, психологии различных возрастных групп, современных технологий образования, технологий педагогического наблюдения, прогнозирования и проектирования педагогической деятельности. В сущности, речь идёт о таком преподавателе, сама личность которого оказывает и воспитывающее, и обучающее воздействие на студентов. Проблема личности преподавателя обретает сегодня особую значимость, так как современность предъявляет всё более высокие требования ко всем аспектам его деятельности: педагогическим умениям, знаниям, способам и методам деятельности, личностным качествам. Всё это требует от преподавателя постоянного самосовершенствования, освоения новых методик и технологий, в частности, технологии педагогического общения, что является важнейшей составной частью педагогического мастерства современного педагога. Особые требования предъявляет современная жизнь к преподавателю высшей школы. Как справедливо замечает А.Л.Бусыгина,

«Профиль специальности «Преподаватель ВПШ (высшей профессиональной школы - И.Д.Анисимова)» предусматривает интеграцию знаний на самом высоком уровне..., т.е. на стыке естественных, технических и социальных наук, и важно владение их предметом в равной степени, так как в равной степени важны все последствия любых решений»12. В сложной социальной ситуации наряду с иными личностными качествами педагога необходимо уделять особое внимание так называемой социальной ответственности преподавателя. Причём под ответственностью понимается «.черта личности, характеризующая отношение её к обществу с

точки зрения предъявляемых к ней определённых нравственных требований, соответствие моральной деятель-

13 т

ности личности её долгу» . Только педагог высокой профессиональной квалификации, полностью осознающий свою ответственность перед будущими поколениями, способен реализовать важнейшие функции современного образования, одной из которых, является преодоление антропологического кризиса.

12 Бусыгина АЛ. Профессор - профессия. - Самара: 1999. - С.237.

13 Там же. - С. 199.

ROLE OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIETY PROBLEMS

© 2009 I.DAnisimova°

Samara Branch of Saratov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the paper global problems of the modern society are analyzed, the role of the education as one of the means of the anthropologic crisis overcoming is considered.

Keywords: global problems, anthropological crisis, role and functions of the education in the modern society, humanistic direction of teaching, personality development of a future specialist.

Anisimova Irina Dmitrievna, The candidate of pedagogical sciences, chief of the chair of foreign languages. E-mail: anisimova 163@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.